Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна

Статья посвящена одному из важных проблем психологии и педагогики, как развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. В статье раскрывается процесс развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность: развитие компонентов эмоционального интеллекта (направленность внимания ребёнка на мир людей и мир эмоций, эмоциональную ориентацию ребёнка на другого и готовность ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности; процесс разработки цикл занятий, направленный на проработку базовых эмоций (страх, печаль, гнев и радость), который будет включать рисование, аппликацию, сторителлинг, чтение авторских сказок, танцы, прослушивание музыкальных произведений и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN THROUGH ARTISTIC AND AESTHETIC ACTIVITY

The article is devoted to one of the important problems of psychology and pedagogy, as the development of the emotional intelligence of older preschool children. The article reveals the process of development of emotional intelligence in older preschool children through artistic and aesthetic activity: the development of components of emotional intelligence (focus of the child's attention on the world of people and the world of emotions, the child's emotional orientation to another and the child's readiness to take into account the emotional state of another in his activities; process development of a cycle of classes aimed at working out basic emotions(fear, sadness, anger and joy), which will include drawing, applique, storytelling, reading fairy tales, dancing, listening to music, etc.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

11. Ширшов В.Д. Педагогические факторы формирования коммуникативности у студентов педагогического института: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В.Д. Ширшов. - Челябинск: ЧГПУ, 1985. - 16 с.

12. Johnson D.W. and Johnson R T Social skills for successful group work // Educational Leadership. N-Y, 2007, PP. 29-33.

13. Teaching Revision: results and Perspectives // The Education Digest. - 2008. - V. 54. - PP. 22-23

Педагогика

УДК 376.42

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. Статья посвящена одному из важных проблем психологии и педагогики, как развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. В статье раскрывается процесс развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность: развитие компонентов эмоционального интеллекта (направленность внимания ребёнка на мир людей и мир эмоций, эмоциональную ориентацию ребёнка на другого и готовность ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности; процесс разработки цикл занятий, направленный на проработку базовых эмоций (страх, печаль, гнев и радость), который будет включать рисование, аппликацию, сторителлинг, чтение авторских сказок, танцы, прослушивание музыкальных произведений и т.д.

Ключевые слова: развитие эмоционального интеллекта, дети старшего дошкольного возраста, художественно-эстетическая деятельность.

Annotation. The article is devoted to one of the important problems of psychology and pedagogy, as the development of the emotional intelligence of older preschool children. The article reveals the process of development of emotional intelligence in older preschool children through artistic and aesthetic activity: the development of components of emotional intelligence (focus of the child's attention on the world of people and the world of emotions, the child's emotional orientation to another and the child's readiness to take into account the emotional state of another in his activities; process development of a cycle of classes aimed at working out basic emotions(fear, sadness, anger and joy), which will include drawing, applique, storytelling, reading fairy tales, dancing, listening to music, etc.

Keywords: development of emotional intelligence, children of senior preschool age, artistic and aesthetic activity.

Введение. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в число целевых ориентиров дошкольного образования включена способность учитывать интересы и чувства других людей, сопереживать неудачам, радоваться успехам окружающих. В разделе 2.6 документа, в рамках социально-коммуникативного направления образования детей, отмечается необходимость «развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания».

На основе анализа научной литературы нам удалось выяснить, что представляет собой эмоциональный интеллект, его особенности в старшем дошкольном возрасте; значимость художественно-эстетической деятельности в старшем дошкольном возрасте; то, как устроен синтез художественно-эстетической деятельности и эмоционального интеллекта - как первое влияет на второе и какие именно аспекты художественно-эстетической деятельности можно использовать при развитии эмоционального интеллекта старшего дошкольного возраста.

Отметим, эмоциональный интеллект - это способность понимать эмоции и управлять ими. В старшем дошкольном возрасте закладывается фундамент для развития эмоционального интеллекта, так как в этот период дети способны к осознанию эмоциональных состояний - как своих, так и других людей; к выражению своих переживаний; осознанию эмоциональных причин того или иного поведения.

Изложение основного материала статьи. В старшем дошкольном возрасте художественно-эстетическая деятельность естественна для детей. Они естественным образом поют, танцуют, рисуют, играют в ролевые игры, пытаясь понять окружающий мир и выразить свои мысли о нем. Можно сказать, что художественно-эстетическая деятельность - это своеобразная, более глубокая форма взаимодействия с миром - внешним и внутренним.

Что касается значения художественно-эстетической деятельности, мы выделили четыре главных плюса:

- художественный опыт способствует развитию чувственного восприятия, которое помогает усилить и усовершенствовать визуальные, слуховые и кинестетические качества;

- искусство предоставляет возможность представлять и символизировать детские переживания, используя систему, отличную от букв или цифр;

- искусство дает детям возможность экспериментировать, творить и созидать, что укрепляет их способность мыслить, выбирать и принимать решения самостоятельно;

- искусство расширяет мир для детей, превосходя логическое мышление и способствуя интуитивному пониманию.

