в соответствии с которым целесообразность, постепенность гармония и порядок, царящие в природе, следует переносить и на воспитание человека. Принцип природосообразнос-ти является основополагающим и в народной педагогике. Педагогические явления народной жизни тесно связаны с природно-климатической, ландшафтно-географической средой, которая является основополагающих и действенным фактором, влияющим на процесс воспитания человека [1]. Размышляя над ролью природы в формировании личности, К.Д. Ушин-ский подчеркивал роль природных условий в становлении национального характера, в разумном использовании естественных богатств природы видел возможность достижения человеком "удивительной степени высоты" [3, С. 35].
Понимая человека как частицу природы, подчиняющуюся ее законам и развивающуюся по естественным законам в "Пампедии", Ко-менский подчеркивает, что воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой: "Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом. Необходимо все дарования развивать в совершенстве, чтобы родившийся человеком, учился и действовать по человечески" [5, С. 70]. "Как плодородная земля при отличной обработке - продолжает автор, - становится раем, а если остается в небрежении - печальной пустыней, наполненной крапивой, тернием и гадами, так и дарования при прекрасном воспитании совершенно уподобляют нас ангелам; оставленные в небрежении, низводят нас к скотам! Усовершенствование природных дарований необходимо людям более всех сокровищ мира, почестей, удовольствий и всего, что только может входить и обыкновенно входит в круг наших желаний, и потому оно должно быть высшей целью наших стремлений" [5, С. 70].
В своих педагогических трудах Коменский подчеркивает первостепенную роль учителя, который является душой и сердцем воспита-
ния. Как в народной педагогике воспитатель -пример для подражания, так и учитель у Ко-менского - образец нравственного поведения, скромности и благонравия, в деятельности пример бодрости и трудолюбия [4]. Учитель, подчеркивает Коменский, постоянно ищет чему и как учить "чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно" [5, С. 106]. Называя учителя "чистым и непорочным служителем вечного света", сравнивает его с "усердным ваятелем", "предприимчивым архитектором", "хорошим пастырем и рачительным садовником", а имея перед собой пример такого учителя, ученик "будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой" [5].
В народной педагогике воспитание трудолюбия - один из наиболее действенных факторов воспитания. Трудолюбе - важнейшее каче-: ство учителя, которое он должен воспитывать и в своих учениках - "если кто-нибудь работает вяло, заставляй его работать больше других. Желание работать и отсюда выносливость в работе, это громадное сокровище в жизни" [5, С. 118].
Таким образом, в педагогической системе Коменского проявилось взаимодействие концепций авторитарного, гуманистического и народного воспитания, педагогической науки с народной педагогикой.
Литература:
1. Григорьев А.Ф. Роль традиционной культуры народов Ставрополья в системе воспитания духовно-нравственных ценностей: проблемы и противоречия // Kant. - 2015. - № 3 (16). - С. 11-16.
2. Гусейнов A.A., Ирлитц Г. Краткая история этики.- М.: Мысль, 1987. - 589 с.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М. : Академия, 1999.- 167 с.
4. Калантарян Л.А. Становление педагогики народного художественного творчества в русле развития отечественной гуманистической педагогики XIX века // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №1(09).
5. Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / сост. Н.М. Матвеева. - М.: Школьная Пресса, 2003,- 192 с.
-О X
9
со
CU
си
S
31
THE BEGINNING OF THE PUBLIC PHASE OF WOMEN'S EDUCA TION IN RUSSIA Kolpacheva Oiga Yurievna, DSc of Pedagogical sciences, Professor E-mail: [email protected]
Kanevskaya Janna Olegovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor E-mail: [email protected]
Avdeeva Liiia Nlkolaevna, PhD of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer E-mail: [email protected]
Shirvanian Arevik Eknikovna, PhD of Pedagogical sciences, Senior Lecturer, Department of General Pedagogy and Modern Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russia E-mail: [email protected]
The article is devoted to formation of the secular state of female education in Russia of the XVIII century, affected approaches to the problem of women's education programmes and teaching methodology in the Institute for noble maidens, analyzed the work of I. /. Betskoy as the organizer of women's education in the country.
Keywords: I.I. Betsky; the projects of the organization of women's education; the Imperial educational society for noble maidens; the ideas of the French enlightenment; the goal of female education; birth education; dominant educational tasks over education; development of scientific bases of methodology of training and education of females.
НА ЧАЛО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭТАПА ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Статья посвящена становлению светского государственного женского образования в России XVIII века, затрагиваются подходы к проблеме женского образования, рассматриваются программы и методики обучения в институте благородных девиц, анализируется деятельность И.И. Бецкого как организатора женского образования в стране.
