Страницы молодых ученых
УДК 159.942
З.В. Пархимович, Т.Д. Савенкова
Методики развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка средствами игровой и художественной деятельности
В статье описаны концептуальные основания и предложены методические решения, направленные на развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в игровой и изобразительной деятельности.
Ключевые слова: методика развития; эмоциональный интеллект; дошкольники; игровая деятельность; художественная деятельность детей; эмоции; чувства; социальная компетентность.
Разработка вопросов диагностики и развития социальной компетентности личности тесно связана с построением концепций эмоционального и социального интеллекта (И.Н. Андреева, Р. Бар-Он, Х. Вайсбах, Х. Гарднер, У Дакс, Д. Карузо, О.В. Лунева, Д.В. Люсин, Дж. Майер, А.И. Савенков, Р. Стернберг, П. Сэловей, Д.В. Ушаков и др.). В современной психологии сформировались два основных подхода к созданию моделей эмоционального интеллекта:
- «смешанные модели» — интерпретирующие его как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу;
- «модели способностей» — содержащие набор способностей, измеряемых с помощью специальных тестов (И.И. Ветрова, М. Зайднер, Дж. Мэттьюс, Д.В. Люсин, Е.А. Сергиенко, Р. Робертс и др.).
Наиболее интенсивно с опорой на предложенные концепции в рамках двух вышеобозначенных подходов проводится разработка методического
© Пархимович З.В., Савенкова Т.Д., 2018
инструментария для диагностики эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, ИИ. Ветрова, Д.В. Люсин, В.В. Одинцова, Е.А. Орёл, Е.А. Сергиенко, М. Холл, А.Г. Шмелев и др.). В свою очередь, в области педагогической психологии и педагогики, с опорой на предложенные теоретические модели ведется активная работа по выявлению закономерностей, разработке содержания, форм организации, методов, средств и методик, ориентированных на развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности личности в разные возрастные периоды.
В педагогических исследованиях в области дошкольной педагогики разработка проблематики развития эмоционального интеллекта и становления социальной компетентности личности ребенка проводится в рамках определенных предметных областей. Одной из таких предметных областей, способной результативно воздействовать не только на когнитивную сферу личности, но и на эмоции, является художественная деятельность. При этом важно понимать, что художественная деятельность ребенка по своим задачам и результатам бесконечно далека от художественной деятельности взрослых и вполне может квалифицироваться как вид активности, родственный детским игровым практикам [1], поскольку художественная деятельность ребенка, так же как игра, воспроизводит подлинные психические переживания и социальные отношения, но без создания социально ценного продукта, то есть как бы «понарошку». В педагогических работах неоднократно отмечено, что, мобилизуя душевные силы, глубинные, внутренние, часто неосознаваемые переживания, художественная деятельность способна оказывать мощное воздействие на развитие психосоциальной сферы личности ребенка (Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Н.П. Саккулина и др.).
В основе предлагаемого нами комплекта методик развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка-дошкольника средствами игровой и художественной деятельности положена концепция социальной компетентности А.И. Савенкова [6]. Она включает три группы критериев: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Содержательно каждая из этих групп представлена автором в виде описания ряда критериев, мы представили их соотношения и связи в виде схемы на рисунке 1.
При точных педагогических акцентах, расставленных с учетом применения этой теоретической модели, игра и художественно-изобразительная деятельность ребенка способны актуализировать все базовые параметры эмоционального интеллекта и социальной компетентности и, следовательно, могут служить инструментом развития этих психических конструктов.
Первая группа предлагаемых нами заданий ориентирована на развитие параметров, отнесенных к числу когнитивных (социальные знания; социальная память; социальная интуиция; социальное прогнозирование). Человека с высоким эмоциональным интеллектом и развитой социальной компетентностью отличает свободное владение знаниями о людях, знаниями специальных правил, понимание чувств и эмоций других людей. Для развития системы знаний
ребенка о людях, о социальных отношениях, хорошим заданием могут служить рисунки, объединенные общей темой: «Портрет друга».
Аффилятивные связи детей старшего дошкольного возраста характеризуются ситуативностью, однако уже в этом возрасте появление явно выраженных дружеских отношений у детей не редкость. Наш опыт показал, что над такими портретами дети работают охотно, создают их смело и быстро. Муки творчества, свойственные взрослым художникам, не знакомы дошкольникам. Достаточно вооружить маленьких портретистов бумагой, гуашью, акварелью или фломастерами, и процесс пойдет интенсивно и весело.
