Научная статья на тему 'Художественное творчество М. В. Ломоносова в школьных курсах'

Художественное творчество М. В. Ломоносова в школьных курсах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1579
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.В. ЛОМОНОСОВ / ШКОЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЛОМОНОСОВА / ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ЛОМОНОСОВА / M.V. LOMONOSOV / ART IN M.V. LOMONOSOV’S LIFE / STUDY OF LITERARY CREATIVITY OF M.V. LOMONOSOV / SCHOOL ARTISTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алиев Юлий Багирович

В статье обобщен опыт использования художественного творчества М.В. Ломоносова в школе-интернате № 16 Москвы. Приведены примеры создания проектов по творчеству Ломоносова, раскрыты педагогические ситуации на уроках художественного цикла, обусловливающие необходимость обращения к трудам и великого русского энциклопедиста и художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic Creativity of M.V. Lomonosov in School Courses

The experience in the use of the artistic creativity of M.V. Lomonosov in the Moscow boarding school No.16 is summarized in this article. The project creation examples in M.V. Lomonosov’s creativity are given, the pedagogical situations in artistic-cycle lessons, determining the necessity of reference to the works of the great Russian encyclopaedist and artist are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Художественное творчество М. В. Ломоносова в школьных курсах»

СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИДЕЙ М.В. ЛОМОНОСОВА

Ю.Б. Алиев

Ключевые слова:

М.В. Ломоносов, школьное художественное образование, искусство в жизни Ломоносова, изучение литературного творчества Ломоносова.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО М.В. ЛОМОНОСОВА В ШКОЛЬНЫХ КУРСАХ

В статье обобщен опыт использования художественного творчества М.В. Ломоносова в школе-интернате № 16 Москвы. Приведены примеры создания проектов по творчеству Ломоносова, раскрыты педагогические ситуации на уроках художественного цикла, обусловливающие необходимость обращения к трудам и великого русского энциклопедиста и художника.

Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский ученый-энциклопедист, объединил в своём творчестве главные области знаний, фундаментальные, основополагающие проблемы. Он шёл впереди своего времени. Основные его научные труды известны специалистам и всем образованным людям. Однако менее известно то обстоятельство, что творчество Михаила Васильевича в сфере искусства также очень значимо и может быть результативно использовано школьными учителями - литераторами, художниками, музыкантами.

Представляется своевременным и актуальным осветить, дидактические и методические направления в использовании художественного творчества М.Ломоносова, используемые в нашей работе и работе сотрудничающих с нами учителей, ведущих курсы художественного цикла в школе-интернате № 16 г. Москвы.

На уроках родного языка и литературы в 5-11 классах учащиеся узнают, что М.В. Ломоносов совместно сВасил ием Кирилл овичемТредиаковским осуществил реформу стихосложения, о чем написано в составленном ими интересном нормативном документе «Письмо о правилах российского

216

© Алиев Ю.Б., 2011.

стихотворства». Причём именно опыты Ломоносова по стихосложению были восприняты последующим поколением поэтов в качестве образцовых. Он создал классический русский четырёхстопный ямб, первоначально «тяжёлый» полноударный, как в оде «Вечернее размышление», затем облегчённый пропусками ударений. На ярких примерах учащиеся узнают, что поэзия Ломоносова насыщена научной и философской художественной образностью; он внёс вклад в русскую сатиру («Гимн бороде», эпиграммы). А неоконченная в связи со смертью поэма «Пётр Великий» стала для Ломоносова попыткой национального эпоса.

В связи с изучением в школе поэтического творчества А.С. Пушкина выявилась одна особенность в недопонимании учащимися содержания оды Александра Сергеевича «Памятник». Подобное недопонимание вызывает, в частности, то обстоятельство, что* Александр Сергеевич в своей оде, по мнению учащихся, как будто бы нескромно возвеличивает серя.

На одном из уроков литературы вопрос о пушкинском «возвеличивании» явился предметом дискуссии и недоумений. В связи с этим учитель литературы Н.В. Мухин на этом же уроке предложил учащимся осуществить учебный проект по истории этого пушкинского стихотворения. В результате проведенного литературного исследования учащиеся пришли к выводу о том, что стихотворений по типу пушкинского «Памятника» в русской поэзии было немало. Подобные поэтические опусы, кроме Пушкина, создавали Г.Р. Державин и К.Н. Батюшков, а позднее и В.А. Брюсов. Существует подобная ода и у М.В. Ломоносова. Созданная в 1747 г., она представляет собой, как и другие схожие оды, не самостоятельное стихотворение, а вольный перевод 30-ой оды Горация «К Мельпомене». Именно этот перевод Ломоносова послужил для последующих русских поэтов основой для стихотворных од, воспевающих идею памятника поэзии и поэтам. Но первым, использовавшим в российской поэзии это творение Горация, стал Михаил Васильевич (коммент. 1).

