С. А. Бобриков
Статус творчества в экзистенциальном пространстве человека
Проблемное поле исследования жизненного пространства и мира человека лежит в спектре различных философских плоскостей. Научное сообщество на современном этапе не определилось с единой дефиницией жизненного пространства социума и человека. Постулирование такой дефиниции еще не дает возможности раскрыть сущность пространственных измерений жизни человека в обществе. Сохраняющееся отчасти в современной философии дистанцирование фундаментального ряда социально-философских категорий от жизненных проблем человека обусловливает приоритет исследования структуры и феноменов жизненного пространства в контексте категорий философской антропологии, философии культуры, этики, эстетики, философской герменевтики.
Логика осмысления заявленной проблемы предполагает разговор о жизненном пространстве применительно к человеческому бытию и пространстве социума, где образуются социокультурные основания жизненного пространства человека. Вместе с тем пространство общественного разума предстает мощным фактором, «затемняющим» ценность жизненного пространства человека. Впечатляющие успехи науки, бурные информационные потоки, рожденные компьютерной революцией, создав неограниченное пространство человеческой мысли, при этом в глобальных пространственных структурах современности при зажатости жизненного пространства человека таят угрозу его тотального отчуждения, угрозу непоправимой утраты имманентных смыслов человеческого бытия. Многомерность жизненного пространства человека выражает множество самых неожиданных оттенков человеческой жизни, представляющих обостренный интерес для современного философского сознания.
Благодаря разумности человек в контексте философскоантропологического видения мира соизмерим со всей Вселенной. В разуме человеческая жизнь собрана в себе. Человек предъявляет к жизни духовные требования, встает на путь Сотворения своего Мира, своего экзистенциального пространства.
Человек творит самого себя, и он «есть лишь то, что сам из себя делает» (Ж.-П. Сартр); «быть - значит быть в пути» (Г. Марсель). Проблема бытия индивидуальности, порождающей свой собственный внутренний мир, выступает детерминантом духовного потенциала саморазвития, самотворчества, самореализации человека. Стремление к развитию, совершенствованию, самореализации, выступающее частью самой природы человека, определяет творчест-
205
во не только как способ его деятельности, но как общий модус существования и поведения человека в мире. В этой связи особое значение приобретает исследование человека не только как субъекта внешне целенаправленной деятельности, но и как уникального экзистенциального существа, обладающего глубинным внутренним духовным (сокровенным) миром, который наиболее адекватно отражает сущностные человеческие качества, его индивидуализированные особенности.
Изначально односторонними оказываются любые концепции человеческого бытия, игнорирующие «сокровенное мироотноше-ние» человека - неповторимо-уникальные духовные структуры - и сводящие бытие к функционированию в качестве единицы природного и социального целого.
В научных работах последнего времени, посвященных проблемам философско-антропологической направленности, появляется категория «сокровенный мир» (В.Б. Устьянцев, Н.Ю. Мочалова, Е.Л. Горбачева и др.), экзистенциальный статус бытия которого определяется как самопорождаемая система, развивающаяся за счет разрешения внутренних противоречий личности, обусловленных системой потребностей, ведущих к её ценностному обновлению и самосозиданию. При формировании сокровенного мира особое значение приобретает ценностное отношение, определяющее как взаимодействие между внешним, духовным и его частью - сокровенным миром, так и структуру самого сокровенного мира, которую организуют сущностные потребности человека - в эмоциональных переживаниях, самовосприятии, самопознании, ценностных ориентациях, самосозидании, самоутверждении, самовыражении.
Сокровенный мир есть одновременно процесс и результат формирования иерархии ценностей данной индивидуальности. Именно этот уровень духовного мира определяет структуру и ин-тенциональность мироотношения человека в целом и его творческую природу. Возможности человека в созидании нового обусловлены, наряду с общественными потребностями и условиями их удовлетворения, также и внутренними мотивами его индивидуальной самореализации, ценностным контекстом его духовного самотворчества на уровне сокровенного мира.
Таким образом, сокровенный мир - это сложная самодеятельная система, жизнедеятельность которой регулируется внутренними потребностями и проявляет свою самобытность в творческой активности.
В философии XX в. можно выделить несколько подходов к осмыслению роли творчества в духовном мире человека. Онтологический подход констатирует сам факт бытия, фиксируя местонахождение феномена, - за-душевное, за-предельное, распо-
206
ложенное в глубине внутреннего мира, что ещё не раскрывает содержания исследуемого.
Гносеологический подход заключается в попытке обозначить содержание понятия по степени осознанности: то, что менее всего открыто сознанию, вытеснено из него. Однако сведение объема исследуемого понятия к явлениям бессознательного, подсознательного, сверхсознательного, неосознанного, архетипичного, утаённого ограничено так же, как и попытка представить его явлением исключительно когнитивным, устойчивым инвариантом саморефлексии.
Общефилософский анализ творчества предполагает, в том числе, ценностный подход к духовному миру человека, позволяющий обнаружить его качественно определённый уровень, экзистенциальное образование - сокровенный мир. Освещение общих закономерностей творческого процесса либо выявление специфики отдельных его форм неотделимо от рассмотрения ценностных новообразований индивидуальности творца. Сокровенный мир человека как обладающий многогранностью и полифункциональностью и представленный в качестве «мирочеловеческой реальности» предполагает свое бытие как проблемно-творческое.
