Научная статья на тему 'Николай Николаевич Ростовцев - основоположник и руководитель школы теории и методики обучения изобразительному искусству'

Николай Николаевич Ростовцев - основоположник и руководитель школы теории и методики обучения изобразительному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5118
696
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Н. Н. РОСТОВЦЕВ / N. N. ROSTOVTSEV / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ / FINE ARTS THEORY AND TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедко Валерий Константинович

Данная статья посвящена основоположнику и руководителю школы теории и методики обучения изобразительному искусству Николаю Николаевичу Ростовцеву. В ней раскрываются основные пути развития школы теории и методики обучения изобразительному искусству. Показаны роль и конкретные достижения профессора Н. Н. Ростовцева в создании научной школы, которая отстаивает принципы реалистического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nikolay Nikolayevich Rostovtsev, Founder and Leader of Fine Arts Theory and Teaching Methods School

The article is about the founder and the head of the fine arts theory and teaching methods school Nikolay Nikolayevich Rostovtsev. The article describes the main ways of development of the fine arts theory and teaching methods school. The author demonstrates the role and specific achievements of Professor Rostovtsev in creating a school of thought which stands for the principles of realistic art.

Текст научной работы на тему «Николай Николаевич Ростовцев - основоположник и руководитель школы теории и методики обучения изобразительному искусству»

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ РОСТОВЦЕВ -ОСНОВОПОЛОЖНИК И РУКОВОДИТЕЛЬ ШКОЛЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

В. К. Лебедко

Аннотация. Данная статья посвящена основоположнику и руководителю школы теории и методики обучения изобразительному искусству - Николаю Николаевичу Ростовцеву. В ней раскрываются основные пути развития школы теории и методики обучения изобразительному искусству. Показаны роль и конкретные достижения профессора Н. Н. Ростовцева в создании научной школы, которая отстаивает принципы реалистического искусства.

Ключевые слова: Н. Н. Ростовцев, изобразительное искусство, теория и методика обучения изобразительному искусству.

Summary. The article is about the founder and the head of the fine arts theory and teaching methods school - Nikolay Nikolayevich Rostovtsev. The article describes the main ways of development of the fine arts theory and teaching methods school. The author demonstrates the role and specific achievements of Professor Rostovtsev in creating a school of thought which stands for the principles of realistic art.

Keywords: N. N. Rostovtsev, fine arts, fine arts theory and teaching methods.

Всем, кому дорога судьба художест- ного артиста республики, профессо-венно-педагогического образова- ра Н. В. Назарова. В своих беседах Ни-ния, хорошо известно имя Николая Ни- колай Николаевич часто говорил, что колаевича Ростовцева. Родился он в любовь и уважение к педагогической 1918 г. в Москве в семье врача. Родите- профессии у него появились под влияли умерли очень рано, и его воспитани- нием именно этого человека. После ем занималась старшая сестра Нина смерти своего учителя Ростовцев Николаевна, по образованию музыкант, оставляет консерваторию и поступает в свое время окончившая Московскую на художественно-графический фа-консерваторию (по вокалу). Не без ее культет МГПИ им. В. П. Потемкина, влияния после окончания школы Нико- который окончил в 1945 году. По окон-лай поступил сначала в музыкальное чании факультета его взял к себе в ас-училище им. Ипполитова-Иванова, а за- систенты заведующий кафедрой ри-тем - в Московскую консерваторию. сунка и живописи Московского инсти-Обучение в консерватории про- тута прикладного и декоративного исходило под руководством заслужен- кусства (МИПИДИ) А. М. Соловьев.

4 / гон Преподаватель |_

123

124

В эти годы Ростовцев много работает как художник. Он является участником ряда Всесоюзных и республиканских художественных выставок. А в 1957 г. его приглашают заведовать кафедрой методики преподавания рисования, черчения и труда в МГПИ им. В. И. Ленина. К этому времени он уже имел большой опыт методической работы и степень кандидата педагогических наук. С первых дней работы в качестве заведующего кафедрой Н. Н. Ростовцев взялся за разработку теоретического курса по методике преподавания изобразительного искусства в школе, а также за восстановление аспирантуры на кафедре методики. С 1969 по 1974 гг. Н. Н. Ростовцев исполнял обязанности зав. кафедрой живописи в МГЗПИ, а с 1974 по 2000 гг. -зав. кафедрой рисунка в МПГУ.

