Научная статья на тему 'Художник-педагог К. И. Финогенов'

Художник-педагог К. И. Финогенов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
418
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА / SCHOOL / МЕТОДИКА / METHOD / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ART / ДИССЕРТАЦИЯ / DISSERTATION / УЧЕНИКИ / STUDENTS / ПОСЛЕДОВАТЕЛИ / FOLLOWERS / ПРЕЕМНИКИ / SUCCESSORS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лебедко Валерий Константинович

Статья посвящена творчеству известного художника, педагога, ученого, организатора ху до жест вен нопедагогического образования в России и за рубежом, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Сталинской и Государственной премий СССР, профессора Константина Ивановича Финогенова. В статье показана роль и конкретные достижения профессора К. И. Финогенова в создании художественнопедагогической академической школы, ее развития и обогащения достижениями современной теории и практики реалистического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художник-педагог К. И. Финогенов»

ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ К. И. ФИНОГЕНОВ

THE ARTIST-TEACHER K. I. FINOGENOV В. К. Лебедко

Статья посвящена творчеству известного художника, педагога, ученого, организатора художественно-педагогического образования в России и за рубежом, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Сталинской и Государственной премий СССР, профессора Константина Ивановича Финогенова. В статье показана роль и конкретные достижения профессора К. И. Финогенова в создании художественно-педагогической академической школы, ее развития и обогащения достижениями современной теории и практики реалистического искусства.

V. K. Lebedko

Article about the known artist, the teacher, scientific, the organizer artly-pedagogical education in Russia and abroad, the honoured worker of arts of the Russian Federation, the winner of Stalin and State awards of the USSR, professor Konstantin Ivanovich Finogenov. In article the role and concrete achievements of professor K. I. Finogenova in creation of is art-pedagogical academic school, its development and enrichment by achievements of the modern theory and practice of realistic art is shown.

Ключевые слова: школа, методика, изобразительное искусство, диссертация, ученики, последователи, преемники.

Keywords: school, method, fine art, dissertation, students, followers, successors.

Многим художникам, педагогам, ученым, особенно ветеранам Великой Отечественной, и нашим друзьям за рубежом хорошо известно творчество московского художника-педагога, ученика И. Машкова, А. Гончарова, Н. Радлова, профессора МГПИ им. В. И. Ленина Константина Ивановича Финогенова (1902-1989).

Для творческой деятельности этого художника характерно активное участие в становлении художественно-педагогического образования. Будучи прекрасным педагогом, он воспитал многих художников, подготовил высококвалифицированных специалистов для художественно-графических факультетов страны. Художник-педагог передавал ученикам знания, обогащенные личным опытом и временем, полученные в свою очередь от его учителей. Он старался вселить в души своих воспитанников искреннюю преданность и огромную любовь к искусству.

К. И. Финогенов всегда считал, что стержнем преподавательской работы должен быть личный творческий опыт. Поэтому, чтобы лучше понять деятельность Константина Ивановича как художника и педагога, дать его объективный творческий портрет с учетом неразрывного единства этих двух начал, изложим материал по схеме: учеба - творчество - педагогическая деятельность.

Константин Иванович родился 11 июня 1902 г. в Царицыне (ныне Волгоград). Способность к изобразительной деятельности проявилась у него рано. Он страстно увлекался рисованием и отличался от своих сверстников большой наблюдательностью, обостренной зрительной памятью и усердием.

В 1917 г. Финогенов окончил Высшее начальное училище и несколько месяцев ездил заниматься в студию художника И. И. Машкова. Ранние работы Финогенова «Волга у Царицына» (1920), «Старый Царицын» (1921), «Балка. Река Царица» (1922), «На разгрузке плотов» (1925) свидетельству-

1

ют о его большом даровании. Для своих работ начинающий художник очень удачно выбирает сюжеты, в изображении которых эффектно использует точку зрения, убедительно трактует глубину, умело обыгрывает композиционный центр, грамотно расставляет тональные акценты. Учеба под руководством И. И. Машкова этого мастера благотворно повлияла на результаты дальнейшей самостоятельной, творческой и педагогической деятельности Финогенова.

