Научная статья на тему 'Структурная модель опережающего профессионального образования государственных служащих'

Структурная модель опережающего профессионального образования государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / КРЕАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко А. А.

В статье рассматриваются социальные технологии разработки и реализации модели опережающего профессионального обучения государственных служащих. Раскрываются основные структурные составляющие личностно ориентированного обучения, в том числе цели, задачи, мотивы, технологии, содержание и научные основы образования государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурная модель опережающего профессионального образования государственных служащих»

УДК 378:35.08

Харченко А.А.,

канд. ист. наук, профессор, заведующий кафедрой «Социальная работа и педагогика профессиональной деятельности» Орловского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ»

структурная модель

опережающего

профессионального образования государственных служащих

В статье рассматриваются социальные технологии, разработки, и. реализации, модели, опережающего профессионального обучения государственных служащих. Раскрываются, основные структурные составляющие личностно ориентированного обучения, в том. числе цели, задачи, мотивы, технологии, содержание и научные основы образования государственных служащих.

Ключевые слова: структурная, модель, опережающее обучение, инновационные технологии, образовательный продукт, креативная, образовательная среда, образование, профессиональная деятельность.

В основу системы инновационного образования государственных и муниципальных служащих, на наш взгляд, может быть положена методология опережающего обучения, призванного обеспечить развитие способностей, знаний, умений и компетенций госслужащих, эффективно осуществляющих управленческую деятельность, решать сложные проблемы в жизни общества и граждан с предвидением и опережением их возникновения.

Заметный вклад в разработку методологических основ опережающего обучения государственных и муниципальных служащих внесли ученые Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации: Турчинов А.И., Василенко Л.А., Романов В.Л., Карпичев В.С., Мельникова Н.С. и др. Они рассматривают опережающее образование как способ формирования корпуса инновационно мыслящих руководителей не только в сфере государственной службы, но и в политической сфере. Получение государственными служащими в процессе обучения и управленческой практики знаний и про-

фессиональных компетенций в области инновационной информационно-аналитической деятельности обеспечивает развитие их способности видеть объект управления как целое, которое самосовершенствуется, а не формируется в соответствии с политическими предпочтениями и отраслевыми функциями. В этом контексте появляется возможность инновационно подготовленным государственным деятелям влиять на формирование не только содержания, но и структуры политического и административного управления в плане придания ему адаптивной гибкости и динамики в условиях реформирования [9, с. 17—18].

Именно опережающее профессиональное образование государственных служа-

щих, на наш взгляд, должно стать обоснованным ответом образовательной системы на социальный заказ государства и общества.

Модель опережающего профессионального обучения государственных служащих является системой взаимосвязанных структурных составляющих, отражающих современные идеи и преимущества, ценностные ориентации, организационно-технологические приоритеты, соответствующие современной отечественной и мировой образовательной парадигме.

Опережающее личностно ориентированное профессиональное обучение руководителей и специалистов государственной службы может быть представлено в следующей структурной модели (рис. 1).

Рис. 1. Структурная модель личностно ориентированного опережающего профессионального обучения государственных служащих.

Попробуем раскрыть сущность отдельных структурных элементов, отражающих инновационный характер обучения, которые мы включили в предложенную модель.

Систематизирующим элементом опережающего учебного процесса являются социальный заказ и инновационные требования к государственному служащему, которые сосредоточиваются в компетент-ностной модели руководителя (специали-

ста) государственного управления. Кроме того, инновационные требования к подготовке государственных служащих актуализируют всю систему требований к государственным служащим, приводят ее в соответствие с отечественной, международной и глобальной ситуациями, новыми стратегиями управления.

Субъектами инновационных требований выступают:

— граждане государства;

— Президент и другие политические институты;

— высшие институты административного управления, включая институт управления государственной службой.

