Научная статья на тему 'Международная научно-теоретическая конференция «Академические ломоносовские чтения», посвященные 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносов'

Международная научно-теоретическая конференция «Академические ломоносовские чтения», посвященные 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Т. Б.

10 ноября 2011 года в учреждении Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики» состоялась Международная научно-теоретическая конференция «АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ», посвященные 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научно-теоретическая конференция «Академические ломоносовские чтения», посвященные 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносов»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2011, №6, 133-141

международная научно-теоретическая конференция «академические ломоносовские чтения»,

ПОСВЯЩЕННЫЕ 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА

THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC-THEORETICAL CONFERENCE «THE ACADEMIC LOMONOSOv READINGS» DEvOTED to the 300 anniversary FROM THE DATE OF THE BIRTH

OF M.v. LOMONOSOv

Игнатьева Т.Б.

Ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, кандидат педагогических наук E-mail: itiprao@mail.ru

Ignat’eva T.B.

Leading research scientist of the Institute of theory and history of pedagogy (Russian Academy of Education),

Candidate of Science (Education)

10 ноября 2011 года в учреждении Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики» состоялась Международная научно-теоретическая конференция «АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ», посвященные 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова.

On November, 10th, 2011 in the institution of the Russian Academy of Education «Institute of the theory and history of pedagogy» has taken place the International scientific-theoretical conference «ACADEMIC LOMONOSOV READINGS», devoted to the 300 anniversary from the date of birth of M. V. Lomonosov.

На Чтениях было представлено 58 докладов ученых-педагогов, преподавателей системы высшего и общего образования из 29 регионов Российской Федерации, а также представителей Украины и Белоруссии. На состоявшихся пленарных и секционных заседаниях было заслушано 45 докладов, посвященных актуальным проблемам развития современного ломоносововедения.

Открыла конференцию директор института доктор философских наук, профессор С.В. Иванова. Она передала участникам конференции приветствие от президента РАО академика Н.Д. Никандрова, от участников праздничных Ломоносовских торжеств на Архангельском Севере.

В своем вступительном слове С.В. Иванова отметила международное значение Ломоносовских идей о науке, просвещении и образовании, о признании его вклада в лингвистику, естествознание, географию, химию, горное дело, педагогику, определила перспективы дальнейшего исследования его педагогических взглядов и их значение для модернизации российского образования.

С приветственными словами к участникам конференции обратился д.п.н., главный редактор журнала «Педагогика» Р.С. Бозиев. Он отметил огромную роль М.В. Ломоносова в рождении отечественной науки в целом и педагогики, в частности, значение его как создателя системы общего российского образования, ценность его идей о подготовке педагогических кадров, значимость его борьбы за преподавание в российских университетах на русском языке.

С докладом «Программа социокультурной модернизации российского образования М.В. Ломоносова» выступил заведующий отделом истории педагогики и образования ИТИП РАО, член-корр. РАО, д.п.н., профессор, председатель Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки М.В. Богуславский. Процитировав высказывание А.С. Пушкина о значимости личности Ломоносова - «между Петром I и Екатериной II он один является сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», - М.В. Богуславский сопоставил значение деятельности М.В. Ломоносова для судеб российского образования с ролью в отечественной истории Петра I. Как Петр I заложил фундамент современной российской цивилизации, так и М.В. Ломоносов стал основоположником отечественного национального образования с рельефно выраженной патриотической и культурно-исторической направленностью. Благодаря М.В. Ломоносову, наука заговорила на русском языке и была постепенно освоена русской культурой. А в результате этого оказались подготовлена почва и заложена база для развития на научных основах отечественной педагогики, научно-педагогической терминологии, а более широко для формирования педагогического самосознания России.

