2. Ветцель К.Н. Как бороться с проступками и недостатками детей // Свободное воспитание, 1907-1908. - №4.
3. Зеленко А.У. Детские парки. - М.; Л., 1938.
4. Зеленко А. У. Новая общественная работа // Дети - работники будущего. - М., 1907.
5. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. -3-е изд. доп. и перераб. - М.: Наука, 1918.
6. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. - Новосибирск, 2007.
7. Родин А. Ф., Марц В.Г. Клубы для детей и подростков. - М.: Народный учитель, 1919.
8. Стенограмма совещания в НИИ теории и истории педагогики, посвященного памяти Владимира Георгиевича Марца в связи с 25-й годовщи-
ной его смерти // Теория и история игры. Вып. 2. -М.: ОДИ-Шетайоп, 2002.
9. ЧековМ.О. Теория и практика дополнительного образования детей в России. - Самара, 2001.
10. Шапочкин А.В. Клубная деятельность как средство социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением в России в ХХ веке: Дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2000.
11. Шацкий С.Т. Задачи общества «Детский труд и отдых» // Избр. пед. соч.: в 2 томах. - Т. 1. -М., 1980.
12. Шацкий С. Т. Мой педагогический путь // Избр. пед. соч. - М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1958.
13. Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение // Избр. пед. соч.: в 2 томах. - Т. 1. - М., 1980.
УДК 76
Филиппова Вера Ивановна
Череповецкий государственный университет
filvi@yandex.ru
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ ПОИСКИ ВОЛОГОДСКИХ ГРАФИКОВ
В статье изложены вопросы возникновения, возрождения и сохранения художественных традиций вологодской графики в период XX — начала XXI вв. Раскрыты основные причины, способствующие возрождению этого уникального по своей сути явления. Выделены ведущие мастера вологодской графики, работающие в технике эстампа. Определены характерные особенности графических произведений этих художников.
Ключевые слова: художественные традиции, творчество вологодских графиков, вологодская станковая графика, произведения в технике эстамп.
Традиция в общем понимании трактуется как выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Следуя данному определению традиции, в самом механизме традиций заложен процесс передачи коллективом из поколения к поколению того ценного опыта, который поднимает уровень духовной жизнедеятельности людей на новую, более высокую и качественную ступень, необходимую для улучшения жизни общества в целом. Традиция, таким образом, есть механизм коллективной автокоммуникации. Проблематика данного определения состоит в том, что оно позволяет исключить из самой традиции индивидуальный опыт той или иной отдельно взятой личности и воспринимается только как коллективное явле-
ние. Таким образом, традиция, если не противопоставляется, то и не совмещается с искусством в целом и с изобразительным искусством, в частности, так как искусство само по себе уже представляет индивидуальную личностную творческую деятельность. К коллективным видам творческой деятельности можно соотнести народное творчество и массовую культуру, в основе которых заложены различные формы и уровни традиций. Если же говорить о художественных традициях, то с позиции высшей школы здесь будет уместно говорить в первую очередь о традициях в сфере творчества и о традициях в сфере образования.
Художественные традиции играют значимую роль в понимании творцом себя как личности и одновременно как части огромного мира, способствуют сохранению в нем того ценного, что поможет ему и дальше создавать новые художе-
ственные ценности на благо всего общества. Иногда творец сознательно обращается к определенным художественным традициям в искусстве и преобразует их, добавляя в произведения собственные новации. Художник в своем индивидуальном творчестве несомненно опирается на опыт художников предыдущих поколений, но одновременно ищет и находит собственные способы самовыражения, то есть опираясь на существующие традиции, развивает и обогащает их в своем творчестве, выражая в произведениях собственное «я» в меру личных особенностей творчества, мировоззрения и уровня одаренности конкретного автора. Здесь «подлинно творческие традиции очень часто не выражаются во внешнем сходстве и в прямых заимствованиях и могут быть скрыты во внутреннем смысле творческого развития художника, в его основных тенденциях, иногда даже вовсе не осознаваемых самим художником» [1]. Преемственность творческого наследия от поколения к поколению, тесное взаимодействие и взаимовлияние этих поколений художников являются непременным условием нормального развития и функционирования искусства.
