3. Османов, Р.З. Модель формирования физической культуры личности учащихся на основе соуправления физическим воспитанием / Р.З. Османов, М.Х. Коджешау // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. «Педагогика и психология». - 2013. - Вып. 4. - С. 130-137
4. Сайфитова, А.Т. Отрицательные стороны занятий физической культурой у детей и подростков / А.Т. Сайфитова, С.А. Высотин // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 1. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18072 (дата обращения: 03.12.2022).
5. Степанова, Е.Н. Некоторые подходы к совершенствованию внеклассной и внешкольной физкультурно-рекреационной деятельности среди школьников / Е.Н. Степанова // Актуальные проблемы формирования высоких профессиональных и нравственных качеств у курсантов в процессе обучения / Сборник научных статен межвузовской региональной научно-практической конференции, 24 декабря 2004 года. Ч II. - СПб: СПб ВИ ВВ МВД РФ. 2004. -С. 92-94
6. Степкина, С.Л. Модель формирования личностной физической культуры подростков в общеобразовательной школе / С.Л. Степкина // Культура физическая и здоровье. - 2012. - №2. - С. 65-68
7. Хазова, С.А. Развитие конкурентоспособности студентов в условиях здоровьесберегающей образовательной среды вуза как исследовательская проблема теории физической культуры / С.А. Хазова, Ф.К. Тугуз, Н.В. Корягина // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 11. - С. 46-48
8. Хазова, С.А. Развитие конкурентоопределяющих личностных качеств специалистов по физической культуре и спорту: коллективная монография / С.А. Хазова. - Майкоп, 2021. - 204 с.
9. Хазова, С.А. Педагогические риски процесса формирования личностной конкурентоспособности студентов и профилактика их возникновения / С.А. Хазова, Г.Ю. Лях // Заметки ученого. - 2021. - № 4-1. - С. 333-337
10. Шарафеева, А.Б. Формирование физкультурно-рекреационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту / А.Б. Шарафеева // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 375. -С. 165-168
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения Саутиева Фатима Белановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)
СПЕЦИФИКА ВЛИЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
ИНТЕЛЛЕКТ ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье рассматривается специфика влияния художественно-эстетической деятельности на эмоциональный интеллект детей. Процесс формирования эмоционального интеллекта и развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста требует определенного подхода к удовлетворению их интересов относительно содержания образования. Одним из самых эффективных видов деятельности для развития эмоционального интеллекта является полихудожественная деятельность. С помощью синтеза искусств ребенок учится глубже мыслить и чувствовать. Автором отмечено, что дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта успешнее адаптируются в обществе, легче добиваются поставленных целей при взаимодействии с окружающими, более спокойные и уравновешенные, имеют способность к быстрому эмоциональному восстановлению, а далее могут перейти к эффективной продуктивной деятельности. Для развития эмоционального интеллекта автор рассмотрел эффективные технологии и методы как: сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, изобразительная деятельность и художественно-эстетическая деятельность. Автор приходит к выводу, что художественно-эстетическая деятельность способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций. С помощью данной деятельности у ребенка развиваются мышление, аналитические и сравнительные способности, воображение.
Ключевые слова: специфика, влияние, художественно-эстетическая деятельность, эмоциональный интеллект, дети, педагог.
Annotation. The paper deals with the specificity of the impact of art and aesthetic activities on the emotional intelligence of children. The process of forming the emotional intelligence and development of creative abilities of children of preschool and primary school age requires a certain approach to the satisfaction of their interests in relation to the content of education. One of the most effective activities for the development of emotional intelligence is polyartistic activity. With the help of arts synthesis the child learns to think and feel more deeply. The author notes that children with a high level of emotional intelligence adapt successfully in society, more easily achieve their goals in interaction with others, are more calm and balanced, have the ability to recover quickly emotionally, and then can switch to effective productive activities. For the development of emotional intelligence the author considered effective technologies and methods as: story-role games, productive activity, graphic activity and artistic and aesthetic activity. The author concludes that art and aesthetic activities contribute to the optimal and intensive development of all mental processes and functions. With the help of this activity a child develops thinking, analytical and comparative abilities, imagination.