Соответственно, когда мы соединяем цель развить эмоциональный интеллект и средство -художественно-эстетическую деятельность, наша главная задача заключается в том, чтобы не просто дать детям освоить некие знания для создания и потребления искусства, а эмоционально пережить эти знания, получить их импликационным путем. Только так дети смогут получить еще больше чувственного опыта, а значит, продуктивно развивать эмоциональный интеллект.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в дошкольной практике эмоциональному интеллекту не уделяется должного внимания, несмотря на то, что он так же важен, как когнитивный. В современном мире, где человек часто сталкивается с проблемами в отношениях в школе, в семье, на работе, а также с

собственным психологическим состоянием, крайне важно иметь развитый эмоциональный интеллект, который помогает понять людей вокруг и самого себя.

Базой исследования явилось МБДОУ Детский сад №4 «Ромашка», Хангаласский улус, город Покровск, Республики Саха (Якутия).

Цель констатирующего этапа: исследовать уровень развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего этапа:

1. Подобрать методики на выявление уровней эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

2. Провести обследование детей.

3. Провести качественный и количественный анализ результатов констатирующего эксперимента и сделать выводы.

Для проверки выдвинутой гипотезы были выбраны две группы детей старшего возраста, каждая по 10 человек.

Обследования проводились по методике «Понимание эмоций» / «Test of Emotional Comprehension» (Pons & Harris, 2000), двум тестам Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (1995 г.), Л.Ю. Субботиной (1996 г.) и модификации методики Люшера «Цветовой тест» авторства Л.А. Ясюковой.

По результатам констатирующего этапа мы пришли к следующим цифрам по данным методикам:

1. Методика «Понимание эмоций» / «Test of Emotional Comprehension» (Pons & Harris, 2000).

Материалы: протокол (см. приложение 2), ручка и стимульный материал.

Тест оценивает понимание эмоций. Стимульный материал: книга с картинками-историями про эмоциональный опыт детей. Всего книги две - для девочек и для мальчиков. Каждая картинка сопровождается четырьмя вариантами иллюстрированных реакций. Ребенок слушает историю, а позже указывает на эмоцию, которую, по его мнению, испытывает персонаж истории.

Время выполнения теста: 15-20 минут.

Тест содержит задания, оценивающие девять компонентов понимания эмоций:

1. Распознавание эмоций.

2. Понимание внешних причин эмоций.

3. Понимание желаний.

4. Понимание убеждений.

5. Понимание влияния воспоминаний на эмоции

6. Стратегии регуляции эмоций.

7. Понимание притворных и истинных эмоций.

8. Понимание смешанных эмоций.

9. Понимание моральных эмоций.

Проведение: «Сейчас я буду показывать тебе картинки и задавать вопросы. На каждый мой вопрос постарайся найти наиболее подходящий ответ. Я попрошу тебя показывать пальчиком на ответ, который ты выбрал. Если что-то будет тебе непонятно, спрашивай меня, договорились?

Посмотри на эти 4 картинки. Покажи, пожалуйста, человека, который: грустный, радостный, злой, у которого все нормально, испуганный.

Теперь перейдем к историям. Я буду рассказывать тебе истории и задавать вопросы. Отвечай, пожалуйста, только после того, как я покажу тебе все картинки».

Методики подобраны, чтобы подробно изучить качества, позволяющие определить уровень развитости эмоционального интеллекта.

Результаты показали, что показатели эмоционального интеллекта детей старшей группы в пределах нормы у большей части детей, у остальных же показатели незначительно снижены.

В ходе тестирования на распознавание эмоций дети в основном подмечали эмоции «грустный», «веселый», «нормальный». Многие эмоцию гнева называли «плохой», что является деструктивной установкой «если я буду злиться, значит, я плохой». Такое заблуждение может привести к сдерживанию эмоции гнева, что влечет за собой негативные последствия в виде проблем в выстраивании личных границ, и общем эмоциональном состоянии.

По результатам констатирующего этапа было выявлено, что у детей не очень хорошо развита эмпатия именно как способность понимать, но умение сочувствовать у большинства детей на должном уровне. Что же касается эмоционального благополучия, так здесь показатели не радуют - достаточное количество детей страдает от проблем с эмоциями.

В связи с проблемами, выявленными в ходе исследования, кроме задач, которые мы поставили перед занятиями, нужно выделить дополнительные:

- Показать детям, что эмоцию, в том числе такую «отрицательную», как гнев, можно и нужно выражать без вреда для себя и людей вокруг.

- Формировать интерес к эмоциям - как к собственным, так и к эмоциям других людей.

- Расширять словарный запас обозначениями различных эмоций.

С целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с использованием художественно-эстетическую деятельность нами были разработаны авторские занятия.

Занятия направлены на развитие компонентов эмоционального интеллекта:

- учить идентификации и пониманию своих эмоций, управлению своим поведением, эмоциальной компетентности и социальным навыкам, умению экологично справляться с эмоциями;

- развивать положительное отношение к эмоциям, умение отстаивать личные границы;

- воспитывать направленность внимания ребёнка на мир людей и мир эмоций, эмоциональную ориентацию ребёнка на другого и готовность ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности.