В компетентностной модели специалиста государственного управления находят свое отражение инновационные требования к государственным служащим, которые могут получить инструментальное выражение:

— в директивных и организационно-регламентирующих документах;

— в квалификационных требованиях по соответствующим государственным должностям;

— в функциональных требованиях по должности;

— в образовательном продукте деятельности профессиональных учебных заведений, которые готовят кадры государственного управления и государственной службы;

— в государственных профессиональных образовательных стандартах;

— в требованиях по специальности «Государственное и муниципальное управление», соответствующих учебно-профессиональных программах.

Важнейшей целью опережающего образования является обучение целостному инновационному взгляду на процесс государственной службы, умению видеть не только свои функции в ситуации нормы, но и находить способность взять на себя необходимую инициативу, навыки работы в кризисной ситуации и стратегической перспективе, то есть действовать на опережение, чтобы не отстать окончательно [4, с. 39].

Учитывая отмеченную цель, опережающее профессиональное образование государственных служащих нуждается в обогащении мотивов субъектов системы. обучения, переходе от одного мотива к формированию системы мотивов. При этом отметим, что набор мотивов может иметь разную структуру у отдельных государственных служащих, они могут по-разному распределять для себя одни и те же мотивы. У одного на первом месте могут быть мотивы экономические, у другого — этические,

у третьего — карьерные и так далее. Поэтому логически можно выделить, например:

— мотивы, которые выделяют потребность в собственной инновационной деятельности;

— мотивы, которые отвечают положению государственного служащего в коллективе (престиж, значимость профессии и др.);

— мотивы, которые обусловливают личность государственного служащего (самореализация, самоутверждение, особенности характера и др.);

— мотивы, связанные с самосознанием личности (убежденность в своих творческих способностях, творческом потенциале, понимание новаторства как «призвания» и т. п.).

Кроме того, нужно учитывать, что:

— единство мотивов и интересов выше у тех государственных служащих (слушателей), которые имеют высший уровень профессиональной направленности;

— значительную роль в инновационной направленности субъектов обучения играет уровень их способностей;

— развитие творчества предусматривает формирование единых требований служебной практики и личностного участия в новаторстве для государственного служащего [2, с. 82-83].

Опережающее обучение требует изменения ролей преподавателей и слушателей как равноправных субъектов личностно ориентированной системы профессионального образования государственных служащих. Это определяется переходом к инновационному мышлению и развитию интеллекта, что возможно только в условиях творческого сотрудничества и сотворчества, введения роли преподавателя-наставника. При этом распространение знаний осуществляется с помощью информационных технологий.

Использование обучения в сотрудничестве изменяет социальный контекст креативной образовательной среды. При обучении в сотрудничестве главной силой, которая влияет на учебный процесс, становится содружество (коллектив), группа слушателей, что было практически невозможно при традиционной образовательной системе. Обучение в

сотрудничестве базируется на конструктивистской теории, которая говорит о том, что знание социально обусловлено и производится содружествами людей, поэтому каждый человек может получить доступ к этому знанию, только если он присоединится (войдет) к этому содружеству. Государственные служащие обмениваются идеями, своим опытом, ощущениями, информацией, и в процессе этого обмена они приходят к пониманию, что есть ценного и приемлемого для других членов группы и для группы в целом. Обучение в сотрудничестве предусматривает групповую работу слушателей, которые работают вместе над решением какой-либо существующей проблемы или незнакомого вопроса. Главные черты этого процесса: участие, социализация, дискуссия, рефлексия, сотрудничество с другими для саморазвития [3, с. 97 — 98].