Key words: specificity, influence, art and aesthetic activity, emotional intelligence, children, teacher.
Введение. На формирование и развитие личности ребенка, оказывает воздействие множество факторов. Культура и искусство, та среда, в которой растет и развивается ребёнок, также оказывают воздействие. Когда ребёнок приобщается к культурным ценностям, знакомится с наследием человечества, обогащается жизненный опыт ребёнка, проявляются предпосылки для творческой деятельности. Развивается воображение, образное мышление, навыки социальной коммуникации.
Процесс формирования эмоционального интеллекта и развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста требует определенного подхода к удовлетворению их интересов относительно содержания образования.
Изложение основного материала статьи. Эмоциональный интеллект - это та часть человеческой психики, которую можно развивать и совершенствовать, изучая и применяя новые навыки. Эмоциональный интеллект не может развиваться вне деятельности.
Эмоциональный интеллект - это способность понимания и принятия окружающих людей, умение выражать свои эмоций и управлять эмоциями. Взрослые люди, как правило, умеют контролировать свои эмоции, но и они подчас
поддаются под влияние своих внутренних переживаний в моменты сильного эмоционального напряжения. Ребёнку же сложнее совладать со своими эмоциями и переживания из-за отсутствия социального опыта, особенностей формирования нервной системы. Ребенок, испытывая то или иное состояние, иногда не знает, как себя в нем вести.
Многогранность эмоциональной сферы позволяет ребёнку дошкольного возраста более широко изучать и осознать собственное эмоциональное состояние и эмоций окружающих. Эмоциональное развитие детей - это комплексный последовательный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы. Помимо этого, эмоциональное развитие - это целенаправленный психолого-педагогический процесс, связующий процессы социализации и творческой самореализации ребёнка, усвоение культурных ценностей.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается способность понимания эмоционального состояния, к 6 годам ребенок уже знает о таких эмоциональных состояниях, как: грусть, удивление, радость, испуг, спокойствие, обида, сочувствие. В старшем дошкольном возрасте дети могут пользоваться рядовыми обобщениями, у них появляется способность выделять основные признаки в пределах одного обобщения в предметах, объединять их по выделенным признакам, доказывать правильность обобщения. У детей в старшем дошкольном возрасте увеличивается результативность процесса познания, формируются основные умственные умения и операции, такие как сравнение, анализ, обобщение и классификации [4, С. 7]. Также формируются основы абстрактного мышления и основы понимания причинно-следственных связей. Другими словами, у детей старшего дошкольного возраста наблюдается переход познания на более высокий уровень.
По мнению А.И. Савенкова, эмоциональный интеллект развивается среди социальной инициативности ребенка. Одним из результативных средств развития эмоционального интеллекта выступает как инстинктивно возникающая, так и особо организованная совместная активность детей друг с другом [5, С. 14].
В дошкольном возрасте у детей присутствует некоторые предпосылки для вырабатывания эмоционального интеллекта. Дети к старшему дошкольному возрасту понимают эмоции личные и эмоции окружающих, распознают их эмоциональное состояние; готовы координировать свое эмоциональное состояние.
На формирование эмоционального интеллекта влияют несколько факторов:
- когнитивные способности (процессы обработки информации, связанные с эмоциональной сферой);
- представления об эмоциях (понимание, что эмоции - это ценность, благодаря которой можно лучше понять окружающих и себя, лучше считывать эмоциональную информацию, необходимо развивать эмоции);
- особенности эмоциональности (эмоциональная лабильность, чувствительность и т.п.).
Понятие эмоционального интеллекта возникла из концепции понятия «социальный интеллект» (авторами Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк).