Поисковая деятельность учащихся, воспитанников Н.В. Мухина, началась с выяснения непонятных слов в творении Ломоносова. Например, малопонятное поначалу словосочетание «бурный аквилон» обозначало северо-восточный или северный ветер, что в Древней Греции связывалось с могучими силами природы. Было также выяснено, что выражение «Алцейская лира» подразумевает ссылку на древнегреческого поэта Алцея, которого Ломоносов считал одним из выдающихся поэтов древнегреческой эпохи. Алцей писал на эолийском диалекте. Отсюда слова ломоносовского перевода - «стихи эольски».

Александр Сергеевич Пушкин в своем «Памятнике» тоже упоминает Алцейскую лиру, хотя и не так «адресно». Вспомним: «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит...». И учащиеся, обогащенные в ходе собственных литературных поисков новым знанием, уже ясно представляли себе, что, прославляя «заветную лиру», поэт, основываясь на ломоносовском переводе, имеет в виду именно лиру Алцея. Это ученическое «открытие» во многом способствовало верному пониманию слов, ранее невразумительно звучащих: «душа в заветной лире...».

Полезным оказалось и исследование такого выражения в оде Ломоносова «и увенчай главу дельфийским лавром». Почему именно дельфийским? Поиски ответа привели учащихся в историческую библиотеку, в книгах которой таился ответ. Оказалось, что в оде Ломоносова речь идет о древнегреческом городе Дельфы, где находился главный храм Аполлона, священным деревом которого считался лавр.

Учащиеся-старшеклассники с интересом встречают малоизвестные факты, связанные с сатирическим стихотворением М.Ломоносова «Гими бороде». Это сочинение обличало стремление некоторой части российского духовенства обеспечить первенствующую роль церкви в политической и культурной жизни российского общества.

«Гимн бороде», в частности, был направлен, как предполагают, в адрес одной конкретной персоны — архиепископа Сильвестра Куляб-ки. По словам М.В. Ломоносова, когда он досадил «одной из сих пустых бород», за нее вступились «и прочие». Деятели церкви в посланиях к императрице Елизаветы Петровне призывали ее наказать строптивого поэта. Так, 6 марта 1757 года Синодом во всеподданнейшем докладе императрице была высказана просьба «таковые соблазнительные и ругательные пасквили истребить и публично сжечь, и впредь то чинить запретить, и означенного Ломоносова для надлежащего в том увещевания и исправления в Синод отослать» [1, Т. 6, с. 202]. Но, к счастью, никакого наказания не последовало. Однако при жизни учёного стихотворение не публиковалось, а лишь распространялось в списках.

Идеи Ломоносова о риторике, родном языке и литературном творчестве находят в нашей школе-интернате свое отражение в практике учителей-литераторов. Некоторые из правил красноречия, разработанных Михаилом Васильевичем, как будто впрямую направлены школьным учителям-словесникам. Привожу выписку из ломоносовского «Краткого руководства к красноречию»: «...Разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать, как искусный боец: умечать в то место, где не прикрыто, а особливо того наблюдать, чтобы там приводить в страсти, кому

что больше нужно, пристойно и полезно... Здесь присовокупить должно крепость голоса и напряжение груди...»[2, с. 92-94]. Или еще: «Больше всех служат к движению и возбуждению страстей живо представленные описания, которые очень в чувства ударяют, а особливо как бы действительно в зрении изображаются. Глубокомысленные рассуждении и доказательства не так чувствительны, и страсти не могут от них возгореться; и для того с высокого седалища разум к чувствам свести должно и с ними соединить, чтобы он в страсти воспламенился»[2, с. 96].

