Научная статья на тему 'О методологии науки в сочинениях Ф. Бэкона и Р. Декарта'

О методологии науки в сочинениях Ф. Бэкона и Р. Декарта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8810
1061
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / РАЦИОНАЛИЗМ / ЭМПИРИЗМ / ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бутенко Н.А.

В статье автор обращается к проблеме формирования методологии в науке. Рассматривается вклад философов Нового времени Ф.Бэкона и Р.Декарта в разработку методологии. Два противоположных подхода в познании: эмпиризм и рационализм, основанные Бэконом и Декартом, с разных сторон рассматривали теорию познания, используя методы индукции и дедукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О методологии науки в сочинениях Ф. Бэкона и Р. Декарта»

за такие взгляды, но сам предлагал такое же слабое утверждение о том, что атомы соединяются посредством маленьких отростков. [1, 165]

Представления о бесконечности пустого пространства и о бесконечном числе атомов, движущихся в пустоте, привели Левкиппа и Демокрита к взглядам о бесконечности Вселенной. Демокрит считал, что Вселенная состоит из различных миров, которые находятся на разных стадиях «жизни»: одни еще растут, другие находятся в расцвете, третьи разрушаются. Нужно отметить, что эта догадка очень близка современным научным гипотезам о Вселенной.

Все ошибки атомистов, с точки зрения Аристотеля, основываются на признании существования пустого пространства. С точки зрения, современной физики, нам известно, что пустого пространства не существует. Пространство есть форма существования материи. Несмотря на очевидные для нас ошибки, допущенные первыми античными натурфилософами в объяснении сущности природы, для нас понятно, что ценность этих теорий велика. Благодаря первым попыткам универсального истолкования явлений и фактов природы, попыткам проникнуть в сущность природы, всего мироздания, формируются первые научные картины мира, которые стали основой для развития физики и естествознания в целом.

Список используемой литературы:

1. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус .— [3-е изд.] .— М. : Высш. шк., 1999 .— 400с.

2. Платон. Тимей. Диалоги / Платон; АН СССР. Ин-т философии .— М. : Мысль, 1986 .— 608 с. http://www.gumer

© Н.А.Бутенко , 2016

УДК 740

Н.А. Бутенко

К.филос.н., доцент Сургутский государственный университет Г. Сургут, Российская Федерация

О МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ В СОЧИНЕНИЯХ Ф. БЭКОНА И Р. ДЕКАРТА

Аннотация

В статье автор обращается к проблеме формирования методологии в науке. Рассматривается вклад философов Нового времени Ф.Бэкона и Р.Декарта в разработку методологии. Два противоположных подхода в познании: эмпиризм и рационализм, основанные Бэконом и Декартом, с разных сторон рассматривали теорию познания, используя методы индукции и дедукции.

Ключевые слова Методология, рационализм, эмпиризм, философия науки.

Проблема методологии в современной науке и философии является достаточно актуальной и продолжает постоянно разрабатываться. Методологией называют учение о методах и способах исследования предмета. При помощи научных методов исследователь получает новые знания и способы решения задач в рамках какой-либо науки. Нужно учитывать, что метод лишь тогда является научным, когда он отражает объективные законы мира. Разработка проблемы методологии является приоритетной в философии науки, которая возникла из тесного взаимодействия философии и науки. Каждая из этих областей знания являются особыми видами познания, познавательной деятельности. В современной философии ХХ века была поставлена задача разграничения науки и метафизики.

В нашей работе идет речь о значении методологии философов ХУ11 века Ф.Бэкона и Р.Декарта в развитии научного познания. Нужно отметить, что данные учения имели эпистемологическое и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

методологическое значение для формирования науки. В рассматриваемый нами период формирования науки проблема разграничения науки и метафизики не ставилась, так как сама наука еще находилась в составе философии.

Ф.Бэкон выступил с критикой схоластической философии и разработал теорию «естественной философии», которая опирается на опытное познание. В своих трактатах « О достоинстве и приумножении наук» и «Новый Органон наук» подверг критике дедуктивный метод Аристотеля, который не является результативным и мало подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должно опираться на опыт, т.е. должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Такой метод получил название индукции. Еще Аристотель описывал индукцию, но не придавал ей значения для универсального познания. Бэкон же утверждает, что дедуктивный метод, разработанный Аристотелем, тоже имеет место в познании, но носит вспомогательный характер. Индукция помогает найти истину, которая обнаруживает себя в росте практического знания о природе, а, следовательно, и в росте власти человека над природой. [1]

Предпосылкой реформы науки должно стать очищение разума человека от заблуждений, которые он называет идолами рода, пещеры, площади (рынка), театра (теорий). [4,315-316] Индукция позволяет выводить общие положения, законы связей явлений из отдельных чувственно воспринимаемых фактов, а затем проверять, правильно ли установлены законы, вновь обращаясь к эмпирическим фактам. [2, 170]

Бэкон выделяет несколько ступеней индуктивного метода: наблюдение фактов; их систематизация и классификация; отсечение ненужных фактов; разбиение явления на составные части; проверка фактов на опыте; обобщение. Также он различает два вида эксперимента: плодоносный и светоносный. Первый тип - это те опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, второй - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, т. к. без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты. Бэкон как

основатель эмпиризма, вместе тем, не был склонен недооценивать значение разума. Роль разума состоит в том, чтобы извлечь истину из эмпирических данных. Но, в то же время разум, оторванный от опыта, не способен к открытию истины.

