СЛОВО ■ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ■
УДК 373.291 ББК 74.100.5
DOI: 10.31862/1819-463X-2020-3-197-204
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
А. П. Аникина, М. С. Барабанова
Аннотация. Статья рассматривает проблему формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Актуальность данной темы .заключается в том, что эмоциональное развитие является важной частью гармоничного развития личности в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одной из областей развития выделяет социально-коммуникативную область. Человек с высоким эмоциональным интеллектом лучше социализируется в обществе, он хорошо понимает настроения других, ему комфортнее общаться с близкими. Проблема эмоционального интеллекта неоднократно изучалась учеными и психологами разных стран. Статья не только дает характеристику понятию, рассматривает различные области данной сферы, но и выделяет приемы развития эмоционального интеллекта у детей педагогами и родителями. Из научно-практической статьи можно получить конкретные рекомендации по практической деятельности, направленной на решение этой проблемы. Важно, что эмоциональный интеллект должен быть сформирован не только у дошкольников, но и у взрослых, работающих с ними. В развитии эмоциональной сферы необходимо делать акцент на умение понимать чувства другого человека, формирование эмпатии, сопереживание чувствам других. Развитию эмоционального интеллекта способствует полихудожественная деятельность, синтез разных видов искусства, посещение выставок, театральная деятельность. Также ознакомление с эмоциями происходит на музыкальных и художественных занятиях, при взаимодействии с педагогом-психологом. Формирование у ребенка дошкольного возраста эмоционального интеллекта является залогом его успешного личностного развития в будущем..
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, адаптация, социализация, личностное развитие, психоэмоциональное состояние.
© Аникина А. П., Барабанова М. С., 2020
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN OLDER PRESCHOOLERS
A. P. Anikina, M. S. Barabanova
Abstract. The article considers the problem of developing emotional intelligence in children of preschool age. The relevance of this topic is that emotional development is an important part of the harmonious development of the personality as a whole. The federal state educational standard of preschool education singles out the social and communicative area as one of the areas of development. A person with high emotional intelligence socializes better in the society, he or she understands the moods of others and is more comfortable communicating with his or her loved ones. The problem of emotional intelligence has been repeatedly studied by scientists and psychologists from different countries. The article not only characterizes the concept, considers various areas of this sphere, but also highlights the methods of developing children's emotional intelligence. The federal state educational standard of preschool education singles out the social and communicative area as one of the areas of development. A person with high emotional intelligence is better socialized in the society he or she understands the moods of others and is more comfortable communicating with his or her loved ones. The problem of emotional intelligence has been repeatedly studied by scientists and psychologists from different countries. The article not only characterizes the concept, considers various areas of this sphere, but also highlights the methods of development of emotional intelligence in children by teachers and parents. From the scientific and practical article it is possible to receive concrete recommendations on practical activity directed on solving this problem. It is important that emotional intelligence should be formed not only in preschool children, but also in adults working with them. In developing the emotional sphere, it is necessary to emphasize the ability to understand the feelings of another person, the formation of empathy with the feelings of others. The developing of emotional intellect is promoted by poly art activity, synthesis of different kinds of art, visiting exhibitions, theatrical activity. Also acquaintance with emotions takes place at musical and art classes, interaction with the teacher-psychologist. Formation of emotional intellect in a child of preschool age is the key to his successful personal development in the future.
Keywords: emotional intelligence, adaptation, socialization, personal development, psycho-emotional state.
Внастоящее время проблема развития эмоционального интеллекта становится все более актуальной, выступая одной из приоритетных задач образования. Одной из областей развития, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является социально-коммуникативное развитие, которое направлено «...на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленно-
сти и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [1, с. 11].
Эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence) - это способность чело-
века распознавать свои эмоции и эмоциональные состояния других людей, мотивацию и желания свои и окружающих, также это способность управлять своими эмоциями. Эмоциональный интеллект помогает в развитии положительной адаптации и социализации человека в обществе. Необходимо подчеркнуть, что он является врожденным и формируется в течение всей жизни индивида. Ученые, специализирующиеся на проблеме изучения эмоционального интеллекта, выделяют несколько его областей. Это знание собственных эмоций. Человек способен осознать свое настроение и обозначить его словесно. Вторая область эмоционального интеллекта - это умение управлять своими эмоциями. Это способность человека держать эмоции под контролем, приводить их в соответствие с возникшей ситуацией, умение возвращаться в спокойное состояние после эмоционально сложной ситуации. Способность мотивировать себя - третья область эмоционального интеллекта. Это важность развития положительной мотивации для достижения жизненного успеха. Здесь важна вера человека в себя и развитие тех эмоций, которые помогают в достижении цели. Четвертая область эмоционального интеллекта - это умение распознавать эмоциональные состояния других людей. Первоначально человек учится распознавать свои эмоции и лишь затем начинает понимать, что испытывают другие. Эта способность неразрывно связана с эмпатией, сочувствием, сопереживанием. И еще одна область эмоционального интеллекта - установление и поддержание отношений с другими. Она тесно связана и с умением человека распознавать свои эмоции, и с пониманием тех эмоций, которые испытывают другие. Без этих областей невозможен процесс социализации человека в обществе.
Тема эмоций очень многогранна. Ребенок, испытывая то или иное состояние, иногда не знает, как себя в нем вести. Например, ребенок злится на своего сверстника. Он может ударить его, желая наказать за что-то. Воспитатель ругает малыша и запрещает ему бить сверстника. Но злость остается. Ребенок не может успокоиться, становится раздражи-
тельным, агрессивным. Ребенок может чувствовать вину за свой поступок и не понимать, почему он его совершил. Злость не нашла своего выхода. Может ли в данном случае взрослый порекомендовать дошкольнику другие способы вымещения злости? Да. Можно попинать мяч, побить специальную подушку, побросать «мешочек гнева». Можно объяснить ребенку, что злость можно выразить и словами, объяснив сверстнику свое состояние. Часто мы просто запрещаем ребенку злиться, что может привести к тяжелым последствиям. Необходимо учить ребенка управлять гневом, понимать причину печали, грусти, понимать причину своих страхов и уметь с ними справляться. Понимание своих эмоциональных состояний - важный этап становления личности.
Г. Г. Горсковой впервые использовано понятие «эмоциональный интеллект» в российской психологической науке [2, с. 25]. Проблема эмоционального интеллекта весьма активно интересовала зарубежных ученых. Это Дж. Мейер, Д. Карузо, Д. Гоул-ман, Д. Слайтер, Р. Стернберг, Дж. Блок, Г. Орме, П. Сэловей. В настоящее время изучением эмоционального интеллекта занимаются такие ученые, как Д. В. Люсин, Н. В. Коврига, О. И. Власова, Т. П. Березовская, А. П. Лобанов, А. С. Петровская, Э. Л. Носенко, Г. В. Юсупова, М. А. Манойлова и другие. П. Саловей и Дж. Мейер впервые внесли в психологию термин «эмоциональный интеллект». Изучающие его ученые пришли к выводу, что это способность понимать собственные и чужие эмоции и чувства. Позже они не только определили понятие «эмоциональный интеллект», но смогли доработать и саму его структуру. Ее определяли как способность человека перерабатывать эмоциональную информацию. В структуру эмоционального интеллекта П. Саловей и Дж. Мейер включали ряд важных компонентов: распознавание эмоций; повышение эффективности деятельности посредством эмоций; осмысление эмоций; регуляцию эмоций. В отечественной психологии теория о единстве интеллекта и аффекта рассматривалась в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна,
А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, О. К. Тихомирова, Б. В. Зейгарник. Л. С. Выготский, также занимавшийся этой проблемой, пришел к следующему выводу: эмоции опосредованы интеллектом и между ними есть тесная связь. Уровень развития интеллекта обуславливает развитие эмоций. Он считал, что тот, «кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления» и «сделал невозможным изучение обратного влияния мышления на аффективную, волевую сторону психической жизни». Л. С. Выготский назвал сам интеллектуальный момент «смысловым переживанием» Это понятие в настоящее время является близким знакомому нам понятию «эмоциональный интеллект» [3, с. 436].