Нами было замечено, что даже если не концентрировать внимание детей на эмоциях, чувствах и переживаниях изображаемых, в ходе выполнения такого задания ребенок на подсознательном уровне будет определять и фиксировать их эмоции, чувства и настроения. Достигается это естественными изобразительными средствами — с помощью цветовых пятен, линий и тональных отношений. При этом, конечно, педагогу в процессе выполнения этого задания надо акцентировать внимание детей на выражении их эмоционального отношения к портретируемому.
Зафиксировать и развить эффект поможет беседа, которую следует провести после завершения рисунков. Сосредоточить внимание детей на знаниях о социальных отношениях и эмоциональной сфере людей помогут вопросы для обсуждения: «Кого ты считаешь своим самым лучшим, самым надежным другом?» «Какими качествами должен обладать лучший друг?» «Хочешь ли ты, чтобы тебя считали хорошим другом?» «Что для этого надо делать, как надо себя вести?». Такие коллективные обсуждения, актуализируя знания детей в сфере социальных отношений, могут стать эффективным средством обучения формулированию норм и правил дружеского, позитивного общения.
Развить сюжет этого задания можно путем создания коллективной работы. Зафиксируем выработанные в ходе обсуждения знания о правилах поведения на большом общем листе бумаги с помощью пиктографического письма или письма печатными буквами. Пиктографическим письмом с удовольствием пользуются все дошкольники, пока ими не освоены навыки традиционного письма. Давайте отметим, какие идеи желательно в нашем случае зафиксировать:
• помогай друзьям;
• делись с другими детьми;
• учись играть вместе с другими;
• останови друга, если он делает что-то плохое;
• скажи другу, если он в чем-то не прав;
• не ссорься с друзьями, не спорь по пустякам;
• играй со всеми дружно;
• не завидуй;
• если ты поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись;
• спокойно принимай советы и помощь других ребят;
Г
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
когнитивные эмоциональные поведенческие
социальные знания эмоциональная выразительность социальное восприятие
1 1 1
социальная память | сопереживание социальное взаимодействие
1 1 1
социальная интуиция саморегуляция социальная адаптация
социальное прогнозирование
Рис. 1. Модель социальной компетентности [6]
• не радуйся, когда кто-то проигрывает; если можешь, помоги проигравшему;
• если сам проиграл, не срывай свою обиду на других.
Вряд ли дети старшего дошкольного возраста сформулируют эти правила сами, здесь обязательно потребуется деликатное участие педагога. Важно подвести детей к этим идеям, создав у них ощущение, что все это они увидели, нарисовали и сформулировали сами.
В плане организации коллективного взаимодействия и сотворчества особое внимание следует уделить композиционному решению этой коллективной работы. Пиктографическое письмо предполагает использование символических изображений. В работе надо добиваться того, чтобы изображение каждого из этих символов было выполнено в общем, едином стиле и работало на общую композицию. Такая работа станет хорошей тренировкой умений работать совместно, потребует от детей проявления целого ряда социально важных умений и навыков.
Другим, не менее интересным и эффективным занятием для развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей является задание-игра «Словесный портрет». В этом случае перед ребенком ставится задача словами описать кого-то из хорошо знакомых ему людей (родителей бабушку, дедушку, друзей). Такое задание позволяет детям обучаться умениям вербализировать наблюдаемое социальное поведение. Для этого надо будет научиться выделять существенные детали и важные поведенческие особенности, определять специфику доминирующего настроения портретируемого,
подчеркивая личностные особенности его эмоциональной сферы. Принципиально важно заострять внимание детей на том, чтобы в этих словесных портретных зарисовках они использовали преимущественно позитивные, социально приемлемые, необидные слова. Это, безусловно, будет содействовать не только развитию эмоционального интеллекта ребенка, но и поможет ему стать более компетентным в области социальных отношений и налаживания социальных связей и, кроме того, расширит его активный и пассивный словарь.
Выполнять такое задание можно в виде соревнования: каждый ребенок в группе детского сада по очереди задумывает, кого из присутствующих он будет словесно описывать. После этого он начинает словами рисовать портрет избранного человека, отмечая при этом как его характерные внешние черты, так и внутренние психологические особенности личности, не называя при этом имени этого человека. Другим детям нужно будет угадать, о ком из ребят идет речь. За каждый правильный ответ можно начислять баллы. Развить сюжет этого игрового задания можно предложив детям подсказку, — назвать, какого киногероя или персонажа мультфильма напоминает описываемый, или даже сказать, на какое животное или растение он похож.
