Научная статья на тему 'Христианские ценности и межрелигиозные отношения в XXI веке'

Христианские ценности и межрелигиозные отношения в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
600
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
христианство / православие / католицизм / протестантизм / пятидесятники / англикане / иудаизм / ислам / нетрадиционные религии / неверующие / экуменизм / этика / Патриарх Московский и всея Руси Кирилл / Бенедикт XVI / Сайт Эджидио / Christianity / Orthodoxy / Catholicism / Protestantism / Church of Pentecost / Anglican Church / Judaism / Islam / Ecumenism / Ethics / Unbelievings / Patriarch of Moscow and all Russia Cyrill / Benedict XVI / Sant Egidio

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поташинская Наталия Николаевна

Статья посвящена религиозным и земным идеалам современного христианства, практической жизни и общественной деятельности его последователей, а также отношениям Христианских Церквей с другими традиционными и нетрадиционными религиями и с неверующими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIAN VALUES AND INTERRELIGIOUS RELATIONS IN XXI CENTURI

The article is dedicate of modern Christianity, religious and terrestrial ideals, practical and social activity of his followers as well what of the Christian Churches rapports with the others traditional and nontraditional religions and with the unbelievings.

Текст научной работы на тему «Христианские ценности и межрелигиозные отношения в XXI веке»

УДК 22/28 ББК 86.37(2)6

ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ И МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XXI ВЕКЕ

Поташинская Наталия Николаевна,

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН (г. Москва)

Аннотация. Статья посвящена религиозным и земным идеалам современного христианства, практической жизни и общественной деятельности его последователей, а также отношениям Христианских Церквей с другими традиционными и нетрадиционными религиями и с неверующими.

Ключевые слова: христианство, православие, католицизм, протестантизм, пятидесятники, англикане, иудаизм, ислам, нетрадиционные религии, неверующие, экуменизм, этика, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Бенедикт XVI, Сант Эджидио.

CHRISTIAN VALUES AND INTERRELIGIOUS RELATIONS IN XXI CENTURI

Potashinskaja N.N.,

candidate of historical sciences,

Institute of sociology of Russian Academy of sciences (Moscow)

Abstract. The article is dedicate of modern Christianity, religious and terrestrial ideals, practical and social activity of his followers as well what of the Christian Churches rapports with the others traditional and nontraditional religions and with the unbelievings.

Key words: Christianity, Orthodoxy, Catholicism, Protestantism, Church of Pentecost, Anglican Church, Judaism, Islam, Ecumenism, Ethics, Unbelievings, Patriarch of Moscow and all Russia Cyrill, Benedict XVI, Sant Egidio.

Современное христианство связывает любовь к Богу с любовью к человеку, исходя из того, что всякий человек создан по Его образу и подобию (Быт 1, 27). Православие, католицизм и протестантизм считают злом и грехом преступления против человечности. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Владимир Михайлович Гун-дяев, 2009) объявляет человеческую личность важнейшим критерием понимания того, что с нами происходит или может произойти, потому что Бог дал человеку частицу Своего разума, свободы и нравственной истины. Из-за присущей человеку греховности становится возможным смешение святости и греха, добра и зла, правды и лжи, когда массовая культура направляет людей на потребление, а животная жизнь подавляет творческое и духовное начала. Тогда «из жизни уходят очень важные ценности, такие как подвиг, жертва, любовь к Отечеству, к

своим ближним, способность жертвовать собой ради другого».

Патриарх подчеркивает, что ныне, когда многие люди находятся в нестабильном или даже бедственном социально-экономическом положении, особенно важны «гармонизация общественной жизни и укрепление гражданского общества», потому что «одичание человеческих отношений сегодня приобрело очень опасные масштабы».

Православный архимандрит Кирилл (Говорун) сетует на распространение псевдорелигиозной инфраструктуры: попытки связать Церковь с манерами шоу-бизнеса и виртуальной реальности в виде распространения православных кафе и ресторанов, ночных клубов и глянцевых журналов.

По словам Патриарха Кирилла, сегодня, когда нормой жизни становится идея вседозволенности и нравствен-

114

ного релятивизма, всевластие денег попирает закон и справедливость, а безопасность семьи и личности находятся под угрозой, люди особенно остро ощущают потребность в утешении и защите, в слове правды [1].

Римский Папа Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер, 2005) подчеркивает, что с момента сотворения мужчины и женщины человеческая воля ориентирована на волю Божью и полностью освобождается и реализуется словом «да», сказанным Богу. Адам и Ева, сказав Богу «нет», полагали, что смогут достичь вершины свободы, а на деле из-за первородного греха так необходимое «да» Богу превращается в свою противоположность. Папа Ратцингер утверждает, что повседневное наличие Божьей воли с нами и для нас должно все больше и больше соответствовать нашей воле и нашей сущности, потому что наша Земля превратится в место любви, доброты, истины и Божественной красоты лишь в том случае, если на ней свершится воля Бога.

Бенедикт XVI утверждает, что единство и стабильность каждой страны неразрывно связаны с признанием там неотчуждаемого достоинства каждой человеческой личности, постановкой ее в центр всех учреждений, законодательств и любой общественной деятельности. Частные, личные интересы ни в коем случае не должны превалировать над общим благом [2].

Христианские исследователи нередко оперируют ужасающими данными Всемирного банка о том, что более 1 млрд людей голодает или недоедает, почти 1 млрд не имеет доступа к питьевой воде, 2,5 млрд не пользуются средствами санитарии и гигиены, 2 млрд не получают необходимых лекарств, 700 млн неграмотны, а число детей, которые вынуждены работать, больше вместе взятых жителей Франции, Великобритании и Германии.

Бенедикт XVI связывает бедность и слабое развитие многих стран с эгоизмом, который зарождается в человеческом сердце, проявляясь в рыночной экономике и социальной деятельности. Папа видит сложность и величие человека в открытости человеческого сердца к бесконечности и его способности не зацикливаться на благосостоянии и материальных удобствах. Бенедикт XVI видит богатство человека в вере, духовности и христианских ценностях, а не в личной или социальной власти, уме, культуре или способах манипулировать реальностью с помощью науки, технологии и общественной деятельности.

Особое значение Папа Ратцингер придает семье «как построил ее Бог», то есть брачному союзу мужчины и женщины, основной ячейке общества, которая может способствовать гармоничному созреванию свободных и ответственных личностей, опирающихся на глубокие вечные ценности [3].

Осознавая проблемы выживания Земли и человечества, Христианские Церкви выступают за право на жизнь от зачатия до естественной смерти, достоинство и благосостояние каждого человека путем всеобщего обеспечения пищей, водой, энергией, жилищем, охраной здоровья, сохранением семьи, доступом к образованию и работе, а также обеспечением мира в мире и защиты окружающей среды.

Социальные учения этих Церквей сочетают идеал вечного Спасения в потусторонней загробной жизни со стремлением к новому мировому общественному порядку, который должен базироваться на христианских морально-этических нормах в качестве справедливого, толерантного, солидарного и процветающего гражданского общества.

Христианские Церкви считают себя и небесными, и земными: одновременно трансцендентным и сакраментальным Храмом Святого Духа (Телом Христовым), и состоящей из обычных людей повседневной реальностью, которая призвана участвовать в Божьей миссии улучшения Земли и направления последней к Новому Созданию. По цитируемым Бенедиктом XVI словам Апостола Павла, «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор 5, 17).

