УДК 378:323.37
ХАРЧЕНКО А.А. Разработка и реализация модели
опережающего профессионального обучения государственных служащих
В статье рассматриваются социальные технологии разработки и реализации модели опережающего профессионального обучения государственных служащих. Раскрываются основные структурные составляющие личностно-ориентированного обучения, в том числе цели, задачи, мотивы, технологии, содержание и научные основы образования государственных служащих.
Ключевые слова: структурная модель, опережающие обучение, инновационные технологии, образовательный продукт, креативная образовательная среда, образование, воспитание, профессиональная деятельность.
В процессе реформирования системы профессионального образования государственных служащих в странах Восточной Европы и постсоветского пространства особое место отводится опережающему значению науки и знаний в развитии практики государственного управления.
Опережающее обучение государственных служащих призвано обеспечить развитие их способностей, знаний, умений и компетенции эффективно осуществлять управленческую деятельность, решать сложные проблемы в жизни общества и граждан с предвиденным опережением их возникновения. Такая постановка цели профессионального образования предусматривает существенное обновление содержания обучения, его организации и технологий. Соответственно этой парадигме опережающего образования в социологической и педагогической науке особое значение уделяется инновационной ориентации обучения государственных служащих как базисной стратегии прорыва государственно-управленческой деятельности в будущее.
Заметный вклад в разработку методологических основ опережающего обучения государственных и муниципальных служащих внесли ученые Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации: А.И.Турчинов,
Л.А. Василенко , В.Л. Романов, В.С. Кар-пичев, Н.С. Мельникова . и др. Они рассматривают опережающее образование как способ формирования корпуса инновационно мыслящих руководителей не только в сфере государственной службы, но и в политической сфере. Получение государственными служащими в процессе обучения и управленческой практики знаний и профессиональных компетенций в области инновационной информационно-аналитической деятельности обеспечивает развитие их способности видеть объект управления как целое, которое самосовершенствуется, а не формируется в соответствии с политическими предпочтениями и отраслевыми функциями. В этом контексте появляется возможность инновационно подготовленным государственным деятелям влиять на формирование не только содержания, но и структуры политического и административного управления в плане придания ему адаптивной гибкости и динамики в условиях реформирования1.
Опережающее профессиональное образование государственных служащих, на наш взгляд, должно стать обоснованным ответом образовательной системы на социальный заказ государства и общества. Такое действительно элитарное образование и призваны давать Российская академия государственной службы при Пре-
зиденте РФ и региональные академии государственной службы.
Модель опережающего профессионального обучения государственных служащих является системой взаимосвязанных структурных составляющих, отражающих современные идеи и преимущества, ценностные ориентации, организационно-технологические приоритеты, соответствующие современной отечественной и мировой образовательной парадигме.
Опережающее профессиональное обучение руководителей и специалистов государственной службы может быть представлено в следующей структурной модели (рис. 1).
Попробуем раскрыть сущность структурных элементов, которые мы включили в предложенную модель.
Систематизирующим элементом опережающего учебного процесса являются социальный заказ и инновационные требования к государственному служащему, которые сосредоточиваются в модели руководителя (специалиста) государственного управления. Кроме того, инновационные требования к подготовке государственных служащих актуализируют всю систему требований к государственным служащим, приводят ее в соответствие с отечественной, международной и глобальной ситуациями, новыми стратегиями управления.
Субъектами инновационных требований выступают:
- граждане государства;
- Президент и другие политические институты;
- высшие институты административного управления, включая институт управления государственной службой.
В модели специалиста государственного управления находят свое отражение инновационные требования к государственным служащим, которые могут получить инструментальное выражение:
- в директивных и организационно-рег-ламентирующих документах;
- в квалификационных требованиях по соответствующим государственным должностям;
- в функциональных требованиях по должности;
- в образовательном продукте деятельности профессиональных учебных заведений, которые готовят кадры государственного управления и государственной службы;
- в государственных профессиональных образовательных стандартах;
- в требованиях по специальности «Государственное и муниципальное управление», соответствующих учебно-профессиональных программах.