Не мене часто, чем портреты других людей, дети рисуют себя. Задание нарисовать автопортрет может стать важным средством развития эмоционального интеллекта, совершенствования социальной осведомленности ребенка-дошкольника. Давая такие задания, мы имеем возможность стимулировать развитие готовности ребенка к рефлексии и самоанализу.
Предложив детям нарисовать автопортрет, важно подчеркнуть, что в нем должны найти отражение не только их хорошие качества, но и те, которые считаются нежелательными. Предупредить возможные затруднения можно путем предварительной беседы с детьми, поговорив с ними о том, какие качества они считают хорошими, а какие — плохими, и почему. Естественно, что в процессе работы надо обращать внимание детей на использование изобразительных средств, деликатно подсказывая, как можно выразить линиями и цветом в собственном рисунке хорошие качества и какими способами передать плохие.
Важной характеристикой человека с высоким эмоциональным интеллектом является социальная память. Успешно развивать ее поможет рисование портретов знакомых людей по памяти. Обычно дети рисуют по памяти, даже если объект их изображения находится рядом. Усложнить задание: «Изображение портрета друга по памяти», можно вопросом: «Скажи, что изменилось во внешности твоего друга в течение нескольких месяцев?». Это может быть одежда (несколько месяцев тому назад была осень, а теперь зима), может быть, он подрос, изменил прическу, а может быть, стал по-другому относиться к другим детям и взрослым.
Следующую игру для развития социальной памяти предлагаем условно назвать «Опиши друга». Выполнять эту игру следует в группе детского сада, объединив детей в пары. Нужно поставить детей спиной друг к другу и по очереди
просить каждого из них описать внешний облик другого ребенка из его пары: лицо, настроение, прическу, одежду и др. Описание можно тут же сравнивать с оригиналом и делать вывод о точности ответа.
Графическое и словесное изображение человека ребенком-дошкольником создает прекрасные условия для развития такого важного параметра эмоционального интеллекта, как «социальная интуиция». Выполняя задания такого рода, дошкольник оценивает чувства, определяет настроение, начинает лучше понимать мотивы поступков других людей и адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках существующего социального контекста. Если в процессе работы над словесным или графическим портретом подчеркнуть важность передачи настроения портретируемого, то задание станет очень полезным для развития понимания эмоциональной сферы личности человека.
Развивать такое важное свойство эмоционально развитого, социально компетентного человека, как социальное прогнозирование, позволит рисунок на тему: «Кем я хочу быть». Дети любят рассуждать о том, какими и кем они станут в будущем. У современных детей в ряду популярных множество самых разных профессий: врачи, пожарные, парикмахеры для собак и др. Дети старшего дошкольного возраста устремлены в будущее, они хотят побыстрее вырасти и охотно делятся с окружающими своими планами, нередко воплощая мечты в рисунках. Предложим детям нарисовать свои портреты в будущем, изобразив себя представителями какой-либо профессии. Такое задание способно создать хорошую основу для развития способности ребенка к социальному прогнозированию, формулированию планов собственных ближайших и отдаленных во времени действий. В дальнейшем это будет содействовать формированию умений долгосрочного отслеживания и планирования своего развития, рефлексии собственной эволюции и оценки неиспользованных, альтернативных возможностей. Конечно, большая часть этих непростых, но очень важных в социальном плане задач еще не актуализирована в сознании ребенка, но первые шаги на этом пути делаются уже в дошкольном детстве.
Хорошим средством для развития социальной памяти может стать игра, условно названная нами «Что изменилось вокруг». Его основная цель — развитие внимания и наблюдательности ребенка, необходимых для эффективного общения. Выполнить его можно в группе детского сада, предлагая по очереди каждому из детей стать водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время участники игры производят несколько изменений в своей одежде, прическах, но главное — пытаются поменять свой эмоциональный настрой (стремятся выглядеть испуганными, веселыми или удивленными). Водящий должен был запомнить все, что было раньше и продемонстрировать социальную память — правильно определить и отметить все изменения.
