Научная статья на тему 'Творчество учеников К. М. Максимова продолжение традиции реалистического искусства живописи в Китае'

Творчество учеников К. М. Максимова продолжение традиции реалистического искусства живописи в Китае Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1045
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство русского реализма / советская масляная живопись / советская концепция изобразительного искусства / китайская масляная живопись / китайский художественный метод / направление в изобразительном искусстве китая "су"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Япин Ли Япин

Автор впервые представляет ценный материал о карьерном и творческом росте китайских художников учеников группы К. М. Максимова, который по приглашению китайского правительства в 1955 г. организовал курсы обучения живописи маслом в Центральной академии художеств Китая (Пекин). К. М. Максимов явился проводником российского художественного метода в Китае. Результатом интеграции этого метода в китайскую культуру стал новый художественный метод, который получил название «Су» (советский).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the first time, the author presents valuable information on the career and creative progress of the Chinese painters, the students of the K.M. Maksimov group. The courses of oil painting were organized by the latter in the Central Academy of Fine Arts in Beijing in 1955 on the invitation of the Chinese government. K.M. Maksimov introduced Russian artistic methods to China. As a result of integration of this method into the Chinese culture, there appeared a new artistic method, called «Su» (soviet).

Текст научной работы на тему «Творчество учеников К. М. Максимова продолжение традиции реалистического искусства живописи в Китае»

ЛиЯпин

ТВОРЧЕСТВО УЧЕНИКОВ К. М. МАКСИМОВА - ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИИ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ЖИВОПИСИ В КИТАЕ

Работа представлена кафедрой художественного образования и музейной педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент С. В. Анчуков

Автор впервые представляет ценный материал о карьерном и творческом росте китайских художников - учеников группы К. М. Максимова, который по приглашению китайского правительства в 1955 г. организовал курсы обучения живописи маслом в Центральной академии художеств Китая (Пекин). К. М. Максимов явился проводником российского художественного метода в Китае. Результатом интеграции этого метода в китайскую культуру стал новый художественный метод, который получил название «Су» (советский).

Ключевые слова: искусство русского реализма, советская масляная живопись, советская концепция изобразительного искусства, китайская масляная живопись, китайский художественный метод, направление в изобразительном искусстве Китая «Су».

For the first time, the author presents valuable information on the career and creative progress of the Chinese painters, the students of the K.M. Maksimov group. The courses of oil painting were organized by the latter in the Central Academy of Fine Arts in Beijing in 1955 on the invitation of the Chinese government. K.M. Maksimov introduced Russian artistic methods to China. As a result of integration of this method into the Chinese culture, there appeared a new artistic method, called «Su» (soviet).

Key words: art of Russian realism, soviet oil painting, soviet concept of fine arts, Chinese oil painting, Chinese artistic method, school in Chinese fine art «Su».

К. М. Максимов приехал в Китай, когда ему было 42 года. Группа, которую он обучал, называлась «группой Максимова». Сейчас ее шутливо называют «колыбелью ректоров», потому что большинство выпуск -ников этой группы со временем стали деканами и ректорами в различных художественных вузах Китая. Многие китайские художники испытывают чувство благодарности к Константину Мефодиевичу. Старостой этой группы был Фэн Фасы. Самым младшим в группе был Цзинь Шанъи, ставший впоследствии ректором Центральной академии художеств Китая (ЦАХК). Ван Люцю был в то время профессором, остальные ученики Максимова были преподавателями разных академий Китая.

Вступительные экзамены в «группу Максимова» были очень строгими. Документы подали 37 претендентов. Из них при-

няли 21 человека, среди которых были Фэн Фасы, Хоу Иминь, Цзинь Шанъи, Цжань Цзяньцзюнь, Ван Люцю, Хэ Кундэ, Гао Хун, Чэн Бэйсин, Юй Юньцзе, Вей Чуаньи, Жень Мэнчжан, Цинь Чжэнь, Ван Де Вэй, У Дэ Чжу, Ван Чэнъи, Юань Хао, Ван Сю Чжу, Чжан Вэньсинь и Юй Чанкун, и две женщины - Лу Гоин и Шан Хушэн. Занятия в группе должны были начаться весной 1955 г., а закончиться в конце 1956 г., т. е. предполагалось, что срок обучения составит 4 семестра. Однако Максимов сам предложил продлить срок обучения для выполнения студентами дипломных работ. Таким образом, курс обучения составил 5 семестров, завершившись только в июле 1957 г.

