Научная статья на тему 'Религия и средства массовой информации'

Религия и средства массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3919
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религия / христианство / католицизм / православие / ислам / массовое сознание / общественное мнение / Россия / СМИ / Интернет / миролюбие / толерантность / социология / religion / Christianity / Catholicism / Orthodoxy / Islam / Mass media / Internet / Russia / Popular conscience / Social opinion / Peace / Tolerance / Sociology

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Поташинская Наталия Николаевна

Статья посвящена отношению Церквей с конфессиональными и светскими средствами массовой информации, особенно с Интернетом, а также использованию СМИ для воздействия на массовое сознание и общественные отношения с целью распространения миролюбия и толерантности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION AND MASS MEDIAS

The article is consecratedfor the rapport of Churches with the confessional and secular mass media include Internet and as well the use of all this for the influence for popular conscience, social opinion and spreading ofpeace and tolerance.

Текст научной работы на тему «Религия и средства массовой информации»

УДК 2:002.704.31 ББК 86.213:76.0

РЕЛИГИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Поташинская Наталия Николаевна,

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН (г. Москва)

Аннотация. Статья посвящена отношению Церквей с конфессиональными и светскими средствами массовой информации, особенно с Интернетом, а также использованию СМИ для воздействия на массовое сознание и общественные отношения с целью распространения миролюбия и толерантности.

Ключевые слова: религия, христианство, католицизм, православие, ислам, массовое сознание, общественное мнение, Россия, СМИ, Интернет, миролюбие, толерантность, социология.

RELIGION AND MASS MEDIAS

Potashinskaja N.N.,

candidate of historical sciences,

Institute of sociology of Russian Academy of sciences

(Moscow)

Abstract. The article is consecratedfor the rapport of Churches with the confessional and secular mass media include Internet and as well the use of all this for the influence for popular conscience, social opinion and spreading ofpeace and tolerance.

Key words: religion, Christianity, Catholicism, Orthodoxy, Islam, Mass media, Internet, Russia, Popular conscience, Social opinion, Peace, Tolerance, Sociology.

Массовое сознание формируется на рабочих местах, в организации досуга, туризме, спорте, музыке и средствах массовой информации (СМИ), включая Интернет.

Начало XXI века ознаменовытается политизацией ряда конфессий и религиозных организаций, все более активным их участием в работе неконфессиональных СМИ и усилением влияния религий на политические отношения, культуру и образование. Для расширения своего влияния религия и Церковь используют самые современные технические достижения: они имеют собственные печатные издания, прессу, радиостанции, телевизионные станции, киностудии и кинотеатры, сайты и блоги в Интернете.

Свои сайты имеют и террористы: около сотни радикальных исламских группировок общаются через Интер-

нет, на десятках языжов рекламируя свою разрушительную идеологию, рекрутируя сторонников и обеспечивая финансовую поддержку.

Во всех странах Церкви, понимая важность подготовки новых поколений, считают первостепенной задачей не только распространение религиозных идей, ритуалов и ценностей, но и воспитание и образование. Церкви обычно имеют собственные дошкольные и школьные (начальные, средние и высшие) учебные заведения, немало управляемых Церквами больниц и поликлиник, приютов, домов для престарелых и инвалидов.

Христианские Церкви считают, что всем людям надо дать доступ к образованию и культуре. В семье, учебных заведениях, на рабочих местах, в спорте и при организа-

ции досуга предлагается воспитывать людей в духе солидарности. Священное единоначалие предписывает уделять особое внимание подготовке «социальных руководителей общественной жизни» на всех уровнях, прилагать больше усилий для «этического формирования политического класса».

Католические и протестантские приходы имеют большой опыт организации социальной жизни населения, которому предлагаются бесплатные курсы профессионального характера (кройки и шитья, секретарей, иностранных языков и так далее), спортивные соревнования, туристические поездки, молодежные лагеря труда и отдыха. Католическая и Протестантская Церкви организуют миссионерские десанты верующих, специализирующихся на строительстве, медицине, образовании, - для конкретной технической помощи и последующей подготовки местных кадров.

Русскую Православную Церковь (РПЦ) 70 лет загоняли внутрь церковных стен, запрещая социальную деятельность, в которую теперь она все активнее включается, несмотря на недостаток финансовых возможностей.

Сравнение видов социальной деятельности современных российских православных и протестантских церквей показало, что большинство первых считают главными задачами проведение платных обрядов и ритуалов и продажу духовной литературы; на втором месте создание детских воскресных школ и работа в местах лишения свободы. Напротив, различные Протестантские Церкви России вслед за задачей евангелизации и распространения духовной литературы сразу ставят помощь бедным, практическую работу с детьми и молодежью (обучение, организация певческих и иных творческих коллективов, работа с заключенными, медицинская помощь и так далее) [1].

РПЦ подчеркивает, что ее отношения с государством строятся как партнерство. При Московской Патриархии имеется Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, а также Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, координирующие социальную деятельность епархий, приходов, монастырей.

Глава Отдела Московской Патриархии по делам молодежи архимандрит Геннадий (Гоголев) предлагал христианизировать Интернет.

Весной 2002 г. в стенах Государственной Думы была организована экспозиция работ православных художников под названием «Благодать красоты». Состоялся Круглый стол, обличивший «сатанизм и некомпетентность» неправославной прессы и призвавший ввести цензуру [2].

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер (1990-2009) просил российское государство выделять денежные средства на православную благотворительную деятельность: общедоступные детские сады, школы, гимназии, больницы и приюты, спортивные и патриотические клубы, а также на богословские вузы, тем более что РПЦ, по его словам, «почти не вернули ее дореволюционную собственность».

Этот Патриарх выступал за введение Закона Божьего в государственные общеобразовательные школы в каче-

стве обязательного школьного предмета, а также за преподавание в государственной высшей школе теологии и основ православной культуры.

С сентября 2012 г. все российские четвероклассники изучают основы религиозных культур и светской этики как обязательный предмет. Родители избрали для них один из шести предлагаемых модулей основ этики: 42,7% - светской, 31,7% - православной, по 0,4% исламской и иудаис-тской или 0,1% буддистской и 21,2% мировых религиозных культур. Основы православной культуры выбрало большинство родителей Центрального и Дальневосточного федеральных округов (100% в Уссурийске, 62% в Приморском крае), а также 60% в Псковском районе. Основы ислама начали изучать 100% школьников Чечни и 99,9% Ингушетии. В Республике Тыва более 70% учеников изучают буддизм [3].

Остается надеяться, что приобщение российских детей к общепринятой этике и морали будет способствовать смягчению нравов и упрочению духа толерантности, хотя хорошие преподаватели таких гуманитарных предметов, как литература и история, всегда приобщали учеников к доброму и вечному.

К сожалению, в государственных структурах России до сих пор нет четкого понимания значения образования и воспитания. Научный работник получает меньше, чем, например, дворник или курьер; после нескольких повышений зарплаты в школьных и дошкольных учреждениях она все еще значительно ниже, чем у чиновников, и едва дотягивает до прожиточного минимума, а ведь учителю или воспитателю, кроме еды и одежды, нужны еще и свежие газеты и журналы, новые книги и пособия, посещение выставок, кинотеатров и театров.

В «Основах социальной концепции РПЦ», принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 г, специальная глава посвящена отношениям Церкви со СМИ. Документ констатирует уважение РПЦ к труду журналистов, которые призваны «ориентировать людей в нынешней сложной реальности». При этом СМИ должны бороться с пороками и воспитывать подрастающее поколение на положительных идеалах. Объявляется недопустимой пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной и социальной розни, а также «греховной эксплуатации человеческих инстинктов», особенно в коммерческих целях (XV. 1). Православным журналистам, виновным в публикации материалов, которые растлевают души, грозят канонические санкции (ХУ2).