Область, в которой работал Н. Н. Ростовцев (1918-2000), еще не получила должного освещения в педагогической литературе и не привлекла к себе серьезного внимания со стороны преподавателей высшей школы. В высших учебных заведениях методикой преподавания почти никто серьезно не занимается; даже в педагогических институтах вопросам методики преподавания на спецкафедрах уделяется очень мало внимания. И сегодня многие крупные ученые-гуманитарии, выдающиеся деятели литературы и искусства, преподающие в вузах, искренне убеждены, что для успешной педагогической работы никакой особой методической подготовки не требуется, главное - знать свой предмет. «Если человек хорошо знает свое ремесло, то он и преподавать будет успешно», - обычно говорят они. Жизнь доказывает обратное: для успешного преподавания необходимы соответствующая подготов-

ка, опыт и большая любовь к своему делу, к своей профессии, позволяющие за короткое время обучать, воспитывать, то есть сотворять Личность: Творца - Художника - Педагога.

Истоки необыкновенной любви Николая Николаевича Ростовцева к методике преподавания искусства, и в особенности изобразительного, мы попробуем отыскать в его очень малым тиражом опубликованных мемуарных записях, оригинальных набросках, на страницах которых им осмыслены педагогические взгляды многих выдающихся художников-педагогов, музыкантов, искусствоведов, с которыми приходилось сотрудничать автору. Особую ценность для нас представляет первая глава этого литературно-мемуарного произведения: «Преподавание как творческий процесс, как особый вид искусства». Смысл, заложенный в самом названии главы, осознают, понимают и принимают многие педагоги, художники, посвятившие свою жизнь педагогической деятельности. В этой связи вспоминаются слова нашего замечательного художника и педагога XIX в. П. П. Чистякова: «Не в пику я это говорю, а в доказательство того, что не всякий, кто работает порядочно, может быть и учителем хорошим» [1, с. 81-82].

Помимо знания своего предмета и опыта творческой работы для успешной педагогической деятельности необходимо еще знать основные дидактические принципы, правила и законы обучения и воспитания, без которых, на одной интуиции, выработать свою методику работы с учениками просто невозможно.

Педагогический опыт работы приходит в процессе многолетней практики, у некоторых он отнимает многие годы, а иногда и десятилетия. Большин-

ство художников, выдающихся деятелей искусства, постоянно занимающихся творчеством, бросает педагогическую деятельность, по сути дела, не приступая к ней: и времени нет, да и целесообразности в методике они не видят. Преподаватель без специальной подготовки часто бесплодно тратит свои силы, мучает себя и своих учеников. Еще Я. А. Коменский в своей «Великой дидактике» подчеркивал: «Для учителей, большинство которых совершенно не знало дидактики и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучило себя и истощало свои силы трудолюбием и старательностью; стремясь достигнуть успеха то тем, то другим способом, они меняли метод не без тягостной потери времени и трудов» [2, с. 73].

Многие профессора высших учебных заведений считают, что в их обязанность входит только чтение курса лекций, да общее руководство лабораторными занятиями, а то, как каждый студент усваивает учебный материал, их мало интересует. Знакомство со студентами у таких профессоров начинается только в период экзаменационных сессий, да и то весьма поверхностное. Главное в этот период - прием зачетов и экзаменов, когда уже поздно думать о методике преподавания, об индивидуальном подходе к каждому студенту. Поэтому большинство вузовских работников, не утруждая себя и других, ведет работу без всяких правил и законов, без какой-либо определенной методики. А это, на наш взгляд, по меньшей мере, непрофессионально. Если в средней общеобразовательной школе методы преподавания должны быть научно обоснованы, то в высшей школе это тем более необходимо.

Методика преподавания изобразительного искусства требует особого

подхода. Здесь каждый педагог вынужден применять свои методы работы, свои методические приемы. Одни преподаватели находят методику работы с учениками интуитивно, исходя из специфики искусства, своего опыта работы и своих учителей, другие строят свою методику на научных положениях педагогики, психологии, физиологии. Николай Николаевич Ростовцев относился к числу последних. Он был основоположником и руководителем научно-методической школы по изобразительному искусству, до конца жизни являлся председателем единственного в России Совета по защите кандидатских, а затем и докторских диссертаций по теории и методике обучения изобразительному искусству при Московском педагогическом государственном университете.

