Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рзаева Оксана Минниахматовна, Жмакина Надежда Леонидовна

Современная система образования ставит одной из главных задач развитие личности ребенка. В условиях дошкольного образования развитие личности ребенка осуществляется в ходе организации изобразительной деятельности детей, что способствует художественному образованию дошкольников и становится одним из важнейших условий реализации государственных стандартов. Особая роль в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников принадлежит дополнительному образованию в дошкольных учреждениях, которое дает возможность выявить и развивать творческие способности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рзаева Оксана Минниахматовна, Жмакина Надежда Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND AESTHETIC OLDER PRESCHOOLERS’ DEVELOPMENT IN SUPPLEMENTARY EDUCATION

The one of the main tasks in modern education system is the development of child's personality. In the context of preschool education, the development of a child's personality is carried out during the organization of children's visual activities. It helps to develop preschoolers’ artistic education and becomes one of the most essential conditions for the implementation of state standards. Supplementary education in preschool institutions plays an important role in the artistic and aesthetic development. It gives an opportunity to identify and develop the children’s creative abilities.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: 10.31618/nas.2413-529L202L4.73.513 Рзаева Оксана Минниахматовна

Студент магистратуры, направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дополнительное образование детей» Нижневартовский государственный университет

г. Нижневартовск Жмакина Надежда Леонидовна кандидат пед. наук, доцент Нижневартовский государственный университет,

г. Нижневартовск

ARTISTIC AND AESTHETIC OLDER PRESCHOOLERS' DEVELOPMENT IN SUPPLEMENTARY EDUCATION

Rzaeva Oksana Minniakhmatovna

Master student, training program «Teacher Education», field «Supplementary education for children» Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk Zhmakina Nadezhda Leonidovna Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

АННОТАЦИЯ

Современная система образования ставит одной из главных задач развитие личности ребенка. В условиях дошкольного образования развитие личности ребенка осуществляется в ходе организации изобразительной деятельности детей, что способствует художественному образованию дошкольников и становится одним из важнейших условий реализации государственных стандартов. Особая роль в художественно-эстетическом развитии старших дошкольников принадлежит дополнительному образованию в дошкольных учреждениях, которое дает возможность выявить и развивать творческие способности детей.

ABSTRACT

The one of the main tasks in modern education system is the development of child's personality. In the context of preschool education, the development of a child's personality is carried out during the organization of children's visual activities. It helps to develop preschoolers' artistic education and becomes one of the most essential conditions for the implementation of state standards. Supplementary education in preschool institutions plays an important role in the artistic and aesthetic development. It gives an opportunity to identify and develop the children's creative abilities.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие; дополнительное образование; дошкольное учреждение; дети старшего дошкольного возраста.

Keywords: artistic and aesthetic development; supplementary education; preschool institution; older preschoolers.

Современная система образования в России направлена на личностное развитие человека в разные его возрастные периоды. Дошкольный возраст - является одним из важнейших этапов, в ходе которого происходит развитие личности ребенка. Одним из направлений развития дошкольника является художественно - эстетическое. Этот период, по определению Л.С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого - наиболее полно раскрыть весь огромный художественный потенциал ребёнка» [4, с. 29].

С принятием ФГОС ДО, роль художественного образования существенно возрастает и становится одним из важнейших условий реализации государственных стандартов, поскольку приводит

к формированию художественной культуры человека [14]. Такой подход повышает значение и требование к выбору средств художественно-эстетического образования дошкольников, в том числе и изобразительной деятельности, интерес к которой возникает в раннем возрасте и проходит через всё дошкольное детство и часто продолжает развиваться и углубляться в последующие годы [7].

В Российском образовании провозглашен принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам образовательных организаций выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели [13]. В Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» включен Федеральный

проект «Успех каждого ребенка», который направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка [5, 15].

Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает такую возможность - выявить и развить творческие способности детей. На занятиях, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных в ходе основной образовательной деятельности знаний и умений. Дополнительное образование детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и умений, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное, в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, адаптироваться к современному обществу и получать возможность полноценной организации свободного времени.