Как справедливо замечает М.В. Богуславский, в советской истории был допущен ряд упрощений, искажавших педагогические взгляды и деятельность М.В. Ломоносова. Особенно это касается политической оценки мировоззрения М.В. Ломоносова, где он трактовался чуть ли не как страстный борец с самодержавием и убежденный атеист. Среди педагогических принципов выделялись требования демократизации школы, ее бессословности и общеобразовательный характер.

Подводя итог всему сказанному, М.В. Богуславский делает выводы о том, что правильно дать оценки глубины, значимости и прогностичности идей и взглядов М.В. Ломоносова можно, лишь рассматривая их на протяжении XYШ - XXI вв., используя целостный подход, а также современные методологические подходы, как в трактовке истории ХУШ века, так и «Ломоносовского периода» в развитии российского просвещения.

Главное, что нового внес М.В. Ломоносов в сферу образования - национальный тренд, универсальный и фундаментальный характер образования, соединение образования с наукой и развитием промышленности. Ломоносовский период в педагогике и просвещении справедливо называют новым периодом русской образованности.

«Жизнь, деятельность, становление М.В. Ломоносова связано с Украиной», - отметила в своем докладе В.Л. Федяева, проректор по научной работе Херсонского государственного университета, д.п.н., профессор. После окончания класса риторики Славяно-греко-латинской Академии, М.В. Ломоносов приехал в Киев в 1743 г. Обучение в Киево-Могилянской академии повлияло на его научное и литературное творчество. Занимаясь усовершенствованием знаний по латинскому языку, он изучал теорию стихосложения Ф. Прокоповича, знакомился с филологическими трудами ученых Академии, с отдельными летописными источниками, с правилами художественного искусства.

В.Л. Федяева отмечает, что в исследованиях украинских ученых наблюдаются тенденции усиления внимания к научному наследию М.В. Ломоносова в 50-е - 60-е годы, некоторое снижение интереса к ломоносововедению в 80-е - 90-е годы XX века; с возрождением в начале 1991г. Киево-Могилянской академии активизируется поисковая работа.

В настоящее время большой интерес для развития педагогики высшей школы

представляют его педагогические труды, наполненные идеями общечеловеческой нравственности, патриотизма, бескорыстного служения науке.

О философско-педагогических воззрениях М.В. Ломоносова говорил член-корреспондент РАО д.п.н., профессор, заведующий отделом философии образования и методологии педагогики ИТИП РАО М.А. Лукацкий.

Сравнительный историко-педагогический анализ взаимообусловленности педагогических учений В.И. Татищева и М.В. Ломоносова был представлен в выступлении д.п.н., профессора кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета М.В. Савина. Эти представители просветительской мысли стремились, подчеркнул выступающий, освободить национальную науку, воспитание и школу от подчинения церкви и духовенству, а также тем иностранцам, работавшим в России, которые препятствовали развитию русской науки и культуры.

В.И. Татищев считал, что более всего следует ценить принцип «пользы отечества», и что монархия - это благо для общества. Татищев отмечал, что только просвещение призвано изменить самого человека, улучшить его природу, он видит просвещение как привилегию дворянского сословия, так как оно в первую очередь предназначено для высокой миссии государственной службы, политического руководства, исполнения военного долга. Истинное образование, по мнению Татищева, немыслимо без определяющей роли государства, непререкаемого авторитета учителей и родителей, строжайшей дисциплины.

Взгляды М.В. Ломоносова на данный аспект развития системы образования более умеренны. В трудах М.В. Ломоносова («Положение о Московском университете и гимназии»,1754 г., «Положение о привилегии университета и гимназии Академии Наук»,1759 г., «Правила для гимназистов Московского университета»,15 июля 1756 г. и др.) явственно видны призывы к отказу от полицейского духа учебных заведений. Педагогическая концепция М.В. Ломоносова содержит идеи расширения образовательных прав народных масс, ликвидации сословного характера обучения, введения права присвоения ученых степеней, организации инаугурации Университета.

