Научная статья на тему 'Самореализация личности взрослого в изобразительном творчестве'

Самореализация личности взрослого в изобразительном творчестве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самореализация / возможности личности взрослого / арттерапия / изобразительное творчество / self-realization / adult personals resources / art-therapy / graphic creative work.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чигинцева Ольга Николаевна

На основе обобщения теоретико-методологических знаний, а также инновационного опыта в образовательной практике художественной школы раскрыта самореализация личности взрослого в изобразительном творчестве и представлены её этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REALIZATION OF ADULT PERSONALS IN THE GRAPHIC CREATIVE WORK

The author presents self-realization of adult personals in the graphic creative work and dwells upon the stages of self-realization based on general conclusion of theoretical and methodological knowledge and the experience of innovation processes in the educational practice of art school.

Текст научной работы на тему «Самореализация личности взрослого в изобразительном творчестве»

YAK 374.73 ББК 74.4

O.H. ЧИГИНЦЕВА

O.N. CHIGINTSEVA

САМОРЕАЛИЗАиИЯ ЛИЧНОСТИ ВЗРОСЛОГО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

SELF-REALIZATION OF ADULT PERSONALS IN THE GRAPHIC CREATIVE WORK

На основе обобщения теоретико-методологических знаний, а также инновационного опыта в образовательной практике художественной школы раскрыта самореализация личности взрослого в изобразительном творчестве и представлены её этапы.

The author presents self-realization of adult personals in the graphic creative work and dwells upon the stages of self-realization based on general conclusion of theoretical and methodological knowledge and the experience of innovation processes in the educational practice of art school.

Ключевые слова: самореализация, возможности личности взрослого, арт-терапия, изобразительное творчество.

Key words: self-realization, adult personals resources, art-therapy, graphic creative work.

В настоящее время во всем мире наблюдается процесс возрастания культурных запросов взрослого населения. Обучение взрослых изобразительному творчеству приобретает все большую популярность в нашей стране, превращая творчество в одну из самых привлекательных для человека сфер деятельности, подводя к осознанию потребности в самореализации.

Изобразительное творчество относится к синтетической художественной деятельности, в которой две формы человеческой активности (предметная и общения) оказываются слитыми воедино во имя осуществления иллюзорно-художественного общения. Смысл изобразительного творчества -обозначить вторжение человека в природный мир, поставить печать человеческого творения [3]. Проблема заключается в том, каким образом выявить и развить потенциал личности взрослого в области изобразительного творчества?

Отечественные учёные-акмеологи рассматривают «взрослого» как целостного человека в период зрелости; человека, создающего самого себя средствами выработанных в опыте субъективных интегральных схем (А.А. Бо-далев, А.А. Деркач). Задачей преподавания становится разработка методологического базиса для совершенствования совместной деятельности взрослых и преподавателя в направлении на самореализацию. «Самореализация» обозначает реализацию потенциала личности, в т. ч., генетического (А. Маслоу).

Для более успешной самореализации личности взрослого в изобразительном творчестве необходимо усиление мотивации. Такой мотивацией для взрослых является устремлённость к позитивным изменениям - в своём образе жизни и способе отношения с миром. Рассмотрим основополагающую для нашего исследования идею самореализации в виде тезисов, исходя из «воз-можностной» теории личности Д.А. Леонтьева [7].

1. Реализация потенциала личности взрослого происходит в единстве двух направлений развития - возможного и необходимого.

2. Направление развития, идущее от установки на «то, что надо», в основе которой находятся причинно-следственные закономерности - есть результат обучения азам изобразительной грамоты.

3. Направление развития от установки на «то, что возможно», в основе которой заложено предстоящее раскрытие возможностей личности взрос-

лого - есть результат экспериментирования с инструментами и материалами; осознанности трёх видов восприятия (по Н.Н. Волкову), чередования рисования с натуры и рисования на импровизацию; диалога с произведениями изобразительного искусства.

4. В изобразительном творчестве взрослый раскрывает многочисленные возможности, такие как: проецирования своих внутренних состояний в визуальной форме; зрительного восприятия; мышления в материале; сенсо-моторные возможности руки и др.

5. Самодетерминация взрослого как свободная саморегулируемая активность способствует переходу всей совокупности возможностей из потенциальной в актуальную форму и, таким образом - реализации потенциала личности.