В процессе исследования творчества вологодских графиков XX - начала XXI вв. была поставлена основная задача: проследить тенденцию сохранения художественных традиций на примере творчества ведущих художников-графиков, активно проявивших себя как в процессе создания самостоятельных графических произведений, так и в направлении создания произведений книжной графики.
При анализе результатов творчества ведущих вологодских графиков этого периода, при всем авторском разнообразии их творчества, можно наглядно проследить отчетливую тенденцию к сохранению отдельных художественных традиций. Эти традиции были сформированы в процессе творчества и в целом жизнедеятельности художников-графиков предыдущих поколений, изобразительного искусства в целом, начиная с базового момента сохранения системы художественного образования и завершая творческим процессом создания произведений реалистического искусства.
Вологодская культура в целом имеет свои неповторимые черты. Здесь, на Русском Севере бережно сохранились в чистоте многие памятники и традиции, столетиями складывалась и своя графическая традиция. Зарождение традиций
вологодской графики можно наблюдать уже на примере рисунков книг, написанных в Кирилло-Белозерском, Ферапонтовом и других монастырях - центрах церковной словесности Русского Севера. Рисунки в книгах, написанные в этих монастырях, представляли собой графические изображения священнослужителей, различных храмовых построек и т.п.
В первой же четверти предыдущего столетия в Вологде были созданы благоприятные условия для развития художественной графики. Здесь организуются государственные художественные мастерские, позже открывается художественный техникум. Важное значение в процессе зарождения вологодской графики имел активно действующий в 1906-1922 годах «Северный кружок любителей изящных искусств», где функционировали рисовальные курсы. Идея создания первого объединения принадлежала вологодской художнице А.Н. Каринской. Проект устава данного кружка был составлен и подписан художниками А.А. Киселевым, Борисовым, А.Н. Каринской, инженером А.Н. Белозеровым. Начинался проект устава такими словами: «Первоначальная цель кружка выражается в заботах о художественном развитии и содействии процветанию как чистого так и прикладного искусства. Главными средствами для этого служат: а) устройство периодических художественных выставок; б) основание Вологодского публичного музея; общедоступной рисовальной школы; в) сближение любителей между собой и профессиональными художниками; г) содействие получению художественного образования талантливым членам кружка» [2].
Устав этого объединения был официально зарегистрирован в Вологде губернатором города
19 февраля 1906 года, а само сообщество стало функционировать названием Северный кружок любителей изящных искусств. Эту дату по праву можно считать зарождением графики на Вологодской земле, как уникального явления в изобразительном искусстве. Самые активные члены этого кружка Ф. Бочков, Ф. Вахрушов, Н. Дмитревский, В. Сысоев явились основоположниками того самобытного явления, которое в наши дни звучит как «Вологодская графика». СКЛИИ -первое общественное объединение художников и любителей изящных искусств на Русском Севере (просуществовало до 1922 года). Основная деятельность этого объединения была направлена на «изучение художественной старины, поддер-
жку современного изобразительного искусства и развитие в обществе любви к прекрасному» [3]. В самом Уставе «Кружка» записано: «Северный Кружок Любителей Изящных Искусств, основанный в г. Вологде, своей основной целью ставит развитие, преимущественно северного края, в области изящных искусств. Первоначальная цель «Кружка» выражается в заботах о художественном развитии этого края и содействии процветанию как чистого, так и прикладного искусства...» [4].