Кроме того, кадры государственного, политического и административного управления должны научиться перспективно и масштабно мыслить и действовать. Тенденция роста инновационности данной деятельности стала социальным фактом. Социологами зафиксирован категорический императив, абсолютное требование граждан к государственным служащим - работать профессионально, не воровать, «сначала думать о Родине, а потом о себе» 2.
Поэтому важнейшей целью опережающего образования является обучение целостному инновационному взгляду на процесс государственной службы, умению не только видеть свои функции в ситуации нормы, но и способность взять на себя необходимую инициативу, иметь навыки работы в кризисной ситуации и стратегической перспективе, то есть действовать на опережение, чтобы не отстать окончательно.
Учитывая отмеченную цель, опережающее профессиональное образование государственных служащих нуждается в обогащении мотивов субъектов системы обучения, переходе от одного мотива к формированию системы мотивов. При этом отметим, что набор мотивов может иметь разную структуру у отдельных государственных служащих, они могут по-разному распределять для себя одни и те же мотивы. У одного на первом месте могут быть мотивы экономические, у другого - этические, у третьего - карьерные и так далее. Поэтому логически можно выделить, например:
- мотивы, которые выделяют потребность в собственной инновационной деятельности;
- мотивы, которые отвечают положению государственного служащего в коллективе (престиж, значимость профессии и др.);
о тз гл Гз х т
тз
<
о
о *
го т
о
О от
В т о ч го т х
X
сг
X
X >
<
Социальный заказ+модель специалиста государственной службы
Обучение, воспитание, социализация, развитие, управление
Цели, задачи, мотивация
Содержание:
-ГОС
-учебные
программы
-планы
ориентирования будущего
Научные
основы.
Законы,
закономерности,
принципы,
методы
Опережающее. Инновационные, информационные и педагогические, технологии
\
Объект - совместная деятельность в
креативной образовательной среде
Самообразование, самовоспитание, самоусовершенствование, самотренинг
Образовательный продукт (результат). Концептуальное знание, умение,
навыки антикризисного управления
I
Потенциал развития и саморазвития
I
Анализ, коррекция
$
Рис. 1. Структурная модель опережающего профессионального обучения государственных служащих.
- мотивы, которые обусловливают личность государственного служащего (самореализация, самоутверждение, особенности характера и др.);
- мотивы, связанные с самосознанием личности (убежденность в своих творческих способностях, творческом потенциале, понимание новаторства как «призвания» и т.п.).
Кроме того, нужно учитывать, что:
- единство мотивов и интересов выше у тех государственных служащих (слушателей), которые имеют высший уровень профессиональной направленности;
- значительную роль в инновационной направленности субъектов обучения играет уровень их способностей;
- развитие творчества предусматривает формирование единых требований служебной практики и личностного участия в новаторстве для государственного служащего3.
Цели и мотивы зависят от ситуации и хода решения умственных задач. Мотивы нововведений в большей степени формируются под воздействием внутренних мотивов, а внутренние мотивы, как известно, формируются в результате обучения и воспитания4.
Опережающее обучение, как показано на предложенной модели, требует изменения ролей преподавателей и слушателей как равноправных субъектов личност-но-ориентированной системы профессионального образования государственных служащих. Развитие инновационного мышления возможно только в условиях творческого сотрудничества и сотворчества, введения роли преподавателя-наставника. При этом распространение знаний должно осуществляться с помощью новейших информационных технологий.
Взаимообучение, взаимозависимость субъектов системы опережающего обучения и их знаний строятся на основе создания виртуальных учебных содружеств с использованием технологий обучения в сотрудничестве (соИаЬога^уе 1вагп1пд), при котором на первый план выходят лич-ностно-ориентированное обучение, активное общение слушателей друг с другом и учебная деятельность в составе малых учебных групп (3-5 человек). Взаимообу-
чение в сетевых структурах выражается в предоставлении участникам возможности пользоваться индивидуальными информационными учебными ресурсами, активно участвовать в формировании интегрального учебного ресурса как процесса отбора знаний и моделей поведения по изучаемой теме.