Занятия прорабатывают 4 базовых эмоции: страх, печаль, гнев и радость.

Цикл объединен одной общей историей - в каждом занятии фигурирует персонаж по имени Хранитель из страны Эмоций, который то просит помощи, то приглашает с собой в путешествие в страну Счастья, Грусти и так далее.

Занятия проводились в подгруппах по 5 детей.

Выводы. Результаты повторной диагностики свидетельствуют о том, что занятия художественно-эстетической деятельностью действительно положительно влияют на развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

На основе наблюдений и сравнения диагностик в начале и конце эксперимента мы можем сделать следующие выводы: дети экспериментальной группы стали лучше понимать и дифференцировать эмоции, у детей экспериментальной группы выросли показатели эмпатии, что также благотворно сказалось на взаимоотношения детей в группе, у детей экспериментальной группы замечен значительный рост эмоционального благополучия. Благодаря этому можно сказать, что дети научились правильно и недеструктивно переживать эмоции, результаты детей экспериментальной группы по итогам эксперимента показали значительный рост умения сочувствовать, занятия, построенные на принципе диалога и погружения в историю интересны детям и эффективны.

Таким образом, художественно-эстетическая деятельность может быть использована для развития эмоционального интеллекта детей старшего возраста.

Литература:

1. Бутенко, Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / Н.В. Бутенко // Вестн. Южно-Уральского гос. гуманитарно-пед. ун-та. - 2014. - N 4. - С. 23-30.

2. Вилюнас, В. Психология эмоций / В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2006. - 496 с.

3. Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии / А.Н. Воронин. - М.: Изд-во ИП РАН. - 2004. - 270 с.

4. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. - СПб.: Питер, 2001. - 277 с.

5. Макарова, Т.А. Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста (на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. / Т.А. Макарова. - Я., 2009. - 24 с.

6. Meiners, J. In the beginning: Young children and arts education / J. Meiners // International Journal of Early Childhood.- 2005.- N 2.- C.37-44.

7. Parsons, M.J. Can children do aesthetics? A developmental account. /M.J.Parsons // Journal of Aesthetic Education. - 1994. - N 3. - C. 33-45.

8. Szekely, G. Art at home: Learning from a «Suzuki» education. The visual arts and early childhood learning. / G. Szekely // Reston, VA.: The National Art Education Association. - 1995. - N 5. - C. 15-22.

9. White, C.M. A qualitative case study: Adults as contributing factors to artistic and aesthetic development in early childhood: master's project / C.M. White. - NY., 2013. - 77 с.

Педагогика

УДК 372.878

заведующая кафедрой музыкального образования,

кандидат педагогических наук Джамалханова Лалита Асламбековна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (ПРОФИЛЬ) МУЗЫКА

Аннотация. В настоящей статье исследуются основные существующие на сегодняшний день дидактические возможности фольклора, способствующие реализации профессиональной подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки «Музыка». Данная проблема рассматривается в контексте современной ситуации в системе отечественного ВО, в частности, состояния процесса подготовки студентов педагогического образования по направлению «Музыка». На основе анализа ситуации делается ряд предложений по дальнейшему улучшению соответствующего сегмента системы высшего образования в Российской Федерации с использованием средств фольклора.

Ключевые слова: высшее образование, направление подготовки «Музыка», обучение средствами фольклора, студент, преподаватель.

Annotation. The given article examines the currently exists folklore's main didactic possibilities, which contribute to the professional training of undergraduate students in the field of Music implementation. This problem is considered in the context of the current situation in the system of Russian higher education, in particular, the state of the preparing students in the direction of «Music» process. Based on the analysis of the situation, a number of proposals are made to further improve the relevant segment of the higher education system in the Russian Federation using folklore tools.

Keywords: higher education, the training direction «Music», teaching by means of folklore, student, teacher.

Введение. На протяжении трёх последних десятилетий в мире и, в частности, в России фиксируется в процесс перехода к постиндустриальному обществу. Для таких социальных и культурных условий характерна определённая трансформация требований к выпускникам образовательных организаций [9; 13-14]. В том числе существенно возрастает значение развития у обучающихся общекультурных компетенций [5; 10; 16].

Из вышеизложенного естественным образом следует рост социальной значимости специалистов по эстетическому воспитанию, в частности, учителей музыки. Соответственно, растут и требования общества к педагогам соответствующей специальности. Совершенствованию же процесса их профессиональной подготовки может в немалой степени поспособствовать введение в процесс профессиональной подготовки средств фольклора [2-3; 6-7; 10].

Проблемам их внедрения будет посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. Одно из упомянутых выше требований современного общества к учителю музыки состоит в том, что последний, должен обладать следующими качествами:

• обладать развитыми на достаточном уровне знаниями, умениями и навыками из области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.