Система дополнительного образования выступает связующим звеном между семьей, дошкольным учреждением и обществом. Обладая всеми условиями для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, она в состоянии выполнить заказ общества на формирование и воспитание разносторонне развитой творческой личности.

Особая роль в структуре дополнительного образования отводится художественно-эстетическому развитию старших дошкольников как важнейшему средству становления творческой личности. И.Д. Запорожец определяет художественно -эстетическое развитие как «Организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [8, с. 43].

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка в целом и его художественно-эстетического развития в частности. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение. Психологические и педагогические исследования (Б.С. Волков, А.М. Вербенец, А.Г. Гогобе-ридзе, О.В. Солнцева и др.) [1, 2, 6], а также практика детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на

дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд, - везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка» [4]

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача педагога дополнительной услуги - развивать творческие способности ребенка, воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Развитие творческих способностей в рисовании у детей от 3 до 6 лет проходит ряд ступеней очень упрощенных схем, где представляют лишь некоторые части объектов, неопределенные по форме, до постепенного их наполнения важнейшими и узнаваемыми частями и деталями. Дети могут дорисовывать свой рисунок штрихами, доводя его до образа. Дети склонны копировать рисунки сверстников, встраивая рисунки чужих или наоборот. Дети умеют понимать чужой рисунок. На этой стадии дети должны научиться понимать чужой рисунок. Особенный интерес на этой стадии развития вызывают у ребенка различные техники. Дети как бы снова возвращаются к стадии экспериментирования.

Занимаясь продуктивными видами деятельности на занятиях по изобразительной деятельности, дети узнают различные материалы (бумагу, краски, глину, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, узнают орудия человеческой деятельности - кисть, карандаш, ножницы, и усваивают способы действия с ними, следовательно, обобщенный в них общественно-исторический опыт человечества. Запас знаний детей о вариативном использовании материалов и орудий расширяется [9, с. 90]. Обучение рисованию невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение, синтез. Перед тем как нарисовать дети наблюдают, обследуют предмет, его части, педагог ориентирует детей на выделении цвета, формы, величины и расположение частей предмета. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Одновременно дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству [12, с. 35].

По форме предметы окружающего мира можно объединять в несколько групп (предметы прямоугольной, округлой формы, и так далее.) На основе сходства предметов по форме возникает

единство способов изображения в рисунке, лепке. Под руководством педагога дополнительной услуги дети приобретают умения анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения, до более тонкого [10, с. 16].

При оказании дополнительной образовательной услуги по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников создаются необходимые условия для формирования таких качеств личности детей, как любознательность, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который рисует или лепит, выражая свое отношение и свою оценку ему.

Отечественные педагоги, художники, психологи А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, Н.П. Саку-лина, П.П. Чистяков и др. писали об обширном воспитательном значении изобразительной деятельности [9, 11,16]. Известный русский художник-педагог П.П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования» [16].

Охарактеризовав детское творчество и психические процессы, которые включаются в художественную деятельность, А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, воображение мышление), характер (настойчивость, смелость), чувство (любовь к красоте, увлечение мыслью, образом). Эти стороны индивидуальности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать изобильную пищу для творчества детей. Для того, чтобы сделать представления ясными, более полными необходимо научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными. Это поможет детям более ярко воспроизводить в своем творчестве виденное ими» [3].

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и позволяет находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях дополнительного образования оказывает огромное значение в целом на развитие ребенка - дошкольника. На базе ДОУ реализуются дополнительные образовательные услуги по развитию художественно-творческих способностей детей: «Умелые ручки», «Тестопластика», «Волшебная кисть». Основная цель дополнительных образовательных услуг: развитие художественных

способностей детей средствами нетрадиционного рисования, лепки, аппликации. Для развития творческих способностей детей необходимо создание следующих условий:

1. Учебно-методическое обеспечение занятий предполагает наличие: программы; методических рекомендаций; перспективных планов; конспектов занятий дополнительной образовательной услуги по художественно-эстетическому направлению развития и образования детей; дидактических игр по изодеятельности.

