Научная статья на тему 'Агни Йога и эволюция индивидуального сознания'

Агни Йога и эволюция индивидуального сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1212
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГНИ ЙОГА / ВЫСШЕЕ Я / НИЗШЕЕ Я / ОЗАРЕНИЕ / ПРОСВЕТЛЕНИЕ / СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ / ЦЕЛОСТНОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жульков Михаил Вячеславович

Рассматривая энергетические аспекты достижения целостного сознания, автор использует концепции Агни Йоги (накопление психической энергии, путь озарения), индуизма, тибетского буддизма. В соответствии с этими учениями, сознание рассматривается как разновидность психической энергии. Проблема достижения целостного сознания (соединения Высшего Я и низшего я) предстает как синтезирование состояний сознания: они разделены энергетическими барьерами, которые необходимо преодолеть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агни Йога и эволюция индивидуального сознания»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

«биокосмизма», наиболее известными лидерами, которого являлись А. Святогоров (псевдоним А.Ф. Агиенко), П.И. Иваницкий, А.Б. Ярославский. Некоторые политические конструкции неоанархистского учения космизма имели религиозный оттенок, провозглашая «вселенский» масштаб учения анархизма. И так, можно сделать вывод, что российская неоанархистская философия, осваивала новую сферу социально-политического сознания, предлагала свои решения новых проблем общечеловеческого значения. Список использованной литературы:

1. Бакунин М.А. Анархия и власть. М., 1992.

2. Гордин А.Л. Анархизм-Универсализм. М., 1920.

3. Евланников В.П. Динамика социального пространства-времени в постреволюционном сознании «новых» людей «серебренного века. Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Гуманитарные науки. №1, СПб, 2006.

4. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Социальная революция М.А. Бакунина. Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе. Сборник Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015.

5. Руссель Н. Что делать //Рассвет, 18 февраля 1925.

6. Солонович А.А. Анархическая общественность //Рассвет, 17 апреля 1925.

© Евланников В.П., Евланникова Г.Е., 2016.

УДК 118 + 130.3 + 141.154

Жульков Михаил Вячеславович

Докторант кафедры философии Ивановского государственного университета,

г. Иваново, РФ mzh1@mail.ru

АГНИ ЙОГА И ЭВОЛЮЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ1

Аннотация

Рассматривая энергетические аспекты достижения целостного сознания, автор использует концепции Агни Йоги (накопление психической энергии, путь озарения), индуизма, тибетского буддизма. В соответствии с этими учениями, сознание рассматривается как разновидность психической энергии. Проблема достижения целостного сознания (соединения Высшего Я и низшего я) предстает как синтезирование состояний сознания: они разделены энергетическими барьерами, которые необходимо преодолеть.

Ключевые слова

Агни Йога, Высшее я, низшее я, озарение, просветление, состояния сознания, психическая энергия, целостное сознание

Процессы глобализации, формирования глобального сознания и цивилизации сопровождаются глобальными проблемами, региональными конфликтами, участившимися природными и техногенными катастрофами. Мир подходит к точке бифуркации [9, с. 116], существенных изменений в обществе и в сознании каждого человека. В этой планетарной революции каждый человек, его позиция, его сознание играют важную роль. В связи с этим большое значение приобретают процессы интеграции, развития и совершенствования человека, разработанные в восточных философско-религиозных учениях, а также в книгах Агни Йоги, предназначенных для применения современным человеком.

1 Исследование осуществлено при поддержке гранта РГНФ № 15-03-00833

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Учение Агни Йоги о психической энергии. Мир (Космос) в Агни йоге предстает как беспредельное материально-духовное пространство, наполненное различными энергиями. Высший мир дифференцируется и порождает три мира: мир Огненный, мир тонкий, мир плотный, и, все три мира соединены в одно целое восходящими и нисходящими потоками энергии. А. В. Балабанов и С. Ю. Ключников выяснили, что слово «энергия» является третьим по частоте употребления в книгах Агни Йоги, а в двух из них («Знаки Агни Йоги» и «Аум») - на первом [1, с. 405-419].