Л.С. Выготский, в ходе изучения данного понятия, сделал заключение о том, что эмоции и рассудок имеют отчетливую взаимозависимость между собой. Уровень формирования рассудка обуславливает развитие эмоций. Он считал, что тот, «кто приобрел мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению первопричин самого мышления» и «сделал невыполнимым исследование обратного воздействия мышления на аффективную, волевую сторону психической жизни». Выготский Л.С. наименовал непосредственно умственный момент (процесс) «смысловым переживанием» [7, С. 57].
В настоящее время это понятие является близким к понятию «эмоциональный интеллект».
Ученые, изучающие эмоциональный интеллект, выделяют несколько его областей: знание собственных эмоций (способность к осознанию своего эмоционального настроя, умение вербализировать его); умение управлять своими эмоциями (способность к саморегуляции, умение возвращаться в спокойное состояние после эмоционально сложной ситуации); способность мотивировать себя; умение распознавать эмоциональные состояния других людей; установление и поддержание отношений с другими. Все вышеперечисленные области влияют на процесс социализации человека в обществе.
Помнению М. Манойлова эмоциональный интеллект - это «совокупность коммуникативных и регуляторных качеств личности, которые гарантируют осознание, принятие и регуляцию своих личных состояний и чувств, аналогично чувств других людей. От уровня формирования эмоциональногоинтеллектазависит производительность и успешность межличностного взаимодействия и личностное формирование человека» [3, С. 68].
С.И. Семенака, исследуя эмоциональный интеллект, утверждает, что, способности коммуникативного общения, самоосознанность и самообладание входят в понятие эмоционального интеллекта. Самоосознанность психолог раскрывает, как умение распознавать и понимать собственные эмоции, настроение, внутренние побуждения и др. Самоанализ включает в себя способность к рассуждению, переоценки собственных взглядов и мыслей, рефлексию. Самообладание раскрывает понятия о саморегуляции, стрессоустойчивости, развитие эмоциональноволевой сферы [6, С. 34].
Развитие эмоционального интеллекта у детей происходит в несколько этапов:
1. Начало эмоционального осознания - осознание собственных чувств, в последующем эмоций окружающих людей.
2. После того как ребенок научился распознавать, интерпретировать и воспринимать эмоции, выстраивается следующий этап- понимание мимических проявлений эмоций, в совокупности с голосом и движениями тела. Ребёнок, описывая собственное эмоциональное состояние, пополняет свой словарь терминов чувств и эмоций.
3. На третьем этапе начинает проявляться сочувствие - эмпатия. Ребёнок беспокоиться о других людях, проявляет сожаление к более слабым.
4. Дети выстраивают стратегию поведения в зависимости от эмоционального состояния.
5. Приходит осознание взаимосвязи между и поведением и эмоциями.
Отмечено, что дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта успешнее адаптируются в обществе, легче добиваются поставленных целей при взаимодействии с окружающими, более спокойные и уравновешенные, имеют способность к быстрому эмоциональному восстановлению, а далее могут перейти к эффективной продуктивной деятельности. Эти умения также важны, как и интеллектуальная готовность.
Для того, чтобы ребёнок смог успешно социализироваться, ему необходимо освоить не только социальные и коммуникативные навыки, общение в вербальной и невербальной форме, но и определять различия между социальным и предметным миром (миром вещей и людей). Для этого требуется определенный когнитивный базис. Общение со взрослым и со сверстниками положительно влияет на развитие, как когнитивных, так и эмоциональных процессов.
В старшем дошкольном возрасте формируется предпосылки к самооценке. Вследствие этого развиваются новые чувства: смущения, неловкости, беспокойства. Меняется роль эмоций в деятельности, ребёнок переживает по поводу результатов деятельности, старается предвидеть реакцию других людей на его действия.
На данный момент существует множество исследований по особенностям формирования и развития эмоциональной сфере детей, но в структуру эмоционального интеллекта входят не только эмоции. Единого определения понятию эмоционального интеллекта детей нет.
