Научная статья на тему 'Религии третьего тысячелетия о мирном сосуществовании, насилии, терроризме и войне'

Религии третьего тысячелетия о мирном сосуществовании, насилии, терроризме и войне Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
792
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИР / PEACE / МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ / PEACEFUL COEXISTENCE / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ВОЙНА / WAR / НАСИЛИЕ / VIOLENCE / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ЭКУМЕНИЗМ / ECUMENISM / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / КАТОЛИЦИЗМ / CATHOLICISM / ПРОТЕСТАНТИЗМ / PROTESTANTISM / ИУДАИЗМ / JUDAISM / ИСЛАМ / ISLAM / БУДДИЗМ / BUDDISM / АТЕИЗМ / ATHEISM / СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поташинская Наталия Николаевна

Эта статья анализирует отношения современных Церквей к проблемам построения более гуманного и мирного общества, которое сможет освободить людей от несправедливости, насилия и войн. Автор попытался представить реальные и утопические предложения исследователей данной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIONS OF THIRD MILLENNIUM FOR PEACIFUL COEXISTENCE, VIOLENCE, TERRORISM AND WAR

This article examined the rapports of modern Churches in the matter of construction the more human and peaceful society what can release human creatures of injustice, violence and wars. Author tried to present some realistic and uthopien proposals of this problems researches.

Текст научной работы на тему «Религии третьего тысячелетия о мирном сосуществовании, насилии, терроризме и войне»

УДК 2:316.3 ББК 86.3

РЕЛИГИИ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ О МИРНОМ СОСУЩЕСТВОВАНИИ,

НАСИЛИИ, ТЕРРОРИЗМЕ И ВОЙНЕ

Поташинская Наталия Николаевна,

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН (г. Москва)

Аннотация. Эта статья анализирует отношения современных Церквей к проблемам построения более гуманного и мирного общества, которое сможет освободить людей от несправедливости, насилия и войн. Автор попытался представить реальные и утопические предложения исследователей данной проблематики.

Ключевые слова: мир, мирное сосуществование, толерантность, война, насилие, терроризм, религия, экуменизм, христианство, православие, католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам, буддизм, атеизм, социология.

RELIGIONS OF THIRD MILLENNIUM FOR PEACIFUL COEXISTENCE, VIOLENCE,

TERRORISM AND WAR

Potascinscaja N.N.,

candidate of historical sciences, Institute of sociology of Russian Academy of sciences (Moscow)

Annotation. This article examined the rapports of modern Churches in the matter of construction the more human and peaceful society what can release human creatures of injustice, violence and wars. Author tried to present some realistic and uthopien proposals of this problems researches.

Key words: Peace, Peaceful coexistence, Tolerance, War, Violence, Terrorism, Religion, Ecumenism, Christianity, Orthodoxy, Catholicism, Protestantism, Judaism, Islam, Buddism, Atheism, Sociology.

Земля встретила III тысячелетие продолжающимися кризисами техногенной модели общественной жизни, международных отношений и господствующих идеологий: люди конфликтуют с природой, обществом, властью и друг с другом. Равновесие ужаса ядерных бомб не оградило нашу планету от постоянных вооруженных столкновений, которые приводят к значительно большему, чем во время II мировой войны, числу жертв - погибших, пропавших без вести, раненых, искалеченных, изнасилованных, ввергнутых в нищету, вынужденных беженцев.

Для начала XXI века характерна противоречивая тенденция: с одной стороны, рост значения религии и ее влияния на политику, а с другой - массовая смена религиозных предпочтений и превращение многих людей в «номинальных верующих», мало знающих основы своей конфес-

сии. Широко распространяются идеи обновления религиозности - католическая относительно необходимости новой евангелизации, особенно стран Западной Европы и Латинской Америки, а также мусульманская о реислами-зации своих адептов в самых разных странах.

Переживая серьезные экономические трудности и шоковую терапию неумелых или бесчестных политиков, люди еще сильнее ощущают пустоту в душе: они понимают, что поклонялись ложным богам. На фоне постоянных стрессов и ухудшений, связанных с экономическим кризисом и попытками выйти из него, нелегко поверить в обещаемые улучшения. Смутное время переходного периода проходит нелегко, а ведь это и время жизни каждой отдельной личности, которой «повезло» попасть под каток истории, особенно если она оказалась за чертой беднос-

179

ти. Отсюда - апатия и увеличение числа самоубийств, рост алкоголизма, проституции, наркомании, усиление преступности. Общее недоверие коснулось и Церквей.

Все мировые религии требуют от своих последователей делать религию образом жизни. На практике такой идеал достигается далеко не всегда. Следует помнить, что в реальности религиозные теория и практика нередко неоднозначны.

Духовность, о необходимости возрождения которой так много говорят, означает восстановление доверия и веры. Гомо сапиенсу, даже считающему себя абсолютным агностиком, свойственно во что-то верить: в Бога или Богов, Человека или харизматических лидеров, Идеалы, Добро, даже Зло и Сатану, парапсихологию и экстрасенсорику, барабашек, пришельцев и тому подобное. Ради чего-то человек живет, к чему-то сознательно или неосознанно стремится, какой-то кодекс поведения, связанный с добром или злом, непременно присутствует. Когда не для чего жить, уходят в алкоголизм или наркоманию, а то и кончают самоубийством.

Некогда И.В. Сталин спрашивал, сколько дивизий у Римского Папы, предлагая не считаться с тем, у кого нет настоящих вооруженных сил. Но история свидетельствует, что духовный, идеологический и мировоззренческий вес религий и Церквей оборачивается значительной материальной силой. Она в массах верующих: 1,8-2 млрд населения Земли составляют христиане, около 1,2-1,5 млрд мусульман (включая большинство населения 45 стран Азии и Африки), 774-800 млн индуистов, 359-400 млн буддистов, 400 млн конфуцианцев, 390-650 млн последователей других религий; не определившихся с религиозным предпочтением (верующих в Бога или Мировой Дух вообще, но отвергающих Церкви) 1,1 млрд; безразличных к религии и атеистов - 250 млн [1].

Мировые Церкви стремятся к упрочению религиозной и моральной общественной базы. Церковные иерархи определяют служение справедливости и миру в мире как обращение к Богу, а также более полное осознание человеком своих достоинств, прав и обязанностей, семейных, общественных и профессиональных. Евангельская заповедь о любви к ближнему и «Золотое правило» («И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» - Лк 6, 21) входят в основополагающие христианские догматы. Варианты данных заповедей можно найти в иудаизме, исламе и буддизме.

Мир в мире Церкви понимают как социальный мир, плод человеческих ценностей: справедливости, любви, труда, но одновременно (и даже в первую очередь) как Божий дар. Мир возможен там, где человек исполнил моральный долг, овладев своими страстями, поборов собственные эгоизм, а также националистические и гегемо-нистские устремления. Для установления и упрочения длительного мира предлагается молиться, устранить бедность, вести диалог и переговоры, заключать политические соглашения, сотрудничать в области науки, техники и культуры, поддерживая и активизируя международные учреждения и организации.