Содержание профессионального образования государственных служащих должно определяться обновленными государственными, отраслевыми стандартами и стандартами учебных заведений системы профессионального обучения государственных служащих, а также совокупностью компетенций органов государственной власти, профессионально-квалификационными характеристиками должностей, требованиями и потребностями органов государственной власти, образовательно-профессиональными и профессиональными программами высшего и послевузовского образования. Результативное применение этих факторов в формировании содержания образования нуждается в координации деятельности компонентов системы и реализации ведущей роли системообразующего высшего учебного заведения профессионального обучения государственных служащих, каковым является Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Содержание опережающего профессионального образования государственных служащих не может регулироваться действующими государственными стандартами и существующими учебными программами, поскольку оно в своей

основе находится в области исследования будущего и связано с динамичными трансформациями, которые происходят в обществе и сопровождаются обвальной генерацией разнообразной информации и глобальным ее распространением в сфере инноваций. В XXI веке жизнь требует интеллектуальной личности, базовым компонентом духовного мира которой станут фундаментальные знания и способность к самообразованию в контексте постоянно растущей информации [7].

Фундаментализация подготовки государственных служащих будет во многом зависеть от того, насколько успешно осуществляется формирование научного мышления, внутренней личной потребности в постоянном саморазвитии, самообразовании на протяжении всей жизни. В процессе учебы государственные служащие должны получить системообразующие, целостные, глубинные, методологически значимые знания закономерностей функционирования и развития глобализующегося мира, роли и места государственного управления в современных условиях.

Обеспечение фундаментализации профессионального образования государственных служащих осуществляется посредством создания новых учебных дисциплин, качественно отличных от традиционных по структуре и содержанию, своей направленности на обобщенные, универсальные знания, формирование служащего новой формации, общей культуры и развития научного мышления.

Необходимость повсеместного перехода к опережающему образованию вызвана изменением парадигмы общественного развития, переходом к новому типу цивилизации — информационного общества и, как следствие, новых, высших требований к интеллектуальным, волевым и другим параметрам работника [1].

К ключевым, компонентам, концепции опережающего образования государственных служащих в первую очередь относятся следующие образовательные параметры:

1. Ориентация обучения на кардинальные изменения в институте государственной службы, которые затрагивают:

— социальную миссию, стратегические цели, принципы государственной службы;

— функции и соответствующие им структуры;

— социальные роли, статусы;

— субкультуру, ценностные ориентации;

— систему запретов и императивов.

2. Инновационные программные приоритеты:

— возможности научных дисциплин, междисциплинарных направлений науки, предопределяющих будущее страны и кардинальные изменения в образовательном процессе, которые способны стать основой стратегии инновационного учебного процесса, с учетом потенциала мировой системы образования, развития отечественных образовательных традиций;

— переориентация профессиональной учебы на фундаментализацию и социогу-манитаризацию знаний, методологический и инновационный поиск, проблемную и опережающую технологизацию обучения;

— кардинальная переработка государственных образовательных стандартов, приведение их в соответствие со стратегической целью и задачами обучения государственных служащих;

— существенное изменение в номенклатуре учебных дисциплин, в приоритетах выбора и ориентации кафедр высших учебных заведений;

— формирование достоверных учебных планов, которые включают непредвиденные обстоятельства.

Современная образовательная парадигма актуализирует потребность в соединении дисциплин, их общей направленности на генерацию и получение знаний, необходимых для целостного восприятия динамично трансформирующегося социального мира и управления, происходящие в нем процессами. Трансдисциплинарный подход к процессу познания развивает у обучающихся креативное мышление, инновационный подход к решению управленческих задач.

Наиболее полно отображают научные основы учебного процесса законы и закономерности как объективные, существенные, необходимые, общие и стойкие взаимосвязи, которые повторяются при определенных условиях. В учебном про-

цессе своеобразно проявляются закономерности развития природы, общества и мышления.

Определение основных закономерностей и методологических принципов образовательного процесса возможно только на основе комплексного междисциплинарного подхода. Если XX век прошел под знаком дифференциации, специализации труда, рождения новых профессий на стыках наук и сфер деятельности, то XXI век обещает быть веком представлений. Этому способствует новая научная парадигма, которая вытекает из открытости мира.

