Научная статья на тему 'Межхристианский дискурс в философско-педагогическом учении Я. А. Коменского'

Межхристианский дискурс в философско-педагогическом учении Я. А. Коменского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я. А. КОМЕНСКИЙ / J. A. COMENIUS / ПРОТЕСТАНТСКАЯ УЧЕНОСТЬ / PROTESTANT LEARNING / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / HISTORY OF PEDAGOGY / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HISTORY OF EDUCATION / ШКОЛА / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованов Константин Юрьевич, Никитина Е.Е.

Статья посвящена рассмотрению важнейшей проблемы историкопедагогическому осмыслению теологического наследия Я. А. Коменского. Конфессиональная составляющая учения Я. А. Коменского в полноте своей всегда была сокрыта от глаз научно-педагогической общественности по ряду причин. Поэтому возникает насущная необходимость восстановить философско-логическую и историческую ценность религиозного вектора педагогического учения Коменского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inter-christian discourse in philosophical and pedagogical doctrine of J.A. Comenius

The article is devoted to the consideration of the most important problem of the historical and pedagogical comprehension of the theological heritage of J. A. Comenius. The confessional component of the teachings of J. A. Comenius in its fullness has always been hidden from the eyes of the scientific and pedagogical community for a number of reasons. Therefore, there is an urgent need to restore the philosophical, logical and historical value of the religious vector of the pedagogical doctrine of Comenius.

Текст научной работы на тему «Межхристианский дискурс в философско-педагогическом учении Я. А. Коменского»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №4

Межхристианский дискурс в философско-педагогическом учении я. А. Коменского

К. Ю. Милованов, Е. Е. Никитина

(Центр истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»; e-mail: milkonst82@mail.ru)

Статья посвящена рассмотрению важнейшей проблемы - историко-педагогическому осмыслению теологического наследия Я. А. Коменского. Конфессиональная составляющая учения Я. А. Коменского в полноте своей всегда была сокрыта от глаз научно-педагогической общественности по ряду причин. Поэтому возникает насущная необходимость восстановить философско-логическую и историческую ценность религиозного вектора педагогического учения Коменского.

Ключевые слова: Я. А. Коменский, протестантская ученость, история педагогики, история образования, школа.

Ян Амос Коменский (1592-1670) родился в имперском маркграфстве Моравия в семье мельника. Родители Коменского принадлежали к одной из общин Моравской (Чешскобратской) церкви, официальное латинское название которой было - Unitas Fratrum, а чешское - Jednota Bratrska, в различных переводах на русский язык - «братство», «братское единение», «братское единство», «братская община» [15]. Данное обстоятельство сыграло немаловажную роль в судьбе Я. А. Коменско-го, и наложило определенный отпечаток на всю дальнейшую деятельность мыслителя.

Формирование данной религиозной организации было напрямую связано как с идейным наследием Гуситского национально-освободительного и религиозного движения XV в., так и с деятельностью многочисленных анабаптистских течений век спустя, которые отражали чаяния «низовой», «плебейской» Реформации с её радикальным хилиазмом, сетевой организацией, автономией приходских общин, над-сословностью, социальным утопизмом и мессианством, избранничеством, харизматичными «пророками» и вполне материальным Градом Божьим на Земле.

Принадлежность к гонимому «малому стаду», религиозной организации постулаты, каноны и общежитийный строй которой были неприемлемыми не только для сторонников рекатолизации Европы и Контрреформации, но и для некоторых территориальных протестантских церквей (сторонников «королевской» или «княжеской» Реформации) закалила Коменского. Жизненные трудности и перипетии судьбы,

гонения за веру превратили его в непреклонного сторонника свободы человеческой воли, апологета всеобщего просвещения, поборника справедливости, противника всякого религиозного или этатистского волюнтаризма и любых форм насилия.

Я. А. Коменский прошел четыре образовательных учреждения -Стражницкую братскую школу, Пршеровскую латинскую школу, Гер-нборнскую академию и Гейдельбергский университет. Данный университет являлся уникальным по своей просветительской значимости культурным, образовательным и научным центром, оплотом протестантского движения, прославленной Высшей школой евангелизма.

Цели Реформации в эпоху Коменского смещаются из собственно ве-роучительной плоскости в сторону деятельного идейного просвещения и масштабного по тем временам педагогического строительства. От требований «дешевой церкви», упрощения богослужения, уничтожения трехчинной иерархии, понятных проповедей и молитвенников на родном языке (столь характерных для XVI в.) был осуществлен переход к организации сети конфессиональных учебных заведений, поголовной грамотности членов общин и понимания не только буквы, но и сути Священного Писания. Еще одним фактором формирования исторической эпистемы протестантской учености в XVII в. стала активная рекатолизация, в том числе и в области образования.

