Научная статья на тему 'Детская книжная графика 1920-х годов в свете её художественных ориентаций'

Детская книжная графика 1920-х годов в свете её художественных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2519
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКАЯ КНИЖНАЯ ГРАФИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Красовицкая Лилия Михайловна

Автор показывает важность обращения к искусству, ориентированному на детей, в частности, к детском книжной графике в воспитании гармонически развитой личности. Обращение к детской книжной графике в 1920-х гг., т.к. в этот период происходит зарождение и активное развитие отечественной детской книжной графики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S BOOK ILLUSTRATION IN 1920s IN THE LIGHT OF ITS ARTISTIC GENRE

The article is devoted to the role of different genres of graphic art in illustrating children's books in 1920s.

Текст научной работы на тему «Детская книжная графика 1920-х годов в свете её художественных ориентаций»

УДК 76

Л, М. Красовицкая

ДЕТСКАЯ КНИЖНАЯ ГРАФИКА 1920-х ГОДОВ В СВЕТЕ ЕЁ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

В деле воспитания гармонически развитой личности чрезвычайно важным является обращение к искусству, ориентированному на детей, в частности, к детской книжной графике.

С книжной графикой дети знакомятся раньше, чем с другими видами и жанрами изобразительного искусства, в период активного формирования основ личности. Оформление и иллюстрации играют большую роль в детской книге, само восприятие которой часто идет от визуального к вербальному (в частности, дошкольниками). Это было неоднократно отмечено исследователями детской книги, писателями и художниками [1].

В 1920-е годы происходит зарождение и активное развитие отечественной детской книжной графики, складываются основные педагогические и изобразительные принципы детской иллюстрированной книги, имевшие основополагающее значение для её дальнейшего развития. Это был период возникновения и становления «специфического художественного жанра» (Э. Ганкина) детской иллюстрированной книги. Причины его возникновения и активного развития связаны с тем, что «к детской книге обращаются как к особой художественной структуре, способной, с одной стороны, выразить индивидуальные творческие идеи художника, а с другой - активно влиять на формирование социальных и эстетических идей» [2].

Общественная потребность в такой детской книге была обусловлена, во-первых, политическими предпосылками, необходимостью средствами искусства воздействовать на массы в целях их воспитания и формирования новых качеств советского человека. В этом плане дети были объектом пристального внимания, и детская книга 1920-х годов активно выполняла агитационно-пропагандистскую функцию. Социальной предпосылкой возникновения «специфического художественного жанра» книжной графики было появление нового заказчика, включающего детей из разной социальной среды. Демократизация художественного оформления детской книги была связана с социальными преобразованиями в стране и демократизацией быта и искусства. Следует отметить появление нового взгляда на ребенка как на активного и полноправного члена общества и стремление воспитать в нем качества, необходимые строителям новой жизни.

В 1920-е годы наиболее активно развивались те виды искусства, которые по ряду экономических причин и в силу своего демократического характера приобрели в этот период большое значение. Особую роль стала играть графика, а её разные жанры (газетная, журнальная, станковая, книжная, плакат) стали активно развиваться. Именно графика в эти годы является лидером и носителем новых тенденций в системе изобразительных искусств. Графика становится наиболее мобильной. Связь с общественной жизнью, литературой, производством придает ей злободневный характер.

В 1920-е годы в графике идет формирование принципов нового изобразительного языка. На этот период приходится расцвет творчества выдающихся советских графиков: А. Дейнеки, В. Конашевича, А. Кравченко, Н. Купреянова, В. Лебедева, Н. Тырсы, В. Фаворского, Д. Штерен-берга и других. В эти же годы происходит становление принципов книжного оформления. Художникам детской книги были предоставлены большие возможности для творческих поисков: маленькие иллюстрированные детские книжки по экономическим причинам издавались активнее, чем более дорогие книги для взрослых.

В эти годы в детской графике работают художники разных направлений и творческих позиций, что обусловливается характерным для этого периода многообразием художественных группировок, а также сложностью процесса формирования принципов нового искусства. И само искусство детской книги 1920-х годов соотносимо со многими пластами художественной культуры: оно впитало в себя достижения различных искусств, не только изобразительных (интересно проследить влияние на детскую графику цирка, театра, кинематографа). Это связано с синтетическим характером книжного искусства, опосредованностью книжной иллюстрации, ее зависимостью от текста, графическая интерпретация которого требует от художника осмысления разных сторон реальности, в том числе и художественной культуры и изобразительного искусства.

