Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллект / эмоции / эмоциональный интеллект / структура эмоционального интеллекта / дошкольный возраст

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прозументик Ольга Владимировна, Жигалова Наталья Викторовна

Раскрыта актуальность проблемы развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте, представлен анализ исследований в данной области, обозначены прикладные аспекты развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, предложены направления теоретико-прикладных исследований проблемы, обоснована необходимость разработки комплексного подхода к изучению и развитию эмоционального интеллекта на этапе дошкольного детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прозументик Ольга Владимировна, Жигалова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

О.В. Прозументик, Н.В. Жигалова

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте

Раскрыта актуальность проблемы развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте, представлен анализ исследований в данной области, обозначены прикладные аспекты развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, предложены направления теоретико-прикладных исследований проблемы, обоснована необходимость разработки комплексного подхода к изучению и развитию эмоционального интеллекта на этапе дошкольного детства. Ключевые слова: интеллект, эмоции, эмоциональный интеллект, структура эмоционального интеллекта, дошкольный возраст.

Проблеме развития эмоционального интеллекта в зарубежных и отечественных исследованиях последних десятилетий уделено значительное внимание. Это вызвано тем, что эмоциональный интеллект является базовой способностью, обеспечивающей развитие актуальных и постоянно развивающихся компетенций человека в XXI в. Освоение человеком таких «мягких» (soft skills), универсальных навыков, как коммуникативность, критичность мышления, гибкость поведенческих стратегий, способность работать в команде, обусловлено развитием эмоционального интеллекта. Истоки становления эмоционального интеллекта исследователями связываются с дошкольным периодом детства в контексте взаимосвязи эмоциональной, интеллектуальной, волевой и коммуникативной сфер развития ребенка. Эмоциональный интеллект является базой для развития личности ребенка, его эмоционального благополучия и гармоничного взаимодействия с социальным окружением.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста - актуальная задача дошкольного образования, представленная во ФГОС ДО и ФОП ДО. Актуальность и востребованность задачи в области развития эмоционального интеллекта детей в дошкольном возрасте связывается исследователями также с запросами родителей и педагогов на гармонизацию детско-родительских отношений и взаимоотношений в группе детского сада [6].

Понятие «эмоциональный" интеллект» было введено в научный оборот в 1990 г. П. Сэловеем, Дж. Мэйером. Сложившаяся

к концу году XX в. теория эмоционального интеллекта как способности воспринимать и выражать эмоции, понимать и объяснять их, ассимилировать эмоции и мысли, управлять эмоциональными состояниями послужила отправной точкой для развития данного научного направления. Центральными линиями в изучении эмоционального интеллекта стали характеристика и структура, а также возможности его развития в разных возрастных группах, в том числе в период дошкольного детства.

Предпосылками для выделения понятия «эмоциональный интеллект» в самостоятельный предмет психолого-педагогических исследований являются философские основания проблемы соотношения эмоций и интеллекта, изучение роли эмоций в процессе социального познания и формирование представлений о социальном интеллекте и множественных интеллектах.

Анализ литературы показал, что существует разнообразие трактовок понятия «эмоциональный интеллект». Обратимся к тому определению, которое мы рассматриваем базовым в нашем исследовании технологического аспекта процесса психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта в условиях детского сада. И.Н. Андреева определяет эмоциональный интеллект как способность, в основе которой лежат свойства когнитивно-аффективных процессов восприятия и обработки эмоциональной информации, включающие распознавание, понимание (осмысление) эмоций и управление эмоциями (осознанную регуляцию эмоций), проявляющиеся в успешности освоения и реализации деятельности, прежде всего в системе «человек - человек» [2].

Изучением различных аспектов развития эмоционального интеллекта занимались отечественные и зарубежные ученые: И.Н. Андреева, Р. Бар-Он, Дж. Гоулмен, Д.В. Люсин и др. Базой для исследования возможностей развития эмоционального интеллекта детей в нашей стране послужили труды Л.С. Выготского, Г.М. Бреслава, А.В. Запорожца, Е.И. Изотовой, А.Н. Леонтьева, А.Д. Кошелевой, Л.П. Стрелковой, Я.З. Неве-рович, в которых показана взаимосвязь эмоций и интеллекта, а также раскрыты способности детей к распознаванию и пониманию эмоций человека, выражению эмоций и эмпа-тии, управлению эмоциями в общении. Научный базис стал отправной точкой для исследований в области изучения структуры и предпосылок и особенностей развития эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте (Н.С. Ежкова, А.О. Токарева, М.А. Нгуен, А.В. Серый, И.В. Фаустова, А.И. Федоров и др.), диагностического инструментария (О.А. Айгунова, Н.Б. Полковникова, Т.Д. Савенкова, И.В. Фаустова и др.), эффективных средств и методов, технологий психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта в условиях центра развития эмоционального интеллекта, дошкольной организации и семейного воспитания (Н.С. Ежкова, С.И. Карпова, А.О. Куракина, В.А. Шиманская и др.) и дополнительного образования детей (Л.М. Андрюхина, Ю.А. Альтяпова).

