I
Психология
Л )
О.А. Айгунова, Н.Б. Полковникова, Т.Д. Савенкова
Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Статья посвящена вопросам диагностики и развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка старшего дошкольного возраста как одного из важнейших предикторов учебной успешности. Авторами было проведено эмпирическое исследование по разработке методики оценки и развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях современной образовательной организации.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; социальная компетентность; старший дошкольник.
Вопрос прогнозирования и реализации реальных и потенциальных достижений является приоритетным в области образования и связан с получением учащимися образовательных результатов, отражаемых в учебной успешности. В образовательной практике в качестве факторов, влияющих на учебную успешность, рассматривались абстрактный интеллект, креативность, уровень обученности и такие личностные характеристики, как индивидуальная саморегуляция, проявляющаяся в трудолюбии и прилежании и др. Результаты исследований, посвященных установлению отношений между уровнем психометрического интеллекта, креативностью, обученностью и учебной успешностью, не позволили однозначно утверждать, что можно ограничиться только наличием данных факторов для успешной реализации человека в деятельности (А.Н. Воронин, В.Н. Дружинин, Л.И. Золотарев, Д.Н. Перкинс, Г. Трост и др.). Так, поиск факторов, определяющих успешность, сместился с интенсивных
исследований когнитивных факторов на способности понимать и прогнозировать влияние своего поведения на других и ситуацию, то есть на способность выстраивать эффективные взаимодействия с окружающими людьми. Таким образом, в поле зрения специалистов попали такие конструкты, как социальная компетентность и эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект и социальную компетентность ребенка-дошкольника в современной педагогической психологии и педагогике рассматривают как важнейшие предикторы будущей учебной успешности в начальной школе. Связано это с тем, что дошкольный возраст является одним из важнейших периодов становления эмоционального интеллекта и социальной компетентности. Данный период характеризуется активным вхождением дошкольника в социальный мир, где познавательные процессы перемещаются с «мира вещей» на «мир людей». Меняется форма общения с окружающими, интересы ребенка становятся направлены на познание социальной стороны жизни людей, на характер их взаимоотношений. Общение с другими — это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования детской личности. Важной сферой для формирования личности ребенка в этом возрасте становится сфера его общения со сверстниками и взрослыми. Взрослый, являясь авторитетом, выступает как ориентир социального поведения ребенка. В процессе общения с взрослым у него формируются этические элементы взаимоотношений со сверстниками, являющиеся первостепенными в регуляции поведения дошкольников и становлении саморегуляции. В этот возрастной период возникает сюжетная игра, которая стабилизирует эмоциональные отношения со сверстниками и помогает преодолеть детский эгоизм. У дошкольников появляется ожидание (предвосхищение) тех или иных эмоций, что оказывает существенное влияние на мотивацию их поведения и деятельности, внося коррективы в их планы. В этом возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. Формирование эмоционального интеллекта и социальной компетентности в этом возрасте напрямую связано с получением социального опыта в ближайшем окружении: семье, образовательной организации. От того, насколько верно и уверенно ребенок сможет ориентироваться в социальных ситуациях вокруг себя и прогнозировать поведение партнеров по общению в рамках их социальных ролей, зависит, насколько быстро он адаптируется к изменениям условий при поступлении в начальную школу и будет включен в совместную обучающую деятельность, а следовательно, и успешен в учебе.
Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования социальной компетентности, включающей эмоциональный интеллект. В качестве методологической базы нами была выбрана модель социальной компетентности А.И. Савенкова, включающая три блока: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Когнитивный блок состоит из таких компонентов, как:
- социальные знания, знаниях о людях, знание специальных правил, понимание других людей;
- социальная память, память на имена, лица;
- социальная интуиция — распознавание эмоций и чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;
- социальное прогнозирование — формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.
В эмоциональный блок входят:
- социальная выразительность — эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;
- сопереживание — способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);
- степень склонности к психическому заражению и собственные суггестивные возможности;
- эмпатия, способность вчувствования в событие, объект искусства, природу;
- установление эмоциональных связей с другим или группой;
- способность к саморегуляции — умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.