Резюмируя исследования учёных по данной проблеме, выделим понятие эмоционального интеллекта детей, и в исследовании будет ориентироваться именно на него. Эмоциональный интеллект детей старшего дошкольного возраста -это способность к пониманию своих чувств, умение контролировать и управлять ими в зависимости от сложившихся обстоятельств, способность распознавать чувства и эмоции окружающих, исходя из этого, эффективно взаимодействовать с социумом.
Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития эмоционального интеллекта. Именно в старшем дошкольном возрасте происходит преобладание нравственно значимых мотивов над собственными, общение со сверстниками становится наиболее актуальным. Происходит это не только из-за коммуникативно-речевого развития, но благодаря личностным интересам и мотивам к взаимодействию с другими детьми, ребёнок познает себя сквозь призму окружающих. Дети старшего дошкольного возраста уже обладают способностями к саморегуляции.
Одним из самых эффективных видов деятельности для развития эмоционального интеллекта является полихудожественная деятельность. С помощью синтеза искусств ребенок учится глубже мыслить и чувствовать. Книги, сказки, спектакли, изобразительная деятельность, применяемые в интегрированных формах работы являются источником новых переживаний.
Художественная литература совместно с изобразительной, театрализованной и музыкальной деятельностью в их синтезе заставляет окунуться ребенка в мир сказок, помогая ему создать более объемный и яркий художественный образ, более глубоко познавать новое, обеспечивая яркий и эмоционально насыщенный процесс сопереживания героям.
В результате внутренних переживаний у дошкольника появляются новое эмоциональное отношение: к взрослым, к сверстникам, к предметам и животным. Музыкальные занятия, игры-драматизации, лепка, знакомство с природой, рисование, изготовление аппликаций, учат ребенка чувствовать и видеть красоту окружающего мира. На музыкальных занятиях, занимаясь пластическим интонированием, дети учатся выражать свои эмоции и ощущения. С помощью музыки дети раскрепощаются. Музыка способна раскрыть мысли, чувства, переживания человека, обогатить чувственное познание.
Художественно-эстетическое развитие содержит два направления. Первое - художественное развитие, осуществляемое посредством искусства, разных его видов: изобразительного, музыкального, театрального, литературы и др. Второе -эстетическое развитие, которое реализуется через знакомство детей с красотой в окружающей жизни.
Художественно-эстетическое развитие основывается на искусстве - важнейшем факторе формирования личности, ценностных ориентиров ребёнка, например, таких, как истина, добро и красота, эстетического отношения к миру и развития у детей чувства прекрасного. Все дети первоначально расположены к восприятию разных видов искусств [1, С. 1186].
Художественные и эстетические чувства, приобретаются и развиваются в течение всей жизни, эти чувства не даны человек с рождения, для того, чтобы появились желания и мотивы к приобщению искусства нужны специальные условия. Чтобы научиться контролировать свои эмоции и понимать эмоции других людей, ребенку необходима внутренняя гармония, познание себя. При интегрированной продуктивной деятельности художественное искусство, способствует к более глубокому и осознанному переживанию собственных чувств и эмоций, помогает ребёнку развивать эмоциональный интеллект.
Для развития эмоционального интеллекта используют разные технологии и методы. К наиболее эффективным относятся:
Сюжетно-ролевые игры, ребёнок, принимая на себя роль в условиях игры, учится понимать других людей, их настроение и пожелания. Чтение сказок, произведений детской художественной литературы. В художественных произведениях подробно расписаны переживания героев, последствия их действий, авторы описывают добро и зло, что побуждает разобрать положительные и отрицательные эмоции.
Продуктивная деятельность влияет на интеллект, что является одним из составляющих эмоционального интеллекта, анализ художественных произведений искусств формирует у детей чувства прекрасного.