Многообразие художественных влияний определялось, во-первых, особой познавательной и эстетической функцией детской книги, которая осуществлялась также и путем создания изобразительных реминисценций с искусством определенных эпох и направлений, во-вторых, высокой активностью изобразительной стороны книги, потребовавшей от художника привлечения различных стилистических принципов и приемов.

Для советского изобразительного искусства 1920-х годов было вообще характерно творческое осмысление различных тенденций и стилей, стремление к синтезу искусств, стремление использовать достижения искусства прошлого для воплощения задач современности. Детская книга была близка иным формам культуры: театру, кино, афише, газете, плакату — она в концентрированном виде частично выполняла в детской среде их функции.

Мастеров детской книжной графики 1920-х годов отличала глубокая художественная эрудиция, теоретические знания сочетались с практическим освоением в их творчестве различных пластов культуры как прошлого, так и современной им эпохи.

Так, в частности, детская книжная графика этого времени связана с освоением некоторых особенностей искусства палеолита (см., например, «Охоту» В. Лебедева (1925) и иллюстрации В. Ермолаевой к «Красношей-ке» Н. Асеева, искусства народов, сохранивших в различных областях жизни древнее, народное, непрофессиональное начало). Так, в иллюстрациях Д. Штеренберга к «Галлу и М’гату, негритянским ребятам» О. Гурьян (1928) ощутима близость к искусству африканских негров; иллюстрации П. Соколова к «Капитану Джеймсу Куку» Н. Чуковского (1927) соотносимы с рисунками северных народов нашей страны.

Большое воздействие оказал на детскую книжную графику этого периода городской изобразительный фольклор: лубок и вывеска. Его влияние

на рисунок для детей было обусловлено внутренней близостью этих графических форм: общим демократическим характером, обобщенностью, обостренностью и доступностью образного строя. Соединение просветительс-ко-ииформаггивного и эстетического начала, ориентация на непросвещенного и неискушенного зрителя также были общими для лубка и иллюстрации в детской книге.

С лубком детскую графику связывает сочетание рисунка с текстом, при этом главная роль в лубке принадлежит рисунку, как это было в детской книге 1920-х годов. Будучи жанрами изобразительного фольклора, вывеска и лубок перекликались со сказками, песенками, потешками и другими фольклорными жанрами, которые играли большую роль в детской литературе. Отсутствие индивидуализации, резкая разграниченность хорошего и дурного, юмор, гиперболизированное, гротескное изображение персонажей присутствуют и в формах устного народного творчества, предназначенных для детского восприятия, и в изобразительном фольклоре, и в детской книжной графике 1920-х годов. Близкая искусству детской книги игровая, театрально-балаганная атмосфера была также характерна для лубка.

Обращение к приемам русского изобразительного фольклора было характерно для творчества многих детских художников 1920-х годов: В. Лебедева, А. Пахомова, А. Самохвалова, В. Курдова (особенно в его «Конной Буденного» на стихи А. Введенского, 1931 г.), А. Порет, Е. Сафоновой, В. Ермолаевой, Д. Штеренберга (в творчестве двух последних более ощутимо влияние вывески, нежели лубка) и некоторых других. Художники стремились приблизиться к образному строю изобразительного фольклора, воспринять его здоровое начало, простоту, доступность, народную мудрость и эстетику.

Использование художественных традиций искусства прошлого в творчестве мастеров детской графики было деликатным, стилистически и функционально оправданным. В рисунках Л. Бруни воздействие восточного (китайского, японского) искусства ощутимо не столько на примере отдельных иллюстраций, сколько в общей графической манере художника, в артистичном, выразительном и лаконичном изображении мира природы, в особенном изяществе его работ. Подобную же реминисценцию можно провести, рассматривая работы Н. Купреянова («О березе, морозе, елках да иголках» А. Коваленского, 1928 г.), В.Курдова («Где раки зимуют» В. Биан-ки, 1930 г.). В творчестве П. Алякринского, много и плодотворно работавшего в этот период над иллюстрированием книг с восточной тематикой, воздействие восточного искусства носит более внешний характер и проявляется в широком использовании восточных мотивов и в стилизации “под Восток”.

На детскую графику А. Пахомова, А. Дейнеки, А. Самохвалова оказало влияние искусства Возрождения (более итальянское, чем Северное): на это указывает монументальность, эпичность образного строя, обобщенноидеальное изображение человека. В графическом творчестве А. Пахомова ощущается влияние древнерусского искусства, его одухотворенности, приподнятости в изображении персонажа, а также освоение наследия русского классического искусства XIX века, особенно работ А. Г. Венецианова. Развитие другой стороны этой же традиции, русского классического рисунка, прослеживается в работах для детей Л. Бруни.

В графическом творчестве художников, близких к традициям “Мира искусств”, чувствуется некоторое влияние графики XVIII - начала XIX века: изящный линейный рисунок, использование и обыгрывание декоративноорнаментальных элементов и рисованных, артистично-затейливых шрифтов. Реминисценции с данным искусством возникают при анализе шрифтов в детской книге М. Добужинского, С. Чехонина, Д. Митрохина, В. Ко-нащевича. В надписях на обложках, титулах, в тексте художники чаще не прямо использовали приемы изобразительного искусства XVIII - начала XIX века, но напоминали о нем отдельными декоративно-орнаментальными элементами (рокайльными завитками, виньетками, рамками), изысканно красивыми буквами или общим решением, остроумным и артистичным. Однако влияние искусства XVIII века на детскую книжную графику новой эпохи было не актуальным: новая тематика и развитие новых графических принципов требовали от художников иных ориентаций.

Более актуальным было влияние различных направлений искусства конца XIX - начала XX века: импрессионизма, экспрессионизма, кубизма, футуризма, производственного искусства, плаката и других форм графики. В 1920-е годы многие советские художники (в том числе и работавшие в детской книге), отрицая академическое искусство и буржуазную культуру в целом, стремились к обновлению художественного языка и опирались на завоевания данных направлений.

Влияние импрессионизма наиболее заметно в изобразительном решении детских книг о природе, в творчестве Н. Лапшина, Н. Тырсы, В. Лебедева. На творчество В. Лебедева оказали влияние Э. Дега и А. Тулуз-Лотрек, правда, это более ощутимо в станковых листах, но и для детских работ художника характерны острота изображения человека, выразительность поз и жестов. Экспрессионистическое начало присутствует в работах Н. Куп-реянова, К. Ретева, Д. Штеренберга, С. Чехонина, П. Алякринского, Н. Шифрина, К. Конашевича, причем степень его активности (мера деформации, напряженности цвета, гротеска, гиперболизации) была различной в зависимости от манеры художника и тематики книги.

Влияние кубизма ощутимо в творчестве В. Лебедева, А. Пахомова, Д. Штеренберга - в их детских рисунках легко “прочитывается” кубисти-ческое начало (особенно в работах В. Лебедева).

Влияние футуризма заключалось в использовании в детской графике традиций рукотворных изданий русских футуристов 1910-х годов, выразительность графических решений которых во многом определялась единством изобразительного и шрифтового начала, единством приемов их воплощения.

В связи со столь широким использованием принципов и приемов различных стилистических направлений возникает вопрос о стилизации, который относительно детской книжной графики 1920-х годов обычно не ставится. Авторитет этого искусства, его общепризнанный высокий идейнохудожественный уровень не давал повода для отрицательных оценок, а в слове “стилизация”, употребляемом в отношении изобразительного искусства, обычно заключается негативный оттенок.

Данная проблема относительно детской книжной графики требует рассмотрения ее в двух аспектах. Во-первых, правомерен ли подобный негати-

визм, если речь идет о детской книге? Во-вторых, являлось ли обращение художников к приемам и принципам “чужого” изобразительного языка, прошлого или настоящего, стилизацией?