Тождественность педагогических идей В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова состоит в том, что родной русский язык представляет собой единственно верную основу образования. Только родной язык может воспитать у учащихся любовь к Родине, ее истории, языку и культуре. Таким образом, просветительские взгляды Татищева и Ломоносова являлись одними из первых проявлений в России начала XVIII века оригинального общественного вольнодумства, заслуга которого в интеллектуальном и духовном прогрессе России этого времени неоспорима.

Сообщение Е.В. Кузнецовой, к.п.н., директора московской гимназии № 1530 «Школа Ломоносова» было посвящено развитию идей М.В. Ломоносова в современных условиях ее работы. Ломоносовские идеи о воспитании юношества в духе нравственных норм - жить для пользы Отечества, развивать индивидуальные качества личности, выявлять талант, заложенный в каждом ребенке, сочетать трудовое, эстетическое и физическое воспитание, учитывать физиологические и психологические особенности детей, создавать благоприятную атмосферу содружества.

Коллектив, положив эти идеи в основу концепции гимназии, стал развивать и интерпретировать их в применении к современным условиям. Идея М.В. Ломоносова о том, что основная цель воспитания юношества - это воспитание образованного человека, патриота, имеющего высокие нравственные качества, экстраполированная в проблемы российского образования, рассматривалась как исходная при конструировании цели современной Ломоносовской гимназии.

Идея о развитии таланта, заложенного в каждом ребенке, является основополагающей в парадигме личностно-ориентированной педагогики. Она реализуется в целях, содержании, педагогических технологиях, психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса, формах организации всего образовательного пространства.

Идея о фундаментальности образования, включающая в себя классическое, естественнонаучное и реальное, реализуется путем усвоения содержания образования, включающего в себя базовый, гимназический и индивидуальный компоненты.

Идея о том, что разнообразие применяемых приемов обучения должно быть направлено на воспитание творчества, самостоятельного мышления, исследовательского подхода, развивается через внедрение новых педагогических технологий, направленных на реализацию исследовательской позиции гимназиста.

Идея о том, что основной труд юношества - учение и «через учение счастлив будет», развивается путем реализации «принципа пленительности» всего образовательного пространства как субъект-

субъектно, так субъект-бъектно путем создания и сохранения гимназических традиций, формирования уклада всей гимназической жизни.

Опыт становления и развития гимназии «Школа Ломоносова» показывает универсальность изложенных идей и их большой внутренний потенциал для развития.

Создание в школе музея М.В. Ломоносова, а затем на его базе гимназического Ломоносовского общества позволило вести собственную научно-исследовательскую деятельность и координировать общегимназические проекты. Музей явился центром проведения международных Ломоносовских чтений, участие в которых принимали ведущие ученые, деятели науки и культуры, школьники из разных городов России, Украины, Белоруссии, Финляндии и других стран. В Ломоносовских чтениях, организованных в 2011 году, участвовало более 700 учащихся из 85 учебных заведений.

После перерыва была организована работа трех секций.

На первой секции (рук. Кошелева О.Е., д.и.н., вед. научн. сотрудник отдела истории педагогики и образования ИТИП РАО, Савин М.В., д.п.н.) обсуждались вопросы формирования педагогических идей и взглядов М.В. Ломоносова, а также история изучения наследия М.В. Ломоносова педагогической наукой.

В выступлении А.В. Белан, к.п.н., доцента Херсонского госуниверситета рассматривается «М.В. Ломоносов как педагогическая персоналия в исторической ретроспективе». Поскольку деятельность М.В. Ломоносова была сложнейшим явлением своего времени, совмещавшим в себе народные корни, религиозность, монархические настроения, естественнонаучный рационализм, просветительство и многое другое, ломоносововеды высказывали самые различные, порою противоположные взгляды на его жизнь и творчество. Поэтому следует продолжать изучать его жизнь и деятельность с новых методологических исследовательских позиций для углубленного понимания его просветительско-педагогического наследия, которое включает и теоретические, и прагматикопедагогические аспекты.