Ключевые слова: И.И. Бецкой; проекты организации женского образования; Императорское воспитательное общество благородных девиц; идеи французского просветительства; цели женского образования; сословность образования; доминанта воспитательных задач над образовательными; разработка научных основ методики обучения и воспитания женщин.
УДК 37(091) ВАК РФ 13.00.01
© Колпачёва О.Ю., 2017 © КаневскаяЖ.О., 2017 © Авдеева Л.Н., 2017 © Ширванян А.Э., 2017
КОЛПАЧЁВА Ольга Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор [email protected]
КАНЕВСКАЯ Жанна Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент renzisa@mail. г и
АВДЕЕВА Лилия Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель [email protected]
ШИРВАНЯН Аревик Экниковна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель are vik-83@mail. ru
кафедра Общей педагогики и современных образова тельных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия
История женского образования уходит своими корнями в глубокую древность, его начало связано со временем крещения Руси и осуществлялось под эгидой церкви. Как свидетельствуют немногочисленные источники, женское образование сводилось главным образом к усвоению церковных догматов и норм поведения, а также изучению необходимых для повседневного обихода вещей.
Такое положение дел сохранялось вплоть до XVIII века и начало меняться лишь тогда, когда Петр I, открывший Россию для иностранцев и поставивший вопросы просвещения на государственную основу, создал реальные предпосылки для изменения социальной роли женщины. На основе переосмысления этой роли и вовлечения представительниц имущих сословий в орбиту светской жизни, а не благодаря практической деятельности императора по развитию образовательной системы (последней как таковой в отношении женщин не наблюдалось), женское образование получило могучий импульс в своем развитии, вышло за стены монастырей, во многом освободилось от церковных догматов. Ведущим направлением в развитии женского образования петровской эпохи и последующих четырех десятилетий являлось домашнее воспитание девиц. Под влиянием требований времени аристократические семьи были вынуждены нанимать для обучения дочерей иностранцев, появившихся в стране, тратить деньги на покупку книг и учебников, заботиться о том впечатлении, которое произведут вывозимые в свет дочери. Постепенно обучение особо ценимым в женщинах хорошим манерам, умению танцевать, ловкости в общении, иностранным языкам стало дополняться собственно научными предметами. Сказанное относится к представительницам высших слоев общества. Большинство малосостоятельных дворян образование дочерей считали излишним. В других сословиях грамотная девушка являлась исключением [4, с. 240].
К петровскому времени относится появление первых проектов организации женского образования, авторы которых (Ф. Салтыков,
В.Н. Татищев, Феофан Прокопович) писали о таком воспитании женщины, которое позволяло бы ей вести соответствующий ее социальному положению образ жизни. При этом не следует забывать, что для каждой конкретной социальной прослойки данный образ жизни регламентировался в законодательном порядке согласно "Табелю о рангах", принятому в 1722 году.
Реально проекты не были осуществлены, и о развитии женского образования в России в петровский период можно лишь говорить, имея в виду домашнее воспитание, деятельность монастырей и раскольничьих школ [1, с. 40].
1764 год - год создания Императорского восп итател ьного общества бла городн ых деви ц - знаменует факт официального признания государством необходимости и важности образования женщин и взятия его под свою опеку. С этого момента его дальнейшее развитие вплоть до 60-х годов XIX столетия было связано в основном с государством и в определяющей степени диктовалось интересами последнего, в силу чего данный период правомерно характеризовать как государственный.
Считая полезным "дабы все девушки не только обучались читать и писать, но имели бы и разум, просвещенный различными знаниями, для гражданской жизни полезными" [5, с.140] основоположница женского государственного светского образования Екатерина II рассматривала создание женских учебных заведений как неотъемлемую часть учебных реформ, направленных, в свою очередь, на решение социальных задач и, в частности, на воспитание "новой породы людей". Ориентируясь на деятельность известного в Европе женского института Сен-Сир, отмечала Е.О. Лихачева, "Екатерина, как это обнаружилось впоследствии, ставила дело шире: она не ограничивалась целью Сен-Сира давать государству образованных женщин, а хотела ввести женское образование в общую систему воспитания российского юношества, руководствуясь при этом государственной задачей - путем гуманного и рационального воспитания и образования молодого поколения обоего пола, улучшить породу русских "отцов и матерей", доставить счастье отдельной личности и этим поднять состояние всего государства" [2, с.140].
На деле забота государства о всестороннем воспитании женщины распространялась главным образом на представительниц дворянства. Отступая от текста, отметим, что уже через три с половиной десятилетия об этом
говорилось прямо. В частности, в 1802 г. императрица Мария Федоровна в одной из инструкций писала: "Начальнице, прежде всего, предписывается иметь постоянно в виду будущее назначение воспитанниц и особенно стараться, чтобы они, насколько возможно, приобрели правильное представление о том, что их ожидает за порогом заведения, и были бы способны удовлетворяться тем положением, в какое поставит их судьба" [5, с.187].