Во время учебы ученики мастерской Ильи Ивановича Машкова часто совершали «походы» в Государственную Третьяковскую галерею. Для Константина Ивановича эти экскурсии были чем-то сказочно-долгожданным.

Вернувшись из Москвы в Царицын, Константин Иванович продолжил под руководством известного художника-педагога Н. Н. Любимова совершенствовать свое мастерство в художественной школе.

В дальнейшем на мировоззрение и творческий рост художника огромное влияние оказали встречи, беседы с известными художниками-реалистами. Особенно запомнилась ему встреча с очень любимым им художником А. Е. Архиповым.

В 1929 г. Финогенов поступил в Ленинградский Высший художественно-технический институт. Учился у Н. Э. Радлова, методика обучения которого базировалась на твердой теории и продуманной системе заданий.

После перевода графического факультета в Москву Константин Иванович продолжает учебу в Полиграфическом художественно-технологическом институте. Однако в 1932 г., в силу сложившихся обстоятельств, он уходит из института. На факультете в то время торжествовали идеи формалистического искусства, станковая, тематическая картина была в загоне. Идейность произведений всячески презиралась. Поэтому дальнейшее совершенствование своего мастерства художник связывал с тщательнейшим изучени-

ем классического наследия русского, советского и зарубежного реалистического искусства, с практической работой. Такое самосовершенствование во многом способствовало закреплению навыков, помогало художнику не только совершенствовать свое мастерство, но и выработать свои индивидуальные творческие приемы, определить художественный язык, стиль - найти свое место в искусстве, которое было предопределено реалистическим содержанием его творчества. Этим объясняется огромное желание Константина Ивановича изображать своих современников, создавать глубокие, реалистически правдивые, полные индивидуальных черт и неповторимости образы советских людей в суровые годы лихолетья Гражданской и Отечественной войн, в напряженные будни подъема, восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства.

Первая многофигурная композиция, написанная Фи-ногеновым в 1932 г., - «Главный конвейер механосборочного цеха тракторного завода» во многом стала отправной картиной в творчестве начинающего художника. В процессе написания этого полотна Финогенов прямо в цеху делал зарисовки, наброски, этюды с рабочих, находящихся в движении, обусловленном производственным процессом.

«Никита Изотов инструктирует шахтеров» - второе произведение на индустриальную тему, которое выдвинуло Финогенова в ряд художников, решающих производственную тематику.

Новый период творчества Финогенова связан с выполнением ряда произведений на историческую тему. В это время Константин Иванович проявил себя и в жанре портрета. Следует выделить одну из первых работ этого жанра - «Портрет Героя Советского Союза полковника К. И. Провалова», участника боев на Халхин-Голе. В этой работе художник определился как большой мастер психологического портрета. Поза, направление взгляда, манера письма, трактовка одежды, фона, движения рук, их детализация - все подчинено созданию образа. Когда смотришь на портрет, охватывает чувство большой человеческой любви к этому по-граждански мягкому человеку. И лишь глаза, устремленные вдаль, в противовес остальному хранят некоторую задумчивость и озабоченность. Это произведение, несомненно, большая удача художника в жанре психологического портрета. Художник длительное время изучал этого человека, подолгу беседовал с ним, в результате был найден обобщающий, глубоко лирический образ. В портрете как бы отражаются внутренние черты самого художника, которому столь свойственны мягкость, доброта и человечность.

Константин Иванович очень много ездил по стройкам, шахтам, изучал деятельность и жизнь людей труда. После каждой поездки художник привозил множество рисунков, этюдов, набросков, которые служили основой для выполнения графических и живописных произведений.