Использование обучения в сотрудничестве изменяет социальный контекст креативной образовательной среды. При обучении в сотрудничестве главной силой, которая влияет на учебный процесс, становится содружество (коллектив), группа слушателей, что было практически невозможно при традиционной образовательной системе. Обучение в сотрудничестве базируется на конструктивистской теории, которая говорит о том, что знание социально обусловлено и производится содружествами людей, поэтому каждый человек может получить доступ к этому знанию, только если он присоединится (войдет) к этому содружеству. Государственные служащие обмениваются идеями, своим опытом, ощущениями, информацией и в процессе этого обмена приходят к пониманию, что есть ценного и приемлемого для других членов группы и для группы в целом. Обучение в сотрудничестве предусматривает групповую работу слушателей, которые работают вместе над решением какой-либо существующей проблемы или изучаемого вопроса. Главные черты этого процесса: участие, социализация, дискуссия, рефлексия, сотрудничество с другими для саморазвития5.
Содержание опережающего профессионального образования государственных служащих не может регулироваться действующими государственными стандартами и существующими учебными программами, поскольку оно в своей основе находится в области исследования будущего и связано с динамичными трансформациями, которые происходят в обществе и сопровождаются обвальной генерацией разнообразной информации и глобальным ее распространением в сфере инноваций. В XXI веке жизнь требует интеллектуальной личности, базовым компонентом духовного мира которой ста-
нут фундаментальные знания и способность к самообразованию в контексте постоянно растущей информации6.
Содержание профессионального образования государственных служащих должно определяться обновленными государственными, отраслевыми стандартами и стандартами учебных заведений системы профессионального обучения государственных служащих, а также совокупностью компетенций органов государственной власти, профессионально-квалификационными характеристиками должностей, требованиями и потребностями органов государственной власти, образовательно-профессиональными и профессиональными программами высшего и послевузовского образования. Результативное применение этих факторов в формировании содержания образования нуждается в координации деятельности компонентов системы и реализации ведущей роли системообразующего высшего учебного заведения профессионального обучения государственных служащих, каковым является РАГС при Президенте РФ.
Фундаментализация подготовки государственных служащих будет во многом зависеть от того, насколько успешно осуществляется формирование научного мышления, внутренней личной потребности в постоянном саморазвитии, самообразовании на протяжении всей жизни. За время учебы государственные служащие должны получить системообразующие, целостные, глубинные, методологически значимые знания закономерностей функционирования и развития глобализующе-гося мира, роли и места государственного управления в современных условиях.
Обеспечение фундаментализации профессионального образования государственных служащих осуществляется посредством создания новых учебных дисциплин, качественно отличных от традиционных по структуре и содержанию, своей направленности на обобщенные, универсальные знания, высокий уровень общей культуры и научного мышления - одним словом, на формирование служащего новой формации.
Необходимость повсеместного перехода к опережающему образованию вызва-
на изменением парадигмы общественного развития, переходом к новому типу цивилизации - информационному обществу и, как следствие, новым, высшим требованиям к интеллектуальным, волевым и другим параметрам работника7.
К ключевым компонентам концепции опережающего образования государственных служащих в первую очередь относятся следующие образовательные параметры:
1. Ориентация обучения на кардинальные изменения в институте государственной службы. Основными компонентами социологической матрицы проектирования изменений института государственной службы выступают:
- социальная миссия, стратегические цели, принципы государственной службы;
- функции и соответствующие им структуры;
- социальные роли, статусы;
- субкультура, ценностные ориентации;
- система запретов и императивов.
