Научная статья на тему 'Идеи космизма в русской неоанархистской философии'

Идеи космизма в русской неоанархистской философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
315
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЗМ / ВСЕЛЕННАЯ / БИОКОСМИЗМ / АНАРХИЗМ / НЕОАНАРХИСТЫ / КОСМОПОЛИТИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евланников Владимир Прокопьевич, Евланникова Галина Евгеньевна

Статья посвящена рассмотрению идей русского космизма, воплотившихся в творчестве неоанархистов начала XX века Гордина А.Л., Русселя Н., Солоновича А.А., Борового А.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеи космизма в русской неоанархистской философии»

не теряет своего содержания в упрощении до знака, а предполагает его раскрытие в пути познания. То есть, символическое выражение более подходит для высказываний с эволюционирующим смысловым содержанием. В символе задается порядок направленности развития, тогда как в высказывании, претендующем на определенность содержания, развитие не предусмотрено. Таким образом, получаются два вида порядка: порядок направленности и порядок определенного содержания. Если в отношении порядка определенного содержания скептическая мысль может развивать критику именно в связи с определенностью, так как любая определенность в неопределенности мироздания уже сомнительна, то в отношении порядка направленности, где определенность носит статус гипотезы, гипотетическое сомнение находится в таком же положение. То есть и направленность, как и сомнение в ней, равно являются символами разных направлений. И при этом у символа направленности есть преимущество поиска бытийственности, тогда как у сомнения, в этом случае, только обслуживание этого поиска. Таким образом, можно говорить о некой гармонии между сомнением и символическим порядком.

Список использованной литературы:

1. Гессе Г. Библиотека всемирной литературы //Письма по кругу. - М.: Прогресс, 1987. - 400 с.

2. Тиллих П. Избранное: теология культуры. /П. Тиллих. - М.: Юрист, 1995. - 479 с. (Лики культуры).

© Воронина Н.Н., Ткачев А.Н., 2016

УДК 009, 001

Евланников Владимир Прокопьевич

докт. фил. наук, профессор СПбГЭУ, E-mail: Evlannikov@mail.ru Евланникова Галина Евгеньевна канд. фил. наук, доцент СПбГЭУ, E-mail: galinaespb@bk.ru г. Санкт-Петербург, РФ.

ИДЕИ КОСМИЗМА В РУССКОЙ НЕОАНАРХИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению идей русского космизма, воплотившихся в творчестве неоанархистов начала XX века Гордина А.Л., Русселя Н., Солоновича А.А., Борового А.А.

Ключевые слова

Космизм, Вселенная, биокосмизм, анархизм, неоанархисты, космополитизм.

Философия русского космизма предлагала людям Вселенную в виде дома, в который ему предстоит вселиться. Космизм апеллировал к целостному пониманию человека, определял его миссию и особое предназначение. Человеку надлежит, по мнению космистов, восстановить естественную связь с природой и историей, обрести духовность мыслить планетарно. Человек подобен Вселенной, а посему глобальные процессы тождественны локальным, перемены в человеке адекватны переменам в обществе, изменения в обществе сходны с вселенскими изменениями. Размышляя о будущем устройстве общества, представители русского неоанархизма предлагали космическую и неантропоцентристскую организацию власти во Вселенной («биокосмизм» и «мистический анархизм»). А.Л Гордин писал о необходимости мировой интеграции, единого планетарного общежития свободных людей и только анархизм способен создать такое общество. Анархизм, расчленяет общество до атомарной личности, а с другой стороны, он универсален, выдвигая общечеловеческие планетарные концепции устройства общественной жизни. Планетарное общество, как полагал Гордин, невозможно без освобождения, без индивидуальной свободы личности, без

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

постижения микрокосма индивида. Общество должно перерасти государственность и обрести новую форму самоуправления и самоорганизации всего человечества, преодолев, тем самым, основное противоречие политической жизни между управляющими и управляемыми. «Анархизм может быть осуществлён, лишь в масштабе, ... превышающем границы государства. Отрицать власть анархически... означает подняться в интеграции общежития выше государственного объёма и национально-государственных перегородок, это означает создание универсального общежития» [2, с. 34]. «Отрицать власть и государство, означает одолеть, перерасти, перешагнуть через их труп, подыматься выше, оставляя их внизу на дне истории и прошлого» [2, с. 35]. Гордин заявлял о едином «мировом хозяйстве», «космоэкономизме», планетарной политической организации «космополитизме», «космодемократизме».

Неоанархисты описывают модель будущего социально-политического устройства общества, исходя из всеобщего, равного и прямого участия в политической жизни всех людей в мире. При этом парламент должен смениться «плебисцитаризмом, референдумизмом». Должна быть создана непосредственная демократия, в виде советов трудовых коллективов начиная от предприятий, районов, городов, краев и заканчивая «Универсальным Советом трудящихся» всей планеты. Для решения стратегических вопросов, не нужно собирать всех вместе, технически всем будет руководить комиссия плебисцитариев, которая будет выполнять функцию статистического политического бюро».

