ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378.14 ББК Ч 481
Акманова Зоя Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра математики Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова г. Магнитогорск Akmanova Zoya Sergeevna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Mathematics Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov
Magnitogorsk
Опережающая стратегия непрерывной математической подготовки кадров в условиях технического университета: культурологический подход
Advance Strategy of a Professional Continuous Mathematical Training in the Conditions of Technical University: Culturological Approach
В статье обоснованы актуальность опережающей стратегии непрерывной математической подготовки кадров и ее содержательные особенности.
The article proves the urgency of advance strategy of a professional continuous mathematical training and its substantial features.
Ключевые слова: опережающее непрерывное образование, математическая культура.
Key words: advance continuous education, mathematical culture.
С конца ХХ века в мире быстро и динамично повышается роль математических знаний как главного двигателя устойчивого развития цивилизации и образования. Математизация знания - характерная черта современной науки и техники, основана не только на использовании готовых математических моделей, но и на поиске того специфического аппарата, который позволил бы наиболее полно и точно описать интересующий нас круг явлений, выделить новые следствия и уверенно использовать полученные выводы на практике. Ценность математики как науки заключается в том, что она необходима трем сферам жизнедеятельности человека: человечеству, отечеству и самому человеку, дитю человеческому и дитю своего отечества (из выступления В.М. Тихомирова).
Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели математической подготовки. К сожалению, существующая
система образования, сформировавшаяся в течение десятилетий, уже не в состоянии удовлетворить современным требованиям и обеспечить возрастающие потребности людей. В глобальном масштабе она оказалась довольно консервативной, которая в основном моделирует, причем в деформированном виде, прошлое цивилизации и науки [1].
Развитие отечественного высшего профессионального образования характеризуется чрезвычайно сложными, противоречивыми процессами: необходимостью углубления интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с новейшими технологиями, с одновременным сокращением аудиторных часов на изучение дисциплин математического цикла, что приводит к снижению качества образования.
Анализ научной литературы показал, что ряд авторов (Т. Г. Михалева, А. В. Никитин, С. В. Плотникова, С. И. Федорова и др.) при решении вопроса повышения качества образования отдают предпочтение исследованию вопросов профессиональной направленности подготовки студентов в техническом вузе при изучении математики.
Имеется большое количество публикаций о преподавании математики для будущих физиков, техников и инженеров (А. Анго, А. Н. Крылов, Л. Д. Кудрявцев и др.). Ученые предлагают организацию непрерывной математической подготовки в вузе на основе системного подхода и программно-целевого принципа как общего принципа в управлении качеством подготовки специалиста (Т. Г. Михалева, А. В. Никитин). Идея опережающей стратегии непрерывного математического образования относительна нова.
В настоящее время встречаются работы (Б. М. Бим-Бада, Д. М. Гришина, А. М. Новикова, Ф. А. Орехова, В. А. Сластенина, Н. Н. Пахомова, Ю. Г. Тату-ра, И. Ф. Шишкина и др.), в которых речь идет о том, что образование должно опережать производство, что в полной мере можно отнести и к математическому образованию. Понятие «опережение» встречается в исследованиях разных областей науки: физиологии, философии, психологии, педагогики. Проблему опережения исследовали: в физиологии П. К. Анохин, в философии В. Вундт,
И. Кант, К. Маркс, в психологии Л. С. Выготский, в педагогике Я. А. Комен-ский, К. Д. Ушинский, М. Д. Даммер, Б. М. Бим-Бад, X. Ж. Танеев, Л. А. Исаева, С. Н. Лысенкова, И. И. Панькова, И. Ф. Сивкин, Э. И. Сивкина, В. А. Сла-стенин, В. Ф. Шаталов, И. Ф. Шишкин. В русском языке семантика слова «опережение» мотивируется глаголом «опережать», который понимается следующим образом: «двигаясь в одном направлении с кем-чем-нибудь, оказаться впереди, обогнать». В толковом словаре В. Даля «опережать» значит «поспевать, куда-либо или успевать в чем-либо ранее, прежде другого».
В качестве основополагающих опережающих элементов содержания образования рассматриваются не только конкретные знания и умения, но и общие характеристики образованной личности, такие как развитие интересов, убеждений, способствующих адаптации человека к изменяющейся жизни (Б. М. Бим-Бад); способности использовать полученные знания для совершенствования деятельности (В. В. Горшенин); развитие личности обучающихся (А. М. Новиков); фундаментальные общеобразовательные знания, а также знания мировоззренческого плана (А. Е. Марон, К. К. Колин и др.); развитие навыков самообразования, умений находить пути решения сложных проблем.
Опережающее образование в итоге способствует становлению глобального, ноосферного сознания, «ответственного разума», осознающего грозящие опасности и умеющего сделать все для их предотвращения (А. Д. Урсул, А. И. Субетто). А.Д. Урсул позиционирует свою «модель опережающего образования» как «модель образования для устойчивого развития». «Должна быть создана модель образовательной системы, - пишет он, - которая смогла бы найти выход из кризисного состояния, адаптировав образование к новой модели цивилизационного развития. Образование с этой точки зрения должно представлять собой управляемую опережающую систему, которая предвидела бы и удовлетворяла потребности не прошлого, как это имеет место сейчас, а будущего общества» [2]. Сам Урсул замечает, что «опережающее образование выглядит как некий идеал, к которому можно и нужно стремиться» [3].