:-тт

-180 -|РР-

Сегодня все мировые религии выступают за построение на Земле нового общества, достойного человеческой жизни, где каждый индивидуум будет обеспечен пищей и водой, одеждой, жилищем, уважением основополагающих прав, в первую очередь, на жизнь и свободу совести. В частности, почетный Папа Бенедикт XVI (Йозеф Ратцин-гер, 2005-2013), как и его предшественник блаженный Иоанн Павел II (Кароль Войтыла, 1978-2005), выступал за построение силами всего человечества основанной на справедливости, солидарности и свободе «цивилизации любви», в которой человек станет жить в мире с Богом, самим собой, другими людьми и природой [2].

С конца 80-х гг. прошлого века иерархи ведущих мировых конфессий постоянно, индивидуально или коллективно, выступают за справедливость, мир, любовь, сострадание и милосердие, не только призывая к диалогу и переговорам, но и непосредственно организуя их. В роли арбитра или посредника не раз выступали Православные Патриархи Московские и Всея Руси - Алексий II (Алексей Михайлович Ридингер (1990-2009) и Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев (2009)), а также Римские Папы -блаженный Иоанн Павел II и Бенедикт XVI.

Очевидно, свобода совести, как и прочие основные свободы человека, вносит значительный вклад в упрочение и развитие мира в мире, справедливости, демократии и правового государства. Но во многих странах верующие, чьи конфессии там в меньшинстве, подвергаются дискриминации и преследованиям со стороны как государственных структур, так и религиозных фанатиков.

В докладе Международного совета гуманизма и этики (2012) отмечается, что в 60 государствах ограничивают гражданские права атеистов и неверующих или даже изгоняют их из страны.

В Саудовской Аравии, Пакистане, Афганистане и Судане критика господствующей религии, а тем более переход в другую веру, объявляется преступлением.

Конституции семи Штатов США запрещают атеистам выступать в общественных заведениях.

В ряде стран Европы, Центральной Африки и Латинской Америки, объявляющих себя светскими, на работу в сферу образования или социального обслуживания предпочитают брать христиан, рекомендованных приходским священником.

В Великобритании епископы Англиканской Церкви заседают в Палате лордов. В России и Греции иерархи Православной Церкви принимают участие в государственных церемониях.

В Москве охране порядка помогают специализированные православные дружины, в Петербурге - аналогичные дружины мусульман.

В российских государственных школах введен обязательный предмет: по выбору родителей это одна из религий или несколько религий и этика. В феврале 2013 г. опрос Центра Левады показал, что только 22 % россиян выступает за обязательный курс «Основ религиозных культур и светской этики», 43 % опрошенных предпочитает

необязательный характер данного предмета, а 31 % убеждены, что религиозное образование следует давать факультативно и только в специализированных воскресных школах при церквах.

В Чеченской республике введен исламский дресс-код для женщин - черные хиджабы и длинные юбки, без которых не пускают ни в учебное заведение, ни на работу [3].

Очевидно, что неравное отношение к представителям различных конфессий также способствует развитию конфликтов. И успех миротворческих усилий зависит от учета факторов, которые стабилизируют или, напротив, усугубляют обстановку, в том числе и от роли Церквей.

Религия как господствующая в течение тысячелетий одна из наиболее устойчивых форм массового сознания, основанная на общечеловеческих нравственных ценностях, является немаловажным регулятором общественной деятельности, социальной консолидации и политической мобилизации, оказывая определенное влияние на идейно-политическую эволюцию человечества, быт, семью, нормы нравственности, культуру, межэтнические и межконфессиональные отношения.

Мировые религии всегда считали войну злом, но иногда оправдывали ее как лучшее из худшего. Св. Августин, Фома Аквинский, М. Лютер и Ж. Кальвин поддерживали идею справедливой войны. Относящиеся к протестантам вальденсы, меннониты и квакеры всегда были абсолютными пацифистами и считали любую войну, противоречащей учению Христа.

Среди военных конфликтов, вызванных политико-экономическими интересами и территориальными претензиями, особую опасность представляют связанные с деятельностью террористических группировок, которые искажают сущность религий, противопоставляя их друг другу.

Варварские теракты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне стали горестным поворотом истории человечества. Тогда средства массовой информации (СМИ) заговорили о начале религиозных войн, напоминая о получившем довольно широкое распространение на Западе и в мусульманском мире заявлении о том, что после поражения коммунизма главным противоречием эпохи, якобы, стали разногласия между исламом и христианством, а также соответствующем пророчестве известного американского политолога Сэмюеля Хантингтона относительно конфликта двух цивилизаций.

К началу XXI века все мировые религии в том или ином виде отвергли любые формы насилия и терроризма, а также все войны, кроме необходимой защиты. Ни одна Церковь не благословляла какой-либо вооруженный конфликт (хотя отдельные их представители, в том числе и из высшей церковной иерархии, это делали). Вражда противоречит основам иудаизма, христианства, ислама и буддизма, для которых равно священна Божья заповедь «Не убий» (Исх 20, 13; Мф 5, 21).

В Декларации международной богословской конференции «Исламская доктрина против радикализма», в ко-

торой участвовали представители 23 стран (Москва, весна 2012 г.), подчеркивается, что настоящий мусульманин не должен посягать на права человека или применять насилие в отношении адептов других религий. Его обязанность состоит в соблюдении законов страны, в которой он живет.

Священный для иудеев Талмуд призывает к мирному сосуществованию.

В буддизме практикуется запрет лишать жизни любое живое существо (ахимса). В этой религии нет понятий о сектах или ереси и признается единство в многообразии - равное право на существование самых разных буддистских школ.

Индуистские священные книги Бхагавадгита, Ригве-да, Упанишады и Махабхарата отрицают применение насилия и утверждают, что война не имеет смысла, помимо защиты жены, детей, своей страны. Индуисты, как и христиане, считают Божьими детьми всех жителей Земли, независимо от различий в цвете кожи, языка, пищи или одежды [4].

I Ватиканский собор (1962-1965) признал невозможность справедливой войны с применением ядерного оружия. Блаженный Иоанн Павел II безоговорочно отвергал военные действия в качестве средства разрешения спорных вопросов.

Блаженный Иоанн Павел II постоянно предостерегал от фанатизма и ненависти, осуждая, как зло и серьезный грех, конфликты и насилие на религиозной почве, оскорбляющие имя Бога и искажающие облик человека.

В совместном заявлении католических епископов и лидеров мусульман США, как и в заявлении руководства Комиссии католического епископата Европейского сообщества, сделанных сразу после 11 сентября 2001 г., отмечалось, что ни в христианстве, ни в исламе, ни в иудаизме нет ничего, способного оправдать насилие и уничтожение.