В 1950-е гг. Китай много учился у СССР. В области изобразительного искусства широко практиковалось приглашение советских специалистов в Китай и отправ-

2 1 1

ка стажеров в Академию художеств имени И. Е. Репина - такие мероприятия способствовали повальному обращению китайских художников к советскому искусству. Ярким примером было приглашение К. М. Максимова в Китай. Максимов организовал в Китае группу мастеров живопи-си маслом. Из его учеников вышло много

известных китайских художников, некоторые даже стали видными деятелями культуры. Об этом мы можем судить по ниже-представленной таблице (табл. 1), в которой в произвольном порядке приводятся имена учеников K.M. Максимова и указываются места их работы, а также занимаемые должности.

Таблица 1

Карьера бывших учеников группы К. М. Максимова

Имя и фамилия Место работы Должность

Хоу Иминь Центральная академия художеств Китая Проректор

Ван Люцю Академия художеств Китая (г. Джуцзян) Декан факультета живописи

Ван Дэ Вэй Китайская академия художеств (г. Джэцзян) Проректор

Чэн Бэйсин Академия художеств (г. Сиани) Профессор

У Дэ Чжу Академия художеств (г. Сиани) Профессор

Юань Хао Академия художеств (г. Гуанчжоу) Декан факультета живописи

Шан Хушэн Академия искусства народной армии Китая Декан факультета живописи

Жень Мэнчжан Академия художеств им. Лусиня Проректор

Юй Юньцзе Шанхайский институт масляной живописи и скульптуры Консультант

Гао Хун Китайский союз художников Секретарь

Вей Чуаньи Академия художеств пров. Сычуань Начальник учебнометодического отдела

Ван Сю Чжу Академия художеств пров. Гуанчжоу Заведующий кафедрой

Ван Чэнъи Центральная академия художеств Китая Профессор

Лу Гоин Академия художеств (г. Нанкин) Профессор

Хэ Кундэ Китайский союз художников Главный секретарь

Цзинь Шанъи Китайский союз художников Центральная академия художеств Китая Председатель Ректор Профессор

Цжань Цзяньцзюнь Китайский союз художников Китайский союз художников Китайская центральная академия художеств Заместитель председателя Председатель Профессор

Фэн Фасы Центральная академия художеств Китая Декан факультета живописи

Цинь Чжэнь Академия художеств (г. Тяньцзинь) Профессор

Чжан Вэньсинь Пекинский институт изобразительного искусства Специалист в области масляной живописи и скульптуры

Юй Чанкун Центральная академия художеств Китая Профессор

Далее дается персональная характеристика каждого из этих людей.

1. Хоу Иминь (род. в 1930 г.) - известный в Китае художник, крупный специалист в области масляной живописи Китая, бывший первый заместитель ректора Центральной академии художеств Китая, председатель Китайского союза художников. Его дипломная работа в группе Максимова - «Подземная молодежная типография».

Сейчас Хоу Иминь - выдающийся мастер живописи Китая. Его постоянно приглашают для участия в многочисленных российско-китайских культурных мероприятиях.

2. Ван Люцю (родился в 1919 г. в провинции Гуандун) - специалист в области масляной живописи. В 1954 г. окончил факультет живописи Академии художеств имени Лусиня в г. Янъане. В 1957 г. учился

в группе К. М. Максимова. Его дипломная работа - «Эвакуация». Был старостой в «группе живописи». В 1951 г. перевелся на работу в Академию художеств провинции Чжэцзян, получил звание профессора, занимал должность декана. Его гравюры были включены в «Сборник современных китайских гравюр за последние 50 лет». Его масляные работы на исторические сюжеты «Эвакуация», «Ночевка под открытым небом» вошли в новые альбомы «Сборник Китайского изобразительного искусства». Ван Люцю выпустил альбом репродукций своих произведений.

