Научная статья на тему 'Идеи женского образования в педагогической антропологии К. Д. Ушинского'

Идеи женского образования в педагогической антропологии К. Д. Ушинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
907
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. УШИНСКИЙ / K. D. USHINSKY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / WOMEN'S EDUCATION / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕЙ МАТЕРИ / EDUCATION OF THE EXPECTANT MOTHER / FEMALE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капустина В. Ю.

В статье рассматривается история становления идей женского образования в творчестве К. Д. Ушинского, их воплощение в его педагогической антропологии и фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF FEMALE EDUCATION IN K. D. USHINSKY’S PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY

The article discusses the history of the development of women’s education ideas in K. D. Ushinsky’s works, their implementation in pedagogical anthropology and his fundamental work “The Man as the subject of education. Experience in pedagogical anthropology”.

Текст научной работы на тему «Идеи женского образования в педагогической антропологии К. Д. Ушинского»

УДК 37.017.7

В. Ю. Капустина

аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-maiL: [email protected]

ИДЕИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ К. Д. УШИНСКОГО

В статье рассматривается история становления идей женского образования в творчестве К. Д. Ушинского, их воплощение в его педагогической антропологии и фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Ключевые слова: К. Ушинский; педагогическая антропология; женское образование; воспитание; воспитание будущей матери.

V. Y. Kapustina

Postgraduate, Department of PsychoLogy and PedagogicaL AnthropoLogy, MSLU; e-maiL: [email protected]

IDEAS OF FEMALE EDUCATION IN K. D. USHINSKY'S PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY

The articLe discusses the history of the deveLopment of women's education ideas in K. D. Ushinsky's works, their impLementation in pedagogicaL anthropoLogy and his fundamentaL work "The Man as the subject of education. Experience in pedagogicaL anthropoLogy".

Key words: K. D. Ushinsky; pedagogicaL anthropoLogy; women's education; femaLe education; upbringing; education of the expectant mother.

В рамках изучения историографии идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского следует определить его взгляд и на проблемы женского образования в России.

За последние 100 лет женщины в мире и в России добились многого. Следует сказать о равноправии с мужчинами на получение образования, право работать и получать соответствующее денежное вознаграждение, право выбирать и быть избранными в органы власти. Но многие женщины, получив все это, добровольно или вынужденно, в силу различных обстоятельств лишаются полноценного права реализовать себя в качестве матери. Это объясняется влиянием разнородных, порой противоречивых, политических, социально-экономических,

психологических факторов. К ним же относятся и проявления факторов собственно педагогического характера.

Женщину - воспитательницу подрастающего поколения, целесообразно готовить к будущему социально значимому труду - быть матерью. Это понимали величайшие педагоги, обратившиеся к матерям в своих философских, педагогических произведениях. Среди них Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Шмидт, Н. И. Пирогов, П. Ф. Каптерев, В. В. Розанов, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Особое место в этом ряду принадлежит К. Д. Ушинскому. Он не только ставил в своих работах вопросы воспитания детей в семье преимущественно матерью, но и содействовал их решению в связи с развитием женского образования в России.

Просвещение женщин было одной из главных мировоззренческих идей К. Д. Ушинского, проходящей через все его творчество. Свидетельством этому являются творческое и педагогическое наследие классика и воспоминания современников. Его ученица - воспитанница Смольного института Е. Н. Водовозова (Цявловская) пишет: «Во время моего знакомства с Ушинским после выпуска, какие бы разговоры и споры ни вел он в кругу своих знакомых, мне никогда не приходилось слышать, чтобы он высказывал идеи социалистические или радикально-демократические: он всегда и всюду является лишь страстным поклонником, сторонником и пропагандистом просвещения вообще и распространения его среди простого народа, а также проповедником широкого образования женщин» [2, с. 520].

Замысел автора фундаментального труда «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» начал оформляться в годы службы и педагогической деятельности в сфере женского образования в Смольном институте Благородных девиц ведомства императрицы Марии и в последующем реализовался в различных статьях. Материалы для своей педагогической антропологии К. Д. Ушинский собирал во время первой заграничной командировки по изучению европейского опыта создания и организации народных и женских учебных заведений.

