Научная статья на тему 'Константин Мефодиевич Максимов русско-китайский художник'

Константин Мефодиевич Максимов русско-китайский художник Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1091
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изобразительное искусство / живопись / китайская живопись / масляная живопись / максимов к.м. / китайская академия художеств

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Япин Ли Япин

Статья посвящена исследованию художественного и педагогического творчества русского художника живописца Константина Мефодиевича Максимова, который с 1954 по 1957 гг. жил и работал в Китае, преподавал искусство масляной живописи, вел мастер-класс в Пекине, в Китайской академии художеств. Особое внимание уделено периоду расцвета российско-китайских отношений в области искусства. В статье затронута проблема актуальности изучения китайскими художниками искусства масляной живописи в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the artistic and pedagogical work of the Russian painter Konstantin Mefodiyevich Maksimov. He lived and worked in China in 1954-1957, taught the art of oil painting, conducted masterclasses in the Chinese Academy of Arts in Beijing. Special attention is paid to the period of heyday of the Russian-Chinese relations in the artistic sphere. The author of the article touches upon the problem of relevance of Chinese painters' studying of the oil painting art at present.

Текст научной работы на тему «Константин Мефодиевич Максимов русско-китайский художник»

ЛиЯпин

КОНСТАНТИН МЕФОДНЕВИЧ МАКСИМОВ - РУССКО-КИТАЙСКИЙ

ХУДОЖНИК

Работа представлена кафедрой художественного образования и музейной педагогики. Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор П. А. Кудин

Статья посвящена исследованию художественного и педагогического творчества русского художника - живописца Константина Мефодиевича Максимова, который с 1954 по 1957 гг. жил и работал в Китае, преподавал искусство масляной живописи, вел мастер-класс в Пекине, в

156

Константин Мефодневнч Максимов - русско-китайский художник

Китайской академии художеств. Особое внимание уделено периоду расцвета российско-китайских отношений в области искусства. В статье затронута проблема актуальности изучения китайскими художниками искусства масляной живописи в настоящее время.

The article is devoted to the artistic and pedagogical work of the Russian painter Konstantin Mefodiyevich Maksimov. He lived and worked in China in 1954-1957, taught the art of oil painting, conducted masterclasses in the Chinese Academy of Arts in Beijing. Special attention is paid to the period of heyday of the Russian-Chinese relations in the artistic sphere. The author of the article touches upon the problem of relevance of Chinese painters' studying of the oil painting art at present.

Развитие живописи в Китае тесно связано с именем известного советского художника Константина Мефодиевича Максимова, который навсегда останется в памяти китайской художественной общественности. Изучение творчества К. М. Максимова особенно актуально в наше время, когда изобразительное искусство испытывает сильное влияние различных школ модернизма. Китайские художники в настоящее время все чаще обращаются к творчеству этого советского художника, который своим творчеством оказал большое влияние на несколько поколений китайских художников.

В связи с этим при изучении художественной культуры Китая и влияния не нее советского изобразительного искусства вопросы работы К. М. Максимова приобретают большое значение в теоретико-художественном плане.

Масляная живопись пришла в Китай в начале XX в. с Запада и получила распространение. С 1900 по 1950 г. китайская живопись главным образом испытывала влияние американской, японской и французской школ живописи маслом. Так как традиционная для Китая живопись выполняется водой и тушью, поэтому в Китае западную живопись называют «масло».

Распространяли новую для Китая живопись маслом первые китайские студенты, вернувшиеся из Англии, Америки, Франции и Японии. С этого времени начинается освоение китайскими художниками техники масляной живописи. Например, в 20-е гг. студенты, вернувшиеся из Франции, начали повсеместно рекламировать

эту технику и технологию в Китае. Но ведущую роль в распространении западной живописной техники играла советская школа живописи в 50-х гг. XX в., влияние которой сохраняется и до нашего времени. Она доминировала на арене тогдашней китайской живописной школы и оказала прямое влияние на художественное образование в Китае.