Т.Д. Кочубей, проректор Уманского государственного педуниверситета по научно-педагогической работе рассмотрела влияние учебы М.В. Ломоносова в Киево-Могилянской Академии на его мировоззрение и дальнейшую деятельность.

В выступлении С.В. Снапковской, д.и.н., профессора (Республика Беларусь) была показана деятельность и философско-просветительские взгляды Симеона Полоцкого, базирующиеся на синтезе славянских и западноевропейских духовных ценностей. На этой основе усилиями М.В. Ломоносова разрабатывалась система взаимосвязанных положений целостного педагогического процесса. Развитие М.В. Ломоносовым идей его предшественника позволило создать новое связующее образовательное звено в педагогике, в котором нашло отражение взаимообогащение отечественных просветительских традиций и лучших западноевропейских образцов. Путем раскрытия деятельности и философско-педагогических взглядов Симеона Полоцкого С.В. Снапковская показала глубину и значимость культурно-исторического фактора в становлении просветительских взглядов гения М.В. Ломоносова.

Модернизационным процессам в российском образовании XVIII века было посвящено выступление А.М. Аллагулова, к.п.н., доцента кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педуниверситета. На первом этапе, с 1700 по1730 гг., были созданы первые светские школы, дававшие начальные практические знания, необходимые для реформ различных сторон жизни общества, создание Академии наук, университета и гимназий при ней. Второй этап, с 1730-х гг. по 1765 г., характеризуется возникновением закрытых сословных дворянских учебных заведений, борьбой М.В. Ломоносова за общенародное образование, созданием Московского университета. Для третьего периода, с 1766 по 1782 гг., характерным является развитие просветительских педагогических идей, возрастание роли Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений. И, наконец, школьная реформа 1782-1786 гг. -это первая попытка создания государственной системы народного образования. А.М. Аллагулов под-

черкнул, что модернизационные процессы в XVIII веке заложили фундамент для последующих реформ в образовании XIX века.

А.В. Кудряшев, к.п.н., доцент Института педагогики и психологии образования ГОУ ВПО «МГПУ» дал характеристику развитию педагогического потенциала Москвы в эпоху М.В. Ломоносова. Начало формирования системы образования Москвы на государственном уровне, - сказал он, - можно отнести ко второй половине XУП века. Образцом для московских школ послужили традиционные средневековые схоластические школы Запада, опыт которых был воспринят через учебную практику Белоруссии и Украины, откуда и приглашались учителя. Деятельность первых московских школ подготовила создание Спасской школы - Славяно-греко-латинской академии по образцу Киево-Могилянской академии. Тот же набор изучаемых дисциплин, методика обучения, персональный состав преподавателей. В академии систематически проводились публичные ученые диспуты, длившиеся 2-3 дня, сопровождавшиеся пением и игрой оркестра.

Важной особенностью культурной жизни Москвы являлось наличие в ней учебных заведений, куда потенциально могли попасть одаренные простые люди. Так, Спасская школа пополнялась разночинцами и долгое время служила источником учащихся для академического университета в Петербурге.

До учреждения университета единственной высшей школой в Москве оставалась Славяно-греколатинская Академия. В начале XVIII века состав студентов Академии был всесословным, но уже с1729 г. прекратился набор учеников из крестьян, и увеличился процент выходцев из духовенства, чиновников и разночинцев. К концу XVIII века студенты из духовного сословия составляли в Академии подавляющее большинство.

Начало перелома в деле народного образования положило открытие в 1755 году Московского университета.

В «Доношении» об основании университета в Москве, внесенном И.И. Шуваловым в Сенат, М.В. Ломоносов указывал на имеющиеся в городе преимущества для устройства в ней университета. Он указал на большое число живущих в Москве дворян и разночинцев, центральное расположение в государстве, дешевые средства к содержанию, обилие родственников и знакомых у студентов. Особое внимание он обращал на плохое обеспечение сферы образования педагогическими кадрами. На основании всех этих причин автор «Доношения» считает нужным учредить в Москве Университет для дворян и разночинцев по примеру европейских и предлагает при нем организовать две гимназии - для дворян и разночинцев.

