Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЮСТОВ-ПОРТРЕТОВ, ВОЗВЕДЕННЫХ В ГОРОДАХ АЗЕРБАЙДЖАНА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД'

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЮСТОВ-ПОРТРЕТОВ, ВОЗВЕДЕННЫХ В ГОРОДАХ АЗЕРБАЙДЖАНА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
скульптура / станок / город / скульптура / образ / портрет. / sculpture / long worktable / city / plasticity / image / portrait.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эминбейли Нармин Азад Кызы

Советская власть в Азербайджане с первого дня своего установления уделяла особое внимание идеологической сфере. В 1920 году, после свержения Азербайджанской Народной Республики и захвата власти большевиками в Азербайджане, план «Монументальная пропаганда» стал основным принципом советского искусства, в том числе скульптуры. Широко пропагандируя в обществе теорию марксизма-ленинизма, прививая людям советский патриотизм, пролетарский интернационализм, коммунистиче-ское отношение к труду, общественную активность и другие лозунги стали основой развития скульпту-ры. Наряду со своей политической и идеологической целью этот пропагандистский план стимулировал бурное развитие скульптуры. В статье исследуются художественные особенности бюстов-портретов, возведенных в городах Азербайджана в советский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTISTIC FEATURES OF PORTRAIT-BUSTS ERECTED IN AZERBAIJANI CITIES DURING THE SOVIET PERIOD

Since the first day of its establishment of the Soviet power in Azerbaijan the special attention has been paid to the ideological sphere. After the overthrow of the Azerbaijan Democratic Republic in 1920 and the Bolsheviks seized power, the plan “Monumental Propaganda” in Azerbaijan became the basic principle of Soviet art, including sculpture. To promote the Markizim-lenizim theory in society the issues such to instill in people Soviet patriotism, proletarian internationalism, the communist attitude to labor, social activism, etc. became a development goal of the sculpture. Along with its political and ideological purpose this propaganda plan gave impetus to the rapid development of sculpture. In the article the artistic features of bust-portrait works erected in the cities of Azerbaijan during the Soviet period are studied.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЮСТОВ-ПОРТРЕТОВ, ВОЗВЕДЕННЫХ В ГОРОДАХ АЗЕРБАЙДЖАНА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

10

ART / «ШУШМиМ-ШИГМаУ» #24(147), 2022

такля. Поощрительно, что те художественные процессы, которые мы выше считаем образцовыми, непрерывно реализуются на сцене Азербайджанского Государственного Русского Драматического Театра имени С.Вургуна и ценители театра время от времени были свидетелями высокой художественно-эстетической ценности этих спектаклей.

Литература

1. Obdürrahmanov, A. Teatrda rassamin rolu. -Baki: Elm va tahsil, - 2012. -102 s. // Абдуррахманов, А. Роль художника в театре. - Баку: Наука и образование, - 2012. -102 с.

2. Rэhimli, I Azэrbaycan teatr tarixi. - Вак1: Са§ю§1и, - 2005. - 864 s. // Рагимли, И. История Азербайджанского театра. - Баку: Чашыоглы, 2005. - 864 с.

3. Sэfэrэliyeva, D. Sovet Azэrbaycaшn teatr-dekorasiya sэnэti - Bakl: Аzэmэ§r, - 1968. - 120 8.// Сафаралиева, Д.А. Театрально-декорационное искусство Азербайджана. - Баку: Азернешр, - 1968. -120 с.

4. Vэliyev, Э. Teatr sэnэtimiz: dunэn, Ьи guш 8аЪак - Bakl: Tэhsil, - 2003. - 320 s. // Велиев, А. Театральное искусство: вчера, сегодня, завтра. -Баку: Образование, - 2003. - 320 с.