Можно сказать, что история китайской живописи 1950-х гг. - это и история развития отношений двух художественных куль -тур - Китая и России. Влияние советской живописи на китайскую начинается с 1930-х гг., когда известный китайский художник, директор Центральной академии художеств Сю Бэй Хун проявляет интерес к распространению в Китае советской реалистической живописи. Он говорил, что И. Е. Репин такой же выдающийся художник, как и французский художник Делакруа. Сю Бэй Хун считал, что в развитии мировой живописи было 4 пика: во-первых, эпоха Древней Греции, во-вторых - Рима, далее Возрождение и последний пик - время передвижников и XIX в. в Европе. Этот известный китайский художник, получивший образование во Франции, в свое время был лектором в Китайской академии художеств. Он написал предисловие к «Истории советской живописи», выпущенной в 1936 г. Таким образом, основное направление художественного образования в 50-е гг. XIX в. - изучение опыта советской реалистической живописи.

5 декабря 1952 г. в газете «Жэньминь Жибао» (главная правительственная газета) была напечатана статья «Учиться у

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

советских художников», в которой говорилось, что советские художники, изображая реальную жизнь, своим искусством вдохновляют народ.

В 1954 г. в ведущем и самом авторитетном художественном журнале Китая «Изобразительное искусство» обложку первого номера украшали произведения советских художников. И далее в каждом номере публиковались статьи о теории советского искусства и технике масляной живописи, в которой работали русские художники. Эти статьи сыграли большую роль в распространении знаний о советской живописи и ее популяризации.

Именно в это время в Китай был приглашен К. М. Максимов. В связи с его приездом журнал «Изобразительное искусство» № 3 разместил приветственную статью, в которой было написано: «Приветствуем Максимова! Он обладает большой известностью среди китайских живописцев».

Известный китайский художник Диан Фэн в приветственном выступлении на церемонии встречи сказал: «Приезд Максимова в Китай позволяет нам изучить советскую теорию изобразительного искусства и накопленный веками опыт художественного образования. Мы уверены, что под руководством Максимова поднимем уровень преподавания живописи в Китае и добьемся больших успехов в деле обучения и воспитания нового поколения китайских художников ».

Максимов Константин Мефодиевич (1913-1993), народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий 1950 и 1952 гг. родился в Ивановской губернии, учился в Ивановском художественном учи -лище (1930-1935), затем в Московском государственном художественном институту (МГХИ) им. В. И. Сурикова (1937-1942). Работал в Москве. С 1939 г. постоянный участник выставок. По приглашению правительства КНР Максимов, в то время профессор факультета живописи МГХИ им. В. И. Сурикова, с 1954 по 1957 г. жил и работал в Китае, преподавал искусство

масляной живописи, вел мастер-класс в Пекине, в Китайской академии художеств. В настоящее время является одним их наиболее известных и почитаемых русских художников в Китае. Работы К. М. Максимова находятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственно Русском музее, а также в Одесском музее изобразитель -ных искусств.

К. М. Максимов приехал в Китай, когда ему было 42 года. Группа, в которой он преподавал, называлась «группа Максимова». Сейчас ее шутливо называют «колыбель ректоров», потому что большинство студентов этой группы стали деканами и ректорами различных художественных вузов Китая. Многие китайские художники питают чувство благодарности к Константину Мефодиевичу. Старостой этой группы был Фэн Фа Шин, самым младшим студентом в группе был Цзинь Шан И, ставший впоследствии ректором Китайской центральной академии художеств (КЦАХ). Ван Люй Цю стал в то время профессором, остальные ученики К. М. Максимова были преподавателями разных академий Китая.

