Научная статья на тему 'Использование художественной литературы в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста'

Использование художественной литературы в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
761
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / CHILDREN''S LITERATURE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / THE FORMATION OF CHILDREN''S PERSONALITY / EMOTIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сараева Наталья Ивановна

В статье рассмотрен воспитательный потенциал художественной литературы в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, дается обоснование значимости и актуальности вопросов развития эмоционального интеллекта детей в ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF LITERATURE IN THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PRESCHOOL AGE CHILDREN

The article examines the educational potential of fiction in the development of emotional intelligence of children of preschool age, the substantiation of the validity and relevance of the development of emotional intelligence of children in the OED.

Текст научной работы на тему «Использование художественной литературы в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRЮRI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU

УДК 373

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сараева Наталья Ивановна

аспирант

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Пермь

Аннотация. В статье рассмотрен воспитательный потенциал художественной литературы в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, дается обоснование значимости и актуальности вопросов развития эмоционального интеллекта детей в ДОО.

Ключевые слова: детская художественная литература, эмоциональный интеллект, становление детской личности, эмоциональное развитие.

THE USE OF LITERATURE IN THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PRESCHOOL AGE CHILDREN

Saraeva Natalya Ivanovna

graduate

Perm state humanitarian pedagogical university, Perm

Abstract. The article examines the educational potential of fiction in the development of emotional intelligence of children of preschool age, the substantiation of the validity and relevance of the development of emotional intelligence of children in the OED.

Key words: children's literature, emotional intelligence, the formation of children's personality, emotional development.

Актуальность исследования. В настоящее время проблема эмоциональной, нравственной культуры поведения детей дошкольного возраста остается актуальной в дошкольном образовании. Для ребенка дошкольного возраста очень важно научиться взаимодействовать в коллективе с другими детьми и взрослыми, получить собственный опыт социального взаимодействия и умения выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, иметь представления о выражении собственных эмоций, владеть способностью управлять своим эмоциональным состоянием.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет эмоциональное развитие детей дошкольного возраста как приоритетное и направленное на формирование эмоционального интеллекта.

Стандарт направлен на решение проблем в области социального воспитания, которое достигается через усвоение детьми норм и ценностей принятых в обществе, развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации [1].

Развитие эмоционального интеллекта, по мнению М.А. Нгуен, необходимо для становления нравственности, способности ребенка чувствовать [2, с. 3].

Л.С. Выготский утверждал, что развитие эмоций происходит совместно с развитием мышления, между этими двумя процессами существует закономерная связь и одно не может существовать изолированно от другого. Эмоция, по мнению психолога, одна из составляющих мышления [3, с. 377]. Проблемы взаимосвязи интеллекта и эмоций детально изучались в исследованиях С.Л. Рубинштейна.

Вопросы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста долгое время были вынесены за рамки организации педагогического процесса (Н.В. Клюева, Г.Г. Кравцов). Научить ребенка ориентироваться в современном мире, понимать происходящее вокруг него, замечать эмоциональное состояние близких и даже незнакомых людей можно только через переживания, которые ребенок проживает самостоятельно. Осознание собственного эмоционального состояния, по мнению Е.Л. Яковлевой, приведет в дальнейшем к пониманию своей индивидуальности [4, с. 20].

Педагогическое и психологическое значение развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста заключается в понимании важности и значимости данной проблемы, поскольку затрагивает закономерности становления детской психики, мышления, познания, творческих способностей детей дошкольного возраста. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста невозможно без понимания процессов становления детской личности. Необходимо, чтобы усвоенные ребенком знания и правила не расходились с поведением, а превратились в движущие мотивы, потребности, установки (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович) [5, с. 15].

Сензитивным периодом развития эмоционального интеллекта является дошкольный возраст, так как именно в это время происходит формирование и становление эмоциональной сферы и нравственной позиции, совершенствование самосознания, способности к преодолению эгоцентризма (децентрации). Эмоциональное развитие в этом возрасте опережает интеллектуальное, а так как мы упоминали о неразрывной связи этих двух составляющих, необходимо уделять особое внимание развитию эмоционального интеллекта (Л.С. Выготский, В.В. Зеньковская).

В своем исследовании мы рассматриваем воспитательный потенциал детской художественной литературы как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Детская художественная литература - одно из эффективных средств нравственного воспитания. С помощью художественной литературы, живописи, музыки, мимики и пантомимики дети начнут глубже понимать себя, свои эмоциональные ощущения, а также эмоции и харак-

W / W W W W \

тер окружающих людей (спокойный, приятный, страшный). Она вызывает сопереживания персонажам художественного произведения, сострадание, осуждение, гнев, удивление, восторг. Эти эмоции могут носить как неустойчивый и непродолжительный характер, так и могут глубоко задеть чувства ребенка. Художественная литература развивает чувства и отношения, формируют у детей положительные и отрицательные эмоции, воспитывает стремление к правде и справедливости [6].

Если под влиянием самого восприятия художественного произведения, дети смогут расширить и обогатить свой эмоциональный опыт или изменить прежние ценностные установки, то педагогу следует научить детей дошкольного возраста переносить эти чувства и эмоции в реальные ситуации: видеть эмоциональное состояние другого человека, помогать, защищать, сопереживать, подражать в жизненных ситуациях выбранному персонажу, обнаруживать в жизни ситуации аналогичные сказочным по своей нравственной сути и др.