Реализацию своих установок в области женского образования Екатерина II поручила И.И. Бецкому. Поклонник взглядов Дидро, Вольтера, Гельвеция и Локка, он постарался перенести идеи французского просветительства на русскую почву. Основными из них были идея противопоставления государственного воспитания домашнему и общественному (ввиду неготовности семьи и общества качественно решать образовательные задачи) и идея : примата воспитательных задач над образовательными.
Целью женского образования И.И. Бецкой считал воспитание будущих жен и матерей семейства, способных образцово выполнять семейные обязанности, что полностью совпадало с господствующим взглядом на роль женщины в обществе [3, с.90]. Для этого, по его мнению, следовало изолировать девиц от возможного вредного влияния и придать их воспитанию максимально закрытый характер, что и было реализовано в первом закрытом женском учебном заведении - Смольном институте для благородных девиц (1764).
Идея о доминанте воспитательных задач над образовательными нашла свое выражение в содержании программ, где четко прослеживаются три основных направления: физическое, трудовое, нравственное. Только как составную часть воспитательной программы педагога следует рассматривать умственное воспитание или собственно образование. Впоследствии примат воспитательных задач над образовательными долгие годы являлся доминантным для официальной педагогики страны.
Составители первых учебных программ смолянок постарались вооружить их энциклопедическими знаниями. В младших возрастах (классах) изучали Закон Божий, русский и иностранные языки, арифметику, рисование, танцы,музыку. В средних классах добавлялись история и география, в старших - словесные науки, а также архитектура, геральдика и опытная физика. В числе утилитарных дисциплин были скульптура и рукоделие. В дальнейшем в
-О X
9
со
CU
си
s
33
программу включались новые предметы: с 1775 года был введен итальянский язык, с 1776 года - геометрия, в начале XIX века - естественная история. Многопредметность препятствовала глубокому усвоению материала, в силу чего обучение носило характер поверхностного ознакомления с соответствующими отраслями знаний.
Исключение составлял лишь курс иностранных языков, изучаемых подробно. К тому же на них велось преподавание ряда предметов, в частности истории, географии, физики. Способствуя лучшему знанию языков, такая практика одновременно резко снижала качество усвоение изучаемых предметов. При этом на изучение русского языка отводилось гораздо меньше часов, чем на иностранные языки. Последний год учебы был посвящен повторению пройденного материала, причем особое внимание уделялось Закону Божьему.
Ревностный хранитель дворянских привилегий, Бецкой стоял на позициях сословного образования, но как дань требованиям набирающим силу новым сословиям и модным тогда идеям французского просветительства в Смольном институте было открыто мещанское отделение, гдеупор делался на профессиональную подготовку воспитанниц, что дало бы им возможность обеспечить себя материально по окончанию учебного заведения.
Таким образом, изначально государственное женское образование в стране стало развиваться в двух направлениях - направлении общем, более воспитательном, чем образовательном, и в направлении специальном, профессиональном. В отличие от мужского образования в женском последнее прослеживалось значительно слабее, однако существование мещанского отделения в институте благородных девиц свидетельствует о том, что государству не были чужды интересы представительниц средних сословий. В дальнейшем профессиональное направление в женском образовании продолжало развиваться, - наряду с мещанским отделением Смольного института благородных девиц в России функционировали многочисленные частные школы и пансионы, дающие возможность получить специальности воспитательницы, гувернантки, акушерки и т. п.
И.И. Бецким первым в отечественной педагогике были предприняты попытки разработки научных основ методики обучения и воспитания женщин. Как отмечал Н. Черепнин, подробно осветивший деятельность педагога в Смольном, И.И. Бецкой во-первых, обосно-
вал необходимость учета половозрастных особенностей обучаемых и, во-вторых, выступил противником механического заучивания материала и предметного способа преподавания. Взамен этого НИ. Бецкой внедрил в Смольном институте классно-урочный способ и вопросно-ответную форму преподавания, как способствующие развитию рассудка и воли, возбуждению внимания, укреплению памяти [2, с.260].
Обучение в институте при Бецком носило наглядный характер. Учителям предписывалось пользоваться "более видимыми нежели отвлеченными доказательствами", знакомить воспитанниц с окружающими предметами, применять на уроках таблицы и картины. Важнейшим требованием являлось подробное разъяснение материала. Обязательным было чтение учебных книг, имеющихся в институтской библиотеке. В целях лучшей постановки учебного процесса помимо общих наставлений были разработаны методики преподавания отдельных предметов.
