Т. Ю. Гвильдис, А. В. Окерешко
(Санкт-Петербург)
Опережающее непрерывное профессиональное образование как основа становления современного педагога
В статье показано, что определяющим фактором развития профессионала в педагогической деятельности является непрерывный и опережающий характер образования
Ключевым, системообразующим приоритетом Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. [19] и Государственной программы развития образования на 2013-2020 гг. [5] является формирование системы непрерывного образования на протяжении всей жизни человека. Непрерывное образование становится основным вектором развития по мнению Европейского союза и российской общественности (исследовательский проект «Непрерывное образование в Европе: навыки, необходимые для обеспечения лучших видов занятости» в рамках стратегии Европа 2020 (7-я рамочная программа ЕС]. Формальное образование полностью не удовлетворяет потребности современного взрослого человека. Как отмечает М. С. Каган, «выживание человечества зависит не от уровня его образованности и технического применения добываемых знаний, а от тех ценностных установок, которые определяют направление практического применения знаний» [7].
В. Франкл подчёркивает, что отсутствие смысла порождает у человека особое болезненное состояние, которое ученый считает духовным расстройством и называет «экзистенциальным вакуумом». Самое главное -система формального образования, как любая устойчивая система, «статична по своей природе и поэтому не может развиваться в соответствии с динамично меняющейся социокультурной ситуацией. В итоге система формального образования неизбежно отстает от появляющихся тенденций» [24, с. 20], она «принципиально не может обеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми для эффективного выполнения социальных ролей» [9, с. 37].
Так, уже невозможно отрицать необходимость непрерывного образования на протя-
жении всей жизни человека. Еще в 1960-е годы английский ученый Ф. Джессап подчеркивал значение образовательной деятельности в течение всей жизни человека: «Если временный перерыв в образовании естествен, то его окончательное прекращение равносильно ампутации мышления» [25, с. 45], и ему вторит современный ученый В. И. Купцов: «Быстрая смена технологий, беспрецедентный динамизм развития всех сфер человеческой деятельности приводят к тому, что никакого раз полученного образования для продуктивной работы становится недостаточно... Непрерывное образование необходимо человеку как естественная составная часть его образа жизни» [11]. Сегодня система образования центрирована на человеке, на личности, потому что нельзя воспитывать и образовывать всех одинаково. В связи с этим часто говорят о личностно ориентированном образовании, о персонифицированном подходе, об индивидуально-творческом подходе, об индивидуальных образовательных маршрутах, о процессах индивидуализации, так как важен именно личностный смысл деятельности.
Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации педагога на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации педагогом своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль, является важнейшим критерием лич-ностно-профессионального развития педагога.
Р. М. Шерайзина трактует личностно-про-фессиональную компетенцию как «способность и готовность педагога к профессионально-творческой и личностной самореализации, саморазвитию, к активно-творческому
преобразованию своего и чужого практического опыта» [23, с. 58-59]. Творческий уровень личностно-профессиональной активности педагога является высшим уровнем его развития.
Творческую индивидуальность педагога характеризует прежде всего потребность в самореализации, то есть стремление к возможно более полной реализации своего потенциала в профессиональной деятельности и в жизни. Потребность в самореализации характерна для рефлексирующего человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору. Стремление к полноценной реализации своего личностного потенциала имеет опережающий характер, направлено на будущее, на предвидение перспектив своего развития и перспектив развития образовательной системы, социальных изменений.
Особое значение в этой связи приобретает идея единства потенциального и актуального в развитии личности педагога. Согласно этой идее необходимо учитывать не только уже проявившиеся, существующие, но и потенциальные характеристики личности, те природные особенности, которые еще не проявились, которые будут развиваться в процессе дальнейшей социализации. Так, данная идея в свете холистического подхода, рассматривающего человека в целостности его многообразных проявлений, позволяет смотреть на развитие личности одновременно с позиций прошлого, настоящего и будущего времени. Так, А. И. Субетто рассматривает человеческую жизнь как единство наследственных механизмов прошлого и будущего, между которыми устанавливается циклическое динамическое равновесие, и творчество при этом рассматривается как «свернутое будущее время»: «Категория будущего времени в системе раскрывается через потенциал изменчивости системы или, что то же самое, через потенциал феноменологического творчества, формирование которого происходит в рамках взаимодействия системы с подсистемой» [20, с. 36]. Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также объективные перспективы и возможности ее развития. Для плодотворной самореализации нужно постоянное изучение себя, знание своих достоинств и недостатков, постепенное формирование в себе того внутреннего стержня, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное
развитие, при этом необходимо ориентироваться на опережение себя самого, на постоянное творчество.