Особое значение для решения этой проблемы имела его вторая заграничная командировка. Целью, поставленной ведомством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии, которое курировало вопросы женского образования в России, явилось

написание учебника по педагогике для женских учебных заведений. Общим результатом стал главный труд жизни К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Анализ исторического развития Западной Европы и России середины XIX в. позволил К. Д. Ушинскому увидеть женское образование как одну из важных теоретических и практических социально-педагогических проблем. Хронология жизни и деятельности К. Д. Ушин-ского свидетельствует о последовательности ее постановки и решений.

Огромное влияние на начальное образование Выготского оказала его мать - Любовь Степановна. В биографическом очерке об Ушинском В. Я. Струминский описывает те годы так: «Вероятно, мать Ушинского обладала большим природным педагогическим талантом и, возможно, от неё воспринял Ушинский свои лучшие педагогические приёмы, в частности приёмы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Недаром Ушинский повторял, что лучшее средство подготовки учителей - это соприкосновение их в раннем детстве с выдающимися педагогами: "Мы большей частью учим так, как нас учили в детстве," - говорил он» [6, с. 32-33]. Например, методику обучения иностранному языку он во многом перенял у своей мачехи - немки, которая учила мальчика читать иностранные тексты без словаря.

Идея, что мать дает ребенку знания о жизни, которые являются фундаментом для всего остального, есть непоколебимое убеждение К. Д. Ушинского. «Характер человека, - писал Ушинский, - более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы, - ложится прочно, становится второй природой человека; но так как дитя в эти первые годы свои находится под исключительным влиянием матери, то и в самый характер его может проникнуть только то, что проникло уже прежде в характер матери. Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда уже не имеет той глубины, какой отличается всё, усвоенное в детские годы. Таким образом, женщина является необходимым посредствующим членом между наукой, искусством и поэзией, с одной стороны, нравами, привычками и характером народа - с другой. Из этой мысли вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования женщины» [8, с. 490].

В университетские годы К. Д. Ушинский находился под влиянием идей профессоров Т. Н. Грановского и П. Г. Редкина, а также их друга

и кумира многих студентов В. Г. Белинского. У него будущий классик, еще далекий от педагогики, почерпнул идею социального равенства, что женщина, являясь человеком по природе своей, достойна такого же образования, как и мужчина.

Следует отметить, что таких взглядов и сам В. Г. Белинский придерживался не всегда. В них происходила определенная трансформация в отношениях к образованию женщин, присущая российскому обществу начала и середины XIX столетия. Так, в 1835 г. он высказывал идею о том, что «женщина есть предмет благоговейной страсти, нежная мать, преданная супруга - и в этом ея назначение... она гибкая лоза, зеленый плющ, обвивающий гордый дуб, благоуханная роза. Воспитание женщины должно гармонизировать с ее назначением, и только прекрасные стороны бытия должны быть открыты ея ведению, а обо всем прочем она должна оставаться в милом простодушном незнании» [4, с. 363]. А позже, в 1843 г. В. Г. Белинский подчеркивает, что «жизнь и деятельность в сфере общего есть необходимость не для одного мужчины, но точно также и для женщины, потому что женщина точно также есть человек, как и мужчина. Мир знания, искусства, словом, мир общего должен быть столько же открыт женщине, как и мужчине, на том основании, что и она, как и он, прежде всего - человек, а потом уже жена, мать, хозяйка» [там же].

Изменение точки зрения В. Г. Белинского весьма наглядно показывает переворот взглядов на место женщины в обществе, на необходимость и цели ее образования. Именно В. Г. Белинский приложил все усилия для выдвижения «женского вопроса» на первое место в русской литературе, считают Э. Д. Днепров и Р. Ф. Усачева [3]. С момента признания важности этого вопроса возникают дискуссии о ген-дерном равноправии, о причинах унизительного положения женщин в русском обществе. Такие споры продолжались на протяжении двух десятилетий XIX в. (с 40-х по 60-е гг.).

В полемике о месте женщины в обществе и воспитании детей принимал участие и уважаемый и почитаемый К .Д. Ушинским знаменитый хирург, педагог, общественный деятель Н. И. Пирогов. В статье «Вопросы жизни» (1856) он обращает внимание на роль женщины в общественном и семейном воспитании и на ее подготовку к исполнению родительского долга. Н. И. Пирогов пишет: «Ранее развитие мышления и воли для женщины столько же нужны, как и для мужчины.