Развивать эмоциональный интеллект и совершенствовать социальные навыки старших дошкольников не менее результативно поможет и восприятие изображений, сделанных другими детьми и взрослыми. С этой целью предлагаем задание:
«Учимся читать эмоции людей по изображениям». Это задание способно служить действенным средством развития эмоционального интеллекта ребенка. Способность адекватно выражать собственные эмоции, контролировать их, быть эмоционально чувствительным — важнейшая характеристика человека с высоким эмоциональным интеллектом и развитой социальной компетентностью. Для диагностики способностей дошкольника идентифицировать базовые эмоции людей психологи часто используют карточки с изображением мальчиков и девочек, эталонно выражающих эти эмоции. Обычно это радость, горе, смех, плач, удивление, страх и т. п. Подчеркнем, что слов для обозначения эмоций в нашем языке значительно меньше, чем самих эмоций, которые мы способны переживать и выражать, но для ребенка даже точное понимание и считывание семи-девяти базовых эмоций является непростой задачей.
Карточки с изображением детей, демонстрирующих базовые эмоции, можно без труда найти в Интернете. Давайте попробуем распознать с детьми эмоции изображенных на карточках мальчиков и девочек. Такую игру можно проводить индивидуально и коллективно в группе детского сада (естественно, что при тестировании используется только индивидуальный вариант). Задание детям: «Скажите, что чувствуют люди, изображенные на каждой картинке». Усложнить и видоизменить это задание можно предложив каждому ребенку сделать такое же лицо, как на выбранной картинке. Еще один вариант задания с этими карточками — придумать различные ситуации, в которых человек испытывает изображенные эмоции.
Очень важно научить ребенка распознавать эмоции на эталонных картинках, но значительно важнее суметь это сделать в общении с живым человеком. Поэтому следующее задание для детей — «Угадай изображенную эмоцию». Закройте лицо руками, а когда откроете, на нем должна быть изображена одна из хорошо знакомых детям базовых эмоций. Предложите детям угадать, что вы изобразили. Потом попросите кого-то из детей самого воспроизвести эту эмоцию. Это задание поможет тренировать способность выражать собственные эмоции и точно считывать эмоции других людей.
Особого внимания с точки зрения решения наших образовательных задач заслуживают широко распространенные в сети Интернет изображения, схематически представляющие человеческие эмоции, — смайлики (см. рис. 2). Задание, направленное на чтение этих схем, способствует развитию понимания мимических выражений человеческого лица, учит детей читать схемы, определять и словесно обозначать человеческие эмоции. Возьмем карточки со смайликами, разместим их на доске и предложим детям сначала назвать изображенные эмоции, а затем на основе заранее распечатанных на листочках кружков нарисовать такие же схематические рисунки, изображающие радость, удивление, интерес, гнев, злость, страх, стыд, презрение, отвращение и др.
- радость, улыбка, насмешка, смех, катание по полу от смеха
- игривое настроение, поддразнивание, восхищение
- удивление, изумление, испуг, страх, шок
- недовольство, грусть, печаль, тоска, горе
- злость, ярость
Рис. 2. Схематические изображения эмоций человека (смайлики)
Отдельного внимания в деле развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности дошкольников с помощью изобразительной деятельности заслуживает выражение эмоций с помощью цвета. Психологи, художники, дизайнеры традиционно много внимания уделяют тому, как цвета влияют на настроение, работоспособность, эмоциональное состояние личности. Существуют специальные разработки, описывающие цвета в связи с эмоциями, которые возникают у большинства людей при виде их. Конечно, в этом случае возникает опасность формирования и закрепления в сознании
и представлениях ребенка визуальных стереотипов, но нельзя не заметить, что сами эти стереотипы опираются на глубинные архетипические пласты человеческой психики и фундаментальные, культурные традиции.
В этом случае нам поможет игровая ситуация, созданная с помощью беседы о том, какому настроению соответствуют разные эмоции человека, какие чувства обычно вызывают те или иные цвета. Удивительно, но в наших опытах, выполняя эти задания, дети интуитивно, без специальных подсказок, выбирали светлые тона и яркие цвета для обозначения положительных эмоций и темные — для отрицательных, негативных. Наш опыт показывает, что в этих беседах педагогу желательно избегать частых оценочных высказываний и подсказок. Пусть ребенок решает сам, какой цвет ему хочется использовать.