3. Ван Дэ Вэй (1927-1984) родился в Га-ояне провинции Хэбэй. Специалист в области масляной живописи. В 1938 г. работал руководителем студии живописи в городе Сиань. В 1950 г. стал аспирантом в исследовательском отделении Академии искусств г. Ханчжоу. В 1954 г. учился в груп-пе Максимова в ЦАХК. Работал редактором, доцентом и проректором Академии искусств Чжэцзяна. Занимал пост вицепредседателя Чжецзянского провинциального филиала Союза художников Китая. Его лучшие произведения - «Бой перед переправой», «Товарищ Лю Шаоци в лесных районах», «Героические сестры» и др.

4. Чэн Бэйсин (родился в 1932 г. в Пекине) в 1953 г. окончил факультет живописи института ЦАХК, в 1957 г. окончил группу масляной живописи ЦАХК, его главные выставки: в 2006 г. - «Чэн Бэйсин» (г. Гонконг) и «Беспредельные пространства» и выставка художников «Юга и севера» в Музее изобразительного искусства Китая (Пекин); в 2004 г. - «Выставка живописи маслом Чэн Бэйсина»; в 2000 г. - «Выставка произведений масляной живописи XX в.»; в 1998 г. -«Выставка современных китайских пейзажей»; в 1995 г. - «Выставка пейзажной масляной живописи Китая»; 1994 - «2-я выставка пейзажной масляной живописи Китая»; 1988 и 1989 гг. - «Выставка масляной живописи Чэн Бэйсина»; 1957 г. - Выставка картин на 7-м Молодежном фестивале мира.

5. У Дэ Чжу (1923-1991 гг.) родился в провинции Шаньси, специалист в области масляной живописи. В 1940 г. окончил факультет живописи Академии искусств им. Лусиня в городе Янъане. В 1957 г. окончил группу К. М. Максимова. Долго занимался творческой деятельностью, работал в различных издательствах, например в издательстве Народного изобразительного искусства. Работал профессором факультета масляной живописи Академии искусств Сиани. Его лучшие произведения: «Девочка», «Первый месяц по лунному календарю», «Военное время» и др. Издал альбом своих произведений «Альбом У Дэ Чжу».

6. Юань Хао (родился в 1930 г. в городе Чанша провинции Хунань) - специалист в области масляной живописи и монументальной живописи. В 1950 г. поступил на факультет ЦАХК, в 1953 г. преподавал в профессиональном училище изобразительного искусства г. Чжуннань. В 1955 г. поступил в группу Максимова, в 1957 г. после окончания учебы в группе начал работать в Академии искусств г. Гуанчжоу, был директором факультета масляной живописи и профессором. Его произведения: «Заря на берегу Янцзы», настенная роспись «Взгляд сверху на селение Яншо» и др. Кроме того, он перевел на китайский язык «Сборник произведений символистов США».

7. Шан Хушэн (родилась в 1930 г. в провинции Ляонин) является специалистом в области масляной живописи. В 1953 г. окончила факультет живописи Центральной академии художеств Китая. После его окончания осталась работать в академии. В 1955 г. ушла на работу в армию, где состояла в творческой группе изобразительного искусства 3-й дивизии, директором факультета живописи Академии искусства народной армии Китая (АИНАК). Ее лучшие произведения: «Взгляд вдаль», «Красный лист» и др.

8. Жэнь Мэнчжан (родился в 1934 г. в Шулу провинции Хэбэй) - проректор Академии художеств им. Лу Синя, специалист в области масляной живописи. В 1953 г.

окончил факультет живописи ЦАХК, в 1957 г. окончил группу обучения живописи в ЦАХК. С 1978 г. продолжительное время занимал должность декана факультета масляной живописи Академии художеств им. Лу Синя, одновременно работая проректором и директором в исследовательском институте при Академии художеств им. Лу Синя, профессором центра образования творческого искусства, консультантом Союза художников Ляонина; пользуется особой привилегией правительства. Его произведения «Победа в бою под Пинсингуаном», «Взятие города Цзиньчжоу», «Осень», «Тело мучжины», «Охват и прорыв на берегу Циншуан» были отмечены правительственными наградами. Все они хранятся в Музее изобразительного искусства Китая, Музее истории революции.