Использование художественной литературы в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста будет эффективно и результативно при соблюдении целостности, непрерывности, системности педагогического процесса.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- психологические исследования в области понимания сущности эмоционального интеллекта (Дж. Майер, П. Саловеев, Рувен Бар-Он, Д. Гоулман, Н.В. Витт, М. Ка де Ври, Э. Макки, Р.Бояцис);

- роли социализации в становлении детской личности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Т.А. Маркова, Л.В. Коломийченко, Р.С. Буре, Д.И. Фельдштейн, В.П. Зинченко);

- концепции социального воспитания детей дошкольного возраста (С.А. Козлова, А.А. Майер, Л.В. Коломийченко);

- развитие мотивов и эмоций как основы социального воспитания и формирования детской личности (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович,

A.Д. Кошелева, М. Климова-Фюгнерова, С.Л. Рубинштейн);

- теоретические аспекты социального развития детей дошкольного возраста (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон, А.Д. Кошелева, А.А. Рояк, М.И. Лисина, Я.З. Неверович);

- теория деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,

B.C. Мерлин);

- психолого-педагогические исследования в области воспитательного потенциала художественной литературы (Л.П. Стрелкова, А.Д. Кошелева, В. А. Сухомлинский).

Анализ психолого-педагогической, методической литературы, теоретических исследований и передового опыта по проблеме развития эмоционального интеллекта и социального воспитания детей дошкольного возраста позволил констатировать ряд противоречий, имеющих место в теории и практике изучения воспитательного потенциала разных средств в решении задач личностного развития детей дошкольного возраста:

на социально-педагогическом уровне - между требованиями ФГОС, нормативных документов по формированию эмоционального интеллекта и отсутствием программного и технологического сопровождения этого процесса;

на научно-теоретическом уровне - между наличием теоретической базы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста и отсутствием взаимосвязи между изысканиями в области механизмов методики развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении воспитательного потенциала художественной

литературы в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования - художественная литература как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Значительная часть проблем, связанных с изучением процесса развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, связана с терминологической неопределенностью основополагающих понятий (эмоциональный интеллект, интеллект, эмоции, чувства). Анализ исследований в области понятийного аппарата данного направления привел к необходимости конкретизации ряда понятий.

Эмоциональный интеллект, мы будем рассматривать, как готовность ребенка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Зеньковская) [7; 11]. В понимании структуры эмоционального интеллекта мы разделяем позицию Р. Бояциса и Д. Гоулмана и в качестве его составляющих мы рассматриваем самосознание (осознание самого себя, собственных эмоций), социальное осознание (ориентация на сверстников и взрослых людей), самоуправление (регулирование и контроль собственных эмоций), социальные навыки (развитие коммуникации, усвоение норм и правил поведения и т.д.) [8, с. 27].

Эмоциональное развитие, мы определяем по Н.С. Ежковой и рассматриваем его как педагогически обусловленный целенаправленный процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей, их социализацией, творческой самореализацией, введением в мир культуры взаимоотношений [9, с. 20].

Эмоциональную ориентацию мы рассматриваем, как способность угадывать эмоциональное состояние других людей и распознавать свое эмоциональное отношение к ним (К. Обуховский) [10].

Эмоции - как реакцию человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску, чувства как своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности (Т.А. Данилина) [7, с. 7].

В психологии выделяют девять направлений в исследовании интеллекта в соответствии с разными подходами: социокультурный (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), генетический (Ж. Пиаже), процессуально-деятельностный (С.Л. Рубинштейн, Н.В. Талызина), образовательный (К. Фишер), информационный (Э. Хант, Р. Стенберг), феноменологический (В. Келер), функционально-уровневый (Б.Г. Ананьев), регулятивный (Р. Стенберг), онтологический (М.А. Холодная) [8, с. 39]. Задачи предстоящего исследования:

1. Изучить теоретико-методологические основы исследуемой проблемы, обосновать ее актуальность, провести анализ философской, психологической, педагогической литературы и выявить концептуальные основы становления и развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить основные параметры (компоненты, показатели, критерии, уровни) развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы, осуществить подбор, модификацию и разработку диагностического инструментария.

3. Разработать методику, в которой будут отражены методы и технология работы с художественной литературой для формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, осуществить ее экспериментальную апробацию.

4. Разработать методические рекомендации для воспитателей ДОО и родителей детей старшего дошкольного возраста по развитию эмоционального интеллекта.

В основу исследования будет положена гипотеза о том, что для достижения эффективного результата в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста будет использована художественная литература, научный и воспитательный потенциал которой изучен недостаточно. В связи с этим, мы считаем, использование художественной литературы в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста актуальным направлением.

Список использованных источников

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарег. в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)).

2. Нгуен М.А. психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников: автореф. дис. ... канд псих. наук. Т., 2008. 28 с.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 377.

4. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 20-27.

5. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева. М.: Просвещение, 1985. С. 15.

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психологическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.

7. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2004. 160 с.

8. Андреева И.Н. эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011. 388 с.

9. Ежкова Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 43 с.

10. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Изд-во «Речь», 2003. 296 с.

11. Коломийченко Л.В. Роль социальной ориентации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: психолого-педагогические аспекты: монография / Л.В. Коломийченко, Н.А. Зорина. Пермь, 2011. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.