Научная статья на тему 'Истоки и развитие творческой жизни города Комсомольска на Амуре 1935-2005 гг'

Истоки и развитие творческой жизни города Комсомольска на Амуре 1935-2005 гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
824
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки и развитие творческой жизни города Комсомольска на Амуре 1935-2005 гг»

Е.В. Быкова

ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ (1932-2005 гг.)

Первые сведения об освоении русскими Дальнего Востока и Сибири датируются XVII веком. Во все времена работящие, талантливые и предприимчивые продвигались на Восток в поисках новых богатых земель. Ещё одним витком освоения новых земель стало строительство города Комсомольска-на-Амуре в 30-е гг. XX в. Город должен был стать форпостом страны на Дальнем Востоке. На призыв построить город откликнулись тысячи комсомольцев-энтузиастов. 10 мая 1932 г. на берег Амура высадились первые его строители. Среди них был коренной дальневосточник, родом из города Благовещенска, Георгий Александрович Цивилёв. Именно благодаря его появлению возникла та творческая среда, которая существует в городе по сей день. Он приехал на строительство Комсомольска-на-Амуре в качестве разнорабочего. Наравне со всеми корчевал тайгу, строил Копай-город, прокладывал первую узкоколейку, в свободное время делал наброски, зарисовки. В 1937 г. Цивилёва назначили художником первого клуба города, он отвечал за всю наглядную агитацию: оформлял праздники в городе, рисовал плакаты, писал лозунги. Переняв эстафету у профессионалов, объединившихся в студию военных художников, с 193 8 г. он работал в театральной студии города. Создание декораций и эскизов костюмов стало непосредственной деятельностью художника на многие годы. Более сорока спектаклей с оригинальным сценографическим решением создал Г. А. Цивилёв. Помимо этого работал над оформлением городской среды и создавал живописные полотна, в которых отразилась история города и его жителей. Георгий Александрович был ярким примером худож-ника-универсала, в творчестве которого чётко отразились все приметы времени. Большое влияние на развитие творческой жизни города оказали московские художники, приехавшие в город по путёвке ВЛКСМ, Хоскель Сандлер и Софья Витухновская. Они были командированы на Дальний Восток с конкретной целью: создать летопись грандиозного строительства. Сбор натурного материала, поездки по нанайским сёлам, оформление спектаклей в театральной студии вот далеко не полный перечень работ. Благодаря их усилиям в городе была создана первая детская изостудия. В 1937 г. город Комсомольск готовился к первому юбилею, и одним из торжественных мероприятий этого события должна была стать художественная выставка. Подготовка к первой юбилейной выставке велась очень основательно, в Комсомольск приехали художники из Хабаровска и Москвы. Главная концепция выставки заключалась в том, что художники должны были представить работы этюдного характера, которые в дальнейшем станут подготовительным материалом для больших программных полотен о строительстве города. X. Сандлер выставил 47 живописных и графических работ: это был рассказ о первых пяти годах жизни молодого города. Также в выставке принимали участие художники из Хабаровска: В.Ф. Иванов, А. А. Васильев, А.В. Шишкин иВ.Н. Высоцкий, Г.С. ЗориниЯ.С. Куриленко.

К середине 30-х гг. в стране заканчиваются эксперименты в школьном обучении и налаживается выпуск учебников. Вернувшиеся из творческих командировок художники принимаются за создание учебников для многочисленных народностей СССР, переводят-

Быкова Евгения Витальевна — заведующая сектором современного искусства, Комсомольский-на-Амуре музей изобразительных искусств.

ся и выпускаются сказки и эпосы. Ленинградской художнице Евгении Эвенбах, закончившей в 1923 г. Академию художеств по классу Петрова-Водкина, поручено оформление и иллюстрирование букварей для народностей Крайнего Севера. В 1934-1938 гг. она совершает путешествие по Амуру и посещает г. Комсомольск, из этой поездки привозит серию акварелей и автолитографий «По Амуру». Сейчас даже трудно представить, насколько сложным оказалось путешествие на Дальний Восток: около полумесяца заняла дорога в поезде до Хабаровска, более недели понадобилось, чтобы плыть на пароходе по Амуру, а дальше на попутных лодках. Из села Троицкого она вместе с попутчиками приплыла в стойбище Найхин, затем в Даэргу, в Даду. Совершенно необычная жизнь открылась перед ней в маленьких селениях. Нередко на людях одежда из рыбьей кожи. Младшие дети ходили голыми. У женщин часты серьги в носу. У охотников и рыбаков ещё бывало по две жены и по пятнадцать двадцать детей. Внимательное ознакомление с особенностями жизни и труда, с предметами быта, с одеждой сначала нанайцев, затем нивхов требовало много сил. Е. Эвенбах вместе с автором текста учебников О.П. Суником проводила занятия со школьниками, взрослыми, проверяла, как воспринимаются рисунки и текст в учебниках. На основе живых впечатлений и тщательно проверенных наблюдений, зафиксированных в огромном количестве этюдов и зарисовок с натуры, она работает над оформлением букварей и книг на языках нивхов и хантов, нанайцев, эвенков и уде. Безупречная этнографическая точность рисунков Евгении Эвенбах придаёт им особенную художественную и жизненную убедительность.