Высшему миру принадлежит основная (всеначальная) энергия, из которой образуются, путем дифференциации, все последующие ее виды: атомическая, внутренняя, жизненная, космическая, энергия мысли, огненная, психическая, тонкая, физическая и др. [1, с. 387]. Чаще других употребляются понятия огненной, психической энергии, энергии мысли.

Каково место человека в этом мире переплетающихся энергий? «Итак, человечество является аккумулятором и трансмутатором высокой энергии, которую мы условились называть психической. Значение человечества в том, чтобы трансмутировать в сознании эту энергию и путем Иерархии устремлять ее в высшие сферы» [7, § 296, с. 162]. Так место человека в схеме мира весьма значительно, он призван быть активным участником эволюции и самого существования нашего мира, быть частью жизни космического организма.

Человек соединяет в себе три мира, и является, поэтому, микрокосмическим отражением Макрокосма: «Психическая энергия, иначе говоря, огненная энергия или Агни явлена в каждом живом существе. Каждый человек может различить в себе элементы плотные, тонкие и огненные. Там, где мы чувствуем проявление психической энергии, там уже область огненная. Из этих осколков можно складывать целое огненное миропонимание» [8, § 158, с. 353]. Так Живая Этика развивает взгляд на мир, который был характерен для восточных культур, также и для древней Греции, но на новом уровне развития человека, его возросшего понимания.

Психическая энергия является источником других видов энергии - жизненной, мыслительной, психической в узком смысле, физических видов энергии. Психическая энергия обладает творческой мощью: «Мысль творит. Протяжение мысли в пространстве неизмеримо... Среди многих причин эволюции мыслетворчество имеет основное значение» [8, § 613, с. 445].

Психическая энергия тесно связана с мышлением: «Теперь нужно понять, что энергия мысли есть одно из самых высших проявлений всеначальной энергии. Нельзя обособлять мысль от основной энергии Мироздания. Именно мысль служит вечным двигателем основной энергии» [2, § 213, с. 125].

Для того чтобы начать использовать и накапливать психическую энергию, необходимо осознание ее присутствия: «Волна психической энергии вернула бы жизненность и дала бы новую радость бытия. Но для этого нужно осознать психическую энергию, иначе говоря, войти в ритм эволюции» [10, § 253, с. 267-268]. Первым делом необходимо доверие и осознание присутствия психической энергии, только тогда она может быть замечена и начнется ее накопление. Большое внимание уделяется качеству сознания и мысли, а также осознанности любого действия, тогда психическая энергия начнет накапливаться. Само сознание названо высшей энергией: «Сознание есть божественная энергия» [6, § 407, с. 370]. Так ближайшая эволюция человека зависит от качества сознания и силы мысли человека.

Практика Озарения и Просветления: встреча двух сознаний [см.: 5]. Практика Озарения и Просветления известна как часть прямого пути тибетского буддизма (достижения нирваны за одну жизнь). Она не так широко известна на Западе, как Хатха йога или Раджа йога, однако именно озарение может быть широко внедрено в повседневную жизнь, профессиональную, научную и творческую активность. Такая практика не требует специальных условий, в то же время ее эффективность равна специальным практикам.

Озарение сокращает путь Просветления. Озарение - это вспышка света, которую видит мыслитель после достижения необходимого напряжения сознания, достигаемого практикой мышления. После вспышки озарения следует процесс просветления мозга и сознания личности, постепенно осознаются знания, переданные Сущностью. Эти знания отвечают содержанию размышлений, которые привели к вспышке Озарения. Самым значительным итогом является резкий рост понимания.