Среди основных принципов проектирования технологий опережающего профессионального обучения государственных служащих следует выделить следующие:

— научное и практическое обоснования опережения;

— профессиональное выполнение опережающих программ;

— информационное наполнение опережающего обучения;

— позитивное общественное восприятие нововведений.

Важными являются закрепление правил конструирования учебных программ из модулей, реализация их в соответствии со следующими принципами:

— инновационность;

— опережение;

— целостность системы динамично изменяющихся знаний в системе обучения с сохранением фундаментальности и научности;

— непрерывность и преемственность процесса образования.

Комплекс этих принципов, с одной стороны, создаст условия для построения собственной образовательной траектории каждым слушателем, а с другой — создаст условия для функционирования непрерывной системы использования новых профессиональных качеств подготовленных кадров государственной службы и обеспечит эффективность системы обучения [7, с. 107-109].

Важной составляющей предложенной модели являются учебные технологии. Суть опережающих учебных технологий

как набора методов и средств, которые поддерживают этапы реализации нововведения, в преодолении репродуктивной деятельности, создании личного и коллективного опыта конструирования будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами, социокультурной традицией, инновационными стратегиями. Острой технологической проблемой опережающей профессиональной учебы государственных служащих может стать адаптация к этой модели руководящего состава образовательных учреждений, профессорско-преподавательского состава, студентов и слушателей.

Технология опережающего профессионального образования предусматривает модульную систему обучения, которая включает образовательную инициативу, самостоятельный поиск в получении знаний, умений, навыков, возможность выбора дисциплин и форм обучения.

К опережающим технологиям обучения в первую очередь следует отнести:

— технологии реального анализа будущего;

— обеспечение меж- и трансдисципли-нарности;

— ориентацию профессионального обучения на кардинальные изменения в институте государственной службы;

— разработку инновационных учебных программ;

— управление образовательными рисками и алгоритмами;

— инновационную самоорганизацию обучения;

— технологии «непрямого» управленческого действия;

— проектирование креативной информационно-образовательной среды;

— технологии рефлексии профессионального обучения;

— формирование информационной культуры будущего;

— возможности и перспективы сетевых информационных структур; обучение в сетевых режимах;

— опережающую адаптацию к изменениям [4, с. 41].

Конструирование креативной образовательной среды предполагает созда-

ние возможности для самоформирования собственного индивидуального образовательного пространства, которое может быть интегрированным, с одной стороны, в единое общемировое информационно-образовательное пространство, а с другой — в отечественное информационное социокультурное образовательное пространство. Функционирование взаимодействующих индивидуальных образовательных пространств позволит определять особо содержательные характеристики социокультурной креативной информационно-образовательной среды [3, с. 77 — 79].

Технология формирования учебных программ в виде универсальных трансфертных модулей обеспечит трансдис-циплинарнисть, когда специфика одной науки пронизывает содержание другой и поможет максимизировать удовлетворение образовательных потребностей слушателей. Трансфертность модулей заключается в возможности «мягкого» перенесения и встраивания их в определенные варианты образовательных программ по выбору слушателя. Каждый трансфертный модуль по типу учебного курса или программы имеет свою цель, задание, дидактические единицы и какой-то образ той части образовательного продукта, за который «отвечает». В зависимости от потребностей и специфики профессиональной деятельности слушателя модуль, имеющий свободную нишу в содержании, может быть достроен компонентами, необходимыми в текущих образовательных потребностях заказчика [7, с. 74].

Современные технологии опережающей учебы в условиях новой образовательной среды позволят слушателям:

— самостоятельно осваивать в интерактивном режиме имеющиеся учебно-методические материалы, проходить тестирование, выполнять контрольные работы под руководством преподавателя и консультантов-практиков системы государственной службы;

— на современной основе реализовы-вать отдельные компоненты профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы государственных служащих и их специализацию, стро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ить индивидуальную траекторию профессионального обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а затем и непрерывного самообразования на протяжении всей жизни;

- дополнять имеющееся базовое содержание учебных дисциплин новыми компонентами, защищая эти компоненты в творческих дискуссиях со специалистами системы государственной службы и с представителями научного содружества;

- взаимодействовать с другими участниками «виртуальной» учебной группы;

- гармонично входить в мировое интегрированное интеллектуальное пространство, объединяющее научные, образовательные и профессиональные содружества, а также содействовать его развитию.