Во время Великой Отечественной войны творческая жизнь в городе почти замирает. Тяжело болеет Г. А. Цивилёв, но несмотря на это он работает в штабе Гражданской обороны, оформляет агитационные окна «Удар по врагу», создаёт серию рисунков «Ужасы фашизма».

С 1944 по 1947 гг. в городе в эвакуации находится семья ленинградских художников: С.Л. Закликовская и её муж скульптор И.И. Суворов (ученики П.Филонова), они активно работают с Г. А. Цивилёвым над оформлением города. Закликовская вместе с Циви-лёвым выполняет роспись потолка зрительного зала, готовящегося к сдаче Дворца культуры судостроителей, открытого для горожан в 1946 г. Суворов выполняет скульптурную композицию для оформления портика горсовета.

Вполне вероятно, что художники, которые были каким-то образом замечены в приверженности к различным «измам», отправлялись на «перевоспитание» в наиболее далёкие точки страны. И, видимо, это повлияло на их дальнейшее творчество: каких-либо отклонений от единственно верной теории социалистического реализма не подразумевалось ни в одном произведении, созданном ими на Дальнем Востоке. Год рождения города совпал с постановлением ЦК ВКП(б) 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций», которое, конечно, оказало определённое воздействие на формирование художественной среды, существующей только в рамках обязательного для всех «творческого метода». Всё, что создано художниками Комсомольска-на-Амуре за все годы существования города, а это без малого 75 лет, имеет ярко выраженный повествовательный характер и иллюстрирует преодоление всех преград, возникших на пути целого поколения энтузиастов. Даже сегодня, когда прожит определённый промежуток времени и все точки над «1», казалось бы, расставлены, когда в искусстве разрешено всё, невозможно изменить дух города, построенного людьми, в которых одухотворённость энтузиастов и материализм прагматиков сплавились в одну незыблемую субстанцию. Оторванность от европейских культурных центров тем не менее не влияет на творчество местных художников, они в большинстве своём продолжают работать

в рамках реалистического искусства, продолжая создавать произведения, наполненные внутренней чистотой и верой в Человека.

В 1947 г. усилиями Цивилёва во Дворце культуры организована художественная студия, у него появляются ученики: Н.Л. Драчёв, Н.В. Иванов, А.А. Абросимов, Н. Деревцов и др. Взрослые люди, владеющие профессией, они вполне прилично существуют и занимают определённую нишу в обществе. Однако им этого явно недостаточно, они стремятся постичь нечто, данное природой, но до конца не понятое ими самими. После работы они настойчиво рисуют в студии, ходят на этюды, общаются, изучают по репродукциям образцы мирового искусства. Творчество помогает им компенсировать чувство эмоционального и эстетического голода.

Для всех этих художников путь в искусство начинался с самодеятельного творчества, и настоящее профессиональное образование было получено уже после того, как сформировался характерный именно для художников образ мышления и взгляд на жизнь. Роль школы в начальный период их становления играли интуиция, жизненный опыт и естественное понимание красоты, воспитанное укладом жизни и природой.

Первая студия при Дворце культуры судостроителей продолжала работать, в разное время в ней преподавали: Г.А. Цивилёв, А.В. Мащенко, В.Л.Шкраб, Г.С. Лукьянов, Т. А. Лысанова.

Студия воспитала талантливых молодых людей, избравших для себя единственно верный, мучительный и сладостный путь творческих исканий. Имена этих художников связаны с историей города неразрывно, каждый увидел и полюбил город по-своему, нашёл волнующую тему в сплетении исторических событий и реальных человеческих судеб и остался верен мечте до конца.

