Научная статья на тему 'Непрерывная опережающая профессиональная подготовка как фактор формирования информационно-аналитических умений студентов технического университета'

Непрерывная опережающая профессиональная подготовка как фактор формирования информационно-аналитических умений студентов технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / НЕПРЕРЫВНАЯ ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION-ANALYTICAL SKILLS / CONTINUOUS ANTICIPATORY PROFESSIONAL TRAINING / CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лешер Ольга Вениаминовна, Храмшина Екатерина Александровна

В статье отмечены состояние и проблемы современного образования, подчеркнута роль непрерывной опережающей профессиональной подготовки как важного ресурса развития экономики страны. Выделено значение информационно-аналитических умений студентов технического университета для успешного обучения в течение всей жизни, раскрыты структура и компонентный состав данного вида умений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лешер Ольга Вениаминовна, Храмшина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the status and problems of modern education, emphasizes the role of continuous anticipatory professional training as an important source of national economy development. It highlights the importance of students' information-analytical skills at technical universities for successful learning throughout life, discloses the structure and components of this type of skills.

Текст научной работы на тему «Непрерывная опережающая профессиональная подготовка как фактор формирования информационно-аналитических умений студентов технического университета»

УДК 378.14.015.62 ББК Ч48

Лешер Ольга Вениаминовна

доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики и психологии Магнитогорский государственный технический университет

им. Г.И. Носова Храмшина Екатерина Александровна ассистент

кафедра электротехники и электротехнических систем Магнитогорский государственный технический университет

им. Г.И. Носова г. Магнитогорск Lesher Olga Veniaminovna Doctor of Pedagogics,

Professor Chair of Pedagogics and Psychology Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

Magnitogorsk Khramshina Ekaterina Alexandrovna Assistant

Chair of Electrotechnics and Electrotechnical Systems Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov

Magnitogorsk

Непрерывная опережающая профессиональная подготовка как фактор формирования информационно-аналитических умений студентов технического университета1 Сопйпцо^ Anticipatory Professional Training as a Formation Factor of Students’ Information-Analytical Skills at Technical University В статье отмечены состояние и проблемы современного образования, подчеркнута роль непрерывной опережающей профессиональной подготовки как важного ресурса развития экономики страны. Выделено значение информационно-аналитических умений студентов технического университета для успешного обучения в течение всей жизни, раскрыты структура и компонентный состав данного вида умений.

The article deals with the status and problems of modern education, emphasizes the role of continuous anticipatory professional training as an important source of national economy development. It highlights the importance of students’ information-analytical skills at technical universities for successful learning throughout life, discloses the structure and components of this type of skills.

1 Работа выполнялась при поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, контракт № 02.740.11.0422

Ключевые слова: информационно-аналитические умения, непрерывная опережающая профессиональная подготовка, непрерывное образование.

Key words: information-analytical skills, continuous anticipatory professional training, continuous education.

В 21 статье закона Российской Федерации «Об образовании» указано, что

целью профессиональной подготовки является «приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ» [10]. Однако образовательная практика последних десятилетий показала несостоятельность подобного подхода к профессиональной подготовке, поскольку одно лишь обладание навыками профессиональной деятельности отнюдь не гарантирует конкурентоспособность и мобильность выпускника высшего учебного заведения на рынке труда.

Непрерывное ускорение темпов научно-технического прогресса, стремительно возрастающая скорость инноваций и технологической перестройки приводят к все большему ускорению процесса устаревания профессиональных знаний, на основе которых у выпускника вуза формируются навыки профессиональной деятельности. Помимо этого, традиционный репродуктивный режим профессиональной подготовки во многих случаях нейтрализует природную активность личности, ее стремление к творческой преобразующей деятельности. Сегодняшние выпускники образовательных учреждений (в частности учреждений высшего профессионального образования) не всегда соответствуют требованиям работодателей к наличию у работников творческого, системного образа мышления и деятельности, позволяющего достаточно легко менять область деятельности, а сам институт образования не обеспечивает личности гармоничное развитие и социализацию - все это говорит о кризисе системы образования, который уже давно отмечается не только в научно-педагогической литературе, но и в официальных государственных документах.

В Российской Федерации кризис образования развернулся на фоне не только общего кризиса нашего государства, всей его социально-экономической и общественно-политической системы, но и кризиса мировой образовательной системы в целом. За последние десять лет практически все развитые страны

проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые средства, и не случайно -ведь в условиях необратимого перехода к инновационной экономике, «экономике знаний», именно уровень образования в стране не только определяет социально-экономическое развитие общества, но и является фактором благополучия граждан и безопасности страны.

