Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ'

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / эмоциональная сфера / этапы развития / дети дошкольного возраста / художественная литература / emotional intelligence / emotional sphere / stages of development / children of preschool age / fiction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаертдинова Рамзия Мансуровна, Рахматуллина Лейла Вагизовна

В настоящее время отмечается рост детей с эмоциональной нестабильностью, проявлением негативных сторон эмоциональной сферы. Такая обусловленность связана с тем, что дети все чаще проводят в кругу «неживого» общения. Поэтому, перед педагогами встает задача создания благоприятных условий для полноценной реализации процесса развития эмоционального интеллекта у детей, начиная с дошкольного возраста. Эмоциональную сферу ребенка развивают все виды деятельности, но формированию позитивных эмоций, пониманию внутреннего мира героев, сопереживанию способствуют яркие образы произведений художественной литературы. В данной статье рассмотрен потенциал художественной литературы в процессе развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хаертдинова Рамзия Мансуровна, Рахматуллина Лейла Вагизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is currently an increase in children with emotional instability, a manifestation of the negative aspects of the emotional sphere. This conditioning is due to the fact that children are increasingly spending in a circle of "non-living" communication. Therefore, teachers face the task of creating favorable conditions for the full implementation of the process of developing emotional intelligence in children, starting from preschool age. The emotional sphere of the child is developed by all types of activities, but bright images of works of fiction contribute to the formation of positive emotions, understanding the inner world of heroes, empathy. This article discusses the potential of fiction in the development of emotional intelligence in preschool children.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ»

5. Кузнецова, А.Я. Принципы инновационного образования / А.Я. Кузнецова // Фундаментальные исследования. -2008. -№ 12.-С. 77-78

6. Лазаренко, И.Р. Методологическое сопровождение инновационной деятельности в образовании / И.Р. Лазаренко, C.B. Колесова, Л.Г. Куликова, А.Н. Логинов // МНКО. - 2021. - № 6 (91). - С. 236-240

7. Сентищева, Е.А. Образовательный и профессиональный аспект инноваций / Е.А. Сентищева, A.B. Серёжкина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2022. - № 2 (62). - С. 1-7

8. Серкова, Г.Г. Перспективы инновационной деятельности в сфере среднего профессионального образования Челябинской области (по материалам программ развития ПОО СПО на 2014-2018 гг.) / Г.Г. Серкова, O.A. Алексеев // Инновационное развитие профессионального образования. -2014. - № 1 (05). - С. 26-32

9. Соловов, A.B. Трансформация онтологии образования: от классно-урочной системы к смарт-инновациям / A.B. Соловов, A.A. Меньшикова // Онтология проектирования. - 2022. - №4 (46). - С. 470-480

10. Ушкин, К.А. Компьютер - друг. Цифровые технологии способны обогатить умы, где бы вы ни находились / К.А. Ушкин // Учительская газета. - 2022. - № 46 (10959). - С. 6.

11. Шорена, С.Ш. Инновации в образовательном законодательстве как средство повышения эффективности правового регулирования отношений в сфере образования / С.Ш. Шорена // Образование. Наука. Научные кадры. - 2022. - № 1. -С. 101-105

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Хаертдинова Рамзия Мансуровна

Набережночелнинский государственный педагогический университет (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук, доцент Рахматуллина Лейла Вагизовна

Набережночелнинский государственный педагогический университет (г. Набережные Челны)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В настоящее время отмечается рост детей с эмоциональной нестабильностью, проявлением негативных сторон эмоциональной сферы. Такая обусловленность связана с тем, что дети все чаще проводят в кругу «неживого» общения. Поэтому, перед педагогами встает задача создания благоприятных условий для полноценной реализации процесса развития эмоционального интеллекта у детей, начиная с дошкольного возраста. Эмоциональную сферу ребенка развивают все виды деятельности, но формированию позитивных эмоций, пониманию внутреннего мира героев, сопереживанию способствуют яркие образы произведений художественной литературы. В данной статье рассмотрен потенциал художественной литературы в процессе развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная сфера, этапы развития, дети дошкольного возраста, художественная литература.