В 1920-х годах в работах А.А. Солоновича и Н. Русселя, концепция будущего информационного анархического общества получила новое развитие. Солонович заявлял о преобразовании «современных органов власти... в органы информации» [6, с. 2]. Позже и Н. Руссель связывал общество будущего с научно-технической революцией, когда будет осуществляться «автоматический подсчёт голосов счётными машинами» в парламентах, на собраниях с передачей результатов «на полотно... с невероятной ныне скоростью», и конечно же все это облегчит и ускорит местные выборы: «Не оставляя своей комнаты, гражданин будет в состоянии слышать не только всех ораторов страны, но и подавать голос, дотрагиваясь до белой или чёрной пуговицы аппарата, до «да» или «нет» [5, с. 25]. Мы видим, что русский неоанархизм попытался решать вопросы конструирования позитивных программ и моделей развития политического устройства. Необходимо отметить, что многие их идеи были утопичны.

Русский анархический космизм развивался не равномерно. В российском анархическом сознании перевесили идеи мировой революции под воздействием событий, которые происходили в России, а именно возрастающее революционное движение, первая мировая война в начале XX века и вызвали к жизни качественно новые идеи о перспективах развития человечества. «Закончился период революционных бурь, период явных преобразований, открытого конфликта со «старым миром», тридцатые годы XX-го века - это годы осмысления свершившихся реформ, создания новых мифов, новым же, постреволюционным сознанием» [3, с. 152]. Безусловно, новый миф обязательно заимствовал многое предыдущих преобразований. Этот материал предназначался для внедрения в массы победителей, он должен был демонстрировать «прочность» и неизбежность наступающих. Вырабатывались новые идеи о преобразовании вооруженных сил государств в «промышленные армии», о необходимости создания «международной армии» для охраны порядка, а так же рассматривались идеи М.А. Бакунина о создании Соединенных Штатах Европы. Часть анархистов приветствовала создание Лиги Наций, в которой они видели тенденцию к общемировой надгосударственной организации человечества. Другие скептически отнеслись к перспективам этой организации. В анархизме М.А. Бакунина, уже присутствовали идеи об общечеловеческих явлениях, универсальности и единстве законов природы и общества, принципов их организации и т.д. Так, М.А. Бакунин писал об общечеловеческом праве, всемирной федерации, о возможности появления, развития новой формы разумных существ, более совершенных, чем люди, хотя и признавал беспредельность развития человеческого общества и свободы человека [1, с. 151-167]. «Для него социальная революция - не случайный феномен, а выражение исторической закономерности, смена эпохи эволюционного развития эпохой социальных катаклизмов» [4, с. 73]. У него социальные катаклизмы способны радикально изменить экономическую и политическую структуру общества, а революция связана с мировым развитием

Дальнейшее развитие проблематики космизма в неоанархистской теории связано с анархизмом-гуманизмом А.А. Борового и, особенно с появлением малозаметного для современников течения

«биокосмизма», наиболее известными лидерами, которого являлись А. Святогоров (псевдоним А.Ф. Агиенко), П.И. Иваницкий, А.Б. Ярославский. Некоторые политические конструкции неоанархистского учения космизма имели религиозный оттенок, провозглашая «вселенский» масштаб учения анархизма. И так, можно сделать вывод, что российская неоанархистская философия, осваивала новую сферу социально-политического сознания, предлагала свои решения новых проблем общечеловеческого значения. Список использованной литературы:

1. Бакунин М.А. Анархия и власть. М., 1992.

2. Гордин А.Л. Анархизм-Универсализм. М., 1920.

3. Евланников В.П. Динамика социального пространства-времени в постреволюционном сознании «новых» людей «серебренного века. Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Гуманитарные науки. №1, СПб, 2006.

4. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Социальная революция М.А. Бакунина. Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе. Сборник Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015.

5. Руссель Н. Что делать //Рассвет, 18 февраля 1925.

6. Солонович А.А. Анархическая общественность //Рассвет, 17 апреля 1925.

© Евланников В.П., Евланникова Г.Е., 2016.

УДК 118 + 130.3 + 141.154

Жульков Михаил Вячеславович

Докторант кафедры философии Ивановского государственного университета,

г. Иваново, РФ mzh1@mail.ru

АГНИ ЙОГА И ЭВОЛЮЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ1

Аннотация

Рассматривая энергетические аспекты достижения целостного сознания, автор использует концепции Агни Йоги (накопление психической энергии, путь озарения), индуизма, тибетского буддизма. В соответствии с этими учениями, сознание рассматривается как разновидность психической энергии. Проблема достижения целостного сознания (соединения Высшего Я и низшего я) предстает как синтезирование состояний сознания: они разделены энергетическими барьерами, которые необходимо преодолеть.

Ключевые слова

Агни Йога, Высшее я, низшее я, озарение, просветление, состояния сознания, психическая энергия, целостное сознание

Процессы глобализации, формирования глобального сознания и цивилизации сопровождаются глобальными проблемами, региональными конфликтами, участившимися природными и техногенными катастрофами. Мир подходит к точке бифуркации [9, с. 116], существенных изменений в обществе и в сознании каждого человека. В этой планетарной революции каждый человек, его позиция, его сознание играют важную роль. В связи с этим большое значение приобретают процессы интеграции, развития и совершенствования человека, разработанные в восточных философско-религиозных учениях, а также в книгах Агни Йоги, предназначенных для применения современным человеком.

1 Исследование осуществлено при поддержке гранта РГНФ № 15-03-00833

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.