На государственном уровне ответом Российской Федерации на развернувшийся кризис системы образования стали участие во многих международных проектах, разработка и поддержка приоритетных национальных проектов, государственных программ и концепций, инициирующих переход системы образования на новый качественный уровень за счет системы мер, одной из которых является внедрение эффективных механизмов организации непрерывного образования. Подобное внимание к непрерывному образованию не случайно, поскольку ключевым ресурсом экономики объявляется гражданин, «получивший профессиональное образование и желающий повысить уровень своих навыков или получить новые. Освоение новых навыков и знаний становится для граждан самостоятельной потребностью, а для экономики - растущим сектором услуг и ресурсом ее развития» [8].

Для педагогической теории, как российской, так и зарубежной, идея «непрерывного образования» не нова, история ее развития неоднократно излагалась в научной и педагогической литературе, что освобождает нас от необходимости пересказывать этапы ее становления (М.И. Арнаутов, И.А. Бугаков, Б.С. Гершунский, В.П. Густяхина, Г.П. Зинченко, Л.А. Иванова, С.Н. Колосова, В.М. Корнилов, В.В. Краевский, О.В. Кузнецова, Л.И. Кундозерова, В.И. Маслов, А.М. Новиков, П.М. Новиков, Н.К. Сергеев, В.Н. Скворцов, С.М. Редлих и др.). Проведенный анализ показал, что не существует однозначного подхода к самому понятию «непрерывное образование», его сущности и целям. Многообразие существующих вариантов можно разделить по тому, на что направлено непрерывное образование, на два блока:

1) непрерывное образование рассматривается применительно к развитию личности в целом. Так, например, Е.П. Вознесенская рассматривает непрерывное образование как «целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. В центре внимания идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется особое внимание» [2, с. 15]. И тогда цель непрерывного образования - предоставить каждому индивиду проблемную область и сферу деятельности, необходимую для развития его инициативы и формирования его самостоятельного суждения [12, с. 13];

2) непрерывное образование рассматривается более узко, применительно только к профессиональному развитию, профессиональной компетентности. В этом случае под непрерывным образованием понимается формальное и неформальное дополнительное образование учащихся, рабочих и специалистов, обеспечивающее оперативное обновление востребованных компетентностей [8]. А основополагающей целью непрерывного профессионального образования является профессиональная компетентность, которая включает профессионализм, коммуникативные способности, самостоятельность, право и ответственность за принятие решений, владение навыками быстрой адаптации, профессиональной мобильности [3, с. 142].

Однако, в каких бы аспектах не рассматривалось непрерывное образование, исследователи едины во мнении, что оно должно «забегать вперед развития, ускорять его и вызывать новообразования» [11, с. 27], должно обеспечивать передачу «не просто эстафеты опыта и знаний, но и эстафеты предвидения» [6, с. 4]. Подобную точку зрения разделяют П.М. Новиков и В.М. Зуев, которые, связывая понятия «непрерывного образования» и «опережающего образования», утверждают, что «если идею «непрерывности» профессионального образования рассматривать как идею постоянного знаниевого развития и саморазвития личности, то идея «опережения» профессионального образования связана, во-первых, ... с прогнозированием перспектив своего развития и их реа-

лизации в контексте труда и жизни, а, во-вторых, со стремлением человека к опережению имеющегося уровня развития производства и общества в целом» [7, с. 132].

Эти же авторы рассматривают «опережающее профессиональное образование как системообразующее существенное свойство профессионального образования, проявляющееся во взаимодействии определенным образом построенных содержания и процесса передачи знаний, направленных на развитие у человека природной предрасположенности к их получению, и его результата в виде умения активно приращивать знания, формирования инновационного, преобразующего, гуманистически ориентированного интеллекта, реализующегося в носящий такой же характер деятельности человека» [7, с. 91]. При этом преобразующий интеллект рассматривается авторами как такая направленность мышления, которая позволяет на основе знания фундаментальных законов природы и общества переходить от теоретического осмысления к решению прикладных задач на основе комплексного использования интуиции, логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой.

А.Д. Урсул отмечает, что «опережающее образование, являясь своего рода «вершиной» инновационных процессов в образовании, должно будет включить в себя то новое содержание, которое появится лишь в будущем, но уже сейчас может генерироваться с помощью виртуально-компьютерных способов и опережающего моделирования» [9, с. 22].

