ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. АСПЕКТНЫЙ ПОДХОД
М.Д. Китайгородский,
кандидат физико-математических наук, доцент, декан факультета
технологии и предпринимательства Коми государственного педагогического института
Образовательная политика России должна учитывать общие тенденции мирового развития, и вместе с тем необходимо отражать общенациональные интересы в сфере образования. В Концепции модернизации российского образования [1], в частности, говорится о «возрастании роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения».
При рассмотрении состояния российской системы образования и необходимости ее модернизации в документе говорится: «В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании».
Используемый в документе термин «опережающее развитие», к сожалению, не раскрыт и смысл его понятен только интуитивно. Обсуждая модернизацию образования в разных ее аспектах, наверное, более важно говорить не столько об «опережающем развитии образования», а об опережающем образовании. Попробуем определиться с этим понятием.
Понятие «опережение» рассматривали и используют в своих исследованиях ученые из разных областей науки - в психологии Л.С. Выготский, в философии образования - Б.С. Гершунский, А.Д. Урсул, К.К. Колин, в педагогике - Я.А. Коменский, К. Д. Ушинский, М.Д. Даммер, В. А. Сластенин, И.Ф. Шишкин, в системе общего образования -Б.С. Гершунский, Б.М. Бим-Бад, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, В. Д. Шадриков, в системе профессионального образования - А.М. Новиков, П.Н. Новиков, В.А. Ермоленко, Л.М. Кустов,
A.И. Субетто и др.
В средней школе опережающее обучение активно используют С.Н. Лысенкова, И.П. Волков,
B.Ф. Шаталов [2]. В опережающем обучении по
C.Н. Лысенковой линейная последовательность в изложении программы заменяется наложением тем. К новой теме С. Н. Лысенкова начинает подходить задолго до того, как придет ее время по программе, -по несколько минут на каждом уроке, постепенно, не торопясь. Это дополнительное время, постоянные упражнения позволяют всем детям хорошо войти в новый материал.
Так же от линейной последовательности изучения учебного материала отказался И. П. Волков, который организовал «уроки творчества» в начальной школе. На его уроках второклассники решают задачи по черчению по темам «Сечение» и «Разрез» - задачи, которые вызывают затруднения и у старшеклассников. Третьеклассники чертят фигуру в перспективе и строят от нее тени, что является предметом изучения специального художественного учебного заведения. Такое усложнение, по идее И.П. Волкова, не самоцель. Разнообразные знания и умения способствуют общему развитию детей, помогают ученикам сознательно выполнять все запланированное для уроков работы.
В средней школе идеи опережения использовал В.Ф. Шаталов. Опираясь на принцип ведущей роли теоретических знаний, выдвинутый Л.В. Занковым и В.В. Давыдовым, В.Ф. Шаталов считает, что, только усвоив теорию, можно приступать к практике. Для этого изложение учебного материала происходит большими блоками, что позволяет ученикам лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи. Ученику предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть ее, узнать, что ждет впереди. Именно поэтому в опорных конспектах, которые используются в обучении по методике В.Ф. Шаталова, часто содержится программный материал из старших классов. Это позволяет изучать предмет целостно и создает резерв времени для повторений и углубленного изучения учебного материала.
Опережающее образование (а не опережающее обучение) рассматривал Б.М. Бим-Бад [3]. Опережающее образование, по его мнению, целенаправленно готовит учащихся к жизни и труду в информационно насыщенной среде, требующей от людей повышенной ответственности, более широкой и вместе с тем более гибкой общеобразовательной базы, подлежащей непрерывному обогащению и развитию. Оно призвано сочетать подготовку нового поколения к будущему с содержательной и полнокровной сегодняшней жизнедеятельностью учащихся. Готовя человека к выполнению своих функций в обществе будущего, оно должно учить детей эффективно справляться с задачами настоящего дня.
В опережающее образование включается прежде всего общеобразовательная подготовка как база любой последующей специализации, включения в различные виды деятельности. Оно нацелено преимущественно на развитие общих способностей, склонностей, интересов, убеждений, идеалов, мировоззрения, направленности личности, одновременно создавая возможности для выявления и формирования
призвания, помогая молодым людям в их жизненном и профессиональном самоопределении.