Новый период в творчестве Константина Ивановича Финогенова связан с Великой Отечественной войной. Во время первой поездки на фронт художник выполнил ряд портретов воинов, пейзажей, зарисовок батальных сцен. Его графические работы помещались в журналах «Фрон-

товой юмор» и в «Окнах ТАСС», в газетах, на открытках. Ряд рисунков вошел в альбом «Москва героическая».

В 1942 г. Финогенов совершает вторую поездку на фронт. Остановился он на станции Лозовая - крупном железнодорожном узле, только что освобожденном войсками Юго-Западного направления. Бой за эту станцию был очень жестоким: немцы в этом направлении держали большие силы. Буквально с крыши товарного вагона приходилось делать Финогенову зарисовки платформы с вражеской техникой, панорамы боя, фигур воинов.

Спустя некоторое время Финогенов с группой художников едет к Сталинграду, в места, где находились в окружении 22 отборные фашистские дивизии. И сегодня, когда просматриваешь рисунки, зарисовки, акварели, выполненные во время этой поездки, остро чувствуешь настоящий смысл мирных будней и понимаешь весь ужас, который несет война. Фронтовой дневник художника - это живая летопись тех суровых дней. Материал поездки лег в основу создания графической серии «Волжская твердыня». Константин Иванович сам был непосредственным участником конкретных событий. Живое, сильное ощущение художника придавало отдельным листам историко-документальный характер. Однако во всех листах присутствует и фантазия автора, есть художественно-образное обобщающее звучание темы, всей графической серии.

Следует отметить, что в годы войны Константин Иванович не только создавал графические произведения, но и занимался живописью. Его картина «Не выдам!» была отмечена дипломом II степени Всесоюзного комитета по делам искусств.

В последние годы войны, находясь в Берлине, Финогенов создавал свои композиции непосредственно с натуры, вводил в пейзаж фигуры, согласуя их с идейным замыслом. Таким образом, были выполнены «Штурм рейхстага», «Бой на Варшавском мосту» и др.

За участие во всенародной борьбе с фашистами, за высоко художественные произведения, созданные на фронте, за смелость, проявленную при этом, К. И. Финогенов был награжден пятью медалями, ему был вручен гвардейский знак.

После войны Константин Иванович снова па передовых позициях, но уже трудового фронта. Он едет туда, где проходил передовой край обороны, где сражалась армия Чуйкова. Именно там, в местах, полных воспоминаний о вчерашних тяжелых сражениях за эту землю, появляется замысел дополнить серию «Волжская твердыня» новыми листами, посвященными возрождению полностью разрушенного народного хозяйства этого края.

В 1954 г. Константин Иванович прибыл в Индию на празднование четвертой годовщины независимости страны. Поездка в эту страну заставила художника основательно изучать историю, культуру, традиции и обычаи народа, а непосредственное знакомство с их жизнью дало возможность тоньше почувствовать его душу, сильное желание свободы и независимости.

В результате поездки по Индии Константин Иванович выполнил живописную сюиту, насчитывающую 69 этюдов.

Каждый этюд содержит сгусток увиденной, прочувствованной и обобщенной энергии души индийского народа. Художник выполнил также ряд тематических и пейзажных работ, портреты рядовых представителей индийского народа, а также премьер-министра Джавахарлала Неру.

Возвращаясь на родину, Финоге-нов на несколько дней останавливается в Египте, где знакомится с произведениями мирового искусства. Он выполняет там ряд композиций в графике и живописи. Состоявшаяся затем его поездка в Китай, Корею и Чехословакию полны примеров напряженного творческого труда. Вот как вспоминает Константин Иванович Финогенов о творческом процессе - работе над натурным портретом Мао Цзе-дуна (см. рисунок) в поездке по Китаю: «Мы вошли в небольшой дворик... прошли приемную маленького домика и переступили порог второй комнаты. На пороге нас встречал Мао Цзе-дун и дружески пожал руку. <...> На всей обстановке комнаты, в которой мы находились, отпечаток высокой духовной культуры, скромности и трудолюбия ее обитателей. В ней нет ничего лишнего. На стенах китайские картины, абсолютная чистота, опрятность, порядок. <...> Весь облик Мао Цзе-дуна - его открытое одухотворенное лицо с пытливо внимательными, черными с искорками глазами, с непокорной копной черных блестящих волос, его фигура с мягкой ласковостью и душевностью во всех движениях - оставляет неизгладимое впечатление и четко врезается в память. <...> А вдруг я (К.И.Ф.) растеряюсь и будет неудача? - невольно мелькнуло в голове. Помогая мне переставлять столик, двигая ближе к свету кресло и стулья, разговаривая и улыбаясь, Мао Цзе-дун, его жена и сын своим радушием создали спокойную непринужденную обстановку. <.> Я сосредоточенно работал. <...> Портрет закончен» [1].

В 1956 г. состоявшаяся в Москве персональная выставка работ художника, выполненных за границей, была тепло принята зрителями и имела большой художественный резонанс. После зарубежных поездок Константин Иванович продолжает по-прежнему много работать, особенно в живописи. Он пишет картину на бытовую тему «На каникулах. Подруги».

Многолетняя творческая деятельность К. И. Финоге-нова принесла ему широкую известность. Он удостоен внимания и признательности широкой общественности. Его работы получают постоянную прописку в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Центральном музее В. И. Ленина, Королевской Академии изящных искусств в Лондоне и во многих других музеях нашей страны.

Рис. Портрет Мао Цзе-дуна

С первых дней становления и развития художественно-педагогического образования у нас в стране Константин Иванович принял в нем самое активное участие. Он, как опытный педагог и организатор, был приглашен в 1951 г. на художественно-графический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. На этом факультете он проработал до 1983 г., где отдал много сил делу подготовки художников-педагогов. На протяжении ряда лет Константин Иванович был председателем ученого специализированного совета. Принимал самое активное участие в подготовке высококвалифицированных специалистов для художественно-гра фи-ческих факультетов страны.

Начатое более 70 лет тому назад формирование художников-педагогов, воспитываемых по системе П. П. Чистякова - Д. Н. Кардовского, получило широкое распространение. Сейчас существует целая сеть художественно-графических факультетов, где получают образование будущие художники-педагоги. И в этом немалая заслуга нашего ветерана - заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Сталинской и Государственной премий СССР профессора К. И. Финогенова.

Очень большое внимание Финогенов обращал на практическое совершенствование своего мастерства. Он постоянный участник творческих выставок. Его девиз: «Художник-педагог должен своим творчеством учить не в меньшей мере, чем творческими воззрениями». «Как можно научить образно мыслить на холсте, листе, - говорил он, - если сам не работаешь». Являясь прекрасным рисовальщиком, он великолепно использовал тональные возможности различных графических материалов (особенно любимого им угля и свинцового карандаша), убедительно передающих среду, в которой происходит действие сюжетного замысла.

Методика Константина Ивановича была построена на реалистических принципах, в которых обучение гармонически сочетается с воспитанием эстетически грамотной личности. В учебном процессе художник-педагог Константин Иванович уделял большое внимание изучению студентами перспективы, умению изображать трехмерный мир на двухмерной плоскости. При таком обучении рисунок является главным в изучении законов построения реалистического изображения. От его грамотного исполнения зависит успех в занятиях живописью и композицией. На начальных этапах обучения Константин Иванович советовал использовать отвес, в особенности при длительной «постановке». Вначале педагог требовал правильного размещения (положения) в пространстве объекта, соблюдения пропорций и перспективных сокращений, не доверяясь полностью еще неопытному глазу (в качестве отвеса мы часто использовали линейку или ка-

рандаш). «Строить, а не срисовывать. Рисовать надо только абсолютной формой, не копируя натуру, а создавая ее на базе основательного изучения, как бы от себя. В жизни художнику-педагогу придется постоянно работать от себя без натуры», - говорил он своим ученикам.

В длительных постановках К. И. Финогенов требовал грамотного подхода к решению конструкции, знания анатомии, точности в передаче пропорций, учил изучать модель досконально, чтобы потом уметь нарисовать ее по памяти и по представлению.

Свою методику обучения студентов К. И. Финогенов строил на основе собственного опыта и достижений лучших традиций реалистического искусства прошлого и настоящего. С этой целью он использовал иллюстрации. Иногда Константин Иванович направлял студента в музей для изучения произведений великих мастеров. Требование обращаться к произведениям прошлого не было случайным, эпизодическим новаторством. Это было убеждение, позиция педагога, его понимание задач реалистического искусства. К различным течениям он относился критически.

Финогенов не являлся почитателем чрезвычайно хлесткой виртуозной живописи, хотя сам писал широко, свободно и довольно хлестко. Он учил связывать цвет и тон непосредственно с формой, то есть с их помощью лепить форму, а не изображать пятна. Он постоянно подчеркивал важность систематического занятия рисунком и живописью. Большое

внимание педагог отводил наброскам, выполнение которых способствует развитию чувства пропорций, движения и характера. Только систематически выполняя наброски, художник может добиться красоты линии и тона.

Финогенов, много повидавший и испытавший в жизни, безмерно влюбленный в нее, исключительно преданный своему любимому делу - искусству, даже переступив порог своего 85-летия, по-прежнему работал у мольберта, продолжал активно бороться силами искусства за утверждение жизни на земле во всем ее проявлении. Этому посвящена его картина «Ради жизни на земле», экспонировавшаяся на выставке произведений московских художников (1985).

В 70-летний юбилей художественно-графического факультета имя Константина Ивановича Фи-ногенова заслуживает особой памяти, потому что за 32 года работы на факультете в должности заведующего кафедрой рисунка и живописи как художник-педагог и общественный деятель он внес огромный вклад в его развитие.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Финогенов К. И. В новом Китае. Записки и рисунки художника. М.: Искусство, 1950. С. 1819, 24-25.

К ИСТОРИИ УПРАЗДНЕНИЯ РАЙОННЫХ ОХРАННЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ДЕПАРТАМЕНТА ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ

TO THE HISTORY OF THE ARIAL SECRET POLITICAL POLICE DEPARTMENT ABOLISHMENT

Н. А. Карпова

В статье рассматривается вопрос о функциональном предназначении районных охранных отделений, положительные и отрицательные стороны их деятельности с момента учреждения до упразднения товарищем министра внутренних дел В. Ф. Джунковским в 1914 г.

Ключевые слова: районное охранное отделение, упразднение, Департамент полиции МВД, В. Ф. Джунковский, С. П. Белецкий.

Деятельность правоохранительных органов России всегда привлекала внимание исследователей, а в последнее время заметно возрос интерес к проблеме реформирования системы МВД. Особую актуальность эта проблема получила в связи с последними преобразованиями, коснувшимися не только реорга-

N. A. Karpova

The article is dedicated to the history of the Arial Secret Political Police Department abolishment in 1914. At the center of author's attention is the problem of reorganization of the Police structure in Russia by deputy of the minister of internal affairs V. F. Dzhunkovskiy before The First Great War.

Keywords: Arial Secret Political Police Department, abolition, Police Department of the Ministry of Internal Affairs, V. F. Dzhunkovskiy, S. P. Beletskiy.

низации действующего аппарата, но и переименованием милиции в «полицию» [см.: 1]. Напомним, что термин «полиция» имеет дореволюционное происхождение. Полиция Российской империи выполняла функции, во многом сходные с функциями советской (затем российской) милиции. Полиция (греч. «город», «государство») - это система

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.