При рассмотрении второго аспекта данной проблемы целесообразным представляется привести слова В. Лебедева о влиянии кубизма на его изобразительную систему, которые во многом объясняют характер воздействия различных стилистических течений на творчество художников:«.. .языком моего искусства тех лет был кубизм - и как бы не изменились впоследствии мои планы, в них всегда оставалась скрытая основа кубический системы. Критики правы - я был тесно связан с кубизмом. Мне часто говорили, вероятно, справедливо, что кубизм был для меня не мировоззрением, а школой. Да я не подражатель, я иду от натуры, от своего виденья мира, и мой кубизм мало похож на то, что формулируют теоретики» [5]. Точно подмеченное В. Лебедевым («не мировоззрением, а школой») соотношение между собственным мироощущением художника и “скрытой основой” чужого языка, к которому он по какой-то причине и с какой-то целью обращается, и лежало в основе изобразительных решений детских книг 1920-х годов, притом что влияния в большей или меньшей степени визуально ощущались.

Было ли это стилизацией? Или же это путь развития традиций?

Художник в предметно-графическом строе детской книги должен дать отклик на описываемые в тексте события, графическая интерпретация текста (а тем более детского) предполагает воссоздание определенных сторон культуры, соотносимой с литературным произведением. Чаще всего в детской книге исследуемого периода использование графических мотивов, приемов или самого духа какого-либо направления изобразительного искусства было оправданным, уместным и служило цели более глубокой интерпретации текста и создания графического произведения высокого художественного уровня. В свете этого ощутимые в детской графике реминисценции с различными направлениями изобразительного искусства в большинстве своем не могут считаться стилизацией. Если же считать стилизацию одной из форм художественной интерпретации текста, то ее наличие в пластическом решении книги для детей правомерно, если художник сознательно обратился к ней с целью помочь ребенку постичь идейнохудожественное содержание произведения и освоить определенное явление художественной культуры более полноценно.

Если стилизация - это маскарадный костюм, наброшенный поверх привычного современного платья» [3], то в детской книге, для которой характерна атмосфера игры, театра, маскарада, стилизация не должна рассматриваться как явление отрицательное.

Существенная сторона детской графики 1920-х годов - ее плакатное начало - тоже может быть рассмотрено как стилизация, только в основе ее воссоздание стиля не далекой эпохи или страны, а другого графического жанра.

Таким образом, правомерность стилизации в детской книжке определяется исходя из трех показателей: ее цель при создании художественного образа книги; органичность введения в современное произведение графического искусства приемов, свойственных иному искусству или иному

направлению; результативность этого введения, функциональная значимость его, то есть степень художественной выразительности графического решения, приобретенной за счет стилизации.

Использование художниками определенных приемов искусства прошлых эпох или современного, обращение к той или иной традиции было сзязано с собственной творческой манерой, с поисками в создании совершенного художественного образа. Многообразие художественных ориентаций обогатило детскую книгу, придало глубину ее образно-пластическому строю, включило ее в общую систему развития изобразительного искусства и усилило познавательно-эстетическую функцию детской книги, которая является для ребенка первоначальной стадией овладения отдельными сторонами творческого наследия.

В 1920-е годы отечественным искусством были поставлены и блестяще практически разрешены многие важные проблемы детской книжной графики. Книги, созданные художниками в сложных экономических условиях при несовершенном полиграфическом производстве, стали произведениями высокого искусства, способными выполнять свои педагогические и эстетические функции и много лет спустя. Подтверждением этому является переиздание этих книг в 1970-е - 1980-е годы (серии: «Избранные детские книги советских художников» и ((Художники - детям»).

Литература

1. Блок, А. А. Краски и слова. I А. А. Блок. Собр. соч. в 8 т. -М.; Л.; 1962. - Т. 5. -С. 19-34.

2. Ганкина, Э. Художник в современной детской книге / Э. Ганкина. - М.: Сов. художник, 1977.-С. 13.

3. Герчук, Ю. Я. Художественная структура книги / Ю.Я. Герчук. - М.: Книга, 1984. - С. 89.

4. Пахомов, А. Ф. Про свою работу / А. Ф. Пахомов. - Л.: Художник РСФСР, 1971.

5. Петров, В. Н. Владимир Васильевич Лебедев. 1891-1967 / В. Н. Петров. - Л.: Художник РСФСР, 1972. - С. 248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.