Папа Ратцингер подчеркивает, что Бог приготовил для всех людей новые небеса и новую землю, где царят мир и справедливость - истинную родину христиан. Однако, «принимая участие в жизни воскресшего Христа», они должны идти к этому Небесному Царству уже на нашей Земле, преобразовывая как ее, так и себя самих, чтобы земной город начал соответствовать логике солидарности, доброты и уважения к личности каждого человека и его праву жить мирно.

Патриарх Кирилл объявляет Православную церковь «цельнокупностью всего народа Божьего, возглавляемого богоустановленной иерархией». Он постоянно подчеркивает, что на нашей Земле можно и нужно построить жизнеспособное процветающее и справедливое общество.

Религиозные лидеры обычно утверждают, что Церкви не претендуют на готовые политико-экономические, научные или технические рецепты разрешения земной конкретики, а лишь увещевают и советуют.

Патриарх Кирилл осуждает тех клириков, которые проповедуют полную изоляцию не только от окружающего их мира, но нередко и от церковного сообщества. Он с удовлетворением отмечает развитие диалога Русской Православной Церкви (РПЦ) с политическими партиями, общественными движениями, профсоюзами и бизнес-сообществом стран, входящих в область ее канонической ответственности. Эта Церковь дает нравственную оценку волнующих общество проблем, особенно преступности и наркомании, укреплению и защите традиционной семьи, поддержке материнства и детства, контролю за миграционными процессами.

РПЦ успешно налаживает контакты с Константинопольским Патриархатом, а также с религиозными общинами Европейских стран, Турции, Катара и других исламских стран; развивает теологические отношения с соответствующими зарубежными научными центрами и ведет междисциплинарный диалог со всеми светскими науками, как гуманитарными, так и естественными.

Патриарх Кирилл подчеркивает, что задача Церкви не в приглашении к политическим дискуссиям, а в убеждении людей, чтобы они «перестали смотреть друг на друга через виртуальный прицел, чтобы они вдруг поня-

115

ли, что от совместных усилий зависит совместное будущее».

Бенедикт XVI утверждает, что Католическая церковь открыта для сотрудничества со всеми компонентами общества, включая представителей других христианских и нехристианских религий. Она постоянно заботится о том, чтобы гражданское законодательство защищало жизнь человека: не требуя особых привилегий, эта Церковь всем своим опытом поддерживает христианские брак и семью, здравоохранение, воспитание, а также милосердие и благотворительность.

Отмечая, что в тексте Евангелия не найти цитат на все случаи жизни - о безработице, а тем более об использовании эмбриональных стволовых клеток, абортах, эвтаназии, Папа Ратцингер подчеркивает, что Новый Завет говорит об отношении Христа к человеку и побуждает искать адекватные решения современных социальных и политических проблем человеческого общества в евангельском духе. По христианскому учению, все эти проблемы рождаются в сердце, уме, душе человека, а его менталитет и поведение определяются характером альтернативных эмоций - любовью и добром или агрессивностью, насилием и злом. Поэтому христианство считает своей основополагающей задачей обновление сердец, когда «дух становится телом, воля, чувство и ум объединяются в понятии Бога и любви к Нему».

Бенедикт XVI говорит о сложности и многочисленных формах межрелигиозного диалога и сотрудничества в социальной и культурной областях. Он сравнивает адептов всех религий с пятью пальцами одной руки - все они разные, но каждый жизненно важен и необходим. «Ненависть - крах, безразличие - тупик», крайне необходима открытость диалога, потому что ничто не может быть лучше протянутой руки.

Папа Ратцингер подчеркивает, что во время диалога нельзя игнорировать серьезные моральные проблемы, которые связаны с человеческой жизнью, семьей, сексом, биоэтикой, свободой, справедливостью и миром в мире.

Патриарх Кирилл также считает, что все христиане должны сплотиться, чтобы не допустить вытеснения христианских ценностей из жизни современной Европы и современного мира [4].

Церкви отделены от государства в большинстве стран мира. Тем не менее, в период избирательных кампаний или референдумов, во многих государствах все еще имеет место непосредственное вмешательство религиозных лидеров в государственные прерогативы в виде непосредственной поддержки отдельных кандидатов, партий или позиций противников предложенных государством законов.

Сила религий - в массах верующих, у которых вера обрела плоть и кровь, войдя в сердце и превратившись в часть привычек и образа жизни. Основанный на общечеловеческих ценностях, духовный, идеологический и мировоззренческий вес религий и Церквей оборачивается значительным материальным потенциалом.

Христианство насчитывает наибольшее число последователей - 2,1 млрд человек, среди которых более

1 млрд католиков. Около четверти христиан составляют относящиеся к Протестантским Церквам Пятидесятники (500-600 млн), которых особенно много в Латинской Америке, включая Кубу.

Пятидесятники выступают за возвращение Церкви к идеалам первоначального христианства, отвергают роль Церкви и священничества в качестве посредников между Богом и людьми, крестят взрослых и считают, что человек спасется не делами, а верой.

Среди них нет единства. Церковь Бога, Универсальная Церковь Царства Божьего, Божья Ассамблея и ряд других многие Христианские Церкви считают сектами. Одни Пятидесятники признают Божественность Христа и Его телесное Воскресение, другие, напротив, полагают, что все католики попадут в ад и Понтифик является воплощением Антихриста. В 1995 г. епископ Универсальной Церкви Царства Божьего Серхио фон Хельде, выступая по бразильскому телевидению, ударил статую католической патронессы Бразилии Госпожи Нашей из Апареси-ды.

Некоторые пятидесятники идут на диалог с Католической Церковью, Всемирным Альянсом Реформатских Общин, Всемирной Лютеранской Федерацией и Всемирным Советом Церквей по проблемам веры и религиозной практики, борьбы за семейные ценности, прав человека, против коррупции и военных диктатур.

В среде христиан отсутствует единство общения. Журнал иезуитов «Чивильта Каттолика», который выходит под эгидой Государственного секретариата Ватикана, констатирует, что к концу XX в. христиане пришли разделенными на 30 конфессий, представляющих около 40 тыс. деноминаций. В Греции, России, Украине, Македонии, Болгарии, Черногории действуют структуры, альтернативные каноническим Православным Церквам, которые последние считают раскольническими.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) утверждает, что сегодня из-за радикальных различий в подходе к вероучительным, эклезио-логическим и нравственным проблемам все сложнее говорить об единой общепринятой шкале духовных и нравственных ценностей. Он утверждает, что ныне уместнее говорить не о едином христианстве, а о «различных версиях христианства, экспонируемых разными общинами». По словам Председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Иллариона (Алфеева), христиан можно условно разделить на «традиционалистов», которые придерживаются традиционных христианских нравственных принципов, и «либералов», признающих аборты, однополые браки, эвтаназию, ординацию женщин и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации

[5].

У других религий тоже немало последователей и нет однородности. В мире около 1,6 млрд мусульман, 774800 млн индуистов, 359-400 млн буддистов, 400 млн конфуцианцев и 650 млн исповедующих иные религии [6].

Религиозная картина современного мира постоянно меняется за счет роста потоков легальных и нелегальных

иммигрантов, а также беженцев из зон военных конфликтов или стихийных бедствий. При этом особой проблемой становится прогрессирующая исламизация традиционно христианских стран Европы. Злые языки даже называют этот континент Еврабией за то, что ныне там проживает 38 млн мусульман, причем в Евросоюзе их более 15 млн, включая второе, третье и даже четвертое поколение выходцев из Азии и Африки. Сегодня 20% европейских детей и молодежи составляют мусульмане. Последователи ислама оказались наиболее крупным религиозным меньшинством этого континента. В протестантской Северной Европе мусульман больше, чем католиков, а в католической Южной Европе последователей протестантизма меньше, чем последователей ислама [7].

