Научная статья на тему 'Художественный образ как продукт творческого процесса'

Художественный образ как продукт творческого процесса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2540
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественный образ как продукт творческого процесса»

УДК 37.01

В.И. Филиппова Череповецкий государственный университет ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК ПРОДУКТ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Прежде чем приступить к раскрытию какого-либо художественного образа тем или иным автором, следует определиться с самим понятием «художественный образ». Если обратиться к теоретическим трактовкам данного термина, то можно встретить несколько вариантов порой достаточно родственных по содержанию определений. Например, Г.В. Беда дает такое определение художественного образа: «Образ художественный - специфическая форма отражения действительности в конкретно-чувственной, зрительно воспринимаемой форме. Создание художественного образа тесно связано с отбором наиболее характерного, с подчеркиванием существенных сторон предмета или явления в пределах индивидуальной, неповторимой природы этих предметов и явлений. Известно, что сознание человека отражает не только объективный зрительный образ предмета или явления, но и эмоциональные качества их восприятия. Поэтому художественный образ в живописи содержит не только реальные черты изображаемого объекта, но и его чувственно-эмоциональную значимость. Каждый образ - это одновременно правдивое отображение действительности и выражение эстетических чувств художника, индивидуального, эмоционального его отношения к изображаемому, вкуса и стиля»1.

Нечто подобное, но более краткое в воспроизведении определения понятия «художественный образ» звучит у Ю.М. Кирцера: «Образ - форма отражения явлений действительности в искусстве, художественного воспроизведения действительности. В изобразительном искусстве образ является чувственно-конкретным, наглядным выражением идеи»2.

С точки зрения безотносительного понимания этого явления художественный образ представляет собой совокупность обобщенно-ха-рактерных черт того или иного предмета (явления), наиболее оптимально отражающих самые выразительные черты данного предмета (группы предметов). Но если мы сделаем попытку рассмотреть само понятие «художественный образ» как образ, уже состоявшийся и существующий на какой-либо картинной плоскости, как нечто относительно статичное в своем существовании, то придем к понятию «художественное произведение», т.е. нечто уже существующее в своем материальном проявлении. Понятие «художественный образ» перенесется в данном случае на стадию внутреннего, индивидуального, неосязаемого уровня как результат сложного творческого процесса, протекающего на стадии внутренней созидательной работы художника. Тогда можно выразить понятие «художественное произведение» как результат слияния художественного образа с его материальным выражением, как нечто конкретное, как реализованный продукт творчества художника. Здесь необходимо отметить, что и сам процесс художественного творчества - достаточно емкое понятие, имеющее множество вариантов индивидуального порядка. Другими словами, сам творческий процесс в целом настолько сложен, многогранен, индивидуален и неповторим, насколько сложен, индивидуален и неповторим каждый отдельно взятый индивидуум в его деятельном проявлении, со всеми его внутренними процессами и проявлениями, со всеми видоизменениями во времени и пространстве. В этом смысле творческий процесс, в частности его роль в структуре создания художественного образа - проблема весьма занимательная, увлекательная и важная. Основная сложность в изучении этого процесса состоит в том, что его невозможно полностью наблюдать извне. Этот процесс состоит, в основном, в скрытой для постороннего взгляда психологической природе его как деятельности художника. Вопрос

превращения жизненного материала в «мысленный образ», а затем превращение последнего в «образ художественный» - один из самых сложных и самых актуальных в познавательном процессе, ведущем к пониманию специфики искусства.

Относительно понятия «художественный образ» существует множество мнений и определений. В этом случае важен выбор ракурса, с которого следует посмотреть на данную проблему. С точки зрения самого автора художественного произведения художественный образ - это результат активного, комплексного слияния элементов реального мира, мировоззрения автора, психического состояния конкретной творящей личности и мастерства художника как человека, профессионально применяющего при создании образа на картинной плоскости определенные знания, умения, навыки, те или иные технические приемы. Последнюю составляющую творческого акта можно обозначить как этап материального создания художественного образа. Этому периоду предшествует очень важный и порой достаточно длительный процесс его зарождения (зачатия) и вынашивания, его внутреннего созревания, происходящего в ходе напряженной и не всегда уловимой синтезирующей деятельности воображения и мысли. На пути создания художественного образа творец обязательно проходит важный этап - этап умственных и моральных исканий, размышлений, переживаний, этап, воплощающий в себе все мировоззрение автора, его идеалы. Формируя тот или иной художественный образ, художник «творит» не только в сознании, но и в материале. Многие художники, перед тем как приступить к работе над окончательным вариантом будущего произведения, выполняют множество сюжетных поисков, зарисовок, композиционных вариантов, этюдов в цвете. В этом процессе художник занимает позицию не «копировщика» реалистического мира, а активного преобразователя этого мира, исходя из своей идейно-эстетической позиции. Творец анализирует, ищет методы и средства выражения своих творческих замыслов, создавая максимально цельный и выразительный художественный образ. Как правило, в итоге художественный образ наполнен эстетической содержательностью и с большей или меньшей полнотой воплощает идеал автора.