Это упражнение описано в Тибетском Буддизме в учении Махамудры: «Необходимо совершенное

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

слияние Бесконечной Мудрости и Бесконечного Сострадания. В «Обете Махамудры» есть слова Гармабы, подтверждающие эту мысль:

«Когда в момент озарения я вижу изначальный лик ума,

Рождается беспредельное сострадание.

Чем ярче озарение, тем глубже сострадание.

Чем глубже сострадание, тем совершеннее мудрость, постигаемая мной.

Этот безошибочный путь слияния двух в одно есть высшее осуществление Дхармы» [16, с. 43].

То же самое описано в Тибетской "Книге Великого Освобождения": «Твои Сознание и Сверкающий ум -нераздельны, это одно и то же. Их союз и есть Дхарма Кайя, состояние Совершенного Озарения Предвечным Светом» [13, с. 20]. «Изначальное лицо разума» сверкает чистым белым светом, Огнем, который не сжигает, но преображает и испытывает работу ума и мозга.

Путь озарения и просветления одинаково свойственны как Востоку, так и Западу. Озарение возникает при длительной концентрации на определенной проблеме - в науке, религии, искусстве, политике. Сама вспышка может быть разной по величине и степени охвата, яркости: от небольшого и неяркого белого пятна до всеохватывающей яркой вспышки, с промежуточными вариантами.

Озарение может быть понято как контакт двух сознаний - внешнего (эмпирического) я и внутреннего, Высшего Я. В момент озарения практикующий видит вспышку света, являющуюся энергетическим феноменом. Поэтому Озарение может быть описано в терминах энергии, а именно, электрической энергии -как внезапное соединение двух противоположных полюсов, как разряд после достижения определенного напряжения сознания, накопления необходимого количества энергии, речь должна идти о психической энергии и энергии мысли.

Резервуар «электричества» находится в распоряжении высшего сознания, низшее сознание создает собственную область накопления энергии. Этот динамический процесс движения и накопления мыслительной энергии привлекает внимание Высшего Я, и в выбранный им момент возникает молния, разряд, соединяющий два сознания, что и видится как вспышка света.

Описание Озарения в книгах «Агни Йоги» подтверждает энергетическую гипотезу феномена Озарения. Вторая книга «Агни Йоги» названа «Озарение», что показывает его значимость с точки зрения огненной йоги, приходящей на смену Раджа йоги. Озарение использовалось, по крайней мере, несколько тысяч лет отдельными людьми - царями и жрецами, а в будущем этот способ связи с высшими мирами получит более широкое распространение: «В древних магических книгах можно найти термин - "Illuminacio Regale", что значит Царственное Озарение. Настолько важный принцип, что Гермес оканчивает трактат словами: "Благословенны избравшие путь Озарения"» [11, с. 111]. Путь озарения сокращает путь к целостному просветленному сознанию: «Зачем путь постепенности, если одно озарение подымает над границами» [11, с. 139].

Озарение и просветление может вызываться разными причинами. Так, мысль человека призывает озарение энергией окружающего космоса: «Потому пусть мысль человека будет достойна озарения огнем пространства» [2, 496]. Эта энергия должна быть притянута сознанием человека, намагниченного устремлением и размышлением: «.. .молния Надземного Мира может оживотворять, если искра сознания уже образовала магнит. В мироздании взаимность имеет решающее значение» [2, с. 495].

Любовь и радость сами по себе являются озарением (говорится об озарении любовью и озарении радостью) и способствуют озарению и просветлению. Причиной может стать даже отрицание и ненависть: «Пусть оно спешит по пути проклятия, в малых стадиях оно не найдет энергии для просветления, но пусть произойдет взрыв, и сияние Света породит приближение к Истине» [2, с. 360]. Таково было озарение и просветление будущего апостола Павла при переходе через пустыню.

Так в Агни Йоге, наряду с отдельной книгой об Озарении, постоянно встречаются упоминания и различные сведения, которые вместе образуют стройное учение об Озарении и Просветлении, предназначенное для освоения и применения современным человеком в настоящем и ближайшем будущем.

Личное я и Высшее Я. Одним из главных отличий восточных философско-религиозных систем является признание и утверждение Высшего Я и связанных с ним высших состояний сознания, принципиально

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

отличающихся от малого я личности, которое считается иллюзорным [3, с. 64-68]. В соответствии с концепцией восточной философии, задача человека сводится к соединению личного я и Высшего Я души, тем самым человек достигает целостного сознания и освобождения сознания из-под власти материи. В индийской философии такое соединение описывается как соединение точечного манаса и распределенного атмического (буддхичечского) сознания: «В то время как ум (манас) является бесконечно малой величиной, подобной атому, я представляет собой нечто всепроникающее (вибху), неразрушимое и вечное» [15, с. 47].

Компоненты личности и состояния сознания. Согласно Упанишадам, индивидуализированная духовная сущность человека - Атман - является основой сознания, которое имеет четыре стопы. Первая стопа - бодрствующее внешнее сознание, вторая - внутреннее сновидческое сознание, третья - глубокий сон, четвертая стопа - сознание самого Атмана, сущность «постижения единого Атмана», «растворение проявленного мира». Четвертая стопа содержит в себе три предыдущих, которые могут быть названы состояниями сознания личности. Четвертое состояние - это трансцендентное сознание Души [14, с. 201-202].

Каждому бессознательному состоянию соответствует развитое самосознательное. Бодрствующему сознанию соответствует сознание здесь-и-сейчас, второму - осознанное сновидческое (образное) сознание, третьему - размышляющее сознание, четвертому - самадхи, турийя, сознание Высшего Я.

Для достижения освобождения (от перевоплощения на земле) необходимо достижение четвертой стопы сознания - турья (самадхи), отождествление сначала с индивидуальным, а затем и с всеобщим Атманом и Брахманом. Это длительный и трудный процесс развития индивидуального сознания основан на мышлении как главном средстве достижения единения.

Согласно нашей гипотезе, основанной на энергетическом взгляде на сознание, основные состояния сознания отделены друг от друга промежутками, энергетическими барьерами, и преодолеть их можно только увеличивая и накапливая собственную энергию сознания, субъективную энергию, психическую энергию и т. п. Осознанность, расширение сознания связано с преодолением энергетических разрывов или барьеров, разделяющих основные состояния (виды) сознания. Психологически человек ощущает эти барьеры как сонливость.

Целостное сознание достигается, когда три состояния сознания личности - бодрствующее, сновидческое и размышляющее (глубокий сон) - сменяют друг друга на фоне постоянного трансцендентного сознания. Это состояние известно как пятое состояние сознания, а также как естественное самадхи.

В таблице 1 представлены естественные состояния сознания, осознанные состояния, их соответствия системе человека. Система человека состоит из трех составляющих: тела, психики (подсистема восприятия, эмоций, желаний), ума; сущностью человека является сознание [см.: 4].

Таблица 1

Система человека и состояния сознания

Концепции сознания Естественные состояния сознания Осознанные состояния Система человека

Внешнее Бодрствующее Сознание здесь-и-сейчас Физическое тело (мозг)

Направленное Сон со сновидениями самосознательное образное сознание Психика

Внимание Глубокий сон Размышляющее сознание Ум

я-сознание Утробный сон Трансцендентное Сознание (Высшее Я) Чистое сознание как сущность человека

Очевидно, что Атман и есть Высшее Я. Бодрствующее сознание (рассудок) определяется работой мозга, познающий и размышляющий ум - это третье состояние (структура сознания), поэтому энергетический путь Озарения и связи двух сознаний может быть представлен так: Высшее Я - ум - мозг. Высшее Я может черпать энергию из Космического сознания (Шива-Шакти), а может иметь свою собственную энергию, так как индивидуальный Атман отражает всеобщий Атман.

Достижение целостного сознания. Согласно таблице 1, интеграция сознания сводится к интеграции различных состояний сознания, а также сознаний определенных компонентов человека, как личности, так и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

его сущности (души). Между телами человека, между состояниями сознания существуют промежутки, они не связаны между собой с точки зрения сознания. Другими словами, необходимо нарабатывать или выстраивать связь между ними сознательными усилиями самого человека. Такое положение лучше всего выразить с помощью понятия энергии: между состояниями сознания существуют энергетические барьеры, которые и нужно преодолеть. Сознание Души отделено от состояний сознания личности самым большим энергетическим барьером.

Человек создает связи между структурами сознания, возникают взаимопереходы между состояниями сознания. Сначала человек становится интегрированной личностью, а затем выстраивает мост к высшим состояниям сознания. Первое среди них - это трансцендентное или чистое сознание, сознание души, Высшего Я, сущности человека. Формируется связь между треугольником личности и высшим сознанием. На следующей стадии высшее сознание «пропитывает» личность, все состояния сознания интегрируются, соединяются в поле трансцендентного сознания.

Состояния сознания личности являются двойственными состояниями, в которых присутствуют субъект и объект. Трансцендентное сознание трудно описать, поскольку человечеству хорошо знакомы именно состояния двойственности, ограниченные состояния, и что-то другое представить трудно. «Человек начинает ощущать, что в основе своей «мы одинаковы», и это чистое «Я» есть Универсальное «Я», которое светит через разные нервные системы, принимает форму индивидуального сознания и персонального «Я»» [12, с. 120], «чем глубже погружаемся в себя как во что-то особенное и единственное в своем роде, тем больше мы находим всеобщечеловеческое пространство» [там же]. Это состояние описывается как Самадхи в индуизме, осознание пустоты (шуньи) в буддизме, эн-соф в иудаизме.

Такое состояние возникает на некоторое время во время медитации, но дело заключается в том, чтобы это состояние стало повседневным. Это задача очень трудна и занимает продолжительный промежуток времени. Человек достигает пятого состояния сознания, когда три обычных состояния сознания сменяют друг друга на фоне трансцендентного сознания. Пятое состояние «определяется как состояние, в котором трансцендентальное сознание поддерживается вместе с тремя другими обычными состояниями» [12, с. 126-127].

Таким образом, в книгах Агни Йоги последовательно развивается энергетический взгляд на мир, энергетический характер имеют как духовные проявления человека - мысль, сознание, воля, - так и физико-химические его структуры. Мышление является универсальным средством развития ума, сознания, становления целостности личности, совершенствования ее внешних и внутренних составляющих.

Интеграция личности определяется использованием мышления под управлением духовного сознания. В результате три компонента (ум, психика, тело) системы человека начинают действовать как одно целое, и появляется личность. Когда интеграция личности завершена, открывается возможность соединения личностного сознания и сознания Высшего Я. С точки зрения сознания необходимо развить и соединить четыре состояния сознания. Целостность сознания достигается, когда трансцендентное сознание постоянно присутствует на фоне циклической смены трех обычных состояний сознания.

Агни Йога показывает пути достижения целостного сознания в современную эпоху: устремленность, мышление, деятельность, направленная на общее благо, использование озарения и просветления, накопление психической энергии.

Список использованной литературы:

1. Агни Йога. Симфония. М.: Беловодье, 1999. 560 с. С. 405-419.

2. Братство. Ч. 3. Надземное // Агни Йога: в 4 т. Донецк: Сталкер, 1999, Т. 4. 512 с.

3. Бхагавад-Гита, или Песнь Господня. Киев: София, 2000. 160 с.

4. Жульков М. В. Ноосферная личность как система // Философии и/или новое интегративное знание-3: сборник трудов Всероссийской научной конференции / под ред. д-ра филос. наук проф. А. В. Азова. Ярославль: Изд-во Яросл. гос. пед. ун-та, 2013. С. 73-83.

5. Жульков М. В. Практика Озарения и просветления: встреча двух сознаний // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences Scientifc journal № 9-10 2014 (September-October). С. 246 - 251.

6. Знаки Агни Йоги // Агни Йога: в 4 т. Донецк: Сталкер, 1999. Т. 1. С. 183-273.

7. Иерархия // Агни Йога: в 4 т. Донецк: Сталкер, 1999. Т. 2.

8. Мир огненный. Ч. 1 // Агни Йога: в 4 т. Донецк: Сталкер, 1999. Т. 2.

9. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М. : Устойчивый мир, 2001. 200 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х

и

10.Община // Агни Йога: в 4 т. Донецк: Сталкер, 1999. Т. 1. 512 с. 11.Озарение // Агни Йога: в 4 т. Донецк: Сталкер, 1999. Т. 1.

12.Рассел П. ТМ техника // Высшее сознание: пер. с англ. М.: REFL-book; Киев: Ваклер, 1995.

13.Тибетская книга мертвых (Бардо Тёдол). М.: Подиум, 1992. С. 20.

14.Упанишады: в 3 кн. / пер. с санскрита, предисл. и коммент. А. Я. Сыркина. М.: Наука, 1991. Кн. 2. 15.Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М.: Селена, 1994. 416 с.

16.Эванс-Вентц У. Й. Тибетская йога и тайные учения: пер. с англ. Самара: Агни, 1998. 624 с.

© Жульков М. В., 2016

УДК 008

Петров Игорь Федорович

док. филос. наук, профессор ИМСИТ г. Краснодар, РФ E-mail: IgorPetroff@yandex.ru

О КАТЕГОРИИ «ПОТРЕБНОСТЬ» И ЕЕ ЗНАЧЕНИИ

Аннотация

В статье рассматривается одна из важнейших проблем - проблема человеческих потребностей, их природа, толкование и роль в человеческой жизни.

Ключевые слова

Потребность, человек, объективное явление, субъективное явление.

Категория «потребность» имеет множество значений, так как различные общественные науки исследуют разные стороны потребностей. Психологическая трактовка категории «потребность» акцентирует внимание на реакции в самом организме носителя потребности, то есть выделяется ее субъективная сторона. Примеры такого видения можно найти в работах следующих авторов: И. А. Иванова: «Потребность личности есть переживание какой-то недостаточности. Без этого переживания потребности быть не может» [1]; Д. А. Кикнадзе: «Потребность выражает собой состояние индивида» [2]; Ю. В. Шарова: «Потребность является определенным состоянием организма» [3]; А. Г. Ковалева: «Потребности -фундаментальные состояния личности, имеющие тенденцию определять направленность личности»[4] и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенностью этой точки зрения является то, что потребность рассматривается как влечение, как явление сознания - без учета реального, объективного противоречия между субъектом и объектом.

Другие исследователи исходят из единства объективного и субъективного в потребностях, исходя из того, что потребности есть побудительные силы деятельности, выступающие как побуждение и цель. Потребность не может быть просто отнесена либо к объективным факторам и условиям, либо к субъективным внутренним побудительным силам - она представляет собой органическое сочетание (единство) объективных и субъективных моментов [см., например: 5].

Таким образом, сторонники этого второго направления указывают на двойственную природу рассматриваемого явления.

В социальной психологии существуют позиции, близкие к этой точке зрения, согласно которым потребности рассматриваются как психологические реальности, отражающие отношение человека к объективному миру.

Наконец, третья группа исследователей считает потребность объективным явлением, полагая, что потребность есть реальная нужда личности, социальной группы или общества в определенных явлениях и предметах окружающего мира. Эти авторы определяют ее как «внутреннюю необходимость живого организма или человеческого существа» [6] или как «практическое проявление необходимости».

С пониманием потребности как чего-то объективного можно согласиться в том случае, если под

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.