Идею опережающего образования в профессиональном образовании активно развивает А.М. Новиков [4]. В своих публикациях он говорит, что «парадокс нашей страны, связанный с прошлыми тенденциями замедления экономического роста и застойными явлениями в обществе, может получить и уже начинает получать позитивное разрешение только на основе опережающих изменений в главной составляющей производительных сил - ускоренном развитии личности». Речь идет не просто о совершенствовании профессиональной подготовки, а именно о разностороннем развитии личности, обеспечивающем высокую степень трудовой активности, предприимчивости, мобильности и адаптивности к быстро меняющимся экономическим, производственным и социальным требованиям.
Рассматривая идею опережающего образования, А.М. Новиков формулирует ее следующим образом: уровень образования участников производства должен опережать уровень развития самого производства. Не образование должно обеспечивать производство, а наоборот - производство пытаться достигнуть уровня образования его участников.
При этом следует упомянуть еще одну проблему -опережающее профессиональное обучение высвобождаемых работников. Эта проблема рассматривается как обучение, предшествующее формальному сокращению высвобождаемых работников, и результат этого процесса. Такое обучение проводится с целью сокращения периода вынужденной безработицы, увеличения вероятности трудоустройства работников после обучения и должно способствовать смягчению напряженности на рынке труда.
Философские аспекты опережающего развития образования достаточно полно были рассмотрены Б.С. Гершунским [5]. Рассматривая опережающее образование, он отмечает, что сфера образования принципиально работает на будущее. При этом отмечается особое значение образовательно-педагогической прогностики, с помощью которой должно быть дано прогностическое обоснование тенденций и непрерывное прослеживание изменений параметров той социальной среды, с которой образовательные объекты взаимодействуют. Результаты прогнозирования должно находить свое отражение в профессионально-квалификационных характеристиках и моделях выпускников учебных заведениях разного типа, в содержании учебных планов и программ, учебников, в разрабатываемых средствах, методах и организационных формах педагогической деятельности. Б.С. Гершунский считает, что прогностические идеи должны быть и в зоне внимания долгосрочных стратегических исследований в сфере образования.
Анализ исследований по проблемам опережающего образования (обучения) показал, что существуют
несколько определений опережающего образования, при этом авторы вносят свои акценты в это понятие.
1. Опережающее обучение отдельным учебным дисциплинам (в основном в средней школе), при котором программный материал изучается раньше, чем предусмотрено стандартными планами. Это позволяет изучать учебные предметы целостно, создает резерв времени для повторений и углубленного изучения учебного материала. Такое обучение дает учителю возможность индивидуальной и дифференцированной работы со слабыми учащимися. Такое опережающее обучение исследовали и использовали С.Н. Лысенкова, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Э.И. Сивкина, И.Ф. Сивкин и др.
2. Опережающее образование (в основном профессиональное) ориентированное на будущее, т.е. на те условия жизни и профессиональной деятельности, в которых окажется выпускник учебного заведения после его окончания. В системе такого опережающего образования существенно большее внимание должно уделяться фундаментальным знаниям (в том числе знаниям современных наук), а также развитию творческих способностей учащихся, навыков самообразования, умений находить решения сложных проблем в условиях неопределенности. При таком опережающем образовании уровень образования участников производства должен опережать уровень развития самого производства. Не образование должно обеспечивать производство, а наоборот -производство пытаться достигнуть уровня образования его участников. Такой точки зрения на опережающее образование придерживаются Б.С. Гершунский, А.М. Новиков, П.Н. Новиков. Б.М. Бим-Бад, А.Д. Урсул. К.К. Колин и др.
3. Опережающее обучение (профессиональное) работников, которое проводится в связи с предполагаемым массовым их высвобождением, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, их структурных подразделений, полной или частичной остановки производства. Такое обучение проводится с целью сокращения периода вынужденной безработицы, увеличения вероятности трудоустройства работников после обучения и должно способствовать смягчению напряженности на рынке труда. Теоретическое обоснование опережающего профессионального обучения высвобождаемых работников было дано П.Н. Новиковым, В.В. Таркиным.