Чтобы услаждать сочувствием жизнь человека, чтоб быть сопутницей в борьбе, ей также нужно знать искусство понимать, ей нужна самостоятельная воля, чтобы жертвовать, мышление, чтобы избирать и чтобы иметь ясную и светлую идею о цели воспитания детей» [5].

В связи с возросшим вниманием к образованию женщин, в обществе начинается обсуждение женской эмансипации. Появляется мнение, что образованная женщина будет стремиться быть свободной и иметь равные права с мужчинами. По этому вопросу Н. И. Пирогов замечает: «Женщина эмансипирована и так уже, да еще, может быть, более, нежели мужчина. Хотя ей и нельзя по нашим законам сделаться солдатом, чиновником, министром, но разве можно мужчине сделаться кормилицей и матерью - воспитательницей детей до 8-летнего их возраста? Разве он может сделаться связью общества, цветком и украшением его? Только близорукое тщеславие людей, строя алтари героям, смотрят на мать, кормилицу и няньку как на второстепенный подвластный класс. Только торговый материализм и невежественная чувственность видят в женщине существо подвластное и ниже себя ... пусть женщины поймут свое высокое назначение в вертограде человеческой жизни. Пусть поймут, что они, ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова, и первую молитву, делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками. Христианство открыло женщине ее назначение. Оно поставило в образец человечеству существо, только что отнятое от ее груди» [там же].

Эта идея Н. И. Пирогова через несколько лет отзовется в творчестве К. Д. Ушинского следующим образом: «Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступит этого наслаждения никому без крайней необходимости. Что женщине врожденно стремление учить и развивать свое дитя и вместе с тем даны и необходимые для этого способности, в этом не может быть сомнения. И если многие матери, несмотря на всё свое желание не расставаться рано с своими детьми и учить их самим, тем не менее поручают это дело школе или чужим лицам, то это объясняется практической неподготовленностью матерей к делу первоначального обучения» [10, с. 242].

Хронология жизни К. Д. Ушинского свидетельствует о его знакомстве в библиотеке Гатчинского сиротского института с книгами,

принадлежащими его предшественнику Е. О. Гугелю, который был учеником И. Г. Песталоцци и чьи труды он внимательно изучал. Среди книг библиотеки Е. О. Гугеля было и «Руководство для немецких учителей» Ф. А. В. Дистервега. Эта книга оказалась бесценной для К. Д. Ушинского и произвела впечатление, изменившее его представление о педагогике. «Этим двум шкафам я обязан в жизни своей очень многим и, боже мой! от скольких бы грубых ошибок был бы избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде чем выступил на педагогическое поприще!» [9, с. 141]. Теперь он знает, как правильно выстроить собственную педагогическую работу и чему учить других учителей и воспитателей.

Знакомство К. Д. Ушинского с педагогической литературой послужило источником написания статьи «О пользе педагогической литературы» в 1857 г. Именно она делает его знаменитым в просвещенных педагогических кругах. Печатное слово, как единственное доступное в XIX в. средство массовой информации, должно стать, по его мнению, мощнейшим источником педагогических идей и обмена опытом среди лиц, заинтересованных делом воспитания подрастающего поколения. К числу этих людей К. Д. Ушинский также относит и родителей.

Авторитет К. Д. Ушинского, признание его педагогических заслуг высочайшими особами, послужили продвижению по службе. В 1859 г. К. Д. Ушинского пригласили в Смольный институт на должность инспектора классов Воспитательного общества благородных девиц и Санкт-Петербургского Александровского училища, а в 1860 г. назначили редактором «Журнала Министерства Народного Просвещения». В нем вновь назначенный редактор реализует свою идею о популяризации среди общественности педагогических знаний. К ним он прежде всего относит сведения по физиологии, психологии, философии - наукам, дающим основы для полноценной педагогической деятельности. В «Журнале» сообщается о достижениях западной педагогики. Публикуются работы ее лучших представителей. Общественность получает информацию об открытии новых учебных заведений и их особенностях, об изданиях различных учебных пособий, методики работы по ним, а также критические замечания; имеются возможности обмена опытом педагогами-практиками. Таким образом, читатель формирует собственное представление о целях, задачах, формах и методах

воспитательной деятельности и получает советы - рекомендации по реализации знаний в собственной воспитательной практике.