Для нас очень важно, как понимал Н. Н. Ростовцев понимал методику преподавания изобразительного искусства: «Я много думал о различиях в методах преподавания, о роли педагога, о том, что же представляет собой методика преподавания: науку или искусство? В наших педагогических институтах ее часто рассматривают только как науку.

Когда я учился на художественно-графическом факультете МГПИ им. В. П. Потемкина (ныне МПГУ - В. Л.), мне также внушали, что методика преподавания - это наука, наука точная, рассчитывающая каждый шаг педагога. Следуя законам этой науки, учитель рисования должен был с математической точностью рассчитать по минутам все свои действия и слова.

Однако практика показала, что здесь все не так просто и ясно, здесь надо различать практическую и теоретическую сторону дела. Теория методики преподавания, действительно,

125

4 / 2011

Преподаватель XXI

126

наука. Отдельные методические приемы и методы обучения могут быть научно обоснованы, а их эффективность -научно доказана. Само же преподавание, владение учебно-воспитательным процессом - искусство <...> искусство преподавания требует очень многого: знания самого предмета, знания основных положений педагогики, психологии, физиологии и закономерностей методики учебно-воспитательного процесса, а также навыка творческого использования всех этих знаний в практике преподавания» [3, с. 18-19].

Ростовцев считал, что преподавание становится искусством тогда, когда педагог творчески подходит к делу, умеет вовремя перестроить (экспромтом) свой учебный процесс в связи с неожиданно возникшей обстановкой, когда в учебном процессе участвует интуиция педагога, его находчивость, умение найти правильный выход из возникших затруднений. В этом смысле Николай Николаевич сравнивал работу педагога с работой композитора: «Как композитор во время звучания первых аккордов начинает создавать гармонию звуков и развивать свою мелодию, искать новое, наиболее красивое и выразительное звучание, так и педагог часто во время изложения учебного материала перестраивает свой учебный процесс, согла-суя его с реакцией учеников; он начинает изыскивать новые, наиболее эффективные методы изложения учебного материала» [там же].

В качестве примера для своих учеников, ярко и образно раскрывающего природу творческого процесса педагога, можно привести следующее суждение Ростовцева: «Хороший педагог не рассчитывает свое время по минутам и не предусматривает заранее, в какой момент и что надо сказать, с чего на-

чать и чем закончить» [там же]. После чего, в подтверждение своих рассуждений по поводу специфики творческой работы педагога, он приводил цитату из чеховской повести «Скучная история»: «Я знаю, о чем буду читать, но не знаю, как буду читать, с чего начну и чем кончу. В голове нет ни одной готовой фразы» [4, с. 276].

Продолжая дальше развивать свою мысль о творческой природе педагогического процесса, Ростовцев неоднократно отмечал, что для успешного ведения занятий необходимы особый настрой и вдохновение, что надо почувствовать ту атмосферу, в которой находишься, освободиться от неестественного напряжения, которое сковывает тебя в начале урока, найти контакт с аудиторией, и тогда работа педагога пойдет свободно и с большим вдохновением: «...нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт..., надо быть человеком себе на уме... Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя ученого, и педагога, и оратора; и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого, и наоборот» [там же, с. 277].

Ростовцев постоянно повторял, что преподавательская работа по своей природе - деятельность творческая, живая. Она требует от педагога большого напряжения сил и воли, умения «делать сразу двадцать дел». Если педагог упускает что-нибудь или, еще хуже, сосредоточивает все свое внимание на одном из них, например, на научном содержании своего предмета, он неминуемо потерпит поражение.

В жизни мы часто бываем свидетелями того, когда один профессор читает лекции так, что его и слушать не хочется, хотя все знают, что это крупный ученый, большой эрудиции специалист.

И наоборот, лекции не блещущего особыми регалиями преподавателя вызывают такой интерес и восторг, что, в конце концов, срывают аплодисменты.