Таким образом, понятие «опережающее образование» имеет несколько групп определений, но общим в этих определениях является то, что опережающее образование определяется как свойство образования. Разное рассмотрение опережающего образования связано с многоаспектностью самого понятия «образование». Образование является центральным понятием в педагогических исследованиях и, наверное, не требуется давать для него нового определения. Но в контексте опережающего образования рассмотрим некоторые стороны этого глобально-
го понятия.
Б.С. Гершунский выделяет четыре аспекта содержательной трактовки понятия «образование» [5]: образование как ценность, образование как система, образование как процесс, образование как результат.
Рассмотрение образования как ценности встречается не часто, но на самом деле этот аспект можно даже считать обобщающим. Ведь ценностью обладает и результат образования на личностном уровне, и система образования на государственном. Исходя из этого, ценность образования можно рассматривать на разных уровнях: на уровне личности - ценность личностная, на уровне общества - ценность общественная, на уровне государства - ценность государственная. Разные уровни ценности не разделены жестко между собой, они взаимно дополняют друг друга. Кроме того, на разных этапах развития общества, в странах с разными государственными строями указанные уровни ценности образования имели разные приоритеты в зависимости от взаимоотношений государства, общества и личности.
Личностная ценность образования определяется отношением человека к его собственному образованию, его уровню и качеству. Никакой ценности не представляет образование, нужное человеку в его прошлом. Ценность образования тем выше, чем на большее время в будущем оно ему будет нужно, именно этим важно опережающее образование.
Государственная ценность образования является важнейшим элементом развития образования вообще. Естественно, любое государство должно быть заинтересовано в развитии образования, потому что интеллектуальный, нравственный, культурный, экономический потенциал каждого государства непосредственно зависит от состояния образования и возможностей его развития.
Рассматривая образование как систему, обычно рассматривают организационное построение системы (или сферы) образования. В этом смысле в России разделяют: дошкольное образование, общее среднее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, постдипломное образование. При этом каждый указанный сектор в полной мере можно рассматривать как отдельную систему. В каждом из секторов образовательной системы определяются цели, содержание, методы, средства, организационные формы образовательной деятельности. Это, с одной стороны, объединяет элементы системы образования, а с другой стороны, позволяет именно разделить систему образования на отдельные составляющие.
Опережающее образование в аспекте системы нужно рассматривать как систему образования, которая будет бесконфликтно соотноситься с системами
образования других стран.
Еще один аспект образования, чем по самой своей сущности оно является, - это процесс. Процесс движения от целей к результату, процесс субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с учащимися. Образовательный процесс определяется учебным планом и учебными программами. От них во многом зависит результат, качество подготовки специалистов. И здесь встают проблемы проектирования образовательного процесса, начиная от стандартов образования, которые в некоторых случаях проектируются по интуиции или на основе личностных притязаний. Стандарты образования в первую очередь влияют на опережение в образовании, т.к. результат от их введения, в частности для высшего образования, ожидается только через 5 лет. Поэтому содержательная часть стандартов должна составляться на основе систематических, четко скоординированных прогностических исследований.
Образование в своей качественной характеристике является результатом образовательного процесса. Результат образования можно оценивать на индивидуально-личностном уровне с учетом реальных образовательных приобретений личности в виде количественно и качественно оцениваемых знаний, умений, навыков. Результат образования должен оцениваться и на общественно-государственном уровне, на уровне экономического, нравственного, интеллектуального, научно-технического, культурного состояния и потенциала общества и государства.
Рассмотренные аспекты образования не нарушают целостности понятия, а означают возможность и необходимость рассмотрения различных сторон функционирования образования, в том числе и опережающего образования. При этом такое опережающее образование особенно важно в педагогическом вузе. Именно для учителя важен «запас опережения» в 510 лет, потому что именно в школе создается та образовательная основа человека, которая определяет его будущее.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы, 2002, №1.
2. Учим творчеству. // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1987.
3. Бим-БадБ.М. Опережающее образование: теория и практика // Советская педагогика, 1988, №6.
4. Новиков А.М. Идея опережающего образования. // Мир образования - образование в мире, 2002, №3.
5. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.