Анализ и обобщение научной литературы свидетельствуют о том, что существует разнообразие позиций относительно структуры эмоционального интеллекта. Ученые, специализирующиеся на данной проблеме, выделяют целый ряд компонентов. Первый компонент эмоционального интеллекта - ориентация в собственных эмоциях. Человек способен распознавать и осознавать свое настроение и обозначать его словесно. Второй компонент - умение управлять своими эмоциями. Это способность человека удерживать свои эмоции под контролем, приводить их в соответствие с возникающей ситуацией, умение возвращаться в спокойное состояние после эмоциональной ситуации. Мотивация важна для достижения жизненного успеха. Четвертый компонент - умение распознавать

эмоциональное состояние других людей. Первоначально человек учится распознавать свои эмоции и лишь затем начинает понимать эмоциональные состояния других людей. Эта способность связана с эмпатией, а также установлением и поддержкой отношений с другими людьми. Развитость этих компонентов позволяет человеку успешно социализироваться уже на этапе дошкольного детства.

В исследовании И.В. Фаустовой описаны предпосылки и возможности развития эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. Автор отмечает, что к старшему дошкольному возрасту уровень понимания детьми эмоциональных состояний повышается; восприятие экспрессии становится более дифференцированным, что сказывается на точности оценки переживаний человека; увеличивается активный и пассивный словарь обозначения эмоциональных состояний. Дети старшего дошкольного возраста способны к пониманию своих эмоций и эмоциональных состояний других людей, адекватному выражению и регуляции своих переживаний, осознанию своего эмоционального поведения и поведения других людей [7].

В работах М.А. Нгуен, посвященных развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, сущность данного феномена определяется как готовность ребенка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем. Исследователь подчеркивает, что применительно к дошкольному возрасту вести речь об эмоциональном интеллекте возможно тогда, «когда у ребенка возникает ориентация на другого человека, на его эмоциональные переживания» и когда ребенок «старается вести себя соответственно этим переживаниям. Только опираясь на эмоции свои и других людей, дети учатся ориентироваться на другого, получая полезную информацию о том, что действительно происходит» [5, с. 46]. На основе определения научной позиции, автор выделяет компоненты, составляющие структуру эмоционального интеллекта ребенка дошкольного

возраста: внимание ребенка направлено на мир людей и мир эмоций; ребенок эмоционально ориентируется на других; дошкольник готов учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности.

А.О. Куракина предлагает рассматривать эмоциональный интеллект ребенка дошкольного возраста как интегративную способность личности, проявляющуюся в идентификации, осмыслении и регуляции эмоций, использовании эмоциональной информации в качестве основы для мышления и принятия решений. Структура эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, согласно исследователю, включает в себя три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Первый компонент представляет собой чувственный аппарат эмоционального интеллекта и ориентирует детей на эмоциональный мир того человека, с кем он непосредственно контактирует. Второй компонент эмоционального интеллекта включает в себя оценку детьми эмоционального состояния человека посредством представлений и суждений об эмоциях. Третий компонент проявляется как вербальное и невербальное выражение эмоций и эмоциональная саморегуляция [3].

Вопрос о диагностике развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в малочисленных теоретико-прикладных работах решается неоднозначно в связи с тем, что параметральные характеристики (показатели, критерии, уровни) ориентированы на авторское видение определения содержания компонентного состава данного вида интеллекта и разработаны только применительно к старшему дошкольному возрасту без дифференциации на возрастные периоды - 5-6 лет и 6-7 лет. Диагностические пакеты авторы разрабатывают на основе диагностик эмоционального развития, предложенных Е.И. Изотовой, А.Д. Кошелевой, А.М. Щетининой и другими, однако не все показатели эмоционального интеллекта охвачены равным вниманием, требуют разработки дополнительного инструментария. Это обстоятельство затрудняет использование диагностического материала как в исследовательской работе, так и в практике отслеживания педагогами-психологами, воспитателями,

музыкальными руководителями эффектов применения авторских программ, технологий, отдельных средств и методов в процессе решения задач в данной области развития ребенка.

