Научная статья на тему 'Идеи и проблемы опережающего образования'

Идеи и проблемы опережающего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1528
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЧИВОСТЬ МИРА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОПЕРЕЖЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гафурова Наталья Владимировна, Осипова Светлана Ивановна

Новизна социокультурных условий определяет проблему поиска инновационных решений в системе образования, главным результатом которых будет формирование личности, способной к постоянному развитию, обладающей преобразующим интеллектом, определяющим способность к оценке последствий принимаемых решений в условиях многовариантности. Раскрыто понятие опережающего обучения, его возможности. Обоснована необходимость реализации опережающего обучения в условиях информационной среды, современных требований рынка труда и в условиях быстро обновляющихся производственных технологий. Обоснованы требования к компонентам педагогической системы, в которой опережение выступает её системообразующим существенным компонентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гафурова Наталья Владимировна, Осипова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеи и проблемы опережающего образования»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБщЕНИя

УДК 37.01

Гафурова Наталья Владимировна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального обучения, Сибирский федеральный университет, gafurnv@yandex.ru, Красноярск

Осипова Светлана Ивановна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики, член-корреспондент АЕН, Сибирский федеральный университет, osisi@yandex.ru, Красноярск

идеи и проблемы опережающего образования

Аннотация. Новизна социокультурных условий определяет проблему поиска инновационных решений в системе образования, главным результатом которых будет формирование личности, способной к постоянному развитию, обладающей преобразующим интеллектом, определяющим способность к оценке последствий принимаемых решений в условиях многовариантности. Раскрыто понятие опережающего обучения, его возможности. Обоснована необходимость реализации опережающего обучения в условиях информационной среды, современных требований рынка труда и в условиях быстро обновляющихся производственных технологий. Обоснованы требования к компонентам педагогической системы, в которой опережение выступает её системообразующим существенным компонентом.

Ключевые слова: изменчивость мира, информатизация, глобализация, опережение, педагогические технологии, результативность опережающего образования.

Gafurova Natalia Vladimirovna

Doctor of Pedagogical sciences, Professor of the department of professional education pedagogy at Siberian Federal University, gafurnv@yandex.ru, Krasnoyarsk

Osipova Svetlana Ivanovna

Doctor of Pedagogical sciences,Professor of department of higher mathematics, corresponding member of the Russian Academy of Natural Sciences, Siberian Federal University,osisi@yandex.ru, Krasnoyarsk

ideas and problems of advanced education

Abstract.. Novelty of some socio-cultural conditions defines a problem of search for innovative solutions in the education system, the main result of which will be formation of the personality capable of continuous development and possessing the reformative intelligence, as well as the ability to assess the impact of decisions in conditions of multiple choice. The concept of advanced training, its opportunity is opened. The necessity for the realization of advanced training in the conditions of the informational environment of modern requirements of the labour market and in the context of a rapidly upgrading production technologies is proved. Justified requirements to the components of pedagogical system, in which the advance is its backbone essential component are proved.

Keywords: variability of the world, informatization, globalization, advancing, pedagogical technologies, productivity of advanced education.

Современный этап модернизации образовательной системы осуществляется в новых условиях, определяющих социокультурную реальность, главными из которых являются: - ускоряющаяся и углубляющаяся изменчивость мира, определяющая высокий темп обновления научных знаний во всех обла-

стях, особенно проявляющаяся в области техники и технологии;

- становление информационного общества, порождающее становление нового человека «цифрового поколения», определяющее колоссальные возможности в использовании новой информации и пред-

ставляющее определенные риски в потере нравственно - гуманистических ценностей. В этих условиях уменьшается надежность использования некогда актуального знания с учетом динамики появления новых знаний;

- процессы глобализации, предполагающие гармонизацию многообразного мира, расширение и углубление социальных связей в пространстве и во времени. Это раскрепощает личность, преодолевает процесс отчуждения человека от жизни всего человечества.

