Научная статья на тему 'Художественно-педагогическое общение как средство формирования музыкальной мотивации школьников'

Художественно-педагогическое общение как средство формирования музыкальной мотивации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
школа / художественно педагогическое общение / культура личности школьника / средство формирования / музыкальная мотивация школьников

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саид Болтазода Саидий

Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической музыкальной культуры, которая закладывается в процессе занятий музыкой и общения школьников с учителем и самой музыкой. Для учителя музыки общение многогранная, широкая форма взаимодействия: это и общение с музыкой, через музыку с учащимися с целью постижения музыки, раскрытия художественного образа в музыкальном произведении. Проблема художественно педагогического общения, влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений школьников актуальна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественно-педагогическое общение как средство формирования музыкальной мотивации школьников»

Художественно-педагогическое общение как средство формирования музыкальной мотивации школьников

Саид Болтазода Саидий Навоинский государственный институт

Аннотация: Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической музыкальной культуры, которая закладывается в процессе занятий музыкой и общения школьников с учителем и самой музыкой. Для учителя музыки общение - многогранная, широкая форма взаимодействия: это и общение с музыкой, через музыку с учащимися с целью постижения музыки, раскрытия художественного образа в музыкальном произведении. Проблема художественно - педагогического общения, влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений школьников актуальна.

Ключевые слова: школа, художественно - педагогическое общение, культура личности школьника, средство формирования, музыкальная мотивация школьников

Artistic and pedagogical communication as a means of forming the musical motivation of schoolchildren

Said Boltazoda Saidiy Navoi State Institute

Abstract: The school today aims to form a basic culture of the student's personality, where priority is given not only to information and technical culture, but also to mastering the basics of aesthetic musical culture, which is laid in the process of music lessons and communication between schoolchildren with a teacher and music itself. For a music teacher, communication is a multifaceted, broad form of interaction: it is communication with music, through music with students in order to comprehend music, to reveal the artistic image in a piece of music. The problem of artistic and pedagogical communication, the influence of the teacher on the development of the personality and interpersonal relations of schoolchildren is relevant.

Keywords: school, artistic and pedagogical communication, culture of the student's personality, means of formation, musical motivation of schoolchildren

Педагогическое общение как творческий процесс. Виды деятельности -игровая, познавательная, трудовая, художественная, творческая, спортивная -осуществляются в определенной системе отношений с другими людьми. Воспитывая творческую личность, мы воспитываем чувство ответственности человека перед своим даром и понимание того, что он живет среди людей.

Состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризация обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д. Общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.

Музыка, как и многие другие виды искусства, имеющие в своей основе владение тонкими технологиями, передается от одного поколения к другому при помощи учителя.

В настоящее время предметом пристального внимания музыкальной науки и практики становится проблема общения как проблема воспитания культуры чувств, умения понимать состояние и мысли друг друга, умения откликаться на переживания другого человека, стремления разделить с ним радость и горе. Для учителя музыки общение - многогранная, широкая форма взаимодействия: это и общение с музыкой, через музыку с учащимися с целью постижения музыки, раскрытия художественного образа в музыкальном произведении. Проблема художественно - педагогического общения, влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений школьников актуальна. Совершенствования образовательно-воспитательной практики актуализируется потребность в учителе-воспитателе как личности творческой, способной к продуктивному общению с подрастающим поколением, адаптированной к интеллектуальным профессионально-значимым запросам личности. Педагогическое общение - целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащее в себе обмен информацией, воспитательное воздействие и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

В системе учитель-ученик межличностные отношения в общении играют основную роль в решении задач обучения, воспитания и развития. Образно говоря, труд учителя это - общение с детьми на заданную тему. И, очевидно, что оно достигает хороших результатов только в том случае, если школьники (класс) и педагог находятся в оптимальных для совместной деятельности состояниях. В процессе общения происходит направленное и ненаправленное личностное взаимовлияние, которое может быть как позитивным, так и негативным, как

BepöanbHbiM, TaK h HeBepöanbHbiM h ocyrn,ecTBnaTbca Hepe3 BHymeHue, yöe^geHue, 3apa«:eHHe h nogpa«:aHHe. 3th ycnoBHa aBnaroTca npegnocbmKoö Bo3HHKHoBeHHa öhh3khx hhh aHanoruHHbix ncuxunecKHx cocToaHHfi. H3MeHeHue ncuxunecKoro cocToaHHa ynuTena npHBogHT k H3MeHeHHro cocToaHHfi Bcero Knacca. H HaoöopoT.