В процессе художественно-эстетической деятельности ребёнок перенимает опыт, полученный в описании художественных произведений, может объяснить средства выразительности, развивает эстетические образы, ассоциативный ряд. К 6-7 годам ребёнок может передавать услышанное и увиденное в своем творчестве, в этом возрасте проявляются творческие увлечения.
Изобразительная деятельность - наиболее доступное средство самовыражения ребенка, оно раскрывает многогранность проявлений детской психики. В рисунке ребёнок может отразить действительность, показать то, что действительно его волнует и радует. В процессе продуктивной творческой деятельности развиваются прочесы мышления и воображении, саморегуляция и эмоционально-волевая сфера.
Художественно-эстетическая деятельность также развивает и креативность. В современном образовании акцент выдвигается на развитие творческой личности, способной мыслить нестандартно, принимать молниеносные неоднозначные решения, создавать продукты деятельности, отличающиеся новизной. Креативность связывают не только с творческой деятельностью, имеющую отражение в видах искусства (рисование, музыка, актерское мастерство). Она проявляется и в тех условиях, когда необходимо действовать нестандартно. В психолого-педагогических исследованиях понятие креативность отождествляют с понятием творчества и рассматривается как личностная характеристика.
С помощью художественно-эстетической деятельности, у ребенка развиваются мышление, аналитические и сравнительные способности, воображение. Дети не всегда могут объяснить и понять свои истинные глубинные чувства и переживания, а художественно-эстетическая деятельность позволяет ребёнку «выговариваться» без слов. Ребёнок сам, того не осознавая раскрывает в продуктивной деятельности свой внутренний мир. Ребёнок порой не в силах справиться в одиночку со своими переживаниями, специалист, зная специфику проективных методов диагностик, сможет помочь ребёнку в сложившейся ситуации. Художественно-эстетическая деятельность позволяет ребёнку понять себя, обрести внутреннюю гармонию. Ребёнок, познавая себя, познает окружающий мир и наоборот. Эти составляющие входят в основу эмоционального интеллекта.
Художественно-эстетическая деятельность, как и любая деятельность, имеет свою структуру. Структура деятельности -это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в которой выделяются действия и операции как основные составляющие деятельности. Человека имеет способность трудиться, а труд это и есть деятельность, в результате которой человек может создавать предметы материального мира и духовной культуры.
Опираясь на исследования А.Н. Леонтьева, Ю.Б Гиппенрейтер характеризует подробно действия деятельности, выделив несколько моментов:
- первый момент: действия совершаются совместно с сознанием, и направлены на постановку и удержание цели;
- второй момент: действия рассматриваются как акт поведения, но поведение не просто исходя из внешних проявлений (движений), оно осознается человеком внутренне;
- третий момент: действия стимулируют определенные реакции, тем самым подтверждая принцип активности;
- четвертый момент: действия человека связаны не только с биологическими потребностями, но в большей степени с социальными потребностями (получение знаний, потребность в общение и т.п.) [2].
Для того чтобы действия были реализованы нужно проделать ряд операций, направленных на реализацию деятельности в целом.
Операции выступают в качестве способа выполнения действия и отвечают за техническую часть выполнения любого вида действия. Операции зависят от условий, в которых реализовываются действия, они могут быть как внешними (физические), так и внутренними (умственные). Операции основываются на уже полученных ранее навыках и автоматических действиях. Любая деятельность может иметь совокупность действий, в свою очередь действия выполняются при помощи разных операций. Множества действий и операций могут составлять одну деятельность. Операции могут быть не осознанными, могут находиться на грани сознания или осознаваться полностью. Деятельность зависит от потребностей и мотивом. Если для достижения определенной цели в деятельности могут воплощаться множества действий и операций, то мотив в деятельности единый. Только тогда, когда совокупность действий направлена на один определенный мотив, деятельность приобретает статус особенной деятельности или становится особым видом детальности. До определенного возраста мотивами второго класса являются практически все мотивы в жизни человека. В этом случае мотивы внутренне выступают как эмоции и личностные смыслы. Для того чтобы деятельность реализовывалась с неосознанным мотивом важно наличие положительных эмоций.
