УДК 331.102.312 + 316.74:7 ББК Ю812 + Щ100 + С55.56
В.Ю. Колчинская
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
В настоящее время наше трансформирующееся общество находится в аномическом состоянии. В силу смещения идеологических императивов духовная сфера потерпела, пожалуй, наибольшее разрушающее воздействие. Одним из проявлений ее разрушения является осложнение процесса самоидентификации. Поэтому важным является поиск путей оптимизации обретения идентичности. Идентичность формируется в ходе деятельности, которую рассматривают как творческую, подразумевая при этом формирование личности.
Творчество стало объектом и предметом философской мысли, начиная с самого отдаленного времени. Мы можем сформулировать основные особенности творческой деятельности, выделявшиеся философами. Одни определяющим качеством творчества считают создание чего-то нового, полагая необходимым для этого наличие особых способностей творящего субъекта (творчество как прерогатива Бога или гения). Другие же, рассматривая творчество как процесс формирование личности, тем самым признают его неотъемлемой частью жизни любого человека. Эти расхождения во взглядах на сущность творчества сохранились и до настоящего времени.
В современной социологической литературе сложилось два подхода к данному понятию. Один из них более близок к обыденному пониманию и употреблению этого термина. Творчество рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. То есть творчество здесь рассматривается как некий вид деятельности с присущим ей рядом особенностей. Ключевой особенностью в данном контексте является создание чего-либо нового, никогда не бывшего. Понятие «творчество» употребляется здесь в узком своем значении. В этом смысле данный термин используется обычно для обозначения профессиональной или любительской деятельности в различных сферах общественной жизни, связанных с созданием каких-то новых ценностей, с целью разграничения продуктивных и репродуктивных видов деятельности [1, с. 128—144].
Следует отметить, что целый ряд ученых, рассматривая сущность творчества, также обращается только к продуктивной деятельности. Так, в статье
А.М. Коршунова «Отражение. Познание. Творчество» мы находим следующее определение: «Твор-
чество есть активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое, в соответствии с требованиями объективных закономерностей» [2,7—38]. Такое же представление о творчестве мы встречаем у П.В. Симонова в статье «Мозг и творчество», где он рассматривает некоторые аспекты познавательной деятельности человека: «Творчество — приобретение принципиально нового знания о человеке, окружающем его мире и способах его преобразования, которым не располагали предшествующие поколения, которое надо добыть, а не получить в готовом виде от своих предшественников и современников» [3, с. 3—24] (курсив мой В. К.)- Мы видим, что данные авторы подчеркивают вполне определенный аспект творчества создание нового и рассматривают его как деятельность, отвечающую этому требованию.
Таким образом, все приведенные точки зрения отличаются одной общей особенностью: они рассматривают творчество как вид деятельности и анализируют только продуктивную (следовательно, не репродуктивную) деятельность. Встает вопрос, а что, собственно, можно рассматривать как нечто «новое»? Должны ли это быть только некие материальные и духовные ценности, или новое можно рассматривать в более широком смысле? Скажем конкретнее, можно ли рассматривать в качестве этого нового человеческую личность? Нам представляется, что это вполне обоснованный подход. Поэтому существует и иная точка зрения на данную проблему — рассмотрение творчества как некоего качества, присущего самым различным видам человеческой деятельности. «Творчество — сущностная черта всей человеческой деятельности, ее высшее особое качество» [4, с. 34—43].
Именно в этом аспекте рассматривал творчество JI.H. Коган. По его мнению, определяя творчество только как деятельность по созданию нового, исследователь ограничивает свое внимание только активностью немногих выдающихся личностей, творцов значительных культурных ценностей. Избежать этого можно, только рассматривая творчество как характер деятельности человека (в отличие от механической, шаблонной, стереотипной деятельности). Исходя из этого, можно взять за основу следующее определение: творчество — это «нестандартизиро-ванная физическая или умственная деятельность человека, в процессе которой опредмечиваются его социальные силы и создаются лично или общественно значимые материальные или духовные ценности» [5, с. 187—188]. При таком подходе на первый
Социология духовной жизни
план выступают качества и свойства, которыми обладает творческая деятельность. Естественно, возникает необходимость рассмотреть вопрос об источниках творческой деятельности. Одним из них является потребность в самореализации. Идея самореализации глубоко и всесторонне была разработана еще Гегелем. По его мнению, выполняя какую-либо деятельность, человек преследует цель, продиктованную своеобразием этой деятельности, но при этом он должен получать удовлетворение от нее. Это происходит, когда в активном действии человек достигает и своих собственных целей. Внутренняя, своя цель, которую преследует человек, и есть самореализация личности.
Большое значение проблемам самореализации придается и современными учеными. Заслуживает внимания акцент на самопознании. Такова, например, позиция И.С. Кона. Другие же исследователи придерживаются иного мнения, считая, что главным на пути человека к себе является процесс активного творчества индивида по созданию самого себя, т. е. самореализация. Л.Н. Коган утверждает, что самореализация выступает закономерным результатом внутренней активности субъекта. В сущности, это свободная деятельность индивида. Источником самореализации является противоречие между жизненной целью личности и степенью приближения к этой цели. Он определяет самореализацию как «сознательный целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной социальной деятельности» [5, с. 147].
Можно с уверенностью сказать, что самотворче-ство не представляет собой какого-либо отдельного творческого процесса. С точки зрения «творчества собственной жизни» далеко не все процессы имеют одинаковое значение. Их можно подразделить на деятельность, способствующую прогрессивному развитию личности, на процессы, которые являются нейтральными для развития, и процессы, ведущие к деградации личности. К первым относятся все виды просоциальной деятельности, являющиеся нестереотипными, требующими нестандартного подхода. Творение человеком самого себя продолжается с первых его сознательных проявлений и до глубокой старости. Но наиболее интенсивно оно в период социального становления человека, т. е. в юности. Поэтому в данный период особенно важны различные виды именно творческой деятельности.
Важнейшим критерием творчества является степень самореализации родовой основы человека, его сущностных сил в процессе деятельности. Именно в творчестве человек реализует, т. е. формирует, воспроизводит, развивает и утверждает себя. Творчество выступает одновременно и средством индивидуального самовыражения и самоутверждения личности. В нем разносторонне проявляются личные способности индивидов. Будучи средством выражения родовой сущности человека, творчество несет
на себе печать его индивидуальности. Поэтому «самореализацию личности можно определить как осуществление родовой сущности человека в его индивидуальной жизни, как творческое развертывание в индивидуальном способе жизнедеятельности своей общечеловеческой сущности» [6, с. 77].
Важно различать понятия самореализация и самоутверждение. Самоутверждение — это стремление личности завоевать определенную позицию (социальный статус), ее устремленность к достижению определенной общественно значимой цели в процессе реализации своих творческих сил, своей индивидуальности. Оно может быть охарактеризовано как «обнаруживающаяся и опосредствуемая социальной деятельностью идеальная представленность индивида в других людях, в его связи с ними, наконец, в нем самом — как представителе социального целого» [7, с. 188]. Самоутверждение выступает как фактор развития личности. Источник самоутверждения — потребность в деятельности, в развертывании социальных, физических, эмоциональных, интеллектуальных возможностей, потребность развивать эти возможности в себе. Смысл самоутверждения лежит не только в поставленной цели, но, более всего, в самой деятельности, хотя и реализуется через цель, как конкретное средство организации деятельности. В процессе самоутверждения преодолеваются пределы имеющейся сферы деятельности, она расширяется.
Творчество в его самом общем виде можно представить как сложный акт самоутверждения личности, в структуре которого взаимосвязаны два основных элемента: духовное творчество и преобразующая материально-предметная деятельность. Она во всей совокупности проявляется как творческая, хотя и не всякую деятельность мы можем назвать таковой. Индивид, в конечном счете, может создать себя самого (как личность) для других. Творчество для других как самоутверждение — основной смысл бытия. Как видно, сторонники данной точки зрения фактически отождествляют самоутверждение с самореализацией, характеризуя последнюю в дости-жительном плане. Подчеркивается тот факт, что самоутверждение личности находится в неразрывном единстве с её самореализацией. Суть — самоутверждение происходит в процессе самореализации личности. В его основе лежит потребность в реализации своей творческой природы, неповторимой индивидуальности. Иначе говоря, самореализация рассматривается как основа самоутверждения человека. Утверждается в этой связи, что потребность в самоутверждении является зачастую определяющей в поведении человека, особенно в подростковом и юношеском возрасте и творческая деятельность может быть средством самоутверждения личности.
Тем не менее, полностью отождествлять эти явления было бы неверно. Поэтому правомерной представляется иная точка зрения, сторонники которой
подчеркивают отличие самоутверждения от самореализации. В данном случае самореализация рассматривается как наиболее полное развитие способностей личности, совершенствование ее в процессе творческой деятельности. Выделяются следующие факторы самореализации: внешние (социальный заказ на развитие личности) и внутренние (степень развитости способностей). Самоутверждение же рассматривают как закрепление самореализации фактом признания ее социальной значимости [8, с. 74—77]. Таким образом, фиксируется отличие самореализации от самоутверждения. В мотивации индивида стремление к самоутверждению может принимать разные формы. Для нас важно отметить, что оно не всегда является непременным атрибутом стремления к самореализации, в ходе которой индивид творит себя, то есть имеет место акт самодеятельности. Обычно это понятие рассматривают как непрофессиональную деятельность, зачастую подразумевая невысокий её уровень. Реально же оно глубже и шире.
Традиционно действия индивида рассматривают как его проявления. Но, по мнению С.Л. Рубинштейна, этот подход неверен. «Если субъект, — полагает он, — лишь проявляется в своих деяниях, а не ими также создается, то этим предполагается, что субъект есть нечто готовое, данное до и вне своих деяний, и значит, независимо от них. Таким образом, субъект, как виновник своих деяний, определяет свои деяния, сам не определяясь ими». Такой подход подразумевает, что деятельность индивида представляет собой проявление его личностных особенностей, а не фактор, формирующий их. Деятельность, как видно, не включается в процесс формирования личности, поэтому она во всем многообразии своих проявлений не может сомкнуться в одно внутренне связное целое. Таким образом, видеть в деятельности только проявления личности, отрицать обратное воздействие их на него, значит разрушать ее единство. Итак, «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть, направлением его деятельности можно определять и формировать его самого» [9, с. 93—94]. Как видно, С.Л. Рубинштейн рассматривает самодеятельность как деятельность, формирующую личность, с помощью которой личность себя строит. Сопоставив это утверждение с тем, что сказано выше, мы видим, что творчество есть самодеятельность личности, независимо от того, является ли оно профессиональным или любительским.
Мы принимаем позицию Л.Н. Когана о самодеятельности как действительно свободной деятельности. Она определяется свободой субъекта в данной системе деятельности и свободой выбора самой системы деятельности. Это подлинно свободная, твор-
ческая деятельность человека. Значит, самодеятельность тесно связана с самореализацией. В последней человек практически раскрывает свои возможности, проверяет созданную им самомодель, свои реальные способности. Итак, самореализация — свободная деятельность, т. е. самодеятельность индивида.
Из всего вышесказанного видно, что самодеятельность органично вписывается в структуру личности. Важным ее элементом выступают потребности. В данном случае мы рассматриваем самореализацию как центральную потребность личности. Она осуществляется в конкретных видах деятельности, определяемых интересом. Занятия данным видом деятельности являются условием развития необходимых для этого способностей, умений и навыков, что влечет за собой развитие интересов, а также расширяет спектр доступных средств самоутверждения в избранной личностью сфере. Возникает определённая цепочка: потребность в одном виде деятельности и постоянное занятие им ведет к развитию способностей, необходимых для её осуществления. При определённых благоприятных социальных условиях и развитой потребности у человека формируется прочная установка на определённый вид деятельности. Постоянные занятия им развивают навыки и умения, дают новые знания и опыт, вызывают положительные социальные чувства и эмоции, т. е. происходит совершенствование, развитие всех социальных сил личности.
Этот социальный опыт оказывается важным и в процессе идентификации. С одной стороны, деятельность индивида является результатом осознания им своих способностей и интересов. Выбор деятельности определяется также представлением о ее целесообразности и значимости. С другой стороны, в ходе этой деятельности индивид проявляет себя как член определенной социальной группы. То есть налицо осознание своей идентичности и проявление ее.
Итак, мы рассмотрели понятие самодеятельности как творения личностью самой себя. Существует и более узкое его толкование, уже упомянутое нами выше — самодеятельность как непрофессиональная деятельность. Именно оно долгое время превалировало в подходах к определению этого явления в отечественной науке. С этой точки зрения можно выделить следующие виды творчества: профессиональное и любительское (самодеятельное в узком смысле этого слова). Благодаря развитию непрофессионального творчества, свободное время становится сферой формирования индивидуальностей, реализующих свою социальную свободу в свободной деятельности. Возможности воздействия досуговой деятельности во многом зависят от того, что занятия в свободное время избираются самим человеком в соответствии с собственными интересами, потребностями, способностями. Она организуется и контролируется личностью, становится «самодеятельностью». Помимо этого, к оценке са-
Социология духовной жизни
модеятельного творчества целесообразно подходить с более гибкими критериями. Здесь становится важным не только, и даже, может быть, не столько материальный результат деятельности, сколько значимость ее для развития социальных и индивидуальных свойств личности. В нашей работе мы рассмотрим самодеятельное творчество в широком его понимании, так как данное качество деятельности определяет ее особенности.
Самодеятельное творчество можно классифицировать в соответствии со сферами жизнедеятельности общества, в которых оно находит свое применение. Таким образом, существуют следующие виды самодеятельного творчества: художественное, научное, техническое, политическое, моральное и т. д. Рассмотрим, в чем заключается отличие художественного творчества от научно-технического. В первую очередь, по-видимому, тем, что необходимым условием художественного творчества является репродуктивная деятельность. Творческая деятельность в культуре значительно шире, чем создание новых ценностей. Даже в восприятии культурных ценностей содержится творческий момент, еще в большей мере он содержится в исполнительской деятельности, в частности, в исполнении музыкальных произведений. Ведь каждая новая трактовка отличается от прежних, это в каком-то смысле самостоятельное произведение (нельзя забывать, что нотная запись музыкального произведения не звучит и непосредственно слушателями потребляться не может, для этого необходим посредник — исполнитель).
В процессе творческой деятельности в духовной сфере человек осваивает культурные ценности. Подлинное овладение культурой возможно лишь при реализации личностью своих внутренних потребностей в культурной деятельности. Именно широта и разнообразие духовных потребностей человека обуславливают богатство и своеобразие его духовного мира. Кроме того, специфика потребностей, заключающаяся в невозможности их полного удовлетворения (поскольку каждая удовлетворённая потребность с необходимостью порождает новую), обуславливает непрерывность развития культуры личности. Активное потребление культурных ценностей — необходимое условие развития человека. Здесь человек наиболее полно реализует «способность быть не только “этим” эмпирическим индивидом, существующим только “здесь” и “теперь”, в рамках наличной социальной структуры, а и самостоятельным субъектом своих всеобщеродовых определений, выразителем человечности как целого» [10, с. 114 ].
Художественное творчество включает в себя и аксиологическую составляющую. Оно выступает как контакт с реальными индивидами по поводу тех или иных общезначимых культурных ценностей. Творческое самовыражение человека существенно связано с ориентацией на будущее, с выходом за рамки наличной системы функциональных зависи-
мостей. Художественное творчество предполагает также определенную систему общезначимых культурных ценностей, которые и определяют его конкретную функциональную направленность. Творчество, как мы уже подчеркивали, — деятельность нравственная, то есть это действительно свободные и ответственные человеческие поступки.
В контексте нашей темы выделим ряд особенностей художественного творчества. Для их более адекватного понимания обратимся к понятию искусства. Известный музыковед А.Н. Сохор считает, что это «особая форма идеальной и материальной деятельности людей, направленной к познанию и преобразованию действительности, которые воспринимаются и используются обществом как специфические, не утилитарные духовные ценности» [11, с. 7]. Обратим внимание на тот факт, что эти ценности лишены утилитарного значения. Установка на непосредственное преобразование действительности с целью достижения определенных полезных результатов не свойственна художественному творчеству. С этой точки зрения оно отличается от труда и приближается к игре. Но только в теснейшей связи художественного творчества с неигровой деятельностью человека реализуется эстетическая сущность искусства, раскрываются заложенные в ней возможности развития творческих сил и способностей человека. Бескорыстность «игрового» механизма эстетического отношения и придает последнему универсальный характер. Благодаря этому, искусство не просто взаимодействует с другими формами человеческой деятельности, но и способно в известной степени выполнять свойственные этим формам общественные функции [10, с. 199—200].
Другой особенностью является то, что не всегда результатом творческой деятельности является создание совершенно новых ценностей. Репродуктивная деятельность в сфере искусства также требует применения инновационных усилий. Это утверждение встречается в работах различных авторов. Так,
В.Ф. Асмус подчеркивает: «содержание художественного произведения не переходит—как вода, переливающаяся из кувшина в другой, — из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя. Деятельность эта есть творчество» [12, с. 50].
Таким образом, мы можем выделить следующие черты художественного творчества. Это деятельность в сфере художественной культуры, направленная на самореализацию, в результате которой становится возможным формирование человеческой личности. Художественное творчество не утилитарно. Кроме того, творческим потенциалом обладает любая деятельность в сфере культуры, не только продуктивная, но и репродуктивная. Поэтому, говоря об идентифи-
кации в процессе художественного творчества, необходимо выделить аксиологический аспект осознания индивидом своей идентичности.
Литература
1. Наумова, Н.Ф., Хитрук, А.Ф. Пройдемте в за-зеркалье или не вкусом единым // Социологический журнал. — 1995. — № 3. - С. 128—144.
2. Коршунов, А.М. Отражение. Познание. Творчество // Творчество и социальное познание. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 7—38.
3. Симонов, П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. — 1992. — № 11. — С. 3—24.
4. Червонная, Л.Г. Социально-историческое творчество на этапе совершенствования социализма // Советский человек и социальное творчество. — Свердловск, 1987. — С. 34—43.
5. Коган, Л.Н. Цель и смысл жизни человека. — М.'.Мысль, 1984, —252 с.
6. Ветошкина, Т.А. К вопросу о сущности само-
реализации личности // Культура и всестороннее развитие социалистической личности. — Свердловск, 1980, —С. 71—78.
7. Цыбра, Н.Ф. Самоутверждение личности. Со-циально-философский анализ. — Киев; Одесса, 1989.— 189 с.
8. Келасьев В.Н. Проблемы самореализации человека в современных условиях // Социология и социальная антропология. — СПб.: Алетейя, 1997. —
С. 74—84.
9. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. — 1989. — № 4. — С. 88—96.
10. Художественная деятельность. — Киев, 1980. —295 с.
11. Сохор, А.Н. Музыка как вид искусства. — М.: Музыка, 1970. — 123 с.
12. Цит. по кн.: Маликова Н.Н. Социальная активность личности в сфере культуры. Рукопись.