Б.М. Бим-Бад считает, что «...Опережающее образование целенаправленно готовит учащихся к жизни и труду в информационно насыщенной среде, требующей от людей повышенной ответственности, более широкой и вместе с тем более гибкой образовательной базы, подлежащей непрерывному обогащению и развитию... Оно нацелено преимущественно на развитие общих способностей, склонностей, интересов, убеждений. Опережать - это значит быть способным к постоянному, целенаправленному и систематическому усвоению системы знаний, умений, навыков, ценностей, отношений, ориентаций, норм поведения, способов и форм общения. В опережающее образование органически включаются новые информационные технологии.» [4].
По мнению А.М. Новикова, идея опережающего образования заключается в том, что уровень образования участников производства должен опережать уровень развития самого производства, при этом «не производство будет диктовать свои условия системе образования, а наоборот, работники образования будут задавать тон производству». Реализация идеи опережающего образования может осуществляться на уровне отдельного человека, личности в соответствии с принципом саморазвития личности. Для этого необходимо так перестроить образовательный процесс, чтобы у студентов не только формировались конкретные знания и умения, но и развивались определенные качества личности. Полученные качества позволят им в процессе дальнейшей жизни достаточно быстро осваивать любое новое содержание деятельности, а в случае необходимости - и новые профессии. Т.е. образование должно закладывать основу для дальнейшего саморазвития личности человека [5]. В этом случае, человек должен учиться постоянно, без относительно длительных перерывов, либо в образовательных учреждениях, либо заниматься самообразованием. Непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития. Она же характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому. В плане организации непрерывное образование опережающего типа характеризует такую
номенклатуру сети образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в каждом отдельном регионе, так и у каждого человека.
Одной из важнейших функций современного профессионального образования является раскрытие и развитие природных потенциальных способностей (и возможностей) человека к непрерывному, опережающему первоначальное состояние активному приращению знаний. Развитию на этой основе самого себя как личности, к целенаправленному, инновационному, прогностически ориентированному на основе полученных знаний формированию среды (сред) своей жизнедеятельности с одновременным повышением степени индивидуальной готовности к динамической и творческой поведенческой адаптации в меняющихся условиях среды, в том числе производственной [6].
Опережающее профессиональное образование - это системообразующее существенное свойство профессионального образования, проявляющееся во взаимодействии, определенным образом построенных, содержания и процесса передачи знаний, направленных на развитие у человека природной предрасположенности к их получению, и его результата в виде умения активно приращивать знания, формирования инновационного, преобразующего, гуманистически ориентированного интеллекта, реализующегося в носящий такой же характер деятельности человека [7].
Обобщая все выше сказанное, мы можем утверждать, что опережающие изменения в методологической интеграции экономической и культурной составляющей России в значительной степени обусловлено интенсивным и непрерывным развитием человека, которая включает не только его общее, математическое и профессиональное совершенствование, но и качественное преобразование личности. Переход к опережающему непрерывному математическому образованию предполагает изменение ориентации образовательных процессов поверхностной «энциклопедичности» содержания, перегруженности факто-
логическим материалом и образцами прошлого опыта, на освоение способов преобразования деятельности, овладением средствами и методами самообразования, умением учиться. Понятие «опережающее непрерывное образование» можно рассматривать по отношению к личности, для которой обучение без длительных перерывов является нормой.
В нашем понимании опережающая стратегия модернизации высшего профессионального образования, в том числе математического, должна быть связана с потенциалом культуры, в общем, и математической, в частности, ибо культура оценивается как фактор творческого устройства жизни, неиссякаемый источник общественных нововведений, средство человеческой самореализации. В ней аккумулирован человеческий опыт бытия и освоение мира в виде знаний, ценностей, норм, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и практической деятельности, в этом смысле образование можно считать живым «переводчиком» и «транслятором» культуры. Культура управляет образованием, влияет на формирование мышления, накладывая определенный отпечаток на образ жизни, мысли и чувства. Образование в свою очередь должно передать «инструмент», специально созданный культурой для того, чтобы помочь выйти человеку за пределы (принцип опережения) своих природных возможностей, призвано помочь овладеть способами построения реальности, используя «орудия», существующие в культуре для этой цели. Через это взаимодействие человек познает мир, открывает для себя культуру, что способствует росту его самосознания и метапознания, повышает самооценку. Материальные и духовные компоненты культуры определяют содержание воспитания и обучения, ценности и смыслы составляют ценностно-содержательное ядро образования и основных личностных структур сознания. Непрерывное образование опережающего типа при этом можно рассматривать как социокультурный процесс, способствующий вхождению человека в целостный мир культуры, обеспечивающий единство его духовного, нравственного и профессиональноличностного становления и развития.