РПЦ активно сотрудничает со светскими СМИ; при проявлении ими каких-либо кощунств, сознательного искажения информации о церковной жизни или заведомой клеветы на РПЦ и ее служителей рекомендуется сначала попробовать объясниться, а если не получится, - прекратить отношения с этими изданиями или журналистами, призвать верующих к бойкотированию их публикаций и обратиться к государственным органам (ХУ.3).

Особые возможности влияния на массовое сознание имеет Католическая Церковь, олицетворяющая не только одну из христианских религий, но и субъект международного права - государство Ватикан, хотя обычно Папы

102

совершают визиты за рубеж как религиозные, а не политические деятели.

Блаженный Иоанн Павел II (Кароль Войтыла, 19782005) до сих пор пользуется высоким моральным авторитетом. СМИ называли его «паломником мира в мире», и его более 200 посещений стран всех континентов, включая бытший СССР - Прибалтику, Украину, Грузию, Казахстан, Армению и Азербайджан, - получили самый широкий отклик во всех СМИ Земли. Этот Папа призытал участвовать в пропаганде культуры мира; осуждать гонку вооружений, торговлю оружием, фанатизм, насилие и терроризм; охранять экологическую систему Земли. По такому же пути старается следовать и его преемник на Святом Престоле Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер, 2005).

Блаженный Папа Войтыла считал, что мир в мире невозможен без диалога, а диалог - без хорошей информации, и «стратегия доверия реализуется через страны общения». Этот Папа осуждал манипулирование информацией и выражал озабоченность засильем рекламы, бездумно поддерживающей как добро, так и зло; говорил о необходимости использовать для евангелизации и катехизации верующих и неверующих огромный потенциал СМИ, их значительное влияние на жизнь, культуру, мораль и поведение людей, потому что нередко это наиболее реальный способ контактов с некатоликами. Он призывал координировать деятельность национальных, епархиальных и приходских СМИ; готовить журналистов-католиков, которые способны нести христианские ценности в некатолические и неконфессиональные кино, радио, телевидение и сайты Интернета [4].

Современная католическая социальная доктрина выступает за экуменизм, за сотрудничество с другими, в первую очередь, Христианскими Церквами. Блаженный Иоанн Павел II подчеркивал, что «христианство, если оно истинное и последовательное, не отчуждается от земных обязательств». В его совместной декларации с православным Вселенским Патриархом Варфоломеем I отмечалось, что католики и православные «должны иметь в сердце заботу обо всем человечестве, независимо от расы, цвета кожи, идеологии и религии», и поддерживалась идея диалога со всеми Церквами.

Проповедуя идеи примирения и прощения, Католическая Церковь показывает пример пересмотра собственной канонической церковной истории. Блаженный Иоанн Павел II неоднократно выступал (как на аудиенциях, так и во время зарубежных паломничеств) с просьбой о прощении за далекое и недавнее прошлое. «Чтобы вчерашнее зло не повторилось», он признал немало примеров плохого использования религии и ошибок своей Церкви, повлекших гибель людей и охлаждение или даже разрыв отношений с представителями иных религий (Инквизиция, Крестовые походы, обвинение евреев в распятии Христа, жестокости католических миссионеров при евангелизации американских индейцев, коренного населения Океании и китайцев). Таинство покаяния как средство очищения и обновления было приравнено к таинству мира в мире. С аналогичным покаянием выступает и Бенедикт XVI [5].

По инициативе блаженного Папы Войтылы, продолженной его преемником Папой Ратцингером, в итальянском городе Ассизи (родине знаменитого пацифиста св. Франциска) регулярно проходят одновременные моления глав разных конфессий за мир в мире, когда каждый молится по собственному обряду, одновременно с инако-верующими.

Значение тысячелетнего опыта сотрудничества христиан с мусульманами подчеркивал Патриарх Алексий II на VI Всемирном Русском Народном Соборе (декабрь 2001 г.), в повестке дня которого стояли: анализ глобальных изменений после терактов 11 сентября 2001 г., активизация диалога цивилизаций и укрепление сотрудничества традиционных религий России [6].

Паутина Интернета превратилась в самую большую коммуникационную структуру современного мира, включающую все СМИ, издательскую деятельность, журналистику и международные отношения и ставшей «революцией» даже для предпочитающих остаться вне Социальных Сетей (offline). Интернет (online) охватывает множество стран разных континентов, мгновенно распространяя информацию о событиях и мнениях, поучая, развивая и формируя общественное восприятие, реализуя товары и услуги. В Социальных Сетях устанавливаются или разрушаются репутации индивидуумов, институтов, предприятий, правительств.

За предоставление доступа развивающихся стран к Интернету выступает ООН, считая такой доступ определяющим фактором борьбы с бедностью, развития образования, здравоохранения, банковских услуг и административной системы [7].

СМИ сыграли немаловажную роль в повсеместной стандартизации как быта, так и менталитета, особенно молодежи, характерного для нашего времени «мира Мак До-нальдса». В значительной степени это процесс некоей американизации или вестернизации в одежде (джинсы и футболки), еды (хот-доги, гамбургеры, чизбургеры, пицца), музыки (поп, хард, рэп и т.д.), языка (англизированный жаргон молодежи, который включает и компьютерную терминологию). Следует отметить, что подобные тенденции в культуре резко противоречат традиционной морали мусульман, закрепленной в шариате, и потому в большинстве исламских стран запрещены и распространяются нелегально программы спутникового телевидения, западные фильмы, аудио- и видеокассеты, компьютерные игры.

Радикальные исламисты подчеркивают культурные различия, мотивируя агрессивную направленность своей идеологии защитой ислама от «нападения христианского Запада», «унижения» этой религии колониализмом в прошлом и североамериканским и европейским империализмом сегодня.

Широкие слои общественности приходят в ужас от попрания всех норм общепринятой морали в чудовищности терактов. Немало тех, кто начинает подозревать всех мусульман в причастности к терроризму, объявляя ислам антидемократичным и нетерпимым. Распространяя такого рода идеи, СМИ способствуют разжиганию исламо-фобии, подогревают массовую истерию и рискуют пре-

103

вратить линию раскола в линию фронта, хотя «всемирный заговор исламистов» - такой же бред, как измышления о «всемирном жидо-масонском заговоре». Позиции радикальных исламистов не должны бросать тень на сам ислам, большинство адептов которого также миролюбивы, как и большинство представителей всех других конфессий, и также справедливо считают ответственными за установление и упрочение мира всех людей Земли, а не только политиков и военных [8].

Все религии гуманны и миролюбивы в своей основе: в Торе - иудеев, Библии - христиан (православных, католиков, протестантов), Коране - мусульман, Бхагавадги-те и Ригведе - индуистов, большинство верующих видят проповедь любви к человеку, помощи бедным и обездоленным, толерантности, мира и мирного сосуществования. Официальные религиозные учения проповедуют любовь, сострадание и толерантность и требуют от своих последователей во всем, включая межрелигиозные отношения, исходить из концепции плюрализма и взаимного уважения. Ни одна мировая религия не считает экстремизм или терроризм нормой поведения своих верующих.

В то же время фанатики и экстремисты, имеющиеся (хотя и в меньшинстве) среди адептов всех религий без исключения, ищут в своих тенденциозно истолкованных Священных Писаниях обоснование религиозных войн, ненависти к инаковерующим и инакомыслящим, национализма, сепаратизма и презрения к чужой, а иногда и своей жизни. В основном это не теоретики, а практики-террористы (в том числе и шахиды-камикадзе). Их преступные идеи и действия обычно больше всего влияют на часть молодежи, особенно из беднейших слоев, не имеющих доступа к образованию, в том числе и каноническому религиозному, хотя в последнее время в среду экстремистов попадает и достаточно образованная и обеспеченная молодежь.

