МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
лет от того, что ждет ее впереди, то он исполнит свой долг и умрет спокойно. Таким образом, целью было -сохранить без изменений социальный строй как можно дольше, невзирая на грандиозные изменения в Европе.
Похожесть западников этого периода на славянофилов была призрачной. Для них такое состояние России не казалось привлекательным. Народность не могло мириться с крепостничество. Лидер славянофильского направления А.С. Хомяков писал: «Мерзость рабства законного, тяжелая для нас во всех смыслах, вещественном и нравственном, должна вскоре искорениться общими и прочными мерами» [7, с. 18]. Славянофилы полагали, что крепостничество несовместимо с христианством, а современное православие не соответствует евангельским заветам, зависит от светской власти. Они пытались вернуть православию утраченную чистоту воззрений, в котором видели нравственную силу, предназначенную для объединения, а не институт принуждения.
Казалось бы, при официальном курсе государства на обращение к русской традиции, правительство должно было поддерживать славянофилов. Однако оно не благоволило к славянофилам. К.Н. Леонтьев указал, что причина неприязни в либерализме. «...под боярским русским кафтаном московских мыслителей кроется обыкновенная блуза западной демагогии» [4, с. 245].
Полемика между ними продолжалась в течение 20-ти лет, в спорах славянофилов и западников проблема социального развитии была поставлена и теоретический поиск, начатый этой полемикой, продолжался в русской философии и впоследствии в различных ее направлениях. Список использованной литературы:
1. Евланников В.П. Социалистические идеи русских революционеров демократов. Сборник статей: общество, наука и инновации. Сборник Международной научно-практической конференции. Уфа, 2014.
2. Евланникова Г.Е. Либеральная тень славянофильства. Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Гуманитарные науки. № 4, СПб, 2013.
3 Лавров П.Л. Исторические письма. СПб: Русское богатство, 1906.
4. Леонтьев К.Н. Цветущая сложность. Избранные статьи. М., 1992.
5. Панаев И.И. Литературные воспоминания. М., 1950.
6. Салоневич И. Народная монархия. М., 1991.
7. Хомяков А.С. Полн. собр. соч. Т. III. М., Университетская типография, 1900.
8. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений в 2-х томах. М.: Наука, 1991.
© Евланников В.П.,. Евланникова Г.Е, 2016.
УДК 1Ф
Д. А.Маринычев
кандидат философских наук, город Нижний Новгород, Российская Федерация
КРИТЕРИИ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ И ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Аннотация
Статья посвящена научно-теоретическим проблемам виртуальной реальности. Исследуются коммуникативные основы научного поиска в виртуальной среде. Раскрываются критерии научной рациональности в виртуальных сегментах информационного общества.
Ключевые слова
Виртуальная среда, феномен, познание, рациональность, идея, истина, ценность, мера, эвристика.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Научное творчество является интеллектуально-когнитивным актом, в котором происходит формирование ценностных основ и объективных смыслов. Технология научного познания в информационном обществе входит в систему коммуникативного взаимодействия «Человек -Универсум»[2,59]. Творческий процесс нацелен на раскрытие онтологического статуса бытия. Данная концепция развивалась в трудах Аристотеля, Сократа, Г. Гегеля, М. Хайдеггера и др. Х. Ортега-и-Гассет отмечает: «Реальность всегда избыточна по сравнению с понятием, которое стремится ограничить ее своими рамками. Предмет всегда больше понятия и не совсем такой, как оно. Последнее всегда только жалкая схема, лесенка, с помощью которой мы стремимся достичь реальности»[3,141]. Складывается идейно-информационная модель, в которой отражаются объективные связи, бытийные установки и социальные отношения. Символическая логика изменяет сущность нормативных установлений в виртуальной среде. Норма выступает символической конвенцией, которая обеспечивает устойчивость информационного пространства. Встает вопрос об истинности познавательной деятельности в виртуальной среде.
В современном обществе появляется дубликат социальной истины в виртуальной среде. Рациональность в виртуальной среде - активная проекция интеллекта, которая создает языковые модули и сложные когнитивные практики. Виртуальная среда уподобляется многослойной сетевой структуре, в которой осуществляется образование различных форм виртуальной информации и коммуникативных структур. Механизм генезиса когнитивной идеи связан с интеллектуальным освоением виртуальных отношений. При этом применяется техника информационного поиска, технология мгновенной фиксации виртуальной информации и др. Складывается интуитивно-экзистенциальная проекция объекта виртуальной реальности. Происходит оценка событийной виртуальной реальности, в которой отражается интерпретация полученной информации о виртуальном объекте. Оценка призвана определить субъектную значимость объекта виртуального мира. В условиях скоростного информационного восприятия осуществляется преобразование научной идеи в различные познавательные концепты (гипотезы, теории, взгляды и др.).
Генезис научной идеи происходит в условиях эвристического осмысления проблемной феноменологии. Методология эвристики - это сложная рационально-интуитивная практика, которая направлена на отыскание истинных форм в познавательной деятельности. Эвристический дискурс раскрывает глубинные взаимосвязи интеллекта и объективных значений. Эвристический дискурс связан с плюралистической виртуальной средой, где происходит генезис когнитивных идей и познавательных ценностей. Эвристика выступает мерилом живого интеллектуального процесса, в котором задействованы глубинные пласты индивидуального сознания. Техника эвристической рациональности связана с определением объективных критериев в познании. Индивид вовлечен в процесс рационального освоения объективной действительности. Мировосприятие в творческом процессе способствует раскрытию уровней (форм) бытия. Появление виртуальной технологии привело к кардинальному изменению творческого процесса. Эвристические основы творческого процесса проецируются в виртуальные сферы информационного пространства. Эвристическое начало пронизывает когнитивные области сознания индивида. Информационная система включается в познавательную деятельность индивида. Сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, познание ориентировано на отыскание истинных суждений об окружающей действительности. С другой стороны, информационная система становится инструментом управления экзистенциально-интуитивными сферами сознания индивида.
Виртуальные технологии сформировали новый контур информационного отношения. В монографической литературе появляется множество гипотез, теорий и концепций (интерпретаций) виртуальной реальности. Сложилась бытийно-мировоззренческая парадигма виртуальной реальности. Виртуальный мир выступает сферой информационной неопределенности и коммуникативной неустойчивости. В современном социуме образуются условия для ускорения информационных процессов и появления универсальной технологической формы. Виртуальная реальность активизирует процессы аккумуляции информационных потоков в социуме. Информационная картина закрепляется в иерархии общественного сознания. Сознание индивида включается в процесс освоения информационных процессов. В современной культуре активизируются духовно-идейные центры, которые вовлечены в виртуально-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
информационные взаимодействия. Индивид становится свидетелем экзистенциального возвышения виртуального. Первичные связи подменяются разнородными коммуникативными взаимодействиями.
Образные системы виртуальной среды определяют направленность развития виртуально-информационных отношений. Система символического мировосприятия воссоздает бытийный идеал эстетического своеобразия. Виртуальная технология - это монистическая технологическая структура, в которой отражается однородная система информационных процессов и качественные характеристики передаваемой информации (массмедиа, Интернет, реклама, индикаторные экономические системы, обыденное компьютерное общение). Образные системы виртуальной среды способствуют генезису измененных ценностных ориентиров и когнитивных установок. В. А. Кутырев пишет: «Коммуникационная трактовка мышления является продолжением информационной теории сознания. Информационная теория, лишая сознание субъектности и семантики, фактически превращает его в мышление-исчисление»[4,221]. Многообразные когнитивные идеи, выработанные в объективном познавательном процессе, замещаются информационными дубликатами (техническими симулякрами в интерпретации постмодернизма). Появляются технические системы и дублирующие структуры виртуального порядка. Феноменология технологической виртуальности - это сложившаяся электронно-цифровая данность, в которой технологическая система порождает оптический эффект подобия. Так, социальная сеть в Интернете демонстрирует возможности коммуникативного обмена в виртуальном пространстве. Наблюдается расширение сферы когнитивного взаимодействия в сетевом виртуальном пространстве. Предметная мера должна соответствовать информационной проекции объекта. В виртуальной плоскости происходит становление субъектной формы взаимодействия. Виртуально-информационное взаимодействие приобретает форму адаптированного информационного канала, которая может изменять субъектный статус пользователя (техника искусственного интеллекта). Субъект виртуально-информационного отношения участвует в образовании сетевого информационного окружения, в котором происходит обмен и реализация познавательных концептов. Например, в глобальной сети Интернет развиваются механизмы электронной фиксации научных изысканий, в которых отражаются различные компоненты научной деятельности. Виртуальная информация - сложившаяся система психосоциальных конструкций, которая используется в системе информационного взаимодействия. В сознании индивида складывается ценностная фигура виртуального мира, которая изменяет различные формы мировоззренческой идентификации. Индивид подчиняется ценностным схемам отчужденной виртуальной среды. Это отражается в различных видах виртуальной коммуникации (например, массмедиа, компьютерное общение, Интернет и др.). Виртуальная информация встраивается в процесс генезиса мировоззренческих ценностей и социальных ориентиров.
Перспективы развития виртуальных сред в современном социуме состоят в следующем.
1. Обновление технологий виртуально-информационного взаимообщения в индикаторных коммуникативных системах (индикаторные экономические коммуникации, механизмы виртуального общения в сети Интернет и др.).
2. Создание интегрированной нормативной системы виртуального пространства (развитие нормативных механизмов виртуальной среды).
3. Развитие безопасной виртуально-информационной вертикали в современном социуме. Назревает потребность в укреплении технологических основ онлайн-модерации в коммуникативных каналах виртуальной среды.
4. Генезис индивидуализированной формы виртуального общения в глобальной информационной плоскости.
Таким образом, сетевое виртуальное отношение формирует когнитивное информационное окружение, в котором осуществляется генезис идей, сложных теоретических конструкций и концептов. Возрастает роль эвристического дискурса в виртуальной реальности.
Список использованной литературы 1. Грязнова, Е. В. Виртуально-информационная реальность в системе «Человек-Универсум». - [Монография] / Е. В. Грязнова - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Н. И. Лобачевского, 2006. - 255 с.
2. Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». [Текст] - М.: Алгоритм, 2009. - 272 с.
3. Кутырев, В. А. Человеческое и иное: борьба миров [Текст] / В. А. Кутырев. - СПб.: Алетейя, 2009. - 264 с.
© Маринычев Д. А., 2016