9. Юй Юньцзе (1917-1992) родился в Чанчжоу в провинции Цзянсу. Специалист в масляной живописи и китайской национальной живописи. В 1937 г. окончил Профессиональное училище изобразительного искусства Сучжоу, в 1941 г. - факультет живописи Центрального государственного университета, в 1957 г. - группу масляной живописи ЦАИИ. Преподавал в вузах, работал консультантом в Шанхайском институте масляной живописи и скульптуры. Его известные произведения - «Тишина», «Дни и ночи», «Портрет Ба Цзиня» и др.

10. Гао Хун (родился в 1926 г. в провинции Хэбэй). Считается крупным специалистом в области масляной живописи. В 1941 г. поступил на факультет искусств при Институте литературы Хуабэй Лянда. В 1957 г. окончил учебу в группе Максимова ЦАХК. Работал секретарем совета Союза художников в армии, директором кабинета изобразительного искусства при Музее военной культуры, был членом совета Всекитайского союза культуры. Произведения «Связная» и др. Его произведение «Накануне последнего боя» было награждено почетной премией.

11. Вэй Чуаньи (родился 1928 г. в провинции Сычуань) - заместитель старосты группы Максимова, преподавал в АИИ провинции Сычуань, специалист в области масляной и китайской живописи. Учился сначала в профессиональном училище Академии художеств провинции Сычуань, затем в группе живописи ЦАХК. Работал начальником учебно-методического отдела Академии изобразительного искусства Сычуани, проректором, ректором, профессором Института искусств Педагогического университета города Сямэнь, ректором Педагогического исследовательского ин-ститута. Обладатель правительственных наград. Его произведения: «Тропинка в бамбуковой роще» и др.

12. Ван Сю Чжу (родился в 1930 г. в Янтае провинции Шандун) - специалист в области масляной живописи. В 1954 г. окончил ЦАХК, в 1957 г. - учебу в группе Максимова. Работал деканом и преподавателем факультета масляной живописи Академии художеств провинции Гуанчжоу, художник-профессионал Академии живописи Гуандуна. Его произведения: «Восстание в Цзинтяне», «Сумерки» и др.

13. Ван Чэнъи (родился в 1930 г. в провинции Аньхой) - специалист в области масляной живописи. В 1954 г. окончил факультет живописи Хуадунского филиала ЦАИИ и остался там работать. В 1955 г. поступил в группу Максимова, после окончания учебы вернулся в хуадунский филиал, где с 1957 г. начал преподавать. В 1981 г. принял участие в создании мастерской № 2 Академии изобразительного искусства Чжэцзяна, работал профессором. Его произведения: «Письмо», «Огонек на рыбацкой лодке» (включено в сборник «Современное изобразительное искусство Китая») «Прилив», «Голубь» и др. Написал теоретическую работу «Методика преподавания масляной живописи».

14. Лу Гоин (родилась в 1925 г. в Шанхае) - специалист в области масляной жи-

вописи. В 1949 г. окончила Профессиональное училище изобразительного искусства Сучжоу, в 1957 г. - учебу в группе масляной живописи ЦАХК. Работала ассистентом, преподавателем и доцентом в профессиональном училище изобразительного искусства Сучжоу и Академии художеств г. Нанкин. Произведения: «Вышивальщица», «Художник Янь Вэньлян» и др.

15. Хэ Кундэ (родился в 1925 г.) - член постоянного правления (главный секретарь) Союза художников Китая, заместитель руководителя совета масляной живописи. Он известный в Китае художник и имеет много учеников и последователей.

Им создано много произведений на военную тематику. Его стиль напоминает советский. Сейчас многие известные молодые специалисты снимают копии с его пейзажей.

16. Цзинь Шанъи (родился в 1934 г.) в 1953 г. окончил факультет живописи ЦАХК и продолжил учебу, поступив в магистратуру. В 1955 г. вошел в группу К. М. Максимова. Был ректором и профессором Центральной академии художеств Китая, председателем Союза художников Китая, профессором факультета живописи. Он один из ярких представителей художников в области китайской масляной живописи.