Сегодня вооруженные столкновения с вовлечением религиозного фактора происходят в самых разных местах: индуисты борются с буддистами в Шри-Ланке; мусульмане с индуистами - в Индии; протестанты с католиками

- в Северной Ирландии; иудеи с мусульманами - на Ближнем и Среднем Востоке, мусульмане с христианами - в Боснии, Косово, Чечне, Индонезии, Нигерии; мусульмане с мусульманами (сунниты с шиитами) - в Пакистане. И уже многие годы в этих вооруженных конфликтах гибнут тысячи людей. Взрывов, погромов, вандализма не избежали ни мечети, ни синагоги, ни христианские церкви.

Ряд СМИ, проповедуя культ денег, насилие, эротику на грани порнографии или порнографию, навязывают обществу фальшивые стандарты благосостояния, превращаясь в орудие психологического терроризма и разрушения традиционной общественной морали. В погоне за сенсациями некоторые издания обрушивают на читателей, слушателей, зрителей волны грязи и крови, описывая и показывая сцены насилия, казней, убийств, а также предоставляя трибуну для высказываний разного рода нелюдей - серийных убийц, маньяков и насильников.

Особую опасность представляет навязываемое преступными экстремистскими группировками противопо-

- Ю4 -|РР-

ставление религий. Исламистская организация «Аль-Каи-да» и после убийства своего харизматического лидера -шейха Усамы бен Ладена - продолжает священную войну (джихад) против американцев, иудеев и христиан. «Аль-Каида» взяла на себя ответственность за многие теракты, включая совершенные в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. СМИ назвали эту трагедию «манхэттен-ской катастрофой» или «бойней в Манхэттене», а особо радикальные исламские течения, близкие к «Аль-Каиде», в своих публикациях до сих пор цинично приветствуют «битву при Манхэттене». На сайте ваххабитов «неверными» (гяурами) объявляются все неваххабиты, включая мусульман других направлений ислама. Радикальные исламисты считают США «государством неверных», а Израиль «сионистским образованием», захватившим священный Аль-Кудс (Иерусалим). Обычные граждане, которые просто платят налоги и голосуют на выборах, поддерживают государство, а значит, по их мнению, все заслуживают смерти, не исключая стариков, женщин и детей. Шахи-ды обычно не ищут конкретных жертв; им лишь бы убить побольше людей и уничтожить жизненно важные центры, дестабилизируя экономическую и политическую системы. Государства вынуждены применять антитеррористические меры, что, в свою очередь, способствует росту и усилению терроризма. Образуется порочный круг - насилие порождает новое насилие, и добро вынуждено для защиты прибегать к кулакам.

В результате участившихся нападений на авторитетных духовных лидеров традиционного ислама, взрывов в шиитских мечетях и расстрелов мусульман во время богослужений и праздничных шествий погибли или серьезно пострадали сотни противников радикальных исламистов: преподавателей медресе, чиновников, бизнесменов и самых обычных граждан, включая малолетних детей. Были убиты или ранены и христианские священнослужители. За все эти зверства взяли на себя ответственность и выразили ликование на своих сайтах радикальные исламисты Ирана и Пакистана, Дагестана и Чечни [9].

Ради сенсаций недобросовестные или не задумывающиеся о последствиях журналисты способны на эстетизацию насилия и милитаризацию общественного сознания. Они проповедуют исламофобию, используя стереотипы, штампы, клише для запугивания новым «образом врага» - с бородой и украшенной арабскими письменами зеленой повязкой на голове. Вероятно, все еще жива «готтентотская мораль» - добро, если я украл чужие жену и скот, зло - если украли у меня. И в языке СМИ все больше распространяются эвфемизмы двойного стандарта, типа: у нас - «благородный разведчик», у них - «презренный шпион», «мятежники», «боевики», «бандформирования» и «борцы за независимость», «принуждение к миру» и «военное вмешательство» или «война».

РПЦ считает, что телевидение способствует разложению моральных устоев путем разжигания в человеке «самых низких и греховных начал».

Патриарх Алексий II говорил, что возрождение нравственности должно стать заботой каждого человека и общенациональным делом. Чтобы российское общество

смогло измениться, следует отвергнуть «безнравственное поведение и разрушительную псевдокультуру»: отказаться от просмотра фильмов, которые пропагандируют разврат, преступность и вражду; бойкотировать товары фирм с бесстыдной рекламой; требовать, чтобы государство отказывало в льготах изданиям, магазинам, театрам, телеканалам сомнительной нравственности; не проходить мимо «распоясавшегося пьяницы, наркомана, хулигана, развратно одетой женщины» [10].

Блаженный Иоанн Павел II постоянно предостерегал от фанатизма, ведущего к ненависти и насилию, и осуждал как самый серьезный грех конфликты и насилие на религиозной почве, «оскорбляющие Божье имя и искажающие облик человека». Он заявлял, что «нет ничего хуже религиозного фанатизма», являющегося «извращением религии», и допускал оправдание религиозными мотивами только одного вида борьбы - моральной - против собственных страстей, эгоизма и враждебности. По его словам, религия и мир в мире идут вместе, и война во имя религии - «явное недоразумение» [11].

Характерно, что в буре возмущения, поднятой мировой общественностью по поводу терактов в США в 2001 г., были и голоса последователей ислама, большинство которых отреклись от искажения террористами своей религии. Совместное заявление католических епископов и лидеров мусульман США после теракта 11 сентября недвусмысленно подтверждало: «Ничто в наших Священных Писаниях, в нашем понимании Откровения Божьего, ни христианское, ни исламское, не оправдывает террористические акты, уничтожающие тысячи жизней». Руководство Комиссии католического епископата Европейского Сообщества также подтвердило, что «ни в христианстве, ни в исламе, ни в иудаизме нет ничего, способного оправдать насилие и уничтожение».

Тогда СМИ стали говорить о начале религиозных войн, вспоминая получившее довольно широкое распространение на Западе и в мусульманском мире заявление о том, что после поражения коммунизма главным противоречием эпохи якобы стали разногласия между исламом и христианством, а также соответствующее пророчество американского политолога Сэмуэля П. Хантингтона о столкновении цивилизаций. Патриарх Алексий II предостерегал относительно серьезной опасности толков про якобы неизбежное глобальное столкновение мусульман и христиан.

Очевидно, что насущная задача современных СМИ -объективный анализ информации, не разжигающий взаимное недоверие и враждебность, тогда как скороспелые выводы о «войне цивилизаций» только усугубляют конфликты. Совершенно недопустимы призыты1 отдельных телеведущих к «крестовому походу» и противопоставление ислама и христианства, в частности, объявление Израиля «полигоном столкновения цивилизаций».

Обстановка и так достаточно сложная, и снова распространяется фашистская идеология. В Москве и других городах России участились случаи нападения на людей с иным цветом кожи или нерусской внешностью. В числе избитых и даже убитых оказались и члены иностранного дипломатического корпуса. Имеют место побоища, раз-

гром палаток или магазинчиков «кавказцев». В то же время наблюдается осквернение памятников и кладбищ. На Украине, в Архангельской и Челябинской областях, в Республике Алтай в августе-сентябре 2012 г. вандалы срубали поклонные кресты. В Москве и Петербурге православные христиане выступили за формирование собственных дружин, защищающих христианские святыни. В Москве у Движения «Святая Русь» дружина из 7 групп на автомобилях и 5 пеших. Вслед за ними об аналогичный собственных дружинниках заговорили и мусульмане. Очевидно, что в многоконфессиональной стране такого рода «помощь» правозащитным органам чревата усилением межрелигиозных разногласий и риском конфликтов.