В должности инспектора классов Смольного института Благородных девиц К. Д. Ушинский предпринимает меры по реорганизации системы женского образования в России. Это учебное заведение имело почти столетнюю историю. По своей идее оно являлось весьма прогрессивным для того времени. Отправной точкой ему послужило принятое 12 марта 1764 г. «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», которое разработал И. И. Бецкой по поручению Екатерины II. В этом историческом документе подчеркивалось, что «корень всему злу и добру воспитание», что следует «сперва способом воспитания» произвести «новую породу или новых отцов и матерей», для чего нужно завести «воспитательные училища» [12, с. 67]. В них готовить тех, которые сами станут воспитывать новых людей. Этот памятник педагогической мысли XVIII в. оказал большое влияние на развитие российской системы образования и педагогики в целом. В нем были заложены основы государственного женского образования и подготовки, в частности будущих матерей [4, с. 230]. Уникальность принятого документа состояла в том, что цель воспитания определялась как воспитание человека, а не верноподданного, что было характерно для законных актов других монархов. Но прогрессивная идея российской самодержицы не осуществилась в должной мере. Характер воспитания остался сословным. В закрытых учебных заведениях, организованных по европейскому образцу, образование осуществлялось плохо подготовленными к делу воспитания наставниками. Ученицы «отбывали» время, предназначенное для учебы, заучивали тексты, не вникая в их суть, не высказывали собственного мнения. Вся их жизнедеятельность в стенах института была строго регламентирована. Атмосферу института выпускницы оценивали «безнравственной нравственностью», «ханжеской моралью», «рутинными схоластическими приемами преподавания» [2, с. 456]. Общение с родными происходило под надзором наставницы. Девочки оказывались вырванными из семейной атмосферы, традиций, теплого общения и возвращались 15-16-летними девушками в «чужой» дом, плохо представляя уклад семейной жизни.

Появление в институте К. Д. Ушинского ученицы поэтично сравнивали с «порывом свежего ветра», «глотком свежего воздуха», «светлым

лучом» [2, с. 455-540] во мраке невежества и застоя. В короткие сроки новый инспектор изменил учебный план, пригласил новых профессоров, так как «состав преподавателей был самый жалкий. За весьма немногими исключениями это были люди или устаревшие и не имеющие не малейшего понятия о новых способах преподавания, или такие, которые не были преподавателями» [11, с. 328]. После утверждении проекта 12 апреля 1860 г. К. Д. Ушинский внес предложения по преобразованию распределений по классам, представил варианты изменений в содержание преподавания в них с объяснительными записками по каждому предмету. По новому учебному плану структура Смольного института упрощалась до неузнаваемости. Были введены семь одногодичных классов с ежегодными экзаменами и переводами из класса в класс вместо громоздких трехгодичных классов.

Было введено изучение естествознания. «Естественные науки не проходились в Обществе, как будто девице не нужно было изучать естественных наук, тогда как именно из воспитанниц училища формировалось две трети специального класса, назначенного для подготовления домашних наставниц. Где же знание естественных наук может оказывать большую пользу женщине как не при воспитании и обучении детей?» [там же].

Реформа женского образования в Смольном институте была положена в основу реорганизации всех других женских учебных заведений России. В Смольном институте К. Д. Ушинский применил на практике воспитание в труде - физическом, психическом, умственном, душевном, внес нравственный элемент воспитания. Ученицы получили возможность общаться с родными в праздники и на каникулах. Теперь они могли видеть семью не только с парадной, но и повседневно бытовой стороны. Все это вдохновило «смолянок» к активной жизни, наполнило ее социальной значимостью, пробудило интерес к учебе. К. Д. Ушинский поставил перед своими ученицами новые цели - саморазвитие, образование народа, воспитание и образование собственных будущих детей. Девушки с радостью и рвением стремились к достижению этих целей.

Нововведения К. Д. Ушинского в женском образовании вызвали негативное отношение со стороны руководства Смольного института. Оно, пользуясь связями в высших кругах власти, способствовало тому, чтобы устранить педагога-реформатора от практической

деятельности. Однако благодаря уже большому авторитету К. Д. Ушин-ского в обществе и среди педагогов, ему было предложено отправится в командировку «за границу на один год с поручением осмотреть некоторые из замечательнейших женских учебных заведений и представить по возвращении возможно подробное описание их устройства и управления» [6, с. 214].