6. Переход личности из режима детерминированности в режим самодетерминации происходит более целенаправленно благодаря механизмам регуляции поведения, которые включаются при выполнении специально спроектированных заданий, таких как: ведение «Дневника наблюдений», беседа «Бросаем взгляд на себя», упражнение «Из темноты на свет», творческое задание «Картина-натюрморт», самостоятельная работа над «Папкой вдохновения».

7. Самореализация энергозатратна и требует усилий, поэтому на первых этапах требуется создание среды, в которой взрослые рисуют в режиме энергосбережения, чему способствует техника «активного воображения», предложенная К.Г. Юнгом, и следующие её элементы: «сенсомоторные игры», «символические игры», «социальные игры» - в разработке автора статьи.

8. Естественным условием для самореализации взрослого человека служит включённость в социальную практику, что наиболее оптимально может быть достигнуто благодаря таким методам, как: социальные арт-терапевтические игры; беседы «"Галереи" произведений изобразительного искусства»; просмотры и выставки; общая для группы «копилка "Советы профессионалов"» .

Опираясь на сформулированные выше тезисы, рассмотрим самореализацию взрослых и её этапы в условиях школы-студии для взрослых. На протяжении ряда лет наблюдая на практике постоянное изменение количественного и качественного уровня возможностей у взрослых, мы учитываем эти изменения при моделировании этапов самореализации. В структуру учебной деятельности включены познавательное и творческое направления, как это предлагается педагогами-новаторами [2], а также добавлено арт-терапевтическое направление. Такое усложнение обусловлено тем, что деятельность с необходимостью должна быть богаче сознания (исходя из принципа единства сознания и деятельности А.Н. Леонтьева).

1 этап. Единичные возможности

при освоении самого необходимого

Задачей арт-терапевтического направления учебной деятельности становится создание среды, дающей эмоционально-мотивационное подкрепление, в которой взрослым будет комфортно знакомиться с азами изобразительной грамоты. Этому способствуют элементы техники арт-терапии.

Для борьбы с искажённой самооценкой, неловкостью перед использованием изобразительных материалов взрослым, начинающим заниматься изобразительным творчеством, предлагается вернуться к «истокам», обратить внимание на очевидные свойства материалов и инструментов во время проведения сенсомоторных игр: «Цветовая тишина»; «Цветные руки»; «Что произойдёт?».

Взрослые не всегда чётко осознают, что выбранные художником цвета, формы, пропорции, расположения имеют символическое значение. Для придания этому важности проводятся символические игры: «Подбери цвет к эмоции», «Незаконченный рисунок художника». Успешность в этих играх

гарантирована тем, что у любого человека есть возможность проецировать свои внутренние состояния в визуальной форме [6].

Взрослым часто не хватает взгляда на себя со стороны. В социальной игре «Рисуем путешествие» осуществляется содеятельность с другими учащимися. Сделанный каждым выбор цвета, линий, ритма становится составной и неделимой частью общего рисунка.

Участие во всех видах игр позволяет взрослым перейти к восприятию своего рисования не как «исполнения должного», а как фантазийной игры, в которой пока происходит игнорирование труднодостижимых эстетических критериев.

Задачей познавательного направления является преодоление эффекта «старения» (схематизации, дезинтеграции и беспорядочности - термины В.С. Кузина) зрительного восприятия взрослых. В ходе проведения тематических бесед с просмотром презентаций и видеофильмов в памяти у взрослых создается «галерея» произведений изобразительного искусства, например, «галерея» пейзажей с изображением восходов. Вести поиск и находить понимание у другого человека помогает ведение записей одновременно с зарисовками в «Дневнике наблюдений». Преподаватель предлагает вспомнить своё приобщение к изобразительному творчеству на протяжении жизни. Анализ автобиографических моментов замыкает «социальную цепочку» уже прошедших этапов жизненного пути на настоящее, напоминает взрослому о его генетическом потенциале, скрытом во времени.

Задачей творческого направления является выработка первоочередных навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Преподаватель показывает поэтапно процесс выполнения каждого творческого задания перед группой. Вначале взрослые рисуют по представлению, выполняют упражнения по ознакомлению с изобразительно-выразительными средствами; составляют композицию декоративного натюрморта; затем приступают к рисованию с натуры, пишут акварелью в технике гризайль, рисуют цветными карандашами этюды фруктов, овощей, посуды. В процессе разных видов изобразительной деятельности формируется восприятие реального предмета (рисование с натуры, по памяти) и восприятие изображённого предмета (рисование по представлению).