Блаженный Папа Войтыла допускал применение религиозной мотивировки только в отношении к одному виду борьбы - моральной - против собственных страстей, эгоизма и агрессивности. Он призывал молиться, чтобы «ненависть и смерть никогда не получали последнего слова». Одновременно блаженный Иоанн Павел II обращался к власть имущим с призывом не поддаваться «духу обвинения и мести» и не применять «оружие разрушения, которое сеет новую ненависть и новую смерть» [5].

Причиной напряженности, подозрительности, страха, беспокойства и конфликтов Церкви считают как несправедливость и неравенство, так и недостаток взаимопонимания и доверия по отношению к ближним и дальним (то есть другим людям, чем-то отличающимся от нас). Церквам хорошо известно, как трудно оградить людей от искушения эгоизма и ненависти.

Для христиан корень любого зла, включая насилие, заложен в первородном грехе непослушания Богу Адама и Евы, а потому полное и окончательное примирение с Богом, самим собой и другими людьми возможны только в загробном мире. Тем не менее, Христианские Церкви,

181

как и Церкви других мировых религий, постоянно осуждают эгоизм и насилие и призывают строить справедливое общество здесь и сейчас.

Папа Ратцингер объявлял злом и грехом: эгоизм, индивидуализм, стремление к господству, алчность, несправедливость, нетерпимость, ненависть, насилие, международные терроризм и преступность, религиозные фанатизм и фундаментализм. Он призывал бороться за мир в мире силой добра и истины, молитвой и прощением, постоянными поисками диалогов и соглашений. Бенедикт XVI считал простую толерантность недостаточной и говорил о необходимости взаимного уважения, сердечности и благожелательности [6].

К сожалению, до сих пор продолжают проявляться неуважение и нетерпимость к чужим верованиям, что выражается в периодических столкновениях христиан и мусульман в Индонезии и на Филиппинах, буддистов с индуистами и мусульманами в Индии и Пакистане, мусульман с мусульманами (суннитов с шиитами) в Пакистане и ряде других исламских стран, католиков и протестантов в Северной Ирландии.

Бомбы рвутся в христианских церквах, мечетях, индуистских и буддистских храмах.

В прошедшем веке фанатики различных вер и народностей осквернили и уничтожили святыни собственной и чужих религий; в частности, исламисты разрушили не только древние статуи Будды, но и мавзолеи признанных исламских святых.

Московский еврейский общинный центр в своем еженедельнике «Еврейское слово» ратует за включающую весь Ближний Восток «великую семитическую империю Авраама».

Исламисты призывают создать халифат - всемирное исламское государство, в котором не будет места для иноверцев. Исламские экстремисты считают не разделяющих их концепции правящие режимы мусульманских стран слишком вестернизированными, а потому «неверными».

СМИ отрицательно влияют на развитие толерантности, когда широко публикуют позорные факты о публичном сожжении Корана или раздувают карикатурные скандалы 2005, 2011 и 2012 гг., помещая оскорбляющие мусульман изображения Пророка Мухаммеда в карикатурах или ролике «Невинность мусульман» [7].

Религиозные фанатики, относящие себя как к исламу, так и к другим религиям, остаются в меньшинстве. Почти три четверти совершенных или предотвращенных терактов на совести национально-сепаратистских движений и только в трети терактов виновны исламисты. Однако в конце XX в. всемирная террористическая сеть насчитывала около 500 организаций разнокалиберной идеологии.

Сегодня исламисты у власти в Иране, Афганистане и Судане. Они получили большинство голосов на выборах в Египте, Тунисе и Марокко. Таким образом, возник почти сплошной (кроме Алжира) североафриканский пояс господства мусульманского направления.

Организация исламских государств (ОИК) включает 57 стран Азии, Африки, Америки и Европы плюс 5 государств-наблюдателей (в том числе Россию). ОИК охватывает 1,4 млрд человек, что составляет 22 % населения Земли. В 2004 г. ОИК официально приняла предложенный президентом Пакистана Первезом Мушаррафом курс на «просвещенную умеренность» - гармоничное сосуществование различных культур и религий.

Ислам распространяется по тем странам и континентам, где раньше его практически не было, и ему сопутствуют проблемы, связанные с радикальным исламизмом.

В США быстро исламизируется самое бедное испано-язычное население и активно действует всеамериканская организация «Нация ислама».

В Европе, помимо традиционных мусульманских анклавов в Албании, Болгарии, Греции и бывшей Югославии, за счет рабочих-иммигрантов стали значительными исламскими центрами: Рим, Берлин, Брюссель, Глазго, Страсбург, Вена, Париж, Мюнхен и Лондон. К концу прошлого века почти все государства Западной Европы превратились в многонациональные и конфессиональные, в которых ислам теснит христианство.

Ущемление прав рабочих-иммигрантов и дискриминация их по этническому и религиозному признаку в европейских странах превращают их в благоприятную питательную среду для исламских экстремистов, ответственных за десятки взрывов, крушений поездов и похищения и убийства людей. Террористические центры, прямо или косвенно связанные с «Аль-Каидой», располагают скрытыми убежищами во многих странах, включая Италию, Великобританию и Германию [8].

Большинство иерархов мировых религий осознают необходимость объединения сил, способных повлиять на установление и упрочение мирного сосуществования. В настоящее время в жизни народов Земли все большее значение приобретает экуменическое движение, направленное на сотрудничество Церквей.

Патриарх Алексий II отмечал, что подавляющее большинство христиан и мусульман не хотят столкновения своих религий. Он заявлял: «Пусть каждый народ, и христиане, и мусульмане, живут так, как хотят, в соответствии с собственной традицией». Патриарх Кирилл считает, что «пора перевернуть страницу и осознать, что мы живем вместе, что мы связаны одной судьбой, по крайней мере, мы живем в одном и том же регионе, где нас в одинаковой степени могут коснуться и природные катаклизмы, и иные обстоятельства, печальные или радостные для обеих сторон» [9].

Осенью 2001 г. Отдел внешних сношений Московского Патриархата провел Всемирный русский народный собор о взаимоотношениях христианства и ислама. Тогда же в Москве состоялась межконфессиональная молодежная конференция о роли христианства в III тысячелетии. В ней участвовали Церкви: Русская Православная (РПЦ), Католическая, Евангельских христиан-баптистов, Лютеранская, Адвентистская, Армянская Православная и Помор-

182

ская. Было решено совместно бороться с наркоманией, алкоголизмом и проституцией, а также организовывать молодежные клубы, кафе, летние трудовые лагеря.

Центр межконфессионального общения в г. Перми стал первым в России объединением руководителей традиционных конфессий регионального уровня. Этот Центр выступает за укрепление духовно-нравственных основ российского общества путем проведения научно-практических конференций по межрелигиозным отношениям, изданиям соответствующей литературы, организации досуга и т. д.