Проблема исламизации стоит и в Италии, где 88% населения - католики, Святой Престол (Ватикан) занимает часть итальянской столицы, а среди титулов Папы фигурируют Епископ Рима и Примас Италии. Из 800 опрошенных итальянцев 69% никогда не читали Новый Завет. Из 600 практикующих католицизм более четверти не знают, что Евангелий четыре. Они верят в Бога, но путают Иисуса с Моисеем, и 4% считают, что Христос - это фамилия Иисуса.

Министерство иностранных дел Италии в конце 2005 г. образовало Исламский совет - консультативный орган, который представляет умеренный ислам как союзника в борьбе с терроризмом. В Совете 16 мусульман: 2 имама, 7 лидеров итальянских мусульманских организаций и 7 проживающих в Италии представителей арабской интеллигенции.

Многие мусульмане интегрировались в общество принявших их стран и уже восприняли западный образ жизни, что особенно характерно для Швейцарии. Стремящиеся воспринять европейскую культуру, последователи ислама все чаще отдают своих детей в католические детские сады и школы. В некоторых детских садах Бельгии и Германии таких детей до 80 %. Растет их число в Дании, Италии и Франции. В народных кварталах Марселя, Лилля и Северного Парижа дети-мусульмане составляют более трети или даже половину учащихся католических школ.

Христианские Церкви и их организации все активнее участвуют в продвижении процесса интеграции иммигрантов путем сближения последних с местными жителями.

В одном из кварталов Генуи (Италия) по просьбе имама монахи - салезианцы из католического Института св. дона Джованни Боско присматривают за детьми мусульман, пока их родители посещают службу в мечети близлежащего Исламского центра. Эти дети играют вместе с детьми других национальностей и религиозной принадлежности.

Однако далеко не все иммигранты стремятся включиться в общественную жизнь стран, куда они легально или нелегально прибыли на заработки. Берлин уже давно негласно называют вторым по величине (после Стамбула) турецким городом. В Германии около трех млн мусульман турецкой национальности и 1,3 млн курдов, боснийцев,

албанцев, а также выходцев из Азии и Африки. Большинство мусульман-турок живут в этой стране обособленными анклавами - в отдельных кварталах, с собственными кафе, магазинами, детскими садами и школами. Аналогично положение мусульман-пакистанцев в Великобритании, где они составляют 2% населения. Характерно, что террористы-смертники, взорвавшие в 2009 г. в Лондоне рейсовый автобус и поезд метрополитена, оказались пакистанцами, гражданами Великобритании во втором поколении [8].

Растет число многочисленных сект и альтернативных религиозных движений, которые используют элементы терминологии, литургии и символики иудаизма, христианства, ислама, индуизма, буддизма, таоизма, конфуцианства или традиционных религий Азии и Африки.

Эзотерические, оккультные, сатанинские и прочие такого рода секты культивируют фанатизм, разделяют людей на грешных и избранных, отрывая своих адептов от общественных и семейных отношений. В частности, сегодня в Италии от 800 до 1 тыс. таких групп, охватывающих вместе с сочувствующими им до 1 млн населения. Проблемы, которые возникают у тысяч семей в связи с деятельностью этих сект, помогает разрешить руководящая Антисектантской службой римская Община блаженного Иоанна XXШ (Анджело Джузеппе Ронкалли, 1958-1963). В 2007 и 2011 гг. эта Община провела в Риме две конференции, посвященные деятельности сект [9].

Ныне христианские церкви все чаще обращаются и к неверующим, считая основным врагом не атеизм, а равнодушие к религии и Церкви. Отход от Церкви проявляется в умножении числа гражданских браков, сожительства без оформления отношений, поддержки исследований эмбриональных стволовых клеток, а также законов о либерализации абортов, разводов и разрешение однополых браков.

Константинопольский Патриарх Варфоломей I утверждает, что из безразличия рождаются ненависть, конфликт и насилие, и только диалог способен победить это зло.

Бенедикт XVI констатирует, что сегодня во многих местах наблюдается серьезный кризис религиозных веры и чувств, оказавшихся под угрозой «погаснуть, как пламя без подпитки». Папа Ратцингер считает новую евангели-зацию первостепенной задачей современной Католической церкви. В сентябре 2010 г. он создал Папский совет по ее продвижению. Зимой 2011 г. Совет Генерального секретариата католического Синода епископов подготовил Декларацию о новой евангелизации отошедших от церкви в странах древней христианской традиции. Предназначенный для намеченной на 7-28 октября 2012 г. XIII ассамблеи Синода католических епископов, этот документ написан на восьми языках: латинском, французском, английском, итальянском, польском, португальском, испанском и немецком.

Основная идея данной Декларации - подчеркивание миссионерской сущности Католической Церкви, особенно в нынешний период исторических и культурных изменений, которые вызывают не только утопические надежды, но и опасения и скептицизм.

117

По случаю 50-летия открытия II Ватиканского собора Бенедикт XVI объявил Год веры, с 11 октября 2012 и до 24 ноября 2013 гг. Уже начата повседневная новая еван-гелизация в 12 крупных европейских городах, а в 2013 г. число таких городов достигнет 72. Предполагается обратить особое внимание на миссионерскую работу внутри местных торговых центров. Из Европы соответствующая миссионерская деятельность будет распространена в Латинскую Америку, из США - в Австралию, где в августе 2012 г. пройдет местная Католическая епископская конференция.

Папа Ратцингер утверждает, что, стремясь к истинному благу всех людей и обществ, Католическая Церковь старается наводить мосты дружбы с представителями всех религий и даже с агностиками. Он находит у неверующих много общих чаяний с верующими, заявляя, что разум, не склоняющийся к расчету и выгоде, не противоречит вере в Бога, а свойственные неверующим идеалы свободы, равенства и братства зародились внутри христианства.

Бенедикт XVI заявляет, что Католическая Церковь не намеревается вмешиваться в дела неверующих, но хочет помочь разуму «очиститься», открыть объективные моральные принципы и избежать идеологического манипулирования разумом. В то же время, по его мнению, сама религия нуждается в коррекции со стороны разума, чтобы не впасть в интегризм или сектантство.

В 2011 г. Папский совет по культуре создал постоянный орган диалога с неверующими - Дворик благородных (СогШе dei вейШ), получивший название в память о преддверье Иерусалимского храма, где собирались интересующиеся христианским учением непосвященные, которым был запрещен вход в сам храм. Нынешний Дворик, напротив, приветствует посещение храмов неверующими и непохожими, призывая подходить ко всем людям с позиций любви и братства, преодолевать барьеры страха, скептицизма и безразличия, сохраняя при этом свободу и верность своим убеждениям.

Митрополит Волоколамский Иларион считает диалог религиозного и светского мировоззрений в первую очередь размышлениями о смысле жизни - ради чего человек живет, на каких ценностях строит свою жизнь. От этого зависит, будет расти численность населения Земли или оно постепенно вымрет, а также определяется общественная ориентация: либо на грех и вседозволенность, либо на абсолютные нравственные нормы, которые на религиозном языке называются Божественными заповедями [10].