Популярностью в среде учащихся среднего и старшего звена нашей школы пользуются изречения М.В. Ломоносова. Многие из высказываний Михаила Васильевича и раньше были знакомы школьникам. Но знакомы им как безымянная «народная мудрость». А после того, как учащимся стало известно, что эти содержательные изречения не просто примеры устного творчества безвестных авторов, а слова, принадлежащие выдающемуся деятелю русской науки и культуры, отношение к этим изречениям получили у учащихся «биографически-позитивно-обусловленную» окраску. Вот некоторые из сентенций Ломоносова, которые после тематического вечера, посвященного его литературному творчеству, получили в нашей школе известность.

Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут.

Ошибки замечать немногого стоит: дать нечто лучшее - вот что приличествует достойному человеку.

Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может на них ответить самый знающий человек.

Художественное творчество М. Ломоносова находит в нашей школе-интернате отражение и на других уроках, связанных с художественным творчеством. Так, учительница изобразительного искусства

М.В. Борисенко, знакомя учащихся-шестиклассников с основами создания мозаики опирается при этом, в том числе и на художественные творения М.В. Ломоносова. Она рассказывает воспитанникам, что в химической лаборатории, организованной Ломоносовым впервые в России, он получил такие цветные стёкла, рецептура которых нашла применение при создании им художественных мозаичных работ.

Также впервые, подчеркивает М.В. Борисенко, им чётко был сформулирован вопрос о влиянии состава стекла на его эстетические свойства. Ломоносов пишет в лабораторном журнале: «...Прилагаю я возможное старание, чтобы делать стёкла разных цветов, которые бы художествам годны были и в том имею нарочитые прогрессы» [1, Т.З, с. 168]. Мария Владимировна подчеркивает, что мозаики Ломоносова до сих пор украшают многие знаменитые места Петербурга. Так, мозаичный портрет Петра I, набранный М.В. Ломоносовым в 1754 г., и мозаичный портрет П.И. Шувалова, созданный им в 1785 г., украшают Санкт-Петербургский Эрмитаж. А монументальное мозаичное полотно М.В. Ломоносова «Полтавская баталия», созданное им в 1762-1764 годах, до сегодняшнего дня находится в Санкт-петербургском здании Академии наук.

Интересно отметить, рассказывает учитель, что похвалу положительным свойствам стекла, Михаил Васильевич воздаёт в стихотворном «Письме о пользе стекла...», направленном Ивану Ивановичу Шувалову, государственному деятелю, президенту Академии художеств, своему другу и соратнику (коммент. 2).

И поныне знатоки мозаичного искусства высоко ценят яркую мно-гоцветность ломоносовских смальт - цветных непрозрачных стекол в виде кубиков или пластинок, применяемых при изготовлении мозаик, и многие считают, что таких замечательных красных и зелёных оттенков смальты крайне редко и мало кому удавалось получить.

Михаил Васильевич, подчёркивает М. Борисенко, не получил специального художественного образования, но всю жизнь был вдохновенным художником-любителем, наделённым природным художественным вкусом, умеющим с толком применить свои познания в области искусства.

Реализуя на уроках музыки общешкольную идею знакомства с творениями М.В. Ломоносова, я предложил на уроках в 6 классе «перевести на современный русский язык» следующие его сентенции, касающиеся музыки:

В музыке что распев, то над словами сила...

Искусные певцы всегда в напевах тщатся...

В ходе обсуждения выяснилось, что великий русский ученый имел в виду то, что главным в музыке, особенно в русской народной музыке, является её протяжность, длительность льющейся мелодии. А «искусные певцы» всегда стараются в своих напевах соблюсти ту же протяжность, или, как говорят музыканты, кантилену. Показанное здесь сухое обозначение существа ответов шестиклассников ни в коей мере не может продемонстрировать то возникшее в ходе обсуждения чудесное желание учащихся мыслить по поводу слов Ломоносова о музыке и певцах - исполнителях. И при этом мыслить нравственно!

В процессе музыкальной работы с тем же шестым классом возникла интересная ситуация, связанная с исполнением шуточной песни Д. Кабалевского на стихи С. Маршака «Мельник, мальчик и осёл». В нотах, после указания на имена и фамилии авторов было помечено «Восточная сказка». В собрании сочинений Самуила Яковлевича под названием стихотворения значилось то же - «Восточная сказка».

Оказывается песня про мельника, мальчика и осла - это вовсе не восточная сказка! Маршак заимствовал ее у Ломоносова!».