2. Инновационные программные приоритеты:
- возможности научных дисциплин, междисциплинарных направлений науки, способных стать основой стратегии инновационного учебного процесса с учетом потенциала мировой системы образования, развития отечественных образовательных традиций;
- переориентация профессиональной учебы на фундаментализацию и социогу-манитаризацию знаний, методологический и инновационный поиск, проблемную и опережающую технологизацию обучения;
- кардинальная переработка государственных образовательных стандартов, приведение их в соответствие со стратегической целью и заданиями обучения государственных служащих;
- существенное изменение в номенклатуре учебных дисциплин, в приоритетах выбора и ориентации кафедр высших учебных заведений;
- формирование достоверных учебных планов.
Современная образовательная парадигма актуализирует потребность в соединении дисциплин, их общей направленности на генерацию и получение знаний, необходимых для целостного восприятия
динамично трансформирующегося социального мира и происходящих в нем процессов. Трансдисциплинарный подход к процессу познания развивает у обучающихся креативное мышление, инновационный подход к решению управленческих задач.
Наиболее полно отображают научные основы учебного процесса законы и закономерности как объективные, существенные, необходимые, общие и стойкие взаимосвязи, которые повторяются при определенных условиях. В учебном процессе своеобразно проявляются закономерности развития природы, общества и мышления. Все закономерности, действующие в процессе обучения, в зависимости от влияющих факторов делят на внешние и внутренние.
К внешним закономерностям обучения относят зависимость учебы от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования). К внутренним закономерностям относят связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием, методами, средствами и формами обучения; между преподавателем, слушателем и содержанием учебного материала).
Среди внешних закономерностей обычно выделяют:
- социальную обусловленность целей, содержания и методов обучения;
- развивающий характер обучения;
- диалоговый характер общения и лич-ностно-направленный подход к обучению;
- зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия слушателя с окружающим миром.
К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:
- зависимость развития обучающегося от способа решения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и имеющимся уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков слушателей, их интеллектуального развития;
- взаимодействие между преподавателем, слушателем и результатами обучения;
- подчиненность результативности обучения способам управления учебным процессом и активности слушателя;
- последовательность обучения по мере решения задач от незнания к знанию, от знания к умению, от умения к навыкам8 .
Определение основных закономерностей и методологических принципов образовательного процесса возможно только на основе комплексного междисциплинарного подхода. Если XX век прошел под знаком дифференциации,специализации труда, рождения новых профессий на стыках наук и сфер деятельности, то XXI век обещает быть веком представлений. Этому способствует новая научная парадигма, которая вытекает из открытости мира.
Существующая система образования принципиально не может реализовать междисциплинарный подход и согласованность в рамках учебного плана, так как ориентирована на жесткую конструкцию знаний.
Исходя из вышеуказанного, считаем возможным среди основных принципов проектирования технологий опережающего профессионального обучения государственных служащих выделить следующие:
- научное и практическое обоснование опережения;
- профессиональное выполнение опережающих программ;
- информационное наполнение опережающего обучения;
- позитивное общественное восприятие нововведений.
Важными являются закрепление правил конструирования учебных программ из модулей, реализация их в соответствии со следующими принципами:
- инновационности;
- опережения;
- целостности системы динамично изменяющихся знаний в системе обучения, с сохранением фундаментальности и научности;
- непрерывности и преемственности процесса образования.
Принцип инновационности требует учета перспектив развития соответствующего органа государственного управле-
ния, а также должностного продвижения (карьеры) и ротации государственных служащих. Он выполняется через определение персонального «социального заказа» на каждый цикл обучения в виде системы заданий по внедрению и продвижению конкретного нововведения.
Принцип опережения практически может реализоваться через индивидуальные стратегии карьерного роста государственного служащего, в которых четко выражена линия профессионального достраивания необходимых качественных характеристик (желательно закрепить в соответствующих нормативно-правовых документах). Выполнение данного принципа возможно через определение персонального «социального заказа» на каждый цикл учебы в виде комплекса формальных требований к новому уровню профессиональной подготовки государственного служащего в рамках занимаемой должности или предполагаемой будущей должности (в случае подготовки кадрового резерва).