Наша планета - одна для всех живущих на ней людей, и ради выживания и достижения благосостояния всего человечества, упрочения моральных ценностей, социальной справедливости, стабильности, мира и свободы не остается ничего иного, как придти к примирению и сотрудничеству. Становится все очевиднее, что мирного сосуществования между этносами, культурами и религиями можно достичь только совместными усилиями верующих и неверующих, разделяющих общие ценности. Патриарх Москов-

ский и всея Руси Кирилл называет диалог религий эффективным инструментом разрешения общественных проблем и предотвращения конфликтов. Он говорит, что «настоящее гражданское общество не может существовать без стремления самих людей сделать жизнь вокруг себя лучше, внести личный вклад в улучшение окружающей социальной обстановки» [11].

Бенедикт XVI отмечает, что в современном превращающемся во все более многоэтническом и многоконфессиональном глобализированном мире религии способны стать важным фактором единства и мира в мире. Для этого следует хранить все, что способствует гражданскому сосуществованию, и отвергать противоречащее человеческому достоинству [12].

По современной католической социальной доктрине превращение экономического фактора в приоритет общественных отношений делает духовные и культурные ценности второстепенными. Тогда возникает утилитаристское отношение к человеку, которого рассматривают не как субъекта, а в качестве объекта, ограниченного функциями производителя и потребителя. Таким образом, из общественной жизни исключаются все, кто не вписывается в указанные параметры по социальному положению или возрасту. Для преодоления такого рода тенденций христианские доктрины требуют продвижения взаимного понимания, уважения, умения прибегать к компромиссам, а главное - постоянно руководствоваться любовью и милосердием по отношению к ближним и дальним [13].

Первая социальная энциклика Папы Ратцингера «Ка-ритас ин веритате» (2009) утверждает возможность установления истинно человеческих отношений дружбы, солидарности и справедливости внутри экономической деятельности, а не только вне или после нее (№№36, 37). Папа призывает к перераспределению богатств на планетарном уровне (№42), защите человека от саморазрушения (№51), смешения целей и средств и отказу от абсолютизации техники. Предприниматели не должны считать единственным возможным критерием максимальную прибыль, политики - получение власти, ученые - результат своих открытий (№71).

Честный и искренний диалог с другими религиями, отличающийся благоразумием и милосердием, Бенедикт XVI считает одним из высших приоритетов своего понтификата. По его словам, такой диалог тесно связан с заповедью Апостола Павла делать добро не являющимся братьями по вере, так как они тоже созданы по образу и подобию Божьему [14].

Президент Итальянской епископской конференции архиепископ Генуи кардинал Анджело Баньяско видит четыре вида возможного и желательного межрелигиозного диалога. Он утверждает, что в «диалоге жизни» люди разделяют свои и чужие радости и горести, проблемы и заботы. «Диалог действия» означает сотрудничество во имя целостного развития отдельных людей и народов. «Диалог теологического обмена» является попыткой специалистов-теологов углубить понимание духовного наследия. В рамках «диалога религиозного

опыта» обмениваются духовными богатствами те личности, которые обладают собственными религиозными традициями [15].

На пути реализации мирной межрелигиозной жизни в духе уважения и взаимного единения (даже там, где пока еще невозможно полное теологическое и сакраментальное единство) многие христианские лидеры считают настоятельно необходимым взаимное изучение духовных ценностей друг друга с целью найти позитивные аспекты, элементы святости и истины у всех участников диалога. Основой диалога и сотрудничества становится признание теологических общностей трех авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) - почитание Единого Бога, вера в добро, милосердие и справедливость, утверждение прав человека и отрицание насилия. Напротив, диалог значительно затрудняют претензии на единоличное обладание всей полнотой Божьей истины и знание единственного пути к Спасению. В связи с этим некоторые христианские исследователи объявляют общепринятый термин «межрелигиозный диалог» слишком узким и специфически миссионерским, опасаясь, что участники такого диалога могут подразумевать неадекватность всех иных средств Спасения, кроме указанного собственной религией. Делаются попытки заменить понятие «диалог» на безликие «встречу» или «отношения».

Отрицательную роль сыграла Декларация Конгрегации вероучения «Доминус Иезус» (2000), подготовленная при активном участии префекта этой Конгрегации, будущего Папы, а тогда еще кардинала Йозефа Ратцингера. Документ утверждал, что Спасение несет лишь Католическая церковь, принижая таким образом Церкви Православные и Протестантские [16].

Напротив, значительным положительным шагом на пути к примирению стал пересмотр прошлой истории христианства, признание трагических ошибок, плохого использования религии, недоразумений, разногласий, призывы к «освободительному очищению памяти» и покаянию. Такие шаги неоднократно публично предпринимали блаженный Иоанн Павел II (Кароль Войты-ла, 1978-2005), Бенедикт XVI и Всемирный Совет Церквей.

Немало недопонимания и различий связано с незнанием. Поэтому христианские лидеры призывают изучать историю, доктрину, духовную и литургическую жизнь, религиозную психологию, культуру и практику друг друга, особенно силами специализированных комиссий по теологическому диалогу. При этом предлагается избегать синкретизма и взаимно признавать наличие специфических особенностей друг друга. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает злом стремление «размыть границы между религиозными системами» и отказаться от православных представлений об истине. Митрополит Волоколамский Иларион, отмечая отличие религиозного языка от светского, подчеркивает, что мировоззренческие проблемы и задачи, которые связаны с положением человека на нашей Земле, общие для всех, и «далеко не все в религиозном языке является непереводимым на язык светский».

В наше время религия неотделима от политической, экономической и социальной жизни, и президент Папского совета по межрелигиозному диалогу кардинал Жан-Луи Торан справедливо подчеркивает, что в повседневной жизни диалог ведут конкретные мужчины и женщины, способные как на добро, так и на зло. «Это люди, которые любят и предают, создают и разрушают, реализуя и наиболее непредсказуемые технические достижения, и самые варварские акции». Но следует учитывать, что все они - братья, которых нам дал Бог, призвав любить их и служить им [17].

Сложность диалога и сотрудничества связана с различием не только среди континентов и культур, но и внутри отдельных групп населения, - отмечает Бенедикт XVI. Он констатирует разницу менталитета у рабочего и крестьянина, физика и филолога, предпринимателя и журналиста, человека молодого или старого. Чтобы понять мысли, язык и проблемы каждого из этих слоев, Папа Ратцингер призывает искать единое пространство между «разными ментальными вселенными» [18].

Много общего видит Бенедикт XVI у католиков и их «старших братьев» иудеев, которые считают Откровением одни и те же книги Ветхого Завета. Однако за две тысячи лет параллельной истории возникли породившие недоразумения естественные различия в мышлении, интерпретации, языке и терминологии. Папа Ратцингер призывает католиков и иудеев делать все возможное для изучения языка друг друга и отмечает серьезный прогресс на этом пути [19].

Бенедикт XVI пытается вернуть в лоно официальной Католической церкви отвергнувших решения II Ватиканского собора (1962-1965) традиционалистов, объединенных французским архиепископом Марселем Лефевром в Братство св. Пия X (Джузеппе Мелькьоре Сарто, 19031914). Члены этого объединения продолжали проводить литургическую службу по дособорным обрядам и посягнули на прерогативу Папы, самостоятельно посвящая епископов, за что были отлучены от официальной Церкви.

В 2007 г. Папа Ратцингер разрешил желающим служить литургию по св. Пию X - не на национальных языках, а на латыни.

В декабре 2008 г. бурю возмущения последователей иудаизма вызвало снятие отлучения с четырех епископов-лефевристов, так как один из них - канадец Ричард Уиль-ямсон - получил известность выступлениями в печати, на телевидении и в Интернете с защитой антисемитских Протоколов сионских мудрецов и отрицанием Холокоста. Епископ Уильямсон в конце концов прислал письмо с извинениями, но перед Папой, а не перед евреями.