В России появились около 10 тыс. скинхедов (1,5 -4 тыс. в Москве). В основном это агрессивная молодежь 14-18 лет. Долгое время наши правоохранительные органы упорно считали их обычными хулиганами. Однако у скинов имеется четкая идеологическая подкладка шовинистского проправославного толка в виде программы (изгнание или физическое уничтожение всех нерусских и неправославных), устава (прием в члены после избиения или убийства «инородцев»), формы (наголо обритые головы и одежда военного образца с кельтским крестом или стилизованной свастикой), идеалов (почитание Гитлера) и т.д. Очевидно, все это разработано кем-то из людей очень недобрых, но достаточно взрослых.

Российские СМИ особенно нагнетали напряженность по поводу дня рождения Гитлера, причем задолго до самой даты, так что в память миллионов россиян, до того, естественно, ничем подобным не интересовавшихся, вошло 20 мая, а когда оно наступило, наше телевидение отметило его фильмом о Гитлере [12].

Мировая общественность до сих пор помнит так называемый «карикатурный скандал» 2005 г. - опубликование датской газетой обидных карикатур на Пророка Мухаммеда с последующим широким освещением их и даже перепечаткой в изданиях многих стран. Были оскорблены религиозные чувства мусульман, которые ответили не только карикатурами на Христа, но и волной насилия в виде повсеместный бесчисленнык убийств, погромов, разрушений христианских храмов. Аналогичными оказались ответы на глумление над телами убитых талибов и варварские акты публичного сожжения Корана в 2009 и 2011 гг.

К сожалению, горестный опыт не был учтен, и в сентябре 2012 г. в Интернет быши выложены около 320 видеороликов из сделанного в США 14-минутного любительского фильма «Невинность мусульман», оскорбляющего ислам и Пророка Мухаммеда. В общей сложности было более 10 млн просмотров этих роликов.

Доказано, что скрытающийся за псевдонимом создатель этого фильма, проживающий в США, коптский христианин, хотя он и пытался представить себя и своих спонсоров евреями из Израиля. Продюсером оказался протестантский пастор тоже из США - Терри Джонс, скандально известный публичным сожжением Корана в своем приходе в 2011 г.

Возмущение охватило массы мусульман, большинство которых скандального фильма не видели, и стало по-

105

водом для их нападений на дипломатические миссии США, Германии, Великобритании и многих других западных стран на Ближнем Востоке и в Северной Африке - в Ливии, Тунисе, Египте, Йемене, Судане, в Европе - в Бельгии, Франции, Великобритании, Дании, даже в Австралии. Массовые волнения и погромы привели к гибели десятков людей, начиная с американских дипломатов в Бенгази (Ливия), и сотням раненых.

УоиТиЪе ограничил доступ к этому материалу в Индии, Индонезии, Египте и Ливии; ряд стран заблокировал УоиТиЪе за отказ снять скандальный видеоролик, однако этот фильм остался в РаееЪоок.

Масла в огонь подлил французский сатирический еженедельник, который в сентябре 2012 г. 75-тысячным тиражом опубликовал новые карикатуры, оскорбляющие Пророка Мухаммеда, и тут же издал дополнительный тираж. Правительство Франции, справедливо ожидая новых волнений, закрыло свои дипломатические представительства в 20 странах, но не осудило позицию журнала, ссылаясь на свободу печати.

Недобросовестные и недальновидные журналисты объясняют свою, достойную порицания деятельность, правом на эту свободу. Нет сомнения, что такая свобода -дело очень хорошее, но при этом нельзя забывать об ее обязательных границах. Очевидно, что посягательство на религиозные чувства, разжигание ненависти и розни, - сочетаются не с общепринятым понятием свободы, а с бесчеловечной мнимой «свободой» всячески обижать, убивать, насиловать и грабить, что является вопиющим нарушением общечеловеческих морали и этики.

СМИ не брезгуют непроверенной или противоречивой информацией. В частности, негосударственный спутниковый телеканал «Аль-Джазира», созданный на средства эмира Катара Хамада бен Халифы Аль-Тани, в серьезном и уважаемом журнале «Итоги» подавался как «информационный рупор талибов» и «информационное оружие бен Ладена», а в посвященном религии приложении к уважаемой «Независимой газете» как орган, который стремится к беспристрастному изложению различных мнений и позиций, а также к максимально объективному освещению событий. Читателю остается недоумевать, кому верить.

Другой пример - массовая и популярная «Комсомольская правда» фактически нагнетала напряженность, бездумно объявляя «прифронтовыми зонами» Дагестан, Ингушетию, Ставропольский и Краснодарский края, Кубань и Ростовскую область. Или данное в этом издании подробное описание того, как корреспондентка этого издания «снимала порчу» с российской олимпийской команды после консультации у «настоящего профессионального шамана».

В последнее время российские СМИ чрезмерно увлекаются информацией, которая бросает тень на РПЦ вроде бесконечных упоминаний о часах или квартире Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла (Владимир Михайлович Гундяев, 2009), вместо того, чтобы более подробно рассказывать о его благотворительной деятельности внутри страны и укреплении международных связей и меж- 106 -рР-

конфессиональных отношений. Широко освещаются три дорожно-транспортных происшествия (ДТП) в июле и августе 2012 г., когда виновниками стали священники - игумен Тимофей (Алексей Подобедов), иеромонах Илия (Павел Семин) и протодьякон Сергей (Фрунза). Все они были тут же запрещены в служении. Конечно, оба священнослужителя поступили безобразно и справедливо осуждены светским судом, но ДТП в России, к сожалению, совершаются ежедневно, и их виновники - представители самых разных слоев населения. Поэтому неправильно, что популярный и массовый «Московский комсомолец» называет одну из многочисленных статей по этому поводу: «Растет число священников, участвующих в ДТП» или: «Батюшка врет, пьет, угоняет и не краснеет».

СМИ, а затем и российский суд сделали «мученицами», «узниками совести» и «борцами с режимом» трех банальных хулиганок из феминистской панк-группы «Пус-си Райт». Бездарный панк-молебен на алтаре храма Христа-Спасителя, в котором, кстати, участвовали пять женщин из этой группы, но под суд попали только три. Акция, как признано даже большинством их сторонников, и кощунственная, и крайне глупая. И программа журналиста Аркадия Мамонтова на канале «Россия-1» под названием «Провокация-2», как во времена холодной войны нагнетает обстановку бездоказательными измышлениями о мнимых «иностранных» заказчиках и организаторах панк-молебна - олигарха Бориса Березовского и Государственного департамента США.

Православное движение «Георгиевцы» в 2012 г. публично выступало в поддержку власти и за самое строгое наказание трех женщин из «Пусси Райт». Один из лидеров этого движения - заместитель главы Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата Вадим Квятковский, он же координатор Совета молодежных правительственных организаций Москвы.

К сожалению, РПЦ не дала четкой официальной оценки поведения этих православных христианок в православном храме и допустила непомерно жестокое наказание в виде двух лет лишения свободы по приговору, напомнившему средневековую Инквизицию. Справедливое возмущение мировой общественности обеспечило этих хулиганок незаслуженной славой и отрицательно повлияло на имидж и престиж России [13].

И этому престижу, и воспитанию массового сознания и общественного мнения в пробуждении «добрых чувств», о которых говорил еще А.С. Пушкин, не способствует российское телевидение. Оно передает множество развлекательных программ, сводящихся к азартным играм на деньги, или дорогостоящие призы, однообразные фильмы о слащавых любовных переживаниях «плачущих богатых», третьесортные кровавые и мистические триллеры, а также подражающие им отечественные детективные сериалы, где положительные герои, отличающиеся безжалостностью, постоянно пьют, дерутся и убивают.