31 января 2012 г. в здании Государственной Думы Российской Федерации состоялась секция «Соработниче-ство Церкви, общества и государства в воспитании молодежи», в которой участвовали депутаты Думы, сотрудники Синодального отдела Московского Патриархата по делам молодежи и представители православных молодежных организаций.

На Архиерейском соборе 2013 г. Патриарх Кирилл отметил, что православные тысячу лет жили рядом с иудейскими и мусульманскими общинами во взаимном уважении и без каких-либо религиозных войн. Он подчеркнул, что в последнее время развивается положительная динамика в отношениях РПЦ с Римско-Католической Церковью, а также усиливаются взаимные действия с Поместными Православными Церквами. Патриарх отметил, что «во время встреч лидеров традиционных религий вырабатываются программы совместного противостояния экстремизму и терроризму, обсуждаются меры повышения роли религиозного мировоззрения в жизни общества» [10].

Католическая Церковь поддерживает экуменизм как один из важнейших способов сохранения жизни на Земле путем евангелизации общества и последующего превращения его в единое, справедливое и процветающее социальное государство, более близкое к христианскому идеалу. Католическая социальная доктрина призывает проявлять уважение, сочувствие и любовь к другим христианам и инаковерующим, чтобы получить возможность вести диалог и распространять свои религиозные идеи.

В странах Западной Европы многие католические епископы регулярно предоставляют православным священникам свои храмы для проведения там литургии.

Католические организации Кор унум и Каритас ин-тернационалис оказывают гуманитарную помощь жителям Сирии, Ливии, Республики Бангладеш, Южного Судана, Боливии и Парагвая, пострадавшим от природных катаклизмов или военных действий. При этом конфессиональная принадлежность нуждающихся игнорируется, и в Ливане, Иордании, Ираке и Турции практически все беженцы, получающие католическую помощь, являются мусульманами.

Высший авторитет суннитского ислама Каирский университет Аль-Азхар подписал соглашение о диалоге по проблемам мира в мире с Католической (1998) и с Англиканской Церквами (2002). В 2012 г. этот университет прервал отношения с католиками, о чем с сожалением сооб-

щил президент Папского совета по межрелигиозному диалогу кардинал Жан-Луи Торан [11].

Блаженный Иоанн Павел II отмечал, что руководители христианских общин часто занимают единые позиции по важнейшим проблемам, связанным с признанием прав и свобод человека, справедливости, мира в мире. И он, и Бенедикт XVI объявили приоритетным направлением своих понтификатов достижение единства христиан, которых призывали понять, что истина многообразна, а вина за раскол лежит на них всех.

С весны 2000 г. Католическая Церковь встала на путь «освободительного очищения памяти», покаяния и начала периодически просить прощения за плохое использование религии и ошибки своей Церкви в далеком и относительно недавнем прошлом. Блаженный Папа Войтыла, а вслед за ним и почетный Папа Ратцингер, признали грехами двухтысячелетней истории христианства Инквизицию, Крестовые походы, обвинение евреев в распятии Христа и так далее. «Чтобы вчерашнее зло не повторилось». Таинство покаяния как средство очищения и обновления было приравнено к Таинству достижения мира в мире [12].

Блаженный Иоанн Павел II неоднократно выражал симпатии Католической Церкви ко многим конфессиям. В разное время он выступал за межрелигиозное сближение с православными, протестантами, буддистами, инду-истами, сикхами, янсенистами, парсами, мусульманами. Призывая к согласию и примирению, блаженный Папа Войтыла подчеркивал, что никого не следует исключать из общественной жизни по политическим или религиозным убеждениям.

Бенедикт XVI предлагал проявлять терпимость, слушать, понимать духовное и культурное наследие инакове-рующих и неверующих, совместно с ними защищать достоинство человека, семью, участвовать в пропаганде культуры мира, осуждать гонку вооружений, торговлю оружием, фанатизм, насилие и терроризм, а также охранять экологическую систему Земли. Папа Ратцингер постоянно подчеркивал, что искренний межрелигиозный и межкультурный диалог, а также самое широкое сотрудничество всех конфессий, солидарность, братство и любовь между людьми, - являются жизненной необходимостью, от которой в значительной степени зависит будущее человечества. Он обещал поддержать любую инициативу, которая способна упрочить контакты и соглашения с различными Церквами и религиозными общинами.

Бенедикт XVI говорил о трех областях диалога Церквей нашего времени: борьбе за человека, отношения с государством и обществом (включая культуру и науку) и межрелигиозные связи. Он подчеркивал, что в современных условиях диалог религий представляется необходимой основой мира в мире и долгом всех христианских и других религиозных общин. Папа Ратцингер призывал говорить не о теологии, а о конкретных проблемах мирного сосуществования и общей ответственности за общество, госу-

183

дарство и человечество. При этом все стороны должны сохранять свою идентичность, не заниматься миссионерством в рамках чужой конфессии и не требовать конвергенции. Но в самом конце понтификата (январь 2013 г.) Бенедикт XVI призвал не пренебрегать разделяющими христиан проблемами вероучения и не сводить их к минимуму. Он говорил о необходимости рассматривать эти вопросы в духе братства и взаимного уважения различных Церквей и церковных общин. Папа Ратцингер выступал за конкретное сотрудничество религий ради усиления их присутствия в реальной ситуации нашего времени [13].

Бенедикт XVI пытался вернуть Святому Престолу Братство св. Пия X, которое блаженный Иоанн Павел II отлучил за отказ принять решения II Ватиканского собора (1962-1965) и самостоятельное рукоположение епископов. Папа Ратцингер разрешил использование литургии на латинском языке, бытовавшей до II Ватиканского собора, и признал епископов этого Братства, но вопрос о последнем Соборе, прерогативах и учениях Пап по-прежнему остается камнем преткновения.

В развитии экуменических отношений между христианами значительную роль сыграли многочисленные встречи глав различных конфессий в Ватикане и во время папских пастырских поездок. Проводятся совместные богослужения, моления, трапезы, взаимные визиты глав Церквей. Особенный резонанс вызывают такого рода моления в городе св. Франциска - Ассизи (Италия), периодически проходящие с 27 октября 1986 г.

Возвращаясь к истокам, имя Франциск (первое такое имя в истории Папства) принял первый Понтифик-латиноамериканец - архиепископ Буэнос-Айреса 76-летний кардинал-пресвитер Хорхе Марио Бергольо, член Ордена иезуитов. Новый Папа избран Конклавом 13 марта 2013 г. после добровольного отказа Бенедикта XVI от Понтификата по состоянию здоровья и возрасту (85 лет) в феврале 2013.

Папа Бергольо - сын итальянских эмигрантов. Он преподавал литературу и психологию, защитил диссертацию по теологии, служил как священник, а затем епископ и архиепископ, руководил проживающими в Аргентине верующими восточного обряда и иезуитами.

Специалисты отмечают близость его воззрений к блаженному Папе Войтыле, который посвятил его в кардиналы в 2001 г.

Франциск далек от главного административного центра Ватикана - Римской Курии и по-видимому намеревается консультироваться с почетным Папой Ратцингером.