Annotation. There is currently an increase in children with emotional instability, a manifestation of the negative aspects of the emotional sphere. This conditioning is due to the fact that children are increasingly spending in a circle of "non-living" communication. Therefore, teachers face the task of creating favorable conditions for the full implementation of the process of developing emotional intelligence in children, starting from preschool age. The emotional sphere of the child is developed by all types of activities, but bright images of works of fiction contribute to the formation of positive emotions, understanding the inner world of heroes, empathy. This article discusses the potential of fiction in the development of emotional intelligence in preschool children.

Key words: emotional intelligence, emotional sphere, stages of development, children of preschool age, fiction.

Введение. Эмоциональный интеллект - это умение распознавать и управлять своими эмоциями, решать конфликтные ситуации при столкновении интересов, определив тактику и последовательность действий, признание за собой и другими как положительных, так и отрицательных чувств. К эмоциональному интеллекту можем отнести систему умений и навыков обращения человека с эмоциональным миром других людей и самого себя, распознавание собственных переживаний в условиях конкретных повседневных обстоятельств, умение адекватно проявлять свои переживания, свое настроение, в том числе и вербально. Обучение основам эмоциональной грамотности включает в себя изучение эмоций, их значения в жизни человека, способов выражения эмоций и взаимодействия с другими людьми [5].

Процесс развития эмоционального интеллекта у детей происходит поэтапно. На первом этапе формируется понимание собственных эмоций, затем эмоций других. Второй этап характеризуется формированием способности понимать выражение лица, жестов языка, тела, тона голоса. Третий этап характеризуется расширением эмоционального словаря, который дети могут использовать для передачи чувств и состояний окружающих. На четвертом этапе дети начинают проявлять эмпатию (сочувствие), испытывать жалость к более слабым, к животным. Пятый этап знаменуется формированием способности контролировать свои эмоции. На шестом этапе дети начинают понимать, каким образом отражаются эмоции на другом человеке. На седьмом этапе начинает проявляться понимание взаимосвязи эмоции и поведения.

Самые ранние проявления эмоций у детей связаны с органическими потребностями, новорожденный ребенок испытывает страх, недовольство. У 2-3-х летних детей формируется ревность и зависть, как форма гнева, активно формируются и развиваются эмоции радости. У детей 5-7 лет формируется эмоциональное предвосхищение, они начинают испытывать радость за полученный собственный результат, а не за результат других людей. На формирование эмоциональной сферы детей оказывают влияние такие факторы, как наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми. Способность к самоконтролю и регулированию своими эмоциями, поведением развивается у детей к 5-7 годам. Дошкольники достаточно импульсивны, их эмоции являются не продолжительными, но отличаются разнообразием и яркостью проявления, дети более активны в проявлении своих эмоций, чем взрослые. Появляются личностные категории такие как, например, чувство стыда, дети начинают воспринимать запреты и подчинять им свое поведение. Данная эмоция приобретает социальный характер и становится страхом осуждения. Одновременно развивается умение сопереживать, сострадать, оказывать помощь при необходимости, оценивать реакции, переживания сверстника и взрослого. Возникновению данных эмоций способствует реальное поведение значимых для ребенка близких людей, их умение управлять своим поведением, эмоциями, их отношение к детям и окружающим людям [1]. У ребенка должна быть эмоционально насыщенная жизнь, примитивность эмоционального опыта не всегда может быть восполнена в последующие возрастные этапы. С переходом на систематическое обучение в школе утрачивается сензитивность к эмоциональной

восприимчивости и впечатлительности. Основное отражение эмоциональный компонент в дошкольной образовательной организации находит в художественно-творческой деятельности, в игре [2].