На всех российских телевизионных каналах, кроме «Культуры», однообразно тупые рекламные ролики ратуют за приобретение дорогостоящих товаров сомнительного качества, доступных только наиболее состоятель-

ным людям. Усиливается противопоставление кучке очень богатых и небольшого слоя состоятельных граждан всей массе бедных и крайне бедных, которые могут заходить в продовольственные и промтоварные магазины только как в музеи, не имея возможности там что-либо приобрести. Вынужденные совсем отказаться от сферы обслуживания (прачечных, химчисток, ремонта одежды и обуви, столовых и так далее), бедные лишены и духовной пищи - не могут позволить себе выписывать или покупать прессу и книги, посещать театры, кино, музеи и выставки.

В современной России книги обычно издаются по принципу рентабельности. Издатели навязывают потенциальным читателям низкопробные детективы и любовные романы, уводя от суровой действительности в иллюзорный мир удачливых суперменов и осчастливленных Золушек. Молодежь воспитывается на культе антигероя - беспринципного и бездумного обладателя крепких мускулов, постоянно готового грабить, насиловать, убивать. Бесконечные рекламные паузы не дают спокойно посмотреть телевизор или послушать передачу по радио.

«Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Литературная газета» и «Аргументы и факты» много делают для просвещения российского населения, издавая по относительно низкой цене библиотеки русской и зарубежной классики, некогда популярной детской литературы, книги по российской и зарубежной истории, о художниках и музеях мира, диски знаменитых композиторов, популярных певцов, а также лучшие кинофильмы прошлых лет.

Это особенно важно потому, что за время, прошедшее после развала СССР, в массовом сознании потускнели или совсем стерлись былые идеалы, хотя в них заключалось немало добрых общечеловеческих понятий. Люди нередко замыкаются в себе, превращаются в эгоцентристов, перестают интересоваться окружающим, погрязнув в мелких сиюминутных интересах. Беда нынешней России в распространении неуверенности в завтрашнем дне, в том, что слишком многие, особенно молодежь, перестали верить в лучшее будущее и либо уходят от жизни в пьянство, наркоманию, самоубийство, либо, не брезгуя никакими средствами, пытаются урвать лично для себя все, до чего сумеют добраться. И такого рода тенденции свойственны и другим странам. В поисках общечеловеческого идеала современный человек все чаще обращается к религии.

В качестве определенного комплекса верований религия оказывает эмоциональное и моральное влияние на поведение. В самом религиозном многообразии заключена потенциальная возможность не проявляющихся внешне конфликтов, широта и форма которых зависит от взаимоотношений Церквей. Глобализация усиливает эту тенденцию, все чаще сталкивая различные цивилизации и религии, что, с одной стороны, благоприятствует взаимопониманию, а с другой, - качественно меняет мировоззрение, ценности и формы социального сосуществования. СМИ справедливо говорят о плюрализме рынка идей и

мировоззрений, который тоже может усиливать риск конфликтов.

Плохо, что зачастую религия превращается в моду и становится поверхностной, когда, не вникая в существо, люди демонстрируют внешние религиозные атрибуты, выставляя поверх одежды крестики и медальоны с изображением святых (независимо от принадлежности этих символов к той или иной ветви христианства), вроде обычной бижутерии. Политиков показывают крупным планом «на публике» (в христианских храмах справа от алтаря), превращая в зрелища посещение ими церквей, мечетей, синагог (иногда всех их подряд). Священники РПЦ освящают все, что попросят, включая рестораны, бары или, например, орудия Министерства обороны - ракетный полк стратегического назначения или танки, прося благословения Божьего на отражение врага. Следует отметить, что у российских католиков, мусульман, иудеев и буддистов освящать военную технику не принято [14].

Повторяющиеся в последние годы теракты - в Москве, Буйнакске, Беслане, Волгодонске, Минеральных Водах, Владикавказе, Каспийске, - когда в мирное время гражданское население, включая детей, женщин и стариков, погибает просто потому, что эти люди оказались не в то время и не на том месте, помимо естественного сочувствия, вызывают у нормального человека ощущения страха, отвращения и беззащитности. Многие ищут спасения у потусторонних сил.

В последние десятилетия российские СМИ особенно способствовали значительному развитию и упрочению целой индустрии белой и черной магии, колдовства, спиритизма, астрологии и уфологии. Их реклама, регулярно появляющаяся в большинстве газет, журналов, на радио и по телевидению, воздействует на восприимчивое население. По данным Центра социологических исследований МГУ, в 90-е гг. 51% опрошенный женщин и 62,7% мужчин 18-24 лет увлекались эзотерикой; 47 % адептов РПЦ верили в колдовство, порчу и сглаз.

Появились сатанинские секты, обособленные группы и одиночки, которые, следуя черной магии, совершают особо жестокие ритуальные убийства животных, птиц и даже людей, включая собственных друзей и близких. Неадекватное поведение сатанистов отчасти объясняется психическими расстройствами.

В октябре 2001 г. на всероссийском фестивале «Мужчина и женщина» сексологи и психологи рассматривали терроризм как проявление сексуальной энергии. Чтобы мир стал добрее, предлагалось направлять секс в нужное русло, вводя в обучающие программы детских садов тантра-йогу [15].

Нельзя не отметить, что трагическую роль в удручающем психологическом состоянии общества немалую роль играют низкая зарплата медицинских работников и недостаток лекарств в психиатрических диспансерах и больницах. Государству надо бы понять, что экономия на здоровье населения, в конечном счете, обходится несоизмеримо большими расходами - от нагнетания напряженности в обществе до содержания судов, тюрем и непосредственной гибели людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

107

Культ жестокости воспитывает насилие и терроризм. Многие зарубежные и отечественные СМИ напоминают, что трагедия 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне задолго до того, как она произошла на самом деле, была многократно проиграна в фильмах и книгах.

Слишком подробные рассказы об акциях террористов дают этим нелюдям рекламу, прибавляют популярности у сторонников и могут увлечь сбивающихся в стаю агрессивных юнцов, например, скинхедов, а также усилить конфессиональные размежевание и обособленность. Евразийская партия России, негласно считающаяся мусульманским движением, в начале 2001 г. провела в Москве митинг, потребовавший ужесточение ответственности СМИ за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни. Чтобы развенчать миф о «враждебности и кровожадности» мусульман, государственный канал РТР и Общественный фонд «Ислам России» подготовили документальный фильм в пяти сериях «Мусульмане России» [16].

Церкви не могут не учитывать возрастающее значение новейших информационных технологий.

Католическая Церковь всегда признавала моральную и духовную основу плодов технического гения человека, особенно в области СМИ. Пий XII (Эудженио Пачелли, 1939-1958) считал кино, радио и телевидение Божьим даром, который определяет общественное развитие.

С блаженного Иоанна XXIII (Анджело Джузеппе Ронкалли, 1958-1963) и созванного им II Ватиканского собора (1962-1965) Святой Престол начал активно привлекать светских авторов для распространения собственной информации не только в ватиканских или других конфессиональных источниках. Зачастую такими авторами оказывались священники, в большей степени знакомые с языком и повседневной жизнью Церкви, чем люди светские. Декрет II Ватиканского собора «Интер мири-фика» (1963) поддержал новые технологии СМИ, одобрив открываемые ими пути передачи новостей, идей и учений.

Павел VI (Джованни Батиста Монтини, 1963-1978) утверждал, что компьютер, который этот Папа называл «механическим умом», призван помогать уму духовному, представляющему собой «самую возвышенную способность человека».