nocKontKy npenogaBaHue My3biKH aBnaeTca cyryöo TBopnecKoö gea-TentHOCTtw, ee cneцн$ннecкнмн KoMnoHeHTaMH aBnaroTca: My3biKanbHbie cnocoÖHOCTu, xygo^ecTBeHHO negarorunecKue cnocoöHocTH, xygo^ecTBeHHo-KOMMyHHKaTHBHMe yMeHHa, ucnonHHTenbcKHH apTHcTH3M, HaBbiKH ннтepnpeтaцнн, cnocoÖHOCTb k co3gaHuw TBopnecKofi amoc^epbi, xygo^ecTBeHHoe Booöpa«:eHHe h $aHTa3ua.

Ocoöyro ponb b cogep^aHHH negarorunecKoro MacTepcTBa urpaeT negarorunecKoe oörn,eHHe, cucTeMa KoMMyHHKaTHBHbix yMeHHfi ywrena hhh, HHane, «npo^eccuoHanbHoe oörn,eHHe npenogaBarena c ynarnuMuca Ha ypoKe h BHe ero, HMerom.ee onpegeneHHbie negarorunecKHe ^yH^HH h HanpaBneHHoe Ha co3gaHHe önaronpuaTHoro ncuxonorunecKoro KHHMara, a TaK«:e Ha gpyroro poga «on-тнмнзaцнro» yneÖHoH geaTenbHocTH h oTHomeHufi Me^gy negaroroM, ynarnuMuca h BHyTpu yneHunecKoro KonneKTHBa»

negarorunecKoe oörn,eHHe b oöyneHHH h BocnuTaHHH cny^HT HHcTpyMeHToM Bo3geficTBHa Ha nHHHocTb oöynaeMoro. KpoMe oöbiHHbix ^yH^ufi, cneцн$нкa negarorunecKoro oörn,eHHa nopo^gaeT ern,e ogHy ^yH^uro coцнaпbнo-ncuxonorunecKoro oöecneneHHa BocnHTarenbHoro npoцecca, opraHH3aropcKyro ^yH^uro B3auMooTHomeHHH negarora c BocnmyeMbiMH h BbicTynaeT KaK cpegcTBo pemeHHa yneöHbix 3agan.

B hhcho Hauöonee cno^Hbix 3agan, BcTarornux nepeg negaroroM, BxogHT opгaннзaцнa npogyKTHBHoro oörn,eHHa, npegnonararorn,aa Hanunue BbicoKoro ypoBHa pa3BHTHa KoMMyHHKaTHBHbix yMeHHfi. H oneHb Ba^Ho TaK opraHH3oBaTb oörn,eHHe c geTbMH, htoöm этoт HenoBTopuMbifi npo^cc cocToanca. Ba^Hyro ponb 3gecb urpaeT cranb oörn,eHHa.

nocKonbKy Ha ypoKe My3biKH npeoönagaror KonneKTHBHbie ^opMbi oörn,eHHa, Ba^Ho 3HaTb cocTaB Knacca, ero My3biKanbHo-TBopnecKHe noтeнцнaпм, cucTeMy B3auMooTHomeHHH, ncuxonorunecKue h npe^ge Bcero ^HHocTHbie ocoöeHHocTH ynarnuxca, Bnuaromue Ha э$$eктнвнocтb coBMecTHofi geaTenbHocTH.

B nroöoö MoMeHT ypoKa My3biKH negaror gon^eH oöecneHHBaTb onTHManbHbifi ncuxonorunecKHH KHHMar, cTHMynupyw^HH paöoTy BHHMaHHa, naMaTH, TBopnecKoro My3biKanbHoro MHmneHua, BocnpuaTHa, co3garorn,HH önaronpuaTHyro эмoцнoнaпbнyw amoc^epy. YnpaBneHue oömeHHeM npegnonaraeT h eme ogHH B3MHH KoMnoHeHT, cBa3aHHbifi c npo^ccaMH KoHTaKTa. C ogHofi ctopohm, gna Toro htoöm ynpaBnaTb oörn,eHHeM, npenogaBarenb gon^eH MacTepcKH BnageTb cpegcTBaMH ycTaHoBneHHa h noggep^aHHa KoHTaKTa. C gpyrofi ctopohm, oh gon^eH

обучать своих учеников приемам контакта, определенным коммуникативным стереотипам.

