Научная статья на тему 'П. А. Кропоткин о возникновении государства'

П. А. Кропоткин о возникновении государства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2033
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАРХИЗМ / ГОСУДАРСТВО / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ИСТОРИЯ / МАТЕРИАЛИЗМ / ИНСТИТУТ НАСИЛИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ КАТАКЛИЗМЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евланников Владимир Прокопьевич

Статья посвящена материалистическому представлению Петра Кропоткина о возникновении государства, как следствия эволюции средств производства, в частности института собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «П. А. Кропоткин о возникновении государства»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х

45.Kultz D. Evolution of the cellular stress proteome: from monophyletic origin to ubiquitous function // J. Exp. Biol. - 2003. - Vol. 206. - P. 3119-3124.

46.Lynch M. The Origins of Genome Architecture. - Sunderland, MA: Sinauer Associates, 2007. 389 р.

47.Peebles P.J.E., Schramm D.N., Turner E.L., Kron R.G. The case for the relativistic hot Big Bang cosmology // Nature. - 1991. - Vol. 352. - P. 769-776.

48.Raup D.M. Extinction: bad genes or bad luck? - Oxford: Oxford University Press, 1993. 211 р.

49.Sahney S., Benton M.J., Ferry P.A. Links between global taxonomic diversity, ecological diversity and the expansion of vertebrates on land // Biol. Lett. - 2010. - Vol. 6, N 4. - P. 544-547.

50.Schwartz M.D. Quantum Field Theory and the Standard Model. - Cambridge, MA: Cambridge University Press, 2013.851 р.

51.White T.D., Asfaw B., DeGusta D., Gilbert H., Richards G.D., Suwa G., Howell F.C. Pleistocene Homo sapiens from Middle Awash, Ethiopia // Nature. - 2003. - Vol. 423. - P. 742-747.

52.Yoshizawa M., Goricki S, Soares D., Jeffery W.R. Evolution of a behavioral shift mediated by superficial neuromasts helps cavefish find food in darkness // Current Biology. - 2010. - Vol. 20, N 18. - P. 1631-1636.

53.Zadeh L A. Fuzzy sets // Information and Control. - 1965. - Vol. 8. - N 3. - P.338-353.

© Гусев Е Ю., 2017

УДК 009, 001

Евланников Владимир Прокопьевич

докт. фил. наук, профессор СПбГЭУ, E-mail: Evlannikov@mail.ru г. Санкт-Петербург, РФ.

П.А. КРОПОТКИН О ВОЗНИКНОВЕНИИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация

Статья посвящена материалистическому представлению Петра Кропоткина о возникновении государства, как следствия эволюции средств производства, в частности института собственности.

Ключевые слова

Анархизм, государство, эксплуатация, история, материализм, институт насилия, социальные катаклизмы.

Петр Алексеевич Кропоткин выдающийся идеолог анархизма конца XIX-начала XX веков. Представление о государстве Кропоткина основывается на философских идеях, стихийного материализма, механицизма, позитивизма. Ему близки воззрения радикальной политической философией Европы конца XVIII-начала XIX веков, идеи немецких классиков, а так же современников «...особенно П.Ж. Прудона», взгляды «.русских революционных демократов 1830 годов, таких, как К.С. Аксаков и публицистов 1860 годов, сотрудников «Русского слова» В.А. Зайцева и Н.В. Соколова, ... революционных народников А.И. Герцена, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского» [4, с. 324]. Для Кропоткина, являвшегося ученый, характерно единство природы и общества, экстраполяция идей о строении и развитии природы на строение общества.

Для него история - цепь последовательно сменяющих друг друга цивилизаций, переживших периоды возникновения, расцвета, и упадка, от племен к государству. Поэтому «социальная революция - не случайный феномен, а выражение исторической закономерности, смена эпохи эволюционного развития эпохой социальных катаклизмов, которая способна самым радикальным образом изменить экономическое основание и политическую структуру общества» [5, с. 78]. Как и Бакунин, он приверженец материализма и поэтому считал, что изменение социально-экономических отношений, приводят к изменениям социальным. «Она мыслилась не национальной, а мировой.» [2, с. 73]. Он полагал, что национальная революция не

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

достигнет успеха, если ее не подхватят другие нации.

Говоря о возникновении государства, Кропоткин имеет в виду появление централизованного государства, выделяя три эпохи: древнейшую, по хронологии совпадающую с рабовладельческим строем; вторую половину I тысячелетия новой эры; и XV-XVI века, когда появляются современные государства в Европе. Началом государственности является эволюция индивидуальных патриархальных семей, ведущая к накоплению богатств и передаче их по наследству, а затем к разложению рода вследствие динамики средств производства. Кропоткин пишет: «Само историческое развитие государства было вызвано ничем иным, как возникновением земельной собственности и желанием сохранить ее в руках одного класса, который таким образом стал бы господствующим» [7, с. 124]. Государство, институт насилия, оно возникает из потребности власть имущих: «Государство ... общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом ... Таково было происхождение государства, такова была его история, и таково его существо еще в наше время» [6, с. 170].