Изложение основного материала статьи. В условиях дошкольной образовательной организации дети попадают в ситуации, где им необходимо налаживать взаимоотношения с детьми в группе детского сада, с воспитателями и узкими специалистами, соотносить свое поведение и поступки с требованиями взрослых, поведением и реакцией сверстников. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте начинает приобретать особую значимость, становится более гибким и устойчивым; оно ориентировано на основные источники поведения: мальчики на пап, девочки на мам. Дети постоянно анализируют и сопоставляют поведение родителей и сверстников. Родители определённым образом усиливают формы поведения путем похвалы, поддержки, сопереживания, обсуждения интересующей проблемы, вызывающей у детей определенные эмоции [4].

Основным источником формирования чувств и саморегуляции детей дошкольного возраста являются родители. С целью выявления эмоционально-положительного благополучия ребенка в группе в процессе экспериментальной работы провели анкетирование с родителями. На вопрос «Проявляет ли ваш ребёнок заботу о сверстниках в группе детского сада?» многие родители отвечали, что их ребенок «помогает одеться сверстнику, наводить порядок в группе, расставлять игрушки на место», «а если друг поранился, заболел - проявляет сочувствие» (40% опрошенных). Часть родителей (20%) отмечали, что не замечали явной отзывчивости ребенка по отношению к другим детям. Причины связывают с неумением ребёнка распознавать эмоциональное состояние другого человека (40%). По их мнению, воспитатель недостаточно внимания уделяет развитию эмоциональной сферы детей. В анкетах указывали, что «детям недостаточно времени на общение друг с другом», «мало объясняют на конкретных примерах, что значит помогать, заботиться о своём товарище и т.д.». 70% респондентов эмоционально-положительные взаимоотношения детей, их отзывчивость друг к другу, в основном, определяют, как «отношения, основанные на дружбе, доброте, уважении к собеседнику; равноправные отношения, окрашенные положительными эмоциями».

Определенная работа по исследуемой проблеме проводилась и с воспитателями дошкольной образовательной организации. Для выявления уровня развития эмоционального интеллекта у воспитателей были использованы методики: тест на эмоциональный интеллект Н. Холла и авторская методика Е.С. Ивановой «Тест лицевой экспрессии». Результаты по шкалам «Эмоциональная осведомленность», «Управление своими эмоциями», «Самомотивация», «Эмпатия» показали средний уровень выраженности. По шкале «Распознавание эмоций других людей», то есть умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей отмечен низкий уровень выраженности. С целью повышения результатов, организовали разные формы методической работы с педагогами. Эффективными оказались игры и тренинговые упражнения, направленные на «осознание себя», на понимание своих эмоций (раздражение это или тревога, усталость или апатия) и как на них реагировать. Работали над «саморегуляцией», умением контролировать свои эмоции, брать на себя ответственность, не перекладывая на других, адекватно реагировать на перемены, оценивать свои возможности и достоинства в любых жизненных ситуациях. Воспитатели активно участвовали в игровых упражнениях на распознавание и принятие настроения других людей, на считывание невербальных знаков. Использовали приемы работы с негативными эмоциями, знакомили со способами, как отвлечь внимание, успокоить, умением настроиться на других в любом их состоянии (не кричать на плачущего ребенка, возможно, он устал или голоден; не спорить с агрессивно настроенными людьми и т.п.). Ценность использованных упражнений («Зато!», «Сегодня я такая ...», «Лампочки интересов», «Я тебя понимаю», «Эмоции в красках» и др.) заключалась еще и в том, что их можно было применять в работе с детьми по развитию эмоционального интеллекта.

Для совершенствования эмоционального интеллекта как социального навыка продумывали алгоритм действенных шагов. Одно из предложений - ежедневное ведение дневника настроения для записи эмоций после значимых событий дня. Развитый эмоциональный интеллект у педагогов является важным фактором успешной педагогической деятельности. Воспитатель с высоким уровнем эмоционально интеллекта лучше понимает ребенка, адекватно реагирует на его поведение. Анализ результатов исследования показал, что взрослые понимают необходимость и значимость развития эмоциональной сферы у детей. Одним из основных средств развития эмоционального интеллекта у детей воспитатели и родители считают детскую художественную литературу.