С позиции зрителя художественный образ - это результат процесса относительно пассивного восприятия материального воплощения художественного образа, представленного как результат авторского понимания и передачи, прошедшего, к тому же, через призму мировоззрения зрителя, находящегося в данной ситуации в определенном психическом состоянии.

Достаточно емко и точно дано определение художественного образа Н.А. Яковлевой: «Художественный образ - это особая, идеальная целостность, в создании и воплощении (материализации, облечении материальной плотью) которой активно участвуют все сферы психической нервной деятельности: сверхсознание, сознание лево- и правополушарное, подсознание и даже досознание, - управляющие процессом творческой деятельности, в результате которой появляется произведение. Две природные целостности - окружающий мир и человек, -взаимодействуя, создают новую, третью, художественно-образную целостность, вызывают явление художественно-образной реальности в единстве идеального образа и его материальной, овеществленной плоти. Искусство поэтому и определяется как особый род духовно-практической деятельности, в процессе которой происходит освоение мира человеком. Прежде чем быть зафиксированным в произведении, художественный образ развивается в духовно-практической работе художника - в творческом процессе»3.

В результате данной трактовки понятия «художественный образ» последний можно представить в конечном его проявлении как «духовно-практическую работу художника», зафиксированную в материале на какой-либо художественной основе.

Отдельные сферы психической нервной деятельности человека в их деятельном проявлении можно отнести к интуитивным проявлениям творческого процесса, направленного на создание художественного образа. Огромная роль наличия интуиции в творческом процессе - бесспорный факт психической деятельности. Известный русский художник график Е.А. Кибрик считал, что «способность к творческой интуиции есть проявление одаренности художника»4.

В воплощении замысла художественного образа интуиция играет далеко не последнюю роль. Более того, интуиция в художественном творчестве может проявляться на всех этапах и во всех областях творческого процесса. На заключительных этапах создания художественного образа, в процессе выполнения практической части работы, мысленное формирование художественного образа так или иначе продолжается, сливаясь воедино с материальным воплощением.

В данном случае можно сделать вывод о том, что процесс создания художественного образа (творческий процесс) включает интуицию в сочетании с мировоззрением конкретной творящей личности, обладающей индивидуальным интеллектуальным содержанием и психическим строем.

При изучении вопросов, связанных с созданием художественного образа, принципиально важно выяснить соотношение логического размышления, осознанного мыслительного процесса и художественной интуиции. И здесь без изучения вопросов, затрагивающих психологию художественного творчества, обойтись невозможно.

Процесс создания того или иного художественного образа начинается с восприятия чего-либо или кого-либо и вдохновения от этого момента. Вдохновение, как правило, служит тем импульсом, который задает движение следующему этапу творческого процесса, направленного на создание художественного образа.

Основным источником вдохновения для вологодских художников всегда оставался замечательный северный край. Русский Север - это и красивый, мужественный народ, проживающий на его просторах; его история, наполненная героическим величием; это и плоды труда человеческого, прославляющие северный край; его традиции, сложившиеся веками, сама северная природа. Эти районы России всегда привлекали и манили художников разных направлений, в том числе и графиков, своей самобытностью и суровой, неповторимой красотой. Искусство мастеров графики немногословное и скупое, как и сама величавая и строгая природа Севера, - в этом их особое созвучие. Среди многочисленного списка мастеров, отразивших своим творчеством Русский Север, одним из первых стоит имя череповецкого художника-графика В.А. Сергеева.

Жизненные реалии не всегда способствовали активному развитию творческих задатков художника. Владислав Александрович от созерцания живописных и графических работ других художников строит основу для развития своего творческого стиля, своего направления в графических формах. Опорой в развитии творческого направления, безусловно, стала для него школа реалистического искусства. Если оттолкнуться от мысли, что искусство нашей страны в своем развитии прошло те же этапы, что и искусство многих стран Европы и Азии, в нем наблюдались те же художественные направления и стилевые течения, которые были характерны для всего европейского искусства, то можно смело рассматривать творчество какого-либо русского художника через призму мирового искусства и через призму русского искусства, в частности5. Творчество художника в первую очередь, конечно же, прочно связано с родной землей. Здесь происходит его становление, здесь формируется его мировоззрение, здесь он черпает свои творческие силы и мысли. Этот край подсказывает художнику сюжеты и образы, активно участвует в формировании его замыслов, является неиссякаемым источником для его вдохновения.

Феномен творчества В.А. Сергеева заключается в том, что оно является наглядным отображением связи времен, эпох, народов и т.д., т.е. по сути является ярким примером передачи пространства и времени изобразительными средствами, наглядным примером преемственности и передачи художественных традиций последующему поколению мастеров изобразительного искусства. История изобразительного искусства подтверждает догму о том, что само развитие изобразительного искусства неотделимо от процесса движения времени, а подлинное произведение изобразительного искусства по своей сути не ограничивается каким-либо конкретным временем. В содержании произведений В.А. Сергеева заложен генетический код многих поколений художников. Пропущенный через здоровую русскую генетику мастера, этот творческий генетический код проецируется в его работах в художественный образ, который наглядно отображает временное пространство.

