Научная статья на тему 'Законы логики и их применение в научной теории'

Законы логики и их применение в научной теории Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3130
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНЫ ЛОГИКИ / НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ / СУЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кривоухова Юлия Александровна

В данной статье подробно рассмотрены четыре основных закона логики, на которых основаны все научные теории. Анализируется значение осознанного применения логики в построении научных теорий, наглядно демонстрируются способы использования логических законов и правил в научной работе. Выявлено, что без знаний законов и правил логики и без умения их применять, нельзя и думать о разработке научной теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законы логики и их применение в научной теории»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 2410-700Х

Недостаток концепции государства в том, что Кропоткин начинал отсчет его истории с достижения им определенной ступени развития, что является для него важнейшим критерием существования государства. Негативное отношение к государству не позволяло увидеть прогрессивную конструктивную роль государства, как качественного скачка в развитии организованности общества. Список использованной литературы:

1. Гордин А.Л. Анархизм-Универсализм. М., 1920.

2. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Социальная революция М.А. Бакунина. Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе. Сборник Международной научно-практической конференции. Уфа,

2015.

3. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Идеи космизма в русской неоанархистской философии. Символ науки.

2016. № 3-4.

4. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Бакунин М.А. о государстве. В сборнике: «Исследование различных направлений современной науки» VIII Международная научно-практическая конференция. Научный центр «Олимп». М., 2016.

5. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. М.А. Бакунин о социальной революции. Инновационная наука. 2016. №11-3.

6. Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. М., 1920.

7. Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. М., 1922.

8. Кропоткин П.А. Узаконенная месть, именуемая правосудием. М., 1906.

© Евланников В.П., 2017

УДК 30

Кривоухова Юлия Александровна

Юго-Западный Государственный Университет

г. Курск, РФ

ЗАКОНЫ ЛОГИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

Аннотация

В данной статье подробно рассмотрены четыре основных закона логики, на которых основаны все научные теории. Анализируется значение осознанного применения логики в построении научных теорий, наглядно демонстрируются способы использования логических законов и правил в научной работе. Выявлено, что без знаний законов и правил логики и без умения их применять, нельзя и думать о разработке научной теории.

Ключевые слова

Законы логики, научная теория, суждение.

Под теорией понимают форму научного знания, которая дает целое представление об определенной области познания. Сведение всех знаний определенной области исследования в определенную единую систему является основной целью построения теории [1, с.116].

Под законами мышления понимаются такие законы, которым наше мышление должно подчиняться для того, чтобы оно было логическим, т.е. истинным.

Вот как трактует законы логики Челпанов Г.И. [2, с.55]:

Закон тождества можно формулировать: «А есть А», т.е. всякий предмет есть то, что он есть. Этот закон содержит весьма важное требование, а именно, чтобы в процессе нашего мышления каждая мыслимая вещь или представление мыслимой вещи, которое мы обозначим символически при помощи А, сохраняло

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

своё тождество.

Закон противоречия формулируется так: «A не может в одно и то же время быть B и не - B», или: «из двух суждений, из которых одно утверждает то, что другое отрицает, одно должно быть ложным». Смысл этого закона заключается в том, что ничто не может в одно и тоже время, водном и том же отношении иметь противоречащие качества. Мы, например, никак не можем себе представить, чтобы бумага была в одно и то же время и белая и не белая, например красная.

Закон исключённого третьего формулируется следующим образом: «при двух суждениях, из которых одно утверждает то, что другое отрицает („A есть B" и „A есть не - В"), не может быть третьего, среднего суждения». Закон исключённого третьего лучше всего можно объяснить, если сказать, что, согласно этому закону, о всяком качестве вещи мы можем только утверждать, что оно или принадлежит вещи, или не принадлежит; в этом случае не может быть ничего третьего, среднего, что-либо третье в этом случае исключается. Когда мы приписываем какой-либо вещи какой-либо предикат, то мы можем приписывать только или В, или не В. Вещь должна быть или чёрной, или нечёрной.