Папа Бертольо - пастырь, проявивший себя скромностью в быту, заботой о бедных и умением вести диалог. Говорят о его вкладе в спасение преследуемых аргентинской военной хунтой.

Как архиепископ Буэнос-Айреса он выступал против нападения Великобритании и захвата ею Фольклендских (Мальвинских) островов.

Франциск осуждал аборты, эвтаназию и однополые браки, но разрешал крестить детей разведенных родителей.

— ил

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 184 -рР-

Сразу после избрания Папа Бергольо обратился к народу, выйдя на Площадь св. Петра.

Франциску предстоит нелегкая задача примирения Католической Церкви с обществом, объединения католиков и представителей других религий, до сих пор обижающихся на неловкие высказывания Бенедикта XVI, за которые тому приходилось извиняться [14].

Протестантские Церкви пытаются включиться в экуменическое движение через Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), объединяющий 322 Христианские Церкви (без евангелистов, пятидесятников и католиков). Православные Церкви, входящие в ВСЦ, требуют преодоления бюрократизма и слишком западного и протестантского направления деятельности этого Совета.

Известные протестантские теологи П. Тиллих и Р. Нибур поддерживали идеи З. Фрейда о врожденной предрасположенности человека к агрессии.

Современная антропология доказала наличие в человеке сочетания воинственности с миролюбием, отметив, что те или иные свойства культивируются или подавляются социальными средствами.

Католическая Церковь связывает возможность установления мира в мире с миром в человеческом сердце, заложенным туда Создателем.

Марксизм-ленинизм рассматривал историю развития человечества сквозь призму классовой борьбы, а религии и Церкви всегда декларировали свою надклассо-вость. Хотя они и оперировали категориями богатых-бедных, важнейшим и первоочередным для них всегда было общечеловеческое: через мораль и этику они шли к рассмотрению экономических и общественных отношений, а не наоборот. Индивидуальная работа светских и конфессиональных организаций с каждым отдельным человеком до сих пор привлекает сердца и умы, готовя почву для принятия религиозных представлений, но также и формирует нравственные устои человека и гражданина.

За 70 лет нескольким поколениям СССР (за меньшее время - населению социалистических стран) вбили в голову схемы классовой борьбы, коллективизма, светлого бесклассового общества будущего и неважности отдельного человека перед «великими идеями и целями». А потом вдруг выяснилось, что «вожди и учителя», верхушка «ума, чести и совести» - компартий - за счет массы терпящих лишения людей, уже сегодня построили для себя лично обещанную всем в необозримом будущем светлую жизнь и, развалив и разграбив страну, поставили под сомнение возможность простых «единиц» и «винтиков» дожить до достойной человека жизни.

Большинство людей хотят жить в мире и согласии, но история человечества включает и военную историю. В общей сложности не более 300 лет считаются мирными, причем абсолютного мира никогда не было, и кратковременные передышки оказывались подготовкой к новым вооруженным столкновениям. Большинство войн были вызваны безответственностью и некомпетентностью глав государств и военного руководства. В начале 2013 г. были

зарегистрированы 388 военных действий, из которых 20 отличаются особой интенсивностью.

В.И. Ленин утверждал, что война служит прогрессу. И до сих пор находятся военные, которые разделяют это мнение, считая, что война реорганизует перераспределение пространственных и ролевых функций стран и способствует трудоустройству. Они полагают достаточным придание войнам «цивилизованного», то есть менее кровопролитного характера, уверяя, что «много мира также плохо, как много меда». Очевидно, убежденность в неизбежности военных действий связана с неверным пониманием сущности человека. Тем не менее, вооруженные конфликты и войны продолжаются.

Экстремистские палестинские организации ХАМАС и «Исламский джихад» по-прежнему стремятся к уничтожению Израиля как государства и терроризируют его жителей, выбирая места наибольшего скопления людей - пассажирский транспорт, кафе, рынки, улицы в час пик, - и стреляют, а чаще взрывают привязанные к своему телу самодельные взрывные устройства. Если раньше теракты совершались один-два раза в неделю, то к зиме 2002 г. они уже были несколько раз в день. Ответственность за взрывы, обстрелы и подготовку смертников обычно берет на себя военизированное крыло палестинской организации «Фатх», именующее себя «Бригадой мучеников Аль-Акса».

Вооруженные силы Израиля отвечают на каждый теракт применением авиации, бронетехники и регулярных армейских частей, громящих палестинские кварталы и лагеря беженцев. Ситуация становится все более неуправляемой, и мировая общественность требует переговоров, однако и среди израильтян есть экстремисты, не желающие мира [15].

В другой горячей точке нашей планеты намечающиеся сдвиги довольно неустойчивы - Балканы были и остаются «пороховой бочкой» Европы. После «четырехлетнего кровавого кошмара» и использования сил НАТО в качестве «уничтожающего цель средства - бомбометания как инструмента миротворчества», представители руководства краинских сербов и Хорватии согласовали принципы полного и окончательного прекращения военных действий. Единое государство Босния и Герцеговина превратилось в Боснийскую мусульманско-хорватскую федерацию, которая представляет мусульман и хорватов, а Республика Сербия стала сербской общиной. Каждая из трех частей получила совместимое с суверенитетом и территориальной целостностью право на параллельные отношения с соседними странами.

Следует отметить, что в Боснии-Герцеговине вооруженные действия проходили под религиозной оболочкой, хотя это и не война религий: боснийские мусульмане в большинстве являются этническими турками, причем далеко не все из них исповедуют ислам. Отсюда в зарубежной прессе появляются фразы о «неверующих мусульманах Боснии, нашедших убежище в вере».

Сохраняется напряженность в Ольстере. Очевидно, что ирландские католики не скоро сумеют простить про-

вокации и погромы, а протестанты - забыть жертвы экстремистских католических группировок из Ирландской революционной армии (ИРА) и преодолеть ненависть к католикам, в которой выросло несколько поколений.

Католики выступают за присоединение Северной Ирландии к Ирландской республике, а протестанты хотят, чтобы Ольстер остался в Великобритании, причем из трех основных протестантских партий две не желают вести переговоры с католиками, пока те не разоружат своих боевиков, католики же не идут на этот шаг, потому что протестантские боевики сохраняют оружие [16].

Междоусобные столкновения с религиозным оттенком характерны для Индии, где большинство населения исповедует индуизм или буддизм. Сохраняются напряженные отношения этого государства с соседним Пакистаном, в котором преобладают мусульмане. С декабря 2001 г. на границе Индии и Пакистана концентрируется от 700 тыс. до 1 млн солдат, вооруженных, помимо прочего, ракетами, способными нести ядерные боеголовки.

Борьба с международным терроризмом используется как удобный повод применить военную силу для разрешения внутри- и внешнеполитических проблем и предъявить претензии на мировое господство. Так США и НАТО бомбили Югославию, Афганистан и Ливию, Франция - Мали, Израиль - Сирию и конца не видно.

