Научная статья на тему 'Опережающее непрерывное профессиональное образование как основа становления современного педагога'

Опережающее непрерывное профессиональное образование как основа становления современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER / ADVANCING EDUCATION / MODERN CULTURE / CONTINUING EDUCATION / INFORMAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвильдис Т.Ю., Окерешко А.В.

В статье показано, что определяющим фактором развития профессионала в педагогической деятельности является непрерывный и опережающий характер образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гвильдис Т.Ю., Окерешко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advancing continuing vocational education as foundation of modern teacher''s development

The article shows that continuing and advancing character of education is the determinating factor of professional development in teacher´s activity

Текст научной работы на тему «Опережающее непрерывное профессиональное образование как основа становления современного педагога»

Т. Ю. Гвильдис, А. В. Окерешко

(Санкт-Петербург)

Опережающее непрерывное профессиональное образование как основа становления современного педагога

В статье показано, что определяющим фактором развития профессионала в педагогической деятельности является непрерывный и опережающий характер образования

Ключевым, системообразующим приоритетом Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. [19] и Государственной программы развития образования на 2013-2020 гг. [5] является формирование системы непрерывного образования на протяжении всей жизни человека. Непрерывное образование становится основным вектором развития по мнению Европейского союза и российской общественности (исследовательский проект «Непрерывное образование в Европе: навыки, необходимые для обеспечения лучших видов занятости» в рамках стратегии Европа 2020 (7-я рамочная программа ЕС]. Формальное образование полностью не удовлетворяет потребности современного взрослого человека. Как отмечает М. С. Каган, «выживание человечества зависит не от уровня его образованности и технического применения добываемых знаний, а от тех ценностных установок, которые определяют направление практического применения знаний» [7].

В. Франкл подчёркивает, что отсутствие смысла порождает у человека особое болезненное состояние, которое ученый считает духовным расстройством и называет «экзистенциальным вакуумом». Самое главное -система формального образования, как любая устойчивая система, «статична по своей природе и поэтому не может развиваться в соответствии с динамично меняющейся социокультурной ситуацией. В итоге система формального образования неизбежно отстает от появляющихся тенденций» [24, с. 20], она «принципиально не может обеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми для эффективного выполнения социальных ролей» [9, с. 37].

Так, уже невозможно отрицать необходимость непрерывного образования на протя-

жении всей жизни человека. Еще в 1960-е годы английский ученый Ф. Джессап подчеркивал значение образовательной деятельности в течение всей жизни человека: «Если временный перерыв в образовании естествен, то его окончательное прекращение равносильно ампутации мышления» [25, с. 45], и ему вторит современный ученый В. И. Купцов: «Быстрая смена технологий, беспрецедентный динамизм развития всех сфер человеческой деятельности приводят к тому, что никакого раз полученного образования для продуктивной работы становится недостаточно... Непрерывное образование необходимо человеку как естественная составная часть его образа жизни» [11]. Сегодня система образования центрирована на человеке, на личности, потому что нельзя воспитывать и образовывать всех одинаково. В связи с этим часто говорят о личностно ориентированном образовании, о персонифицированном подходе, об индивидуально-творческом подходе, об индивидуальных образовательных маршрутах, о процессах индивидуализации, так как важен именно личностный смысл деятельности.

Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации педагога на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации педагогом своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль, является важнейшим критерием лич-ностно-профессионального развития педагога.

Р. М. Шерайзина трактует личностно-про-фессиональную компетенцию как «способность и готовность педагога к профессионально-творческой и личностной самореализации, саморазвитию, к активно-творческому

преобразованию своего и чужого практического опыта» [23, с. 58-59]. Творческий уровень личностно-профессиональной активности педагога является высшим уровнем его развития.

Творческую индивидуальность педагога характеризует прежде всего потребность в самореализации, то есть стремление к возможно более полной реализации своего потенциала в профессиональной деятельности и в жизни. Потребность в самореализации характерна для рефлексирующего человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору. Стремление к полноценной реализации своего личностного потенциала имеет опережающий характер, направлено на будущее, на предвидение перспектив своего развития и перспектив развития образовательной системы, социальных изменений.

Особое значение в этой связи приобретает идея единства потенциального и актуального в развитии личности педагога. Согласно этой идее необходимо учитывать не только уже проявившиеся, существующие, но и потенциальные характеристики личности, те природные особенности, которые еще не проявились, которые будут развиваться в процессе дальнейшей социализации. Так, данная идея в свете холистического подхода, рассматривающего человека в целостности его многообразных проявлений, позволяет смотреть на развитие личности одновременно с позиций прошлого, настоящего и будущего времени. Так, А. И. Субетто рассматривает человеческую жизнь как единство наследственных механизмов прошлого и будущего, между которыми устанавливается циклическое динамическое равновесие, и творчество при этом рассматривается как «свернутое будущее время»: «Категория будущего времени в системе раскрывается через потенциал изменчивости системы или, что то же самое, через потенциал феноменологического творчества, формирование которого происходит в рамках взаимодействия системы с подсистемой» [20, с. 36]. Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также объективные перспективы и возможности ее развития. Для плодотворной самореализации нужно постоянное изучение себя, знание своих достоинств и недостатков, постепенное формирование в себе того внутреннего стержня, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное

развитие, при этом необходимо ориентироваться на опережение себя самого, на постоянное творчество.

Если идею «непрерывности» профессионального образования можно рассматривать как идею постоянного когнитивного развития и саморазвития личности, то идея «опережения» профессионального образования связана, во-первых, с осознанным стремлением человека к пока еще не освоенному знанию, к опережению самого себя, с элементами прогнозирования перспектив своего развития и их реализации в контексте труда и жизни и, во-вторых, со стремлением человека к опережению имеющегося уровня развития производства и общества в целом.

Идея опережающего образования, выдвинутая академиком А. Д. Урсулом, является логическим следствием философского вывода о необходимости опережения бытия сознанием в период перехода общества на модель устойчивого развития и управляемого формирования ноосферой цивилизации.

Опережающее образование, необходимое в современном мире [13], рассматривается большинством ученых как «модель формирования потенциала саморазвития личности, где в качестве основополагающих опережающих элементов содержания образования рассматриваются не только конкретные знания и умения, но и общие характеристики образованной личности, такие как развитие интересов, убеждений, способствующих адаптации человека к изменяющейся жизни (Б. М. Бим-Бад); способности использовать полученные знания для совершенствования деятельности (В. Горшенин); развитие личности обучающихся (А. М. Новиков); фундаментальные общеобразовательные знания, а также знания мировоззренческого плана (А. Е. Марон, К. К. Колин и др.); развитие навыков самообразования, умений находить пути решения сложных проблем» [14, с. 80-81].

По мнению Б. М. Бим-Бада, «опережающее образование целенаправленно готовит учащихся к жизни и труду в информационно насыщенной среде, требующей от людей повышенной ответственности, более широкой и вместе с тем гибкой образовательной базы, подлежащей непрерывному обогащению и развитию. Оно нацелено преимущественно на развитие общих способностей, склонностей, интересов, убеждений... Опережать -это значит быть способным к постоянному,

целенаправленному и систематическому усвоению системы знаний, умений, навыков, ценностей, отношений, ориентаций, норм поведения, способов и форм общения.

П. М. Новиков и В. М. Зуев выделяют опережающее профессиональное образование -«системообразующее свойство профессионального образования, проявляющееся во взаимодействии определенным образом построенных содержания и процесса передачи знаний, направленных на развитие у человека природной предрасположенности к их получению ...» [15].

Г. Н. Жуков и Е. А. Пахомова дополняют это определение и другими составляющими образовательного процесса, делая акцент в понимании опережающего профессионального образования на «формировании ... готовности к профессиональной деятельности в условиях модернизации экономики», подчеркивая влияние на современного специалиста внешних факторов: социальный заказ общества, современные социально-экономические требования, требования работодателя [6, с. 66].

Также идея опережения в образовании перекликается с идеей развития потенцированного мышления, осуществляемого за счет ин-формального образования. А. И. Гордин и О. В. Гордина подчёркивают значимость потенцированного мышления для современного человека в условиях постоянно меняющегося мира и утверждают значимость информаль-ного образования в развитии такого мышления. Потенцированное мышление, по мнению авторов, — это «интеллектуальная и эмоционально-волевая деятельность человека, направленная на создание своего социального образа из природного через наиболее полное раскрытие понятийных, художественно-образных, подсознательных возможностей его мышления» [4, с. 156].

С нашей точки зрения, именно инфор-мальное образование способствует развитию человека, реализации его личностного потенциала, опережающему характеру роста. Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная культура, профессиональное и личностное, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает и преобразует окружающую действительность, тем ярче в его жизни проявляется жизнетворчество как «процесс осознан-

ного конструирования и творения человеком его настоящего и будущего» [4, с. 149], а потому он более интересен ученикам, обладает большими возможностями влияния на развитие их личности.

Безупречное владение профессиональными умениями и навыками не гарантирует педагогу успех в его деятельности; главное в педагоге - желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, в том числе приобретёнными в процессе ин-формального образования, которое обладает большим творческим потенциалом. Если говорить о творческом начале, то следует отметить, что исследования особенностей и качеств наиболее успешных и крупных изобретателей и ученых доказывают, что «крупные изобретатели-ученые отличаются от менее значительных не столько развитием формально-интеллектуальных навыков, сколько строем личности. Граница здесь проходит по линии настойчивости в выполнении намеченных планов, активности, агрессивности, в защите своей личности, организаторских способностях и т. д.» [24, с. 51].

Любое образование является только потенциальным образованием, так как оно содержит в себе большое количество возможностей роста, развития, получения знаний, умений, навыков, расширения кругозора и т. д. Однако, к сожалению, нет гарантии, что человек, получая образование, непременно воспользуется этими возможностями, продолжая развитие и саморазвитие на протяжении всей жизни. В связи с этим главная цель образования сегодня - не только транслировать определенные знания и открывать перед обучающимися эти возможности, но самое важное - «образовать мир у своего субъекта (субъектов]» (В. П. Зинченко], мотивировать субъекта к получению этих знаний, к реализации этих возможностей и научить человека делать это, то есть научить человека учиться.

Эта задача является жизненно необходимым компонентом существования человека в современном мире, для которого характерно восприятие всех культурных феноменов, которые так или иначе могут выполнять коммуникативные функции (язык - письмо и речь, печать, Т^ компьютерные системы, а также дороги, транспорт, деньги, религия, наука и др.], как носителей информации (в отличие от прошлого, где основным источни-

ком информации была только книга] [10, с. 24].

О современных изменениях пишет известный исследователь социальных процессов Элвин Тоффлер: «Оставляя позади цивилизацию Второй волны [индустриального общества], мы не просто переходим из одной энергетической системы в другую или от одной технологической основы к другой. Мы революционизируем также и внутреннее пространство. В свете этого было бы абсурдно проецировать прошлое на будущее - обрисовывать людей цивилизации Третьей волны [информационного общества] в терминах Второй волны» [21]. Также исследователь отмечает главное качество успешного, грамотного человека в XXI веке: «В XXI веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться», то есть подчеркивает идею «изменяющейся личности в изменяющемся мире». Образование является, по словам Б. С. Гершунского, «религией третьего тысячелетия», так как именно образование приобретает сегодня менталеобра-зующую и культурообразующую функции [3].

В информационном обществе, где знания в любой области деятельности устаревают неимоверно быстро (вспомним уже укоренившийся в образовательной системе термин «период полураспада знаний», обозначающий количественную характеристику периода устаревания знаний в той или иной области], информация распространяется со скоростью света через массу широко доступных источников (Интернет, СМИ, печатные издания и др.], постоянно появляется множество новых технологий работы, развития, существует огромное количество способов проведения досуга, человек сталкивается с проблемой потери себя в жизненном пространстве и необходимостью умения позитивно адаптироваться к этому миру, мысленно опережая различные грядущие изменения, быть гибким, мобильным и быстро ориентирующимся в разнообразии жизни, при этом сохраняя глубину познания, чувство единства всего во вселенной и целостную ценностную мировоззренческую направленность восприятия мира.

Главная задача человека сегодня - научиться работать с информацией, анализировать, синтезировать, обрабатывать ее, пропуская через свой жизненный опыт и осмыс-

ливая её с критических позиций, научиться на основании полученных данных делать выводы, решать задачи и осуществлять выбор в различных жизненных сферах, при этом самостоятельно открывая новое и находя новые креативные способы решения, предвидеть перспективы развития, и только в этом случае человек может стать успешным в профессиональной деятельности и в личностной самореализации, что принесёт ему в итоге -удовлетворённость качеством жизни. Лично-стно-профессиональная активность педагога в информальном образовании актуальна в свете необходимости изменения профессиональной деятельности, порожденной современными образовательными тенденциями, сложившимися в результате вызовов XXI века. С. А. Ускова выделяет восемь вызовов современности [22], которые влияют на образовательный процесс:

1. Полипарадигмальность и поликультурность современного образа мира.

2. Неоднородность и многообразие современного мира.

3. Динамичность развития современного мира.

4. Рост сложности и хаотичности современного мира.

5. Быстрый рост объема информации в современном мире.

6. Технологизация жизнедеятельности в современном мире.

7. Рост диалогичности в современном мире.

8. Незавершенность развития современного мира.

В идеале педагог должен ясно понимать ценность самообразования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать свой предмет, педагогику и психологию, использовать лич-ностно ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и бесконечному развитию своей личности, непрерывному самосовершенствованию. Как отмечал П. Ф. Каптерев, «нет ничего хуже для учителя, пришедшего к несчастной мысли, что он сам уже достаточно учен и развит... что отныне его задача просвещать только других, а не самого себя. Между таким учителем и учениками неизбежно разрывается та невидимая духовная связь, которая в истинной, настоящей школе соединяет их воедино, сродняет и сдруживает их. Необходима потребность развития и работа над своим обра-

зованием» [8]. Здесь же уместно привести утверждение К. М. Симонова: «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что считает свое образование незаконченным».

В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки и повышения квалификации педагога. Кроме сугубо профессиональных знаний, умений и навыков она охватывает и общекультурное, личностное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности], вызов внутренней мотивации к профессиональной деятельности. Причем это единство выглядит не как сумма компетенций, а как качественно новое образование и характеризуется таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками (уровень проактивности].

В. Г. Воронцова выделяет шесть компонентов профессиональной компетентности педагога в контексте гуманистической педагогики, которые целостно отражают систему развития гуманистической педагогики: личност-но-гуманная ориентация, умение системно воспринимать педагогическую реальность и системно в ней действовать, свободная ориентация в предметной области, владение современными педагогическими технологиями, умение интегрироваться с опытом, креативность (творческость], способность к рефлексии [2, с. 107]. Эти компоненты профессиональной компетенции педагога невозможно развивать, не основываясь на непрерывном и опережающем образовании, которые должны лежать в основе современной образовательной парадигмы и которые должны являться базисом любых образовательных программ, особенно программ повышения и квалификации и высшего образования: специалитета, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Литература

1. Бим-Бад Б. М. Опережающее образование: теория и практика // Советская педагогика. - 1988. - № 6. - С. 51-59.

2. Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: моногр. - Псков : Изд-во ПОИПКРО, 1997. - 421 с.

3. Гершунский Б. С. Образование как религия третьего тысячелетия. - М., 2001. - 198 с.

4. Гордин А. И., Гордина О. В. Информальное и неформальное образование взрослых: вопросы теории и практики: моногр. -Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2010. - 184 с.

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. Решением Правительства РФ от 15 мая 2013 г., № 792-р] // КонсультантПлюс.ру : информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497/ (дата обращения 20.05.2016].

6. Жуков Г. Н., Пахомова, Е. А. Стратегия опережающего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2009. - № 1 (1]. - С. 63-66.

7. Каган М. С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема [электронный ресурс] // Web-ка-федра философской антропологии [Электронный ресурс]. - URL: http://anthropology.ru/ru/texts/kagan/repr_0.html/ (дата обращения 30.04.2015].

8. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под. ред. А. М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

9. Ключарев Г. А., Пахомова Е. И., Кофанова Е. Н. Образование в новой России. Самообразование взрослых // Общественные науки и современность. - 2003. - № 8. - С. 37-46.

10. Князева М. Д. Современные проблемы развития непрерывного образования в различных странах мира // Дополнительное профессиональное образование. - 2006. - № 11 (35]. - С. 24-30.

11. Купцов В. И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века. - СПб.: Алетейя, 2009. - 428 с.

12. Лесохина Л. Н. К обществу образованных людей... Теория и практика образования взрослых. - СПб.: ИОВ РАО ; Тускарора, 1998. — 273 с.

13. Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Тенденции развития комплексных исследований андрагогических систем // Человек и образование. - 2006. - № 8-9. - С. 16-23.

14. Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Фундаментальные исследования андрагогических систем непрерывного образования взрослых // Человек и образование. - 2013. - № 3 (36). - С. 77-82.

15. Новиков П. М., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование : научно-методическое пособие. - М.: РГАТиЗ, 2000. -266 с.

16. Павлова О. В. Информальное образование как социокультурная потребность взрослых // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2013. - № 1. -Т. 3. - С. 78-87.

17. Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества : научно-методическое пособие / под общ. ред. С. Г. Вер-шловского. - СПб.: Специальная литература, 2003. - 239 с.

18. Прикот О. Г. Непрерывное дополнительное профессиональное образование: новые модели и правовое поле // Человек и образование. - 2012. - № 3 (32). - С. 17-21.

19. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) // Гарант. ру : информационно-правовой портал : [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (дата обращения: 20.02.2015).

20. Субетто А. И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония (этюды креативной онтологии). - М.: Изд. фирма «Логос», 1992. -204 с.

21. Тоффлер Э. Третья волна : пер. с англ. - М.: АСТ, 2002. -776 с.

22. Ускова С. А. Образовательный процесс: вызовы современности // Молодой ученый : научный поиск решения педагогических проблем : материалы научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых / под общ. ред. К. В. Романова. - СПб.: СПб АППО, 2015. - С. 79-86.

23. Шерайзина Р. М. Новые ценности непрерывного педагогического образования: личностно-профессиональный выбор - социально-психолого-педагогическая поддержка - экспертное консультирование // Непрерывное образование. - Вып. 2. - 2012. -С. 57-60.

24. Шилова О. Н. Дополнительное образование педагогов в контексте непрерывности // Человек и образование. - 2012. -№ 2 (31). - С. 17-21.

25. Gessup F. The Idea of Lifelong Learning. - Oxford Pergamon Press, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.