Тридентский собор (1545-1563), объявивший «крестовый поход» против еретиков, захвативших исконные католические земли Европы, в период своей деятельности рассмотрел два «педагогических» вопроса. Первый касался повышения образовательного уровня клира через систему семинарий и духовных академий, а второй - заключался в создании под эгидой Церкви общеевропейской сети «латинских» (общеобразовательных) школ и «академий» нового типа, причем формально светских, однако дающих не только образовательную, но и идейно-воспитательную подготовку соответствующей направленности. Основной «удар» планировалось нанести по «зараженным ересью» странам Западной Европы, вспомогательный же был направлен на территории Центральной и Восточной Европы, и «схизматическую» Московию.

Подняв знамя собора, основанное в 1534 г., Societatis Jesu («Общество Иисуса») покрыло карту тогдашней Европы сетью образовательных учреждений - иезуитскими коллегиями и школами, а также подготовило значительное число специализированных педагогических кадров: «идейно подкованных» гувернеров, воспитателей, домашних учителей, репетиторов и педагогов-переводчиков, тайных катехизаторов и миссионеров для внедрения их в знатные и состоятельные семьи «схизматиков» и «еретиков».

Как никто угрозу педагогической Контрреформации, ощущение близкого проигрыша в борьбе за умы и души детей ощутил Я. А. Коменский

и предпринял все возможные усилия дабы отвести напасть рекатоли-зации. Иезуитская система обучения и воспитания с ее проблемно-тематическими «уроками», протоклассной системой, занимательными «переменами», театрализованными постановками, дополнительным образованием, и грамотно организованной внешкольной деятельностью (в том числе и в период каникул) выгодно отличалась от «зубрежки» и «начетничества» протестантских школ «женевского типа». Точно также как харизматичные и интеллектуально «гибкие» отцы-иезуиты от мрачных пасторов и причетников. Для избранных и духовно близких - учащихся «с перспективой» - предлагалась особая медитативная практика умственных упражнений, воздействующих как на сознание, так и на подсознание, и последующая карьера в орденской организации. Ян Амос Коменский стал выстраивать свою педагогическую систему детально осмыслив, обобщив и творчески переработав весь практический учебно-воспитательный опыт и организационную деятельность иезуитских коллегий. Он систематизировал классно-урочную систему, и приложил все усилия для того, чтобы сделать популярной и массовой протестантскую школу нового типа на общеевропейском уровне.

Моравский просветитель последовательно прошел свой жизненный путь от учителя до руководителя школы, и от священника до епископа - исторически последнего предстоятеля Чешскобратской церкви. Сам педагог высоко оценивал «сословие ученых, занимающихся работою мысли» [5: 80]. Имя Я. А. Коменского по своему научному звучанию, эпохальности, масштабу личности, богатству теоретического наследия, продуктивности идей и практических разработок ничуть не уступает именам его выдающихся современников - Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка. Так, по мнению некоторых исследователей, усилиями Я. А. Коменского «была заложена европейская система образования, которая в значительной степени начала ориентироваться на науку» [6: 204].

Образовательная практика протестантских деноминаций анабаптистского, нонконформистского и диссентерского толков оказала значительное влияние на формирование целостного мировоззрения и педагогических взглядов Я. А. Коменского. чешскобратская церковь восприняла значительное число гуманистических идей из учений Яна Гуса и Петра Хельчицкого: общинность как основа религиозности, христианская вера как фундамент идеального общественного и политического устройства, отрицание сословности, власть и собственность должны принадлежать праведным, правдоискательство и распространение истинного знания как обязанность для каждого члена общины, понятность и простота языка проповеди, активный пацифизм [15: 299-300].

Несомненно, что данные принципы организации повседневной жизни общин Моравской церкви самым серьезным образом отразились

и на философско-педагогическом учении Я. А. Коменского. Вожди Реформации высоко оценивали труд учителя, так как, по словам М. Лютера «я не хотел бы иметь более никакую другую службу, чем быть учителем или воспитателем мальчиков, потому что я знаю, что эта профессия после проповеднического служения наиболее необходимая, наиважнейшая и самая лучшая» [7: 148-149].