М.В. Ломоносову и И.И. Шувалову удалось реализовать свой проект. Причем была создана демократическая высшая школа, нацеленная на широкое образование. Именно в Московском университете начала формироваться русская интеллигенция.

Большой интерес у участников I секции вызвало сообщение И.А. Калашникова, к.и.н., доцента кафедры теории и истории права юридического ф-та Московской открытой социальной академии.

И.А. Калашников заметил, что термин «Ломоносовская программа организации просвещения России» используется применительно к гражданскому образованию в России. Однако вопросы военного образования и воспитания также интересовали М.В. Ломоносова. Несомненными свидетельствами такого интереса являются глава «О мореплавательной академии» труда «Рассуждение о большей точности морского пути», а также оставшийся неосуществленным замысел главы «О сохранении военного искусства во время долгосрочного мира».

В определенном смысле «Ломоносовская программа организации просвещения в России» применима к системе ее военного образования едва ли не в большей степени, нежели к образованию гражданскому.

Казалось бы, многие существенные элементы Ломоносовских образовательных проектов так и не получили своего практического воплощения: не был утвержден демократический регламент Университета, нереализованной осталась идея общеобразовательной и бессословной средней школы, а само образование, в том числе и военное, приобрело выраженный сословный характер.

Однако, во-первых, в целом военные учебные заведения Российской империи в значительной степени развивались в направлении, намеченном М.В. Ломоносовым. Несмотря на то, что в ряде случаев упор делался на заучивание материала, а не на понимание сути предмета, формы и методы обучения были недостаточно развитыми, а их трактовка противоречивой, сами программы обучения кадетов носили прогрессивный характер. И хотя количество выпускников элитарных военных заведений было незначительно, готовились в них офицеры широко образованные и воспитанные в умеренно просветительском духе. Так, подготовленные в Ломоносовских традициях гуманитарного и естественнонаучного образования российские офицеры уже в XIX веке составили блестящую плеяду исследователей мирового уровня.

Ведущий научный сотрудник Отдела истории педагогики и образования ИТИП РАО, д.и.н. О.Е. Кошелева раскрыла проблему наказаний учащихся и ее осмысление М.В. Ломоносовым в контексте понятий XVIII века.

Общеизвестным наказанием в период Средневековья, как в России, так и на Западе являлось применение розги. Необходимость физического наказания детей следовала из церковных представлений о том, что именно в подростковом возрасте греховность человека проявляется с особой мощью, поскольку незрелый разум не в силах ее сдерживать. Борьба с греховностью подростка и ориентация его на путь добродетели заключались в его смирении и в страхе Божием, что на практике выражалось в побоях. Часто детей пороли не за какую-то конкретную провинность, а вообще «для порядка» - всех вместе по субботам.

Отсутствие розги означало отсутствие исправления нрава ребенка, место и значение розги нечем было заменить. Поэтому тех, кто детей не наказывал, осуждали за невнимание к ним.

Ломоносов все наказания делил на «приватные» и «публичные». «Приватные» следуют за небольшие проступки, «публичные» за серьезные нарушения. «Публичные» наказания связаны для Ломоносова с тем, что они отделяли провинившегося от коллектива, делали его временным изгоем -он ел отдельно, носил дурное платье, сидел в тюрьме. Физические наказания не исключались, но должны были быть легкими. В обоих случаях наказаний главное для Ломоносова было поставить провинившегося в униженную ситуацию, показать, что он - хуже других, то есть задеть его социальную честь.