Мирное сосуществование становится проблемой и в России, где национальное самоопределение бывших союзных республик повлияло и на положение религий и Церквей. Представляя конгломерат национальных само-бытностей, Российская Федерация не может не иметь национальных проблем. После краха коммунистической идеологии и провала идеи «реального социализма» как ее воплощения образовался идеологический вакуум.

С конца 70-х гг. в России наблюдается рост неформальных религий и влияние восточных культов (особенно йоги и учения о карме), гербалайфа, лечебных диет и «оздоровительных систем», астрологии, колдунов и экстрасенсов, сатанизма, уфологии с культом пришельцев, а также прочих модификаций традиционных религиозных идей. Можно сказать, что за последнее десятилетие у нас сформировалась индустрия оккультного мракобесия, всякого рода шарлатанства. Практическое отсутствие ограничений или контроля привело к тому, что число официально зарегистрированных сект превысило 400, а практикующих сектантов, по разным источникам, от 150 тыс. до 3-5 млн человек, причем Комитет по спасению молодежи считает, что из них 500 тыс. до 18 лет и 1 млн - 18-25 лет. К сектам примкнуло немало вчерашних комсомольских и партийных активистов, привыкших к не рассуждающей дисциплине. В России и странах СНГ 120 сект сатанистов.

Болгарский академик Тодор Дичев, врач-психиатр и биоэнергетик, отмечает, что массовая гипнотическая телевизионная психотехнология увеличивает рост несчастных случаев и резкого ухудшения состояния здоровья подвергшихся подобному воздействию. По мнению психиатров из Центра им. Сербского, свойственная человеку вну-

185

шаемость облегчает психическое воздействие чрезмерно активных индукторов, обладающих способностью убеждать и подчинять своему влиянию. В частности, психика российского населения претерпела сильные потрясения из-за резкой смены привычных идеологических ценностей и экономического уклада, а также неуверенности в завтрашнем дне, дополненной массовыми телевизионно-гип-нотическими воздействиями «универсальных целителей». Впадая в глубокий истерический психоз, люди на время становятся невменяемыми. Они оскверняют могилы, совершают ритуальные убийства собак, кошек, крыс, птиц, насилуют, зверски убивают даже близких: друзей, соседей, бабушку, внука, брата, сестру, мать, жену.

Тотальные секты практикуют обряды отречения от родителей и семьи, отнимают у своих членов паспорта, присваивают им «святые» имена и отгораживают от жизни вне секты. Они занимаются кодированием, направленным на подавление личности своих членов, заставляя действовать подсознательные программы полного подчинения «гуру». Идеологические установки такого рода сект обычно представляют собой синкретическую мешанину восточных культов с христианством. Тоталитарные секты также являются источником конфликтов [17].

Российский Закон о свободе совести не дает четкого определения таких сект. Закон выделяет православие, ислам, иудаизм и буддизм как традиционные религии России, игнорируя католиков, протестантов (адвентистов, баптистов, пятидесятников), старообрядцев, кришнаитов и другие, более мелкие Церкви. В противовес конституционному отделению Церкви от государства, заявительный принцип регистрации религиозных объединений заменен на разрешительный: статус юридического лица со всеми вытекающими отсюда налоговыми льготами и правом заниматься социально-образовательной деятельностью, ввозить и распространять свою литературу, получают только объединения, зарегистрированные в России в течение 15 лет. Иностранным религиозным организациям вообще позволяется только «представительствовать» без какой-либо деятельности вне собственной штаб-квартиры. Такая дискриминация муссирует недовольство и заведомо загоняет религиозные меньшинства в подполье, способствует возникновению экстремистских настроений и конфликтов между инаковерующими, Центром и национальными регионами, а также Россией и мировым сообществом. Сенат США в знак осуждения данного Закона урезал помощь России на 200 млн долл [18].

Следует отметить, что проблема возвращения церковных зданий и имущества провоцирует немало конфликтов и со стороны РПЦ. Недовольство и даже возмущение общественности, с одной стороны, и РПЦ, с другой, вызывают отношения с музеями по поводу занимаемых ими бывших церковных зданий, а также хранящихся в музеях икон и других предметов культа, имеющих значительную культурную и художественную ценность. Все это прекрасно сохранилось именно потому, что сберегалось в качестве музейных экспонатов. Ныне Церковь хочет получить

-186 -|РР-

свои святыни обратно, однако не может обеспечить их хранение в специальных музейных условиях, особенно при постоянном культовом использовании. Новых помещений музеям тоже никто не предлагает.

Многих возмущает усиление непривычной для россиян экономическо-хозяйственной деятельности РПЦ, делающей деньги не только на эксплуатации гостиницы Свя-то-Данилова монастыря, Софринского предприятия по производству церковных облачений и предметов культа, продажа религиозной литературы, производство и продажа минеральной воды «Святой источник». У этой Церкви есть также дивиденды от владения 46 % акций компаний по добыче нефти и доходы от получаемой с таможенными льготами «гуманитарной помощи» в виде табачных изделий и спиртных напитков. Такого рода льготные поставки под крышей Отдела внешних сношений Московского Патриархата начались в 1994 г. и продолжаются поныне. За это время было заработано 580 млн долл., на которые, если верить российским СМИ, были закуплены: вилла в Берне и земля в Лозанне, дорогая квартира в самом престижном районе Иерусалима, завод по производству спиртных и безалкогольных напитков и несколько небольших производств в Дюссельдорфе.

Недовольство вызывает также принятие денег криминальных структур. В частности, за 300 млн рублей рядом со святыми Псковско-Печерского монастыря похоронили одного из уголовных авторитетов; от мафии РПЦ приняла в подарок колокол, на котором славянской вязью выведено: «Колокол сей отлит на пожертвования солнцевской братвы». Злые языки начинают намекать на «сращивание отдельных приходов и их служителей с криминальным миром» [19].

Конфликтная и взрывоопасная ситуация по-прежнему сохраняется на Северном Кавказе, где бытуют старые обиды - насильственное, в результате многолетних войн, присоединение к России, сталинские депортации и распространенное ныне отношение к «лицам кавказской национальности».

В связи с административным переделом территорий после возвращения ингушей из ссылки возникло противостояние осетин-христиан и ингушей-мусульман; в Южной Осетии зреет конфликт между двумя традиционно православными народами - осетинами и грузинами.

Российские мусульмане выражают недовольство «холодно-лояльному» отношению правительства, подчеркивающему свои симпатии к православию, и считают необходимым создание Министерства по делам ислама и вакха (частной собственности на движимое и недвижимое имущество, весь доход от которого предназначается исключительно для религиозных и благотворительных нужд).