Н.В. Иванов, прекрасный акварелист, создавший более двух сотен листов о Комсомольске 50-60-х гг., строитель по образованию, увлечён техникой акварели и под руководством Цивилёва совершенствует своё мастерство. С 1951 г. работает в открывшихся мастерских Художественного фонда, и после первой выставки «Советская Россия», на которой были представлены работы о Комсомольске, он становится членом Союза художников России. Время ставит перед людьми искусства новые задачи, проблемы производственной эстетики требуют профессионального решения, и Н.В. Иванов идёт работать художником на судостроительный завод. Множество творческих замыслов осталось нереализованными: нелепая случайность вырвала Н.В. Иванова из жизни.

Е.В. Короленко самобытный художник, не имеющий специального образования, определивший своё творческое пространство четырьмя циклами: нанайским, символическим, родовым и, незаконченным, славянским. Он начинает творческий путь именно в Комсомольске. Его привлекает искусство амурских аборигенов, он изучает их быт, образ жизни, и на основе собранного в поездках по амурским сёлам натурного материала под опекой Г. А. Цивилёва и хабаровского художника Г.С. Зорина пишет картину «Орочские дети», ставшую первой в огромной серии работ, посвящённых жизни коренных народов Дальнего Востока. Диапазон его творческих возможностей огромен, он искал новые выразительные средства, помимо живописных и графических работ создавал картины на бересте, используя традиционные приёмы нанайских мастериц. Экспериментируя, выполнил декоративный триптих из плавленого стекла по мотивам древней нанайской легенды «В царстве серебряных соболей». Пробовал свои силы в монументальном искусстве: расписал клуб в Амурске, санаторий на о. Сахалин, во Дворце железнодорожников нашего города выполнил стенную роспись «Музыка», и уже в 90-е гг. вместе с А.В. Кильдяевым и сыном

Владимиром выполнил стенную роспись «Евхаристия» в алтаре храма Покрова в Уссурийске. В 1982 г. Е.В. Короленко присвоено звание заслуженного художника России.

А. И. Абросимов мечтал связать свою жизнь с морем, а всю войну прослужил дизелистом. На его живописных полотнах переплетаются суровый реализм трудовых будней и лирическое мировосприятие. С 1935 г. он живёт и работает в Комсомольске. В 1958 г. после окончания Иркутского художественного училища начинается его профессиональный творческий путь, художник работает в области станковой живописи.

А. И. Абросимов остро и чутко воспринимает лирику природы, которая является для него богатейшим источником чувств, размышлений и душевных переживаний. Он воспевает в своих работах дальневосточную природу, амурские паромы, сегодня ставшие памятниками истории, город и его людей.

Н.Н. Муравлёв никогда не думавший о карьере художника, приехал строить Комсомольск из Ростовской области и нашёл в юном городе своё призвание. Три года учёбы в студии Дворца культуры судостроителей под руководством Цивилёва перевернули его представление о мире. Дальневосточные красоты, суровые, мужественные люди, буквально на глазах творившие историю, навсегда привязали его к этой прекрасной земле, к молодому городу. После окончания художественного училища в 1958 г. он возвращается в Комсомольск. Основной темой его творчества становится история города и мир дальневосточной природы, не мыслимый без человека, созидателя и творца.

А.В. Мащенко (преподававший в студии вместе с Г.А. Цивилёвым) художник, которого обстоятельства постоянно отрывали от любимого дела и любимого города, но который с завидным упорством возвращался к тому, что полюбилось навсегда. В 1937 г. он приезжает в Комсомольск, предполагая поступить в художественное училище, которого в молодом городе, увы, не оказалось. Годы службы в армии, Великая Отечественная война отодвинули мечту получить профессиональное художественное образование, но определили одну из главных тем в творчестве художника. Благодаря военной службе география жизненного пути Мащенко простирается от Сахалина до Германии. И впечатления, накопившиеся за этот почти 20-летний промежуток времени, не могли остаться невыраженными. С трудом добившись увольнения в запас, капитан Мащенко из всех городов, предложенных на выбор для проживания, выбрал Комсомольск город, отмеченный сердцем ещё в юньте годы. Он стоял у истоков создания детской художественной школы, был в числе организаторов и одним из первых руководителей художественного фонда. В его живописных и графических работах темы строительства и освоения дальневосточной земли, приамурские пейзажи и портреты людей, по которым можно изучать историю города. Удивительное чувство временной динамики присуще этому художнику.