Пытаясь вернуться во времена апостолов (если уж не исторически, то хотя бы подражательно), проводя в жизнь евангельские принципы, и восстанавливая как им казалось раннехристианские порядки, протестантские общины различных толков в тот исторический период организовывали общинные школы для обучения детей и подростков. Так, по мнению крупнейшего протестантского богослова XVI в., создателя лютеранской церкви, философа, педагога, просветителя и «учителя Германии» Ф. Меланхтона «родители, следуя воле Божьей, должны отдавать детей в школу, вооружая тем самым Господа Бога, который сможет использовать их на благо другим людям» [9: 59].

Следует отметить, что в нонконформистских протестантских общинах дети дошкольного возраста обоих полов помещались в специализированные «материнские дома», своего рода общественные воспитательные учреждения, где за ними присматривали назначенные общиной наставницы. Был организован процесс развивающего обучения через назидательные тематические беседы, формировались элементарные представления об окружающем мире на обыденных житейских примерах. Детей приучали к соблюдению норм личной гигиены и правильному уходу за собой, постепенно вводились начатки физического воспитания. После окончания курса дошкольного обучения все дети переводились в «школьные дома», где и оставались несколько лет, обучаясь под руководством школьных наставников чтению, родному языку, счету, письму, вероучению соответствующему конфессиональной принадлежности, а также труду. В основу трудового обучения был положен многовековой социогендерный принцип: мальчики занимались различными формами ремесленного дела, а девочки - учились ведению домашнего хозяйства, готовке, прядению и ткачеству. Также детей приучали к необходимой дисциплине.

Очевидно, что многие характерные черты подобного исторического типа воспитания и обучения вошли на правах закономерностей в педагогическое учение Я. А. Коменского. Среди таковых ведущие теоретические принципы школьного строительства: дошкольное воспитание как особый сегмент образовательной деятельности, принцип всеобщего обучения в школе на родном языке, трудовое обучение (воспитание), школьная дисциплина, учет возрастных, умственных и физических особенностей учащихся, витализм, природосообразность и религиозность. Также великий педагог предпринимает попытку «выстроить систему

мотивации у обучающихся. С его точки зрения, это важнейшая задача учителя» [16: 13].

Помимо кальвинизма, через учебные заведения которого прошел Коменский, многочисленные течения Реформации оказали значительное влияние на формирование стройного педагогического учения выдающегося просветителя. Они импонировали ему своим демократизмом, принципом единения всех людей, трудолюбием, убежденностью в своей правоте, стремлением донести Свет истины, особым избранничеством и стилем жизни первых христиан. Данный специфический религиозно-общинный демократизм выразился у Я. А. Коменского в политико-педагогических требованиях о строительстве единой общеобразовательной школы на государственном уровне [16], введении всеобщего надсословного обучения детей и молодежи. Также в педагогическом учении выдающегося мыслителя не учитывались различия в социальном статусе, не брался в расчет имущественный ценз, конфессиональная и половая принадлежность, и вообще отсутствовала как таковая любая социальная, этнонациональная и политическая сегрегация при организации школьного дела. Безусловно, что не только для XVII в., но даже и для европейских государств первой половины ХХ в. эти предложения были новаторскими и сверхактуальными.

В общинной жизни Моравской церкви, прихожане которой в подавляющем большинстве были ремесленниками, религиозность всегда сочеталась с практическим подходом к организации того или иного рода внутрибратской деятельности, что являлось обыденным отражением историко-культурного феномена протестантской трудовой этики. Например, в педагогическом учении Я. А. Коменского, в особенности при определении общих целей обучения и воспитания, проявились как специфические протестантские вероучительные мотивы, так и характерные для всего новоевропейского периода утилитарно-рационалистические черты, связанные с распространением гуманитарного знания через обучение основам наук. Он высоко оценивал философию сенсуализма Ф. Бэкона, с его погружением в исследование ощущений, эмоций и чувственного опыта. Отдельные положения педагогической теории Комен-ского испытали на себе влияние идей Высокого Возрождения XVI в. Здесь и гуманизм, гармоничность, философия витализма, целеустремленность, стремление к высоким идеалам, природосообразность и возвеличивание человека как Чудесного макрокосма.