Принцип целостности системы динамично изменяющихся знаний в системе обучения с сохранением фундаментальности и научности. Этого принципа будет трудно придерживаться при включении России и Украины в общемировое образовательное пространство, поскольку фундаментальная составляющая в программах многих стран намного менее выражена, чем в России и Украине. В то же время именно этот аспект помогает постсоветским странам сохранять качество образования на достаточно высоком уровне в процессе трансформации общественных отношений.
Принцип непрерывности и преемственности процесса образования ориентирован на создание последовательных типовых образовательных модулей в соответствии с подходами, которые сложились в мировой практике, на внедрение методов регуляции сферы образования, которые находят отражение во многих международных документах.
Комплекс этих принципов и обеспечит эффективность системы обучения, создаст условия, с одной стороны, для построения собственной образовательной траектории каждым слушателем, а с дру-
гой- для функционирования непрерывной системы использования новых профессиональных качеств подготовленных кадров государственной службы.
Важной составляющей предложенной модели являются учебные технологии. Суть опережающих учебных технологий как набора методов и средств, которые поддерживают этапы реализации нововведения, - в создании личного и коллективного опыта конструирования будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами, социокультурной традицией, инновационными стратегиями. Острой технологической проблемой опережающей профессиональной учебы государственных служащих может стать адаптация к этой модели руководящего состава образовательных учреждений, профессорско-преподавательского состава, студентов и слушателей.
Технология опережающего профессионального образования предусматривает модульную систему обучения, которая включает образовательную инициативу, самостоятельный поиск в получении знаний, умений, навыков, возможность выбора дисциплин и форм обучения.
К опережающим технологиям обучения в первую очередь следует отнести:
- технологии реального анализа будущего;
- обеспечение меж- и трансдисципли-нарности;
- ориентацию профессионального обучения на кардинальные изменения в институте государственной службы;
- разработку инновационных учебных программ;
- управление образовательными рисками и алгоритмами;
- инновационную самоорганизацию обучения;
- технологии «непрямого» управленческого действия;
- проектирование креативной информационно-образовательной среды;
- технологии рефлексии профессионального обучения;
- формирование информационной культуры будущего;
- возможности и перспективы сетевых информационных структур; обучение в сетевых режимах;
- опережающую адаптацию к изменениям.
Хорошо зарекомендовали себя технология обучения в форме с^-Нпе, система публичных обсуждений по заданным темам в режиме «отложенного времени». В такой форме возможно проведение консультаций по типу «горячая линия», где формулируются ответы на самые типичные вопросы.
Электронные телеконференции по обсуждению какой-либо интересной темы - самая эффективная и самая распространенная форма активизации образовательного процесса в сетевой дистанционной среде. Ее эффективность зависит от того, насколько удалось сформировать коллектив слушателей, были ли созданы основы для эффективной коммуникации. В такой конференции обмен информацией происходит в отсроченном режиме. Успех проведения телеконференций во многом определяется умением координатора (ведущего, модератора).
Результативным может быть частичное включение дистанционных образовательных технологий в рамках отдельных учебных дисциплин. Эти технологии могут применяться как в межсессионный период, так и во время текущей сессии. В их числе могут быть интерактивные формы индивидуальной работы слушателей с преподавателями, дистанционные интерактивные групповые занятия, форумы с привлечением профессионалов государственной службы, выполнение практических заданий или коллективных творческих работ в составе малых групп.
Конструирование креативной образовательной среды предполагает создание возможности для формирования собственного индивидуального образовательного пространства, которое может быть интегрированным, с одной стороны, в единое общемировое информационно-образовательное пространство, а с другой - в отечественное информационное социокультурное образовательное пространство. Функционирование взаимодействующих индивидуальных образовательных пространств позволит определять особо содержательные характерис-
тики социокультурной креативной информационно-образовательной среды.