История города тесно переплетена с историей страны. Но в тематической картине, отразившей все наиважнейшие моменты, мы не найдём сюжетов отвлечённых, рассказывающих о вождях или героях, не имеющих отношения к городу. Только с позиции летописи Комсомольска-на-Амуре создаются сюжеты всех картин: «Первый митинг строителей», «Хетагуровки», «Ледовый переход», «Санный поезд», «Спуск корабля», «Закладка первого камня», «Первые мастерские», «Первый ребёнок», это не просто названия живописных полотен, это история города, его портрет, выполненный влюблёнными в него первостроителями и художниками в одном лице.

В 50-е гг. повышается интерес к градостроительству, монументально-декоративному искусству. Сфера деятельности художника в городе расширяется, советское искусство совершает качественный скачок, подготовленный в недрах предшествующего периода, и об этом свидетельствует огромный прилив новых творческих сил.

В 1951 г. в город после окончания художественного училища приезжает Н.Г. Заславский. Он не был коренным дальневосточником, родился и вырос на Украине, но ему удалось раздвинуть географические рамки пейзажа, и дальневосточные красоты нашли в лице Заславского своего поэта. Бесчисленные поездки по Хабаровскому краю давали художнику возможность глубокого изучения приамурской природы. Творческую энергию художника подкрепляет уверенность в собственной необходимости для края и города. Он занимается созданием первой на Дальнем Востоке художественной школы вместе с А.В. Мащенко, и роль педагога-наставника на десять лет становится определяющей в его судьбе. Сорок лет отдано Н.Г. Заславским городу Комсомольску и Дальнему Востоку.

В 1953 г. по приглашению дирекции городского театра приезжает для работы ху-дожником-постановщиком Г.Н. Скоморохов яркий, самобытный художник, оформивший более 150 спектаклей в городском театре драмы и поднявший искусство сценографии в городе на небывалую высоту.

Общественность города, художники Г.А. Цивилёв, А.В. Мащенко, писали приглашения для художников, желающих работать в городе. Так, по приглашению Г. А. Цивилёва из Биробиджана, чтобы продолжить педагогическую деятельность в городе, в 1954 г. приехала семья Г.С. Ли Гирсу. В том же году в город приехал из Хабаровска художник-фронтовик В.Л. Шкраб. В 1955 г. в творческий коллектив художников города вливаются новые силы: после распределения приезжают выпускники Ленинградского училища им. В. Мухиной Н.П. Долбилкин, Н.С. Ивлева, С.В. Николин, А.Н. Буробкин. Молодые, полные грандиозных замыслов, они готовы к выполнению сложнейших творческих задач.

Первым и самым значительным произведением монументально-декоративного искусства в крае была мозаика во Дворце культуры судостроителей, посвящённая Ленинскому комсомолу, над которой Н.П. Долбилкин работал десять лет. В 1965 г., к 20-летию Победы, была завершена мозаика на 200 кв.м, состоящая из шести панно, посвящённая героической истории комсомола.

Скульптор Н.С. Ивлева, на протяжении многих лет вносящая свою лепту в украшение Комсомольска, стремилась придать облику города индивидуальные черты. Более ста работ скульптурных композиций, портретов на счету у Ивлевой. Много произведений выполнено в соавторстве с С.В. Николиным. Запечатлевают историю города мемориальные доски, посвящённые лучшим людям Комсомольска: первому художнику города Г. А. Цивилёву, заслуженному врачу РСФСР В.Л. Пендрие, первостроителям. И конечно, Мемориал памяти комсомольчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 9 мая 1972 г. мемориал был торжественно открыт, органично вошёл он в городской ансамбль и стал любимым местом комсомольчан и несомненной удачей авторов.

В.П. Лановенко ещё одно звучное имя в истории искусств города Комсомольска. Становление художника приходится на 60-е гг., период в искусстве, насыщенный новыми веяниями и поисками. Романтик по складу, он наполняет свои живописные произведения такой мощной энергетикой, что невозможно не заразиться этой жаждой жизни. Поездки к геологам на Баджал, к строителям БАМа и газопровода Оха-Комсомольск, к рыбакам Амура и Камчатки вдохновляли к написанию ярких по звучанию работ, будь то пейзаж, портрет, натюрморт или сюжетная композиция. Творчество заслуженного художника РСФСР В.П. Лановенко отражает активную жизненную позицию человека, всего себя посвятившего поиску главных нравственных категорий и ценностей бытия.