Бенедикт XVI выступил с пояснением, что данное снятие отлучения не означает канонического признания ни этих четырех епископов, ни Братства св. Пия X. Для получения права на полное общение с Католической церковью и полноценное церковное служение лефевристы должны признать II Ватиканский собор и учение всех отвергаемых ими Пап, начиная с блаженного Иоанна XXIII и вплоть до нынешнего Папы [20].

В то же время Бенедикт XVI обещал следовать по пути своих предшественников - Павла VI (Джованни Баттиста Монтини, 1963-1978) и блаженного Иоанна Павла II, которые «сделали важные шаги в отношениях с иудеями» [21].

О связи Католической Церкви с людьми различных религиозных традиций Папа Ратцингер говорит в «Вербум Домини», Апостольском постсинодальном увещевании о Слове Божьем в жизни и миссии Церкви (2011). Документ утверждает, что по вере Патриарха Авраама католицизм питается из одних духовных корней с иудаизмом; с исламом его роднит почитание Единого Бога, молитвы, пожертвования и посты; с буддизмом - уважение к жизни, созерцание и простота; с индуизмом - чувство святого, жертва и пост; с конфуцианством - уважение к жизни, чувство солидарности, семейные и социальные ценности; с традиционными азиатскими и африканскими религиями - элементы, которые могут способствовать взаимопониманию людей и народов [22].

У христиан близкие понятия о Христе как едином посреднике между Богом и людьми, Христовом Воскресении, Спасении души и тела каждого человека, а также похожие Таинства. Бенедикт XVI отмечает единство Католической и Православной Церквей в сакраментальном служении епископов как гарантии апостольских традиций, вере в центральную роль Евхаристии, чтении Священного Писания во время церковного богослужения, а также в богатстве церковных обрядов [23].

Папа Ратцингер считает важным каждый день преодолевать еще существующие между христианами барьеры, в духе любви опираясь на истинное единство людей, которые следуют Господу и уповают на Его помощь, чтобы в итоге придти к той общности веры, Таинств и служения, за которую молился Христос. По инициативе Католической Церкви с прошлого века стала традиционной Неделя молитв за единство христиан (18-25 января), когда в разных странах католики, православные и протестанты молятся за преодоление различий и полное общение всех христиан, размышляя над одними и теми же библейскими текстами [24].

Протестантизм отвергает Священное Предание, а православие, напротив, считает его «практическим духовным опытом жизни с Богом в ходе Таинств».

Главные догматические различия православия и католицизма: доктрина о нисхождении Святого Духа (у православных от Отца, а у католиков и от Сына - Филиокве), телесное вознесение Девы Марии, рассмотрение первородного греха как вины, а его преодоление как заслугу человека (в православии такой грех считается наследственной болезнью, от которой исцеляет Христос), католическое учение о непогрешимости Папы и его главенстве в Церкви.

Во всех Православных Церквах епископы канонически избираются Священным Синодом архиереев, а в Католической Церкви их назначает Папа.

«Православные и католики сегодня должны воспринимать друг друга не как соперники, а как союзники в деле защиты христианства», - заявляет митрополит Волоколамский Иларион.

Государственный секретарь Ватикана кардинал Тар-чизио Бертоне говорит: «Несомненно, Москва и великая Россия очень близки Католической церкви, особенно в этико-социальной области». На этом базируется наше сотрудничество и возможность обращаться к миру с эффективными призывами.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркивает, что наряду с разделяющим православных и католиков, имеется немало проблем, по которым эти Церкви занимают общие позиции: либеральная секуляризация, негативные стороны глобализации, кризис семейных ценностей и социальной и экономической этики, а также о дискриминации христиан. Вместе с тем по-прежнему нет консенсуса в двухсторонних переговорах о непростой ситуации православных верующих Западной Украины и миссионерской деятельности католиков в России, в частности, духовного окормления в католических приютах детей, которые были крещены в православии [25].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для католиков полное единство общения означает единство в вере, Таинствах и апостольском служении; протестантам достаточно единства в интерпретации Евангелия, а также Таинствах крещения и Евхаристии.

Бенедикт XVI считает долгом Католической Церкви серьезный и точный диалог христиан, направленный на углубление их общего теологического, литургического и духовного наследия, взаимного понимания, а также молитвенного обращения сердец и формирования умов новых поколений в экуменическом духе.

Католическая Церковь ведет теологический диалог с Протестантскими Церквами: Англиканской, Лютеранской, Реформатской и Методистской, а также с православными Константинопольским и Московским Патриархата-ми.

Апостольской Конституцией «Англиконорум Цети-бус» (2009) Бенедикт XVI принял в лоно Католической церкви англикан, решивших выйти из своей Церкви в связи с неприятием ими посвящения в епископы женщин и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, а также церковного освящения однополых браков. «Англиконорум Цети-бус» сохраняет за англиканами специфическую обрядовость и автономию, объединяя их в особые католические ординариаты, которые получили право совершать Евхаристию и другие Таинства, а также служить литургию по одобренным Святым Престолом богослужебным книгам англиканской традиции.

Ординарию, руководящую ординариатом, назначает Папа, но из числа кандидатур, которые представит совет ординариата. Ординарий не подчинен Католической епископской конференции, но входит в число ее членов и должен считаться с ее решениями.

Англиканские архиепископы (Кентерберийский Роуэн Уильямс и Вестминстерский Джерард Николс) одобрили решение Бенедикта XVI о принятии этих анг-ликан.

Англиканская Церковь не признает целибат, обязательный для католических священнослужителей, и с приходом англикан в официальной Католической Церкви по-

120

явились женатые священники, хотя документ Папы оговаривает, что дело каждого женатого англиканского священника будет индивидуально рассматриваться Святым Престолом, решающим, сохранит ли такой священник свой сан в католичестве (при обязательности нового рукоположения). Женатые англиканские миряне могут быть рукоположены только в исключительных случаях. Женатым англиканским епископам отказано в католической архиерейской хиротонии: им дозволяется быть рукоположенным только в священников или пресвитеров, но они могут получить право ношения символов епископской власти, включая наперсный крест [26].

Христианские Церкви выступают против дискриминации, невежества и предрассудков, призывая не просто терпеть иные, непохожие религии и культуры, а повседневно по-братски общаться с их последователями, вести доброжелательный, открытый диалог и сотрудничать на всех уровнях. Проводятся пастырские посещения и встречи различных религиозных лидеров, совместные богослужения, одновременные молебны глав разных конфессий, когда каждый молится по собственному обряду, но рядом с инаковерующими, общие акции социального характера, обмены поздравлениями с главными религиозными праздниками, конференции и симпозиумы.

В 1986 г. католическая община Сант Эджидио (Рим) была признана Святым Престолом международной неправительственной организацией верующих, независимой, но с духовным ассистентом из Папского совета по мирянам и дружескими связями с многочисленными членами Римской Курии.

Группы или филиалы Сант Эджидио сегодня имеются в больших городах 73 стран, в частности, в Мадриде и Барселоне, Лиссабоне, Дублине, Мюнхене, Будапеште, Праге, а с 1989 г. в Москве и Киеве. Есть ее филиалы и в Нью-Йорке, а также в ряде стран Латинской Америки, включая Кубу, в Индонезии и ряде африканских государств.

