Научная статья на тему 'Художественные традиции и новаторские поиски вологодских графиков'

Художественные традиции и новаторские поиски вологодских графиков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
300
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOLOGDA GRAPHIC ARTISTS' CREATIVE WORK / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ / ТВОРЧЕСТВО ВОЛОГОДСКИХ ГРАФИКОВ / ВОЛОГОДСКАЯ СТАНКОВАЯ ГРАФИКА / ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ТЕХНИКЕ ЭСТАМП / PAINTING TRADITIONS / VOLOGDA EASEL GRAPHICS / WORKS IN PRINT TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филиппова Вера Ивановна

В статье изложены вопросы возникновения, возрождения и сохранения художественных традиций вологодской графики в период XX начала XXI вв. Раскрыты основные причины, способствующие возрождению этого уникального по своей сути явления. Выделены ведущие мастера вологодской графики, работающие в технике эстампа. Определены характерные особенности графических произведений этих художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vologda graphic artists painting traditions and innovatory searches

This article covers the questions of development, renaissance and preservation of art traditions of graphic art on the territory of Vologda region in the 20th century and the beginning of the 21st century. The key reasons leading to renaissance of such a unique in its sense phenomenon are revealed. Leading graphic masters of Vologda region who work in the technique of printmaking or lestampe are singled out and the characteristic features of their graphic works are determined.

Текст научной работы на тему «Художественные традиции и новаторские поиски вологодских графиков»

2. Ветцель К.Н. Как бороться с проступками и недостатками детей // Свободное воспитание, 1907-1908. - №4.

3. Зеленко А.У. Детские парки. - М.; Л., 1938.

4. Зеленко А. У. Новая общественная работа // Дети - работники будущего. - М., 1907.

5. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. -3-е изд. доп. и перераб. - М.: Наука, 1918.

6. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. - Новосибирск, 2007.

7. Родин А. Ф., Марц В.Г. Клубы для детей и подростков. - М.: Народный учитель, 1919.

8. Стенограмма совещания в НИИ теории и истории педагогики, посвященного памяти Владимира Георгиевича Марца в связи с 25-й годовщи-

ной его смерти // Теория и история игры. Вып. 2. -М.: ОДИ-Шетайоп, 2002.

9. ЧековМ.О. Теория и практика дополнительного образования детей в России. - Самара, 2001.

10. Шапочкин А.В. Клубная деятельность как средство социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением в России в ХХ веке: Дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2000.

11. Шацкий С.Т. Задачи общества «Детский труд и отдых» // Избр. пед. соч.: в 2 томах. - Т. 1. -М., 1980.

12. Шацкий С. Т. Мой педагогический путь // Избр. пед. соч. - М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1958.

13. Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение // Избр. пед. соч.: в 2 томах. - Т. 1. - М., 1980.

УДК 76

Филиппова Вера Ивановна

Череповецкий государственный университет

filvi@yandex.ru

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСКИЕ ПОИСКИ ВОЛОГОДСКИХ ГРАФИКОВ

В статье изложены вопросы возникновения, возрождения и сохранения художественных традиций вологодской графики в период XX — начала XXI вв. Раскрыты основные причины, способствующие возрождению этого уникального по своей сути явления. Выделены ведущие мастера вологодской графики, работающие в технике эстампа. Определены характерные особенности графических произведений этих художников.

Ключевые слова: художественные традиции, творчество вологодских графиков, вологодская станковая графика, произведения в технике эстамп.

Традиция в общем понимании трактуется как выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Следуя данному определению традиции, в самом механизме традиций заложен процесс передачи коллективом из поколения к поколению того ценного опыта, который поднимает уровень духовной жизнедеятельности людей на новую, более высокую и качественную ступень, необходимую для улучшения жизни общества в целом. Традиция, таким образом, есть механизм коллективной автокоммуникации. Проблематика данного определения состоит в том, что оно позволяет исключить из самой традиции индивидуальный опыт той или иной отдельно взятой личности и воспринимается только как коллективное явле-

ние. Таким образом, традиция, если не противопоставляется, то и не совмещается с искусством в целом и с изобразительным искусством, в частности, так как искусство само по себе уже представляет индивидуальную личностную творческую деятельность. К коллективным видам творческой деятельности можно соотнести народное творчество и массовую культуру, в основе которых заложены различные формы и уровни традиций. Если же говорить о художественных традициях, то с позиции высшей школы здесь будет уместно говорить в первую очередь о традициях в сфере творчества и о традициях в сфере образования.

Художественные традиции играют значимую роль в понимании творцом себя как личности и одновременно как части огромного мира, способствуют сохранению в нем того ценного, что поможет ему и дальше создавать новые художе-

ственные ценности на благо всего общества. Иногда творец сознательно обращается к определенным художественным традициям в искусстве и преобразует их, добавляя в произведения собственные новации. Художник в своем индивидуальном творчестве несомненно опирается на опыт художников предыдущих поколений, но одновременно ищет и находит собственные способы самовыражения, то есть опираясь на существующие традиции, развивает и обогащает их в своем творчестве, выражая в произведениях собственное «я» в меру личных особенностей творчества, мировоззрения и уровня одаренности конкретного автора. Здесь «подлинно творческие традиции очень часто не выражаются во внешнем сходстве и в прямых заимствованиях и могут быть скрыты во внутреннем смысле творческого развития художника, в его основных тенденциях, иногда даже вовсе не осознаваемых самим художником» [1]. Преемственность творческого наследия от поколения к поколению, тесное взаимодействие и взаимовлияние этих поколений художников являются непременным условием нормального развития и функционирования искусства.

В процессе исследования творчества вологодских графиков XX - начала XXI вв. была поставлена основная задача: проследить тенденцию сохранения художественных традиций на примере творчества ведущих художников-графиков, активно проявивших себя как в процессе создания самостоятельных графических произведений, так и в направлении создания произведений книжной графики.

При анализе результатов творчества ведущих вологодских графиков этого периода, при всем авторском разнообразии их творчества, можно наглядно проследить отчетливую тенденцию к сохранению отдельных художественных традиций. Эти традиции были сформированы в процессе творчества и в целом жизнедеятельности художников-графиков предыдущих поколений, изобразительного искусства в целом, начиная с базового момента сохранения системы художественного образования и завершая творческим процессом создания произведений реалистического искусства.

Вологодская культура в целом имеет свои неповторимые черты. Здесь, на Русском Севере бережно сохранились в чистоте многие памятники и традиции, столетиями складывалась и своя графическая традиция. Зарождение традиций

вологодской графики можно наблюдать уже на примере рисунков книг, написанных в Кирилло-Белозерском, Ферапонтовом и других монастырях - центрах церковной словесности Русского Севера. Рисунки в книгах, написанные в этих монастырях, представляли собой графические изображения священнослужителей, различных храмовых построек и т.п.

В первой же четверти предыдущего столетия в Вологде были созданы благоприятные условия для развития художественной графики. Здесь организуются государственные художественные мастерские, позже открывается художественный техникум. Важное значение в процессе зарождения вологодской графики имел активно действующий в 1906-1922 годах «Северный кружок любителей изящных искусств», где функционировали рисовальные курсы. Идея создания первого объединения принадлежала вологодской художнице А.Н. Каринской. Проект устава данного кружка был составлен и подписан художниками А.А. Киселевым, Борисовым, А.Н. Каринской, инженером А.Н. Белозеровым. Начинался проект устава такими словами: «Первоначальная цель кружка выражается в заботах о художественном развитии и содействии процветанию как чистого так и прикладного искусства. Главными средствами для этого служат: а) устройство периодических художественных выставок; б) основание Вологодского публичного музея; общедоступной рисовальной школы; в) сближение любителей между собой и профессиональными художниками; г) содействие получению художественного образования талантливым членам кружка» [2].

Устав этого объединения был официально зарегистрирован в Вологде губернатором города

19 февраля 1906 года, а само сообщество стало функционировать названием Северный кружок любителей изящных искусств. Эту дату по праву можно считать зарождением графики на Вологодской земле, как уникального явления в изобразительном искусстве. Самые активные члены этого кружка Ф. Бочков, Ф. Вахрушов, Н. Дмитревский, В. Сысоев явились основоположниками того самобытного явления, которое в наши дни звучит как «Вологодская графика». СКЛИИ -первое общественное объединение художников и любителей изящных искусств на Русском Севере (просуществовало до 1922 года). Основная деятельность этого объединения была направлена на «изучение художественной старины, поддер-

жку современного изобразительного искусства и развитие в обществе любви к прекрасному» [3]. В самом Уставе «Кружка» записано: «Северный Кружок Любителей Изящных Искусств, основанный в г. Вологде, своей основной целью ставит развитие, преимущественно северного края, в области изящных искусств. Первоначальная цель «Кружка» выражается в заботах о художественном развитии этого края и содействии процветанию как чистого, так и прикладного искусства...» [4].

Деятельностью этого кружка было заложено ряд серьезных традиций, способствующих активному развитию художественной культуры на Русском Севере. Например, были изданы первые книги по художественному краеведению, был основан первый в Вологде художественный музей, стали регулярно проводиться специализированные художественные выставки. Первая специальная художественная выставка в Вологде, организованная А.Н. Каринской и инженером-путей-цем А.Н. Белозеровым, состоялась почти за год до организации СКЛИИ, в 1905 году на площадях в Народном доме, любезно предоставленных местным обществом «Помощь» в силу своего уставного функционала. (Все последующие выставки, организованные СКЛИИ, проводились в здании Дворянского собрания. В настоящее время в этих стенах располагается Вологодская областная государственная филармония им. В.А. Гав-рилина). В экспозицию выставки вошло 324 авторских произведения сорока четырех профессиональных художников из Петербурга и Москвы и двадцати семи местных художников - любителей. Выставка привлекла внимание вологжан настолько, что за первые три недели ее посетили 3600 человек. По этому поводу А.Н. Каринская в 1916 году высказалась на страницах одного из номеров журнала «Временник» таким образом: «Выставку посещала не только местная интеллигенция и учащаяся молодежь, но нередко приходилось перед картинами видеть и крестьян с котомками за плечами» [4]. Всего СКЛИИ было организовано и представлено вологжанам шесть художественных выставок.

В том же 1916 году А.Н. Каринская писала: «Работая много лет по разным захолустным уголкам нашего обширного Севера и, главным образом, по уездам Вологодской губернии, и сильно увлекаясь могучей и дикой красотой северных видов, я часто поражалась равнодушием местных обывателей как к красотам природы, так

и полнейшим непониманием и неразвитым вкусом по отношению к живописи. Большая часть населения не только низшего, но даже и среднего класса во всю жизнь не выезжала даже за пределы своего уезда и была совершенно не знакома ни с какими произведениями искусства» [5].

Вклад деятельности СКЛИИ в пропаганду и развитие культуры и изобразительного искусства на Русском Севере по своим масштабам сложно выразить словесно и оценить по достоинству. В 1913 году петербургский журнал «Ап-полон» писал: «Устроенная Северным Кружком любителей изящных искусств IV выставка картин помещалась в прекрасных залах старинного здания Дворянского собрания. Уже вестибюль дома Дворянства, с остатками прежней деревянной лестницы, переносит вас в обстановку подлинно художественного. Большой светлый зал и гостиные были наполнены хорошо развешенными картинами, главным образом художников группы «Мира искусства»... Выставку посетило 4500 человек в течение двух недель времени. Успех был большой, ведь это 1/10 всего населения Вологды! Дождемся ли мы когда-нибудь в Петербурге, что выставку, хотя бы весеннюю, посетит 1/10 жителей Петербурга!» [6]. А рецензент вологодской газеты «Северное эхо» от 20 марта 1913 года писал так: «В древности греки вели летоисчисление по олимпиадам. Культурную летопись Вологды можно вести по художественным картинным выставкам...» [7].

По итогам, открытой в марте 1914 года, очередной пятой выставки газета «Вологодский листок» сообщала: «Просто не верилось, что все это происходит у нас в Вологде, что на завтра каждый обыватель может за ничтожную плату пойти в эти залы и знакомиться с произведениями изобразительного искусства лучших мастеров» [8]. Кроме живописных произведений в данной экспозиции заняли достойное место рисунки и гравюры, архитектура и художественная старина. Особенно были отмечены зрителем книжные иллюстрации Д.И. Митрохина, эскиз фрески Н.К. Рериха «Курганный народ», пейзажи, портреты и интерьеры Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, З.Е. Серебряковой, Е.Е. Лансере. Уровень выставочных экспозиций СКЛИИ был достаточно высок, а подход организаторов отличался особой концептуальностью. Об этом говорит уже хотя бы тот факт, что здесь были показаны работы авторов, представляющих основные художественные объеди-

нения и группировки начала XX века. Особенно запомнились вологжанам произведения мастеров позднего товарищества передвижников (И.Е. Репина, В.Е. Маковского, К.В. Лемоха), ярких представителей «Союза русских художников» (Л.В. Тур-жанского, П.И. Петровичева, С.А. Виноградова). На особом привилегированном положении членов Кружка находились произведения живописцев и графиков петербургского объединения «Мир искусства» (Л.С. Бакста, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, И.Я. Билибина, Е.Е. Лансере,

А.П. Остроумовой-Лебедевой и многих других).

Выставки СКЛИИ впервые масштабно открыли на своих выставочных экспозициях творчество художников Русского Севера начала XX века (Ф.М. Вахрушова, А.А. Борисова, А.Н. Каринс-кой, Д.Э. Мартена и др.). Многие работы, представленные в те годы на выставках Кружка, в дальнейшем были причислены к классическим шедеврам русского искусства и в настоящее время находятся в крупнейших музеях мира. Произведения мастеров русского искусства заложили основу формирования будущей коллекции, научно-творческой и выставочной деятельности Вологодской областной картинной галереи.

Позже многие художественные традиции СКЛИИ нашли свое развитие в творчестве известных на всю Россию художников: Е. Шильниковс-кого, проживавшего в Великом Устюге, А. Наговицына и В. Сергеева прибывших в Череповец в начале 60-х годов предыдущего столетия, приехавших в Вологду в конце 1950-х выпускников Московского художественного института им. В.И. Сурикова В. Корбакова, Г и Н. Бурмаги-ных, Д. Тутунджан и других, которые повысили требования к профессиональному мастерству художников, внесли атмосферу новаторства и поиска индивидуальных выразительных средств. Основным источником вдохновения для вологодских художников всегда оставался замечательный северный край. Вологодчина оказалась неиссякаемым источником вдохновения для этих и многих других художников. Природа, многочисленные памятники древнерусского зодчества не могли оставить их равнодушными. Старинные особняки, лирические деревянные церкви и рвущиеся к небу колокольни, белокаменные богатырской мощи и стати, крепостные стены увидены и переданы этими графиками в своих произведениях во всем техническом многообразии и неповторимом великолепии. Мастерски отображе-

ны художественные образы церквей, соборов и храмовых комплексов Русского Севера, например, в сериях гравюр на дереве Н.В. и ГН. Бурма-гиных «Памятники архитектуры Вологодской области», тематических сериях эстампов и многочисленных экслибрисов А.Т. Наговицына.

Феномен творчества вологодских графиков заключается в том, что оно является наглядным отображением связи времен, эпох, народов и т.д., то есть, является ярким примером передачи пространства и времени изобразительными средствами, наглядным примером преемственности и передачи художественных традиций последующему поколению мастеров изобразительного искусства. История изобразительного искусства подтверждает догму о том, что развитие изобразительного искусства неотделимо от процесса движения времени, а подлинные произведения изобразительного искусства по своей сути не ограничиваются каким-либо конкретным временем. В содержании большинства произведения вологодских художников заложен генетический код многих предыдущих поколений художников. Пропущенный через здоровую русскую генетику мастеров графики, этот творческий генетический код проецируется в их работах в наглядное отображение временного пространства.

Творчество вологодских графиков второй половины XX века достаточно убедительно демонстрирует формирование в искусстве 1970-х - начала 1980-х годов новой образно-мировоззренческой тенденции, направленной на проблему духовного начала в современном мире, на активный поиск этого духовного начала. Художники искали и находили те выразительные средства, которые на изобразительной плоскости совместились с их жизненными впечатлениями «углубленно-философского уровня: искусство и мироздание, человек и планета, человек и вечность» [9]. Ярким наглядным подтверждением такого рода творческого проявления является, например, графические листы В.А. Сергеева, достойно проиллюстрировавшие пять поэтических сборников

Н.М. Рубцова.