17. Чжань Цзяньцзюнь (родился в 1931 г.) преподает в Центральной академии художеств Китая. Учился в магистратуре в ЦАХК. В 1955 г. поступил в группу Максимова. Был заместителем председателя Союза художников Китая, председателем Союза масляной живописи, профессором ЦАХК. Его произведение «Прилив» в 1985 г. было награждено золотой медалью на выставке изобразительного искусства Китая. Дипломная работа в группе Максимова «Начало новой жизни» награждена бронзовой медалью на Международной выставке произведений молодежи.

18. Фэн Фасы (родился в 1914 г.) учился у известного художника Сю Бэйхуна. В 1955 г.

поступил в группу К. М. Максимова, где был старостой группы. Его дипломная работа «Лю Хулань». Это монументальное произведение (сейчас находится в экспози-ции Музея изобразительного искусства Китая) положило начало монументальной масляной живописи Китая. Занимал пост декана факультета живописи в Центральной академии художеств Китая.

19. Чжан Вэньсинь (родился в 1928 г. в Тяньцзине) - специалист в области масляной живописи и скульптуры. В 1949 г. окончил факультет изобразительного искусства университета Хуабэя. В 1956 г. занимался в группе К. М. Максимова в Центральной академии художеств Китая. Он работал художником в мастерской Пекинского института изобразительного искусства. Его произведения хранятся как в Музее изобразительных искусств Китая, Музее революции и военной культуры, так и в разных зарубежных музеях и галереях. Известные произведения: «Величественная гора Тайхан» (в 1980 г. удостоена премии Министерства культуры КНР), «Вступление в кружок», «Лю Шаоци на северо-востоке», «Соратник», «Чжоу Эньлай», скульптура Лу Синя и др. Были выпущены «Сборник масляной живописи в Америке», «Сборник масляной живописи» и др.

20. Юй Чанкун (1930-1963 гг.) родился в Шаньдуне. С 1947 г. учился в Академии художеств Сучжоу и Институте изобрази -тельных искусств Сыху, закончил Чжэцзянский институт изобразительных искусств (сейчас Китайская академия художеств г. Чжэцзян), в 1953 г. по окончании академии остался в ней преподавателем. Закончил учебу в группе Максимова, его дипломная работа «Композитор Сян Син-хай в Шанбэе» была высоко оценена специалистами.

21. Цинь Чжэнь (родился в 1924 г.) -уроженец Хэбэй, в 1953 г. поступил в Центральную академию художеств Китая, затем группу К. М. Максимова в 1955 г.,

преподавал в Тяньзиньской академии художеств. Его дипломная работа в группе Максимова «Семья» вызвала большой отклик художественной общественности и была отправлена в Москву на выставку произведений молодых художников мира.

22. Тун Цзинхан (родился в 1933 г. в провинции Хэбэй) окончил факультет русского языка Хэйлунцзянского университета. С 1956 г. начал работать в Центральной академии художеств Китая. Работал переводчиком, преподавателем, профессором, заведующимредакцией «Вестника». В 19851995 гг. он главный редактор журналов «Изучение изобразительного искусства» и «Мировое изобразительное искусство». Был главным редактором тома «Искусство» в многотомном издании «История изобразительного искусства».

Эти художники только часть представителей группы Максимова. Автору не удалось найти всех студентов, обучавшихся в этой группе. Мы без труда заметим, что в своей творческой жизни эти художники добились больших успехов, заняли достойное место в культурной жизни Китая. Этому немало способствовала пропаганда Максимовым советской масляной живописи, которая действительно играет важную роль в Китае.

Все перечисленные художники - ученики К. М. Максимова. Они, поддерживая лучшие традиции советского изобразительного искусства, создали в технике масляной живописи своеобразные собственные произведения, имеющие китайские корни. В китайской масляной живописи все знают К. М. Максимова, он уже стал неотъемлемой частью истории развития китайской масляной живописи. Его ученики тоже стали столпами в области изобразительного искусства. Максимов является идеалом для китайских художников старшего поколения. А Цзинь Шанъи и Чжан Цзяньцзюнь тоже стали идеалами - для молодого поколения Китая.

Приезд Максимова предоставил Китаю

уникальную возможность познакомиться с советской масляной живописью. К. М. Максимов лично вместе с учениками рисовал с натуры, обучая учеников всему процессу создания произведения. Он тогда был абсолютным авторитетом в области масляной живописи, единственным каналом, через который проходило знакомство китайских художников с европейской масляной живописью. Благодаря Максимову китайские художники узнали имена таких известных художников, как И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, а также передвижников. Советский стиль масляной живописи передается в Китае художниками из поколения в поколение.