Поведенческий блок включает:
- социальное восприятие — умение слушать собеседника, понимание юмора;
- социальное взаимодействие — способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и к высшему его типу — коллективному творчеству;
- социальная адаптация — умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими;
- способность эффективно работать в условиях стресса [4].
Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности воспитанников подготовительных групп осуществлялись на базе дошкольного отделения Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Гимназия № 1517» Северо-Западного административного округа. В четырех дошкольных образовательных организациях, составлявших дошкольное отделение и входивших в базу исследования, функционировали все возрастные группы детей дошкольного возраста: младшие группы (дети четвертого года жизни), средние группы (дети пятого года жизни), старшие группы (дети шестого года жизни) и подготовительные к школе группы (дети седьмого года жизни). Кроме того, дошкольное образование в базовом комплексе было представлено разнообразными формами: группами кратковременного пребывания для двух-трехлетних детей первой младшей группы и центрами игровой поддержки ребенка для детей 2-2,5 лет.
Образовательный процесс дошкольного отделения экспериментальной базы исследования на учебный год по всем возрастным группам и формам дошкольного образования проектировался и реализовывался на основе единой основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная работа в комплексе на протяжении четырех последних лет — с 2012 по 2016 годы — осуществлялась стабильным, давно сложившимся педагогическим коллективом. В группах, где проводилось эмпирическое исследование, воспитатели и другие специалисты работали с детьми, начиная со второй младшей группы до подготовительной к школе.
В исследовании приняли участие дети 6-7 лет из девяти подготовительных групп дошкольных образовательных организаций, входящих в образовательный комплекс. Из 248 воспитанников, которые числились в списочном составе подготовительных групп, были отобраны 200 испытуемых, которые систематически посещали ДОО и не имели продолжительных пропусков. Большее количество, более 89 % воспитанников, принимавших участие в исследовании, посещали свои группы с трехлетнего возраста, из них 47 % детей до трех лет посещали центр игровой поддержки ДОО, в который затем поступили.
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа: констатирующий (сентябрь 2015 года), формирующий (октябрь 2015 - май 2016 года) и контрольный (май - июнь 2016 года).
На диагностических этапах исследования — констатирующем и контрольном — решалась задача выявления актуального уровня развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Процедура проведения констатирующего и контрольного этапов эмпирического исследования предполагала индивидуальную работу с каждым ребенком. Она проводилась в отдельном помещении.
Для выявления уровня развития детей по части обозначенных выше критериев социальной компетентности применялись методы наблюдения, беседы, метод экспертных оценок. Для оценки базовых параметров эмоционального интеллекта использовалась серия из трех методик, также применявшихся на констатирующем и контрольном этапах исследования:
1) методика «Дополнение фраз» [1];
2) методика «Закончи историю» [1];
3) методика «Сюжетные картинки» [2].
На формирующем этапе исследования применялись развивающие методики, подобранные специально для решения задач развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Методика «Дополнение фраз» раскрывает умение ребенка понимать ситуацию, поведение других в данной ситуации, способность прогнозировать и логично связывать действия, осознавать собственные эмоции. В ходе обследования каждому ребенку индивидуально в определенной последовательности предъявлялся
ряд предложений, в которых давалось лишь начало фраз («Мальчик весело смеялся, потому что...», «Девочка громко плакала, потому что...», «Мама было очень огорчена, потому, что...», «Папа похвалил своего сына за то, что...», «Мне очень грустно, когда...», «Я радуюсь, если...», «Больше всего на свете я люблю...», «Я не люблю, когда...», «Я боюсь, когда...»). Детям предлагалось придумать окончания предложений. Ответы и эмоциональные проявления испытуемых подробно фиксировались в протоколе обследования ассистентом исследователя.
В результате испытуемых детей разделили на три группы в соответствии с уровнем их эмоционального интеллекта.
Дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны выстраивать верную логику в высказываниях, правильно обосновывать собственные утверждения; их эмоциональные реакции в ходе обследования адекватны ситуации, ярко выражены, проявляются в мимике и жестикуляции. Дети со средним уровнем эмоционального интелекта могут правильно выстраивать логику высказываний; ошибки присутствуют менее чем в половине случаев; их эмоциональные реакции адекватны и четко выражены более чем в половине зафиксированных в протоколе случаев. Также к среднему уровню относятся проявления, когда ребенок менее чем в половине зафиксированных случаев выстраивает фразы алогично, в ходе ответов на дополнительные вопросы не может обосновать свои высказывания; зафиксированные в протоколе обследования эмоциональные реакции ребенка менее чем в половине случаев адекватны ситуации, выражены неотчетливо. При низком уровне ответы ребенка алогичны; его эмоциональные реакции неадекватны, не выражены или отсутствуют.
В ходе проведения методики «Дополнение фраз», выборка распределилась следующим образом: у 91 % опрошенных детей развитие эмоционального интеллекта проявляется на среднем уровне, высокий уровень развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности зафиксирован у 6 % испытуемых, низкий уровень — у 3 % опрошенных детей. Больше всего затруднений у детей с низким уровнем когнитивного показателя социальной компетенции вызвало дополнение фраз, связанных с нахождением причин ситуаций, в которых оказались другие люди, таких как: «Мальчик весело смеялся, потому что.», «Девочка громко плакала, потому что.», «Мама была очень огорчена, потому что.», «Папа похвалил своего сына за то, что.».
Вторая примененная нами методика — «Закончи историю», так же, как и первая, была нацелена на выявление актуального уровня сформирован-ности показателей эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей седьмого-восьмого года жизни. Для проведения исследования по этой методике нами было специально разработано, изготовлено и подобрано оборудование: плоскостные куклы с подвижными частями (головой, руками и ногами) и элементы плоскостного театра. Это позволило сделать взаимодействие испытуемых с исследователем игровым, то есть более интересным, эмоционально насыщенным и непринужденным.
Обследование проводилось в форме индивидуальной игры-беседы с каждым ребенком. Исследователь в произвольном порядке поочередно рассказывал четыре истории, предоставляя ребенку возможность самостоятельно выбрать для каждого сюжета «хорошую» или «плохую» плоскостную куклу, дать ей имя и действовать с ней в соответствии с развитием сюжета, помогая подбирать необходимые элементы декораций. Ассистент исследователя письменно дословно фиксировал ответы детей и их эмоциональные реакции в протоколе обследования.
Результаты, полученные по итогам применения методики «Закончи историю», позволили сделать вывод, что средний уровень развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности продемонстрировали 69 % детей старшего дошкольного возраста. Они выстраивали не всегда логичный рассказ, но обычно демонстрировали адекватные эмоциональные реакции, которые в целом соответствовали излагаемым событиям. Приблизительно равное количество детей — 16 % и 15 % соответственно — демонстрировали в ходе проведения методики высокий и низкий уровни развития эмоционального интеллекта.
Анализируя результаты применения методики, мы обращали дополнительное внимание на то, насколько выбор ребенком «хорошей» или «плохой» куклы соответствовал содержанию рассказанной истории. Нами было отмечено, что подавляющее большинство испытуемых (97 %) выбирали внешне привлекательных, «хороших» кукол. При этом поступки куклы в ходе изложения сюжета далеко не всегда соответствовали ее положительному внешнему облику. «Хорошие» куклы иногда совершали в придуманном рассказе ребенка плохие поступки, и наоборот.
В соответствии с протоколами обследования лишь 3 % опрошенных детей выбрали «плохих», внешне непривлекательных кукол. Причины подобного выбора, как показали дополнительные уточняющие вопросы взрослого, были случайными: «Эта кукла лежала ближе», «Мальчик (кукла) рубашку порвал, как я» и тому подобное. Здесь следует также добавить, что в придуманных историях дошкольники часто отождествляли себя с главными героями своих рассказов. Это проявлялось, например, в том, что дети присваивали куклам свои имена и имена своих друзей или братьев и сестер (в 68 % случаев), говорили от имени куклы и действовали с куклой от первого лица: «Я помогу вам», «Не плачь. Я пойду в магазин и куплю новую куклу. У меня деньги есть. Мне бабушка подарила».