Творчество В.А. Сергеева достаточно убедительно демонстрирует формирование в искусстве 1970-х - начала 1980-х гг. новой образно-мировоззренческой тенденции, направленной на проблему духовного начала в современном мире, на активный поиск этого духовного начала. Художник сумел найти те выразительные средства, которые на изобразительной плоскости совместились с его жизненными впечатлениями «углубленно-фило-софского уровня»6. Ярким наглядным подтверждением такого рода творческого момента является графический лист «Храмы на озере» -иллюстрация к книге стихов Н.М. Рубцова «Последний пароход» (1973). Долго и мучительно искал художник пластические средства, наиболее ярко и правдиво отразившие содержание произведения, его художественный образ. Сергеев упорно вырабатывал свое индивидуальное, только ему присущее видение натуры, упорно искал и находил только ему присущий пластический язык: с дотошностью самого прилежного и старательного ученика проделывал десятки и сотни натурных поисков, этюдов и зарисовок. Понимание им национального характера, стремление раскрыть этот характер в своих образах, удивительные результаты этих поисков - все это достойно тщательного изучения.

Изучение творческого процесса при создании художественных произведений великим мастером представляет особый интерес для искусствоведов, художников, историков, культурологов, психологов и философов. Мы можем бесконечно изучать и анализировать наглядные доказательства, сопровождающие сложную внутреннюю работу художника. Такими доказательствами могут быть натурные наброски, зарисовки, этюды. Без сомнения, они сыграли немаловажную и даже где-то решающую роль при создании того или иного графического произведения автора. Сложен и многогранен переход от одного этапа осмысления художественного образа к другому, многочисленны оттенки внутренних переживаний в процессе создания картины. Тем не менее, есть объективные и наглядные свидетельства, которые дают возможность проследить некоторую динамику творческого процесса великого мастера. Сопоставление натурных набросков, эскизов, зарисовок с окончательным вариантом работы дает возможность в какой-то степени восстановить последовательность творческого процесса автора над созданием того или иного художественного образа.

Этапы создания работ в виде кратковременных и более длительных натурных зарисовок, в виде самостоятельных графических листов с отображением сюжетных сцен художника можно проследить на протяжении всего его творческого пути. Где бы художник ни находился, везде, в любых условиях он нарабатывал материал, на основе которого рождались его теперь уже всемирно известные работы. Причем, художник использовал натурные зарисовки не «прямолинейно», как бы копируя изображение в окончательном варианте, а перерабатывая его в нужный образ, придавая ему другое движение, другие формы. Иными словами, для художника эти зарисовки не были чем-то

неодушевленным, они продолжали двигаться, продолжали жить. И на этом этапе его творческого процесса можно проследить активное ощущение самим автором движения временного пространства. Следует отметить еще и тот факт, что для самого мастера не существовало понятий «главная работа» и «второстепенная работа» относительно всего того, что он создавал. От небольшого, кратковременного карандашного наброска до глобального по своей сути и виртуозного по исполнению графического произведения - все, что бы ни воспроизводил в своих работах художник, имело для него жизненно важное значение, ибо все это для него содержало в себе саму жизнь.

«Форма произведения изобразительного ис-кусства характеризуется прежде всего тем, что имеет двоякую, духовно-материальную природу. Художественная форма не только создает необходимое условие для эмоционального и психологического переживания у воспринимающего ее человека, как создает их, скажем, природная форма, но и становится выражением духовного состояния и созидательной акции художника», - пишет И.Г. Сапего7. Если рассуждать о природе духовного состояния и созидания творцом художественного образа в графическом произведении, то относительно самого художественного образа можно отметить некоторую условность по сравнению с реальными формами отображаемого предметного мира. Особенность графического отношения В.А. Сергеева к реальному миру состоит в том, что в его графическом принципе наблюдается уникальное совмещение черт иконографического, архитектурного и натуралистического понимания. В то же время богатейшим источником новых художественных образов великого мастера, интересных и значительных композиционных находок является и творческое воображение художника, которое формируется в первую очередь на основе личных впечатлений автора от увиденного, на основе его мировоззрения.

Примечания

1 Беда Г.В. Живопись: Учебник для студ. пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, изобр. искусство и труд». - М.: Просв., 1986. - С. 172.

2 Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2000. - С. 255.

3 Анализ и интерпретация произведения искусства: Учеб. пособие / Под ред. Н.А. Яковлевой. - М.: Высш. шк., 2005. - С. 26 - 27.

4 Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопросы философии. - 1966. - № 10. - С. 104.

5 См.: Мировое искусство. Русская живопись / Сост. И.Г. Мосин. - СПб., 2007. - С. 3.

6 См.: Яблонская М.Н. Взаимовлияние станкового и монументального в советской картине 20-х, 60 - 70-х гг.: Сборник // Советская живопись-74. - М., 1976. - С. 162.

7 Сапего И.Г. Предмет и форма. - М., 1984. - С. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.