Более 50 лет, самых плодотворных и насыщенных, отдал городу юности П. Л. Фефилов, самодеятельный художник. Увлечённо занимающийся живописью, именно

он с Н.В. Ивановым был организатором бюро эстетики на ЗЛК. По его инициативе на завод ЗЛК был приглашён для работы художник В. Л. Шкраб, возглавивший работу по эстетическому оформлению завода и города. Его мечтой был город, который обладал бы особым, образным и одухотворённым лицом. «Окружающее нужно формировать так, чтобы оно порождало любовь», - писал художник. В его лице город обрёл не только талантливого дизайнера и проектировщика, но и великолепного живописца, создавшего огромное количество работ о Комсомольске и его людях. Учёба в Одесском художественном институте, затем в Москве. Работа главным художником на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, участие в ВОВ, закончившейся для него в Маньчжурии на Дальнем Востоке, сформировали художника с драматически острым мировосприятием, художника-мыслителя.

В начале 60-х гг. в Комсомольске сложилась многочисленная группа активно работающих художников, очень настойчиво обсуждался вопрос об открытии в городе картинной галереи. По распоряжению администрации города было выделено помещение, и актив студийцев, самодеятельные художники: Н. С Панов, Н.С Перцев, П.Л Фе-фелов, В.Г Чернявский и др. своими силами стали обустраивать «голое» помещение. Доставали трубы, уголки, в кузнечном цехе завода ковали крючки для подвески картин. В свободное время, вечерами, иногда до глубокой ночи обустраивали помещение. Картинная галерея была открыта на общественных началах. Зав. фондами был избран студиец В. Панов. Дежурили на выставке и проводили экскурсии и беседы сами студиймьт по графику.

Большой вклад в формирование фондов галереи и превращение её в Музей советского изобразительного искусства внесли вновь приехавшие в Комсомольск на встречу с первостроителями города московские художники X. Сандлер и С. Витухновская. Им хотелось оставить о себе добрую память в городе, где начинали творческий путь. Они написали воззвание всей стране: «Подарите работы комсомольчанам!» Его публикуют «Советская культура» и «Московский художник». Чтобы обращение действительно нашло отклик, необходимо было провести большую организационную работу. При помощи ЦК ВЛКСМ им удалось добиться специального решения Художественного фонда СССР: взять кураторство над созданием коллекции. В Москве на улице Черняховского, 5 был организован пггаб, где дирекция Художественного фонда самым тщательным образом отбирала графические и живописные произведения, достойные украсить стены будущего музея. Первая посылка со 105 работами была получена в городе в августе 1965 г.: это был личный дар художников-графиков страны будущему музею. Художниками, заложившими фундамент будущей коллекции, были члены МОСХа: Лев Аронов, Вениамин Басов, Илларион Голицын, Юрий Рей-нер. И конечно же, свои работы подарили Сандлер и Витухновская. «Комсомольская правда» публикует статью, в которой пишет: «Двое художников, когда-то начинавших свою творческую биографию на берегу Амура, собрали для Комсомольска что-то около сотни картин. Их мечта организовать в городе картинную галерею». Но мечта уже стала явью, и следующая посылка 240 живописных и графических произведений от дирекции Художественного фонда РСФСР и других союзных республик, Московского художественного комбината поступила в Комсомольск в конце декабря 1965 г. Стоимость этого подарка превышает миллион рублей. Официально, в торжественной обстановке Художественный музей был открыт 6 сентября 1966 г.

Всех художников-комсомольчан, независимо от уровня их профессиональной подготовки, уровня образования, характеризует очень яркая черта: необыкновенная творческая смелость и упорство. Они создают не просто пейзажи, портреты и натюрморты, а именно картины, многофигурные композиции, где не только формат, но и глубина замысла подчёркивают их искреннее восхищение перед человеком, творящим историю. Картины, вы-

полненные в лучших традициях соцреализма, пропитаны духом романтики, наполнены вольным ветром дальневосточных просторов. Герои, населяющие их, это сильные мускулистые люди, с широкой грудной клеткой, ногами, созданными для ходьбы по непролазной тайге, руками, привычными к разному труду, с лицом, выражающим силу и решимость. Этому типу «Человека - созидающего» они остались верны в своём творчестве.

Очень много исторических картин написано художниками в сотрудничестве. Так,

A. Абросимов нише ! в паре с Н. Драчёвым картины «Ледовый переход», «Тревожная молодость», А. Семёнов и Г. Репин «Партизаны-дальневосточники», Г. Цивилёв и Н. Заславский «Первые мастерские», Н. Муравлёв и Д. Тутов «Рыбаки Охотска».