Сильное впечатление на ученика музыкального училища им. Ипполито-ва-Иванова Н. Н. Ростовцева произвела интересная, своеобразная и во многом новаторская методика обучения истории музыки преподавателя этого училища Л. В. Гороховой. Вспоминая годы учения в училище, он особо отмечал исключительное дарование Гороховой как лектора, ее умение захватить слушателей. В дальнейшем Л. В. Горохова стала известным лектором, много выступала в музыкальных лекториях, по радио и телевидению. «Научно-методического материала она давала немного, - пишет Ростовцев, - но раскрывала его во всей глубине и широте... это было не просто прослушивание музыки, а серьезный разбор и анализ музыкального произведения. Здесь присутствовали и сравнения, и сопоставление, и гармонический анализ. Л. В. Горохова стремилась к тому, чтобы ее слушатели испытывали те же чувства и переживания, что и она, чтобы они полюбили данного композитора так, как он этого заслуживает... очень часто, исполняя отрывок из какого-либо произведения композитора, она вдруг останавливалась и обращалась к аудитории: "Нет, вы только послушайте, какая глубина чувств, какой накал страстей и человеческих эмоций сконцентрированы в этих звуках; сколько здесь возвышенной красоты звучания!". И Людмила Владимировна снова проигрывала те же места, а затем играла в третий раз, приговаривая: "Послушайте еще раз, постарайтесь воспринять это всей душой, сердцем... Какое совершенство! Какое благородство! Постарайтесь вникнуть в это!" И тут же по-

могала слушателям "вникнуть в это". Горохова объясняла, что, согласно законам гармонии, здесь могло быть несколько решений, и тут же все это демонстрировала. Композитор мог остановиться и на таком варианте (тут же следовал пример), и на таком, но он выбрал самое удачное решение. И все мы, слушающие данные примеры, вынуждены были согласиться с нашим педагогом в том, что композитор действительно выбрал самое удачное, самое благородное, самое совершенное решение» [3, с. 21].

Этот пример дает очень яркое представление о том, что искусство преподавания требует от педагога определенного актерского мастерства, умения захватить внимание слушателей, заставить их чувствовать и переживать вместе с педагогом. Мы видим (по тексту воспоминаний Ростовцева) как Николай Николаевич уже в юном возрасте глубоко и по-научному осмысленно подходил к проблеме, как учить искусству, то есть к самым важным вопросам методики преподавания искусства.

«В дальнейшем, уже в консерватории, - пишет Ростовцев, - мне пришлось слушать лекции по истории музыки у профессора Р. И. Грубера, но его методика полностью игнорировала эмоциональную сторону. Лекции он читал однообразно, вяло, каждый композитор у него получал почти одну и ту же характеристику и оценку» [там же, с. 22]. Искусство преподавания в том и состоит, чтобы суметь донести свою науку до каждого ученика, заинтересовать ею каждого. Есть и еще одна особенность методики преподавания, которая сближает ее с искусством, - это возможность различной интерпретации одного и того же учебного материала. В этом плане много общего в мето-

127

4 / 2011

Преподаватель XXI

128

дике как особом виде деятельности учителя и работе актера или музыканта-исполнителя. Два музыканта, исполняя одну и ту же вещь, стараются точно прочитать и передать нотную запись, однако исполняют эту вещь по-разному, и степень музыкальной выразительности зависит от их исполнительского мастерства, от их Искусства.

Представление об истинной силе любви Ростовцева к методике преподавания изобразительного искусства будет неполным, если мы не приведем в качестве примера его высказывание о любимом учителе - Назарове Николае Владимировиче, Заслуженном артисте республики, профессоре Московской консерватории: «У Николая Владимировича была исключительная сила обаяния. Однажды узнав его, человек уже не мог его забыть до конца жизни.. Я своей любовью к педагогике целиком и полностью обязан Н. В. Назарову. Он никогда не ставил себе целью подготовить из меня педагога, у нас даже разговоров о педагогической деятельности не было. Он готовил из меня артиста. Но меня всегда поражало и восхищало то, как он готовит артистов, как он занимался со своими учениками. Его методика организации учебных занятий, его методика работы с учениками превращалась в искусство, в искусство прекрасное и небывалое!» [там же, с. 25].

Говоря о своей любви к методике преподавания, о небывалом, трепетном отношении к профессии педагога, Николай Николаевич считал главным «виновником» в этом Н. В. Назарова: «Образ большого учителя, артиста-художника Н. В. Назарова запечатлелся в моей душе на всю жизнь. Это первый, кто внушил мне высокое уважение к профессии педагога, кто воз-

родил желание стать преподавателем. До встречи с Н. В. Назаровым я считал педагогическую работу самым плохим занятием, какое только может быть на Земле. Я не мог даже себе представить, что она может быть увлекательной и интересной! Светлая память этому замечательному человеку и учителю!» [там же, с. 29].