Исследователи проблемы становления эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте, определяя его предпосылки, условия и факторы, подчеркивают особую роль воспитывающих взрослых и сверстников в этом процессе. Примечательно, что значение сверстников представлено более полно и детально, чем значение родителей и педагогов, как мы полагаем, в связи с изученностью вопроса о социализирующей функции детского сообщества (группы детского сада) и роли эмоционально насыщенных контактов детей, их личностной взаимоотраженности в совместной содержательной, в том числе коммуникативной, деятельности (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, С.В. Проняева и др.).

Влияние воспитывающих взрослых на развитие эмоционального интеллекта детей определяется сложившимися эмоционально-положительными отношениями со значимыми взрослыми родственниками (педагогами). Такое влияние обеспечивается, как показано в исследованиях О.А. Айгуновой, Н.Б. Полковниковой и Т.Д. Савенковой, О.Г. Тавстухи, Л.Ю. Шавшаевой, помощью в овладении воспитывающими взрослыми специальными воспитательными практиками и созданием системы сопровождения данного процесса в образовательной организации [1; 4].

Разработка содержательного и технологического аспектов развития эмоционального интеллекта связывается нами не только с появлением результатов новых исследований, но с обращением к исследованиям в области развития социальных эмоций в целом и использования потенциала игры в их становлении в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др.), а также прикладных разработок - игр-этюдов (М.И. Чистякова), музыкально-дидактических игр (В.И. Петрушин), произведений художественной литературы (Л.П. Стрелкова), совместной изобразительной деятельности (С.И. Карпова, Т.Д. Савенкова, З.В. Пархимович), мультипликационных фильмов (Е.О. Смирнова), сказкотерапии (Р.М. Ткач, О.А. Хухла-

ева, Е.О. Хухлаев) и других средств, находящих применение в процессе развития эмоционального интеллекта детей. В связи с этим мы подчеркиваем, что развитие эмоционального интеллекта в детском саду может происходить посредством разнообразных видов искусства, таких как театр, музыка, художественная литература, живопись, анимация. Произведения искусства позволяют детям более дифференцированно и глубоко постигать свой эмоциональный мир и мир других людей, сопереживать и чувствовать, понимать связь эмоциональных состояний с ситуациями их возникновения, а также развивать способность выражать свои чувства, бережно проживать эмоции, управлять эмоциональным самочувствием. Вместе с тем возможности данных видов искусства и соответствующих им психологических и педагогических технологий, средств и методов в процессе развития раскрыты локально и не в полной мере, что не позволяет педагогу-психологу и педагогам ДОО широко применять их в практике социально-коммуникативного развития в целях позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Таким образом, в современном быстро меняющемся мире обладание эмоциональным интеллектом обеспечивает эмоциональное благополучие и социальную успешность детей. Дошкольный возраст является базовым периодом для его становления и совершенствования. Проблема развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста является актуальной и недостаточно изученной как в теоретическом, так и в прикладном аспекте. В качестве перспективных направлений исследований мы выделяем: изучение предпосылок и особенностей развития интеллекта детей в динамике и целостном пространстве дошкольного детства; дифференцирование научных сведений о специфике, условиях и факторах развития эмоционального интеллекта детей 5-6 и 6-7 лет; разработку диагностического инструментария на основе учета особенностей возрастного развития детей; изучение потенциала различных видов искусства в развитии эмоционального интеллекта детей и разработку научных рекомендаций и технологий в этой области для воспитывающих взрослых.

1. Айгунова О.А., Полковникова Н.Б., Савенкова Т.Д. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2016. - № 4. - С. 26-34.

2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78-86.

3. Куракина А.О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-3. -С. 546-550.

4. Матвиевская Е.Г., Шавшаева Л.Ю. Педагогическое сопровождение формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. - Т. 12, № 2. - С. 78-83.

5. Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 3. -С. 46-51.

6. Токарева О.А., Серый А.В., Федоров А.И. Теоретико-методологические проблемы исследования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2018. - № 3. - С. 129-139.

7. Фаустова И.В. Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 4. - С. 66-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.