УДК 745/749

Эминбейли Нармин Азад кызы Кандидат искусствоведения, Преподаватель кафедры «История искусства» Азербайджанской Государственной Академии Художеств РР1: 10.24412/2520-6990-2022-24147-10-13 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЮСТОВ-ПОРТРЕТОВ, ВОЗВЕДЕННЫХ В ГОРОДАХ

АЗЕРБАЙДЖАНА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Eminbeyli Narmin Azad

PhD in Art-study The Azerbaijan State Academy Of Arts Teacher of the Chair "Art history"

THE ARTISTIC FEATURES OF PORTRAIT-BUSTS ERECTED IN AZERBAIJANI CITIES DURING

THE SOVIET PERIOD

Аннотация

Советская власть в Азербайджане с первого дня своего установления уделяла особое внимание идеологической сфере. В 1920 году, после свержения Азербайджанской Народной Республики и захвата власти большевиками в Азербайджане, план «Монументальная пропаганда» стал основным принципом советского искусства, в том числе скульптуры. Широко пропагандируя в обществе теорию марксизма-ленинизма, прививая людям советский патриотизм, пролетарский интернационализм, коммунистическое отношение к труду, общественную активность и другие лозунги стали основой развития скульптуры. Наряду со своей политической и идеологической целью этот пропагандистский план стимулировал бурное развитие скульптуры. В статье исследуются художественные особенности бюстов-портретов, возведенных в городах Азербайджана в советский период.

Abstract

Since the first day of its establishment of the Soviet power in Azerbaijan the special attention has been paid to the ideological sphere. After the overthrow of the Azerbaijan Democratic Republic in 1920 and the Bolsheviks seized power, the plan "Monumental Propaganda" in Azerbaijan became the basic principle of Soviet art, including sculpture. To promote the Markizim-lenizim theory in society the issues such to instill in people Soviet patriotism, proletarian internationalism, the communist attitude to labor, social activism, etc. became a development goal of the sculpture. Along with its political and ideological purpose this propaganda plan gave impetus to the rapid development of sculpture. In the article the artistic features of bust-portrait works erected in the cities of Azerbaijan during the Soviet period are studied.

Ключевые слова: скульптура, станок, город, скульптура, образ, портрет.

Keywords: sculpture, long worktable, city, plasticity, image, portrait.

Несмотря на богатые исторические традиции скульпторы как Ю.Кейлихис, Э.Р.Трипольская, азербайджанской скульптуры, в начале ХХ века С.Д.Эрьзя, имеющие большой опыт в этой области уровень скульптуры в республике был намного изобразительного искусства, работали в Азербай-ниже, чем в мире, в том числе и в России. В Азер- джане в первые годы советской власти и прило-байджане возникла потребность в подготовке про- жили усилия для подготовки национальных кадров. фессиональных скульпторов. В этом смысле бес- Они создали работы на темы, близкие мыслям ши-спорна кропотливая работа приглашенных в страну роких масс, и занялись продвижением нового об-художников по становлению и развитию професси- раза человека как основоположника социализма. ональной скульптуры в Азербайджане. Такие

«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> #24(И47)), 2022 / ЛЯТ

11

В 1920 году в Баку была открыта первая скульптурная мастерская Азербайджана, и здесь начали работать скульпторы под общим руководством С.Городецкого. Мастерская приступила к выпуску серийных фигурок и бюстов. Из-за отсутствия финансовой базы мастерская просуществовала недолго. Из существующих каталогов известно, что тема и суть этих произведений были подчинены концепции народного творчества в соответствии с требованиями ленинизма (1, с.124).

Уже в 1920 году Ю.Келихис изготовил и установил в центре Баку бюст-статую Карла Маркса. Бюсты-статуи, сооруженные в Баку в первые годы советской власти, не дошли до нашего времени, и о них трудно высказать какое-либо мнение. Искусствовед Дж.Новрузова отмечает, что созданные первые монументальные статуи-бюсты уж точно не отвечали требованиям монументальной пропаганды. Тот факт, что статуя Карла Маркса была убрана вскоре после ее возведения по требованию общественности, свидетельствует о том, что статуя находилась не на удовлетворительном уровне. Вероятно, поэтому бюсты и статуи, воздвигнутые в Баку в 1920-21 гг., были позже удалены (1, с.12).

Памятник величайшему поэту-сатирику Азербайджана М.А.Сабиру был воздвигнут в Баку в

1922 году Ю.Кейлихисом. Ю.Кейлихис получил образование в Одесском Техникуме Искусства и в Академии художеств во Флоренции. Приехав в Баку в 1908 году, Ю.Кейлихис стал преподавать живопись и искусство резьбы в различных учебных заведениях. После установления в Азербайджане советской власти принимал активное участие в обогащении изобразительной жизни города Баку.