Многогранность эмоционального мира создает большую работу по изучению и осознанию дошкольником своего эмоционального состояния и эмоций других. Практически все дети в разные периоды взросления испытывают те или иные психоэмоциональные состояния. Одна из травматичных для ребенка эмоций - страх. Часто взрослые стыдят их за боязнь чего-то. «Ты уже большой! Бояться стыдно!» Но страх не уходит, он внедряется в подсознание, и ребенок, боясь рассказать о своей проблеме, усугубляет свое состояние. Опытный взрослый объяснит малышу, что страхи бывают у всех, поможет распознать и справиться с ним. Таким образом, эмоциональный интеллект должен быть сформирован и у взрослых, работающих с детьми. Объяснить малышу его эмоциональное состояние и состояние другого ребенка - задача нелегкая, но необходимая для нормальной адаптации ребенка в социуме.
В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания. В первую очередь, речь идет о развитии эмпатии, осознанного противостояния злу и проявления радости за другого. Это тема наиболее актуальна сейчас, когда проявление жестокости порой не знает границ. Подростки мучают живот-
ных, издеваются над более слабыми сверстниками. Это плоды отсутствия той работы, которая не была проведена с ребенком в детстве, когда способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию не были сформированы еще в дошкольном возрасте.
Современных детей стараются развивать интеллектуально. Предметом гордости для родителей является умение ребенка читать и писать, решать математические задачи. Но умению ребенка общаться в группе сверстников порой уделяется небольшое внимание. Это не считается важным. Однако дети с развитым эмоциональным интеллектом лучше адаптируются в обществе, их поведение более гармонично, и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими, эмоционально уравновешенные, спокойные. Дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта быстрее восстанавливаются. Когда они грустят, сердятся или боятся, попадая в трудную ситуацию, они быстро могут себя успокоить и прийти в норму, продолжив продуктивную деятельность. Эти умения не менее важны, чем интеллектуальная готовность. Российский психолог Д. В. Люсин предложил свою модель эмоционального интеллекта. По его мнению, эмоциональный интеллект - это способность к пониманию своих и чужих эмоций и управление ими. Способность к пониманию включает в себя умение распознавать эмоцию, устанавливать сам факт ее наличия, умение идентифицировать ее, понимать причины, по которым эмоция возникла, и последствия, к которым она приведет. Способность управлять своими эмоциями подразумевает контроль над интенсивностью выражения эмоции и умение снизить эту интенсивность, контроль над внешним выражением эмоций. Это касается и собственных эмоций, и эмоций других людей. По мнению Д. В. Люсина, контроль над выражением своих эмоций, понимание их, а также понимание эмоциональных состояний других людей - это и есть эмоциональный интеллект. Это характеризует общую направленность личности на эмоциональную сферу, интерес человека к внутреннему миру себя и других [4, с. 29].
Вклад в изучении проблемы эмоционального интеллекта внес А. А. Бодалев. Сделанные им выводы говорят о том, что некоторым людям свойственна «социальная одаренность». Социальная одаренность - это объединение эмоциональных, интеллектуальных и коммуникативных способностей. Они являются психологической основой успешности в общении с окружающими [5, с. 24]. Исследования И. Н. Андреевой разграничили понятия «эмоциональный интеллект» и другие понятия. Это эмоциональные способности, эмоциональная креативность, эмоциональное мышление. Также И. Н. Андреева выделила различные предпосылки становления эмоционального интеллекта. Она разделила их на социальные и биологические. К биологическим И. Н. Андреева отнесла эмоциональный интеллект родителей, темперамент, эмоциональную восприимчивость. В социальных предпосылках особое место уделяется таким характеристикам, как самосознание, чувство уверенности в своей эмоциональной компетентности, образованность родителей, благоприятные отношения с родителями, семейные финансы, религиозность [6, с. 78]. А. В. Запорожец отмечает, что развитие чувств у детей связано с изменением в их физиологии. По его мнению, изменения в эмоциональной сфере ребенка связаны с переходом доминирующих центров из подкорковых структур в кору. Вследствие этого эмоции становятся более осознанными. Именно в старшем дошкольном возрасте у детей развиваются высшие чувства: моральные, эстетические, интеллектуальные. Ребенок может регулировать свое поведение, подчинять его требованиям взрослых. У детей в старшем дошкольном возрасте формируется способность к самооценке. Становление самооценки способствует развитию новых чувств: смущения, неловкости, беспокойства. Роль эмоций у ребенка в деятельности постепенно меняется, он начинает переживать по поводу результатов деятельности, старается предвидеть реакцию других людей на его действия [7, с. 271-272]. По мнению А. И. Савенкова, эмоциональный интеллект и соци-
альная компетентность, обычно определяемые как сложный сплав некогнитивных способностей, проявляются и развиваются в условиях социальной активности ребенка. Одним из действенных средств их развития выступает как спонтанно возникающая, так и специально организованная совместная деятельность детей [8, с. 4].