В практической деятельности начинает вырабатываться субъективная интегральная схема изобразительных действий, основанная на базовых способностях к рисованию [4; 8, с. 137]. Следуя интегральной схеме, взрослый человек на занятиях по рисунку способен отмечать следующие ключевые моменты: 1) края предметов; 2) негативные пространства; 3) пропорции; 4) вертикальные и горизонтальные направления; 5) отклонения от опорных направлений. На занятиях по живописи взрослые овладевают азами цветове-дения: 1) цветовой тон; 2) светлота; 3) тепло-холодность цвета.

Основное достижение 1-го этапа. Взрослые, следуя подробным инструкциям, осваивают самое необходимое - азы изобразительной грамоты, вырабатывают субъективную интегральную схему изобразительных действий. Игровая и изобразительная деятельность; воспоминания, раскрывающие на начальных этапах жизненного пути наследственно заданный потенциал; формирующееся зрительное восприятие - все это помогает накапливать нерешённые вопросы и проблемы. «Игра» возможностями без их оценки ведёт взрослого к предвидению, что освоения азов изобразительной грамоты будет недостаточно, чтобы передать в рисунке многогранность внешнего мира.

2 этап. Открытие разных возможностей

В рамках арт-терапевтического направления ставится задача на расширенное ознакомление и закрепление разнообразных форм изобразительного опыта в условиях «нечётко структурированной, обеспечивающей свободу действий среды» (термин Д.А. Леонтьева). Взрослые участвуют в уже известных им сенсомоторных играх, но экспериментируют с максималь-

но большим количеством цветов и их оттенков; материалов; инструментов; пробуют разные по характеру взаимодействия воды, краски, кисти и бумаги. Игра «Мульти-двигательное рисование» раскрывает дополнительные сенсо-моторные возможности руки в проведении линий.

Известные символические игры расширяют возможности взрослых при поиске ассоциативных связей между настроениями, чувствами, характером человека, с одной стороны, и цветами, линиями на изобразительной поверхности, с другой стороны. Добавляется игра «Жёстовое рисование».

В социальной игре взрослые стремятся открыть свои возможности в процессе совместной изобразительной деятельности. В играх «Меняем ритмы цвета», «Совместное касание», «Дорисуй по памяти» каждый выбирает свой вариант действий, ритмов, опорных точек зрения и т. д. Во всех видах игр мотивация на освоение азов меняется на - экспериментирование. Расширяется веер возможностей по использованию свойств изобразительных материалов, значений изображённых предметов и т. д. Взрослые открывают для себя «позицию "всевозможности" по отношению к миру» (термин А.М. Лобка).

При знакомстве с цветовым спектром пробуждаются возможности взрослых переходить от одной ассоциации к другой и создавать собственный цветной мир: начиная от внешних проявлений цвета как природного явления (круги «Фрукты», «Времена года») до внутренних переживаний цвета как настроения. Эти задания формируют третий вид восприятия - прямое восприятие цветовых пятен на плоскости (термин Н.Н. Волкова).

Изобразительно-выразительные средства (ритм, симметрия, контраст и др.) рассматриваются на основе родства истоков обыденного и художественного познания в процессе совместных с преподавателем наблюдений.

«Галерея» произведений изобразительного искусства, например, «галерея» русской пейзажной живописи, помогает увидеть множество пейзажей, созданных мастерами за многовековую историю. Обращается внимание на факты из творческой биографии художника, освещающие его путь в искусстве через реализацию потенциала.

Записи и зарисовки в «Дневниках наблюдений» ведутся для того, чтобы продемонстрировать ведущую роль визуального канала коммуникации. Обращение к автобиографическим моментам помогает взрослым «бросить взгляд на себя». Все задания познавательного направления способствуют открытию возможностей взрослых вести наблюдения в обыденной жизни и высказывать углублённые суждения в отношении произведений искусства.

Задания творческого направления тренируют «мышление в материале» и помогают освоить целую серию рисуночных и несколько живописных техник и материалов. Натюрморт является лучшим жанром для изучения материального бытия вещей (формы, освещённости, цвета). Итоговый натюрморт гуашью, представляющий собой композицию из одного предмета на фоне драпировки, раскрывает возможность взрослых работать с азами цве-товедения, изменять насыщенность цвета с целью передачи объёма, вводит в интегральную схему действий дополнительные ключевые моменты: 6) светотень и 7) перспективные сокращения [4; 8, с. 137].