Специфическим языком музыки являются звуки, организованные в систему ладовых и метроритмических соотношений. Идейно-эмоциональное содержание музыки реализуется в мелодии. Это главный ведущий компонент музыкального произведения, от выразительности, естественности и богатства мелодии зависит жизненная достоверность музыкального образа. Музыкальный образ - это художественно-звуковое воспроизведение явлений действительности, раскрывающихся в теме музыкального произведения, углубленное и дополненное в процессе развития сюжета. Важным средством выразительности музыкального языка является гармония и интонация. Гармония - закономерное объединение согласующихся музыкальных тонов в созвучии. Интонационная окраска мелодии очень выразительно может передать различные оттенки чувств: радости и страдания, лирической приподнятости или торжественности. Определенные эмоции вызываются определенными звуковыми соотношениями различной степени высоты и длительности, зависящими от тембра, темпа, ритма. Как и интонация, ритм, темп могут выразить стремительное движение, покой или возбуждение. Специфическим для музыки является выражение в музыкальных образах чувств и мыслей композитора, навеянных окружающим его миром.

Использованная литература

1. Саидий, Саид Болта-Зода. Методы и приёмы развития исполнительской техники учащихся на уроках инструментального исполнительства. Бшепсе апё еёисайоп. Бшепййс 1оигпа1 3 (3), 897-903

2. Ба1ё1у, Ба1ё ВоН:а-7оёа. Бетапйсв of теШоёБ in Ше 1еасЫп§ of Шеогу of Abu №sr а1 - БагоЫ апё Abu Ali Лп Smo

3. Саидий, Саид Болта-Зода. Адаптивность детей к школе при посещении и непосещении дошкольного учреждения. Бшепсе апё еёисайоп 4 (5), 1105 - 1112

4. Саидий, Саид Болтазода, Ахмедова, Дилнура Бахтиёр гызы, Усманова ... Описание и современный подход к произведениям Римского-Корсакова к сказкам. Бшепсе апё Еёисайоп 3 (4), 2112-2117

5. Саидий, Саид Болта -зода, Саржона Баходир кизи, Ганиева. Роль и принцип музыкальной литературы в повышении духовного потенциала молодёжи в музыкальном исполнительстве. Бшепсе апё Еёисайоп 3 (12), 613 -620

6. Мурадова, Махлиё Раджабовна, Саидий, Саид Болтазода. Методы работы творчеству зарубежных композиторов в детской музыкальной школе по классу фортепиано. Бшепсе апё Education 3 (11), 926-931

7. Холмирзаев, Отамурод Эшмирза угли, Саид Болта-Зода, Саидий. Использование компьютерных технологий на уроках теории музыки. Бшепсе and Education 3 (11), 943-951

8. Умарова, Муниса Бахриддиновна, Саид Болтазода, Саидий. Репетиция основа механического формирования вокальных данных. Бшепсе and Education 4 (2), 1370-1376

9. Кувватова, Наргиза Бахтиёр кизи, Саид Болтазода, Саидий. Современные методы работы с детьми, не имеющими музыкального образования. Бшепсе and Education 4 (2), 1248-1255

10. Ибрагимов, Умид Собиржонович, Саид Болтазода, Саидий. Современные методы формирования техники исполнения студентов на занятиях. Бшепсе and Education 4 (2), 1234-1239

11. Саидий, Саид Болтазода. О некоторых простейших обобщениях приёмов и методов по музыке общеобразовательной школе. Бшепсе and Education 3 (8), 196-203

12. Саидий, Саид Болтазода. Сложный принцип формообразования в изоритмическом сложений музыки. Бшепсе and Education 3 (11), 962-969

13. Саид Болта-Зода, Саидий. Основные направления возбуждения мелкой моторики по направление музыки. Бшепсе and Education 3 (10), 582-590

14. Саид Болта - Зода, Саидий. Влияние лиги и легато на характер музыки. Бшепсе and Education 3 (12), 857-864

15. Саид Болтазода Саидий, Халимов, Шерзод Шахриддин Угли. Локализация и интерпритация программного обеспечения по музыке узбекского контекста. Бшепсе and Education 3 (3), 270-275

16. Саид Болтазода Саидий, Эффект образования музыки к системы общеобразовательной школы. Бшепсе and Education 3 (8), 224-230

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Бшепсе and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Бшепсе and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Бшепсе and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Бшепсе and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Бшепсе and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 12271232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция-совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.