Стихотворение Ломоносова называется «Мельник, его сын и осел». Создано оно было в 1747 году и представляет собой вольный перевод отрывка из басни французского писателя Жана Лафонтена, известного своими баснями (коммент. 3). В моей учительской фонотеке хранится звукозапись, в которой эта басня исполнена артистом-профессионалом. Я предложил учащимся сравнить стихи С. Маршака и басню Лафонтена в переводе Ломоносова. Разговор получился содержательным и весёлым. Так, имя Ломоносова очень кстати прозвучало на уроке музыки.

В школе-интернате как учреждении закрытого типа как нельзя лучше оказались применимы педагогические рекомендации Ломоносова. На одном из школьных педагогических советов эти рекомендации были зачитаны учителям и вызвали у них самую положительную оценку, показав то обстоятельство, что в педагогике и дидактике существуют «вечные темы» и рекомендации, основывающиеся на факторе общего человековедения. Вот некоторые рекомендации Михаила Васильевича из «Проекта регламента Академической гимназии», вызвавшие наиболее положительную реакцию учителей и воспитателей нашей школы-интерната.

«Глава УП. Об узаконениях для гимназистов.

N 77. Учителям оказывать себя весьма вежливо и уклонно, не упрямиться и ни в чем с ними не спорить, а особливо не досаждать грубыми словами, помня, сколько их за наставление почитать должны.

N 78. Отбегать от ссор междоусобных, а особливо от бесчестных

браней и от драк, не попрекать другого природными недостатками и не злобствовать.

N 82. Пустых слов, подлых и соромских (т.е. срамных - Ю.А.) в разговоре остерегаться, зная, что довольно есть материи говорить о школьном учении и примечания о достопамятных вещах и приключениях.

N 87. В церкви и в зале на молитве, также и у стола за кушаньем ничего не разговаривать и отнюдь не шуметь, но быть тихим и внимать прилежно пению и чтению.

Глава УШ. Об обязанностях учителей

N 99. Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамильярно. Первое производит к ним ненависть, второе - презрение. Умеренность не дает места ни тому, ни другому, и, словом, учитель должен не токмо словами учение, но и поступками добрый пример показывать учащимся» [3, с. 218-219].

Подводя итоги, хочется отметить, что многосторонняя, живая и крайне неоднозначная личность нашего великого соотечественника заслуживает глубокого изучения не только в год 300-летия со дня его рождения.

В современной общеобразовательной школе, конечно же, должно быть место для изучения его творчества, в том числе и в сфере искусства. И еще представляется очень важным следующее. Необходимо постепенно переходить от восприятия творчества Ломоносова как своеобразной «иконы», недостижимого образца к живому восприятию его жизни и наследия.

Опора на личность Ломоносова в выборе собственного жизненного пути может стать для современного молодого человека ярким примером удавшейся и великой параболы жизни, явиться тем социальным компасом, который поможет сегодняшнему выпускнику школы найти себя в жизни и утвердиться в ней.

----- Комментарии ------------

1. Приведем с некоторыми сокращениями это поэтическое сочинение Ломоносова:

Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом...

Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

2. Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые Стекло чтут ниже Минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глаза:

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса... Далече до конца Стеклу достойных хвал,

На кои целый год едва бы мне достал.

Затем уже слова похвальны оставляю И что о нем писал, то делом начинаю.

3. Вот это поэтическое сочинение.

Мельник, его сын и осел.

Послушайте, прошу, что старому случилось... Когда ему гулять за благо рассудилось.

Он ехал на осле, а следом парень шел;

И только лишь с горы они спустились в дол, Прохожий осудил тотчас его на встрече:

«Ах, как ты малому даешь бресть столь далече?» Старик сошел с осла и сына посадил,

И только лишь за ним десяток раз ступил,

То люди начали указывать перстами: «Такими вот весь свет наполнен дураками:

Не можно ль на осле им ехать обоим?» Старик к ребенку сел и едет вместе с ним. Однако, чуть минул местечка половину,

Весь рынок закричал: «Что мучишь так скотину?» Тогда старик осла домой поворотил И, скуки не стерпя, себе проговорил:

«Как стану я смотреть на все людские речи,

То будет и осла взвалить к себе на плечи».

----- Литература —

1. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. В 11 т. / Гл. ред. С.И. Вавилов. - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950-1983.

2. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Часть 1. О изобретении. Глава 6. О возбуждении, утолении и изображении страстей // Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1991.

3. Проект регламента Академической гимназии // Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.