После смерти Назарова Ростовцев прекратил занятия музыкой и поступил на художественно-графический факультет МГПИ им. В. П. Потемкина. В это время на факультете работало довольно много известных художников, педагогов. Так, например, особо выделялись А. М. Соловьев, В. В. Коллегаев, Г. Б. Смирнов, среди искусствоведов -Н. Г Машковцев, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, Н. Н. Соболев и другие.

На факультете Ростовцев увлекся методикой преподавания. Образцом для подражания стал для него представительный мужчина с артистической внешностью, ученик Д. Н. Кардовского, профессор Александр Михайлович Соловьев. Как выдающийся мастер в искусстве преподавания, А. М. Соловьев мог блистательно прочитать лекцию, увязать ее с практической работой рисовальщика и наглядно показать методику построения изображения. Он был одушевлен идеей совершенствования методики обучения изобразительному искусству, и в этом главным помощником и продолжателем для него стал Николай Николаевич Ростовцев «Проблемы методики преподавания сегодня являются важными, - постоянно отмечал А. М. Соловьев, - и решить их должны мы с вами, от этого нам не уйти. Не хочу лукавить, я очень надеюсь, что вы продолжите мое дело [там же, с. 34].

Воспоминания Николая Николаевича Ростовцева послужили важным ис-

точником, пролившим свет на большую и трепетную любовь к методике преподавания изобразительного искусства, идущую от П. П. Чистякова к Д. Н. Кардовскому, от него - к А. М. Соловьеву, который не видел никого из своих учеников более достойным перенять эту эстафету, кроме Н. Н. Ростовцева: «Я очень надеюсь, что вы продолжите мое дело!». Это ли не пример преемственности в методике обучения реалистическому изобразительному искусству достойный во всех отношениях.

После окончания института, следуя совету А. М. Соловьева, Ростовцев стал усиленно заниматься вопросами методики преподавания: много читал, внимательно наблюдал за работой коллег. Во время работы в Московском архитектурном институте, в МВХПУ (бывш. Строгановское), в МГХУ им. Сурикова, в МГПИ им. Ленина главное внимание Николай Николаевич стал обращать на методы преподавания, на их отличительные особенности в деятельности отдельных преподавателей. В дальнейшем, когда Ростовцев стал работать над докторской диссертацией «Рисование как учебный предмет (теория и методика)» (защитился в 1965 г.), писать пособия и учебники по методике преподавания изобразительного искусства, выступать с докладами на конференциях и совещаниях по проблемам художественной педагогики, практический опыт работы в вузах помог ему в успешной реализации всех его замыслов.

Сегодня все специалисты в области теории и методики обучения изобразительному искусству признают выдающиеся заслуги Ростовцева в сфере художественной педагогики как всесторонне развитой личности, первого доктора педагогических наук, профессора, автора более двухсот обстоятельных публи-

каций по истории, теории и методике обучения изобразительному искусству, многие из которых выдержали несколько изданий, например: «Искусство» (в соавторстве с М. В. Алпатовым), «История методов обучения рисованию», «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», «Учебный рисунок», «Академический рисунок», «Методы по истории методов преподавания рисунка» и др. Николай Николаевич стоял у истоков формирования научно-методической школы по обучению изобразительному искусству и до последних дней являлся (еще раз подчеркнем) председателем единственного в России и в бывшем СССР Совета по защите кандидатских, а затем и докторских диссертаций по методике обучения изобразительному искусству, был заведующим кафедрой рисунка. За время заведования кафедрой рисунка в МГПИ им. Ленина (ныне МПГУ) особое внимание Н. Н. Ростовцевым было уделено наиболее важным этапам становления и развития методов преподавания рисунка, которые способствовали развитию реалистического направления в отечественном и зарубежном '29 изобразительном искусстве.

Не станем долго говорить о том, что повышение качества подготовки специалистов, и в частности художников, во многом зависит от методов преподавания, прежде всего, рисунка как основы основ всех видов изобразительного искусства. Каждый обучающийся изобразительному искусству должен хорошо овладеть рисунком. С рисунка начинается воплощение творческого замысла художника; с помощью рисунка он конкретизирует форму изображаемых предметов; рисунок лежит в основе всякого реалистического изображения. Не случайно уче-

4 / 2011

Преподаватель

ник Д. Н. Кардовского А. М. Соловьев постоянно старался внушить каждому своему ученику, что основой основ реалистического искусства является рисунок, и поэтому надо все время искать более эффективные методы преподавания, чтобы рисунком могли овладеть все. Подхватив этот тезис, Ростовцев творчески его развивал.