С 1987 г. эта община ежегодно проводит международные встречи и молитвы в духе города св. Франциска Ассизи (Италия). Со всех континентов на эти встречи собираются: христиане, иудеи, мусульмане, буддисты, инду-исты и представители многих других религий, религиозных ассоциаций, неправительственных организаций, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов и средств массовой информации. Каждая встреча посвящается обсуждению одной из волнующих общество проблем (СПИД в Африке, будущее Европейского союза, иммиграция, биоэтика, новый гуманизм, глобализация, неравенство).

В 2006-2007 гг. проходили общие христианские богослужения православных, католиков и иудеев в Равенсбур-ге (Германия), католиков и англикан в Риме. В октябре 2008 г. по инициативе Папы Ратцингера католики, протестанты, православные и мусульмане шесть дней и ночей читали Библию по телевидению.

Генуэзский католический священник дон Просперо в Великий пост 2009 г. провел межрелигиозную молитву

своих прихожан совместно с группой последователей ислама. При этом мусульмане читали Коран на арабском языке, а католики не осеняли себя крестным знамением из уважения к исламу.

В память о трагедии 11 сентября 2001 г. 11-13 сентября 2011 г. община Сант Эджидио провела в Мюнхене XXV международную встречу с миротворческими молитвами под лозунгом: «Мы призваны жить вместе: Диалог религий и культур». В этой встрече участвовали католические кардиналы и епископы из Африки, Азии, Латинской Америки, православные Патриархи, евангелисты, иудеи, мусульмане, буддисты, синтоисты и индуис-ты. Там было принято решение о проведении в различных европейских городах ежегодных паломничеств за мир в мире.

27 октября 2011 г. Бенедикт XVI провел в Ассизи межрелигиозную встречу с размышлениями, диалогом и молитвами о мире в мире и справедливости в честь 25- летия с начала таких встреч, организованных еще блаженным Папой Войтылой.

Кардинал Тарчизио Бертоне подчеркивает, что встречи в Ассизи и в духе Ассизи выявили три духовных элемента, которые в различных формах свойственны всем религиозным традициям - молитву, паломничество и пост.

Руководствуясь принципом блаженного Иоанна XXIII - всегда и везде искать не то, что разделяет, а то, что объединяет, община Сант Эджидио использует в зонах военных конфликтов «молчаливую дипломатию», стараясь выступать в качестве посредника-модератора. Так было в Мозамбике, Алжире, Гватемале, Бурунди, Албании, Косово, Либерии, Кот д'Ивуаре, Судане, Анголе, Ливане и других странах.

В повседневной жизни община Сант Эджидио оказывает практическую помощь питанием (бесплатные столовые) и раздачей одежды нуждающимся детям и престарелым, бездомным, беженцам, заключенным, больным СПИДом и проказой. Во многих странах эта община организует так называемые «миротворческие школы», где учат не только читать и писать, но и основам мирного сосуществования на базе христианской веры [27].

Христианские Церкви высоко ставят религиозную свободу, которую почитают как основополагающее выражение свободы человека. Бенедикт XVI считает обязательным фактором прогресса самое активное участие религий в общественной жизни, конечно, если при этом они не станут забывать о специфике собственного призвания и посягать на политическую власть [28].

В последнее время с особой остротой встает вопрос о религиозной символике.

Ряд сотрудниц государственных учреждений Бельгии и Дании появляются на рабочих местах в парандже.

В Великобритании 77% населения выступает против запретов на ношение в общественных местах специфической одежды мусульманок.

Во Франции бывали случаи изгнания из вузов женщин в традиционных мусульманских платках (хиджабах), и в 2004 г. в этой стране принят закон о запрете религиоз-

121

ной символики в учебных заведениях (иудейская кипа, христианский крест поверх одежды, хиджаб, паранджа). В настоящее время во Франции, Дании и Италии ставится вопрос о законодательном запрещении носить в общественных местах, государственных и учебных заведениях, а также на транспорте одежду, которая закрывает лицо и фигуру (чадру, паранджу, никаб).

Европейский Страсбургский суд по обращению итальянской гражданки финского происхождения рекомендовал убрать распятие из школ Италии, мотивируя тем, что наличие там этого религиозного символа препятствует родителям воспитывать своих детей в соответствии с собственными убеждениями и лишает учащихся свободы верить или не верить. В ответ Итальянское правительство объявило распятие нейтральным, моральным и гуманистическим светским символом, связанным с историей и традициями своей страны.

Святой Престол поддерживает повсеместное распространение различной религиозной символики. Бенедикт XVI поблагодарил всех, выступивших за сохранение распятий в общественных местах, особенно Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, других представителей Московского Патриархата, а также всех тех верующих и неверующих, которые поддержали данный христианский символ.

В ноябре 2009 г. жители Швейцарии на референдуме запретили мусульманам строить в их стране минареты. Католическая конференция епископов Швейцарии осудила данное решение как препятствующее взаимопониманию, диалогу и сосуществованию религий и культур. В совместном заявлении глав французской Католической епископской конференции и Протестантской федерации, а также главного раввина Швейцарии, наряду с осуждением результата этого референдума, отмечается, что Европа должна изменить свое отношение к исламу, признав за мусульманами право иметь достойные места для молитв [29].

Христиане все активнее включаются в социальную и политическую жизнь, все шире используют теологию, обрядность, традиционные церковные структуры в виде приходов и епархий, своих религиозных и светских организаций, а также средств массовой информации, включая страницы в Интернете. Между 1999 и 2004 гг. количество христианских веб-сайтов возросло с 610 до 9,1 млн, а церковных - с 7 млн до 65 млн. Директор «Чивильта Католика» Антонио Спадаро популяризирует Евангелие в Твит-тере [30].

Проводится методическая индивидуальная работа с населением с особым упором на конкретную помощь бедным, иммигрантам, больным, престарелым, жертвам насилия, войн и стихийных бедствий, а также на участие в программах развития слаборазвитых стран. Используются близкие к Церквам многочисленные благотворительные и культурные учреждения, всякого рода кружки при приходах, конфессиональные медицинские учреждения, приюты, дома для престарелых, детские сады и школы.

У Католической и Протестантских Церквей многолет-

ние традиции такой активности. Православная Церковь

тоже широко разворачивает работу в этом направлении, восполняя годы своего полного исключения из социальной и политической жизни СССР и других стран социалистического лагеря. При Русской Православной Церкви успешно действует Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению, который объявляет деятельность такого рода необходимым и «постоянным ежедневным трудом» всех епархий при обязательном участии епископа.

По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, РПЦ пока еще не выполняет систематически миссионерские задачи в социальной области, молодежном служении, общественной и информационной деятельности. Патриарх Кирилл предлагает также уделять особое внимание поддержке традиционной семьи, материнства и ответственного отцовства, создавать школы молодых семей, центры по организации досуга, клубы, кружки для молодежи, подростков и детей.

С 2010 г. в Москве работает школа православного молодежного актива «Вера и дело» и ежегодный молодежный лагерь «Федоров городок», переориентированный на подготовку соответствующих работников из регионов.

По решению состоявшегося в 2011 г. Архиерейского Собора РПЦ, в систему богословского образования будущих священников включена специальная подготовка по работе с различными социальными группами: молодежью, военными, больными, заключенными. Однако, по мнению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, еще недостаточно исполняется решение о введении в каждом православном приходе штатной должности катехизатора-педагога из соответствующих специалистов, подготовленных на повсеместных катехизаторских курсах для взрослых мирян или на Отделении по молодежной и социальной деятельности Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

С декабря 1999 г. по соглашению РПЦ с Федеральной службой исполнения наказаний православные священники окормляют заключенных на временной или даже постоянной основе.