Важно показать ребенку, что в природе существует огромное количество цветов и их оттенков, многие из которых очень похожи друг на друга. Следующую предлагаемую нами познавательную игру мы условно назвали «Оттенки, цвета и эмоции». Она позволяет обучать детей различению близких тонов и цветов, а также показывает, как один цвет может плавно перетекать в другой. Перед ребенком на игровом поле располагаем заранее заготовленные разноцветные шарики (или бумажные кружочки, полоски). Первый и последний шарики уже находятся в правильном месте, а оставшиеся нужно поставить в подходящие ячейки. Задача ребенка — создать плавный естественный переход от одного цвета к другому. Такой эффект хорошо заметен на радуге, где все цвета перетекают друг в друга и таким образом получаются миллионы новых оттенков. Если у ребенка возникают сложности в этой игре, потребуется деликатная помощь педагога.
Хорошим упражнением, развивающим умения ребенка описывать свое настроение и распознавать особенности настроения других людей, тренировать собственную способность к сопереживанию, может стать игра под названием «Мое настроение». Детям предлагается игровое задание — рассказать другим детям в группе детского сада о своем настроении. Задание можно изменить, предложив детям выразить свое настроение не рассказом, а рисунком. Педагогу следует подсказать детям, что настроение в рисунке может быть передано какими-то определенными цветами. Можно пойти другим путем — использовать образы эмоционально ярко окрашенных известных персонажей сказок и мультфильмов (людей и животных).
Игровая ситуация на тему «Шкатулка эмоций» позволит развивать у детей эмоциональную чувствительность и умение вербализировать собственные эмоции и чувства. Для его выполнения создадим с детьми воображаемые шкатулки: «для хороших эмоций» и «для плохих эмоций». Мысленно сложим в шкатулку «для хороших эмоций» все, что ассоциируется у нас с ощущениями счастья и благополучия. Отдельно отметим то, что можно наблюдать визуально, воспринимать на слух, с помощью обоняния или осязания. В качестве подсказок можно использовать примеры:
• визуально можно наблюдать счастливую улыбку;
• на слух можно воспринимать смех детей или веселое пение птиц;
• ощущать приятный вкус фруктов или лесных ягод;
• с помощью обоняния уловить аромат весеннего цветка; соснового леса и др.;
• с помощью осязания ощутить мягкую шерстку щенка или котенка.
Такую же мысленную операцию проделаем со шкатулкой «для плохих
эмоций». Сложим в нее все, что нас беспокоит, вызывает испуг, волнение или страх:
• агрессивное поведение людей;
• страшный лай злой собаки;
• рычание большого хищного льва и др.
Умение слушать, понимать и слышать собеседника, преодолевать объективно свойственный детям когнитивный и моральный эгоцентризм (Ж. Пиаже) помогут игровые сюжеты, изложенные ниже. Один из них условно назван нами «Поговорим о том, как мы говорим». Взрослый произносит с разными интонациями одну и ту же хорошо понятную детям фразу, например «Здравствуйте дети!» или «Давайте поиграем!» и т. п. Произносить такие фразы можно весело, грустно, радостно, печально, удивленно, смешно, зло, удивленно, испуганно и т. п. Задание детям — «Угадайте эмоцию». Разнообразить игру можно изменяя саму фразу. Естественно, задание принципиально усложнится, если педагог предложит детям самим выступить в роли произносящих фразы с разной эмоциональной окраской.
Задание на тему «Как ты себя чувствуешь» направлено на развитие эмпа-тии, внимательного отношения к тем, с кем общаешься. Оно актуализирует и развивает у детей умение чувствовать эмоции, настроение, переживания другого человека. Выполнять это игровое задание следует в группе детского сада, посадив детей в круг. Алгоритм может быть таким: каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, а затем рассказывает об этом. Ребенок, состояние которого описывается, слушает, после чего соглашается со сказанным или поправляет рассказывавшего.
Человека с высоким эмоциональным интеллектом и развитой социальной компетентностью отличают способность и готовность к коллективному взаимодействию, умению быть лидером и ведомым. Хорошим средством для развития этих качеств и способностей является детская коллективная изобразительная деятельность. Множество сюжетов, описывающих методику коллективного изобразительного творчества детей в группах детского сада, представлено в работах Т.С. Комаровой и А.И. Савенкова [2].