Наиболее широкий международный резонанс вызвали чеченские войны. Патриарх Алексий II неодно кратно обращался с призывом остановить кровопролитие в Чечне, в том числе и вместе с чеченским муфтием Му-хаммад-Хусейном Алсабековым. Патриарх констатировал, что Русская Православная Церковь (РПЦ) «поддерживает

исключительно мирные способы разрешения возникающих конфликтов» - переговоры и диалог «в духе мира и согласия», справедливое единение, сотрудничество, взаимные связи народов. Алексий II подчеркивал: «нельзя переносить вину за действия преступников на чеченский народ или на последователей ислама» [20].

Представитель Святого Престола при Организации за сотрудничество и безопасность в Европе (ОБСЕ) мон-сеньор Марио Дзенари, выступая против силового давления на Грозный, отмечал, что «диалог и переговоры -единственно возможный путь преодоления препятствий к согласию между мозаикой этносов, религий и языков» [21].

Чеченская республика разрушена и в экономической области почти полностью зависит от России. До сих пор не решен вопрос о разминировании Чечни и Ингушетии. О каком мире там можно говорить, если заложники продолжают оставаться разменной монетой, ежедневно гибнут люди, причем даже самые уважаемые имамы! Помимо убежденных экстремистов, в конфликт по недоразумению или из мести втягиваются обиженные и оскорбленные мирные граждане - после гибели или ранения родных и близких, разрушения жилищ в ходе военных «зачисток» и «спецопераций».

В России чеченская война уже аукнулась послевоенным синдромом - искалеченной психикой или озлобленностью многих, из-за политического промаха попавших в кровавый ад. Некоторые из них, чтобы выжить, были вынуждены принять ислам и чуждый образ жизни, что, несомненно, представило серьезные морально-психологические трудности. Горький опыт показывает, что криминализация общества во многом связана с вернувшимися с войны, и нередко прошедшие Афганистан или Чечню (иногда и то, и другое), если не сопьются, могут стать телохранителями уголовников или наемными убийцами.

В Дагестане и Ингушетии множится число похищений людей и убийств [22].

Вооруженные столкновения под исламскими лозунгами характерны и для стран бывшего СССР. Военные советники США и ОБСЕ проникли в постсоветское пространство и действуют в Таджикистане, Кыргызстане, Азербайджане, Грузии и Молдове под предлогом потенциального наличия исламских боевиков или нестабильной ситуации и неспособности местных властей справиться с сепаратизмом.

Политизированный ислам, особенно экстремистского толка, направляется чужими руками из-за рубежа. И, действительно, не секрет, что Иран, Ливия, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Египет, Турция, Иордания, Сингапур и Индонезия оказывают мусульманам бывших советских и бывших социалистических стран значительную материальную помощь: снабжают религиозной литературой; направляют сотни проповедников и духовных наставников для распространения и укрепления исламского влияния; готовят в своих странах молодежь из СНГ для последующей деятельности в качестве имамов. Волонтеры из-

за рубежа обычно работают без зарплаты и живут на пожертвования местной мусульманской общины.

В ряде мест усиление исламизации сопровождается дискриминацией отказывающихся участвовать в ней, причем особенно сильно давление на проживающих в сельской местности, вынуждая русских и украинцев, исповедующих христианство, покидать Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан.

Застарелое противостояние ислама и христианства проявляется и в десятилетней войне между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха. Положение в Нагорном Карабахе остается нестабильным.

Конфликтная ситуация сохраняется и в Абхазии, где религиозный фактор также сыграл свою роль. На протяжении веков в религиозном сознании абхазов переплетались язычество, христианство и ислам. Верующие различных конфессий мирно сосуществовали и заключали смешанные браки, а умерших хоронили последовательно, по христианскому, а затем и по мусульманскому обряду. Однако в советский период в церквах и мечетях Абхазии богослужение велось на непонятном местному населению грузинском языке. И в условиях обострения грузино-абхазского конфликта с 1992-1993 гг. абхазы выступают за восстановление национальной Абхазской Православной Церкви и богослужение на абхазском языке в действующих церквах Абхазии; переиздание литургической абхазской литературы; создание новых икон с надписями на абхазском языке; выявление и передачу Национальной Церкви абхазских церковных ценностей.

Очевидно, что конец XX века принес достаточно сюрпризов, причем в большинстве неприятного свойства: нельзя не признать, что люди весьма опасно балансируют на грани потенциального исчезновения с лица Земли. Любой локальный конфликт с использованием обычных вооружений способен перерасти в мировой пожар, тем более, что накопился отрицательный опыт доведения ситуации до критической точки и взрыва из-за незнания или некомпетентности, а затем - тушения военных пожаров огнем, уничтожающим все живое, чтобы склонить к переговорам тех, кому повезло выжить.

Ради высшей цели - выживания человечества - ситуация, чреватая выходом из-под контроля, требует срочно пересмотреть сложившиеся стереотипы, провести ревизию убеждений и мыслей, выдвинуть иные приоритеты, что уже сделали многие религии и Церкви, осудив любые войны, за исключением права на защиту жизни от агрессии.

Призывы Церквей к покаянию, искуплению, примирению и прощению стоит провести в жизнь, положив в основу стратегии мирного сосуществования. Поиски виновных неконструктивны, потому что не способствуют установлению и упрочению мира. Христианская идея о том, что определенная доля вины лежит на каждом человеке, что начинать требовать всегда следует с себя самого, с самоусовершенствования и самоочищения представляется правомерной.

187

Чтобы понять степень влияния религии и с большей или меньшей уверенностью прогнозировать их отношение к событиям, необходимо научиться подходить к ним без предвзятости; изучить их учение и социальную доктрину; позиции высшей церковной иерархии; состояние Церкви как организации; участие верующих и священнослужителей в жизни общества.

Для упрочения мирного сосуществования и прав человека и светские, и церковные исследователи предлагают в ближайшем будущем принять ряд как реальных, так и утопических мер [23]. В частности, по их мнению следует:

• преобразовать материальные и духовные основы человеческого общества, а также условия жизни людей, и добиваясь духовно-нравственного возрождения человека как субъекта истории;

• сменить приоритеты развития путем переориентирования техники и технологии на удовлетворение запросов и нужд человека;

• устранить социальные антагонизмы, несправедливость, нищету и голод;

• развивать мирное сосуществование по принципу толерантности и уважения всех людей, ближних и дальних, а также каждого человека в отдельности, независимо от различия рас, культур или религий;

• решать социально-экономические и национально-региональные проблемы в духе религий, учитывая, что каждый человек имеет право на достойную жизнь и не должен тратить отведенное ему на нашей Земле время на бесконечные жертвы ради потенциальной счастливой жизни далеких грядущих поколений;

• добиваться стабильности и уверенности в завтрашнем дне;

• разработать способы предотвращения и урегулирования конфликтов по спорным проблемам;

• примирить победителей и побежденных, перестать искать виноватых, и, по примеру религиозной практики, сначала оценить себя, затем попытаться понять поведение других людей и сконцентрироваться на сегодняшних задачах;

• выявить основы национальных идеологий и их связи с историей, народными традициями и религиозными особенностями;