Следуя теории Б. Эдвардс [8], левополушарное рисование (с натуры) необходимо чередовать с правополушарным (импровизация). Серия заданий «Нарисуй музыку (или стихи)» увеличивает количество каналов восприятия: вербальный (художественное слово), визуальный (рисование), аудиаль-ный (слушание музыки) и приводит к их интеграции. Импровизации с цветом пробуждают воображение, способствуют выражению эмоционального отношения; а творческие задания с натуры совершенствуют природную чувствительность зрительного анализатора; сенсомоторные возможности руки, возможности к запоминанию зрительных образов.

На 2-м этапе идёт процесс перестройки деятельности путём изменения потребностно-мотивационных факторов [5, с. 122]. Отвечая на мотиваци-онные стратегии, пробуждающие интерес, взрослые рисуют, выбирая пооче-

рёдно один из трёх видов восприятия; от рисования с натуры переходят к импровизации. В результате натурные зарисовки становятся все более сложными, выразительными, насыщаются эмоциональным отношением. Обращаясь к истории изобразительного искусства, взрослые начинают ориентироваться на лучшее, что смогли достичь известные художники.

3 этап. Взвешивание и оценивание возможностей

Арт-терапевтическое, познавательное и творческое направления учебной деятельности интегрируются в одну сложную деятельность - изобразительное творчество. Задания из серии «Обучение у мастеров» начинаются с беседы, в ходе которой взрослые изучают творчество нескольких живописцев. Далее, по своему выбору они «создают для себя кумира», выполняют графический анализ композиции одной из его картин. Каждый графический лист создаёт новый зрительный конструкт, в котором последовательно доминирует одно за другим несколько изобразительно-выразительных средств. Графический анализ помогает взрослым активно взвесить те средства, которые выбрал мастер. В этом взвешивании раскрывается субъективная интегральная схема изобразительных действий «кумира». «Диалог» с личностью Мастера раскрывает бездну возможностей. Заряженные энергией, взрослые стремятся опробовать новую для себя схему в собственной деятельности. В условиях натурной постановки выполняются натюрморты в «стиле» мастера.

Взрослым интересно увидеть примеры удачных находок, которые совершает рефлексивное сознание опытного художника в действии. Для этого на занятиях создается общая для группы «копилка "Советы профессионалов"». В ходе проведения мастер-класса художник, специалист в определённом жанре, например, портрета-шаржа, демонстрирует процесс своего творчества и делится своими советами. Взрослые наблюдают и взвешивают возможности субъективной интегральной схемы профессионала. В ходе коллективного обсуждения советы записываются, каждый получает видеозапись мастер-класса и своё личное воспоминание, наполненное эмоциями.

Остановка-пауза между стимулом и реакцией помогает включить в работу рефлексивное сознание, во время которой можно не реагировать обычным для ситуации образом, а начать выстраивать своё собственное поведение. Этот механизм регуляции поведения включается при выполнении упражнения «Из темноты на свет». Натюрморт, приготовленный для рисования с натуры, погружается в темноту. Далее, постепенно начинают включаться источники света. Всякий раз количество зрительных признаков увеличивается. Взрослые учатся самостоятельно подбирать и оценивать оптимальную степень освещённости, зрительно «взвешивать» и находить главное в натюрморте.

«Эмпирическим индикатором действия в поле возможного, а не необходимого служит неспровоцированный выход за задаваемые ситуацией рамки» [7, с. 16]. Этот выход осуществляется всё более в сторону выбора осмысленных и вариативных возможностей, в противовес однозначным необ-ходимостям. Рисование натюрморта перестаёт быть самоцелью, а становится мостиком для перехода к созданию новой реальности на картине. Эта реальность выводит рефлексивное сознание за рамки натуры и приобретает характеристики художественного образа. Взрослые рисуют картину-натюрморт. Вначале рефлексивное сознание находится в рамках, задаваемых ситуацией, опираясь на натурные зарисовки. Затем учащиеся формулируют свой собственный замысел, ищут взвешенные эскизные решения и, наконец, доводят работу до уровня картины.

Взрослым необходим объективный взгляд на себя со стороны. Включение рефлексивного сознания, вдумчивое осмысление всех вариантов и альтернатив приводит к реализации потенциала делать свой выбор [7]. Этот механизм регуляции поведения включается, когда взрослые участвуют в просмотрах и выставках на разных уровнях: в группе, школе, регионе, России.

На просмотре внимание взрослого обращается на процесс самоизменения, выявляется и придаётся ценность своим особенным возможностям, формируется адекватная оценка своего потенциала.