Эмоциональный интеллект может развиваться в деятельности. Одним из видов деятельности, помогающих в этом, служит полихудожественная деятельность. Педагогам необходимо понимать важность развития ребенка благодаря приобщению к искусству. Синтез разных видов искусства помогает ребенку глубже чувствовать, мыслить, переживать. В этом помогают художественная литература, живопись, театрализованная деятельность, музыка. В результате воздействия данных видов искусства ребенок учится сопереживать, грустить, радоваться, удивляться. В результате новых эмоциональных переживаний обогащается внутренний мир ребенка, меняется эмоциональное отношение к сверстникам, взрослым, животным, природе. Дети выражают свои эмоции через рисование, аппликацию, лепку, освоение новых ролей в театрализованных постановках. Музыка может заставить нас грустить и радоваться, размышлять, она может нас успокаивать или, наоборот, вызывать активность. Таким образом, развитие эмоциональной сферы происходит через показ, обсуждение, беседу, игры и практическую деятельность на музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, аппликации, лепке. Знакомство с миром эмоций старших дошкольников происходит и на занятиях с педагогом-психологом. Ознакомление дошкольников с различными эмоциями - одно из направлений работы специалиста-психолога. На занятиях взрослый рассматривает с детьми пиктограммы различных эмоций, подробно изучая мимику человека, испытывающего эмоциональные состояния. Брови, глаза, рот, выражение лица - все это может рассказать нам о настроении человека. В процессе работы взрослый обсуждает с ребятами ситуации, когда они могут испытывать ту или иную эмоцию, на-
строение. Когда вы радовались, грустили, удивлялись чему-либо, а когда вы испытывали страх? Занятия по эмоциональному развитию лучше проводить небольшими подгруппами, чтобы каждый ребенок имел возможность высказаться, рассказать свою историю, поделиться своими переживаниями. Перед занятием психолог напоминает ребятам правила поведения в группе. Мы не перебиваем тех, кто отвечает, внимательно слушаем каждый рассказ, поддерживаем друг друга, не смеемся над неудачами других. Каждый член группы должен быть выслушан. Иногда тема страха вызывает у детей особенное волнение и неуверенность в себе. Не каждый ребенок признается окружающим, что чего-то боится. Доверительная обстановка и поддержка друзей помогают малышу рассказать свою историю, а задача психолога - внимательно отнестись к каждому рассказу. Ребятам особенно нравится, если о своих страхах рассказывает сам взрослый. Это укрепляет их веру в себя и имеет коррекционную составляющую. Целесообразно с такими детьми поработать в индивидуальной форме. Для развития эмоционального интеллекта полезно на занятиях с детьми использовать перевоплощения в различных персонажей. Пусть ребенок побудет трусливым зайцем или храбрым львом, грустной собакой или веселым клоуном. Пусть расскажет, почему собака грустная и чего испугался заяц. Малыш скромный и застенчивый, перевоплотившись в храброго льва, почувствует себя уверенным и смелым. Этот опыт поможет ему стать более уверенным в общении с окружающими. Разыгрывание с ребятами этюдов на изображение различных эмоций также помогает дошкольникам знакомиться с эмоциональным миром. На занятиях психолога с дошкольниками полезно использовать такие игры, как «Зеркало», «Угадай эмоцию», «Лото настроений», «Я радуюсь, когда....» и т. д. В индивидуальной работе интересным будет использовать мягкий конструктор «Сделай лицо человека». Ребенок из деталей может собрать лицо человека по своему желанию. Человек может быть веселым, грустным, злым, испуганным, удивленным. Другому ребенку можно предложить отга-