РПЦ активно участвует в работе Межрелигиозного совета при Президенте Российской Федерации, рассматривающего общественно значимые проблемы [31].

Христианство всегда уделяло большое внимание проблеме мира в мире, рассматривая мир как Таинство и наивысшее благо человечества, объединяющее глобальные ценности. По христианскому учению, мир в мире даруется Богом и неразрывно связан с верой в Него. Но одновременно это и завоевание человека, «рациональный и моральный плод» отношений любви, дружбы и братства, диалога, свободы, воли, который направлен на целостное развитие каждого человека и достижение всеобщего благоденствия в повседневной жизни на нашей Земле.

Христианские Церкви выступают за воспитание основанной на уважении, равенстве, сочувствии и милосердии культуры мира в мире, начиная с семьи и школы. При этом мир в мире почитается как победа справедливости

122

над несправедливостью, добра над злом, что явно выше отсутствия военных конфликтов [32].

Насилие, терроризм и войны решительно отвергаются в качестве метода разрешения противоречий, особенно, когда пытаются манипулировать Именем Бога и придавать религиозную окраску крайне отрицательным методам и акциям.

Итальянская католическая епископская конференция запретила мафиози быть крестными при обряде крещения или свидетелями при бракосочетании, а также отказала членам мафии в праве на христианское погребение.

Блаженный Иоанн Павел II утверждал, что война не является неизбежным бедствием, а мир в мире - не утопия или недостижимый идеал. Напротив, «Бог хочет, чтобы мы жили мирно», и потому мир желанен, необходим, возможен и представляет собой долг и высшую ответственность. Папа Ратцингер полностью разделяет и нередко цитирует эти высказывания своего предшественника.

Бенедикт XVI рассматривает мир в мире не как отсутствие войны, а как Божий дар, «результат очищения и культурного, морального и духовного подъема каждого народа, а также процесс полномасштабного уважения человеческого достоинства».

Папа Ратцингер считает, что мир в мире следует строить, начиная с продвижения справедливости, уважения себя самих и других людей, даже далеких от нашего образа жизни и быта. Взаимное доверие и способность к конструктивному диалогу, прощение, любовь и сострадание, готовность к самопожертвованию, - всему этому, по его мнению, следует учиться в духе солидарности, братства, общественной активности, бдительного отношения к национальным и международным проблемам, включая распределение богатств, продвижение развития и разрешения конфликтов. Общим поискам истинного, доброго и прекрасного ни в коей мере не противоречит плюрализм культур и религий [33].

Бичом человечества стал в настоящее время международный терроризм, который олицетворяет преступность мирового масштаба. Это всеобщий враг, без видимых четко очерченных границ и определенных мест базирования: к сожалению, более или менее крупные «гнезда» и тайные убежища террористов находятся в слишком многих странах.

Камикадзе, «умные» или «живые бомбы» вызывают массовое число погибших и искалеченных невинных людей, по большей части случайно оказавшихся на пути террористов, а также уничтожение нажитого трудом имущества и обеспечивающих жизнь материальных средств. Такие взрывы составляют только 3 % терактов, но 48 % всех жертв. Они особо опасны из-за постоянной психологической напряженности - неуверенности и страха, так как от них не застрахован никто и нигде.

Для террористических идеологий характерно искажение основных религиозных положений. В своих теологиях и социальных доктринах мировые религии гуманные и миротворческие, и не существует какого-либо столкновения цивилизаций, пресловутого противостояния исла-

ма христианству. Фанатичные фундаменталисты и террористы встречаются не только в среде мусульман. Достаточно вспомнить сикхов и индуистов в Индии, греко-ка-толиков и расколовшихся православных на Украине. Прикрывающиеся исламом фанатики преследуют христианское меньшинство своих стран, жгут их церкви и распятия, убивают священников и монахов, но и фанатичные христиане в ответ жгут мечети и убивают имамов. В марте 2011 г. пастор североамериканской протестантской Церкви Нового Завета Терри Джонс из города Гейнсвилла (США, штат Флорида) организовал публичное сожжение Корана и выложил в Интернете изображение этого позорного и провокационного «действа».

Терроризм и война ведут человечество к самоуничтожению, - отмечается в Призыве к миру в мире представителей различных религий из 60 стран, собравшихся в сентябре 2004 г. в Милане по инициативе Общины Сант Эджидио. В документе говорится, что новый гуманизм и продолжение диалога различных религиозных традиций позволят побороть страх и начать жить без войны и террора [34].

Вместе с лидерами традиционных религиозных общин всего мира Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявляет, что РПЦ выступает за бесконфликтное сосуществование всех народов Земли.

Блаженный Папа Войтыла квалифицировал терроризм как «возврат к варварству и анархии». По его словам, терроризм «несовместим с разумом и законом, потому что использует насилие для разрушения личности и общества».

Бенедикт XVI отмечает, что фанатизм и фундаментализм противоречат человеческому достоинству и не могут иметь оправданий, тем более, если действуют во имя религии. Религия олицетворяет стремление к истине и является позитивной силой построения гражданского общества, поэтому вероисповедание нельзя навязывать. Отвергая «ужасное и разрушительное насилие», которое ведет к смерти, страданиям, ненависти и социальной нестабильности, Папа Ратцингер призывает все стороны к примирению и диалогу. Он утверждает, что сегодня более, чем когда-либо ранее, необходимо тщательно изучить ценности и методы мирного сосуществования, взаимного уважения, понимания и диалога [35].

Христианские Церкви констатируют, что насилие нельзя победить насилием. С ним можно справиться только с Божьей помощью, любовью, верой и надеждой. Осознавая срочную необходимость поисков путей к упрочению на Земле мирного сосуществования, христиане надеются разделить основы универсальной этики с другими религиями [36].

Таким образом, в наше весьма непростое время, чреватое постоянным усложнением взаимоотношений людей и народов, постоянными войнами и стихийными бедствиями, наиболее насущной необходимостью становится долгосрочное мирное сосуществование. И в этом деле особенно важна роль многовекового опыта христианства. Христианские доктрины, возвышающие достоинство каждого человека и подчеркивающие необходимость

123

обеспечения его благополучия и счастья здесь и сейчас, способны успешно мобилизовать людей на участие в построении более справедливого гражданского общества в духе мира и согласия.

Примечания:

1. Церковь и время. М. 2010. № 2. С. 8-9, 14, 18; там же. 2011. № 1. С. 253, 205.

2. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. Citta di Vaticano. 2012. 7 febbraio. P. 2, 3; ibid. 2011. 14 giugno. P. 6; ibid. 2011. 21 giugno. P. 4.

3. Церковь и время. 2011. № 1. С. 7; La Civilta Cattolica. Roma. 2011. 16 aprile. P. 210; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 28 giugno. P. 2; ibid. 2011. 21 giugno. P. 3, 4, 5; ibid. 2011. 5 luglio. P. 12,

4. Церковь и время. 2011. № 1. С. 7, 25-26, 64-65, 77, 76, 69, 34; там же. 2010. № 2. С. 18, 20; Il Regno. Bologna.2010. 15 novembre. P. 720; ibid. 2010. 1 maggio. P. 305-306; La Civilta Cattolica. 2012. 7 gennaio. P. 24; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 3 maggio. P. 6; ibid. 2011. 19 aprile. P. 2; ibid. 2011. 28 giugno. P. 2; ibid. 2011. 21 giugno. P. 4, 5; ibid. 2011. 22 novembre. P. 8, 6; ibid. 2011. 14 giugno. P. 5.