Технология формирования учебных программ в виде универсальных трансфертных модулей обеспечит трансдисципли-нарность, когда специфика одной науки пронизывает содержание другой, и поможет максимизировать удовлетворение образовательных потребностей слушателей. Трансфертность модулей заключается в возможности «мягкого» перенесения и встраивания их в определенные варианты образовательных программ по выбору слушателя. Каждый трансфертный модуль по типу учебного курса или программы имеет свои цель, задание, дидактические единицы и какой-то образ той части образовательного продукта, за который «отвечает». В зависимости от потребностей и специфики профессиональной деятельности слушателя модуль, имеющий свободную нишу в содержании, может быть достроен компонентами, необходимыми в текущих образовательных потребностях заказчика.
Современные технологии опережающей учебы в условиях новой образовательной среды позволят слушателям:
- самостоятельно осваивать в интерактивном режиме имеющиеся учебно-методические материалы, проходить тестирование, выполнять контрольные работы под руководством преподавателя и консультантов-практиков системы государственной службы;
- на современной основе реализовы-вать отдельные компоненты профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы государственных служащих и их специализацию, строить индивидуальную траекторию профессионального обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а затем и непрерывного самообразования на протяжении всей жизни;
- дополнять имеющееся базовое содержание учебных дисциплин новыми компонентами, защищая эти компоненты в творческих дискуссиях со специалистами системы государственной службы и с представителями научного содружества;
- взаимодействовать с другими участниками «виртуальной» учебной группы;
- гармонично входить в мировое интегрированное интеллектуальное пространство, объединяющее научные, образовательные и профессиональные содружества, а также содействовать его развитию.
Объектом в личностно-ориентирован-ной модели опережающего профессионального обучения государственных служащих выступает креативная образовательная среда, которая должна отвечать следующим основным требованиям:
- переход от интерпретации готового знания к развитию мышления, направленного на прирост интеллекта обучающихся;
- наличие квалифицированных преподавателей, которые владеют новейшими системами профессиональных знаний в отрасли государственного управления, современными образовательными технологиями;
- развитие технологий сотрудничества и сотворчества в учебном процессе, выполнение коллективных практических проектов в отрасли государственного управления;
- участие в процессе сотрудничества и сотворчества практических специалистов, которые владеют интеллектуальными технологиями профессиональной деятельности;
- практическое использование интеллектуальных информационных и социальных технологий в процессе получения знаний и формирования профессиональных компетенций;
- наличие самообновляющейся базы знаний в отрасли государственного управления и технологий ее формирования;
- доступ к мировым интеллектуальным ресурсам специальности государственного и муниципального управления.
Эти требования актуализируют обязательность наполнения образовательной среды комплексом учебно-методического материала, разработанного коллективами преподавателей и слушателей в процессе совместной образовательной деятельности9.
Такой подход допускает развитие технологий и средств для когнитивного обучения, интеллектуального сотрудничества субъектов опережающего личностно-на-правленного учебного процесса.
Результатом или содержанием образовательного продукта опережающего про-
фессионального обучения может стать развитие профессионального управленческого потенциала государственного служащего в условиях вызовов и угроз XXI века. Методологической основой образовательного продукта выступает культура, социокультурная среда, способность предвидеть развитие, будущие события и процессы.
В содержании образовательного продукта в данном контексте преобладают:
- традиционный образовательный продукт: знание, умение, навыки. В модели опережающей учебы эти компоненты приобретают новое содержание: концептуальное, опережающее, конструктивно-организующее знание; умения, которые обеспечивают выживание, функционирование системы в экстремальных условиях; нетрадиционные навыки антикризисного управления;
- преобразующий интеллект как совокупность взаимоувязанных свойств и качеств личности, умственных способностей, которые позволяют на основе современного научного знания методологически осмыслить перманентно изменяющуюся действительность и принять адекватное решение;
- профессиональная культура, адекватная кардинальным изменениям в отечественном и мировом социумах, в теории и практике государственного и муниципального управления;
- социально значимые ценностные ориентации и мотивация государственных служащих;
- нормы и принципы служебной этики государственных служащих;
- компетенции, соответствующие полученной специальности.