На основании результатов применения методики «Закончи историю» было зафиксировано, что средним уровнем развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности обладают 69 % испытуемых. Вследствие того, что в половине зафиксированных случаев рассказ ребенка был выстроен логично, поступки персонажей оценивались верно, оценка правильно мотивируется ребенком; более чем в половине зафиксированных в протоколе обследования случаев эмоциональные реакции ребенка были адекватны ситуации, четко выражены. Алогичность рассказа, затруднение в самостоятельной оценке поступков персонажей,
отсутствие эмоциональных реакций или их неадекватность были зафиксированы у 16 % детей, что говорит о низком уровне развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности продемонстрировали 15 % испытуемых, логически верно обосновав последовательность событий, правильно оценив поступки персонажей и мотивируя свою оценку.
Третьей методикой, с помощью которой нами изучались показатели эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников, была методика «Сюжетные картинки». Для нее нами были специально разработаны четыре серии сюжетных картинок, отражавшие этические ситуации с участием детей.
Исследователь последовательно предъявлял детям серии картинок: сначала изображение, обозначающее завязку сюжета, затем — две картинки, изображающие дальнейшее развитие событий; в одном случае — ту, на которой проявлялось этичное отношение ребенка к окружающим, в другом случае — картинку, на которой поведение ребенка нарушало этическую норму. Каждому ребенку предлагалось разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. После выполнения задания ребенку предлагалось объяснить, как и почему он разложил картинки. Ассистент исследователя фиксировал в протоколе обследования произнесенные ребенком фразы и его эмоциональные реакции. Впоследствии, через неделю, в качестве усложнения задания испытуемым детям предлагалось выбрать из трех картинок одной серии какой-либо вариант развития событий и самостоятельно, а в случае затруднений — с помощью взрослого, составить короткий рассказ по картинкам, содержащий оценку поступков персонажей.
Высокий уровень эмоционального интеллекта присваивался ребенку, который делает правильный выбор последовательности сюжетных картинок и верно обосновывает его, составляет логичный рассказ по ним, дает верную оценку рассматриваемой ситуации, при этом эмоциональные проявления ребенка (мимика, жесты, восклицания) адекватны и ярко выражены. Средний уровень присваивался, если ребенок правильно раскладывает сюжетные картинки более чем в половине случаев, но не всегда верно обосновывает свои действия и затрудняется в оценке ситуации, при этом более чем в половине зафиксированных в протоколе обследования случаев эмоциональные реакции ребенка выражены и адекватны. При низком уровне ребенок неправильно раскладывает картинки, не может составить связный рассказ из предложенных вариантов, в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков, эмоциональные реакции ребенка неадекватны или отсутствуют.
На основании результатов, полученных в ходе проведения методики «Сюжетные картинки», можно констатировать, что подавляющее большинство
старших дошкольников, около 83 % от общего количества детей, принимавших участие в исследовании, продемонстрировали средний уровень развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности был отмечен у 7 % старших дошкольников, участвовавших в обследовании. У 10 % детей был зафиксирован низкий уровень развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности.
В целом результаты серии проведенных методик свидетельствуют о том, что большинство детей старшего дошкольного возраста на этапе констатации соответствовали показателям среднего уровня развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности. Детей с высоким и низким уровнем развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности среди испытуемых оказалось примерно поровну. Результаты математической обработки данных были получены путем расчета среднестатистических значений показателей развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников. Обобщенные данные констатирующего этапа исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты изучения эмоционального интеллекта старших дошкольников
на констатирующем этапе исследования
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Методика развития развития развития
эмоционального эмоционального эмоционального
интеллекта интеллекта интеллекта
«Дополнение фраз» 3 % 91 % 6 %
«Закончи историю» 16 % 69 % 15 %
«Сюжетные картинки» 10 % 83 % 7 %
Итого: 9 % 74 % 17 %
Последующая эмпирическая работа была нацелена на разработку и апробацию комплекса мероприятий по развитию эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста. В ходе нее развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности дошкольников рассматривалось как процесс и результат межличностного взаимодействии детей со взрослыми, родителями и воспитателями, в дошкольных образовательных организациях. Данной работе был посвящен формирующий этап проведенного эмпирического исследования, в ходе которого разрабатывался и апробировался комплекс педагогических мероприятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов работы представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов изучения эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников (в %)
90 ВО 70 60 50 40 30 20 10 О
Динамика развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
~1
□ низким уровень
□ среднийуровень н высокий уровень
констатирую щи и этап
контрольный этап
После проведения формирующего эксперимента было зафиксировано увеличение количества детей с высоким и средним уровнем развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности за счет значительного снижения количества испытуемых с низким уровнем развития. Процентное соотношение испытуемых с низким уровнем развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности снизилось с 9 % до 4 %. Количество детей со средним уровнем развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности выросло на 3 %, а число детей, чей уровень развития по данным параметрам был определен как высокий, возросло на 2 % и составило 19 %.
