Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 30 (245). Философия. Социология. Культурология. Вып. 22. С. 55-62.
Н. Ю. Мочалова
сокровенный мир человека как духовный потенциал экзистенциального творчества
В статье предпринимается попытка обнаружить сокровенный мир человека на глубинном уровне бытия духовного мира как ценностный потенциал экзистенциального творчества. Рассматриваются возможности изменения ценностной природы сокровенного мира через творчество именно в искусстве, которое, являясь самосознанием культуры, тайным ее «кодом», способно проникнуть в глубины индивидуальной ментальности.
Ключевые слова: сокровенный мир человека, экзистенциальное творчество, ценностный подход, проблемно-творческое бытие, модели сокровенного мироотношения, духовное самотворчество.
Объективный ход исторического развития подвел теоретическую философскую мысль к изучению индивидуального уровня человеческого бытия. Теоретически и методологически важно осознать человека не только как субъекта внешне целенаправленной деятельности, но и как уникальное экзистенциальное существо, обладающее самоценным сокровенным миром. Изначально односторонни любые концепции человеческого бытия, игнорирующие «сокровенное мироотношение» (А. Натев), сводящие творческое со-бытие в социуме к жестко заданному функционированию в качестве единицы природного и социального целого.
Между тем важность изучения сокровенного мира в социальном и индивидуальном плане трудно переоценить. Именно этот уровень духовного мира определяет структуру и направленность мироотношения в целом, следовательно, и самодеятельные функциональные проявления индивидуальности. Беремся утверждать, что действительные творческие возможности человека обусловлены внутренней мотивацией его индивидуальной самореализации, ценностным контекстом духовного самотворчества на уровне сокровенного мира.
Именно ценностный подход к духовному миру человека позволяет обнаружить его качественно определенный глубинный уровень - сокровенный мир индивидуальности. Многогранность и полифункциональность сокровенного мира, представленного как динамическая мирочело-веческая реальность, предполагает свое бытие как проблемно-творческое.
Общефилософский анализ творчества должен быть дополнен ценностным подходом к анализу сокровенного мира. Резервы этого подхода заключаются в рассмотрении внутреннего механизма творчества, проявляющегося в диалектической связи ценностной природы сокровенного мира и его проблемно-противоречивой структуры с потенциальными творческими ценностными новообразованиями.
Исследование проблемы в указанном аспекте имеет и практическое значение. Ценностные творческие изменения сокровенного мира индивидуальности способствуют установлению гармоничной связи между обществом и личностью, что может повысить творческий потенциал отдельного человека, а также оптимизировать общественное развитие в целом. Это позволяет представить сокровенный мир - духовный потенциал отдельного
человека - одновременно и уровнем стратегического резерва общества. Ведь действительное богатство общества заключается в богатстве его творческих индивидуальностей.
Содержание сокровенного мира, существуя на уровне особенного, выражает общее в его реальном единичном воплощении. Если рассматривать особенное как реализованное общее, то сокровенный мир - важный момент движения познания вглубь объекта - человека.
Экзистенциальный статус бытия сокровенного мира, порождаемого индивидуальностью. предполагает его рассмотрение как само-ста-новящейся, само-развивающейся, само-обнов-ляющейся системы в пространстве актуальной культуры. Принципиальная незавершенность, процессуальность индивидуального бытия, подкрепляемая принципиальной невозможностью полной самореализации всех сущностных сил индивидуальности, невозможностью «тут-и-теперь» реализовать себя, позволяет представить сокровенный мир как процессуальную бесконечность вариаций и возможностей для саморазвития. Сокровенный мир - всегда не столько достигнутое состояние, сколько тенденции достижения, перспективы реализации.
Следующей сущностной характеристикой бытия сокровенного мира является его самоизоляция от социального, типического, способного подминать самобытное и уникальное. Замкнутость и латентность существования объясняются имманентной потребностью сохранить в себе нечто принципиально не обнаружимое, без чего нет индивидуальности. Л. Н. Толстой и В. Розанов видели в потребности уединения сущностное предназначение человека1.
Обнаружение сокровенного мира в пределах духовного мира требует соблюдения ряда формальных и содержательных принципов при исследовании феномена. Этимология слова «сокровенный», которую при философском исследовании игнорировать невозможно, свидетельствует о его созвучности и смысловой тождественности с «тайным», «интимным», «стыдным»2. Рассмотрение сокровенного мира на онтологическом уровне в его бытийном контакте с действительностью как «иномир», «инобытие» - глубоко своеобразный и самостоятельно действующий фактор - необходимо, но недостаточно, ибо низводит значение сокровенного до уровня интимного, задушевного. Онтологический подход лишь констатирует
факт бытия, фиксируя место нахождения феномена, - за-душевный, за-предельный, расположенный в глубине внутреннего мира, что не раскрывает содержания исследуемого экзистенциального образования.
Гносеологический подход к анализу сокровенного мира заключается в попытке обозначить содержание понятия по степени осознанности: то, что менее всего открыто сознанию, вытеснено из него. Сведение объема исследуемого понятия только к явлениям бессознательным (З. Фрейд), подсознательным (П. П. Симонов), сверхсознательным (К. С. Станиславский), неосознанным (Д. И. Узнадзе), архетипичным (К.-Г. Юнг), утаенным (А. Н. Леонтьев) ограничено так же, как и попытка представить сокровенный мир явлением исключительно когнитивным, устойчивым инвариантом самореф-лексии («Я-концепция» Р. Бернса). Существуя лишь в границах рациональной сферы, сокровенный мир не мог бы выразить всю полноту своего душевно-духовного содержания.
Гносеологическо-психологический подход к анализу сущности сокровенного мира является формальным, константно-бессодержательным.
Идея монолитной интерферентной связи между цельным и непротиворечивым самосознанием и сокровенным миром человека подвергается сомнению не только в теоретическом, но и в практическом обыденном сознании. Нет повода усомниться в обнаруженном З. Фрейдом еще в начале XX в. противоречии между моральными запретами и нормами и индивидуальными инстинктивными влечениями. Но и современный человек, будучи «расщепленным» на множество недостаточно интегрированных ролей, испытывает дефицит в устойчивой интимности.
Устойчивость, постоянство, тождественность, идентичность на уровне индивидуальности фиксируются понятием «самость», имеющим психофизиологический уровень проявления. Гегель связывал индивидуальный уровень личностного бытия именно с самостьюЗ. Но рассмотрение индивидуального бытия только «из себя», «изнутри» замыкает его либо в кругу психофизиологических особенностей человека, игнорируя его общественную сущность, либо превозносит его до изолированной мистической субстанции, имеющей опору только в трансценденции.
Для содержательного анализа сокровенного мира нами избран эмоционально-ценностный подход, согласно которому сокровенный
мир предстает как сложная самодеятельная система, жизнедеятельность которой регулируется внутренними потребностями и проявляет свою самобытность в творческой активности. Относительно неустойчивая, вариативная система потребностей приводит сокровенный мир индивидуальности в состояние ценностно-значимого напряжения, осуществляющего перевод информации из духовного мира в ядро сокровенного, изменяя тем самым уровень ее бытия и степень значимости для индивидуального переживания.
Сокровенный мир предстает как само-отно-шение, преломленное через отношение к миру, характеризуя наиболее интимную, ценностнозначимую форму проявления духовного мира, концентрируя содержание последнего на глубинных внутренних потребностях индивидуальности.
Поиск сокровенного мира как определенного качественного уровня духовного мира человека следует вести через анализ диалектических оппозиций, характеризующих механизм проявления каждого из уровней.
Структурный анализ сокровенного мира -необходимая предпосылка его содержательного анализа, а правильно обозначенная система противоречий «укажет» логику развития искомого феномена. Системная иерархичность, синхронность и динамизм взаимодействия уровней сокровенного мира определяются его жизненной вплетенностью в структуру бытия и типом мироотношения - «открытым» или «закрытым», - в границах которого происходит функционирование.
Первый уровень - непосредственные жизненные самоощущения индивидуальности. Этот уровень проявляет себя через противоречие чувственно-эмоционального и рационального. Чувства всегда уникально-неповторимы, они индивидуализируют человека, проявляют его наиболее непосредственно и близко к подлинной человеческой самости. Чувство - нечто большее, чем биохимия: оно представляет собой самоин-терпретацию психической системой своего душевного самочувствия.
На этом уровне сокровенного мира не существует никакого второго «Я», внутреннего адресата, никакой самости, никакой дополнительной инстанции, проверяющей все мысли, оформленные языком, это стихия чистой чувственнности непосредственного бытия, не оформленная в сознательной вербальной форме.
Всякое эмоциональное отношение, оценивание другого и себя как другого реализуется через механизм идентификации, начальным уровнем проявления которого и является чувственно-эмоциональный. Только благодаря механизму самоидентификации возможно проникновение в духовный мир другого человека, наше понимание чужого и, соответственно, самопережива-ние, самопознание, самопроектирование и формирование идеалов. Идентификация становится целью и средством проявления творческой сущности индивидуальности.
Второй уровень сокровенного мира представлен системой самовосприятий, как актуальное самообладание. Это экзистенциальное состояние характеризует непосредственную «вплетенность» человека в мир, экзистенциально-чувственную оправданность своей жизни. В отличие от предыдущего уровня стихийнобессознательных самоощущений на нынешнем уровне «приятие» мира фильтруется избирательно глубинными внутренними потребностями, которые упорядочивают личностные смыслы, ценности и идеалы «вышележащих» уровней сокровенного мира. В отличие от значений-фактов, значений-ценностей, усвоенных в результате познавательных усилий, миропереживание как самообладание выражает глубоко личностное, интимное отношение, полноту индивидуального бытия, имеющего большую степень слитности объективного и субъективного, рационального и эмоционального, сознательного и бессознательного моментов.
Третий уровень сокровенного мира представлен как самосознание, самопонимание. Благодаря процедуре понимания человек открывает в себе и для себя широкий спектр возможностей индивидуального развития по сравнению с воплотившейся, «ставшей» жизнедеятельностью. На этом уровне сокровенный мир представлен не только результатами актов саморефлексии по поводу смыслов и значений, но и выражен актуальным пристрастным, готовым к самореализации потенциально-динамичным состоянием. Процедура понимания является «промежуточной» между наличной суммой эмоциональночувственных переживаний и осмыслением планов, проектов, целей на «высших» уровнях сокровенного мира. Механизм действия указанного уровня представлен противоречивым единством оппозиции осознанного - неосознанного. «Интеллектуальный багаж» осмысленно
воспринимается человеком на уровне сокровенного только в том случае, если он обладает интроспективной направленностью внутрь себя. Раздвоенность сокровенного мира на познание «мира внутри» через проекцию на «мир вовне» есть исключительно человеческая в своей сущности особенность.
При всей сосредоточенности на конкретных смысловых структурах сознание всегда готово к иному. Оно никогда не остается целиком во власти лишь одного смыслового содержания, на этом уровне всегда существует потенциальная возможность скачка на совершенно непривычные узловые структуры, подготавливая возможность творческих инноваций.
Четвертый уровень сокровенного мира представлен системой самополаганий и самооценива-ний. Механизм развития этого уровня заключается в разрешении противоречия между социально и индивидуально значимым. На данном уровне происходит согласование информации, выработанной на предыдущих уровнях, с наличными актуальными ценностными ориентациями сокровенного мира индивидуальности. Ценностным отношением к себе человек формирует бидоми-нантную структуру сознания, определяет его проблемность, создавая основу для следующего побудительного уровня сокровенного мира.
С другой стороны, чувственно-эмоциональный и познавательный уровни являются фундаментом для ценностного самополагания, которое «рядится в одежды эмоциональной активности человеческого духа», по образному выражению М. С. Кагана, иначе говоря, «выступает в виде нравственного, эстетического, религиозного, политического чувства, чувства любви к родине, природе, мифическому божеству, чувства совести, долга, чести»4. Духовность всех вышеназванных чувств глубоко социальна, ибо предполагает соединение «другого» с самооценкой: способность судить себя, как другого, а другого - как себя самого единой меркой социальной требовательности, общечеловеческим масштабом.
Идеи-ценности этого уровни всеобъемлющи, они требуют от человека полной преданности себе. Самоценность важна как предощущение самореализации, что актуализирует потребность самоутверждения, присущую в разной степени каждому. Самоутверждение - это потребность добиться признания других, обнаружить свою непохожесть, неповторимость. Потребность в самоутверждении - смыслообразующая,
придающая жизни человека осмысленность и наполненность.
Пятый уровень - проективный, представлен как самопроектирование, самореализация, являющаяся разрешением существующего на данном уровне противоречия наличного и творчески полагаемого. Проективный уровень венчает мотивационную и ориентационную деятельность сокровенного мира. На этом уровне он предстает как самоконцепция, выстроенная по принципам ценного и должного идеализированная действительность, царство мечты, жизненных упований и стремлений.
Сокровенный мир всегда содержит потенциальные возможности для своего воплощения, даже если реальность этого близка к нулю. Но она не должна быть равна нулю, иначе такая сокровенность не будет внушать веры в себя, станет безразличной, обесцененной.
Возможности воплощения образа-цели в сокровенном мире рассматриваются индивидуальностью как «рассеянная действительность» (Г. Гегель). Исходя из этого сокровенный мир правомерно рассматривать не только как индивидуально значимое самоценное проявление интимной жизни, но и как индивидуальный способ освоения действительности, форму проявления субъективных возможностей человека по преобразованию социального мира.
В основе реализации субъективных возможностей, проектов лежит мир ценностных представлений людей, которые могут «очеловечить» сферу наличных обстоятельств, гармонизировать полноту жизненных проявлений. Созидание системы образов-целей опирается на потребности в эмоциональных переживаниях, в самопознании, самоутверждении, ценностных ориентациях и вызывает к жизни потребности иного высшего уровня: в самовыражении, самосозида-нии, самовозвышении, что пробуждает «творче-скость» человеческой сущности.
Проективный уровень является высшим уровнем сокровенного и духовного мира индивидуальности, наделяя ее новым качеством - субъ-ектностью. Субъектность, в нашем понимании, есть исходная система свойств, которая делает индивидуальность самодеятельным существом. Индивидуальность является субъектом не потому только, что реализует свои возможности в действительность, а уже потому, что обладает наличным потенциалом возможного активного отношения к жизнедеятельности.
В целом структуру сокровенного мира можно назвать самореализующейся линией развития индивидуальности. На всех уровнях сокровенного мира проявляется его исконная социальность: во всех отношениях содержание сокровенного мира бидоминантно: само-отношение скорректировано всей многообразной системой мироотно-шений индивидуальности. Сущностные потребности человека - в эмоциональных переживаниях, самовосприятии, самопознании, ценностных ориентациях, самосозидании, самоутверждении, самовыражении - организуют структуру сокровенного мира. Сокровенный мир отдельно взятого человека обнаруживает уникальное сочетание потребностей, подчиненных квазипотребности (-ям); это самопорождаемая и самовоспроизво-димая система, являющаяся эмоционально и содержательно неисчерпаемой.
Индивидуальность как воплощение субъект-ности издавно ассоциируется с творчеством, духовным самосовершенствованием, преодолением ограниченности места и времени. Не только обыденное сознание, но и теоретическое гуманитарное знание (философия, этика, эстетика) считают субъектно-творческое начало самым важным и ценным в человеке.
Именно творчество призвано решить противоречие индивидуального и всеобщего, свободы и необходимости, самопознания и самореализации. Противоречивость и раздвоенность пронизывает все аспекты внутреннего бытия человека, проявляясь в статусах - бимодальности (одновременное отражение «Я» и «не-Я», в качестве которого может быть собственное «Я» и другое - «Ты») и бидоминантности (вну-триличностная коммуникация, общение «Я» с самим собой как с «Ты»). Человек для себя постоянно актуален и, тем не менее, а может быть, именно поэтому, он сам для себя другой. Снятие этого противоречия обнаруживается в тенденции совмещения наличного как данного с должным как желаемым. Этим объясняется тенденция преодолеть, заполнить себя - тенденция к самореализации.
Творческая сила индивидуальности - в отказе от изначальной самодостаточности. Рассмотрение творчества через систему миро-человеческих отношений позволяет представить его и как процесс становления мира человеком и как само-становление мира человека. Обозначенное перспективное взаимоопреде-ление сторон (релятивный изоморфизм мира
и человека) позволяет представить творческое становление внутреннего мира человека как творческое преобразование всей системы миро-человеческих отношений.
В каждом человеке живет потенциальная способность создать новое (как продуктивное, так и репродуктивное), поскольку каждая индивидуальность заключает в себе неповторимые возможности осмысления действительности, а открытие нового, равно как оживление старого, всегда ценностно.
Каковы же формальные возможности изменения ценностной природы сокровенного мира человека, разрешения его бидоминантности, тенденции самореализации? Большинство исследователей, занимающихся проблемами духовного мира, отмечают, что универсальным средством его реализации является творчество. Исходя из того, что творчество дает возможности самораскрытия, самореализации, воплощения сущностных сил человека, мы будем рассматривать итог творчества не столько как получение нового, социально значимого результата, сколько как перестройку сокровенного мира, разрешение его про-блемности, противоречивости, бидоминантности.
Творчество как тенденция к самореализации предполагает самонахождение «моего другого» (Г. Гегель), то есть раскрытие себя как предполагаемой ценности. В процессе экзистенциального творчества человек обращается к себе как к иному; в «моем другом» уже заложена творческая неожиданность самооткровения, возможность обнаружения скрытых ценностных параметров.
Только в процессе творчества человек обладает своей субъективностью как целостностью. Творчество в этом аспекте есть «снятие противоречия» между данным и должным, наличным и полагаемым, идеальным и реальным. Все многообразие отношений сокровенного мира приобретает большую степень слитности осознаваемого и неосознаваемого, чувственного и рационального, социально-нормативного и индивидуального, актуального и диспозициональ-ного, действительного и возможного. Именно в процессе творческого акта указанные противоречивые моменты полностью или частично совпадают, до него же, в бидоминантном состоянии, они не совпадали.
Однако заданное как идеальная цель никогда не станет абсолютно данным, снятие противоречия актуального и потенциального в наличном порождает новое противоречие.
Индивидуальность на эмоционально-чувственном уровне может осознавать моменты озарений, переоценки ценностей, предчувствуя реализацию сокровенного на субъективном уровне. Разрешение «настоящего» конкретного противоречия порождает новое противоречие с новой степенью слитности в нем данного и должного, осознанного и неосознанного, реального и идеального, наличного и творчески-полагаемого...
Творчество в этом смысле - отход от своего реального «Я», которое есть промежуточный итог самопознания. Применительно к сложному процессу художественного творчества М. С. Каган и М. П. Лохтина описывают это так: «Далеко не все то, что характеризует эмпирическое “Я” художника, получает отражение в его произведениях, в своей творческой ипостаси художник обособляется от своего эмпирического “Я”, его личность обобщается, идеализируется (от идеала!), социализируется, и он воспринимает свою деятельность не как заданную извне, а как “миссию”»5. В такие экзистенциальные моменты «свое другое, тайное» оценивается с точки зрения высших, предельных экзистенциальных ценностей - «святыней духа». В эти витальные критические моменты (по Байрону, «станции на жизненном пути, где судьба меняет лошадей») происходит обнажающе интимная, искренняя и неизбежная встреча с самим собой. В эти моменты «суда над самим собой» человек предельно искренен и абсолютно прав. На предельной глубине сокровенного мира фальши быть не может, извечные святыни-ценности понятны всем и каждому. Изменить им, отречься от них равносильно предательству себе, отречению от себя как от человека. Наличие этих святынь духа свя-зует Человечество как род Людей, являясь высшим гарантом наличия в них человечности и духовности.
Эти святыни духа, представляющие для индивидуальности сверхценную значимость, являют сокровенному миру отдельной личности итог культурного развития многих поколений людей в течение тысячелетий. Назовем эти ценности условно «символическими»: Стыд, Совесть, Честь, Раскаивание, Справедливость, Вера, Надежда, Любовь обретают на уровне сокровенного мира человека роль символов. На этом уровне индивидуальное непосредственно равно человеческому, а индивидуальность «есть также тотальность, идеальная тотальность, субъективное для-себя-бытие мыслимого и ощущаемого для себя
общества»6. Таким образом, сокровенный мир, являющий «сгусток» отличительных свойств и уникальных черт чистой самобытности, есть реальное проявление общечеловеческого содержания. На предельной глубине сокровенного мира ценности не могут быть только внешним средством, ибо верить и следовать им означает то же, что оставаться собой, сохранять свое достоинство, быть человеком. Сошлемся на А. Ф. Еремеева: «Осознание долга из внешнего рассудочного регулятора поведения индивида переводится в сокровенный, интимный план посредством сформировавшейся совести, представляющей собой самооценку собственного поведения, помыслов, устремлений в соответствии с моральными и другими нормами коллектива, в которых опять-таки закреплена общественная необходимость и выражающая ее система воззрений. ... Вместе с совестью появляется чувство стыда, вины, которые еще больше удерживают индивида в нужных для общества границах»7.
Целостное человеческое бытие соизмеряется с «тотальностью» общественно-исторического прогресса, с определенной совокупностью высших смыслообразующих ценностей культуры. Культура является основой человеческих миро-отношений. Каждый индивид в процессе своего становления именно человеком овладевает миром культуры и собственным миром, приобщаясь к ценностям культуры и к ценностям собственного человеческого мира.
Эту диалектику культуры разрушает замкнутый тип человеческого мироотношения (в концепции В. А. Малахова). Этот тип миро-отношения может быть представлен «страгли-стической», «латентной» и «конформистской» моделями. В границах индивидуального активизма отношения между индивидуальным ми-роотношением и мироотношенческим потенциалом культуры устанавливаются как антагонистические:
0 Индивидуальность рассматривает обстоятельства внешней реальности исключительно как арсенал средств самореализации и самонаслажде-ния. Внешнее бытие утончается, теряет свою субстанциональную свободу, растворяясь в границах сокровенного мира. Происходит бегство от мира во имя свободы: индивидуальность реализует свой сокровенный мир в «латентной» форме.
0 Отношение антагонизма может достичь формы открытого конфликта между индивидуально-активистским типом мироотношения
и внешними обстоятельствами и силами. Сокровенный мир в этом случае отторгает, не принимает «внешнего», занимая «страглистиче-ские» позиции.
0 Внешние обстоятельства, ценности, силы обретают изначально не свойственную им онтологическую плотность, выступая в качестве абсолютного масштаба и предельного смысла человеческого существования. Внешнее фетишизированное мироотношение начинает довлеть над сокровенным мироотношением - человеку остается играть отведенную ему роль, творчески отождествляя себя с ней. Это «конформистское» фетишизированное мироотношение есть сознательное «затворничество» в рамках обжитого фрагмента бытия, проявление юродства, добровольного отказа от сокровенного индивидуального мира.
Замкнутое мироотношение неизбежно предписывает человеку некий конечный предел, смысл, ценность. Каким бы глубоким и всеобъемлющим не был указанный тип мироотноше-ния, оторванный от целостной жизни, которая его порождает, он лишается имманентных источников саморазвития внутри себя.
Подлинное творчество предполагает неокон-чательность функциональных, смысловых, ценностных пределов, оно основано на обновляемо-сти мира и человека, их совершенствовании. Вне этой бесконечной перспективы, в узких рамках ситуативных ожиданий творчество утрачивает свою продуктивность.
Человеческое творчество в рамках открытого мироотношения предстает не как субъективное пересоздание, «удвоение» бытия (феномены схи-зиса, юродства), а как естественное саморазвитие последнего, его углубление, интимизация. Человек «врастает» в мир, принимает его как «свой», ему незачем присваивать его или слепо подчиняться обстоятельствам, силам, ценностям этого мира. Особую ценностную значимость приобретают доверие к окружающей реальности, глубинная со-человечность бытия, что передает особую онтологическую ценность феномену сокровенного мира как потенциальному источнику еще не сбывшихся смыслов, ценностей, поступков. Назовем возможные модусы бытия сокровенного мира в рамках открытого мироотношения:
1. «Гармоничный» модус. Связан с ситуацией абсолютного совпадения потребностей общества и потребностей индивидуальности в подобных
чувствах, мыслях, интересах, ценностях. Происходят как трансформация «внешнего» во «внутреннее-свое», так и продуцирование собственных экзистенций вовне. Эта модель абстрактна и принципиально недостижима, ибо в своем предельном выражении она есть самоуничтожение сокровенного мира. Абсолютная цельность - тождество «внешнего - духовного - сокровенного» миров приводит к крайностям фанатизма. Гипертрофия «гармоничного» модуса сокровенного мира роднит его с фетишизированным типом мироотношения: в обоих случаях индивидуальность свободна от сотворения собственного мира ценностей, подчиняясь надиндивидуальным ценностям внешнего мира.
2. Ситуация частичного неполного совпадения «внешнего» и «внутреннего» характеризует «адаптивную» модель бытия сокровенного мира. В рамках данной модели сокровенный мир может, модифицируясь, приспосабливаться к обстоятельствам жизни, сознательно трансформируя содержание, либо критически воспринимать обстоятельства, сохраняя в неизменном виде свое содержание. При этом «внешнее» на уровне сокровенного мира, обретая форму «своего», остается «чужим». М. М. Бахтин писал о «преодолении чуждости чужого без превращения его в чисто свое»,
о «неузнании чужого»8.
Предложенная нами типология модусов сокровенного мира абстрактна и схематична, как, собственно, любая типология, пытающаяся вместить богатство оттенков и нюансов в монохромную картину. Конкретные варианты взаимодействия «внешнего - духовного - сокровенного» миров порождают индивидуальные проекты их представленности и экзистенциальной связи.
В заключение следует хотя бы отметить тот способ творческой самореализации сокровенного мира индивидуальности, в котором бы наиболее полно осуществилась его ценностная перестройка. На наш взгляд, это искусство, где художественное самовыражение становится как средством и способом осуществления художественной деятельности, так средством и способом творческих ценностных преобразований на уровне сокровенного мира самого художника9. Это не два изолированных, параллельных процесса, а единое художественное сотворение себя или человеческое самовыражение в художественной деятельности;
причем, успешность одного определяется полнотой выражения другого.
Именно искусство раскрывает «тайну» каждого типа культуры, не обнажаемую ни в какой другой сфере человеческой деятельности. Оно становится образной моделью культуры, ее портретом, самосознанием, таинственным кодом, который позволяет проникнуть в сокровенные тайны индивидуальной и коллективной ментальности.
Примечания
1 Толстой, Л. Н. Собрание сочинений : в 20 т. М. : Худож. лит., 1965. Т. 19. С. 66; Розанов, В. В. Уединенное. Опавшие листья. М. : Мир книги : Литература, 2006. С. 109.
2 Словарь иностранных слов / гл. ред. Ф. Н. Петрова. 15-е изд., испр. М. : Рус. яз., 1988. С. 111.
3 Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа // Собр. соч. : в 12 т. / Г. В. Гегель. М., 2007. Т. 4. С. 164.
4 Каган, М. С. О духовном // Вопр. философии. 1985. № 9. С. 96.
5 Каган, М. С. Эстетическое значение трансформации межличностных отношений в самовыражении художника / М. С. Каган, М. П. Лохтина // Эстетическая культура в условиях НТП. Свердловск, 1987. С. 75.
6 Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 42. С. 119.
7 Еремеев, А. Ф. Границы искусства // Социальная сущность художественного творчества. М. : Искусство, 1987. С. 45-46.
8 Бахтин, М. М. Методология литературоведения // Контекст. М. : Наука, 1975. С. 205.
9 Кривцун, О. А. Творческое сознание художника. М. : Памятники ист. мысли, 2008.