Так как рисунок есть построение графическим путем формы на плоскости, то в процессе обучения прежде всего нужно овладеть именно им, рисунком, чтобы в дальнейшем, опираясь на него, строить живопись. Изучающий рисунок, по Ростовцеву, должен в своей работе руководствоваться формой. Объемная форма предметов имеет тот или иной характер, понять который помогает построение геометрических тел - куба, шара, цилиндра и т.д., а также их соединений. При таком конструктивном строении рисунка все детали подчиняются выявлению «большой формы».

Следует отметить, что одним из важных моментов в методике Н. Н. Ростовцева и его последователей является глубокое понимание значения метода I30 преподавания реалистического изображения натуры. Правильно определенный метод обучения не только создает национальную художественную школу, но и способствует развитию реалистического искусства в целом. Николай Николаевич Ростовцев решительно отстаивал и проводил в жизнь в своей практической деятельности лучшие традиции реалистической школы, закладывая прочные основы профессиональных знаний. Так, рассматривая особенности системы и методов преподавания П. П. Чистякова, Д. Н. Кардовского, А. М. Соловьева и других художников-педагогов, Ростовцев видел в них закономерное и последовательное ос-

воение и развитие художественных традиций великих русских мастеров прошлого - А. А. Иванова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова и др., а также великих мастеров мирового искусства - Леонардо да Винчи, Тициана, Веласкеса, Рембрандта, Шардена, Энгра... Стремление профессора Ростовцева привить своим ученикам настоящую любовь и вкус к глубокому познанию тайн мастерства корифеев реалистического искусства встречало большую заинтересованность и поддержку аудитории.

Роль Н. Н. Ростовцева в становлении и развитии методики преподавания изобразительного искусства не исчерпывается фактами его личной творческой и педагогической деятельности. Важно, что его методика преподавания была с энтузиазмом подхвачена и получила дальнейшую разработку в практической работе и в теоретических трудах многочисленных его после дователей-единомышленников.

При НИИ школ МП РСФСР подготовку кадров по методике преподавания изобразительного искусства осуществлял непосредственный ученик Н. Н. Ростовцева - Лауреат Государственных премий СССР и России, Заслуженный деятель науки РСФСР, действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Владимир Сергеевич Кузин (1938-2006). Кузин широко известен в нашей стране и за рубежом как крупный ученый в области художественно-профессиональной педагогики и психологии на всех уровнях профессионального и школьного образования. Им опубликовано более трехсот научных трудов, из них - 30 учебников, методических пособий, монографий, более 27 учебных государственных программ для педагогических институтов и университетов, ин-

ститутов культуры, педагогических и художественных училищ и колледжей, общеобразовательных школ.

Ученики и единомышленники Николая Николаевича, продолжая его традиции в сфере методики изобразительного искусства, защищали не только кандидатские, но и докторские диссертации. Назовем лишь некоторые имена учеников-докторантов и темы докторских диссертаций, чтобы яснее представить диапазон проблем, рассматриваемых преемниками Николая Николаевича Ростовцева.

1968 г. Ботвинников Александр Давидович — «Графическая деятельность (дидактическое исследование процесса формирования графических знаний, умений и навыков учащихся средней общеобразовательной школы)».

1972 г. Беда Георгий Васильевич -«Живопись как учебный предмет (проблемы теории и методики преподавания)».

1974 г. Кузин Владимир Сергеевич - «Идейно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в советской школе (теория и история педагогики)».

1983 г. Юсов Борис Васильевич -«Проблемы художественного воспитания и развития школьников».

1987 г. Медведев Леонид Георгиевич - «Пути формирования графического художественного образа на занятиях по академическому рисунку».

1988 г. Шпикалова Тамара Яковлевна - «Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации».

1989 г. Шорохов Евгений Васильевич - «Научно-методическое обосно-

вание композиции как учебного предмета в системе художественно-педаго-ги че ского образования».