Блаженный Иоанн Павел II (Кароль Войтыла, 19782005) считал основной задачей СМИ поддержание мира и построение мостов между народами. Он призывал не бояться новых технологий, объявляя их составной частью чудесных Божьих даров, которые предназначены для познания истины о достоинстве и судьбе человечества как наследника Вечного Царства. По словам блаженного Папы Войтылы, СМИ представляют целостную часть спасительной миссии Церкви в III тысячелетии: они могут и должны способствовать продвижению справедливости и солидарности путем предоставления точной и правдивой информации, различных мнений, а также внимательного анализа возникающих в обществе ситуаций и проблем. Этот Папа призывал к «мудрому и ответственному использованию средств массовой информации», предостерегая от

— ш

-108 -|РР-

«плохого использования» их - для усиления непонимания, предрассудков и даже конфликтов.

В 1995 г. блаженный Папа Войтыла благословил подключение Святого Престола к Интернету, хотя как отмечал его преемник Бенедикт XVI, для введения Социальных Сетей в епархиях и приходах потребовалось гораздо больше времени.

Католическая церковь сделала покровителем журналистов, пиарщиков и рекламистов св. Бернардена, а Интернета - св. Исидора Севильского.

В ноябре 2001 г. Международная католическая ассоциация радио и телевидения объединилась с Международной католической организацией кинематографии и аудиовизуальных средств во Всемирную католическую ассоциацию коммуникаций с отделениями в 140 странах [17].

Бенедикт XVI назначил Всемирный день СМИ на 24 января - день чествования католического покровителя журналистов св. Франциска Сальского.

Следует отметить, что отношения Святого Престола со СМИ, особенно при Папе Ратцингере, не всегда складываются удачно. Католической Церкви приходится признавать вину священников и монахов многих стран за педофилию. Журналисты широко используют каждую оговорку или неудачное сравнение для критики нынешнего Папы-теолога, не всегда умелого дипломата и не такого популярного, как его предшественник. Об этом написал директор «Оссерваторе Романо» Джан Мария Виан в книге «Сложные отношения Ватикана с международной прессой». Этот автор сетует на то, что в погоне за сенсациями журналисты начинают раздувать любое неловкое выражение или сравнение Папы Ратцингера. В частности, по мнению Виана, злоупотребление СМИ фразой об использовании презервативов снизило значение папского визита в Камерун и Анголу [18].

Президент Европейской католической комиссии по СМИ епископ Гапа и Эмбруна монсеньор Фалько Леанд-ри констатирует, что Церковь привыкла опираться не только на объемистые теологические трактаты, но и на невербальные коммуникационные материалы эмоционального воздействия: иконы, фрески, мозаику, скульптуру, колокола, музыку и пение. По словам Леандри, преобразуя наше общество, Интернет не может не менять и манеру Церкви жить и действовать в современном мире. Игнорировать изменения наивно и даже глупо. Поэтому священнослужители обязаны пойти по пути классических миссионеров в неведомых землях, прежде всего досконально изучить язык «тактильной культуры». Церкви следует учитывать наличие иных концепций: обладая Божественным Словом и Посланием любви, она также обязана слушать и воспринимать мнения, концепции и интерпретации существующей реальности, которые не совпадают с ее собственными. По словам Леандри, Социальные Сети заставляют Церковь «спуститься с пьедестала и выйти из ризницы».

Генеральный секретарь Ассамблеи католических епископов Квебека Бертран Уэйе отмечает, что авторы многочисленных компьютерных игр используют конфес-

сиональные концепции, образы, язык, причем далеко не всегда соответствующие их реальному содержанию, и немало молодых людей, знакомясь с виртуальной версией религии раньше, чем услышат о Евангелии или прочтут его, получают ошибочные представления.

Официальный орган Святого Престола - газета «Ос-серваторе Романо» - утверждает, что в Интернете, особенно в Твиттере, открывается новая эра популяризации Евангелия, подобная времени высадки испанских миссионеров на берега Нового Света.

Преподаватель Теологического факультета Парижского католического института Реми Кюровски считает, что в Социальных Сетях голос Церкви, не ограничиваясь одним официальным каналом, находится на том же информационном уровне, что и другие голоса. Епархиальные и приходские блоги, хотя и носят такое название, обычно существуют в виде простых сайтов. Зачастую священнослужители подключают компетентных мирян к созданию своих сайтов, «представляющих истину Христа», но открытых для диалога и дискуссии. Отмечается, что отделение Церкви от мира, священного от светского, ведет к геттои-зации, а потому Церкви предлагается присутствовать во всех СМИ, включая светские, чтобы верующие миряне, как в свое время Христос, свободно говорили обо всем и дискутировали со всеми.

Католический архиепископ Атланты (США) Уилтон Д. Грегори предлагает СМИ обращаться за поддержкой к местным церковным властям, а Церкви, в свою очередь, к светским информационным органам, причем не как к противникам, а как к союзникам и сотрудникам по общему служению обществу.

Ныне Католическая Церковь представлена в Web, Facebook, Twitter, Youtube, Myspace, Wikipedia. Блог Папы Ратцингера ведут его сотрудники и поэтому он не дает там ответов на вопросы, обращенные к нему лично.

Кардинал Равази вместе с Антонио Спадаро, доцентом Папского Григорианского университета, советником Папских советов по культуре и по СМИ, с января 2011 г. назначенным директором проватиканского журнала «Чи-вильта Каттолика», создали сайт www.cyber-theology.net.

Президент Папского совета по средствам общения архиепископ Клаудио Мария Челли утверждает, что в Интернете действуют 440 млн католиков. В конце 2009 г. Ватикан опросил 408 тыс. католических священников всего мира относительно использования ими Социальных Сетей. Ответили около 5 тыс. священников из 117 стран (1,2 % опрошенных). 52,5% из них считают Интернет полезным или весьма полезным для распространения христианства, но 7% - совершенно бесполезным. 56,8% полагают, что Сеть способствует распространению веры в обществе, а 2,7% думают иначе. 94,7% ежедневно входят в Интернет для разработки тем проповедей, 17,5% нуждаются в Сети для подготовки к богослужению. 12,2% опрошенных полагают, что использование Интернета вредит их миссии.

Многие, в том числе и католические, издания, упрекают Святой Престол за недостаточное внимание к возможностям Интернета. Бурю возмущений вызвало в 2009 г.

включение в список снятых с анафемы четырех епископов, отлученных блаженным Папой Войтылой, в частности, за непризнание II Ватиканского собора, Уильямса, который оказался ярым антисемитом. Очевидно, что о позиции этого епископа можно было узнать из Социальных Сетей заранее, до принятия данного решения, тем более, что именно там Уильямс неоднократно отрицал Холокост [19].

РПЦ начала усиливать присутствие своих сторонников в сетях и блогах Facebook, Livejournal, Twitter, Одноклассники, ВКонтакте, Мой Мир с конца августа 2012 г, координируя их через сайт председателя Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерея Димитрия Смирнова [20].

Директор журнала «Чивильта Каттолика» Антонио Спадаро отмечает, что «тактильная культура» Интернета все больше входит в повседневную жизнь многих людей. Этот автор подчеркивает, что «тактильный мир» определяет новое антропологическое пространство, меняет мышление, отношение к действительности, способ думать, познавать, общаться, жить на нашей Земле. Сегодня в поисках Бога человек использует самые передовые технологии: с помощью компьютерной мыши он читает и говорит о религии, слушает религиозную музыку, молитвы и выступления, покупает конфессиональные объекты, участвует в виртуальных паломничествах. На вопрос: «Кто такой Иисус» поисковая система Гугл дает 381 млн ответов.

Социальная сеть обрушивает лавину информации, являя собой, по словам Спадаро, некий супермаркет, в котором религиозный «продукт» представляется в самом разном виде. И тут необходимы избирательность и четкое отделение серьезного и значимого от «религиозных коктейлей», изобретаемых от скуки или в шутку, как например, в Belief.net.