Технико-экономическое развитие общества, принявшего определяющим принципом производства получение максимальной прибыли, порождающей потребительское отношение человека к природным ресурсам, природной среде, к самому человеку, противоречит условиям самосохранения современной цивилизации и рядом исследователей характеризуется как неустойчивое развитие [10]. Осмысление системного влияния названных условий объективной реальности, их новизна показывает, с одной стороны, невозможность использования старых, традиционных решений в модернизации образовательной системы, а, с другой стороны, ставит проблему поиска инновационных решений адекватных новым социокультурным и технико-экономическим изменениям, глобальной целью и главным результатом которых будет формирование нового человека. Современный человек, как продукт образовательной системы, находящийся в условиях неопределенности, порождаемой темпами и глубиной изменчивости мира, техники, технологии, вынужден сам постоянно изменяться и принимать продуктивные решения на основе, сформированной в образовании способности к критическому мышлению, вычленять противоречия и проблемы в условиях глобальной информационной среды, формулировать их, предлагать многовариантные решения. Все сказанное выше определяет приоритет развития в образовании интеллектуальных способностей человека и способностей к самоизменениям. Принимаемые решения должны быть оценены с точки зрения охраны природных ресурсов, экологической безопасности, создания гармоничной человеко-природной среды устойчивого развития цивилизации, что определяет требования к нравственно-моральным

характеристикам современного человека, его ответственности. Резюмируя все вышесказанное, определяем нового человека как личность, с новой нравственно-гуманистической и интеллектуальной идеологией, способного решать проблемы в условиях неопределенности, принимая ответственность за последствия реализации этих решений.

Естественно, что такого человека могла бы формировать система образования, самая многочисленная подсистема в глобальной системе общественного развития. Однако, ряд исследователей, оценивая возможности современной системы образования, определяют ее как инерционную, консервативную, «ветхую», систему, в которой передаются «устаревшие устоявшиеся знания устаревшими методами» [Там же].

В исследованиях А. Д. Урсула подчеркивается, что преодоление проблем неустойчивого цивилизационного развития может быть обеспечено человеком, сознание, мышление и деятельность которого способны предвидеть и прогнозировать последствия своей деятельности, реализовывать в случае необходимости превентивные упреждающие действия. Изменения в образовании, его целях и смыслах с ориентацией на будущее, исследователи стали называть футури-зацией, а само образование опережающим [Там же]. Возможность формирования у человека сознания, способного опережать бытие, обоснована в исследованиях физиологов, философов, психологов.

П. К. Анохин отмечал, что взаимодействие всяких материальных тел имеет своим результатом взаимоотражение. Информация о состоянии и тенденциях изменения среды, накапливаемая и пополняемая новой, реализуется в виде реакции живого организма, опережающе учитывающие возможные нарушения среды. Опережающее отражение -способность и возможность осознавать то, что еще не свершилось [1]. Теоретические предпосылки опережающего обучения, ориентированного на развитие человека в образовании представлены в первую очередь Л. С. Выготским, а также - в трудах П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Дис-терверга, Л. В. Занкова, Э. В. Ильенкова, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской, И. Г. Пе-сталоцци, С. Л. Рубинштейна, К. Д. Ушин-ского, Д. Б. Эльконина.

Для определения сущности опережающего образования в соответствии с идеологией системного подхода, опираясь на исследования П. Н. Новикова, В. М. Зуева, В. Г. Онуш-кина, Е. И. Огарева, В. С. Швырева выделим требования к компонентам педагогической системы, рассматривая опережение как системообразующее существенное свойство педагогической системы:

содержание профессионального образования основывается на предвидении перспективных требований к человеку как субъекту различных видов социальной активности, способствует раскрытию познавательной активности студента, стимулирует эффективное самообразование, формирует индивидуальный, преобразующий интеллект, как способность к оценке последствий принимаемых решений в условиях многовариантности;

педагогические технологии актуализируют потенциальные возможности личности студента как индивидуальной сущности человека в процессе конструктивной деятельности в возникающих проблемных ситуациях, требующих переноса способов и видов деятельности в новые условия в реальном процессе научного познания и формирования новых знаний;

результативность образования определяется сформированностью свободной и ответственной личности, способной к постоянному развитию, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей гуманистическим мировоззренческим и нравственным сознанием в сочетании в высоким уровнем развитого интеллекта личности, проявляющимся в способности предвидеть развитие событий на основе анализа наличных тенденций, находить новые способы разрешения проблем, что определяет возможность предвидения будущего и тем самым расширяет сферу деятельности человека [7; 8; 9].

Одним из определяющих результатов и целей опережающего профессионального образования П. Н. Новиков, В. М. Зуев называют формирование преобразующего, гуманистически ориентированного интеллекта, реализующегося в деятельности. Под преобразующим интеллектом ученые понимают такой уровень развития интеллекта, который позволяет человеку «на основе знания фун-

даментальных закономерностей природы и общества свободно переходить от концептуального осмысления действительности к решению прикладных задач (социальных, управленческих, организационных, техни-ко-экономиче ских, производственно-эконо -мических и т.д.). Преобразующий интеллект отличается высоким уровнем способности к комплексному использованию интуиции, логического мышления и количественных оценок ..., что помогает успешно решать сложные, в том числе слабоструктуризован-ные, проблемы» [6, с. 130]. Такое понимание цели и результата опережающего образования определяет необходимость его творческого характера.

