_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
главе с самой сильной державой -США. На наш взгляд, это невозможно, так как каждая цивилизация является уникальной в своем историческом и культурном развитии. Поэтому в современном мире на первый план выходят межцивилизационные противоречия, которые грозят превратиться в межцивилизационные конфликты.
Список использованной литературы:
1. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа./ Н.Я. Данилевский - М., 1991.- 574с.
2. Ерасов, Б.С. Цивилизация: слово-термин-смысл. / Б.С.Ерасов // Научный альманах: Цивилизации культуры. Выпуск 2. Россия и Восток: цивилизационные отношения. - М.: Агро-пресс, 1995. - 292с.
3. Савицкий, П.Н. Континент Евразия / П.Н.Савицкий - М.: Аграф, 1997. - 464с.
4. Трубецкой, Н.Наследие Чингисхана / Н.Трубецкой - М.: Аграф, 1999. - 554с.
© Бутенко Н А., 2016
УДК 009, 001
В.П. Евланников
д.ф.н., профессор кафедры философии, Г.Е. Евланникова к.ф.н., доцент кафедры философии, Государственный экономический университет, СПб, Российская Федерация.
БУРЖУАЗНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ МОРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ
НАРОДНИЧЕСТВА
Аннотация
Статья посвящена влиянию западных либеральных учений на движение революционных народников и творчество русского философа В.В. Берви-Флеровского, который тяготел к либерализму.
Ключевые слова
Революционное движение, революционное народничество, либерализм, мораль, идеология.
В.В Берви-Флеровский в своей социальной философии выявил глубокие социальные корни русского революционного движения, без которых невозможно понять его специфику в социально-политической истории России. Народничество появилось в сложной социокультурной ситуации неоднородной интеллигентской культуры. Оно стремилось «слиться с массами», что стало возможно после появления революционно-либеральных учений, опирающихся на либерализм.
Помимо социалистических идей, утверждающих, что «капитализм - это упадочный строй и возможно возвести общество справедливости, именуемое социализмом, перешагнув через него» [3, с. 77], они отмечали огромное значение буржуазного либерализма для формирования, социальной философии революционного народничества, и не только потому, что он к XIX веку был одним из господствующих аспектов форм нравственности.
«Флеровский явно тяготел к либералам, признавал возможность союза трудящихся с капиталистами. Он говорил и об осознании господствующим классом своего долга перед народом, ... будут приняты разнообразные меры по изменению существующих порядков... А когда, ... народ, .придет к пониманию идеи общественной солидарности, появится возможность безболезненного перехода к социализму» [5, с. 227]. Буржуазный либерализм стал краеугольным принципом русского революционного народничества, реальной, основой формирования его идеологии.
Берви-Флеровский «признает внешний мир как мир действительного, . внешний мир предшествует
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070
человеческому мышлению, ... то есть познаваемое предшествует познающему, что одной из предпосылок всякого мышления является реальный мир, связывающий все с законом необходимости» [2, с. 76]. Он видит причину в том, что столкнувшись с многообразием «прогрессивных» идеологий и убедившись в полной невозможности ориентироваться на одну из них, революционное народничество было вынуждено опираться на меняющиеся комбинации этих идей, рассматривать массовые социально-политические идеалы как предмет конъюнктурного идеологического осмысления [1].
«Учение Берви-Флеровского появилось позже концепций западных социалистов, которые явились его идейными источниками. Его взгляды формировались в тот период, когда еще не было уничтожено крепостничество и только начинались капиталистические преобразования в экономической и политической сферах» [4, с. 100]. Буржуазный либерализм как специфический моральный идеал в России не изучался потому, что его развитие на элитарном и массовом уровне расценивалось, как реализация мирового зла, как негатив, который неприлично брать как объект изучения. Парадоксально то, что именно буржуазный либерализм явился наиболее динамичным социально-политическим процессом, определившим динамику идеологии, мировоззрение социально-политического радикализма. Его влияние заключается в его массовости, в том, что он упорно прорастает из народной среды, несмотря на противостояние, и большевистской идеологии, и православной церковь с верой, что «мир лежит во зле». Распространение буржуазного либерализма неизбежно изменяет социальное лицо России, порождая в толще архаики сложные противоречия, формируя для общества широкий спектр возможностей от катастрофы до процветания. Все это порождает более сложные проблемы, как для простонародного мышления, так и для элитарного, вынуждая людей искать ответ на эти вопросы [1].
Влияние либеральной морали на общество многообразно, но наиболее ярко оно проявляется в росте потребностей, в росте требований к условиям труда и быта, к окружающей среде, таким образом, возрастает разрыв между массовыми экспектациями и возможностями их удовлетворения, что неизбежно усиливает социальные противоречия.
Список использованной литературы:
1. Берви-Флеровский В.В. Философия эпохи ранних буржуазных революций. СПб, 1898.
2. Евланников В.П. Основной вопрос философии в социальной философии В.В. Берви-Флеровского. Наука и современность. Сборник Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015.
3. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Социализм революционных народников. Апробация. Ежемесячный научно-практический журнал. №1 (40), 2016.
4. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Основные проблемы в социальной философии В.В. Берви-Флеровского. Евразийский Научный Журнал. СПб. Февраль №2. 2016.
5. Евланникова Г.Е. Социалистическая революция в философии В.В. Берви-Флеровского. Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Гуманитарные науки. №4, СПб, 2012.
© Евланников В.П., Евланникова Г.Е., 2016.
УДК 101.11
Агальцев А. М., канд. филос. наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, РФ
Е-mail: ada-69@mail.ru Рачапов А. Ф., студент,
Финансовый университет при Правительстве РФ, Омский филиал, г. Омск, РФ
Е-mail: Rachapov14@yandex.ru
АНТИХАОСНАЯ СУЩНОСТЬ НАУКИ Аннотация
Сущность науки объясняется антихаосной спецификой человеческой деятельности; характеризуются