Художественная литература является самым доступным и эффективным средством развития личности, способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию. Используется как сам текст, так и иллюстрации к нему, изображающие эмоциональные состояния и чувства людей. Сюжетные картинки способствуют знакомству детей с выражением чувств и их словесным обозначением. Каждая картинка раскрывает различные состояния, с которыми сталкиваются сами дети, наблюдают в реальной жизни. Ребенок испытывает позитивные эмоции в процессе мысленного сравнения себя с положительным персонажем литературного произведения, уверенно полагая, что он поступил бы точно

Художественные произведения позволяют нравственно и морально воспитывать детей дошкольного возраста. Еще с древних времен считалось, что обучение и воспитание детей можно осуществить приятно, интересно и без слез. Приобщение ребенка к художественной литературе начинается с колыбели через потешки, колыбельные песни, напевы. С взрослением, у ребенка развиваются и способы работы с книгой. У детей формируются такие навыки, как рассматривание, слушание, своего рода чтение, на основе рисунка ребенок пересказывает услышанный материал, фантазирует в соответствии с рисунками. Все эти сформировавшиеся навыки в дошкольном возрасте, необходимы в дальнейшем развитии ребенка, но оптимального развития возможно добиться лишь под руководством взрослых, этот процесс не может быть спонтанным.

В процессе работы с литературными произведениями, предполагается применение речевых заданий. Данные задания направлены на обогащение и активизацию социальных знаний; развитие словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи. Речевые задания способствуют активизации речевой деятельности, развитию коммуникативных способностей, формированию умения вступать в контакт с окружающими; формированию умения делиться своими переживаниями, мыслями. Речевая деятельность, которая возникает в игре, создает условия для развития диалогического общения, формирования грамматической стороны речи и различных форм речевого общения, в том числе и эмоционального. В работе с художественными произведениями значение имеет не только чтение текста, но также объяснение сопровождающих картинок. Так, в процессе беседы по теме «Зачем извиняться, если сделал нечаянно» ребенок должен был выбрать картинку, выражающую извинение. Дети объясняли свой выбор таким образом: «на картинке мишка веселый, смотрит на мышонка и улыбается, значит, он извинился или хочет извиниться», «мишка подумал и понял, что мышки на него обиделись и извинился, поэтому они уже все радостные». Детям необходимо объяснять причинно-следственные связи, дать им доступный для понимания анализ. При выполнении задания, следует учитывать возможности детей выражать эмоции, понимать свои эмоции и окружающих. Результатом такой работы должно стать составление рассказа, опираясь на рисунок или личный опыт детей.

При работе с художественными произведениями с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать, что дети в этом возрасте еще не владеют навыками анализа произведения. Поэтому работа должна проводиться по следующему алгоритму: после прочтения - беседа с рассматриванием иллюстраций, работа над этюдами, игры-драматизации по содержанию. Мини-сценки позволяют оценить переживания героев, понять причину определенных поступков, передать их эмоциональное состояние. Разное отношение наблюдали к проигрыванию отрицательной роли: были дети, которые категорически не соглашались исполнять, часть детей с явным удовольствием приступали к роли, были и с нейтральным отношением, формально исполняли роль как «талантливые артисты, которым приходилось проявлять больше мастерства для обыгрывания «плохих» персонажей». Индивидуально прорабатывали данную ситуацию и с теми, кто не хотел играть «плохих» героев и с теми, кто с удовольствием соглашался. В играх-драматизациях создаются условия для обогащения жизненного опыта детей, они получают возможность максимально сблизиться с персонажем. Так дети учатся вставать в позицию другого человека, переживать его победы и неудачи, испытывать различный спектр эмоций [3].