Исходя из того, что творчество дает возможности самораскрытия, самореализации, воплощения сущностных сил человека, итог творчества рассматривается не столько как получение нового, социально значимого результата, сколько как перестройка (изменение ценностной структуры) сокровенного мира, разрешение его про-блемности, противоречивости, бидоминантности. Подлинное творчество предполагает неокончательность функциональных, смысловых, ценностных пределов, оно основано на обновляемости мира и человека, их совершенствовании. Вне этой бесконечной перспективы, в узких рамках ситуативных ожиданий творчество утрачивает свою продуктивность. Исходя из открытого вхождения в мир, особую ценностную значимость для человека приобретают доверие к окружающей реальности и глубинная сочеловечность бытия, что придает особую онтологическую ценность феномену сокровенного мира как потенциальному источнику ещё не сбывшихся смыслов, ценностей, поступков.
Большой эвристический потенциал содержится в рассмотрении феномена творчества через систему мирочеловеческих отношений (работы М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева и др.), что позволяет представить его как взаимостановление мира и человека. Анализ самотворчества на уровне сокровенного мира человека через разрешение диалектических оппозиций данного и должного, наличного и творче-ски-полагаемого, идеального и реального, ценности и объективной действительности (вне системы значений) способствует выявлению внутреннего механизма творческой деятельности, который действу-
207
ет через разрешение проблемной противоречивости сокровенного мира как творческого потенциала человека.
Человек - продукт индивидуальных усилий: никто не может прожить за нас жизнь и пересадить нам свою личность. В философской литературе часто и вполне справедливо утверждается, что личность - это субъект деятельности, общения, социальных отношений и т. д. За этим уже почти тривиальным утверждением кроется важная мысль, что личность есть субъект, т. е. саморазвивающаяся индивидуальность, познающая и изменяющая мир и себя в этом мире. И весь этот процесс саморазвития, познания и преобразования мира основан на творчестве и есть само творчество.
Творчество - это разворачивание во времени и пространстве, объективирование и материализация мировоззрения субъекта творчества, его личности, в течение которого происходит взаимокорректировка, взаимоизменение, диалог всех участвующих в процессе сторон: мира во всех его аспектах (художественном, эмпирическом, экзистенциальном, материальном и т. д.) и человека.
Развитие мировоззрения, его изменение происходит по мере роста личности, по мере углубления субъекта в себя, формирования внутреннего духовного пространства, приближения к макрокосму через микрокосм, в промежутке между скриптором и Автором как ипостасями абсолютной субъективности и абсолютной объективности (или трансцендентальным и трансцендентным, субъектом и иносубъектным, единичным и всеобщим). Это и есть творческий процесс. Вот где происходит возникновение поистине нового в экзистенциальном аспекте.
Творчество, по Н.А. Бердяеву, является одной из основ мироустройства, оправдывающей и наполняющей смыслом жизнь1. Цель творчества провозглашается философом как «самораскрытие сил бытия», прорыв к первоначалам1 2. Творчество изначально присуще миру, так как заложено при Начале Мира самим Творцом. Творение Мира - акт творчества.
Творчество - «повествование о задушевной космогонии»3 - затрагивает глубинные пласты человеческого духа, оно есть взаимонаправленное и взаимоформирующее движение мысли и ощущения, упорядочивание сознания, формирование личности и её мировоззрения, являющего собой стройность мыслей, созвучных бытию и содержащего интуитивное знание первоначал мира.
1
1 Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1994. С. 122.
2 Там же. С. 124.
3 Новалис. Ученики в Саисе // Гимны к ночи / пер. с нем. М.: Энигма, 1996. С. 114.
208
Человек призван выступать творцом, который вносит творчество во всё, что он делает. И тогда это будет не только онтологическим продолжением творчества Бога, но и совершенствованием собственной человеческой природы. Творческий подход субъекта к бытию, его обращённость к духовным аспектам своего существования, на наш взгляд, является основным мировоззренческим принципом, личностным базисом.
Обобщая различные философские подходы к пониманию статуса творчества в мире человека, можно констатировать, что его сущность раскрывается: во-первых, определением его как особого вида человеческой деятельности, результат которой может заключаться в преобразовании окружающего мира или самой личности; во-вторых, осмыслением роли человека как творческого самосозидаю-щего существа, имеющего право на авторство своей уникальности в мире; в-третьих, творчеству отводится статус процесса, присущего природе человека, - процесса природосообразного, а потому постоянно самовоспроизводящегося в его жизнедеятельности; в-четвертых, истоки творческой личности, способной к саморазвитию, определяются на основе телеономичности человека - устремленности в будущее как природной предпосылки заданной от рождения интенции.
Творчество есть единственный адекватный ответ человеческого существования бытию; бытие и становление образуют единый процесс, и потому истинно быть - значит быть способным к постоянному становлению, т. е. быть творческим.
Н. В. Дрошнева
Постсекулярность как толерантность и диалог
Понятие постсекулярности появилось сравнительно недавно для описания ситуации, возникающей в западном и, по всей вероятности, российском обществе в эпоху, следующую за эпохой секуля-ризма, и при этом стало уже достаточно популярным в современном философско-теологическо-социологическом дискурсе. В то же время именно в силу еще не достаточной разработанности и довольно сложной определимости этого понятия (как и любого понятия, имеющего приставку пост- - постмодернизм, постсовременность и т. д.) оно на данный момент предоставляет широкое поле для интерпретаций и поиска смысловых акцентов.
Очевидно, что разговор о постсекулярном развивается в контексте сравнения, противопоставления, выявления новых смыслов определений сакрального/религиозного и секулярного. Приставка
209