Школьные уставы XVIII века признавали стыд в качестве главной формы наказания, трактуя его в разных вариантах, однако полностью не отказывались и от розги, признавая ее необходимость для младших учащихся, а также при особо серьезных нарушениях дисциплины.

Эта идея наказания стыдом в дальнейшем также была отвергнута. В XIX веке школьные правила предлагали избегать не физических наказаний, а наказаний «унижением». Наказание стыдом унижало в учащемся чувство собственного достоинства, которое в XIX веке стало одним из объектов воспитания.

Таким образом, тексты Ломоносова о наказаниях следует расценивать как свойственную ему и другим его просвещенным соотечественникам попытку найти новые формы воздействия на учащихся, помимо сечения их розгами.

На второй секции рассматривался вклад М.В. Ломоносова в развитие отечественной педагогики и российского образования (рук. Овчинников А.В., д.п.н., зам. директора по научной работе ИТИП РАО).

С сообщением «М.В. Ломоносов: у истоков российского образовательного законодательства» выступил А.В. Овчинников. Он подчеркнул актуальность создания законодательной основы российского образования в настоящее время, которая бы способствовала устойчивому развитию отечественной школы, обеспечивала движение к достижению самых высоких мировых стандартов образования населению страны.

На каждом этапе своего исторического развития российское государство и общество ставили аналогичные задачи. Середина XVIII столетия - время активной научной, педагогической и организационной деятельности М.В. Ломоносова. Именно в это время в отечественной социально-

педагогической мысли начинается противоборство двух традиций обучения и воспитания - немецкой и российской. Главная суть этого противоборства - получение приоритета своих традиций, национальных ценностей, своей культуры в определении путей развития отечественного просвещения.

Это был период очередного поиска идеального устройства национальной школы, создания ее новых духовно-нравственных ценностей, особенно на фоне прорубленного в Европу окна. В это время творчество выдающихся ученых и общественных деятелей, их философские, политические, педагогические, естественнонаучные взгляды определяли ход развития не только европейской, но и мировой цивилизации.

Дух нового видения мира, созданного представителями европейского просвещения, оказали сильное влияние на М.В. Ломоносова. Первые слова проекта: «Науки благороднейшими человеческими упражнениями справедливо почитаются и не терпят порабощения» задавали общий тон всего документа.

Подводя итог сказанному, А.В. Овчинников отмечает, что М.В. Ломоносов создал проекты законодательных актов, способных со временем стать стройной нормативной системой, регулирующей педагогический процесс. Проекты регламентов содержали рекомендации по воплощению в практику передовых педагогических идей и способов обучения и воспитания.

Выступление научного сотрудника лаборатории дидактики технологического образования ИСИМО РАО С.З. Занаева было посвящено М.В. Ломоносову как организатору и популяризатору изучения естествознания. В его проектах, касающихся развития и совершенствования науки, культуры, промышленности, производства, геологии, минералогии, красной нитью проходила мысль о том, что основой всех этих направлений является всемерное совершенствование образования, его организационно-методическое обеспечение, создание современной научно-лабораторной базы, всесторонняя популяризация преподавания естественных наук.

При проведении занятий он практиковал постановку различных опытов, популяризируя в своей публично-просветительской работе лабораторно-практическую деятельность.

Изучение наследия М.В. Ломоносова показывает, какое большое значение он придавал открытию первой в стране научной учебно-исследовательской химической лаборатории, как на ее базе в результате произведенных в ней опытов он открыл секрет цветного стекла и пытался развернуть его массовое промышленное производство.

Учитывая, что период его деятельности ознаменовался ростом промышленности, географических открытий, исследованиями учеными разнообразного животного и растительного мира, нахождением полезных ископаемых в Сибири, на Дальнем Востоке, попытками открытия Северного морского пути, можно уверенно констатировать, что ко всем этим явлениям он был причастен, что его неустанная деятельность способствовала росту промышленно-экономического развития страны.

А.В. Духавнева к.п.н., доцент кафедры инженерной педагогики и социальной работы Новочеркасской государственной мелиоративной академии (Ростовская обл., г. Новочеркасск) представила идеи М.В. Ломоносова как ценностно-смысловые детерминанты в становлении образования взрослых в России во второй половине XIX - начале XX вв. М.В. Ломоносов на уровне научных достижений первой половины XVШ века создал программу развития страны как российского государства, закладывающего промышленный и сельскохозяйственный базисы. Эта программа определяла основные стратегические линии развития отечественной науки.

В качестве важнейшей составной части программы государственного развития России следует считать работу М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа». Осмысливая в указанном сочинении пути усиления могущества России за счет роста духовного потенциала русского народа, представляющего, по его мнению, не только исторический, но и государственный интерес, Ломоносов признает: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».

В программе М.В. Ломоносов выделил ряд важнейших для страны экономических, социальных и демографических проблем. Важным вопросом программы был вопрос «О исправлении нравов и о

большем народа просвещении». Ломоносов отстаивал в ней права российского народа на образование, считая, что образование народа представляет, прежде всего, общественное благо и государственную необходимость.

Идея, сформулированная М.В. Ломоносовым, о том, что образование как естественное право человека и как общественная ценность должно быть в полной мере предоставлено народу, продолжает сохраняться во второй половине XIX - начале XX вв.

Профессор Московского института открытого образования, д.п.н. Л.М. Перминова охарактеризовала значимость дидактического наследия М.В. Ломоносова в контексте ценностного подхода. Она определяется его принадлежностью и ценностным отношением к фундаментальной науке, деятельностью М.В. Ломоносова во всех ее областях, его мировоззрением, в основе которого лежал научный метод и высокая этика ученого и гражданина, мощным научным наследием, которое по сей день не исчерпало себя, необыкновенной личностью самого Ломоносова, которая восхищает и вдохновляет нас и сегодня.

Обращаясь к дидактическому наследию М.В. Ломоносова, свято верившему, что человек «через учение счастлив будет», мы имеем возможность, рефлексируя его содержание через призму знания о ценностях в структуре сознания, прочно сохранить его в индивидуальной и коллективной памяти как ценность нашей национальной идентичности.

В выступлении Е.Н. Селиверстовой, д.п.н., профессора, заведующей кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Владимирский госуниверситет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых» была зафиксирована нацеленность на анализ дидактических взглядов М.В. Ломоносова в их сопряженности с процессом становления и развития ключевых проблем современной отечественной дидактики, отражающих ее национальные характерологические особенности. К таким проблемам Е.Н. Селиверстова относит проблему связи обучения и развития, которая к концу XX века трансформировалась в проблему развивающей функции обучения. Обращение к анализу дидактического наследия М.В. Ломоносова позволяет выявить глубокие историко-генетические корни, определившие зарождение этой проблемы и воссоздать целостную историко-педагогическую картину пути, пройденного отечественной дидактикой в связи с исследованием проблемы развивающей функции обучения. Разработка М.В. Ломоносовым дидактических идей основывалась на естественнонаучном понимании процесса познания. Высказывая мысли о синтезе чувственного и рационального, он исходил из идеи познаваемости объективного мира на основе чувственного восприятия, результаты которого проверяются опытным путем.

Анализ разработанных М.В. Ломоносовым оригинальных дидактических идей, отличавшихся инновационным характером, позволяет сделать вывод о том, что их можно рассматривать как первую в отечественной дидактике продуктивную попытку, связанную с постановкой и начальным решением проблемы связи обучения и развития, ставшей на столетия вперед доминантной идеей отечественной дидактики.

Дискуссия в третьей секции была посвящена реализации идей М.В. Ломоносова в развитии отечественного высшего образования, а также М.В. Ломоносову как теме школьного и вузовского преподавания (рук. Безрогов В.Г., д.п.н., член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Отдела истории педагогики и образования ИТИП РАО, Куликова С.В. д.п.н., профессор, зам. заведующего кафедрой педагогики по научной работе ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».