На 3-м этапе в ходе интенсивной изобразительной практики, при выполнении специально спроектированных заданий; в единстве с другими людьми, в ходе диалога с произведениями изобразительного искусства взрослый видит себя в качестве участника собственного образования. Самодетерминация помогает взвешивать свои возможности и ведёт к формированию ценностного отношения к ним.

4 этап. Инициативное действие

по реализации одной выбранной возможности

Психика - «есть орган отбора, решето, процеживающее мир, и изменяющее его так, чтобы можно было действовать». Положительная роль психики заключается в том, чтобы «не всегда верно отражать, т. е. субъективно искажать действительность в пользу организма» [1, с. 347]. У человека нет прямого выхода к миру «чистой объективности» [5, с. 82], поэтому на занятиях ставится задача научиться ценить в себе способность к субъективному искажению действительности.

Общение взрослых с преподавателем на этом этапе происходит в среде, приобретающей черты «авторской изостудии». Характер учебной деятельности становится поисковым; в учебном сотрудничестве совершаются инициативные акты; начинающие авторы стремятся к самоутверждению, показывая продукты своего творчества на выставках.

Каждый работает со своей «Папкой вдохновения», куда собирает то, что когда-то оставило сильное зрительное впечатление в виде: репродукций, коллекций, природного материала, фотографий, собственных зарисовок, взятых из Дневника наблюдений. Заинтересовавший ранее материал на новом этапе может явиться тем толчком, который благодаря субъективному искажению, через цепочку возникающих ассоциаций, приведёт к рождению идеи для будущего произведения.

Взрослому предстоит совершить «переход Рубикона». Это резкий переход, осуществляемый в акте принятия субъектом внутреннего решения, от «мотивационного состояния сознания» к «волевому состоянию сознания» [7, с. 19]. Учебная деятельность организуется в форме инициативных актов: каждый ставит свою цель, выбирает свою тему и составляет план работы над картиной. Самодетерминация помогает взрослому выбрать одну точку зрения и ракурс, одну зрительную ассоциацию; активно «проявить себя»: сделать несколько эскизов, этюдов на одну тему, а затем составить итоговую композицию только из самых ценных находок. В интегральную схему изобразительных действий включаются ключевые моменты: 8) целостность образа и 9) его уникальность [4; 8, с. 137]. Самым сложным инициативным актом, требующим волевого состояния сознания, является выход на самостоятельную работу по созданию художественного образа в картине. Взрослый принимает на себя ответственность за воплощение задуманного образа в реальность, даёт внутреннее обязательство перед самим собой вкладывать в это все усилия.

На 4-м этапе взрослый способен сформулировать собственные цели в изобразительном творчестве. Самодетерминация даёт новое отношение к творчеству, требующее проявления воли, вложения усилий, креативности.

Представленные этапы самореализации проектируют соотношение настоящего состояния личности взрослого, ограниченного установкой на «то, что надо», и будущего состояния личности, ведомого установкой на «то, что возможно». В этом процессе происходят следующие изменения: единичные возможности при освоении самого необходимого - открытие разных возможностей - оценивание возможностей - постановка цели - инициативное действие по реализации одной выбранной возможности.

Литература

1. Выготский, Л.С. Собр. соч. [Текст] : в 6 т. / Л.С. Выготский ; гл. ред. А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1982-1984. Т. 1 : Вопросы теории и истории психологии / под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. - 1982. - 488 с.

2. Захарова, А.С. Учреждение дополнительного образования художественного профиля в аспекте возможностей творческой самореализации личности по принципу: «образование для всех» [Электронный ресурс] / А.С. Захарова // Молодёжный научный форум: гуманитарные науки : сб. материалов III студ. междунар. заочн. науч.-практ. конф., май 2013 г. Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.nauchforum.ru/node/660, свободный.

3. Каган, М.С. Философия культуры. Становление и развитие / М.С. Каган. -СПб. : Лань, 1998. - 448 с.

4. Кириенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности [Текст] / В.И. Кириенко. - М. : Просвещение,1991. - 299 с.

5. Клочко, В.Е. Самореализация личности: системный взгляд [Текст] / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский ; под ред. Г.В. Залевского. - Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1999. - 154 с.

6. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л.Д. Лебедева. - СПб. : Речь, 2003. - 256 с.

7. Леонтьев, Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. -2011. - № 1. - С. 3-27.

8. Эдвардс, Б. Художник внутри вас [Текст] / Б. Эдвардс ; пер. с англ. - Минск : Попурри, 2000. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.