Четвёртый закон мышления называется «законом достаточного основания» (lexrationis sufficientis). Этот закон обыкновенно определяется так: «мы все должны мыслить на достаточном основании», т.е. всякая мысль, всякое суждение должно иметь определённое логическое обоснование.

Приведем пример применения законов логики в научной теории. Рассмотрим изобретение парашюта. Множество умов трудилось над созданием этого великого изобретения, начиная с 15 века. Парижский портной Ф. Рейхельт спроектировал парашют в виде костюма и в июле 1910 года получил на него патент. После исследования он высказал суждение, что изобретенный им парашютный костюм, уложенный многочисленными складками вокруг тела авиатора, позволит замедлить падение в процессе полета. Данное суждение является истинным и логически правильным. Однако изобретение парашюта в виде костюма не сделало его распространенным парашютом. Более того в феврале 1912 года изобретатель совершил прыжок с Эйфелевой башни, парашют не раскрылся, и Рейхельт погиб. Это произошло вследствие неправильного его использования, что соответствует суждению Флеминга: «Парашютный костюм, уложенный многочисленными складками вокруг тела авиатора, позволит замедлить падение в процессе полета». Данное сложное конъюнктивное суждение возникло в связи с ограниченным спектром применения парашютного костюма - эксперименты проводились исключительно на манекенах и на небольшой высоте. Суждение трактуем как истинное, однако, согласно четвертому закону логики, оно может быть названо неправильным. Поскольку ученый в процессе научного поиска должен рассматривать все возможные варианты и через них сформулировать правильное суждение. Поскольку Рейхельтом не рассмотрено создание парашюта в иной форме (например, купола), и так же он не учел, что необходимо проделать отверстие в его середине для того чтобы встречный поток воздуха удерживал изобретение в воздухе, не учел тот факт, что парашютный костюм не исключает непроизвольное вращение человека во время полета. В 1911 году выпускник Киевского военного училища Г. Е. Котельников, пораженный смертью русского авиатора Л. Мациевича в результате авиакатастрофы, изобрел ранцевый парашют, принципиальная схема которого осталась до сих пор неизменной. Парашют имел круглую форму и укладывался в металлический ранец. На дне ранца, под куполом, располагались пружины, которые выбрасывали купол, когда прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Сложное импликативное суждение Г.Е. Котельникова, основанное на результатах собственных исследований, что «разработанная уникальная подвесная система, закрепленная на ранце человека в двух точках, исключает непроизвольное вращение человека под куполом», является истинным[3].

Исходя из выше приведенного примера, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, критерий «истина» можно сопоставить с суждением только тогда, когда накоплен определенный опыт и имеется достаточно знаний. Во-вторых, существует связь между приписываемой характеристики истинное/ложное суждению и объема знаний на этапе оценки суждения.

Только опираясь на законы логики, научная идея становится теорией. Любое научное знание опирается на законы логики. Четыре основных закона логического мышления: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного обоснования помогают в приросте научного знания -

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

получении правильных и истинных суждений. Для достижения истины при помощи умозаключений нужно следовать законам логики. Однако, «правильное» не значит «истинное», а иногда «истинное» не значит «правильное». Это мы видим из вышеприведенного примера. Причиной так же могут служить ложные посылки рассуждения, которые приводят к ложному выводному данному. Пример: все металлы -твердые тела, ртуть не является твердым телом, соответственно, ртуть не является металлом. Данное рассуждение соответствует логике мышления, а значит, может быть названо правильным, однако не ограждает исследователя от получения ложных выводных данных - ртуть не является металлом. В силу этого, ученые в истории науки неоднократно сталкивались с ситуацией принятия ложного за истинное суждение. Поэтому возникает важный этап в формировании научной теории: когда каждая гипотеза должна проверяться, повторяться процесс проверки во избежание случайностей. Список использованной литературы:

1. Краткий курс по логике: учеб. Пособие. - М: Издательство «Окей-Книга», 2016. - 128 с.

2. Челпанов В.Г. Учебник логики, — М.: Научная Библиотека, 2010 — 128 с.

3. http://rusplt.ru/society/kto-izobrel-parashyut-17587.html

© Кривоухова Ю.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.