Первыми в крае комсомольчане взялись за выполнение монументальных произведений. Гостиницу «Восход», речной вокзал, кинотеатр «Комсомолец», аэропорт, клубы «Кристалл», «Алмаз», ДК судостроителей, ДК железнодорожников украсили монументально-декоративные произведения художников города: Е.В. Короленко, А.В. Мащенко, Н.Н. Муравлёва, А.И. Абросимова, Г.С. Ли Гирсу, Д.А. Гутова, Н.С. Ивлевой, В.П. Лановенко, В.Л. Шкраба. Впервые на Дальнем Востоке в 1964 г. появились изделия художественной керамики производства комсомольчан. Всё, что создано художниками за эти годы, отличается напряжённой проблемностью, применением крупных экспрессивных, символических форм, осознанием ответственности за главные жизненные ценности.

В 70-е годы в Комсомольск по приглашению Хабаровского отделения Союза художников приезжает большая группа выпускников художественных вузов страны:

B.П. Пащенко, Л.Г. Шилов, В.Н. Уфимцев, Н.Н. Чувахин. Новый край манит своими гигантскими масштабами, город, овеянный романтикой первых пятилеток, диктует совершенно новый ритм творческой деятельности. Внимание всей страны вновь приковано к Дальнему Востоку: БАМ, стройка века, становится для художников главной темой творчества. И вновь перед зрителем предстают тематические картины, рассказывающие о комсомольцах 30-х гг. и о принявших эстафету комсомольцах 70-х. Строители дня сегодняшнего сняли красноармейскую форму, в их руках кирку и лопату заменили современные орудия труда, они в интерьерах механизированных цехов заводов и фабрик, живописный стиль произведений «посуровел».

Коренные дальневосточники: художники Ю.И. Быков, С.Н. Золотарёв, Г.Н. Захаркин, А.А. Зибаровский, скульптор А.П. Смирнов поколение творчески одержимых людей, выросших на Дальнем Востоке и не мыслящих себя вне города. Художниками накоплен богатый творческий материал, время диктует новые темы и новые формы для воплощения задуманного.

Появляются произведения сложившихся мастеров, в которых новое прочтение жизненного пространства, его духовной сущности определяет и образный язык изображения.

В конце XX в. вновь порождается в России тема, закрытая для художника и для общества, религия. Осознание веры в себе и себя в вере активизирует интерес к религиозным мотивам в искусстве. Многие из художников через живопись пытаются раскрыть своё понимание темы. В картине Г.С. Лукьянова «Памяти матери» предстаёт современный человек. В его мировоззрении христианская мораль наивысшая точка отсчёта, от которой он удалился в силу исторических обстоятельств и к которой возвращается вновь.

Поиски духовной опоры помогают прекрасному художнику Д. А. Гутову, работающему в уникальной технике энкаустики, создать цикл работ религиозного содержания. Его живопись декоративна, феерична, наполнена необыкновенной внутренней энергией. В последние годы жизни художник обострённо воспринимает сложившуюся картину мира, что помогает ему создавать сложные философские произведения.

С 1983 г. живёт и работает в городе А.Н. Турчевский мастер резцовой гравюры, но именно в Комсомольске пришло к художнику желание заняться живописью и вложить в изображение дальневосточного пейзажа переосмысленное понимание окружающего мира, донести до зрителя прочувствованное самим ощущение внутренней жизни деревьев, трав, облаков.

Масштабность мышления художника Г.С. Ли Гирсу заставляет его обратиться к оригинальной живописной системе наложения красочного слоя, в которой заключено понимание художником философской картины миропорядка. Его пейзажи светятся мерцающим светом вечности, незыблемости и грандиозности дальневосточной природы, в которой для художника весь мир.

Именно в 70-80-е гг. художники активно создают на холстах дальневосточный эпический пейзаж. Не вмещаются дальневосточные красоты в стандартные рамки традиционного пейзажа. Идеалом русской пейзажной живописи является пейзаж настроения, преображающий картины природы в образы душевных состояний, создающий особое пронзительно-лирическое настроение русского раздолья средней полосы, нежного трепета есенинских берёзовых рощ. Но сложно перенести это понимание пейзажа на дальневосточную природу, с мощно звучащей в ней эпической нотой. Другой размах, другая величавость диктуют и применение иных средств: звонче и декоративнее становится палитра художника, крупнее, пластичнее мазок, укрупняется размер холстов, ведь немыслимо показать мощь и величие реки Амур, раскинувшейся в обрамлении исполинских сопок, свысока глядящих на людскую суету, в стандартном пейзажном формате.