Связь опережающего образования с информационными технологиями отмечает и Б.М. Бим-Бад, подчеркивая, что опережающее образование целенаправленно готовит учащихся к жизни и труду в информационно насыщенной среде, требующей от людей повышения ответственности, более широкой и вместе с тем более гибкой образовательной базы, подлежащей непрерывному обогащению и развитию. Оно нацелено преимущественно на развитие общих способностей, склонностей, интересов, убеждений, поскольку опережать - это значит быть способным к постоянному, целенаправленному и систематическому усвоению системы знаний, умений, навыков, ценностей, отношений, ориента-

ций, норм поведения, способов и форм общения. В опережающее образование органически включаются новые информационные технологии [1].

Рассматривая профессиональную подготовку студентов технического университета как составную часть их непрерывного опережающего профессионального образования, мы сочли возможным и целесообразным определить непрерывную опережающую профессиональную подготовку как процесс постоянного расширения компетенций, получаемых в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а так же в результате самообразования, для осуществления успешной деятельности в определенной области с учетом высокого динамизма социальных процессов и интересов личности.

Обращение к категории компетенция, а, следовательно, к компетентност-ному подходу в целом, не случайно, поскольку, как отмечает Г.И. Ибрагимов, появление этого подхода в педагогике стало реакцией на изменившиеся социально-экономические условия, при этом, предпосылки становления компетент-ностного подхода уже давно появились как в педагогической теории, так и в педагогической практике [4]. По мнению автора, данный педагогический подход не отрицает академического (знаниецентристского), а, напротив, «углубляет, расширяет и дополняет его». Рассмотрению компетентностного подхода посвящены труды таких видных российских и зарубежных исследователей как В.И. Байденко, А.Г. Бермус, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, О.Е.Лебедев, Дж. Равен, В.В. Сериков, А.В. Хуторский и многих других.

В рамках проводимого нами исследования, под компетенцией будем понимать способность студента вуза применять знания, умения и личностные качества для осуществления деятельности в определенной области.

Как отмечают исследователи, основными условиями проявления опережающего профессионального образования являются достаточный минимум знаний и соответствующим образом построенный процесс их передачи. Если первое условие регулируется государственным образовательным стандартом,

то второе реализуется путем определенным образом заданных технологий обучения, выбора его методик.

В настоящее время в педагогике разработано множество технологий и методик обучения, основными показателями результатов которых являются знания, умения и навыки. С позиций опережающего образования важнейшим из названных компонентов компетенции является умение, которое обеспечивает прирост знаний, их практическое использование в различных ситуациях, в том числе, как в процессе профессиональной подготовки, так и в дальнейшей профессиональной деятельности и при должном развитии личностных качеств способствует непрерывному развитию компетентного, креативного, мобильного и конкурентоспособного работника.

Однако знания не появляются сами по себе, их формированию предшествует сложная интеллектуальная работа по преобразованию полученной по различным каналам связи информации. Для того чтобы информация стала знанием, она должна быть усвоена сознанием субъекта. Подтверждает данную педагогическую истину и утверждение философа М.К. Мамардашвили: «Знание не пересаживаемо из головы в голову. никто вместо другого не может ничего понять, понять должен сам.» [5, с. 12].

Учитывая вышеуказанные теоретические положения, мы пришли к выводу, что именно сочетание информационных (как отражение работы в насыщенной информационной среде) и аналитических умений (как выражение интеллектуальной, преобразующей деятельности) обеспечит выпускнику вуза возможность приобретать знания и эффективно их использовать в учебной, повседневной и профессиональной деятельности; решать быстро и качественно сложные производственные задачи, постоянно развивать и применять свой интеллектуальный потенциал в профессиональной деятельности.

В своем исследовании мы интерпретируем информационно-аналитические умения студентов технического университета как освоенную ими систему приемов сознательного, целенаправленного и успешного выполнения информационно-аналитической деятельности в изменяющихся условиях, обеспечи-

ваемую совокупностью приобретенных знаний, навыков и более простых умений. В основе данного вида умений лежит информационно-аналитическая деятельность студентов, которую мы раскрываем как их определенную активность, обеспечивающую достижение учебно-профессиональных целей посредством поиска, сбора, качественно-содержательного преобразования (аналитикосинтетической обработки), хранения, защиты, передачи, воспроизведения и использования информации.

Согласившись с утверждением Н.В. Кузьминой о том, что структура умений должна соотноситься со структурой (этапами) соответствующей им деятельности, мы выделили группы информационно-аналитических умений студентов технического университета и соотнесли их с этапами их информационно-аналитической деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Соответствие информационно-аналитических умений студентов технического университета этапам их информационно-аналитической деятельности

Компонентный состав групп информационно-аналитических умений студентов технического университета, выделенный в соответствии с этапами информационно-аналитической деятельности, представлен в таблице 1.