• с помощью мирных переговоров и диалога ликвидировать горячие точки, не добиваясь уже невозможной целостности территории, не использовать оружие, а, напротив, реализовать интересы и права народов на независимость и самоопределение, вплоть до отделения от метрополии;

• установить международный контроль за выработкой военно-политических решений;

• на практике обеспечить право на альтернативную военную службу и перевести армию на контрактную основу;

• использовать комплекс военных, экономических и информационных средств против терроризма и международной преступности;

• запретить или ограничить импорт оружия и торговлю им, а также уничтожить ядерные арсеналы, сократив таким образом соответствующее производство;

• опираясь на общечеловеческие ценности, осуществлять гуманизацию и гармонизацию сознания, психологии и социальных отношений;

• неустанно пропагандировать пацифистские идеи, миротворческие инициативы, отказ от ксенофобии и милитаристских стереотипов, отвращение к терроризму, насилию, жестокости и нетерпимости, защиту окружающей среды, уважение ко всему живому в детских и образовательных учреждениях, в семье, по месту жительства и работы;

• положить конец безумному импорту насилия, секса, потребительства, рынка в повседневных отношениях, слишком западного или слишком восточного крена массовой культуры;

• постоянно бороться с алкоголизмом, наркоманией и преступностью, подчеркивая их несовместимость как с общечеловеческой моралью, так и с истинной религиозностью;

• запретить всем СМИ, включая Интернет, пропагандировать ненависть, жестокость и насилие;

• научиться подходить к религиям и Церквам без предвзятости, преодолевая культурно-психологические барьеры непонимания;

• изучать учение Церквей, их социальную доктрину, а также позиции высшей церковной иерархии, участие верующих и священнослужителей в жизни общества, способствовать примирению как традиционных конфессий, так и нетрадиционных и синкретических верований;

• изучив секты, в законодательном порядке запретить тоталитарные, которые манипулируют психикой людей, точно перечислив их названия, лидеров, направления деятельности и пагубные последствия;

• привести Закон о свободе совести в соответствие с требованиями верующих и добиться, чтобы этот закон действовал.

Примечания:

1. Независимая газета. - М. 2001. 16 марта; там же. 2013. 16 янв. Прилож. НГ-Религии. № 1. С. 3; Новая газета. - М. 2001. 25-27 мая; Кара-Мурза С. Кризисное обществоведение. Ч. I. М. 2011. С.105; Das Parlament. Bonn. 2002. 18-25 Januar. S. 27; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. Citífi di Vaticano. 2005. 13 maggio. P. 9.

2. La Documentation Catholique. Paris. 2013. 6 janvier. P. 2.

3. Ibid. 2012. 4 novembre. P. 957, 961, 960; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2012. 4 settembre. P. 7, 9; Независимая газета. 2013. 6 марта. Прилож. НГ-Религии. № 4. С. 3; там же. 2013. 20 февр.; metro. М. 2013. 18 февр.

4. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2002. 1 febbraio. P. 7; ibid. 2012. 11 dicembre. P. 6; ibid. 2013. 8 gennaio. P. 13; La Documentation Catholique. 2002. 3 fËvrier. P. 103; Dialogue of Civilizations: A New Peace Agenda for a New Millenium. L.,

188

N.Y. 2002. P. 107, 52, 95, 71; Индия. Перспективы. - М. 2001. Сент. С.24; Вера. Этнос. Нация. Религиозные компоненты этнического сознания. - М. 2007. С. 108.

5. Скворцов, А.А. Русская религиозная этика войны XX века. М. 2002. С. 5; Серебрянников, В.В. Природа человека. С. 188, 249, 33 252, 254; Алексеев, И.С. Война. Мир. Власть. С. 7: Шапарь, В.Б. Психология войн и конфликтов. Ростов на Дону. 2005. С. 5: Корчмит-Матюшов, В.И. Предназначение войны. М. 2000. С. 11, 22, 15, 130, 133, 26, 44, 92, 129, 54, 170: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 30. С. 82; Ма-кейчик, А.А. Философия войны. - СПб. 2010. С. 4, 15: Луб-ский, В.И. Критика религиозной концепции войны и мира. -Киев. 1985. С. 57; Мартино, P.P. Мир и война. Гатчина. 2007. С. 38; Ковальский, Н.А., Иванова, И.М. Католицизм и международные отношения. - М. 1989. С. 33; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2012. 13 novembre. P. 11; ibid. 2013. 8 gennaio. P. 8; Dialogue of civilizations. P. 179; Azam J. Islam, futurism and futuristies: Islam peace studies and the clash of civilizations. Islamabad. 2002. P. 57, 63; La Documentation Catholique. 1982. 4 juillet. P. 668; Atkinson D. Peace in our time? Some biblical groundwork. Leicester. 1985. P. 13, 55; La Documentation Catholique. 2000. 20 mai. P. 479; ibid. 2000. 19 mars. P. 261, 167; ibid. 2001. 21 octobre. P. 901; ibid. 2001. 7 octobre. P. 843, 844; ibid. 2001. 4 mars. P. 202, 209; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2001. 5 ottobre. P. 15; ibid. 2001. 21 settembre. P. 1; ibid. 2001. 5 ottobre. P. 1; Логос. М. 2008. № 4. С. 180.

6. La Civilta Cattolica. Roma. 2013. 5 gennaio. P. 3,5; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2013. 1 gennaio. P. 6; ibid. 2012. 11 dicembre. P. 6; ibid. 2012. 17 luglio. P. 1; ibid. 2012. 11settembre. P. 1, 7.

7. Вера. Этнос. Нация. С. 109; Московский комсомолец. - М. 2012. 20 сент.; там же. 2012. 18 сент.; Независимая газета. 2012. 3 окт.; Логос. 2008. № 4. С. 8-9; Еврейское слово. - М. 2012. 18-24 сент. С. 10, 12; Арабо-мусульманский мир на пороге XXI века. Реферативный сборник. - М. 1999. С. 141, 112; Россия и исламский мир: Историческая перспектива и современные тенденции. - М. 2010. С. 76, 267, 288.

8. Тоффлер, Э., Тоффлер,X. Война и антивойна: Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века. -М. 2005. С. 319, 21, 22; Алексеев, И.С. Война. Мир. Власть: Из истории войн, мировые конфликты, деяния власти, искусство дипломатии, что ждет человечество. - М. 2011. С. 189; Серебрянников, В.В. Природа человека: источник войн или миролюбия? - М. 2007. С. 242; Арабо-мусуль-манский мир на пороге XXI века. С. 141; Север - Юг - Россия. Ежегодник ИМЭМО. 2011. М. 2012. С. 31, 42; Россия и исламский мир. - С. 12, 75, 272.

9. Аргументы и факты. - М. 2002. № 1-2. С 3; Радонеж. - М. 2012. № 8. С. 3.

10. www. patriarchia, ru / db / news / 3608; ruskline.ru > