Научная статья на тему 'Концепция «Органического прогресса» в философии революционных народников'

Концепция «Органического прогресса» в философии революционных народников Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
196
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРЕСС / СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ЛИБЕРАЛИЗМ / ДЕМОКРАТИЯ / РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евланников В. П., Евланникова Г. Е.

Статья посвящена вопросу о преемственности органической теории прогресса Г. Спенсера в философии революционного народничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция «Органического прогресса» в философии революционных народников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 009, 001

В.П. Евланников

д.ф.н., профессор кафедры философии, Г.Е. Евланникова к.ф.н., доцент кафедры философии, Государственный экономический университет, СПб, Российская Федерация.

КОНЦЕПЦИЯ «ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА» В ФИЛОСОФИИ РЕВОЛЮЦИОННЫХ

НАРОДНИКОВ

Аннотация

Статья посвящена вопросу о преемственности органической теории прогресса Г. Спенсера в философии революционного народничества.

Ключевые слова:

прогресс, социалистическая революция, либерализм, демократия, разделение труда.

Размышление о прогрессивном преобразовании общества присутствует во всех работах революционных народников-семидесятников, они полагали, что идеи двигают мир и интерес вырабатывает идеи. В основании данной прогрессистской идеи лежит глубокое наследие русской и особенно западноевропейской социально-политической мысли. П.Н. Ткачев считал, что человечество, эволюционирует и путем «постепенного развития», и путем «исторических скачков», непрерывно преобразуясь [7]. П.Л. Лавров, в своей «Биографии-исповеди», так же призывал рассматривать все социальные явления в их динамике: «...всегда имел склонность рассматривать всякое явление в его генезисе», и считал особенно важным установление того, «.каким образом цивилизация этой эпохи подготовлялась в прошедшем?» [5, с. 641].

Революционно-народническая теория прогресса в литературе, зачастую связывается с довольно упрощенно понятыми западноевропейскими представлениями об органической эволюции из социалистических концепций прогресса Г. Спенсера. Мало того, сами революционные народники неоднократно подчеркивали, что их представления о прогрессе сложились под сильным влиянием представителей классического западноевропейского социализма и общественной философии деятелей 60-х годов. Изучение идей Фурье, Сен-Симона, Оуэна, характерное для прогрессивных мыслителей 40-60-х годов, было продолжено новым поколением и в 70-е годы, правда, не так интенсивно. Тем не менее, для них, характерным было одинаково критическое отношение как к «прогрессу гнили» и «прогрессу нового».

Социалистическая мысль России - результат разочарования в идеях буржуазного либерализма и демократии, «проникнувших в Россию, благодаря усилиям «западнического» крыла российской интеллигенции. Многие демократические мыслители высоко ценили европейские политические свободы и поддерживали «европеизацию» России, но в тоже время критиковали противоречия европейского капиталистического мира, они активно обличали его античеловеческий, антигуманный характер» [3, с. 73].

«Велик консервативный прогресс, да только он выражается в усилении эксплуатации народа и должен быть, отвергнут» [5, с. 20]. Значение деятельности личности для подлинного прогресса в общественных отношениях также перешел к семидесятникам по наследству от их предшественников шестидесятников, и даже постановка вопроса о «критически мыслящей личности» обязана деятелям революционной демократии периода крестьянской реформы. «Своеобразие философских идей, которые достались в наследство революционному народничеству от западноевропейских материалистических философских течений, основывались на следующем положении: капитализм - это упадочный строй и возможно возвести общество справедливости, именуемое социализмом, перешагнув через него, при этом народники полагали общину

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

эталоном общественного устройства [4, с. 77]. По своему философскому содержанию эта концепция социального прогресса народников, была идеалистически-метафизической, а по своему социальному смыслу

- вполне социалистической. Как известно, социальный прогресс, по Спенсеру должен протекать исключительно в рамках буржуазного строя. Развитие любого общества должно, в конце концов, завершиться формированием «человеческих», т.е. буржуазных, отношений, что и дало Михайловскому повод определить «социальную статику» Спенсера как «телеологическое мировоззрение» [6, с. 417].

Общество Спенсер рассматривал по аналогии с организмом: внешние отношения - это «экзодерма общества»: правительство, армия, высшие классы. Внутренние отношения - это низшие классы, играющие роль, аналогичную роли внутренней поверхности пищевода, кровеносные сосуды - пути сообщения, кровь

- деньги и т.д. Борьба классов, непрерывно нарушающая спокойную эволюцию общественных форм, происходит из-за непонимания их взаимозависимости, она постепенно сойдет на нет, и тогда будет достигнут общественный прогресс в интересах всех общественных слоев. Ткачев называл метод Спенсера «странной аналогией». «Читая его остроумные аналогии, можно подумать, будто природа создавала животный организм по образцу и подобию английской конституции» [7, с. 101]. И.К. Михайловский назвал концепцию прогресса Спенсера «.. .позорнейшим пятном на умственной жизни XIX века». Он указывал, в частности, на бесчеловечность пожелания, высказанного Спенсером в «Социальной статике», - уничтожить больных и слабых в «высших» интересах общества [6, с. 418].