Таким образом, информационно-аналитические умения студентов технического университета являются той базовой компонентой, которая не только обеспечит становление активной личности, способной к саморазвитию в процессе всей жизни, но и с учетом формирования данного вида умений в условиях непрерывной опережающей профессиональной подготовки в техническом вузе, будет способствовать становлению ответственного, компетентного работника, ориентированного на успешную инновационную деятельность в информационно-насыщенной среде, способного к быстрой смене профессиональной области деятельности.

Таблица 1

Компонентный состав информационно-аналитических умений студентов технического университета

Группа умений Компоненты Функции

Организационные умения • умение формализовать информационную потребность (выявлять характеризующий ее набор понятий и терминов); • умения определять, конкретизировать цели и задачи информационно-аналитической деятельности, декомпозировать их на подцели; • умения определять наиболее рациональную последовательность действий (план действий) по выполнению поставленных целей и задач; • умение соблюдать последовательность действий по выполнению целей и задач информационно-аналитической деятельности; • умения корректировать план информационноаналитической деятельности и процесс его реализации, то есть вносить необходимые изменения в содержание, объем, последовательность и время выполнения действий. Данная группа умений обеспечивает разработку плана и программы действий, правильную организацию информационного поиска, а также корректировку действий в случае ее необходимости.

Информационно- поисковые умения • навыки библиографического, документального и фактографического информационного поиска; • навыки работы с библиотечными каталогами и картотеками (карточными и электронными, в том числе навыки использования нормативносправочных, реферативных изданий и патентного рубрикатора); Умения и навыки этой группы обеспечивают проведение различных видов поиска информации, представленной на разного типа носителях.

Продолжение табл. 1

Группа умений Компоненты Функции

• умения получать информацию из различных видов ее носителей (человека, материального объекта, поля (акустического, электрического, магнитного и электромагнитного), элементарных частиц); • умения использовать различную по форме представления информацию (текстовую, числовую, графическую, звуковую); умения работать в различных режимах поиска: ручном, автоматизированном; • умения использовать возможности информационных технологий (электронные базы данных, автоматизированные информационнопоисковые системы); • навыки поиска информации в ресурсах распределенных информационных сетей.

Умения обработки информации • умения рациональной работы с документами; • умения отсеивать нерелевантные материалы на основе оценки объективности, полноты, достоверности, адекватности, доступности и актуальности информации; • умения прогнозировать и моделировать перспективное использование найденной информации; • умения формализации информационного ресурса (представление информации в удобной для дальнейшего использования форме); • умения использовать приемы анализа и синтеза для производства нового знания. Умения данной группы обеспечивают качественносодержательное преобразование информации об объектах, явлениях, процессах; отвечают за синтез нового знания.

Умения фиксации информации • умение представлять результаты своей работы с информацией в различной форме, соответствующей заданным требованиям ГОСТов и иных регламентирующих нормативно-правовых документов (устной, письменной, электронной; в виде чертежа, графика, таблицы, макета; отчета, доклада и пр.); • умение представлять результаты своего библиографического, документального, фактографического информационного поиска в различных видах (библиографической карточки, библиографического списка, библиографической картотеки; патентного обзора и пр.); • умение формировать информационные банки лично значимой информации и сохранять их в различных видах; Умения представить и сохранить результаты своей информационноаналитической деятельности в различных формах и видах.

Умения практического использования • умение непосредственно применять полученное знание для успешного решения различного типа задач; Умения, отражающие способность применить полученное

Окончание табл. 1

Группа умений Компоненты Функции

• коммуникативные умения (осуществлять обмен информацией посредством различных способов); • умение применять полученный опыт работы с информацией в новых изменившихся условиях; умение совершенствовать собственную информационно-аналитическую деятельность. знание к практическим задачам, в том числе в новых условиях информационноаналитической деятельности.

Оценочные умения • сравнивать прошлый опыт данной деятельности, устанавливая причинно-следственные связи между результатами и процессом ее осуществления; • умение определять проблемы данного вида деятельности и устанавливать их причины; • умение определять пути устранения выявленных причин проблем и закреплять положительные результаты; • выбирать и обосновывать критерии оценки эффективности собственной информационноаналитической деятельности; • определять возможности переноса опыта осуществления информационно-аналитической деятельности для решения новых задач; • соотносить способы и приемы осуществления данной деятельности с собственными знаниями, способностями и возможностями. Умения оценивать свою информационно- аналитическую деятельность на основе заданных критериев, определять проблемы, возникающие в ходе деятельности, определять пути их устранения.