В 1965 году в Вологде состоялась первая широкомасштабная по количеству работ и авторов выставка графики вологодских художников, на которой экспонировались «.натурные рисунки карандашом, монотипии, гуаши, акварели, пастели, гравюры на картоне, линолиуме и дереве, офорты, книжная газетная и промышленная гра-

фика. - фирменные знаки, проспекты, путеводители» [10]. На выставке представлены работы двадцати трех художников, в том числе графика Б.П. Шваркова, К.А. Воробьева, Н.В. Баскакова,

В.Н. Корбакова, В.А. Сергеева, С.Г. Ивенского, А.Т Наговицына, Д.Т. Тутунджан, А.В. Щепелки-на, Н.В. и Г.Н. Бурмагиных. Самым важным результатом выставки стал тот факт, что впервые получило конкретное очертание явление, послужившее в дальнейшем толчковым моментом в развитии искусства Русского Севера, получившее впоследствии более конкретное название -«вологодская графика». У истоков вологодской графики второй половины XX века стояли такие мастера искусства графики, как Н.В и Г.Н. Бур-магины, В.Н. Корбаков, Д.Т. Тутунджан, В.А. Сергеев, составляющие ее стержень.

Художник является активным носителем культуры и поэтому необходимо помочь будущим художникам в формировании духовного и творческого начала, в формировании тех или иных внутренних сил, которые в дальнейшем были бы способны послужить в творческом процессе самым мощным энергетическим толчком. Очень важно своевременно помочь молодому художнику, стремящемуся к серьезной творческой работе. Необходимо способствовать созданию такой атмосферы, при которой молодые художники, творчески настроенные, имели бы максимально благоприятные условия для воплощения своих замыслов в подлинные произведения изобразительного искусства, поднимающие большие, общественно значимые проблемы.

Графику, особенно станковую, современные художники в своем творчестве предпочитают редко в первую очередь по причине трудоемкости сложного процесса создания работ. Тонкий и кропотливый рисунок с множеством четких деталей мгновенно выдаст непрофессионального художника. Начинающие графики в своем творчестве сейчас больше применяют такие графические материалы как акварель, гелевая ручка, мягкие материалы типа уголь, соус, сангина, пастель и т.п., все чаще и чаще обращаясь в своем твор-

честве к возможностям компьютерных технологий. Технические возможности компьютера при этом неоспоримо велики, но базовые знания основ теории изобразительного искусства, законов, помогающих художнику грамотно отобразить тот или иной образ, практические умения и навыки необходимы и в этом случае.

Анализируя творчество вологодских художни-ков-графиков, приходишь к неоспоримому выводу, что вологодская графика и, в частности, вологодская станковая графика второй половины XX неотделима от русской графической школы в целом, основывается на традициях старой академической школы и, в то же время, - заявила себя как самостоятельное, мощное, яркое, уникальное явление на Русском Севере, в строке истории развития искусства станковой графики.

Библиографический список

1. Пунин Н.Н. Русское и советское искусство. -М., 1976. - С. 63.

2. Устав «Северного кружка любителей изящных искусств». - 1905.

3. Воропанов В.В. Столетие Северного кружка любителей изящных искусств // Хронограф: Вып. № 12. - Вологда: ВОКГ, 2006. - С. 84.

4. Из жизни кружка. Воспоминания А.Н. Карин-ской // Временник: Издание Северного кружка любителей изящных искусств. - Вологда, 1916. - С. 105.

5. Русская художественная летопись. Письмо из Вологды // Апполон. - 1913. - N° 5. - C. 63-64.

6. О выставке картин // Северное эхо. - 1913. -

20 марта.

7. Наблюдатель. Открытие 5-й выставки картин // Вологодский листок. - 1914. - 11 марта.

8. Художественное восприятие / под ред. Б.С. Мейлаха. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение. - 1971. - С. 30.

9. ЯблонскаяМ.Н. Взаимовлияние станкового и монументального в советской картине 20, 6070-х годов // Советская живопись 74. - М., 1976. -

С. 162.

10. Воронова О. Художники Вологды. - М.: Изд-во «Художник РСФСР», 1979. - С. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.