Один из учеников Максимова Цзинь Шанъи является одним из наиболее авторитетных деятелей в технике масляной живописи. Он был ректором Центральной академии художеств Китая, до сих пор поддерживает дружественные отношения с СПб СГАИЖСА им. И. Е. Репина (Санкт-Петербург). Он всегда испытывал глубокое уважение к своему учителю К. М. Максимову. Его стиль строгий, творческая эруди-ция мощная. Он заведовал мастерской № 1 в Центральной академии художеств Китая, и в наше время поступить в эту мастерскую -голубая мечта многих молодых художников. Благодаря влиянию Цзинь Шанъи в Китае быстро сформировался реалистический стиль масляной живописи. Следует сказать, что многие высококвалифицированные китайские художники прошли через его школу, а тем самым - через школу Максимова. Заметно, что влияние советской масляной живописи в Китае очень велико, и это влияние чувствуется в творчестве не одного поколения китайских художников.

Чжань Цзяньзюнь был одноклассником Цзинь Шанъи. Оба они придерживаются реалистического стиля и советской концепции изобразительного искусства. Они стали ведущими художниками в области масляной живописи Китая. Другие ученики К. М. Максимова в разных городах тоже

твердо придерживаются советского стиля и развивают его. Это уже стало традицией.

Советский стиль живописи распространился от Центральной академии художеств Китая до академий художеств разных провинций Китая, а также местных союзов художников. Можно утверждать, что и до сих пор советский стиль является главным направлением в области масляной живописи Китая несмотря на то, что широко распространяется модернизм. Советский стиль и советская эстетическая концепция давно уже глубоко вошли в жизнь китайского народа, стали непременным направлением в живописи. Они отвечают требованиям духовного развития человечества. Хотя в наше время современное западное искусство непрерывно проникает в Китай и оказывает влияние на концепцию творчества китайских молодых художников, но в глубине души китайского художника крепко коренится советский стиль, это уже стало эстетической привычкой и было «всем» в изобразительном искусстве китайского народа. Министерство образования КНР приняло решение отправлять преподавателей художественных вузов Китая в Россию на учебу с 2002 г. Это свидетельствует о том, что китайское правительство продолжает обращать особое внимание на российскую живопись, а также проявляет твердое стремление учиться у России в этой области. Как следствие, это вызвало вторую после образования КНР огромную волну наплыва китайских художников в Россию.

На фоне образования группы К. М. Максимова можно проследить историю взаимоотношений между Китаем и СССР в сфере изобразительного искусства, историю

обучения китайских художников советскому искусству. Можно сказать, что каждый этап в развитии китайской масляной живописи тесно связан с советским искусством. Можно проследить следующие три этапа: этап учебы, этап успешного применения основ советского искусства и, наконец, завершающий этап - создание на основе освоенного собственного национального стиля.

Ученики Максимова прибыли из разных уголков Китая. Чжан Цзяньцзюнь и Цзинь Шанъи с севера Китая, Хэ Кундэ, Фэн Фасы и Ван Дэ Вэй - из Чжэцзяна, Жэнь Мэнчжан - с северо-востока Китая, Ван Сю Чжу - из Гуанчжоу, Цинь Чжэнь -из Тяньзиня и т. д. Географическое разнообразие мест, откуда прибыли ученики, было лучшим доказательством того, что государство тогда придавало большое зна-чение этой группе.

Сегодня, обращая свои взоры в прошлое, мы видим, что советское изобразительное искусство в Китае никогда не вы -ходило из моды. И никогда не выйдет, поскольку традиция эта свято и бережно передается и будет передаваться от учителя к ученику.

Ученики Максимова достигли больших успехов под руководством своего учителя и заложили прочную основу китайской масляной живописи. Большинство из них стали ведущими творцами в области китайской масляной живописи и дальше развили советский стиль. Именно благодаря их почину сегодня китайские художники отправляются в Россию на учебу, чтобы совершенствовать свои навыки, распространять искусство русского реализма и продвигать китайскую масляную живопись вперед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.