Деятельностью этого кружка было заложено ряд серьезных традиций, способствующих активному развитию художественной культуры на Русском Севере. Например, были изданы первые книги по художественному краеведению, был основан первый в Вологде художественный музей, стали регулярно проводиться специализированные художественные выставки. Первая специальная художественная выставка в Вологде, организованная А.Н. Каринской и инженером-путей-цем А.Н. Белозеровым, состоялась почти за год до организации СКЛИИ, в 1905 году на площадях в Народном доме, любезно предоставленных местным обществом «Помощь» в силу своего уставного функционала. (Все последующие выставки, организованные СКЛИИ, проводились в здании Дворянского собрания. В настоящее время в этих стенах располагается Вологодская областная государственная филармония им. В.А. Гав-рилина). В экспозицию выставки вошло 324 авторских произведения сорока четырех профессиональных художников из Петербурга и Москвы и двадцати семи местных художников - любителей. Выставка привлекла внимание вологжан настолько, что за первые три недели ее посетили 3600 человек. По этому поводу А.Н. Каринская в 1916 году высказалась на страницах одного из номеров журнала «Временник» таким образом: «Выставку посещала не только местная интеллигенция и учащаяся молодежь, но нередко приходилось перед картинами видеть и крестьян с котомками за плечами» [4]. Всего СКЛИИ было организовано и представлено вологжанам шесть художественных выставок.
В том же 1916 году А.Н. Каринская писала: «Работая много лет по разным захолустным уголкам нашего обширного Севера и, главным образом, по уездам Вологодской губернии, и сильно увлекаясь могучей и дикой красотой северных видов, я часто поражалась равнодушием местных обывателей как к красотам природы, так
и полнейшим непониманием и неразвитым вкусом по отношению к живописи. Большая часть населения не только низшего, но даже и среднего класса во всю жизнь не выезжала даже за пределы своего уезда и была совершенно не знакома ни с какими произведениями искусства» [5].
Вклад деятельности СКЛИИ в пропаганду и развитие культуры и изобразительного искусства на Русском Севере по своим масштабам сложно выразить словесно и оценить по достоинству. В 1913 году петербургский журнал «Ап-полон» писал: «Устроенная Северным Кружком любителей изящных искусств IV выставка картин помещалась в прекрасных залах старинного здания Дворянского собрания. Уже вестибюль дома Дворянства, с остатками прежней деревянной лестницы, переносит вас в обстановку подлинно художественного. Большой светлый зал и гостиные были наполнены хорошо развешенными картинами, главным образом художников группы «Мира искусства»... Выставку посетило 4500 человек в течение двух недель времени. Успех был большой, ведь это 1/10 всего населения Вологды! Дождемся ли мы когда-нибудь в Петербурге, что выставку, хотя бы весеннюю, посетит 1/10 жителей Петербурга!» [6]. А рецензент вологодской газеты «Северное эхо» от 20 марта 1913 года писал так: «В древности греки вели летоисчисление по олимпиадам. Культурную летопись Вологды можно вести по художественным картинным выставкам...» [7].
По итогам, открытой в марте 1914 года, очередной пятой выставки газета «Вологодский листок» сообщала: «Просто не верилось, что все это происходит у нас в Вологде, что на завтра каждый обыватель может за ничтожную плату пойти в эти залы и знакомиться с произведениями изобразительного искусства лучших мастеров» [8]. Кроме живописных произведений в данной экспозиции заняли достойное место рисунки и гравюры, архитектура и художественная старина. Особенно были отмечены зрителем книжные иллюстрации Д.И. Митрохина, эскиз фрески Н.К. Рериха «Курганный народ», пейзажи, портреты и интерьеры Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, З.Е. Серебряковой, Е.Е. Лансере. Уровень выставочных экспозиций СКЛИИ был достаточно высок, а подход организаторов отличался особой концептуальностью. Об этом говорит уже хотя бы тот факт, что здесь были показаны работы авторов, представляющих основные художественные объеди-
нения и группировки начала XX века. Особенно запомнились вологжанам произведения мастеров позднего товарищества передвижников (И.Е. Репина, В.Е. Маковского, К.В. Лемоха), ярких представителей «Союза русских художников» (Л.В. Тур-жанского, П.И. Петровичева, С.А. Виноградова). На особом привилегированном положении членов Кружка находились произведения живописцев и графиков петербургского объединения «Мир искусства» (Л.С. Бакста, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, И.Я. Билибина, Е.Е. Лансере,
А.П. Остроумовой-Лебедевой и многих других).