Библиографический список

1. Бим-Бад, Б.М. Опережающее образование: теория и практика [Текст] / Б.М. Бим-Бад // Советская педагогика. - 1988. - № 6. - С. 51-55.

2. Вознесенская, Е.П. Многоаспектность процесса непрерывного образования [Текст] / Е.П. Вознесенская // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы VII Всерос. научно-практ. конф.: в 8 ч. Ч. 3. - М.; Челябинск: изд-во «Образование». - 2008. - С. 14-18.

3. Глушанок, А.В. Система подготовки и переподготовки кадров как основа профессиональной компетентности специалистов сферы туризма [Текст] / А.В. Глушанок // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 3. - С. 142-145.

4. Ибрагимов, Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании [Электронный ресурс] / Г.И. Ибрагимов // Educational Technology & Society. - 2007. - 10(3). -Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i3/pdf/3_Ibragimov.pdf.

5. Мамардашвили, М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности [Текст] / М.К. Мамардашвили. - М.: Наука, 1994. - изд. 2. - 90 с.

6. Моисеев, Н.Н. Кризис современного образования [Текст] / Н.Н. Моисеев // Наука и жизнь. - 1998. - № 3. - С. 2-8.

7. Новиков, П.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-

практическое пособие [Текст] / П.М. Новиков, В.М. Зуев. - М.: РГАТиЗ, 2000. - 266 с.

8. Проект Государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/work/kol/resh/2008/08.09.02.doc.

9. Урсул, А.Д. От модернизации к футуризации образования: инновационно-опережающие процессы в интересах устойчивого развития [Текст] / А.Д. Урсул // Безопасность Евразии. - 2008. - № 3. - C. 7-40.

10. Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 10 июля 1992 г.] // Российская газета. - № 13. - 23.01.1996.

11. Формирование учебной деятельности студентов [Текст] / Под ред. В.Я. Ляудис. -М.: Педагогика, 1982. - 216 с.

12. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования [Текст] /

П.Г. Щедровицкий. - М.: Эксперимент, 1993. - 154 с.

Bibliography

1. Bim-Bad, B.M. Forward-Looking Education: Theory and Practice [Text] / B.M. Bim-Bad // Soviet Pedagogy. - 1988. - № 6. - P. 51-55.

2. Draft State Program «Education and Development of Innovation Economy: Introduction of a Modern Model of Education in 2009-2012» [Electronic Resource]. - Access Mode: http://mon.gov.ru/work/kol/resh/2008/08.09.02.doc.

3. Formation of Students’ Learning Activities [Text] / Edited by V.Ya. Lyaudis. - M.: Pedagogy, 1982. - 216 р.

4. Glushanok, A.V. The System of Training and Retraining as a Basis of Professional

Competence of Tourism Professionals [Text] / A.V. Glushanok // Recent Developments in Science and Education. - 2009. - № 3. - P. 142-145.

5. Ibragimov, G.I. Competence Approach in the Professional Education [Electronic Re-

source] / G.I. Ibragimov // Educational Technology & Society. - 2007. - 10(3). - Access Mode: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i3/pdf/3_Ibragimov.pdf.

6. Mamardashvili, M.K. Classical and Non-Classical Ideals of Rationality [Text] /

M.K. Mamardashvili - М.: Nauka, 1994. - Issue 2. - 90 p.

7. Moiseev, N.N. The Crisis of Modern Education [Text] / N.N. Moiseev // Nauka i Zhizn. - 1998. - № 3. - P. 2-8.

8. Novikov, P.M. Forward-looking Professional Education: Scientific-Practical Guide [Text] / P.M. Novikov, V.M. Zuev. - M.: RGATiZ, 2000. - 266 p.

9. Russia. Laws. About Education [Text]: Federal Law: [Adopted by the State Duma, July, 10, 1992] // Rossiyskaya Gazeta. - № 13. - 23.01.1996.

10. Shchedrovitsky, P.G. Essays on the Educational Philosophy [Text] /

P.G. Shchedrovitsky. - M.: Experiment, 1993. - 154 p.

11. Ursul, A.D. From Modernization to Futurism Education: Innovation and Forward-Looking Processes for Stable Development [Text] / A.D. Ursul // Security of Eurasia. - 2008. -№ 3. - P. 7-40.

12. Voznesenskaya, E.P. Multidimensional Process of Continuous Education [Text] /

E.P. Voznesenskaya // Modernization of Professional Education Based on the Controlled Evolution: Proceedings of the VII All-Russia Scient. Conf.: In 8 V. V 3. - M.; Chelyabinsk: «Obrazovanie» Publishing House. - 2008. - P. 14-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.