Бог обращается к человеку через милость Откровения, возвышающейся над социологией церковных отношений. Вера больше информации или абстрактных понятий, а потому ее «гуглизация» абсурдна. Только «глазами веры» можно различить трансцендентное значение реальности, считает Спадаро. Он отмечает, что Католическая Церковь постоянно подчеркивает недопустимость замены виртуальной реальностью существующей действительности, конкретной исторически сложившейся жизни, а также литургии, Таинств и богослужения, хотя Интернет дает возможность преодолевать барьеры и расстояния, увидеть реальные обряды в самых дальних уголках Земли, но это не то же самое - как фотография не способна сравняться с живописью, так и изображения в Социальных Сетях иные, с новыми функциями.

Папский совет по средствам общения неоднократно высказывался по поводу этики средств массовой информации, особенно Интернета. Признавая, что работа СМИ в значительной степени отвечает рыночным ожиданиям и спросу индустрии, Совет подчеркивает необходимость помнить о том, что речь идет о общественном институте, не отчуждаемом от человеческого сообще-

ства. Нельзя допускать, чтобы прибыль становилась преобладающим критерием деятельности СМИ, которые должны следовать самым высоким этическим критериям, ощущая всю полноту ответственности за потенциальное влияние своей информации, ее роли в продвижении прогресса, улучшении жизни народов и стран, а также в укреплении солидарности. Отмечая, что право на свободу выражения мнений является основой будущего кибер-пространства, Католическая Церковь призывает подходить к публикациям в Социальных Сетях с уважением к политическим и экономическим ценностям, репутациям индивидуумов и учреждений, укреплению национальной безопасности, общественного порядка и моральных устоев, чтобы безответственные юзеры не смогли причинять зло ни себе, ни другим пользователям. Говорится о необходимости принятия такого закона, который соответствовал бы Всеобщей декларации прав человека и провозглашал, что все запрещенное вне Интернета должно быть запрещено и в online.

Предлагается также обратить особое внимание на психологический аспект использования Интернета. В связи с этим ставится вопрос об одиночестве и изоляции. Позитивным объявляется одиночество монахов, которые ведут диалог с Богом и с собой. Но в корне неправильно, когда юзеры замыкаются в собственном индивидуализме и, равнодушные к ценностям надежды и любви, игнорируют других людей, целиком погружаясь в виртуальный мир. Блаженный Папа Войтыла предостерегал от высокомерного ограничения потребляемого информационного материала (книг, статей, исследований) в угоду собственным вкусам и полному игнорированию всего отличающегося от собственного мнения. В этом он видел риск потери различий, роста нетерпимости, закрытости от новизны, когда другого человека принимают только в том случае, если тот хоть сколько-нибудь похож на меня, вовсе отвергая того, кто от меня отличается.

Святой Престол постоянно предостерегает от абсурдных попыток уйти от человечности путем замены традиционных общественных отношений «символами цифровых технологий и подогнанных под их формат функциональными требованиями». Предлагается активно сопротивляться таким тенденциям, ставя технологию на полагающееся ей место - в «чисто человеческий контекст», и использовать Интернет в качестве посреднического инструмента особого «виртуального мира», обладающего собственными правилами, которые отличаются от существующей реальности. В 2002 г. Папский совет по СМИ рекомендовал всем людям доброй воли относиться к Социальным Сетям с благоразумием, чтобы четко отделять добро от зла [21].

Антонио Спадаро призывает священников и монахов не ограничиваться посещением Интернета и созданием собственных блогов, но также вступать в дискуссии о жизни в «тактильном мире» и о переживаемых там как искушениях, так и добродетелях, учитывать и хороший, и плохой опыт, помогая людям оставаться «на высоте своей человечности и духовности». По мнению Спадаро, христианин - не потребитель «религиозных услуг», кото-

рому заранее известны ответы на все возможные вопросы, но несущий послание о смерти и Воскресении Христа. Человек должен найти в себе самом сильный духовный центр, который поможет объединить глубоко затрагивающие нас фрагментарные послания. Виртуальная любовь и дружба в опНпене должны осуществляться за счет отношений с семьей, родственниками, теми, кого мы встречаем в повседневной жизни - на рабочем месте, в школе, во время отдыха, заявляет этот автор.

Спадаро видит проблему не в том, как лучше «использовать» Интернет для Церкви, а в том, как Церковь может и должна «жить» в эпоху Интернета, включаясь в его контекст. Кибертеология является не сетевыми социологическими размышлениями о религиозности, но плодом веры, обладающей своими опознавательными импульсами. Спадаро считает Социальные Сети не средством «новой евангелизации», как нередко полагают, но местом проявления христианской веры. Виртуальная реальность ки-берпространства не способна заменить реальную межличностную общину или прямое и непосредственное провозглашение Евангелия, но может их дополнить, обогащая религиозную жизнь юзеров. Интернет открывает невиданные возможности говорить о причастии, Божественной милости, трансцендентности, а теологическая мысль способна помочь человеку в Социальных Сетях найти собственную дорогу к Богу. Более того, Интернет предоставляет Церкви возможности и средства для общения с молодежью, а также с теми взрослыми, которые живут в отдаленных районах, а также с представителями иных религиозных конфессий [22].

Очевидно, человечеству насущно важно установить и упрочить мирное сосуществование, и первейший долг СМИ - способствовать внедрению этой идеи в массовое сознание. При этом приоритетное значение придается духовности, этике и морали, а на массовое сознание не могут не влиять социальные установки Церквей, особенно основы их социальных доктрин.

Жестокий XX в. вошел в историю человечества двумя мировыми и сотнями локальных войн и вооруженных конфликтов, концентрационными лагерями; Хиросимой и Нагасаки; полпотовщиной, «холодной войной» с ее «врагоманией» и Чернобылем [23]. Полученные в наследство новым веком горестные итоги его предшественника - то, что наша Земля находится на грани экологической и военной катастроф, которые ставят под вопрос само выживание человечества, - должны быть учтены в новом столетии. И следует помнить, что руку к этому приложили не только исповедующие ислам: христиане активно участвовали в обеих мировых войнах, и христианин отдал приказ сбросить первую атомную бомбу.

Очевидно, что единственный выход из порочного круга насилия и терроризма - укрепление мирного сосуществования, воспитание в духе интернационализма и гуманности, а также взаимное признание национальных интересов и различий образа жизни и мировоззрения. Значительную помощь во всем этом могут и должны оказать религии и Церковь.

Примечания:

1. Каргина, И.Г. Динамика социальной деятельности христианских объединений России 90-х годов XX века: сравнигель-но-социологический анализ. - М., 1998. - С. 20-21.

2. Независимая газета. - 2002. - 17 мая; там же. - 2012. -5 сент. (Прилож. РГ-Религии. № 15). - С. 2.

3. Газета. - 2002. - 17 апр.; Известия. - 2001. - 2 нояб.; Независимая газета. - 2002. - 17 апр. (Прилож. НГ-Религии. № 1). - С. 3; там же. - 2012. - 19 сент. (Прилож. № 16). -С.1-2; там же. - 2012. - 5 сент. (Прилож. № 15). - С. 7; Московский комсомолец. - 2002. - 17 апр.

4. La Documentation Catholique. - 1987. - 1 mars. - P. 243; ibid.

- 2001. - 18 fevrier. - P. 153; L'Osservatore Romano. Settiman. Ed. ital. 2001. - 30 novembre. - P. 14; ibid. - 2001. -23 novembre. - P. 5.

5. La Documentation Catholique. - 2001. - 20 avril. - P. 2; ibid. -2001. - 28 septembre. - P. 4; ibid. - 2001. - 15 avril. - P. 368. ibid. - 1997. - 15 mai. - P. 477-478; ibid. - 2001. - 20 mai. - P. 460; ibid. - 2000. - 19 mars. - P. 271; ibid. - 2001. - 5-19 aout.