Выставки СКЛИИ впервые масштабно открыли на своих выставочных экспозициях творчество художников Русского Севера начала XX века (Ф.М. Вахрушова, А.А. Борисова, А.Н. Каринс-кой, Д.Э. Мартена и др.). Многие работы, представленные в те годы на выставках Кружка, в дальнейшем были причислены к классическим шедеврам русского искусства и в настоящее время находятся в крупнейших музеях мира. Произведения мастеров русского искусства заложили основу формирования будущей коллекции, научно-творческой и выставочной деятельности Вологодской областной картинной галереи.
Позже многие художественные традиции СКЛИИ нашли свое развитие в творчестве известных на всю Россию художников: Е. Шильниковс-кого, проживавшего в Великом Устюге, А. Наговицына и В. Сергеева прибывших в Череповец в начале 60-х годов предыдущего столетия, приехавших в Вологду в конце 1950-х выпускников Московского художественного института им. В.И. Сурикова В. Корбакова, Г и Н. Бурмаги-ных, Д. Тутунджан и других, которые повысили требования к профессиональному мастерству художников, внесли атмосферу новаторства и поиска индивидуальных выразительных средств. Основным источником вдохновения для вологодских художников всегда оставался замечательный северный край. Вологодчина оказалась неиссякаемым источником вдохновения для этих и многих других художников. Природа, многочисленные памятники древнерусского зодчества не могли оставить их равнодушными. Старинные особняки, лирические деревянные церкви и рвущиеся к небу колокольни, белокаменные богатырской мощи и стати, крепостные стены увидены и переданы этими графиками в своих произведениях во всем техническом многообразии и неповторимом великолепии. Мастерски отображе-
ны художественные образы церквей, соборов и храмовых комплексов Русского Севера, например, в сериях гравюр на дереве Н.В. и ГН. Бурма-гиных «Памятники архитектуры Вологодской области», тематических сериях эстампов и многочисленных экслибрисов А.Т. Наговицына.
Феномен творчества вологодских графиков заключается в том, что оно является наглядным отображением связи времен, эпох, народов и т.д., то есть, является ярким примером передачи пространства и времени изобразительными средствами, наглядным примером преемственности и передачи художественных традиций последующему поколению мастеров изобразительного искусства. История изобразительного искусства подтверждает догму о том, что развитие изобразительного искусства неотделимо от процесса движения времени, а подлинные произведения изобразительного искусства по своей сути не ограничиваются каким-либо конкретным временем. В содержании большинства произведения вологодских художников заложен генетический код многих предыдущих поколений художников. Пропущенный через здоровую русскую генетику мастеров графики, этот творческий генетический код проецируется в их работах в наглядное отображение временного пространства.
Творчество вологодских графиков второй половины XX века достаточно убедительно демонстрирует формирование в искусстве 1970-х - начала 1980-х годов новой образно-мировоззренческой тенденции, направленной на проблему духовного начала в современном мире, на активный поиск этого духовного начала. Художники искали и находили те выразительные средства, которые на изобразительной плоскости совместились с их жизненными впечатлениями «углубленно-философского уровня: искусство и мироздание, человек и планета, человек и вечность» [9]. Ярким наглядным подтверждением такого рода творческого проявления является, например, графические листы В.А. Сергеева, достойно проиллюстрировавшие пять поэтических сборников
Н.М. Рубцова.