1992 г. Персисян Лемсик Сурено-вич - «Изобразительное искусство в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников».

1993 г. Алехин Александр Данилович - «Система подготовки учителя изобразительного искусства».

1994 г. Лебедко Валерий Константинович - «Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога».

1995 г. Шабанов Николай Константинович - «Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе».

2007 г. Игнатьев Сергей Евгеньевич «Закономерности изобразительной деятельности детей».

Докторские диссертации сформулировали глобальные проблемы и основные научные направления в художественно-педагогическом образовании и в методике преподавания специальных предметов на художественно-графических факультетах - в рисунке 131 (Н. Н. Ростовцев, Л. Г. Медведев, В. К. Лебедко, Н. К. Шабанов); живописи (Г В. Беда); композиции (Е. В. Шорохов); методике преподавания и воспитания в средней общеобразовательной школе (А. С. Хворостов, Т. Я. Шпикалова, В. С. Кузин, Б. В. Юсов) и др. Эти исследования в значительной мере способствовали подготовке третьего поколения последователей педагогических идей П. П. Чистякова, Д. Н. Кардовского, Н. Н. Ростовцева. Если первое поколение преемников этих исследователей в основном составляли педагоги-практики, своими методическими пособиями и руководствами заложившие фунда-

4 / 2011

Преподаватель XXI

мент педагогической науки в этой области, то последующее поколение приступило к глубокому научно-теоретическому обоснованию каждого положения методов преподавания.

Под руководством Ростовцева была создана целая научная школа, которая отстаивает принципы реалистического искусства. Эта школа оказывает благотворное влияние на систему художественного образования как школьников, так и студентов - будущих учителей. Сегодня только в России насчитывается 70 художественно-графических факультетов при педагогических университетах. Большая сеть художественно-графических факультетов появляется по всей территории СНГ: в Казахстане - 18, Беларуси - 4, Дагестане, Узбекистане, Вьетнаме, Монголии, а также в других республиках ближнего и дальнего зарубежья. И на всех этих факультетах работают выпускники школы Н. Н. Ростовцева. Многие из них защитили докторские диссертации и уже сами подготовили новую плеяду кандидатов и докторов для различных регионов России и стран СНГ.

'32 Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор С. П. Ломов, член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, профессор Е. В. Шорохов, д-р пед. наук, профессор В. К. Лебедко и другие ученики школы Ростовцева подготовили большое количество докторов и кандидатов наук для художественно-педагогической системы. Назовем лишь некоторых из них: И. П. Туманов, д-р пед. наук (защитился в 2006 г., работает на Украине); А. А. Ковалев (докторскую диссертацию защитил в 2006 г., работает в МПГУ); О. А. Исламов (докторскую диссертацию защитил в 2003 г.) и Д. А. Ке-мешев (2001 г.) уехали в свой родной Казахстан; на Дальнем Востоке, в Хаба-

ровске трудится целая плеяда докторов наук - В. П. Строков, Б. А. Карев, А. И. Иконников, Ф. Ф. Бандуристый, Д. Ф. Кареева. Они работают в разных регионах России и за рубежом.

Таким образом, деятельность Ученого специализированного совета по подготовке ученых по специальностям художественно-педагогического образования за очень короткий период работы значительно активизировалась.

В 1995 году, после ухода по состоянию здоровья Николая Николаевича Ростовцева, кафедру рисунка возглавил его непосредственный ученик профессор Лебедко Валерий Константинович (докторскую диссертацию на тему: «Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога» защитил в 1994 г., научный консультант -

H. Н. Ростовцев), один из крупнейших специалистов в области рисунка, член союза художников России и Беларуси, член диссертационного совета, автор монографии, учебных пособий, программ, статей и тезисов по вопросам художественно-педагогического образования. Всему этому мы обязаны научно-методической, творческой и просветительской деятельности заслуженного работника культуры РФ, доктора педагогических наук, профессора Николая Николаевича Ростовцева.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Гинзбург И. П. П. Чистяков и его педагогическая система. - М.; Л., 1940.

2. Коменский Я. А. Великая дидактика. -Т. 1. - М., 1939.

3. Ростовцев Н. Н. О педагогической деятельности и методах преподавания (Мемуарные записки). - Омск: Изд-во Омского гос. пед. университета, 2002.

4. Чехов А. П. Соч.: В 13 т. - Т. 6. - М., 1955. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.