дать, какое настроение испытывает человек. Почему ты так решил? Особенно интересно в данном пособии использовать дополнительные делали (длинные волосы для девочки, бант, усы для дяди, бороду для дедушки). Можно предложить ребенку самостоятельно придумать свой персонаж, выбрав для него любое настроение, попытаться изобразить его, используя дополнительные детали. Интересным будет предложить дошкольнику рассказать, почему девочка грустная, чему удивился дедушка, почему смеется мальчик. Пусть ребенок придумает небольшую историю о своем персонаже. На занятиях по эмоциональному развитию необходимо развивать эмпатию, умение сочувствовать, сопереживать другим. Девочка грустная. Как можно ей помочь? Нужно ли спросить, что у нее случилось, что можно для нее сделать? Как можно помочь мальчику, который боится темноты? А храбрый лев, оказывается, испугался маленькой мышки. Придумывая различные истории, обсуждая их с ребятами, беседуя о способах участия в проблемах тех или иных персонажей, дети учатся с заботой и вниманием относиться к окружающим, у дошкольников развивается эмпатия, сопереживание. В будущем такой человек не будет равнодушным к проблемам других людей. Знакомясь с различными эмоциями, рассматривая пиктограммы, проигрывая этюды, дети через игру знакомятся с миром эмоциональных состояний, анализируют свой опыт, погружаются в мир эмоций и чувств. Конечно, не только занятия развивают эмоциональную сферу ребенка. В повседневной жизни мы все испытываем целую гамму эмоций. Мы радуемся и грустим, удивляемся и злимся. Очень важно воспитателю в группе замечать особенности взаимоотношений между детьми. Умеют ли ребята правильно выражать свои эмоции, умеют ли говорить о них, бывают ли между детьми случаи агрессии, непонимания, злости. Как в группе решаются конфликтные ситуации. Опытный воспитатель также принимает активное участие в развитии эмоционально-коммуникативной сферы, и от него также зависит формирование у детей составляющих эмоционального интеллекта.
Какие же приемы полезно использовать в общении родителей с детьми при развитии эмоционального интеллекта? Об этом поговорим отдельно. Иногда дети боятся проявлять свои истинные эмоции. Они боятся неодобрения взрослого. Что будет, если я рассержусь на маму, обижусь на папу? Родителю необходимо показать ребенку, что любые эмоциональные состояния имеют право на существование. Мы можем испытывать всю гамму чувств и эмоций по отношению к другим. Важно правильно их осознать, знать, что с ними делать, как можно их выразить. Доверительная беседа с сыном или дочерью будет способствовать развитию уверенности в себе и поможет ребенку лучше себя узнать. Родителям полезно будет почитать своему малышу художественную литературу, обсудить прочитанное, поговорить о чувствах героев в разных ситуациях. Интересным будет и совместное с родителями посещение музея, картинной галереи. Родителям можно посоветовать подготовиться к этому заранее, продумав, картины каких художников ребенку интересно было бы посмотреть. Совместное обсуждение интересных картин и репродукций будет способствовать пониманию ребенком мира чувств и эмоций, отраженном в искусстве. Отдельно необходимо сказать и об искусстве театра. Переживания за героев спектакля, «вхождение» в мир эмоций, которые вызывает пьеса, также поможет родителям развить ребенка эмоционально. Эмоциональный интеллект можно развивать и в дидактических играх. Какую эмоциональную гамму переживают игроки в процессе игры! Мы радуемся победе, огорчаемся поражению, негодуем при нечестной игре и злимся на невезение. Родителям важно научить детей контролировать свое
эмоциональное состояние в процессе игры, не допускать агрессии по отношению к другим игрокам, спокойно переживать поражение, сочувствовать проигравшему, уметь поддержать его настроение. Для дошкольников это часто очень сложная задача.