5. Церковь и время. 2010. № 4. С. 21, 27; La Civilta Cattolica. 2007. 16 luglio. P. 620; ibid. 2012. 7 gennaio. P. 24, 28-32, 3435; El cristianesimo de hoy. Encyclopedia del mundo actual. Barcelona. 1978. P. 170; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 12 aprile. P. 4; Независимая газета. 2009. 16 сентября. Прилож. НГ-Религии. № 16. С. 5.

6. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2005. 13 maggio. P. 3; Il Regno. 2009. 15 dicembre. P. 735.

7. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2009. 18 dicembre. P. 9; La Civilta Cattolica. 2009. 6 giugno. P. 428; Il Regno. 2009. 15 dicembre. P. 235; Das Parlament. Bonn. 2005. 17 Mai. Beilage. Aus Politik und Zeitgeschichte. 20 / 2005. S. 2, 17.

8. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 26 aprile. P. 13; ibid. 2009. 11 dicembre. P. 5; La Documentation Catholique. Paris. 2007. 4 novembre. P. 536; ibid. 2005. 3 juillet. P. 640; Bulletin europeen. Rome. 2006. № 669. P. 9; L'Unita. Roma. 2009. 10 novembre; Независимая газета. М. 2011. 16 февраля. Прилож. НГ-Религии. № 3. С. 5; Там же. 2010. 20 октября. № 18. С. 4.

9. Независимая газета. 2011. 16 февраля. Прилож. НГ-Рели-гии. № 3. С. 3; La Documentation Catholique. 2001. 4 mars. P. 2002; La Civilta Cattolica. 2011. 2 aprile. P. 66, 70.

10. La Civilta Cattolica. 2011. 16 aprile. P. 176; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 29 marzo. P. 1,5; ibid. 2011. 3 maggio. P. 5; ibid. 2011. 1 novembre. P. 2; ibid. 2012. 31 gennaio. P. 1; ibid. 2012. 7 febbraio. P. 9; Церковь и время. 2010. № 2. С. 29-30.

11. Церковь и время. 2011. № 1. С. 76; Независимая газета. М. 2011. 2 марта; La Documentation Catholique. Paris. 2005. 5 juin. P. 550.

12. La Documentation Catholique. 2011. 2 janvier. P. 6, 7; ibid. 2011. 1 mai. P. 421.

13. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2005. 25 marzo. P. 6.

14. Ibid. 2011. 8 marzo. P. 5.

15. Ibid. 2011. 18 gennaio. P. 10.

16. Церковь и время. 2010. № 2. С. 30; Независимая газета. 2010. Прилож. РГ-Религии. № 7. С. 4; Il Regno. 2009. 15 dicembre. P. 732.

17. Церковь и время. 2011. № 1. С. 76; La Documentation Catholique. Paris. 2011. 2 janvier. P. 34; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011.23 agosto. P. 5; ibid. 2011. 5 luglio. P. 9.

18. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 8 febbraio. P. 4-5.

19. La Documentation Catholique. 2009. 7 juin. P. 534.

20. Ibid. 2010. 17 janvier. P. 65-66; ibid. 2007. 5-19 aout. P. 708; ibid. 2009. 20 septembre. P. 800-801; Il Secolo XIX. Genova.

2009. 10 febbraio; Независимая газета. 2009. 18 февраля. Прилож. НГ-Религии. № 5. С. 2; там же. 2010. 7 апреля. Прилож. НГ-Религии. № 7. С. 1.

21. La Documentation Catholique. 2005. 7-21 aout. P. 741.

22. Ibid. 2011. 16 janvier. P. 74, 75, 107, 108.

23. Ibid. 2011. 6 fevrier. P. 122-123; Независимая газета. 2011. 18 мая. Прилож. НГ-Религии. № 8. С. 1.

24. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 25 gennaio. P. 7; ibid. 2011. 1 febbraio. P. 4; ibid. 2012. 24 gennaio. P. 1; La Documentation Catholique. 2009. 4 octobre. P. 882.

25. Независимая газета. 2011. 6 апреля. Прилож. НГ-Религии. № 6. С. 3; Церковь и время. 2011. № 1. С. 72-73.

26. La Documentation Catholique. 2009. 6 decembre. P. 10821092; Церковь и время. 2010. № 4. С. 33-36, 38, 42-43, 45, 48.

27. Игумен Петр (Мещеринов). Церковь и современность. Вопросы и ответы. М.-Киев. 2008. С. 13-14, 45, 46; La Documentation Catholique.2005. 3 avril. P. 344; ibid. 2009. 4 octobre. P. 891; ibid. 2009. 6 décembre. P. 1091-1092; ibid. 2011. 1 mai. P. 421; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital.

2010. 1 febbraio. P. 4; ibid. 2011. 3 maggio. P. 10; De Rosa G. Islam e Occidente. Roma. 2004. P. 31; Терроризм в современном мире. М. 2008. С. 159, 165; Независимая газета.

2011. 18 мая. Прилож. НГ-Религии. № 8. С. 3; www.santegidio.org; La Civilta Cattolica. 2011. 19 novembre. P. 369-370, 375-376, 378-379.

28. La Documentation Catholique.2007. 7 janvier. P. 11-12; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 5 luglio. P. 9.

29. Il Secolo XIX. 2005. 15 dicembre; Независимая газета. 2009. 25 ноября. Прилож. НГ-Религии. № 20. С. 2; там же. 2010. 3 февр. Прилож. НГ-Религии. № 2. С. 3; La Civilta Cattolica. 2009. 5 dicembre. P. 425-427; La Documentation Catholique. 2009. 20 decembre. P. 1140; ibid. 2010. 17 janvier. P. 90; ibid. 2011. 20 fevrier. P. 171; Церковь и время. 2010. № 2. С. 1920.

30. Das Parlament. 2008. 22 Dezember.. Beilage. Aus Politik und Zeitgeschichte. 52 / 2008. S. 3; www. cyber_theology. net; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2012. 7 febbraio. P. 8

31. Церковь и время. 2011. № 1. С. 19, 25, 34-35, 40, 42-43, 5253, 76; Независимая газета.2010. 7 апреля. Прилож. НГ-Религии. № 6. С. 1; там же. 2011. 18 мая. Прилож. НГ-Рели-гии. № 8. С. 1.

32. La Documentation Catholique.2001. 18 mars. P. 187, 292; ibid. 2001. 4 fevrier. P. 118.

33. Ibid. 2001. 18 fevrier. P. 187; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2000. 2 janvier. P. 2-7; ibid. 2011. 2 janvier. P. 9; ibid. 2011. 20 dicembre. P. 6, 8; Независимая газета. 2011. 18 мая. Прилож. НГ-Религии. № 8. С. 3.

34. Независимая газета. 2009. 16 сентября. Прилож. РГ-Рели-гии. № 16. С. 6; http: // www. sanedgidio/ jrg/ it / ecumenismo / uer / 2004 / form- _ appel / htm 10 / 12 / 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Церковь и время. 2011. № 1. С. 77; La Documentation Catholique. 2011. 2 janvier. P. 5; ibid. 2011. 17 avril. P. 372; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 12 aprile. P. 7; ibid. 2012. 3 gennaio. P. 3.

36. La Documentation Catholique.2011. 2 janvier. P. 8; ibid. 2009. 6-20 septembre. P. 843.

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.