С первых дней установления Советской власти в Азербайджане по инициативе Председателя Совета Народных Комиссаров Наримана Нариманова и Председателя Наркома просвещения Д.Бунь-ядзаде на базе бесплатных художественных мастерских в Баку, которые вскоре стали высшим художественным училищем, было создано Азербайджанская студия живописи. С 1929 года высшая школа Азербайджанской живописи стало именоваться Азербайджанским педагогическим техникумом живописи. В 1937 году техникум был преобразован в Азербайджанскую государственную художественную школу (2, с. 8).

В техникуме помимо живописи, графики, художественного шитья учащиеся осваивали искусство скульптуры. В 1923 году при Художественной школе было создано отделение прикладного искусства. Девочки стали больше заниматься этим отделом.

Сильное влияние на становление живописцев, графиков и театральных художников первого выпуска 1924 года и в обучении будущих художников оказали представители русской реалистической школы, такие как Е.С.Самородов, А.И.Косичкин, С.Д.Эрзья, Г.Б.Пиралов, А.П.Зарубин и др.

Одним из положительных событий в азербайджанской скульптуре стало приглашение в конце

1923 года скульптора С.Д.Эрьзя в Баку. Комиссариат народного просвещения пригласил С.Д.Эрьзя

с целью организации факультета скульптуры в Бакинской высшей художественной школе. Первые отечественные скульпторы Зивар Мамедова и Ибрагим Гулиев имели опыт работы в мастерской С.Д.Эрьзя. В этой мастерской начинал свой творческий путь и ленинградский скульптор Владимир Ингал, впоследствии член-корреспондент Академии художеств СССР (2, с. 46).

П.В.Сабсай был одним из скульпторов, приехавших в Баку в 1926 году. В Баку он оказал большую помощь развитию национального пластического искусства и подготовке художественных кадров. По его инициативе начали уделять внимание подготовке скульпторских кадров в художественной школе.

Петр Владимирович Сабсай создал в Баку множество прекрасных скульптурных памятников, которые и сегодня придают красоту архитектуре города. Как и работы других скульпторов, Сабсай был послан в память истории, потому что его работы отражали прежнюю советскую идеологию (2, с. 43).

В 1927 году П.Сабсай изготовил статую «Атлет» для стадиона в нынешнем Сураханском районе. Эта статуя, возвышающаяся над воротами стадиона, изображала молодого и здорового бакинского рабочего, готового к работе и обороне.

В 1928 году в Баку, на площади 26-ти Комиссаров, были установлены бюсты С.Шамуяна, П.Джапаридзе, М.Азизбекова, И.Фиолетова. Создание этих бюстов было поручено ленинградским скульпторам Синайскому и Сабсаю. После этого бюсты тех же революционеров были переработаны Сабсаем в 1943 году и установлены на той же площади.

П.В.Сабсай создал в Баку множество прекрасных памятников, которые и сегодня придают красоту архитектуре города. Одним из самых красивых его произведений является памятник великому азербайджанскому мыслителю М.Ф.Ахундову, который был завершен и установлен в 1930 году.

В годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, П.В.Сабсай создал ряд барельефных и скульптурных групп, связанных с жизнью нефтяников. В 1937 году на Всесоюзной выставке «Социалистическая промышленность» в Москве скульптор выставил несколько скульптур, изображающих бакинских нефтяников, и получил высокую оценку зрителя.

Среди местных скульпторов заслуживают внимания работы Фуада Абдуррахманова, Джалала Га-рьягды, Мамеда Юсифова, Гусейна Ахмедова и Зи-вар Мамедовой в 30-е годы. Портреты Ф. Абдур-рахманова, посвященные М.Ф.Ахундзаде, У.Гаджибейли и А.Зейналлы (1934 г.), барельефы А.С.Пушкина, Ш.Руставели и Низами Джалала Га-рьягди (1937 г.), портреты М.Юсифова с изображением С.Орджоникидзе и И.Фиолетова (1939), а также «Поэт Фирдовси» Г.Ахмедова (1934), можно считать началом усилий по достижению образности в портретном жанре того времени. Эти образцы пластики больше всего отличались реалистичностью и убедительностью изображения портретов героев. Но в ряде произведений, созданных в те

лят / «шушетум-шутмак» 20022

12

годы, также можно наблюдать, что отдельные мотивы возводились на уровень образов на основе творческого воображения названных авторов. В этом смысле можно назвать такие работы, как «Стрелец» (1934), «Молодой возлюбленный» (1939) и «Низами» (1939) Ф.Абдуррахманова, фигура «Колхозник» Дж.Гарьягды (1939) и барельеф «Фархад, ломающий скалу» (1939). Добавим, что как бы ни чувствовалась на этих произведениях экспрессия характерных черт, вытекающих из наличия образов, но пластическая экспрессия приведения их эстетических ценностей к вечности также видна и запоминаема.