Апологетический характер позитивистской социологии не составлял тайны и для Берви-Флеровского, который определил Спенсера как «.самого резкого защитника идей английской буржуазии». Можно наблюдать как менялось в процессе эволюции, его представление о революции, «.постепенно и существенно изменилось под влиянием быстро меняющейся экономической и социально-политической ситуации в России. Если в начале своей революционной деятельности Флеровский явно тяготел к либералам, признавал возможность союза трудящихся с капиталистами» [2, с. 227]. По своему экономическому содержанию концепция органического прогресса Спенсера, не оригинальна. Адам Смит, разъясняя смысл общественного «разделения труда», назвал его «величайшим прогрессом». Благодаря разделению труда развиваются «искусство, умение и сообразительность работника». Спенсер лишь популяризировал эти идеи применительно к социологии. В его прогрессе нет места для социальной революции, для развития личности вне рамок буржуазного индивидуализма, на что показал П.Н. Ткачев, который считал несостоятельным метафизическое, абстрактное представление о «законе развития», с помощью которого Спенсер пытается объяснить «все явления и процессы неорганической, органической и надорганической жизни» [7, с. 85].

«В русской социалистической литературе .. просматриваются два варианта философского обоснования социализма: первый, это социалистический идеал, опирающийся на определенные рационалистические философские положения» [1, с. 234] ... второй вариант ... соответствовал аргументации Фурье, которая основывалась только на антропологии. Список использованной литературы:

1. Евланников В.П. Социалистические идеи русских революционеров демократов. Сборник статей: общество, наука и инновации. Сборник Международной научно-практической конференции. Уфа, 2014.

2. Евланникова Г.Е. Социалистическая революция в философии В.В. Берви-Флеровского. Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Гуманитарные науки. СПб, 2012.

3. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Социальная революция М.А. Бакунина. Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе. Сборник Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015.

4. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Социализм революционных народников. Апробация. Ежемесячный научно-практический журнал. №1 (40), 2016.

5. Лавров П.Л. Философия и социология. - Избранные произв. в двух томах. Т. II, М., 1965.

6. Михайловский И.К. Полное собрание сочинений. Т. III. СПб, 1909.

7. Ткачев. П.Н. Избранные сочинения. Т. II. М., 1932.

© Евланников В.П., Евланникова Г.Е., 2017.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 005

Ильинский Д.В.

студент 4 курса Инженерно-экономического факультета

ВПИ (ф-л) ВолгГТУ г. Волжский, Российская Федерация Сметанников С. М. студент 4 курса Инженерно-экономического факультета

ВПИ (ф-л) ВолгГТУ г. Волжский, Российская Федерация

Хван Н. С.

старший преподаватель кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины»

г. Волжский, Российская Федерация

АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА Аннотация

В данной статье рассмотрены основные моменты, касающиеся появления понятия «американская мечта». Особое внимание уделено тому факту, как американцы относятся к своей истории и основным философским концепциям. Необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что споры вызывает не только вопрос о происхождении «американской мечты», но и современное состояние данного концепта. Проводя общественно-исторический анализ, было отмечено, что для Соединенных Штатов Америки, установившееся особенно крепко понятие «американская мечта» имеет огромное значение, так как это считается эталоном американского образа жизни.

Ключевые слова

«американская мечта», американец, США, богатство, успех, демократия, безграничные возможности,

достаток.

Каждый из нас когда-либо встречал такое выражение как «американская мечта», быть может, это была какая-нибудь статья, книга, интернет или тот же фильм, и многие задумывались о том, что входит в это понятие? И почему, например, нет французской, итальянской, русской мечты? Возможно потому, что само понятие «американская мечта» стало, идеологическим клише. И неспроста. Средства массовой информации рисуют Америку картиной в образе государства изобилия, всеобщего благоденствия, свобод и возможностей. Считается, что образ жизни американских жителей активен и динамичен, они успешны, деловиты и решительны.

Любой уважающий себя американец должен имеет: свой бизнес, автомобиль, любящую жену, детей, двухэтажный дом в окрестностях города. Ну и, конечно, как же обойтись без всеми любимой демократии и религиозного плюрализма? Здесь, все, вне зависимости от социального положения и происхождения равны перед законом, по крайней мере, именно так звучит пропаганда американского образа жизни. В общем, все то, к чему должен стремиться каждый уважающий себя человек, и в Америке это получить очень легко и просто.

Так откуда же взялось это понятие «американская мечта»? Джеймс Адамс во времена Великой депрессии, написал тракт «Эпос Америки», где впервые засветилось такое словосочетание как «американская мечта». Адамс видел Штаты как государство, в котором каждый может иметь то, что заслуживает, а жизнь любого человека должна стать лучше, полнее, а главное богаче. С тех пор это словосочетание употребляется и в ироническом смысле. Можно сказать, что, сейчас само значение американской мечты стало расплывчатым и не имеет четких границ. И вряд ли когда-нибудь будет четко определено. Ведь каждый вкладывает свой смысл в данное понятие, и от этого американская мечта становится еще более притягательной. Считается, что именно в Америке можно упорным самостоятельным трудом добиться успеха в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.