Если идею «непрерывности» профессионального образования можно рассматривать как идею постоянного когнитивного развития и саморазвития личности, то идея «опережения» профессионального образования связана, во-первых, с осознанным стремлением человека к пока еще не освоенному знанию, к опережению самого себя, с элементами прогнозирования перспектив своего развития и их реализации в контексте труда и жизни и, во-вторых, со стремлением человека к опережению имеющегося уровня развития производства и общества в целом.
Идея опережающего образования, выдвинутая академиком А. Д. Урсулом, является логическим следствием философского вывода о необходимости опережения бытия сознанием в период перехода общества на модель устойчивого развития и управляемого формирования ноосферой цивилизации.
Опережающее образование, необходимое в современном мире [13], рассматривается большинством ученых как «модель формирования потенциала саморазвития личности, где в качестве основополагающих опережающих элементов содержания образования рассматриваются не только конкретные знания и умения, но и общие характеристики образованной личности, такие как развитие интересов, убеждений, способствующих адаптации человека к изменяющейся жизни (Б. М. Бим-Бад); способности использовать полученные знания для совершенствования деятельности (В. Горшенин); развитие личности обучающихся (А. М. Новиков); фундаментальные общеобразовательные знания, а также знания мировоззренческого плана (А. Е. Марон, К. К. Колин и др.); развитие навыков самообразования, умений находить пути решения сложных проблем» [14, с. 80-81].
По мнению Б. М. Бим-Бада, «опережающее образование целенаправленно готовит учащихся к жизни и труду в информационно насыщенной среде, требующей от людей повышенной ответственности, более широкой и вместе с тем гибкой образовательной базы, подлежащей непрерывному обогащению и развитию. Оно нацелено преимущественно на развитие общих способностей, склонностей, интересов, убеждений... Опережать -это значит быть способным к постоянному,
целенаправленному и систематическому усвоению системы знаний, умений, навыков, ценностей, отношений, ориентаций, норм поведения, способов и форм общения.
П. М. Новиков и В. М. Зуев выделяют опережающее профессиональное образование -«системообразующее свойство профессионального образования, проявляющееся во взаимодействии определенным образом построенных содержания и процесса передачи знаний, направленных на развитие у человека природной предрасположенности к их получению ...» [15].
Г. Н. Жуков и Е. А. Пахомова дополняют это определение и другими составляющими образовательного процесса, делая акцент в понимании опережающего профессионального образования на «формировании ... готовности к профессиональной деятельности в условиях модернизации экономики», подчеркивая влияние на современного специалиста внешних факторов: социальный заказ общества, современные социально-экономические требования, требования работодателя [6, с. 66].
Также идея опережения в образовании перекликается с идеей развития потенцированного мышления, осуществляемого за счет ин-формального образования. А. И. Гордин и О. В. Гордина подчёркивают значимость потенцированного мышления для современного человека в условиях постоянно меняющегося мира и утверждают значимость информаль-ного образования в развитии такого мышления. Потенцированное мышление, по мнению авторов, — это «интеллектуальная и эмоционально-волевая деятельность человека, направленная на создание своего социального образа из природного через наиболее полное раскрытие понятийных, художественно-образных, подсознательных возможностей его мышления» [4, с. 156].
С нашей точки зрения, именно инфор-мальное образование способствует развитию человека, реализации его личностного потенциала, опережающему характеру роста. Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная культура, профессиональное и личностное, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает и преобразует окружающую действительность, тем ярче в его жизни проявляется жизнетворчество как «процесс осознан-
ного конструирования и творения человеком его настоящего и будущего» [4, с. 149], а потому он более интересен ученикам, обладает большими возможностями влияния на развитие их личности.
Безупречное владение профессиональными умениями и навыками не гарантирует педагогу успех в его деятельности; главное в педагоге - желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, в том числе приобретёнными в процессе ин-формального образования, которое обладает большим творческим потенциалом. Если говорить о творческом начале, то следует отметить, что исследования особенностей и качеств наиболее успешных и крупных изобретателей и ученых доказывают, что «крупные изобретатели-ученые отличаются от менее значительных не столько развитием формально-интеллектуальных навыков, сколько строем личности. Граница здесь проходит по линии настойчивости в выполнении намеченных планов, активности, агрессивности, в защите своей личности, организаторских способностях и т. д.» [24, с. 51].