Меняется время, страна, в конце XX в. былые ценности уничижительно растоптаны или преданы забвению, художники потеряли в лице государства постоянного и преданного заказчика. В небытие ушла тематическая картина. Кончилось время подвигов и завоеваний? Нет перста, указывающего верный путь в хитросплетениях творческих лабиринтов? Возможно, сказывается некоторая растерянность художников перед сложившимся историческим периодом. Отсутствие финансирования и социального заказа крепко ударило по привычному для всех жизненному укладу. Постоянна только одна природа, нас окружающая, из которой художник может постоянно черпать мотивы для вдохновения. И поэтому в последнее десятилетие XX в. в творчестве местных художников предпочтение отдаётся городскому пейзажу и натюрморту. Молодые художники, пополнившие ряды КОСХ за последнее десятилетие XX в., тоже в основной массе своей поклонники пейзажного и натюрмортного жанра: К.Н. Дружин, А.Я. Захаров, Н. А.Карпов, И. А.Кочергина. Константин Дружин один из ярких последователей реалистических традиций в дальневосточном изобразительном искусстве. Он настойчиво культивирует традиционные приемы живописи, оттачивает и отшлифовывает изящные грани реализма. В картинах Дружина родные сердцу места порта Ванино, дикая стихия прибрежных морских пейзажей, окутанные морской моросью безбрежные дали, величественная красота сопок и особая дальневосточная влажность осенних туманов.

В последнее время несколько отошёл от пейзажа В. Суслов, возможно, сложность и непредсказуемость реалий судьбы заставила заговорить художника на темы, волнующие его как человека с активной жизненной позицией. Откровенно и пронзительно он говорит в своих работах о том, что прочувствовал и пережил. Художник не навязывает своего мнения, не делает выводов, его работы это философские размышления о дне сегодняшнем, о его личном взгляде на любовь к родине, к женщине, на предательство и измену, на взаимоотношения полов и веру в суд божий и человеческий.

Возвращается в город В.В. Леватаев, художник, свободно обращающийся с любым видом творческой деятельности, будь то живопись, графика, керамика, гобелен, витраж. В его лице городской драматический театр обрёл своего художника, за сравнительно небольшой срок им оформлено несколько спектаклей: «С любимыми не расставайтесь», «Морозко», «№ 13», «Декамерон» и др. Театральное действо в любом его проявлении волнует художника. Оригинальна графика, где главные лица и исполнители шуты и лицедеи. А сюжет пронизан лёгкой иронией и трагическим фарсом. Мир, созданный Валерием Ле-ватаевым, имеет романтическую концепцию. Изображённые события и лица обладают реальностью только в пределах его работ, про них нельзя сказать, что они были или могли бы быть. Но мир этот аналогичен миру действительному и представляет одну из его интерпретаций, созвучных душе художника.

Буквально «ворвался» в творческую жизнь города художник С.Машков, преподаватель технологии Педагогического университета, его работы выполнены из различных бросовых материалов и представляют собой оригинальные пластические композиции, наполненные глубоким философским смыслом. Сам художник называет свои произведения арт-объектами. Помещённые в пространство рамы или неглубокого пространства, открытого в сторону зрителя, предметы, вступая во взаимодействие друг с другом, будят в душе зрителя воспоминания о недавнем прошлом и заставляют задуматься о будущем.

В 1998 г. в городе создано молодёжное творческое объединение «Томка», его костяк это в основном преподаватели детской художественной школы города. Председатель объединения молодая художница, выпускница Хабаровского худграфа Марина Трушникова. Именно с 1998 г. молодые художники заявили о себе групповыми выставками: «Мьт молодые» (1998,2000), «Полнолуние» (2000, Хабаровск), «Мир внутри тебя» (2001, Хабаровск), «Сфера» (2003) и др.

В 2004 г. молодые художники приняли участие в фестивале современного искусства «Перспектива комнаты», в рамках фестиваля объединением были проведены выставки: «Про мух», «Мужчина и женщина», «Лабиринты фантазий».

В 2001 г. в городе благодаря инициативе художников и искусствоведа О.Ю. Приваловой, при поддержке предпринимателя и депутата городской думы города Э. Зайцева открывается первая частная галерея современного искусства «Метаморфоза». Одна из главных целей галереи открытие выставок молодых и талантливых художников. Помимо художественных выставок галерея проводит музыкально-поэтические вечера, диспуты об искусстве, мастер-классы. За недолгое существование в галерее проведено около ста выставок различных направлений.