Определенное таким образом опережающее профессиональное образование требует конкретизации и обоснования принципов построения содержания образования и выбора педагогических технологий, обеспечивающих развитие личностных и интеллектуальных возможностей субъекта образовательного процесса.

Содержание образования будет удовлетворять сформулированным выше требования, если представить структурно через базис - инвариант, фундаментальные малоизменяемые знания, и вариантную часть -постоянно обновляемую, обогащенную за счет включения в нее актуальных научных проблем. «Идея опережения профессионального образования связана, во-первых, с возможностями и осознанным стремлением человека к пока еще не освоенному знанию, к определению самого себя, с попыткой «выхода за рамки самого себя», то есть с прогнозированием перспектив своего развития и их реализации в контексте труда и жизни; а, во-вторых, со стремлением человека к опережению изменяющегося уровня развития производства общества в целом» [8, с. 145]. Вслед за А. М. Новиковым реализацию, так называемого исследовательского образования, будем считать важнейшим принципом опережения. Принцип исследовательского обучения, реализуемый в совместных научных исследованиях выпускающих и фундаментальных кафедр при участии студентов позволит приобщить студентов к актуальным проблемам современной науки.

Перейдем к обоснованию выбора педагогических технологий для реализации

идей опережающего образования, ориентированного на развитие интеллектуальных и личностных способностей субъекта образовательного процесса. Известно, что развитие личности в педагогической системе обеспечивается рядом факторов, важнейшим из которых является использование идей и технологий проблемного обучения. Реализация идей личностно-ориентирован-ного образования предполагает обеспечение вариативности на уровнях: методов и форм организации познавательной деятельности; содержания и структуры учебного материала в соответствии с учебными возможностями обучающихся; целей и задач учебных дисциплин; дифференцированное управление учебной деятельностью (определяемое способностью учащимися к освоению программы материала); диалоговыми и фасили-тационными формами организации образовательного процесса.

Направленность на развитие учащихся как главную цель педагогической системы (Л. В. Занков, В. Ф. Шаталов, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) позволяет выделить принципы опережающего (ориентированного на развитие) обучения, главными из которых являются: ведущая роль теоретического знания; обучение на высоком уровне сложности; высокий темп прохождения учебного материала. Ориентация на формирование теоретического мышления предполагает исследование отношений между различными факторами, установление между ними причинно-следственных связей. Исходя из этого В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин свою концепцию развивающего обучения связывают, прежде всего, с содержанием учебных предметов и логикой (способами) его развертывания в учебном процессе.

Обобщая сказанное выше, обозначим основные требования к педагогическому обеспечению опережающего образования.

1. Содержание образования должно быть обогащено в его вариативной части учебным материалом, ориентированным на развитие возможностей и способностей, обучающихся к предвидению, предвосхищению событий на основе развитого воображения и фантазии, а также теоретического мышления в условиях приоритетного использования исследовательского обучения.

2. Способ представления содержания образования, его структурное оформление, должны системно упорядочивать программный материал, подлежащий освоению, и выступать ориентировочной основой образовательной деятельности на основе выявления опорных единиц учебного содержания как эффективного способа компоновки учебного материала для организации опережающего обучения с выделением блока повышенного уровня сложности.

3. Выбор образовательной технологии опережающего обучения из вариативного множества процессуальных технологий (проблемного обучения, метода проектов, задачного подхода, ТРИЗ, методики решения исследовательских задач и др.) основывается на соотнесении содержания и целей выявленных опорных единиц учебного материала для обеспечения развития интеллектуальных способностей студента и его преобразующего интеллекта в условиях вариативности и неопределенности ситуации, сознательного выбора альтернатив в процессе разрешения проблемных ситуаций, формирования различных моделей действия и поведения, оценивания последствий своих действий.

4. Проведение занятий в опережающем образовании на основе обогащенного содержания образования и технологий, формирующих преобразующий интеллект обеспечивается методическими разработками опорных схем, конспектов, таблиц, чертежей, рисунков и других средств, основанных на феномене идентификации образа (зрительного, звукового, смыслового) и текста, представляющего содержание учебного материала.

До сих пор, рассматривая проблемы модернизации образования, мы ориентировались на фактор ускорения и углубления изменчивости мира, который определил необходимость изменчивости самого человека, его саморазвитие и футуризацию образовательной системы. Однако есть еще один фактор, существенно влияющий на все стороны человеческой жизнедеятельности. Это информатизация, которая определяет новые качественные характеристики образования. «Умное образование» (Smart education) предполагает перенос образовательного процес-

са преимущественно в электронную среду, обеспечивающую эффективное обучение в этой интерактивной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе [6]. На пути информатизации и формирования виртуальной реальности в человеческой деятельности вообще, а в науке и образовании в частности, появляется возможность опережающего моделирования реальности». «Информационному обществу с устойчивым развитием, базирующимся на знании и информации, должна соответствовать новая опережающая информационно-образовательная система» [9, 134]. Здесь уместно отметить, что информационная среда предоставляет большие возможности индивидуализация и дифференциации обучения, в том числе в учете полисенсорных способов восприятия информации, а модульная подача информации, сопровождаемая мультимедиа версией, позволяет активизировать мыслительную деятельность обучаемых, способствует развитию интеллектуальных, в том числе и прогностических способностей. Образовательная среда является неотъемлемой частью информационной среды и наследует ее характеристики, поэтому отметим существенные отличия новой информационной среды определяющей необходимость опережающего обучения[6].

Современные информационные технологии изменили два ключевых понятия современного жизнеустройства: «пространство» и «время» [Там же]. И реальная экономика откликнулась на это через независимость многих процессов от них, что привело к известным общемировым процессам, таким как глобализация, информационное общество и др. При этом система образования все глубже «погрязающая» в компетентностном подходе реализует его в старой экономической и информационной модели, фактически отрицая новую реальность, формируя компетентности с отрицательной стоимостью. Следовательно система профессионального обучения ожидая от производства и бизнеса профессиональных стандартов и потребность в кадрах на годы вперед, впустую тратит время, так как при изменившихся пространстве и времени это стало практически не возможно. А, значит, подготовка будущих специалистов должна строиться на универсальных подходах, позволяющих

развить способности предвидения, прогнозирования в условиях неопределённости и избыточности информации.

«Пространство» стало категорией для образования независимой, т.е. образование (формальное, неформальное, инклюзивное и информальное [7]) во всем мире возможно получать независимо от места нахождения учащегося и преподавателя. При этом их «местом встречи» является и реальность и виртуальность, в том числе на обычном реальном занятии они могут работать с виртуальным предметом или сочетая виртуальное и реальное общение. Получается доступность любых преподавателей для любых учащихся и независимость от материального положения студентов. Опережающее образование именно в таком многообразии образовательных практик сможет дать быстрый и массовый результат. При этом явным становится возможность, востребованная реальной современной экономикой, обучения в течении всей жизни (непрерывного образования).

Сама образовательная среда получила ее современные характеристики «высокой плотности», «высокой скорости устаревания знаний», «высокого уровня информационного шума», «объема, который не способен физически освоить человек» и т.д. Это приводит к экономической и личностной необходимости изменения целей образования. Образование стало перед проблемой фун-даментализации, многообразия, краткосрочности, заказности. Именно такие функции и реализует опережающее образование.

Библиографический список

1. Анохин П. А. Опережающее отражение действительности // Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. - Москва: «Наука», 1978. - С. 7-26.

2. Гафурова Н. В. Информатизация образования, как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 3; URL: http://www.science-education.ru/103-6199 (дата обращения: 11.05.2012).

3. Гафурова Н. В., Осипова С.И. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№1. - С. 117-124.

4. Гафурова Н. В., Твердохлебова Т. В. Возможности реализации Болонского процесса // «Сибирский педагогический журнал». - 2010. -

№4. - С. 25-32.

5. Гафурова Н. В., Бугаева Т. П. Государственные приоритеты в контексте результативности функционирования современного вуза // «Сибирский педагогический журнал». - 2011. -№7. - С. 80-90.

6. Новиков А. М. Профессиональное образование России: Перспективы развития. - М.: «Эг-вест». - 1997. - 256 с.

7. Новиков П. Н., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование. - М.: РГАТиЗ, 2000. - С. 70-163.

8. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб.; Воронеж, 1995. - 232 с.

9. Тихомирова Н. В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное пространство: концепция, инструменты, методы: научное издание. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 264 с.

10. Урсул А. Д. Процесс футуризации и становление опережающего образования // Педагогика и просвещение: сб. науч. ст., 2012. -Вып. 2. - С. 20-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.