Предложенные этими авторами методические разработки построены на основе различных вариантов организации совместной деятельности, описанных в психологии совместной деятельности (В.Г. Асеев, Ф.Д. Горбов, А.И. Донцов,
А.Л. Журавлев, Н.Н. Обозов, Д.А. Ошанин, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др.). Как совместную в психологии квалифицируют деятельность, направленную на создание разными людьми общего продукта. Разработана классификация совместной деятельности, позволяющая структурировать возможные организационно-методические решения и выстроить образовательную деятельность с учетом постепенного усложнения встающих перед детьми коллективных творческих задач. Выделяются три основные формы организации совместной деятельности:
• совместно-индивидуальная (в начале участники работают индивидуально, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общего продукта);
• совместно-последовательная (результат, полученный одним, становится предметом деятельности следующего участника, затем третьего и т. д. (конвейер, эстафета и т. п.));
• совместно-взаимодействующая (согласование действий участников происходит на всех этапах работы, от планирования и проектирования до завершения — получения окончательного продукта).
Разработанные Т. С. Комаровой и А.И. Савенковым сюжеты коллективных работ для дошкольников могут использоваться как средство развития умений и навыков совместной работы и лидерских качеств детей. В дополнение к этим сюжетам мы предлагаем задания по изобразительной деятельности, построенные на основе организации совместной деятельности.
Первый вариант предполагает совместно-индивидуальную форму организации. Предложим каждому ребенку в группе детского сада нарисовать автопортрет. При этом задача детей — попытаться выразить по возможности точно свое сегодняшнее настроение, эмоции и чувства. Затем аккуратно вырежем изображения и смонтируем их на одном большом листе бумаги. У нас должен получиться большой, коллективный портрет нашей группы.
Другой версией этого задания может быть более сложно организованная работа, выполняемая детьми на основе совместно-взаимодействующей формы организации деятельности. Первое, что следует сделать — обсудить общую композицию нашего коллективного портрета. Затем, приступив к выполнению автопортретов, советоваться друг с другом по поводу размеров изображения, его особенностей (изображение лица или фигуры полностью и др.), цветового решения и др. Монтировать общую композицию из рисунков автопортретов также надо коллективно, обсуждая каждый шаг. Такая работа создаст хорошие условия для развития у детей способностей и готовности помогать другим, будет учить совместной согласованной работе, развивать способность к коллективному взаимодействию, в том числе и к высшему типу этого взаимодействия — коллективному творчеству.
Способность и готовность помогать другим позволяет развивать задание, направленное на ролевое проигрывание ситуаций. Это упражнение следует
выполнять в парах. Оно предполагает проработку и применение «волшебных» слов и «чудесных» средств (например, мимики и жестов), позволяющих достигать понимания и сотрудничать.
Задание детям может выглядеть так: какие «волшебные» слова и средства могут помочь нам, например, в таких ситуациях:
• плачет ребенок, потерявший игрушку (успокоить, помочь найти);
• мама пришла с работы и очень устала (помочь);
• товарищ в твоей группе детского сада загрустил, у него заболел котенок (утешить);
• твой друг плачет, он чем-то расстроен (посочувствовать).
Для человека, способного эффективно и естественно существовать в социуме, принципиально важно уметь объяснять свои идеи, иметь развитые способности убеждать других, уживаться с другими людьми, демонстрировать открытость в отношениях с окружающими. Предлагаем хорошее упражнение для развития этих важных способностей.
«Копилка добрых дел». Для его выполнения вырежем из цветной бумаги кружочки, звездочки или сердечки. В конце каждого дня предложим детям в группе детского сада положить в «копилку» столько кружочков (звездочек, сердечек), сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, поможем ему найти в событиях, происшедших за день, доброе дело. Сделать это следует выделив и подчеркнув даже малейшие его положительные поступки. Такое упражнение будет стимулировать ребенка совершать что-то хорошее и создаст прекрасные условия для того, чтобы ребенок действительно получил заслуженную похвалу.
Пользуясь выделенными критериями эмоционального интеллекта и базовыми характеристиками социальной компетентности можно разрабатывать процедуры выявления и количественной оценки каждого из обозначенных в концептуальных моделях параметров, а также разрабатывать методики развития, используя деятельность разной предметной направленности.
Литература
1. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб., 2003. 400 с.
2. Комарова Т.С., СавенковА.И. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учеб. пособие. Сер. 68. Профессиональное образование. 2-е изд., испр. и доп. М., 2017. 108 с.
3. МуродходжаеваН.С., Мадумарова А.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе интеллектуального развития детей дошкольного возраста // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции. М., 2015. С. 110-112.
4. Пархимович З.В. Формирование психологической готовности ребенка к школе на этапе предшкольного образования // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса: материалы научно-практической конференции (7 апреля 2017 г.) / ред.-сост. А.И. Савенков. М.: Перо, 2017. C. 40-43.
5. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема // Педагогика. 2000. № 10. С. 87-94.
6. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. М.: НКЦ, 2015. 128 с.
7. Савенков А.И., Айгунова О.А., Кривова В.А., Павленко Т.А., Полковникова Н.Б., Савенкова Т.Д. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка как факторов формирования учебной успешности на этапе перехода из детского сада в начальную школу / науч. ред. A.^ Савенков. М.: Перо, 2017. 128 с.
8. Савенков А.И., Савенкова Т.Д. Психология детской одаренности в трудах русских ученых конца XIX - начала XX веков // Одаренный ребенок. 2016. № 3. С. 6-12.
9. Савенкова Т.Д. Методика диагностики базовых параметров эмоционального интеллекта дошкольника // Bестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 3 (41). С. 47-53.
10. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2.0). М., 2010. 176 с.
11. Цаплина О.В. Технологии развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от A до Я. 2016. № 1 (79). С. 44-53.
Literatura
1. Apinyan T.A. Igra v prostranstve ser'yoznogo. Igra, mif, ritual, son, iskusstvo i drugiye. SPb., 2003. 400 s.
2. Komarova T.S., Savenkov A.I. Doshkol'naya pedagogika. Kollektivnoe tvorchestvo detej: ucheb. posobie. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie. 2-e izd., ispr. i dop. M., 2017. 108 s.
3. Murodxodzhaeva N.S., Madumarova A.V. Ispol'zovanie informacionno-kom-munikativny'x texnologij v processe intellektual'nogo razvitiya detej doshkol'nogo voz-rasta // Informatizaciya obrazovaniya: teoriya i praktika: sbornik materialov Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii. M., 2015. S. 110-112.
4. Parximovich Z.V. Formirovanie psixologicheskoj gotovnosti rebenka k shkole na e'tape predshkol'nogo obrazovaniya // Rebenok v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve megapolisa: materialy' nauchno-prakticheskoj konferencii (7 aprelya 2017 g.) / red.-sost. A.I. Savenkov. M.: Pero, 2017. S. 40-43.
5. Savenkov A.I. Diagnostika detskoj odarennosti kak pedagogicheskaya problema // Pedagogika. 2000. № 10. S. 87-94.
6. Savenkov A.I. Razvitie e'mocional'nogo intellekta i social'noj kompetentnosti u detej. M.: NKTS, 2015. 128 s.
7. Savenkov A.I., Ajgunova O.A., Krivova V.A., Pavlenko T.A., Polkovnikova N.B., Savenkova T.D. Razvitie e'mocional'nogo intellekta i sotsial'noj kompetentnosti rebenka kak faktorov formirovaniya uchebnoj uspeshnosti na e'tape perexoda iz detskogo sada v nachal'nuyu shkolu / nauch. red. A.I. Savenkov. M.: Pero, 2017. 128 s.
8. Savenkov A.I., Savenkova T.D. Psixologiya detskoj odarennosti v trudax russkix ucheny'x koncza XIX - nachala XX vekov // Odarenny'j rebenok. 2016. № 3. S. 6-12.
9. Savenkova T.D. Metodika diagnostiki bazovy'x parametrov e'mocional'nogo intellekta doshkol'nika // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psicologiya. 2017. № 3 (41). S. 47-53.
10. Sergienko E.A., Vetrova I.I. Test Dzh. Mejera, P. Seloveya i D. Karuzo «E'mocional'ny'j intellekt» (MSCEIT V2.0). M., 2010. 176 s.
11. Czaplina O.V. Texnologii razvitiya poznavatel'noj aktivnosti doshkol'nika // Detskij sad ot A do Ya. 2016. № 1 (79). S. 44-53.
Z.V. Parkhimovich, T.D. Savenkova
Methods of Development of Emotional Intelligence and Social Competence of Children by Means of Play and Artistic Activities
The article describes conceptual grounds and suggests methodical solutions aimed at development of emotional intelligence and social competence of children of senior preschool age in play and artistic activities.
Keywords: method of development; emotional intelligence; preschool children; play acctivity; children's artistic activity; emotions; feelings; social competence.