Таким образом, стратегическая идея опережения в развитии системы образования выступает как своеобразная нарастающая ценность, равно необходимая развитию человека, общества и государства. С точки зрения теории педагогики, опережение способствует преодолению отчуждения между теоретическими математическими знаниями человека и ценностями математической культуры личности, формируемой при изучении реальных объектов природы, культурных событий и т.д. Проведенный анализ научных работ приводит нас к выводу о том, что понятие «математическая культура» - это многослойный и сложно структурированный концепт, используемый для того, чтобы отметить технологии взаимодействия с математическим знанием и способы влияния математики на формирование и развитие внутреннего мира личности. В социокультурном смысле математическая культура рассматривается как культура, включающая в себя все достижения математики как науки. В этом аспекте математическая культура является элементом общей культуры человека, важнейшим средством формирования мирового культурного сообщества, создания мирового научного пространства. В личностно-технологическом смысле математическая культура - личностно интегративное качество, которое ориентирует на оптимальные способы обращения с математическими знаниями, умениями и навыками для решения теоретических и практических задач. В таком понимании она является показателем не столько общей, сколько профессиональной культуры. Математическая культура личности в данном аспекте вбирает в себя знания математики, использование достижений которой необходимо для успешной профессионально-математической деятельности, и умение применять эти знания в своей практической деятельности. Объектами ценностного отражения математической культуры являются ценности математики как науки, к которым мы относим: 1) логико-методологические; 2) эстетические; 3) нравственно-этические; 4) социально-гуманистические.
Вопрос об опережающем непрерывном характере математического образования молодого поколения остается весьма актуальным. Значительное воздействие на формирование опережающих математических знаний оказывают процессы дифференциации и интеграции.
Подводя итоги, можно утверждать, что цели опережающего непрерывного образования, в широком смысле, заключаются в повороте научных знаний к нуждам человека, к практическому их применению, к возможности быть уверенными в позитивном будущем своей жизнедеятельности. Подлинная система опережающего характера непрерывного образования не есть усилия одних лишь образовательных учреждений. Это совместный продукт развития деятельности и научного поиска государства, человека, различных институтов, научно-промышленного мира, всего общества. При опережающей роли образования можно прогнозировать развитие личности человека, сделать более осознанными его мотивы в жизни и работе. Человека следует специально обучать учебной и жизненной самоорганизации, самообразованию и самосовершенствованию. Опережающий характер непрерывного образования и самообразования должен стать важнейшим фактором общественного развития, определяющим критерием социально-экономического и культурного положения личности. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости разработки и внедрения в практику модели непрерывной математической подготовки, основанной на принципе опережения при развитии математической культуры на всех ступенях профессионального образования.
Библиографический список
1. Урсул, А. Д. Концепция опережающего образования // Вестник высшей школы. -2006 .-№7. - С. 28-33.
2. Урсул, А.Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс / А. Д. Урсул // Философия экологического образования / под общ. ред. И.К. Лисеева. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.- С. 52.
3. Урсул, А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования / А.Д. Урсул // НТИ, Сер.1. - 1997. - №2. - С.5.
4. Бим-Бад, Б.М. Опережающее образование: теория и практика / Б.М. Бим-Бад // Советская педагогика. - 1988. - № 6. - С. 51-55.
5. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.
6. Новиков, П. Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования [Текст] : Дис. ... д-ра пед. наук - М.,1997. - 418 с.
7. Новиков, П.Н. Сущность опережающего профессионального образования: основные положения и подходы /П.Н.Новиков, В.М.Зуев//Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы. - 2002. -№2. -С.54-58.
Bibliography
1. Bim-Bad, B.M. Advance Education: Theory and Practice / B.M.Bim-Bad // Soviet Pedagogics. - 1988. - № 6. - P. 51-55.
2. Novikov, A.M. Russian Education in a New Epoch / Heritage Paradoxes, Development Vectors. - М: Эгвес, 2000. - 272 p.
3. Novikov, P.N. Theoretical Bases of Advance Professional Training [Text]: Dis. ... Doctor of Pedagogics / P.N.Novikov. - М, 1997. - 418 p.
4. Novikov, P.N. Essence of Advance Professional Training: Fundamentals and Approaches / P.N.Novikov, V.M.Zuev // A Person in the Social World: Problems, Researches, Prospects. -2002. - № 2. - P. 54-58.
5. Ursul, A.D. Concept of Advance Education / A.D. Ursul // Higher School Bulletin. - 2006. - № 7. - P. 28-33.
6. Ursul, A.D. Model of Advance Education: Noosphere-and-Ecological Aspect / A.D.Ursul // Philosophy of Ecological Education / Under the General Edition of I.K.Liseev. - М: Progress-Tradition, 2001. - P. 52.
7. Ursul, A.D. Information Society Formation and the Model of Advance Education / A.D.Ursul // STI, Ser.1. - 1997. - №2. - P.5.