По возвращении из командировки К. Д. Ушинский принимал активное участие в работе Санкт-Петербургского Педагогического Общества. Он участвовал в разработке вопроса о педагогике как теоретической науке. На одном из заседаний Общества был представлен доклад К. Д. Ушинского о женском образовании в Европе [7, с. 262-276]. В созданной комиссии по разработке вопроса о женских семинариях К. Д. Ушинский был избран ее председателем.

Впечатления и педагогические идеи от командировки по Европе К. Д. Ушинский представил как «Отчет о поездке за границу» в ведомство учреждений императрицы Марии и семь писем о «Педагогической поездке по Швейцарии», опубликованные в «Журнале Министерства Народного Просвещения» в 1862-1863 гг. [9]. В этих работах была дана объемная характеристика немецкому образованию, которое было определено как консервативное. Что касалось проблемы женского образования в европейских странах, то в нем выявлялось два основных направления. Условно К. Д. Ушинский их определял как «немецко-хозяйственное» и «французско-галантерейное». В первом варианте суть заключалась в том, чтобы сделать женщину доброй матерью, умной и бережливой хозяйкой; во втором - приготовить ее для парадных, а не хозяйственных комнат, сделать украшением общества. Такое отношение к целям женского образования К. Д. Ушинский объяснял исторически сложившимся приниженным социальным положением, какое занимала женщина в Европе. Его весьма волновал вопрос: «Почему же матери достаточных семейств также посылают в школу таких малюток, для которых вообще-то ученье, а не только школьное, еще слишком преждевременно? Какая же здравая педагогика не согласится, что для детей этого возраста самое лучшее воспитательное место - отеческий дом, а самая лучшая воспитательница и наставница - родная мать? Если уж должно начинать учить пятилетнего ребёнка, то, конечно, понемногу, и неужели мать не может уделить какие-нибудь полчаса, много что час, из своего дня. Новые методы

первоначального учения сделали его не только делом легким, но истинным наслаждением, особенно если ученик или ученица - родное дитя; почему же немецкие матери отказываются от этого наслаждения?» [7, с. 262-263]. В поисках ответа на этот вопрос К. Д. Ушин-ский пришел к выводам, которые стали основами многих важнейших идей педагогической антропологии.

Во-первых, женщине как будущей матери необходимо очень много знать и потому ей следует давать многогранное образование. На этом этапе просвещения никаких гендерных различий не предполагается.

Во-вторых, мать является носителем традиций, обычаев, ретранслятором усвоенных знаний, когда через нее проходят достижения культуры, технического прогресса (инновации) к детям, а далее и в общество.

В-третьих, матери необходимо знать организацию детского организма, его анатомию, физиологию, гигиену, психологию.

В-четвертых, воспитательница и наставница детей не мыслится без владения методами, средствами педагогического взаимодействия с ними.

В-пятых, женщина к моменту рождения детей должна иметь сформированное мировоззрение, которое позволит ей определить цели их воспитания, среди множества педагогических систем и советов выбрать те, которые подходят именно ей для работы с конкретным ребенком.

В-шестых, условия жизни матери не позволяют ей уделять много времени саморазвитию после рождения детей. Вся ее жизнь подчинена их распорядку, заботам о них. Поэтому возраст для целенаправленной педагогической подготовки определяется с 14-15 лет до двадцати.

Таким образом, у К. Д. Ушинского сложилась определенная картина о требованиях к женскому образованию. Они подкреплялись собственным жизненным и педагогическим опытом, наблюдениями в командировках по Европе и знакомством с зарубежной и отечественной педагогической литературой. Всё это находило воплощение в многочисленных статьях, письмах, выступлениях, учебных книгах, различных методических разработках и рекомендациям к них использованию.