В выступлении главного научного сотрудника лаборатории дидактики ИТИП РАО, д.п.н., профессора Ю.Б. Алиева был рассмотрен опыт использования художественного творчества М.В. Ломоносова в школьных курсах по искусству в школе-интернате № 16 г. Москва.

На уроках русского языка и литературы в 5-11 классах учащиеся узнали, что М.В. Ломоносов совместно с В.К. Тредиаковским составили интересный нормативный документ - «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором описывались правила создания и построения стихотворений. Ломоносов создал классический русский четырехстопный ямб, сначала полноударный, а затем

облегченный пропусками ударений. Он внес определенный вклад в русскую сатиру («Гимн бороде», эпиграммы), а неоконченная в связи с его смертью поэма «Петр Великий» стала для Ломоносова попыткой создания национального эпоса.

В связи с изучением оды А.С. Пушкина «Памятник» учащиеся узнали, что вольный перевод Ломоносова 30-й оды Горация «К Мельпомене» послужил для последующих русских поэтов основой для стихотворных од, воспевающих идею памятника поэзии и поэтам.

Ю.Б. Алиев рассказал об организации учителем Н.В. Мухиным поисковой деятельности учащихся по выяснению непонятных слов в творениях Ломоносова: бурный аквилон, Алцейская лира, дельфийский лавр, стихи эольски и др. Поиск ответов на эти вопросы привели учащихся в историческую библиотеку, где они сделали свои небольшие открытия, которыми с удовольствием поделились в классе.

Осветил также работу учительницы изобразительного искусства М.В. Борисенко, которая знакомя шестиклассников с основами создания мозаики, опирается на опыты Ломоносова в его химической лаборатории и его художественные творения из мозаики, которые можно и сейчас увидеть в Санкт-Петербурге.

Заведующая лабораторией дидактики ИТИП РАО, д.п.н. И.М. Осмоловская рассказала, как развиваются идеи М.В. Ломоносова об организации образовательного процесса в гимназиях в деятельности современных гимназий на примере создания и использования культурообразующей среды в гимназии № 1591.

Под культурообразующей средой школы понимается предметно-пространственное, информационно-образовательное, событийное, коммуникативное окружение ученика, обеспечивающее его вхождение в мир культуры, приобщение к культурным ценностям. В условиях динамично изменяющегося культурного пространства акцент в воспитании эстетической культуры гимназистов был сделан не только на приобщении к культуре, но и на воспитании у них способности культурного самоопределения.

Изучение результативности создания и использования культурообразующей среды в гимназии № 1591 дает возможность сделать вывод о влиянии ее на культурный кругозор учащихся, их ценностно-смысловые ориентации, активное вхождение каждого в мир культуры и приобщение к мировым культурным ценностям.

Гимназия выполняет свою миссию - просвещать юношество, приучать молодых людей к правильному образу мышления и добрым нравам, как подчеркивал в своих трудах М.В. Ломоносов.

Директор МОАУ «Гимназия № 7» г. Оренбург Е.В. Дякина заострила внимание участников секции на актуальности проблемы организации в России образовательных учреждений инновационного типа на основе идей М.В. Ломоносова. Обращение к идеям М.В. Ломоносова не случайно, а является вполне закономерным процессом. Именно ему принадлежит заслуга в определении основ развития образовательных учреждений инновационного типа в восемнадцатом столетии, что намного веков вперед определило основной вектор развития этих учреждений. Инновационные идеи М.В. Ломоносова способствовали продуктивному развитию образования в России на все последующие столетия.

В заключение были подведены итоги Конференции. В выступлении М.В. Богуславского и руководителей секций было отмечено, что наследие М.В. Ломоносова неисчерпаемо и требует дальнейшего систематического изучения.

Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2011, №6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.