Эмоциональный интеллект важно развивать не только у дошкольников, но и у их родителей. На родительских собраниях психолог должен рассказывать родителям об особенностях формирования эмоционального мира ребенка, о возникновении различных проявлений эмоций и реакции родителей на них. Иногда от родителей мальчиков можно услышать: «Что ты плачешь, ты что, девочка?» По мнению родителей, будущий мужчина не имеет право расстраиваться, быть в плохом настроении, а еще хуже - плакать. И ребенок вынужден держать в себе свои переживания, не позволяя себе слез и плохого настроения. «Ты что, боишься? Ты уже большая!» - такие высказывания нередко можно услышать от родителей старших дошкольников. И ребенок может замкнуться в себе, никому не рассказывая о своем страхе, боясь попросить взрослого о помощи. В этих и других подобных случаях негативные эмоции будут лишь ухудшать психоэмоциональное состояние дошкольника, а родители будут уверены, что воспитывают своего ребенка правильно. Если педагоги не будут проводить просветительской работы с родителями, работа по развитию эмоционального интеллекта не будет полной и завершенной.
Итак, эмоции играют важную роль в жизни человека, обогащение и развитие эмоционального интеллекта оказывают значительное влияние на развитие личности и в конечном итоге определяют успешность человека в будущей жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: УЦ «Перспектива», 2014. 11 с.
2. Гарсковая Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 1999. С. 25-26.
3. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 436 с.
4. Люсин Д. В. Социальный интеллект: Теория, измерения, исследование. М., 2004. 29 с.
5. Бодалев А. А. Об одаренности человека как субъекта общения // Мир психологии. 1998. № 4. C. 272-275.
6. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-80.
7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1: Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. С. 271-273.
8. Савенков А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. М.: Национальный книжный центр, 2015. 128 с.
REFERENCES
1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart doshkolnogo obrazovaniya. Moscow: UTs "Perspektiva", 2014. 11 p.
2. Garskovaya G. G. Vvedenie ponyatiya "emotsionalnyy intellect" v psikhologicheskuyu teoriyu. In: Ananievskie chteniya. Proceedings of scientific-practical conference. St. Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 1999. Pp. 25-26.
3. Vygotskiy L. S. ^llected works in 6 vols. Vol. 2. Moscow: Pedagogika, 1982. 436 p.
4. Lyusin D. V. Sotsialnyy intellekt: Teoriya, izmereniya, issledovanie. Moscow, 2004. 29 p.
5. Bodalev A. A. Ob odarennosti cheloveka kak subyekta obshcheniya. Mir psikhologii. 1998, No. 4, pp. 272-275.
6. Andreeva I. N. Emotsionalnyy intellekt: issledovaniya fenomena. Voprosy psikhologii. 2006, No. 3, pp. 78-80.
7. Zaporozhets A. V. Izbrannye psikhologicheskie trudy: in 2 vol. Vol. 1: Psikhicheskoe raz-vitie rebenka. Moscow: Pedagogika, 1986. Pp. 271-273.
8. Savenkov A. I. Razvitie emotsionalnogo intellekta i sotsialnoy kompetentnosti u detey. Moscow: Natsionalnyy knizhnyy tsentr, 2015. 128 p.
Аникина Алевтина Павловна, соискатель кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет; директор АОУ детский сад № 26 «Незабудка», г. Долгопрудный Московской области e-mail: [email protected]
Anikina Alevtina P., Post-graduate student, Aesthetic education of preschool children Department, Preschool pedagogy and psychology Faculty, Moscow Pedagogical State University; Director, kindergarten No. 26 "Nezabudka", Dolgoprudny, Moscow region e-mail: [email protected]
Барабанова Мария Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 9 «Аистенок», г. Долгопрудный Московской области
e-mail: [email protected]
Barabanova Maria S., Teacher-psychologist, kindergarten No. 9 "Aistenok", Dolgoprudny, Moscow region
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.03.2020 The article was received on 04.03.2020