«Общество должно перерасти государственность, и обрести новую форму ... самоорганизации всего человечества, преодолев, . основное противоречие политической жизни между управляющими и управляемыми» [3, с. 99].

«Анархизм ... осуществлён, лишь в масштабе, ... превышающем границы государства. Отрицать власть анархически... означает подняться в интеграции общежития выше государственного объёма и национально-государственных перегородок, ... означает создание универсального общежития» [1, с. 34].

Значительную роль в становлении государства играет церковь. Уже дикари имели «своих знахарей, колдунов, лекарей, пророков», они владели монополией на знания, «могли оказывать огромное влияние и устанавливать обычаи, полезность которых еще не была осознана большинством» [6, с. 178]. Это могучая сила в руках избранных использовалась для подчинения масс и являлась «зародышем власти», но первобытное общество еще не государство. Так же уникальным фактором становления государства он считал войны, без которых государство не могло появиться. Они требовали вооружения и огромных армий для противодействия врагу [8]. Имеет значение для государства, по мнению философа, право и правосудие. Судебная система и государство - два взаимосвязанных, необходимых друг другу, логически неразделенных явления.

При родовом строе конфликты разрешались быстро, с помощью обычного права, например, путем приглашения на Русь в качестве его знатоков, норманнов. Идея правосудия, считал Кропоткин, оказала влияние «в значительно большей мере, чем военные или экономические причины, она послужила основой, на которой развилась власть королей и феодальных владетелей» [7, с. 159]. Процесс становления государства - длительный. Между догосударственной и государственной формами общества, родовых, общинных форм организации с государственными существует преемственность.

Таким образом, множество моментов важны для появления государства: желание меньшинства, которое хотело господствовать над массами; необходимость обезопасить себя от нашествия чужеземцев; церковь требовала повиновения власти; византийское право, которое происходит от восточных деспотий. Все прошлое человечества соединилось против его будущего.

«Историческая миссия» государства, всегда сводилась к «поддержке эксплуатации и порабощению человека человеком» [6, с. 103]. Государство неразрывно связанно с эксплуатацией, оно не может быть неэксплуататорским, оно «олицетворение несправедливости, угнетения и монополии» [6, с. 104].

Кропоткин разграничивал понятия государства и правительства. Правительство - фиксирует «существование власти над обществом», государство же представляет особую форму связи с этой властью, а также своеобразную форму подключения к власти определенных социальных слоев: «сосредоточение управления местною жизнью в одном центре, т.е. территориальную концентрацию, а также сосредоточение многих отправлений общественной жизни в руках немногих. Оно предполагает возникновение совершенно новых отношений между различными членами общества» [6, с. 149]. Государство - не сумма учреждений, а система определенных общественных отношений, определенная социально-психологическая атмосфера, сопутствующая этому учреждению и отношениям, атмосфере вредная. Вредна идея государства, следовательно, необходимо отказаться от него.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 2410-700Х

Недостаток концепции государства в том, что Кропоткин начинал отсчет его истории с достижения им определенной ступени развития, что является для него важнейшим критерием существования государства. Негативное отношение к государству не позволяло увидеть прогрессивную конструктивную роль государства, как качественного скачка в развитии организованности общества. Список использованной литературы:

1. Гордин А.Л. Анархизм-Универсализм. М., 1920.

2. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Социальная революция М.А. Бакунина. Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе. Сборник Международной научно-практической конференции. Уфа,

2015.

3. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Идеи космизма в русской неоанархистской философии. Символ науки.

2016. № 3-4.

4. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Бакунин М.А. о государстве. В сборнике: «Исследование различных направлений современной науки» VIII Международная научно-практическая конференция. Научный центр «Олимп». М., 2016.

5. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. М.А. Бакунин о социальной революции. Инновационная наука. 2016. №11-3.

6. Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. М., 1920.

7. Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. М., 1922.

8. Кропоткин П.А. Узаконенная месть, именуемая правосудием. М., 1906.

© Евланников В.П., 2017

УДК 30

Кривоухова Юлия Александровна

Юго-Западный Государственный Университет

г. Курск, РФ

ЗАКОНЫ ЛОГИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

Аннотация

В данной статье подробно рассмотрены четыре основных закона логики, на которых основаны все научные теории. Анализируется значение осознанного применения логики в построении научных теорий, наглядно демонстрируются способы использования логических законов и правил в научной работе. Выявлено, что без знаний законов и правил логики и без умения их применять, нельзя и думать о разработке научной теории.

Ключевые слова

Законы логики, научная теория, суждение.

Под теорией понимают форму научного знания, которая дает целое представление об определенной области познания. Сведение всех знаний определенной области исследования в определенную единую систему является основной целью построения теории [1, с.116].

Под законами мышления понимаются такие законы, которым наше мышление должно подчиняться для того, чтобы оно было логическим, т.е. истинным.

Вот как трактует законы логики Челпанов Г.И. [2, с.55]:

Закон тождества можно формулировать: «А есть А», т.е. всякий предмет есть то, что он есть. Этот закон содержит весьма важное требование, а именно, чтобы в процессе нашего мышления каждая мыслимая вещь или представление мыслимой вещи, которое мы обозначим символически при помощи А, сохраняло

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.