Метод индукции и эмпиризм Бэкона стали осознанием методологических принципов познания для науки того времени. Эти методологические принципы познания вышли из самой философской методологии, которая была заложена еще в учениях Аристотеля и Платона.

Важную роль в формировании методологии научного познания сыграли воззрения Р.Декарта, изложенные в его труде «Размышления о методе». В отличие от Бэкона, Декарт создал учение, согласно которому критериями достоверности знания являются интуиция разума и дедуктивно-логическая обоснованность. В трактате «Правило для руководства ума» он сформулировал правила научного познания. Он полагал, что в основу этих умозаключений должны был положены ясные и простые принципы и строгая логическая последовательность выводов. Декарт считал необходимым ввести математические операции в дедуктивный метод и логику. В противоположность Бэкону, Декарт утверждал, что при помощи математики можно добиться больших успехов в исследовании природы. [ 3]

Декарт не просто заявил программу математизации интуиции и логики, но и был одним из тех, кто положил начало реализации этой программы. Он разработал аналитическую геометрию, ввел в геометрию оси координат для отображения плоских и трехмерных геометрических фигур, что позволило переводить решение геометрических задач из формы геометрической в абстрактно-понятийные формы арифметики и алгебры. Это привело в целом к тому, что стало возможным логизировать математику, а логику математизировать, что оказалось очень перспективным. Математизация логики стала способом преобразования логики из средства философского познания в познавательное средство науки.

Именно программа математизации придала новизну методологии Декарта. Но эта программа, как и индуктивная и эмпирическая методология Бэкона, не была альтернативной классической философской методологии, так как она разрабатывала методологию научного познания.[2,171]

Нужно отметить, что ни Бэкон не отрицал значения дедукции, ни Декарт не отрицал значения опыта и индукции. Научный метод основан на диалектическом сочетании индукции и дедукции, и это понимали оба

великих философа. Но Бэкон подчеркивал ведущую роль опыта и индукции, Декарт же — логического анализа и правильных умозаключений.

Методология эмпиризма и индуктивизма - это методология формирования эмпирического базиса научной теории и базиса ее эмпирических проверок, а использование математической интуиции и математической логики - это метод перехода от эмпирических обобщений к теоретическому уровню научного познания, это способ связи этих уровней и метод построения научной теории.

Бэкон и Декарт создали не только эмпиризм и рационализм, составившие методологию развития науки: вплоть до наших дней. Возможно, более важным является то, что они ясно видели и всячески подчеркивали определяющую роль науки в жизни общества. Независимо друг от друга оба они поставили перед человечеством совершенно новую и грандиозную задачу: с помощью науки сделать человека «господином и повелителем природы». Тем самым они пошли гораздо дальше гуманистов Возрождения.

Индуктивный метод Бэкона с опорой на опыт, эксперимент вошел в основу экспериментальной физики, а рационализм и аналитическая геометрия Р.Декарта стали основой теоретической физики в современный период.

Теоретическое естествознание, возникшее в эту историческую эпоху, завершило долгий процесс становления науки в собственном смысле этого слова. Превратившись в одну из важнейших ценностей цивилизации, наука сформировала внутренние механизмы порождения знаний, которые обеспечили ей систематические прорывы в новые предметные области.

Список использованной литературы:

1. Гайденко П.П. «История Новоевропейской философии в ее связи с наукой» - М.: Университетская книга, 2000. http://www.gumer

2. Мархинин В.В. Лекции по философии науки: учебное пособие / В.В. Мархинин. - М.: Логос, 2014. -428 с.

3. Тимкин С. История естествознания. Курс лекций / С. Тимкин . http://www.gumer

4. Хрестоматия по истории философии: в 3 ч. / Хрестоматия - Ч1.:учебное пособие для вузов. - М., 1997. -447с.

© Н А. Бутенко, 2016

УДК 009, 001

В.П. Евланников

д.ф.н., профессор кафедры философии, Г.Е. Евланникова

к.ф.н., доцент кафедры философии, Государственный экономический университет, СПб, Российская Федерация.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ В.В. БЕРВИ-ФЛЕРОВСКОГО

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению одного из аспектов творчества русского философа Берви-Флеровского, в частности влияния на его творчество идей социал-дарвинизма.

Ключевые слова

Природа, общество, материалистический детерминизм, Берви-Флеровский, эволюционная теория,

дарвинизм, солидарность, социальные отношения.

Основное положение социальной философии В.В. Берви-Флеровского выражено в утверждение того, что природа предваряет любую человеческую деятельность и формы удовлетворения человеческих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.