Любое образование является только потенциальным образованием, так как оно содержит в себе большое количество возможностей роста, развития, получения знаний, умений, навыков, расширения кругозора и т. д. Однако, к сожалению, нет гарантии, что человек, получая образование, непременно воспользуется этими возможностями, продолжая развитие и саморазвитие на протяжении всей жизни. В связи с этим главная цель образования сегодня - не только транслировать определенные знания и открывать перед обучающимися эти возможности, но самое важное - «образовать мир у своего субъекта (субъектов]» (В. П. Зинченко], мотивировать субъекта к получению этих знаний, к реализации этих возможностей и научить человека делать это, то есть научить человека учиться.
Эта задача является жизненно необходимым компонентом существования человека в современном мире, для которого характерно восприятие всех культурных феноменов, которые так или иначе могут выполнять коммуникативные функции (язык - письмо и речь, печать, Т^ компьютерные системы, а также дороги, транспорт, деньги, религия, наука и др.], как носителей информации (в отличие от прошлого, где основным источни-
ком информации была только книга] [10, с. 24].
О современных изменениях пишет известный исследователь социальных процессов Элвин Тоффлер: «Оставляя позади цивилизацию Второй волны [индустриального общества], мы не просто переходим из одной энергетической системы в другую или от одной технологической основы к другой. Мы революционизируем также и внутреннее пространство. В свете этого было бы абсурдно проецировать прошлое на будущее - обрисовывать людей цивилизации Третьей волны [информационного общества] в терминах Второй волны» [21]. Также исследователь отмечает главное качество успешного, грамотного человека в XXI веке: «В XXI веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться», то есть подчеркивает идею «изменяющейся личности в изменяющемся мире». Образование является, по словам Б. С. Гершунского, «религией третьего тысячелетия», так как именно образование приобретает сегодня менталеобра-зующую и культурообразующую функции [3].
В информационном обществе, где знания в любой области деятельности устаревают неимоверно быстро (вспомним уже укоренившийся в образовательной системе термин «период полураспада знаний», обозначающий количественную характеристику периода устаревания знаний в той или иной области], информация распространяется со скоростью света через массу широко доступных источников (Интернет, СМИ, печатные издания и др.], постоянно появляется множество новых технологий работы, развития, существует огромное количество способов проведения досуга, человек сталкивается с проблемой потери себя в жизненном пространстве и необходимостью умения позитивно адаптироваться к этому миру, мысленно опережая различные грядущие изменения, быть гибким, мобильным и быстро ориентирующимся в разнообразии жизни, при этом сохраняя глубину познания, чувство единства всего во вселенной и целостную ценностную мировоззренческую направленность восприятия мира.
Главная задача человека сегодня - научиться работать с информацией, анализировать, синтезировать, обрабатывать ее, пропуская через свой жизненный опыт и осмыс-
ливая её с критических позиций, научиться на основании полученных данных делать выводы, решать задачи и осуществлять выбор в различных жизненных сферах, при этом самостоятельно открывая новое и находя новые креативные способы решения, предвидеть перспективы развития, и только в этом случае человек может стать успешным в профессиональной деятельности и в личностной самореализации, что принесёт ему в итоге -удовлетворённость качеством жизни. Лично-стно-профессиональная активность педагога в информальном образовании актуальна в свете необходимости изменения профессиональной деятельности, порожденной современными образовательными тенденциями, сложившимися в результате вызовов XXI века. С. А. Ускова выделяет восемь вызовов современности [22], которые влияют на образовательный процесс:
1. Полипарадигмальность и поликультурность современного образа мира.
2. Неоднородность и многообразие современного мира.
3. Динамичность развития современного мира.
4. Рост сложности и хаотичности современного мира.
5. Быстрый рост объема информации в современном мире.
6. Технологизация жизнедеятельности в современном мире.
7. Рост диалогичности в современном мире.
8. Незавершенность развития современного мира.
В идеале педагог должен ясно понимать ценность самообразования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать свой предмет, педагогику и психологию, использовать лич-ностно ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и бесконечному развитию своей личности, непрерывному самосовершенствованию. Как отмечал П. Ф. Каптерев, «нет ничего хуже для учителя, пришедшего к несчастной мысли, что он сам уже достаточно учен и развит... что отныне его задача просвещать только других, а не самого себя. Между таким учителем и учениками неизбежно разрывается та невидимая духовная связь, которая в истинной, настоящей школе соединяет их воедино, сродняет и сдруживает их. Необходима потребность развития и работа над своим обра-
зованием» [8]. Здесь же уместно привести утверждение К. М. Симонова: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что считает свое образование незаконченным».
В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки и повышения квалификации педагога. Кроме сугубо профессиональных знаний, умений и навыков она охватывает и общекультурное, личностное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности], вызов внутренней мотивации к профессиональной деятельности. Причем это единство выглядит не как сумма компетенций, а как качественно новое образование и характеризуется таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками (уровень проактивности].
В. Г. Воронцова выделяет шесть компонентов профессиональной компетентности педагога в контексте гуманистической педагогики, которые целостно отражают систему развития гуманистической педагогики: личност-но-гуманная ориентация, умение системно воспринимать педагогическую реальность и системно в ней действовать, свободная ориентация в предметной области, владение современными педагогическими технологиями, умение интегрироваться с опытом, креативность (творческость], способность к рефлексии [2, с. 107]. Эти компоненты профессиональной компетенции педагога невозможно развивать, не основываясь на непрерывном и опережающем образовании, которые должны лежать в основе современной образовательной парадигмы и которые должны являться базисом любых образовательных программ, особенно программ повышения и квалификации и высшего образования: специалитета, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Литература
1. Бим-Бад Б. М. Опережающее образование: теория и практика // Советская педагогика. - 1988. - № 6. - С. 51-59.
2. Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: моногр. - Псков : Изд-во ПОИПКРО, 1997. - 421 с.
3. Гершунский Б. С. Образование как религия третьего тысячелетия. - М., 2001. - 198 с.
4. Гордин А. И., Гордина О. В. Информальное и неформальное образование взрослых: вопросы теории и практики: моногр. -Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2010. - 184 с.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. Решением Правительства РФ от 15 мая 2013 г., № 792-р] // КонсультантПлюс.ру : информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497/ (дата обращения 20.05.2016].
6. Жуков Г. Н., Пахомова, Е. А. Стратегия опережающего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2009. - № 1 (1]. - С. 63-66.
7. Каган М. С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема [электронный ресурс] // Web-ка-федра философской антропологии [Электронный ресурс]. - URL: http://anthropology.ru/ru/texts/kagan/repr_0.html/ (дата обращения 30.04.2015].
8. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под. ред. А. М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
9. Ключарев Г. А., Пахомова Е. И., Кофанова Е. Н. Образование в новой России. Самообразование взрослых // Общественные науки и современность. - 2003. - № 8. - С. 37-46.
10. Князева М. Д. Современные проблемы развития непрерывного образования в различных странах мира // Дополнительное профессиональное образование. - 2006. - № 11 (35]. - С. 24-30.
11. Купцов В. И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века. - СПб.: Алетейя, 2009. - 428 с.
12. Лесохина Л. Н. К обществу образованных людей... Теория и практика образования взрослых. - СПб.: ИОВ РАО ; Тускарора, 1998. — 273 с.
13. Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Тенденции развития комплексных исследований андрагогических систем // Человек и образование. - 2006. - № 8-9. - С. 16-23.
14. Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Фундаментальные исследования андрагогических систем непрерывного образования взрослых // Человек и образование. - 2013. - № 3 (36). - С. 77-82.
15. Новиков П. М., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование : научно-методическое пособие. - М.: РГАТиЗ, 2000. -266 с.
16. Павлова О. В. Информальное образование как социокультурная потребность взрослых // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2013. - № 1. -Т. 3. - С. 78-87.
17. Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества : научно-методическое пособие / под общ. ред. С. Г. Вер-шловского. - СПб.: Специальная литература, 2003. - 239 с.
18. Прикот О. Г. Непрерывное дополнительное профессиональное образование: новые модели и правовое поле // Человек и образование. - 2012. - № 3 (32). - С. 17-21.
19. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) // Гарант. ру : информационно-правовой портал : [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (дата обращения: 20.02.2015).
20. Субетто А. И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония (этюды креативной онтологии). - М.: Изд. фирма «Логос», 1992. -204 с.
21. Тоффлер Э. Третья волна : пер. с англ. - М.: АСТ, 2002. -776 с.
22. Ускова С. А. Образовательный процесс: вызовы современности // Молодой ученый : научный поиск решения педагогических проблем : материалы научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых / под общ. ред. К. В. Романова. - СПб.: СПб АППО, 2015. - С. 79-86.
23. Шерайзина Р. М. Новые ценности непрерывного педагогического образования: личностно-профессиональный выбор - социально-психолого-педагогическая поддержка - экспертное консультирование // Непрерывное образование. - Вып. 2. - 2012. -С. 57-60.
24. Шилова О. Н. Дополнительное образование педагогов в контексте непрерывности // Человек и образование. - 2012. -№ 2 (31). - С. 17-21.
25. Gessup F. The Idea of Lifelong Learning. - Oxford Pergamon Press, 1969.