Представления, которые получают дети в процессе работы над художественными произведениями, они переносят в реальные жизненные ситуации. Для установления дружеских, комфортных отношений между детьми в группе акцент делали на невербальные средства общения. Данный процесс отличается постепенностью и системностью, художественная литература должна быть направлена не просто на формирование у детей чувства сопереживания героям, но также на формирование у них стремления к внутреннему содействию. В связи с этим особое внимание уделяется тщательному подбору художественных произведений с социально-нравственным смыслом, с яркой сменой эмоциональных состояний героев, в соответствии с возрастом детей и увлекательным содержанием.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством художественной литературы осуществлялось поэтапно. На первом этапе - знакомство детей с произведением: чтение, беседа с детьми о содержании, рассматривание иллюстраций к произведению. Следующий этап включал в себя пересказ детьми содержания, с использованием настольного, теневого театра, подвижных игр, видеозаписей. Следующий этап - творческий (дети лепили, рисовали, конструировали по мотивам произведения). На завершающем этапе проводились театрализованные постановки и игры-драматизации. Такая работа позволяет не просто понять и осознать произведение, но и прочувствовать его, побывать на месте героев, ощутить их переживания и эмоции.

Выводы. Проведенная по данному алгоритму работа показала ее успешность. Дети стали проявлять заботу, отзывчивость к другим людям, их отношения стали более искренними, внимательными, они стали наблюдательными, их мимика менялась в соответствии с происходящими событиями. Наблюдали сознательное, доброжелательное отношение к своим сверстникам, желание помогать другим.

Таким образом, в педагогике одним из доступных средств развития эмоционально интеллекта у детей является художественная литература. Через произведения литературы дети знакомятся со спектром эмоций, учатся их распознавать, и реализовывать их в реальной жизни. В свою очередь своевременно развитый эмоциональный интеллект дает возможность человеку переживать определенные эмоции, способствует их пониманию, выстраиванию отношений с учетом своего эмоционального состояния и состояния окружающих. В целом, эмоциональный интеллект позволяет человеку полноценно функционировать в обществе, выстраивать гармоничные взаимоотношения.

Литература:

1. Андреева, ИН. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. - СПб., 2012. - 288 с.

2. Ежкова, Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.С. Ежкова. - М., 2009. - 43 с.

3. Курышева, ИВ. Любимая психология «дошкольника»: Методические рекомендации по формированию психологической готовности к школе детей с проявлениями асоциального поведения / И.В Курышева. - М.: Вентана Граф, 2007. - 137 с.

4. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб., 2009. - 320 с.

5. Романова, О.М. Особенности эмоциональной культуры младших школьников // Интеграция образования / О.М. Романова. - М., 2020. - № 3. - С. 89-93

Педагогика

УДК 376.3

доцент Ханевская Галина Валентиновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); студент Топорищев Михаил Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

СУРДОПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ, РАЗВИТИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. История развития сурдопедагогики - это сфера исследования, которая изучает процесс развития специальной педагогической науки, направленной на обучение и воспитание детей и взрослых с нарушениями слуха. Эта тема представляет интерес для исследователей, педагогов, логопедов и специалистов в области дефектологии, так как история сурдопедагогики позволяет понять эволюцию и развитие методов и подходов к обучению людей с глухотой. В данной статье предполагается обзор основных этапов истории сурдопедагогики, начиная с появления первых педагогических методик в XIX веке до современных подходов и технологий, используемых в современных специализированных учреждениях образования и реабилитации. Будут рассмотрены ключевые исторические моменты, такие как создание первых школ для лиц с нарушениями слуха, развитие методов речевой коррекции и использование различных видов сурдопедагогических технологий. В процессе анализа истории развития сурдопедагогики будут рассмотрены исследования в данной области, ключевые деятели и педагогические идеи, формирование профессионального сообщества сурдопедагогов, а также изменения в законодательстве и политике, влияющие на образование детей и взрослых с нарушениями слуха. В последние десятилетия в США сурдопедагогика прошла через процесс инклюзии, сосредоточиваясь на интеграции глухих детей в общество и обеспечении равных возможностей для образования. В этом процессе активно используются технологии, такие как слуховые аппараты, а также разрабатываются методы визуального обучения и специальные программы для студентов с нарушением слуха. Современная европейская сурдопедагогика придерживается концепции инклюзивного образования, которая заключается в интеграции детей с нарушением слуха в общественные школы и классы. Специалисты в области сурдопедагогики устанавливают тесное сотрудничество с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.