Объектом в личностно ориентированной модели опережающего профессионального обучения государственных служащих выступает, креативная, образовательная среда, которая должна отвечать следующим основным требованиям:

- переход от интерпретации готового знания к развитию мышления, направленного на прирост интеллекта обучающихся;

- наличие квалифицированных преподавателей, которые владеют новейшими системами профессиональных знаний в отрасли государственного управления, современными образовательными технологиями;

- развитие технологий сотрудничества и сотворчества в учебном процессе, выполнение коллективных практических проектов в отрасли государственного управления;

- участие в процессе сотрудничества и сотворчества практических специалистов, которые владеют интеллектуальными технологиями профессиональной деятельности;

- практическое использование интеллектуальных информационных и социальных технологий в процессе получения знаний и формирования профессиональных компетенций;

- наличие самообновляющейся базы знаний в отрасли государственного управления и технологий ее формирования;

- доступ к мировым интеллектуальным ресурсам специальности государственного и муниципального управления.

Эти требования актуализируют обязательность наполнения образовательной среды комплексом учебно-методического материала, разработанного коллективами преподавателей и слушателей в процессе совместной образовательной деятельности [5, с. 46 — 76].

Результатом, или. содержанием, образовательного продукта опережающего профессионального обучения может стать развитие профессионального управленческого потенциала государственного служащего в условиях вызовов и угроз XXI века. Методологической основой образовательного продукта выступают культура, социокультурная среда, способность предвидеть развитие, будущие события и процессы.

В содержании образовательного продукта в данном контексте преобладают:

— традиционный образовательный продукт: знание, умение, навыки. В модели опережающей учебы эти компоненты приобретают новое содержание: концептуальное, опережающее, конструктивно-организующее знание; умения, которые обеспечивают выживание, функционирование и развитие социально-экономической системы в экстремальных условиях; нетрадиционные навыки антикризисного управления;

— преобразующий интеллект как совокупность взаимоувязанных свойств и качеств личности, умственных способностей, которые позволяют на основе современного научного знания методологически осмыслить перманентно изменяющуюся действительность и принять адекватное решение;

— профессиональная культура, адекватная кардинальным изменениям в отечественном и мировом социумах, в теории и практике государственного и муниципального управления;

— социально значимые ценностные ориентации и мотивация государственных служащих;

— нормы и принципы служебной этики государственных служащих.

И в конечном итоге — компетенции инновационной деятельности по полученной специальности.

Названные компоненты образуют основу потенциала развития и саморазвития

государственного служащего. «Проак-тивному» государственному деятелю, который овладел технологиями управления будущим, необходимы способности к критической мысли, ориентация в новых условиях, быстрое определение новых связей в стремительно изменяющейся действительности. И чем стремительнее скорость изменений, тем больше внимания необходимо уделить распознаванию модели будущих событий [4, с. 20].

Опережающее обучение помогает государственным служащим сформировать творческий подход к управлению социальными процессами. Он предусматривает формирование у государственных служащих новых качеств личности, к которым можно отнести следующие:

— способность видеть проблемы там, где другие их еще не видели;

— способность находить принципиально новые задачи и их решение.

Процесс формирования профессионального творчества как необходимого условия становления опережающего характера государственного управления можно определить как нахождение новых нестандартных способов решения профессиональных задач, анализ профессиональных ситуаций, принятие профессиональных решений. Результатами профессионального творчества могут быть: новое понимание предмета труда, новый подход к способу профессиональных действий с предметом труда, ориентирование в получении принципиально новых результатов и так далее.