Выводы. Таким образом, художественно-эстетическая деятельность способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций. С помощью данной деятельности у ребенка развиваются мышление, аналитические и сравнительные способности, воображение. Дети не всегда могут объяснить и понять свои истинные глубинные чувства и переживания, а художественно - эстетическая деятельность позволяет ребёнку «выговариваться» без слов. Ребёнок сам, того не осознавая раскрывает в продуктивной деятельности свой внутренний мир. Ребёнок порой не в силах справиться в одиночку со своими переживаниями, специалист, зная специфику проективных методов диагностик, сможет помочь ребёнку в сложившейся ситуации. Художественно-эстетическая деятельность позволяет ребёнку понять себя, обрести внутреннюю гармонию. Ребёнок, познавая себя, познает окружающий мир и наоборот. Эти составляющие входят в основу эмоционального интеллекта.
Литература:
1. Вишня, А.С. Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема / А.С. Вишня // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1186-1188
2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Электронный ресурс] / Ю.Б. Гиппенрейтер. -Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0155/index.shtml
3. Манойлова, М.А. Эмоциональный интеллект будущего педагога: акмеологическая диагностика и методы развития. / М.А. Манойлова (Учебно-методическое пособие). - Москва: «POLEOGRAFF PRESS», 2008. - 128 с.
4. Прусакова, О.С. Генезис понимания эмоций: автореф. дис. канд. психол. наук / О.М. Прусакова. - М., 2005. - 24 с.
5. Савенков, А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей / А.И. Савенков - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 127 с.
6. Семенака, С.И. Развитие эмпатийных проявлений у детей как условие формирования эмоционального интеллекта / С.И. Семенака // Начальная школа плюс: до и после. - 2013. - № 6. - С. 34-38
7. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
Педагогика
УДК 81'373:811.111
кандидат филологических наук, доцент Седина Ирина Васильевна
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева (г. Саранск);
кандидат философских наук, доцент Шикина Татьяна Сергеевна
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева (г. Саранск);
кандидат филологических наук, доцент Слугина Ольга Валерьевна
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева (г. Саранск)
РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ С КОМПОНЕНТОМ ИМЕНЕМ СОБСТВЕННЫМ
Аннотация. В статье рассматриваются фразеологические единицы с компонентом именем собственным с точки зрения средства формирования иноязычной межкультурной компетенции у учащихся языковых специальностей. Достижение этой цели возможно путем приобщения учащихся к культурному фонду страны изучаемого языка, важным компонентом которого является фразеологический фонд языка, отражающий национальный характер. Материалом исследования послужили фразеологические единицы английского языка, отобранные методом сплошной выборки из фразеологических словарей английского языка. В ходе написания статьи были использованы общенаучные методы анализа и синтеза, метод сплошной выборки, описательно-аналитический метод, метод тематической и структурно-семантической классификации и систематизации языкового материала, сопоставительный метод. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы: национальный характер определяет форму существования народа в истории, которая закрепляется в языке, системе ценностей, социальном и психологическом поведении; данные параметры взаимосвязаны и взаимообусловлены и определяют единство национального характера, логику его развития, типы социального поведения и систему ценностей, которая является мерой соизмерения представителями этноса своих действий, поступков, выбора; наиболее ярко национальный характер выражается во фразеологическом фонде английского языка; знакомство с фразеологическими единицами с именем собственным, которые затрагивают все стороны жизни, социальные отношения и характеристики, явления культуры и окружающего мира, эмоциональную сферу, вырабатывает у учащихся толерантное отношение к другой культуре и формирует их межкультурную компетенцию.
Ключевые слова: национальный характер, национально-специфические особенности, фразеологическая единица, имя собственное, обучение языку, межкультурная компетенция.