Названные компоненты образуют основу потенциала развития и саморазвития государственного служащего. «Проак-тивному» государственному деятелю, который овладел технологиями управления будущим, необходимы способности к критической мысли, ориентация в новых условиях, быстрое определение новых связей в стремительно изменяющейся действительности. И чем стремительнее скорость изменений, тем больше внимания необходимо уделить распознаванию модели будущих событий10.
Опережающее обучение помогает государственным служащим сформировать творческий подход к управлению социальными процессами. Он предусматривает формирование новых качеств личности, к которым можно отнести следующие:
- способность видеть проблемы там, где другие их еще не видят;
- способность находить принципиально новые задачи и их решение.
Процесс формирования профессионального творчества как необходимого условия становления опережающего характера государственного управления можно определить как нахождение новых нестандартных способов решения профессиональных задач, анализ профессиональных ситуаций, принятие профессиональных решений. Результатами профессионального творчества могут быть: новое понимание предмета труда, новый подход к способу профессиональных действий с предметом труда, ориентирование в получении принципиально новых результатов и так далее.
Таким образом, для успешного внедрения в образовательную практику модели опережающего обучения государственных служащих должны быть реализованы ее первоочередные составляющие:
- определены государственные и общественные стратегические потребности в кадрах управления соответствующего уровня и качества (государственный и социальный заказ);
- поставлены и обоснованы перспективные и текущие цели и задачи опережающего обучения (учебная стратегия);
- произведены коренные изменения в государственных образовательных стандартах по специальности «государственное и муниципальное управление» (образовательная стратегия);
- определены типы образовательных структур и технологического сопровождения, содержание, методы и формы обучения (технологическая парадигма);
- разработаны опережающие учебные программы (программная стратегия);
- подобран профессорско-преподавательский состав, организованы профес-
сиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации (кадровая стратегия^ учетом современных требований антикризисного управления;
- организованы контроль, стимулирование и управление качеством учебного процесса (организационная стратегия и тактика);
- проведены мониторинговые исследования учебно-научного процесса, определены горизонты образовательного прогноза (исследовательская стратегия).
1 Романов В. Л. Инновационная подготовка кадров государственной службы / В.Л. Романов ; под общ. ред. В.Л. Романова, Л.А. Василенко. 2-е изд., стереотип. М.: Изд-во РАГС, 2008. 140 с.
2 Карпичев В. С. Инновационная подготовка кадров государственной службы /В.С. Карпичев ; под общ. ред. В.Л. Романова, Л.А. Василенко. 2-е изд., стереотип. М.: Изд-во РАГС, 2008. 140 с.
3 Василенко Л. А. Инновационная подготовка кадров государственной службы / Л.А. Василенко ; под общ. ред. В.Л. Романова, Л. А. Василенко. 2-е изд., стереотип. М.: Изд-во РАГС, 2008. 140 с.
4 Шифман X. Ощущения и восприятия. М., 2003. 21 с.
5 Василенко Л.А. Опережающее профессиональное образование государственных служащих: технологический поиск/ Василенко Л.А. М.: Изд-во РАГС, 2008. 114 с.
6 Олуйко В. М. Современные требования к профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений и пути повышения его профессионального уровня / В. Г. Олуйко. Режим доступа: www.unlv.km.ua/vjsnyk/407.pdf.
7 Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика. 1991. 352 с.
8 Харченко А.А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих. Ч. 2. Система воспитания. Учебное пособие. Орел: Изд-во ОРАГС, 2001. 115 с.
9 Кузнецов С. В. Открытые технологии образования // Научное обеспечение открытого образования: научно-метод. и информ. сб. М.: МГУ экономики, статистики и информации, 2000. 121 с.
10 Карпичев В.С. Опережающее профессиональное образование государственных служащих: технологический поиск / В.С. Карпичев. М.: Изд-во РАГС, 2008. 114 с.