Традиционно в советской историко-педагогической науке мировоззренческая платформа Я. А. Коменского (с момента его официальной «реабилитации» во второй половине 30-х гг. ХХ в.) неизменно маркировалось как «двойственная» и «противоречивая» [4: 79]. Действительно, на первый взгляд в философском учении мыслителя странным образом были переплетены элементы рационализма, механицизма

и натуралистического реализма, ренессансные мотивы, предлокков-ский сенсуализм и последовательное изучение чувств и эмоций, неизменная ведущая потребность в опоре на практику, и приоритет многогранного жизненного опыта. Вместе с тем, все это дополняется истовой религиозностью, упованием на Провидение и авторитет Священного Писания, просветительским мессианством, катехизаторством, и идя вслед за Блаженным Августином - критикой «языческой» философии, «ложной» литературы, и в целом античной мудрости. Следует однако отметить, что в данном аспекте позиция моравского педагога ничуть не отличалась от воззрений его современников - видных деятелей протестантизма, в частности с мнением крупнейшего поэта, религиозного и политического мыслителя, «английского Гомера» Джона Мильтона. Так, в эпосе «Возвращенный рай» он утверждал: Кто свыше просветлен Увы, чему способны научить Все мудрецы подобные, когда Они самих себя не постигают, Понятия о Боге не имея, О таинствах великих мирозданья, О горестном паденье человека... [10: 401].

Я. А. Коменский призывал к системному изучению ведущих научных и метафизических категорий - принципов основоположения естества, вещей, мер и явлений, свойств и качеств тех или иных объектов научного наблюдения. Язык мыслителя метафоричен, символичен и наполнен идеями-образами. Учебно-воспитательный процесс у него «как лестница, школа-театр, куб мудрости, ум человека как зеркальный шар, город как лабиринт» [8: 172]. Исторически Я. А. Коменский «заложил основы стандартизации в образовании и разработал первые «стандарты» (классно-урочную систему, предметы, учебники, учебный год, стадии образования - «школы», требования к учителю и т.д.)» [17: 140].

Главной целью воспитания, по Коменскому, является подготовка человека к вечной жизни. Для того чтобы приуготовить человека к Царствию Небесному Я. А. Коменский определяет три ведущих блока воспитания: умственное воспитание через познание себя и окружающего нас мира, нравственное воспитание, заключающееся в управлении своими поступками и эмоциями, и наконец главное - религиозное воспитание через посвящение себя Богу и стремление к нему всеми помыслами. Таким образом, мы видим, что «педагогическая система Коменского по своему существу глубоко христианская» [10: 122].

религиозная вера в чудодейственную силу и необычайные способности института воспитания была продуктивной инновационной компонентой, привнесенной Я. А. Коменским в теорию и практику образования. Могущество воспитания подрывало главный догмат кальвинизма

о безусловном (абсолютном) предопределении, ибо наполняло воспитание почти божественной силой изменять к лучшему человеческие судьбы, совершенствуя человеческую природу, направляя человека на путь Спасения, невзирая на фаталистичную веру в предвечные установления.

Очевидно, что на формирование взглядов Коменского существенное влияние оказало учение о свободе человеческой воли выдающегося нидерландского богослова Я. Арминия, который обоснованно отрицал двойное предопределение: одних - «избранных» ко спасению, других же «изначально грешных» - к мукам и вечной погибели. Я. А. Ко-менский в своем эзотерическом произведении «лабиринт света и рай сердца» высоко оценивает заслуги Арминия в деле просвещения. Он помещает его в число великих ученых-спорщиков, бурно дискутирующих друг с другом в Суде Мудрости, наряду с Платоном, Аристотелем, Цицероном, Н. Коперником, Э. Роттердамским, М. Лютером и другими мыслителями всемирного значения [5: 105].

Переработав богословскую доктрину Арминия, Я. А. Коменский поставил её на службу формирующейся в этот период теории воспитания. Безусловно, что одно из ведущих вневременных достижений «великого педагога - система универсального воспитания, блестяще им обоснованная, все еще остается идеалом и для современной цивилизации» [15: 98].

Также по мысли ученого «божественное» воспитание должно соотноситься и сообразовываться с природой. Не случайно, что педагогику Коменского зачастую называют природосообразной [16]. С легкой руки выдающегося мыслителя принцип природосообразности прочно войдет в теоретико-методологическую канву педагогической науки, встречаясь в концепциях Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистерве-га, К. Д. Ушинского [1; 12], а также других выдающихся представителей классической педагогической мысли вплоть до современного этапа новейшего времени [2]. Данный теоретический принцип будет характерен для каждой последующей исторической эпохи, причем с обновленным содержанием в связи с тем или иным духом времени, идеологическим наполнением, политическим курсом, государственным или общественным заказом и требованиями, предъявляемыми к школе [3; 13].