Наш эксперимент показал эффективность проведенной работы. Была зафиксирована положительная динамика в формировании эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста и в развитии педагогически целесообразных межличностных отношений взрослых и детей.
Выявилось, что у детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы педагогически и социально значимые эмоциональные отношения, которые выражаются в речи и поведении, что отражает единство эмоциональной, мотивационной (волевой) и интеллектуальной сторон психики ребенка.
Проявления эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей восьмого года жизни обусловлены эмоциональными отношениями взрослых, родителей и воспитателей.
Эффективная педагогическая работа по воспитанию эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей дошкольного возраста должна включать активное сотрудничество педагогов с семьями воспитанников и осуществляться в межличностных отношениях в ходе совместного взаимодействия.
Педагогическими условиями формирования эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста служит комплекс методов и форм совместной деятельности взрослых и детей. Важным условием здесь служит развитие эмоционально позитивных взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса.
Литература
1. ВенгерЛ.А., Агаева Е.Л. и др. Психолог в детском саду. М.: ИНТОР, 1995. 64 с.
2. Калинина РР Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2002. 160 с.
3. Полковникова Н.Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент работы по социализации в детском саду // Дошкольное воспитание. 2010. № 10. С. 96-105.
4. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. М.: НКЦ, 2015. 128 с.
5. Савенков А.И., Цаплина О.В., Иванова Е.В., Муродходжаева Н.С., Криво-ва В.А., Савенкова Т.Д. Развитие личности дошкольника в условиях мегаполиса: монография / науч. ред. А.И. Савенков. М., 2016. 206 с.
6. Савенков А.И., Смирнова П.В., Айгунова О.А. Диагностика и развитие социального интеллекта ребенка. М.: Экон-информ, 2014. 99 с.
Literatura
1. Venger L.A., Agaeva E.L. i dr. Psixolog v detskom sadu. M.: INTOR, 1995. 64 s.
2. Kalinina R.R. Trening razvitiya lichnosti doshkol'nika: zanyatiya, igry', uprazhneniya. SPb.: Rech', 2002. 160 s.
3. Polkovnikova N.B. Priobshhenie starshix doshkol'nikov k cennostyam kak komponent raboty' po socializacii v detskom sadu // Doshkol'noe vospitanie. 2010. № 10. S. 96-105.
4. Savenkov A.I. Razvitie e'mocional'nogo intellekta i social'noj kompetentnosti u detej. M.: NKCz, 2015. 128 s.
5. Savenkov A.I., Czaplina O.V., Ivanova E.V., Murodxodzhaeva N.S., Krivova V.A., Savenkova T.D. Razvitie lichnosti doshkol'nika v usloviyax megapolisa: monografiya / nauch. red. A.I. Savenkov. M., 2016. 206 s.
6. Savenkov A.I., Smirnova P.V., Ajgunova O.A. Diagnostika i razvitie social'nogo intellekta rebyonka. M.: E'kon-inform, 2014. 99 s.
O.A. Aygunova, N.B. Polkovnikova, T.D. Savenkova
Diagnostics and the Development of Emotional Intelligence and Social Competence of the Older Preschoolers in the Conditions of Preschool Educational Institution
The article is devoted to the problems of diagnostics and the development of emotional intelligence and social competence of the child of the senior preschool age as one of the most important predictors of academic success. The authors carried out empirical research on the development of methods of assessment and development of emotional intelligence and social competence of senior preschoolers in the conditions ofmodern educational organization.
Keywords: emotional intelligence; social competence; older preschooler.