2. Кадровое обеспечение. Реализация программ художественно-эстетического развития дошкольников требует от педагогов дополнительных услуг постоянного совершенствования. Все руководители дополнительных услуг, высококвалифицированные педагоги, имеют курсы повышения квалификации по дополнительному образованию детей художественно-эстетической направленности. Участвуют в семинарах, городских объединениях, перенимают и делятся опытом с другими педагогами по данному направлению.

3. Развивающая предметно-пространственная среда является важным условием реализации системы художественно-эстетического развития дошкольников, развития интереса к миру искусства. Кабинеты дополнительных услуг эстетически оформлены и обеспечены необходимым оборудованием, наглядным материалом, материалами для использования в продуктивных видах деятельности воспитанников.

6. Система дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном учреждении является необходимым компонентом современного образования. Организация дополнительного образования в дошкольном учреждении -предполагает активность всех участников образовательного процесса: воспитанников, педагогов, руководителя, родителей (законных представителей) воспитанников, которая направлена на повышение качества воспитания и образования в ДОУ.

Список литературы

1. Вербенец А.М. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста - Москва: Изд - во Центр педагогического образования, 2008.

2. Волков Б.С. Возрастная психология -Москва: Изд - во ВЛАДОС, 2005.

3. Волкова А.А. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию // Дошкольное воспитание. - 1953, № 7.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - Москва: Изд - во Просвещение, 2009.

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» от 26 декабря 2017 года N 1642(с изменениями на 7 октября 2021 года) - режим доступа к изд.: https://docs.cntd.ru/document/556183093

6. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения - СПб.: Изд - во Питер, 2013

7. Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2013, № 10

8. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника - Москва: Изд - во Просвещение, 1985.

9. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей - Москва: Изд - во Просвещение, 2010.

10. Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду - Москва: Изд - во Просвещение, 2011.

11. Сакулина Н.П. Изобразительная деятель-

ность в детском саду - Москва: Изд - во Просвещение, 2006

12. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника -Москва: Изд - во Просвещение, 2010.

13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в российской федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)// Российская газета - 2021, 7 июля.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - режим доступа к изд.: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

15. Федеральный проект «Успех к каждому ребенку» - режим доступа к изд.: https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/

16. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания 1832 - 1919.- Москва: Изд-во Искусство, 1953.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Родионова Инга Викторовна

преподаватель Ставропольский государственный медицинский университет г. Ставрополь

CURATOR'S ACTIVITY ON THE FORMATION OF MULTICULTURAL EDUCATION OF

MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Rodionova Inga Viktorovna teacher

Stavropol State Medical University Stavropol

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности деятельности куратора по формированию поликультурной компетентности студентов медицинского вуза. предлагается диагностический инструментарий для выявления уровня поликультурной воспитанности студентов.

ABSTRACT

The article discusses the features of the curator's activity on the formation of multicultural competence of medical university students. diagnostic tools are proposed to identify the level of multicultural education of students.

Ключевые слова: поликультурность, воспитание, толерантность, межнациональное общение, культура.

Keywords: multiculturalism, education, tolerance, interethnic communication, culture.

Россия является исторической Родиной более 100 наций и народностей, и поэтому вопрос поликультурной культуры и межнационального отношения являются вопросами не только культуры вообще, это - вопрос целостности государства, один из главных приоритетов ее национальной безопасности. Во все времена вопрос культуры межнациональных отношений являлся для России актуальным.

Государственной политикой Российской Федерации в области образования в качестве приоритетных задач выдвигаются проблемы формирования поликультурной культуры межнационального общения студенческой молодежи. Известно, что

молодые специалисты, закончив обучение в высшем учебном заведении, оказывают влияние на общественные процессы (демократическое и экономическое обновление страны, ее социально-психологический климат) [5].

Таким образом, университеты можно рассматривать как зеркало, отражающее сложившиеся взаимоотношения между разными национальностями в России.

Исследованию особенностей воспитания культуры межнационального общения с учетом национальной специфики посвящены труды Р.Г. Абдула-типова, Т.Ю. Бурмистровой, З.Т. Гасанова, А.Г. Здравомыслова, Л.М. Дробижевой, В.П. Комарова, И.И. Серовой и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.