Анализ статей, предваряющих появление труда «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и самого классического произведения позволяет увидеть аналогию

логического построения содержания работ К. Д. Ушинского и «Писем к матери о физическом и духовном воспитании её детей» К. Шмидта. Сведения об устройстве человеческого организма, условиях и этапах, движущих силах его развития изложены в соответствующем порядке. Но нисколько не умаляя педагогических заслуг К. Шмидта, К. Д. Ушинский подверг критике некоторые идеи его работы. В частности, это относится к тому, что мальчиков и девочек необходимо воспитывать различно на основании их физиологических различий. При этом физические и умственные способности девочек принижались под воздействием заблуждений, существовавших в западном обществе XIX в. К. Д. Ушинский обоснованно считал это недопустимым. Он рассматривал человека вообще как предмет воспитания. Другим значимым отличием работ германского и русского педагогов является научное обоснование идеи. Тогда как К. Шмидт основывается на собственных измышлениях и опыте, К. Д. Ушинский опирается на научные факты, проверенные на практике, анализирует классические и современные ему работы выдающихся ученых. Более того, он одним из первых, вопреки мнению многих европейских и отечественных педагогов, считает, что основаниями педагогики являются не только физиология и психология, но и философия как наука, определяющая цели воспитания.

Отчеты о состоянии женского образования в Европе, выводы и предложения, сделанные К. Д. Ушинским относительно этого вопроса, изданные статьи дали основание для ходатайства о назначении новой командировки за границу для составления учебника педагогики для женских учебных заведений, которое было одобрено высочайшим дозволением.

В работе над учебником К. Д. Ушинский стремился избежать ошибок всех «немецких педагогик», которые давали «рецепты» воспитания. Принципиальное отличие его позиции состоит в том, что к делу воспитания необходимо подходить осознанно, зная и понимая предмет самого воспитания - человека. В дошедших до нас материалах к третьему тому «Педагогической антропологии» автор дает программы обучения в женских учебных заведениях. При этом он настаивает прежде всего на общем и углубленном курсе изучения в этих заведениях педагогики и педагогической антропологии. И главное - этими знаниями должны обладать все женщины, которым сама природа

определила предназначение воспитывать подрастающее поколение. Идеи «Педагогической антропологии» должны быть основой учебника по педагогике для женщин. В этом учебнике не следует увлекаться разными подходами к пониманию научных основ педагогики. Научная полемика в учебнике не нужна. В нем должны быть самые необходимые сведения о сути воспитания и его методике.

Цель изучения педагогики в женских учебных заведениях К. Д. Ушин-ский определяет так: «Во-первых, в том, чтобы развить в воспитательницах желание сознательно заниматься воспитательной деятельностью и открыть им возможность понимать педагогические сочинения и тем вести далее свое педагогическое образование.. .во-вторых, в том, чтобы дать слушательницам возможность по выходе же из заведения с успехом, без тяжелых проб и грубых ошибок, заняться воспитанием и первоначальным обучением детей» [11, т. 10, с. 31].

Таким образом, в содержание женского образования в области педагогики следует включать знания, умения и навыки по курсу физического воспитания, гигиены, физиологии, психологии, сведения о движущих силах развития, о влиянии на него питания, сна, отдыха, участии психологических процессов в физиологических, и наоборот иметь знания о душе, ее влиянии на физиологию и психологию. Необходимо изучить механизмы внимания и памяти, их особенности и факторы, на них влияющие. Предметом изучения должны быть рассудочные процессы, способы мышления. Существенно в этой связи знание логики, ее законов. Воспитателю важно знать природу чувств и эмоций, «простых и сложных явлений воли: желаний, наклонностей и страстей, способов их развития и ослабления» [там же, с. 25]. Для воспитания человека необходимо понимание высших чисто человеческих особенностей, таких как дар слова, нравственные, эстетические и религиозные стремления. Слово К. Д. Ушинский считал самым важным инструментом воспитательной деятельности. «Слово во всем своем необозримом развитии есть, без сомнения, создание души человеческой, в котором выразился не внешний мир, как он существует сам в себе, а отношения этого внешнего мира к особенностям и потребностям души человеческой» [там же]. Через слово проходит путь формирования самосознания - наивысшей черты, характерной для человека. «Если будущая наставница ясно поймет, что язык народа в его современном развитии есть живая сокровищница многовековой

жизни народа, что в нем именно сложил народ все результаты своей душевной жизни, следы своих мыслей, чувств и желаний, со всеми их тончайшими оттенками, то она оценит верно все значение хорошего, по возможности, обширного и глубокого изучения и, по возможности же, полного обладания родным языком» [11, т. 10, с. 26]. Значимыми являются знания для воспитания нравственности и эстетического чувства - неотъемлемой части самосознания. У будущей наставницы необходимо сформировать мировоззрение, которое поможет ей развивать в своих воспитанниках гуманные особенности человека и отношения к другим, чувства правды, справедливости, человеческое достоинство, направить на истинный путь, не противоречащий истории человечества, не повторяющий ошибок прошлого.