В 1965 году в Вологде состоялась первая широкомасштабная по количеству работ и авторов выставка графики вологодских художников, на которой экспонировались «.натурные рисунки карандашом, монотипии, гуаши, акварели, пастели, гравюры на картоне, линолиуме и дереве, офорты, книжная газетная и промышленная гра-
фика. - фирменные знаки, проспекты, путеводители» [10]. На выставке представлены работы двадцати трех художников, в том числе графика Б.П. Шваркова, К.А. Воробьева, Н.В. Баскакова,
В.Н. Корбакова, В.А. Сергеева, С.Г. Ивенского, А.Т Наговицына, Д.Т. Тутунджан, А.В. Щепелки-на, Н.В. и Г.Н. Бурмагиных. Самым важным результатом выставки стал тот факт, что впервые получило конкретное очертание явление, послужившее в дальнейшем толчковым моментом в развитии искусства Русского Севера, получившее впоследствии более конкретное название -«вологодская графика». У истоков вологодской графики второй половины XX века стояли такие мастера искусства графики, как Н.В и Г.Н. Бур-магины, В.Н. Корбаков, Д.Т. Тутунджан, В.А. Сергеев, составляющие ее стержень.
Художник является активным носителем культуры и поэтому необходимо помочь будущим художникам в формировании духовного и творческого начала, в формировании тех или иных внутренних сил, которые в дальнейшем были бы способны послужить в творческом процессе самым мощным энергетическим толчком. Очень важно своевременно помочь молодому художнику, стремящемуся к серьезной творческой работе. Необходимо способствовать созданию такой атмосферы, при которой молодые художники, творчески настроенные, имели бы максимально благоприятные условия для воплощения своих замыслов в подлинные произведения изобразительного искусства, поднимающие большие, общественно значимые проблемы.
Графику, особенно станковую, современные художники в своем творчестве предпочитают редко в первую очередь по причине трудоемкости сложного процесса создания работ. Тонкий и кропотливый рисунок с множеством четких деталей мгновенно выдаст непрофессионального художника. Начинающие графики в своем творчестве сейчас больше применяют такие графические материалы как акварель, гелевая ручка, мягкие материалы типа уголь, соус, сангина, пастель и т.п., все чаще и чаще обращаясь в своем твор-
честве к возможностям компьютерных технологий. Технические возможности компьютера при этом неоспоримо велики, но базовые знания основ теории изобразительного искусства, законов, помогающих художнику грамотно отобразить тот или иной образ, практические умения и навыки необходимы и в этом случае.
Анализируя творчество вологодских художни-ков-графиков, приходишь к неоспоримому выводу, что вологодская графика и, в частности, вологодская станковая графика второй половины XX неотделима от русской графической школы в целом, основывается на традициях старой академической школы и, в то же время, - заявила себя как самостоятельное, мощное, яркое, уникальное явление на Русском Севере, в строке истории развития искусства станковой графики.
Библиографический список
1. Пунин Н.Н. Русское и советское искусство. -М., 1976. - С. 63.
2. Устав «Северного кружка любителей изящных искусств». - 1905.
3. Воропанов В.В. Столетие Северного кружка любителей изящных искусств // Хронограф: Вып. № 12. - Вологда: ВОКГ, 2006. - С. 84.
4. Из жизни кружка. Воспоминания А.Н. Карин-ской // Временник: Издание Северного кружка любителей изящных искусств. - Вологда, 1916. - С. 105.
5. Русская художественная летопись. Письмо из Вологды // Апполон. - 1913. - N° 5. - C. 63-64.
6. О выставке картин // Северное эхо. - 1913. -
20 марта.
7. Наблюдатель. Открытие 5-й выставки картин // Вологодский листок. - 1914. - 11 марта.
8. Художественное восприятие / под ред. Б.С. Мейлаха. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение. - 1971. - С. 30.
9. ЯблонскаяМ.Н. Взаимовлияние станкового и монументального в советской картине 20, 6070-х годов // Советская живопись 74. - М., 1976. -
С. 162.
10. Воронова О. Художники Вологды. - М.: Изд-во «Художник РСФСР», 1979. - С. 42.