- P. 729; ibid. - 1997. - 19 janvier. - P. 52; ibid. - 2001. -7 janvier. - P. 7; ibid. - 2000. 16 avril. - P. 358; ibid. - 1993. -21 fevrier. - P. 155; La Civilta Cattolica. - 2000. - 6 maggio. -P. 217, 223; L'Osservatore Romano. Settiman. Ed. ital. - 2001.

- 28 settembre. - P. 10; Известия. - 2001. - 24 нояб; Независимая газета. - 2001. - 11 дек. (Прилож. НГ-Религии). -С. 2.

6. Bulletin of the European Interparlamentary Assembly on Orthodoxy. - Athens, 2001. - № 3. - P. 23; Коммерсантъ. -

2001. - 11 дек.; Информационно-аналитический бюллетень.

- 2002. - № 1. - С. 77.

7. La Documentation Catholique. - 2011. - 2 octobre. - P. 830.

8. Религия и политика на рубеже двух тысячелетий. Доклады Института Европы. - М., 2000. - C. 45; La Documentation Catholique. - 1982. - 4 avril. - P. 337; ibid. - 1997. - 2 fevrier.

- P. 147; ibid. - 1995. - 5 fevrier. - P. 130; IIAS (International Institute of Asian Studies) Newsletter. - 2001. - № 25. - P. 5.

9. Независимая газета. - 2012. - 5 сент. (Прилож. НГ-Религии. № 15). - С. 3.

10. Там же. - 2001. - 11 дек. (Прилож. НГ-Религии). - С. 6; там же. - 2001. - 28 нояб. - С. 3; Вечерняя Москва. - 2001. - 29 нояб; Информационно-аналитический бюллетень. - 2002. -№ 1. - С. 7; Газета. - 2002. - 17 апр.

11. Горынин, В.П. Эстетизация насилия как фактор милитаризации духовной жизни современного буржуазного общества (Философско-социологический анализ). - М., 1991. -С. 1-2; La Documentation Catholique. - 1980. - 6 janvier. -P. 1-2; ibid. - 1982. - 4 avril. - P. 338; ibid. - 2000. - 20 mai. -P. 479; ibid. - 1986. - 18 fevrier. - P. 202; ibid. - 1995. - 5 fevrier. - P. 130; ibid. - 1994. - 4 decembre. - P. 1033; ibid. -2000. - 19 mars. - P. 261, 167; ibid. - 1993. - 21 mars. - P. 273; ibid. 2001. 21 octobre. P. 901; ibid. 2001.7 octobre. P. 843, 844; ibid. 2001. - 4 mars. - P. 202, 209; ibid. - 2001. - 2 decembre. -P. 1041; La Civilta Cattolica. - 1999. - 19 giugno. - P. 77, 174; L'Osservatore Romano. Settiman. Ed. ital. - 2001. - 5 ottobre. -P. 15.

12. Россия и мусульманский мир. - 1998. - № 6. - С. 102, 29; Компания. - 2000. - 1 окт. - С. 16; Независимая газета. -

2002. - 19, 23 апр.; там же. - 2001. - 14 нояб. (Прилож. НГ-

Религии). - С. 1; там же. - 2001. - 28 нояб. - С. 1; там же. -2012. - 19 сент. (Прилож. НГ-Религии). - № 16. - С. 4; там же. - 2002. - 16 апр. (Прилож. НГ-Религии. 2002. № 2). - С. 1; Литературная газета. - 2001. - 24-30 окг.; Аргументы и факты. - 2001. - № 42. - С. 3; Евразия сегодня. - 2001. -Октябрь. - № 1. - С. 4; Газета. - 2002. - 17 апр.; Новая газета. -2001. - 15-17 окт.; Итоги. - 2001. - 11 сент. - С. 18; Коммерсантъ. - 2002. - 23 апр.; Известия. - 2002. - 20 апр.; Комсомольская правда. - 2001. - 17 дек.; там же. - 2002. -

16 апр. Итоги. - 2001. - 30 окт. - С. 16; Независимая газета. (Прилож. НГ-Религии). - 2001. - 11 нояб. - С. 8; там же. -2012. - 19 сент. (Прилож. НГ-Религии. № 16). - С. 1, 6, 3; Комсомольская правда. - 2002. - 6 фев.; Московский комсомолец. - 2012. - 1-13 сент.; Мой район. - 2012. -14 сент.

14. La Documentation Catholique. - 2007. - 4 novembre. - P. 961; Аргументы и факты. - 2001. - № 46. - С. 24; Московский комсомолец. - 2000. - 24 нояб.; Вечерняя Москва. - 2001. -29 нояб.; Евтушенко, Е. Политика - привилегия всех. Книга публицистики. - М., 1990. - С. 45.

15. Независимая газета. (Прилож. НГ-Религии). - 2001. - 11 дек. - С. 7-8; Информационно-аналитический бюллетень. -2002. - № 1. - С. 77; Аргументы и факты. - М., 2001. -№ 46. - С. 24; Комсомольская правда. - 2002. - 22 фев.; Московский комсомолец. - 2000. - 24 дек.

16. Независимая газета. - 2001. - 11 дек. (Прилож. НГ-Рели-гии). - С. 8; там же. - 2001. - 28 нояб. - С. 1; Литературная газета. - 2001. - 24 - 30 окт. - С. 5; Новая газета. - 2001. -15-17 окт.; Газета. - 2002. - 2 апр.; Bulletineuropeen. - 2002.

- № 621. - P. 16.

17. Независимая газета. - 2001. - 28 нояб. (Прилож. НГ-Рели-гии). - С. 2; Известия. - 2001. - 16 авг.; L'Osservatore Romano. Settiman. Ed. ital. - 2001. - 23 novembre. - P. 5.

18. La Civilta Cattolica. - Roma, 2012. - 21 luglio. - P. 107-110, 175; ibid. - 2011. - 3 dicembre. - P. 502; ibid. - 2011. -19 novembre. - P. 319; La Documentation Catholique. - 2011.

- 2 octobre. - P. 834; ibid. -2005. - P. 320-321; L'Osservatore Romano. Settiman. Ed. ital. - 2012. - 7 febbraio. - P. 6; ibid. -2012. - 24 luglio. - P. 12; Vian, G.M. Le difficili relazioni fra il Vaticano e la stampa internazionale. - Milano, 2012.

19. L'Osservatore Romano. Settiman. Ed. ital. - 2012. - 7 febbraio.

- P. 8; ibid. - 2012. - 6 marzo. - P. 8; La Documentation Catholique. - 2011. - 2 octobre. - P. 842; ibid. - 2010. -

17 janvier. - P. 66-70; ibid. - 2005. - P. 322; La Civilta Cattolica.

- 2012. - 21 luglio. - P. 120; ibid. - 2011. - 3 dicembre. -P. 502.

20. Независимая газета. - 2012. - 5 сент. (Прилож. НГ-Религии. № 15). - С. 1.

21. Spadaro, A. Cyberteologia: Pensare il cristianesimo al tempo della rete. Milano, 2012. P. 17, 34, 116; La Documentation Catholique. - 2005. - 3 avril. - P. 323; ibid. - 2011. - 2 octobre.

- P. 840-841, 834; La Civilta Cattolica. - 2012. - 4-18 agosto.

- P. 282-283, 115; ibid. - 2011. 19 novembre. - P. 319, 324; ibid. - 2011. - 3 dicembre. - P. 502; L'Osservatore Romano. Settiman. Ed. ital. - 2012. - 6 marzo. - P. 8.

22. Spadaro, A. Op. cit. P. 69, 80, 91-92; La Documentation Catholique. - 2002. - 7 avril. - P. 315.

23. Евтушенко, Е. Указ. соч. - С. 94.

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.