Велика и могущественна сила природы, ибо как оптимистично заключает Коменский «каждое существо, даже неразумное от природы, приспособлено к тому, чтобы наслаждаться приятными и полезными для себя вещами и иметь влечение к ним» [5: 74]. Научно-теоретическая и практическая разработка принципа природосообразности стала возможной лишь столетие спустя - в Век Просвещения в трудах К. А. Гельвеция, И. Г. Гердера, П. А. Гольбаха, Ж. Ламетри, М. В. Ломоносова, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо [11].

Таким образом, Я. А. Коменский был «одним из основателей системы образования, благодаря ему педагогика стала отдельной областью

знаний и самостоятельной наукой» [17: 20]. Его универсальное учение -отнюдь не противоречивое, но вневременное и сложносоставное, с определенными допущениями неортодоксального характера, что вызвано скорее оригинальностью философских, педагогических и богословских воззрений Коменского. Великий педагог футурологически определил ведущий перспективный тренд развития европейской и европоцентристской образовательной парадигмы на четыре столетия вперед.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ)»Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».

Список литературы

1. Коменский Я. А. Лабиринт света и рай сердца // Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 74193.

2. Костецкий В.В. Вводный курс философии: лекции. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2000. 252 с.

3. Лютер М. Проповедь о том, что нужно посылать детей в школу // Мартин Лютер - реформатор, проповедник и педагог / Сост. О. В. Курило. М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 118-154.

4. Марчукова С. М. Развитие идеи пансофийности в педагогических трудах Я. А. Коменского // Человек и образование. 2013. № 4 (37). С. 170-173.

5. Меланхтон Ф. Наставление визитаторов, предназначенное для пасторов в землях герцога Генриха Саксонского // Европейская педагогика от античности до Нового времени. Исследования и материалы: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Безрогова, Л. В. Мошковой. В 3-х частях. Ч. 3. М.: Изд-во ИТПи-МИО РАО, 1993. С 58-64.

6. Мельников Г. П. Теология в педагогической концепции Я. А. Коменско-го // Европейская педагогика от античности до Нового времени. Исследования и материалы: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Безрогова, Л. В. Мошковой. В 3-х частях. Ч. 3. М.: Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993. С. 117-125.

7. Милованов К. Ю. М. В. Ломоносов и образовательная парадигма Века Просвещения в России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 2. С. 140-148.

8. Милованов К. Ю. К. Д. Ушинский и эпоха Великих реформ в России (к истокам модернизации отечественного образования) // Проблемы современного образования. 2014. № 3. С. 22-28.

9. Милованов К. В лабиринте реформ: исторические коллизии и парадоксы // Родина. 2014. № 3. С. 18-20.

10. Мильтон Дж. Возвращенный Рай // Джон Мильтон. Потерянный и Возвращенный Рай. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. С. 339-412.

11. Протестантизм: Словарь атеиста / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. М.: Политиздат, 1990. 319 с.

12. Сорина Г. В., Меськов В. С. Вперед к Коменскому (глобальный характер проекта Коменского в современных условиях) // Ценности и смыслы. 2012. № 4 (20). С. 4-18.

13. Холкина А. С. Ян Амос Коменский: традиции и инновации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 1. С. 138-146.

14. Чемшит О. О., Шенгелая Й. Ш. Пансофяя: педагопчна фшософяя Я. А. Ко-менського // Вкник СевНТУ. Серiя: Фiлософiя. 2011. Вип. 115. С. 95-99.

15. Ян Амос Коменский: «Спорить с Природой - напрасное дело» // Эт-нодиалоги. 2012. 1 (38). С. 203-210.

16. Ярмак Ю. В. Педагогические идеи Я. А. Коменского и современные социально-политические коммуникации // Альманах Пространство и Время. 2015. Т. 8. Вып. 1. С. 7.

17. Grontsova I. The socio-pedagogical thinking of J. A. Comenius // Вестник ЮУр-ГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2015. Т. 7, № 3. С. 16-21.

Inter-Christian Discourse in Philosophical and Pedagogical Doctrine of j.a. Comenius

K. Yu. MlLOVANOV, E. E. Nikitina

The article is devoted to the consideration of the most important problem of the historical and pedagogical comprehension of the theological heritage of J. A. Comenius. The confessional component of the teachings of J. A. Comenius in its fullness has always been hidden from the eyes of the scientific and pedagogical community for a number of reasons. Therefore, there is an urgent need to restore the philosophical, logical and historical value of the religious vector of the pedagogical doctrine of Comenius.

Key words: J. A. Comenius, Protestant learning, history of pedagogy, history of education, school.

Сведения об авторах

Милованов Константин Юрьевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». E-mail: milkonst82@mail.ru

Никитина Екатерина Евгеньевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». E-mail: katya5030@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.