Объяснение религиозного чувства К. Д. Ушинский считает правильным отдать богословам. Но педагогические и психологические объяснения его сущности вполне может дать педагог. Это необходимо для понимания, что религия есть «удовлетворение неумолкающей и всеобщей потребности души человеческой, как историческое явление, столь же древнее, как и само человечество» [там же, с. 29]. Будущей матери надлежит понимать правильные способы удовлетворения этой потребности души, уметь предотвращать крайности «грубых предрассудков и бессмысленного неверия» [там же].

Когда у будущей воспитательницы сформированы представления о человеке - предмете воспитания во всех его проявлениях, возможно приступить к изучению дидактики - общей и частной. Под дидактикой К. Д. Ушинский понимает «правила искусства сообщения знаний в приложении этого искусства к предметам учения» [там же]. Общая дидактика включает в себя правила учения чему бы то ни было на основании уже изученных психологических законов, обучения и развития детей «до приобретения грамотности», обучения грамоте, умению работать с книгой, умение планировать учебную деятельность и понимание ее устройства и логики. При изучении частной дидактики будущим матерям - воспитательницам необходимо знать правила преподавания отдельных предметов.

В заключение общего педагогического курса К. Д. Ушинский рекомендует знакомство с историей педагогики, ее «важнейшими эпохами» и «самыми замечательными сочинениями педагогического содержания» [там же, с. 30].

Таким образом, воплотив идеи женского образования в своем творчестве и фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», К. Д. Ушинский оставил последующим поколениям неисчерпаемый источник для вдохновения к воспитательной деятельности. Подготовленная, с педагогической точки зрения, к выполнению своей высокой природной миссии мать, вооруженная необходимыми знаниями, сможет быть деятельным творцом высшего искусства педагогики, передавать своим детям традиции и инновации. В саморазвитии, развитии своих детей, являясь полноправным участником целостного педагогического процесса, она способствует прогрессу общества. В этом реализуется важнейшая социальная функция женщины-матери.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архив К. Д. Ушинского: Т. 1. - 1959 Архив К. Д. Ушинского : [в 4 т.] / сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959-1962, Т. 1 : Материалы редакторской деятельности К. Д. Ушинского в «Журнале Министерства народного просвещения» (1860-1861 гг.) и статьи его по вопросам школы и воспитания в Англии и Франции середины XIX в. - 1959. - 478, [1] с. - Указ. имен: С. 474-477.

2. Водовозова Е. Н. К. Д. Ушинский в Смольном институте // Ушин-ский К. Д. Собр. соч. : в 11 т. - Т. 11. - С. 455-540.

3. Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Женское образование в России : учеб. пособие для студ. высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050701.65(033400) - «Педагогика» / Э. Д. Днепров, Р. Ф. Усачева. -М. : Дрофа, 2009. - 285 с.

4. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. - 2-е изд., пересмотр. и доп. -Пг. : Земля, 1915. - XXII, 746 с.

5. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / сост. А. Н. Алек-сюк, Г. Г. Савенок. - М. : Педагогика, 1985. - 496 с. - (Педагогическая библиотека).

6. Струминский В. Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского. (Биография) М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1960. - 348 с.

7. Ушинский К. Д. Одна из темных сторон германского воспитания // Ушинский К. Д. Собр. соч. 1948-1952 гг. - Т. 3. - С. 262-276.

8. Ушинский К. Д. Отчет о командировке для осмотра заграничных женских учебных заведений коллежского советника К. Ушинского // Ушин-ский К. Д. Собр. соч. 1948-1952. - Т. 3. - С. 453-586.

9. Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Ушинский К. Д. Собр. соч. 1948-1952. - Т. 3. - С. 87-254.

10. Ушинский К. Д. «Родное слово» Книга для учащихся / Ушинский К. Д. Собр. соч. 1948-1952. - Т. 6. - С. 237-336.

11. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - М. ; Л. : Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952. - Загл. обл. : Сочинения. Т. 10 : Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». - 1950. - 665, [3] с. - Библиогр.: С. 639-645. - Указ. имен в конце кн.

12. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М. : Просвещение, 1974. - 349 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.