Вступительные экзамены в «группу Максимова» были очень серьезными. Всего было 37 претендентов, из них приняли 21 человека. Среди закончивших обучение у К. М. Максимова и ставших крупнейшими художниками КНР приведем следующие имена: Фэн Фа Шин, Хоу И Минь, Цзинь Шан И, Цжань Цзянь Цзюнь, Ван Люй Цю, Хэ Кун Дэ, Гао Хун, Чжан Бэй Шин, Юй Юнь Цзе, Вей Цвен И, Жень Мэн Чжан, Цинь Чжэнь, Ван Де Вэй, У Дэ Чжу, Ван Цен И, Юань Хао, Ван Си Чжу, Чжан Вэнь Синь и Юй Цан Кун в том числе 2 женщины - Лу Го Ин и Шан Ху Шэн. Занятия в группе должны были начаться весной 1955, а закончиться в конце 1956 г., т. е. срок обучения составлял 2 года (4 семестра). Однако Максимов сам предложил продлить срок обучения для выполнения студентами дипломной работы. Таким образом, курс обучения составил 5 семестров, завершившись только в июле 1957 г.

Константин Мефодиевич Максимов - русско-китайский художник

Бывший ректор Китайской центральной академии художеств Цзинь Шан И сказал: «... именно Максимов научил меня правильно понимать и изображать конструкцию модели, благодаря ему я получил более глубокие знания об изобразительном искусстве, о техниках и материалах масляной живописи...»

Множество работ было написано профессором и его учениками в Китае. Эти произведения не только служат свидетель -ством контактов между художниками изобразительного искусства двух наших стран в 1950-х гг. прошлого века, но и представляют собой замечательный учебный материал по истории педагогики изобразительного искусства.

В то время главная задача К. М. Максимова заключалась в следующих моментах: во-первых, особое внимание он уделял методике выполнения основных упражнений в технике масляной живописи. Под руководством К. М. Максимова ученики сначала писали портрет, потом фигуру. Занятия по рисунку проводились сначала в мастерской, затем под открытым небом. Также они изучали композицию. На протяжении всего обучения студенты выполняли этюды, а в конце обучения -дипломную работу. Ученики систематично получали комплексное профессиональное образование в области изобразитель-ного искусства. Такой подход к образованию полностью изменил существовавшую до этого и еще не совершенную технику живописи маслом в подготовке живописцев в КНР.

Во-вторых, на основе советской системы художественного образования Максимов составил учебную программу для факультета живописи Китайской академии художеств (КАХ). И с тех пор учебный процесс вступил в русло нормального развития, раскрыл перспективы развития китайского современного реалистического и изобразительного искусства.

В-третьих, участвуя в ряде важных собраний художественной общественности Китая (педагогов изобразительного искусства и художников других областей искусства), он представил ряд конструктивных предложений по преобразованию учебного процесса в педагогике искусства.

Это происходило на съезде Союза художников Китая 2-го созыва в 1955 г., а также на съезде китайских живописцев в 1956 г. и на других форумах. Везде он встречал понимание и уважение.

Работа Максимова в Китае представляла собой сочетание личного, индивидуального творчества с педагогической деятельностью. Большинство его живописных работ того времени выполнено им со своими учениками непосредственно на занятиях в студии или на природе. Кроме того, есть и портреты его кисти известных фигур, например портреты художников Ци Бай Ши и У Цжоу Жэнь, писателя Го Моу Жо и других деятелей художественной культуры Китая.

С 19 мая по 6 июня 1957 г. ЦАХК и Союз художников Китая совместно орга-низовали выставку работ мастера, на которой были представлены его работы маслом, акварели, рисунки, общим числом 84. Впервые китайские художники увидели оригинальную (советскую) европейскую живопись. Это была эпохальная выставка, показавшая уровень развития изобразительного искусства КНР. Наряду с этим сам Максимов считал, что китайским художникам не следует слепо подражать советским мастерам живописи, в частности, в области повтора их композиции, так как в Китае есть свой богатейший опыт традиционной китайской живописи.

Максимов внес огромный и ценнейший вклад в развитие изобразительного искусства КНР. Работы Константина Мефодие-вича находятся не только в ГТГ, ГРМ, в Одесском музее изобразительных искусств, но также и в музеях Китайской Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.