В частности, обучение чтению рекомендовалось начинать с изучения букв и слогов по особым таблицам, затем переходить к выработке самого механизма чтения и лишь затем обращать внимание на его осознанность (бук-вослагательный способ). Первоначальные сведения из грамматики воспитанницы также получали сначала в процессе чтения, и лишь затем следовало изучение грамматических правил на примерах.
Особое внимание в Смольном институте уделялось совершенствованию методики преподавания иностранных языков. Учителям предлагалось в первую очередь "объяснять девицам особенности иностранного языка в смысле выговора по сравнению с русским языком", т. е. изучать фонетику, затем переходить к обучению чтению и письму, после выработки элементарных навыков - приступать к изучению грамматики. Далее следовало чтение книг на иностранных языках, причем предлагалось при выработке навыков чтения постоянно повторять грамматику с помощью постановки вопросов. При дальнейшем обучении воспитанницы должны были заучивать наизусть прозаические отрывки и писать по ним изложения, а затем и сочинения. Была также разработана методика обучения переводам. Учитель сначала сам переводил отрывок, затем предлагал детям перевести данный фрагмент текста с его помощью.
В 80-х годах XVIII столетия для улучшения знания иностранныхязыковбыло введено вне-
классное чтение группами, под наблюдением классных дам, а также особые беседы, когда учителя читали девицам вслух какое-либо произведение, а затем проводили беседы о прочитанном. Кроме образовательного эти занятия носили ещё и воспитательный характер, т. к. к изучению допускались только высоконравственные произведения. Нередки были сценические постановки иностранных пьес, осуществляемые самими воспитанницами [5, с.291].
Приверженность к наглядным методам обучения прослеживается в деятельности института благородных девиц и далее. Начиная с XIX века эти методы стали преобладать в преподавании большинства учебных предметов. На-уроках географии в младших классах детям предлагалось самим чертить карты изучаемых стран и районов; при обучении физике предписывалось как можно больше пользоваться опытами, а при преподавании естественной истории - показывать, по возможности, все те предметы и явления, о которых идет речь.
Для приобретения практических навыков по выполнению семейных обязанностей, воспитанницы Смольного института начиная с 4-го, то есть старшего возраста (класса), должны были проводить уроки в двух младших возрастах (классах). Поначалу они привлекались к преподаванию рисования, танцев, музыки, а по мере приобретения знаний и опыта помо-
гали учителям в обучении письму, словесности и другим предметам.
Обобщая результаты работы Смольного института благородных девиц в 60 - 90-х годах XIX столетия, необходимо отметить, что благодаря деятельности И.И. Бецкого в России не просто возникло первое женское государственное учебное заведение, а произошло становление женского образования в целом. И.И. Бецкому и его сподвижникам удалось воплотить в практику новаторские педагогические идеи, создать стройное в организационном отношении учебное заведение, разработать отвечающие потребностям общества содержательные программы, внедрить вучебный процесс прогрессивные для своего времени методики.
Примечания:
1. Демков М.И. История русской педагогии. - Ч. 2. -М., 1910.-627 с.
2. Лихачева Е. Материалы для истории женского : образования в России. - T. I - СПб., 1890. - 1896. -267 с.
3. Лядов Н.В. Исторический очерк столетней жизни Императорского Воспитательного общества благородных девиц и Санкт-Петербургского Александровского училища. - СПб., 1864. - 120 с.
4. Рождественский C.B. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX вв. -Т. 1,-СПб., 1912.-740 с.
5. Черепнин Н. Императорское воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк 1764-1914 гг. - СПб., 1914. - T. I - 360 с.
-О X
9
со
CU
си
s
35
THE SYSTEM OF SOCIAL VALUES OF ORPHANS FROM FAMILIES AND ADOLESCENTS FROM ORPHANS FROM SPECIALIZED SOCIAL INSTITUTIONS
Kopkova Darya Konstantinovna, Postgraduate student, Russian Peoples Friendship University, Moscow, Russia Email: [email protected]
in this article the problem of formation of value orientations of orphans is investigated. The socialization of this social group is considered on examples, the significance of the transfer of social experience, social values, norms of behavior and morality in the process of socialization of the personality is shown. The main aspects of socialization in family conditions and specialized social institutions for orphans are analyzed.
Keywords: socialization; pedagogical activity; social values; orphans; social roles.
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ- УДК 316
СИРОТ ИЗ СЕМЕЙ И ПОДРОСТКОВ-СИРОТ ВАК РФ 13.00.05
ИЗ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В статье рассматривается торговый аспект экономических отношений "пятер- © Копкова Д.К., 2017 ки". Автор анализирует взаимный экспорт и импорт стран объединения, а также отраслевую структуру их взаимной торговли. В конце статьи рассматриваются перспективы торгового сотрудничества БРИКС. Ключевые слова: БРИКС; торговля; экспорт; импорт; отраслевая структура торговли; перспективы.