Для успешного внедрения в образовательную практику модели опережающего обучения государственных служащих, на наш взгляд, должны быть реализованы следующие первоочередные стратегические задачи:

— определены государственные и общественные стратегические потребности в кадрах управления соответствующего уровня и качества (государственная стратегия);

— поставлены и обоснованы перспективные и текущие цели и задачи опережающего обучения (учебная стратегия);

— произведены коренные изменения в государственных образовательных стан-

дартах по специальности государственное и муниципальное управление (образовательная стратегия);

— определены типы образовательных структур и технологического сопровождения, содержание, методы и формы обучения (технологическая парадигма);

— разработаны опережающие учебные программы (программная стратегия);

— подобран професорско-преподава-тельский состав с учетом современных требований антикризисного управления, их профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации (кадровая стратегия);

— организованы контроль, стимулирование и управление качеством учебного процесса (организационная стратегия и тактика);

— проведены мониторинговые исследования учебно-научного процесса, определены горизонты образовательного прогноза (исследовательская стратегия).

Таким образом, внедрение в практику предложенной нами модели опережающей профессиональной учебы государственных служащих будет способствовать подготовке руководителей и специалистов как проактивных государственных деятелей, которые овладели технологиями управления будущим, ориентируются в новых условиях, быстрее определяют новые связи в стремительно изменяющейся действительности.

Литература

1. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования / Анисимов О.С. — М.: Экономика, 1991. — 352 с.

2. Василенко Л.А. Инновационная подготовка кадров государственной службы / Василенко Л.А. / Под общ. ред. В.Л. Романова, Л.А. Василенко. — 2-е изд., стереотип. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 140 с.

3. Василенко Л.А. Опережающее профессиональное образование государственных служащих: технологический поиск / Василенко Л.А. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 114 с.

4. Карпичев В.С. Инновационная подготовка кадров государственной службы / Карпичев В.С. / Под общ. ред. В.Л. Романо-

ва, Л.А. Василенко. — 2-е изд., стереотип.

— М.: Изд-во РАГС, 2008. — 140 с.

5. Кузнецов С.В. Открытые технологии образования / Кузнецов С.В. // Научное обеспечение открытого образования: на-учно-метод. и информ. сб. — М.: МГУ экономики, статистики и информации, 2000.

— 121 с.

6. Мельникова Н.С. Опережающее профессиональное образование государственных служащих: технологический поиск / Н.С. Мельникова. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 114 с.

7. Романов В.Л. Инновационная подготовка кадров государственной службы / Романов В.Л. / Под общ. ред. В.Л. Романо-

ва, Л.А. Василенко. — 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство РАГС, 2008. - 140 с.

8. Харченко А.А., Харченко О.А. Реформирование системы профессионального образования государственных гражданских служащих в контексте опыта стран Восточной Европы и постсоветского пространства: Монография. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2010. - 268 с.

9. Холуйко В.М. Сучасн! вимоги до про-фесорсько-викладацького складу вищих на-вчальних закладв та шляхи пщвищення його професшного р1вня / В.М. Холуйко. — Режим доступу: www.univ.km.ua/visnyk/407.pdf

10. Шифман Х. Ощущения и восприятия / Шифман Х. - М., 2003. - 21 с.

Harchenko A.A., e-mail: vestnik.gmu@yandex.ru

Candidate of Historical Sciences, professor, head of the department of social work and pedagogy of professional activity of the Orel branch of FSBEE HPE "Russian Academy of National Economy and Civil Service under the President of the Russian Federation".

structural model of advanced professional education of civil servants

Social technologies of development and implementation of the model of the advanced training of civil servants are considered in the article. The main structural components of student-centered learning, including goals, objectives, motives, and technologies are revealed. The contents and the scientific basis of the training of civil servants.

Key words: structural model, advanced education, innovative technologies, educational product, creative learning environment, education, professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.