Поскольку создание монументальных памятников и их воплощение в твердых материалах было отложено по понятным причинам во время Второй мировой войны, большее значение стала приобретать станковая скульптура. С другой стороны, в то время изготовление памятников, по событиям и личностям, связанных с новейшей историей нашего народа, также была важна для реализации идеологических целей официальных учреждений. Таким образом, создание статуй героев прошлого, известных в обществе личностей, а также статуй наших соотечественников, проявивших отвагу на фронте, явилось источником нравственности и веры, укрепившим надежды на победу для тех, кто остался в тылу. В этом смысле следует особо отметить работы Фуада Абдуррахманова, Петра Сабсая, Зивар Мамедовой и Елизаветы Трипольской. В обстановке, когда на фронте шла борьба не на жизнь, а на смерть, создание мастерами образов героев войны и их показ в Баку было средством, оказавшим сильное влияние на психологию людей того времени и вдохновившим их.

Созданные Ф.Абдуррахмановым портреты Гу-сейнбалы Алиева, Исрафила Мамедова, Новруза Асланова и Ази Асланова, барельефы национальных героев Джаваншира, Бабека и Кёроглу, а также портрет поэта Самеда Вургуна, пользующегося большим авторитетом среди народа, образцы пластики, содержащие высокие человеческие эмоции и имеющие образный вид, имели большое значение. По нашему мнению, герои войны П.Сабсая (Хыдыр Мустафаев, Павел Климов, Мехди Гулиев, Кямал Гасымов), герои войны З.Мамедовой (Гусейнбала Алиев и Идрис Сулейманов), а также ее известные современники (инженер Фируз Рустамзаде, народный художник Гусейнгулу Сарабский, народный художник Азим Азимзаде), портрет Ю. Триполь-ской, посвященный герою-летчику Мизахиру Аб-басову, имел достаточно духовных и художественных ценностей, чтобы своей высокой образностью придать позитивную энергию обществу. В созданных Дж.Гарягды портретах (Зиба Ганиева и Ази Асланов) положительные качества, порожденные бытием героев войны, выведены на уровень образа, поэтому они считаются памятными произведениями.

Поскольку весть об азербайджанских живописцах и скульпторах, которые своими работами старались вызвать энтузиазм у жителей тыла сред-

ствами изобразительного искусства дошла до кремлевского руководства, в 1943 году в знаменитой Третьяковской галерее была организована их выставка. Необходимо отметить, что этим идейно-нравственным работам в Баку придавалось должное значение, а новые работы местных художников периодически демонстрировались работающим в тылу людям в «Агитационных окнах», созданных в нескольких уголках столицы.

В портрете Героя Советского Союза Ази Асланова, мужественно продолжавшего историзирован-ные героические традиции наших предков в годы Великой Отечественной войны, он не только обрел образ отважного танкиста, но и создал обобщенно-пластический образ и его характер, в итоге получил привлекательную монументальность и образность изображения. Отметим, что результат повторного обращения автора к этому образу оказался весьма удачным, что и определило его использование в качестве памятника для украшения могилы героя на Аллее шехидов.

Памятник Джафару Джаббарлы, созданный скульптором Эльмирой Гусейновой, высеченный из мрамора в традиционном для ее творчества плане, воспринимается как открытый пейзаж. Этот памятник был возведен в Сумгайыте в 1966 году. Местоположение памятника несколько раз менялось. Джафар Джаббарлы является известным драматургом Азербайджана, в своем творчестве создал такие образы, как Айдын, Огтай Элоглу, Севиль и др. противостоявшие общественным порокам своего времени. Эльмира Гусейнова попыталась оживить эти образы, сконцентрировав их в образе Джа-фара Джаббарлы. Его острый взгляд, направленный вперед помогает раскрыть его психологический мир. Другие черты его лица нашли свое решение в строгом плане. В творческом плане сам этот образ может стать достойной темой для обсуждения. Однако уподобление этой работы надгробному памятнику не позволяет этого сделать (4, с.16).