В 2005 г. в Союз художников принято шесть молодых художников: А. Потехин, И. Загузова, С. Машков, Н. Лудцева, С. Козлов, О. Привалова. Они работают в разных техниках и жанрах, это очень разноплановые художники с большим творческим потенциалом. И всё же определённая аура города, построенного в 30-е гг., не отпускает художников в «свободное плавание»: какими-то невидимыми нитями она крепко держит их в рамках традиционного реалистического искусства, обогащая его современным изобразительным языком и многозначностью трактовок.

Художники, навсегда связавшие свою творческую судьбу с городом юности и Дальним Востоком, создали неповторимый его облик в произведениях живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного, монументального искусства. Всё созданное ими является не только культурным достоянием нашего города, но и историческим документом эпохи.

Список литературы

1. Васильев Л. С кистью и палитрой -на путину//Дальневосточный Комсомольск. - 1966.

2. Бродский А. Город. Картины. Люди//

Молодой дальневосточник. - 1966.

3. Художник. - 1967. - № 10. - С. 23.

4. Баранов П. По путёвке комсомола// Вперёд. - 1967.

5. Старикова В.Г. Художники Приамурья. - Хабаровск, 1968.

6. Художник. - 1972. - № 10. - С. 35.

7. Цивилёв В. - Так велело сердце //

Песня моя - Комсомольск. Хабаровск, 1982. - С. 368-382.

8. Куликов Ф. Художники и Комсомольск // Песня моя - Комсомольск. - Хабаровск, 1982. - С. 341-360.

9. Комсомольск-на-Амуре, город мужества и героизма. - Хабаровск, 1982.

10. Кубанова Т.А. Постигая сущность красоты. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Приамурского географичес-

кого общества, 2002.

Каталоги

1. Выставка произведений художников РСФСР, 1952.

2. Выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока. Иркутск, 1956.

3. IV городская выставка. Комсомольск, январь, 1959.

4. V городская художественная выставка, посвящённая 22 съезду КПСС, сентябрь 1961, г.Комсомольск-на-Амуре.

5. 1-я зональная выставка «Советский Дальний Восток». Хабаровск, 1964.

6. 2-я зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток». Хабаровск, 1967.

7. Выставка работ самодеятельных художников Хабаровского края (к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина).

8. Каталог 9-й городской выставки «Художники города участникам ВОВ». 9 мая 1970. Комсомольск-на-Амуре.

9. Художественная выставка «100 акварелей Приамурья», авторы А.В.Мащенко, Г.С.Лукьянов, Н.Г.Ноговицын ( посвящается 40-летию города), январь, 1972.

10. Каталог городской выставки ху-дожников-комсомольчан. Комсомольск-на-Амуре, 1973.

11. 4-я зональная выставка «Советский Дальний Восток». Владивосток, 1974.

12. Каталог Комсомольского-на-Амуре музея советского изобразительного искусства. Л.: Художник РСФСР, 1974.

13. 32-я краевая художественная выставка «30 лет Победы». Хабаровск, 1975.

14. Каталог персональной выставки художника Е.В.Короленко, работы раннего периода «Кондонского и Усть-Орочского циклов», 1954-1960 гг. Комсомольск-на-Амуре, 1976.

15. 4-й съезд художников РСФСР (стенографический отчёт), 16-19 ноября. Л.: Художник РСФСР, 1976.

16. Городская выставка «60 лет Советской власти». Комсомольск-на-Амуре, 1977.

17. Каталог Е.В. Короленко. М., 1979.

18. Выставка «Времена года» (работы, созданные на академической даче им. И.Е. Репина, А.И. Абросимовым, В.П. Лановенко). Комсомольск-на-Амуре, 1979.

19. 5-я зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток». Чита, 1980.

20. Художественная выставка Н.П. Дол-билкина (живопись, графика). Лениногорск, 1980.

21. Городская выставка самодеятельных художников «Отечество, славься, моё». Комсомольск-на-Амуре, 1981.

22. Художественная выставка «50 лет Комсомольску-на-Амуре». М.: Сов. художник, 1982.

23. «Долбилкин - мозаика, живопись, графика» (каталог, без даты).

24. 6-я зональная художественная выставка «Советский Дальний Восток». Владивосток, 1985.

25. Выставка к 70-летию пограничных войск КГБ СССР. Хабаровск, 1988.

26. 7-я региональная художественная выставка «Дальний Восток». Якутск, 1990.

27. Каталог юбилейной художественной выставки (60 лет городу). 1992.

28. 8-я региональная художественная выставка «Дальний Восток». Хабаровск, 1997.

29. Каталог юбилейной выставки «Хабаровской организации СХ России 60 лет». Хабаровск, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.