Наглядным художественным выражением этого направления является установленный в 1970 году в одном из достопримечательных мест Баку портрет-памятник Микаилу Мушфигу. Задумчивый образ поэта, жертвы репрессии, высеченный из гранита, очень притягателен и эмоционален. После этой работы соответствующие учреждения, почувствовав уверенность в монументальном смысле М.Рзаевой, поручили ей подготовить еще два памятника, которые украсили бы столицу. Доказательством этого являются бронзовые статуи Севиль Газиевой (1973) и гранитные статуи Айны Султановой (1988), украшающие сегодня Баку (5, с. 14).

Одним из памятников, воздвигнутых в Баку во время советской власти, является памятник Айны Султановой, которая была установлена на «Дарнагульском шоссе», недалеко от станции метро «Ганджлик» (1988).

Каждая скульптурная работа сначала ставится в определенное место. Дело в том, что если мы сравним произведения живописи и скульптуры, то легко увидим, что пространство создается внутри произведения, на плоскости изображения. Однако

«етушшшм-шишау» 2022 / лят

13

скульптурные работы напрямую входят в пространство и взаимодействуют с окружающим ландшафтом. С этой точки зрения памятник Айне Султановой решен в плане, совместимом с городским ландшафтом и детализированной строительно-архитектурной средой. Как будто скульптор имел четкое представление о том, где разместить изображение во время работы над ним. На искусственном, похожем на поверхность постаменте архитектор разместил бюст Айны Султановой (5, с. 14).

Образ Айны Султановой полностью проработан скульптором. Характерный для нее стиль одежды отчетливо виден в работе скульптора, который подчеркивает главное, держа голову высоко и смотря вперед острым взглядом. С решимостью и уверенностью, выраженными в ее лице, она вступает в тайные отношения и создает условия для раскрытия духовного мира образа. Пластическая структура мраморных бюстов, их фронтальность, направленность в определенном направлении в пространстве, выпуклость объемов придают этим памятникам более отчетливый монументальный вид. Здесь мы свидетельствуем, что образы не связаны с видимостью монументальности, а выполняют задачу, поставленную перед содержанием возводимого памятника. Понятно, что в 1960-е годы все советские граждане, в том числе и скульптор Мунаввар Рзаева, понимали и принимали то, что произошло в 1917 году, как революцию. Здесь вера, выраженная скульптором в образе Айны Султановой, выражает веру в окончательную победу

Октябрьской революции. В настоящее время за скульптурным памятником построены высотные жилые дома, что свидетельствует о полном нарушении сочетаемости памятника с окружающей средой. В сегодняшней ситуации памятник Айны Султановой остался совсем без ухода, после возведения транспортного моста, построенного почти перед ней, памятник стал совершенно невидимым.

Литература

1. Новрузова, Д.Г. Скульптура Советского Азербайджана. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. - Баку: АН АзССР Институт архитектуры и искусства, - 1976.

- 373 с.

2. Новрузова, Д.Г. Скульптура Советского Азербайджана. - Баку: 1979, - 160 с.

3. Sadlqov, S. Azэrbaycan heykэltэra§llgmda эспэЫ sэnэtkarlar. - Bakl: 2017. - 150 8. // Садыгов, С. Зарубежные мастера в Азербайджанской скульптуре. - Баку: 2017. - 150 с.

4. Sadlqov, 8. Sumqaylt ¡^эйшп heykэlt эга§1щ abidэlэri. - Paritet qэzeti. - 2012. - 12-13 yanvar. -s. 16 // Садыгов, С. Скульптурные памятники города Сумгаита. - газета Паритет. - 2012. - 12-13 января.

- с.16.

5. Sadlqov, S. Ayшa Sultanovaшn heykэlinin тиэША kimdir? - Tэzadlar qэzeti. - 2012. - 9 fevral.

- 8.14 // Садыгов, С. Кто автор памятника Айне Султановой? - Газета Контрасты. - 2012. - 9 февраля. - с.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.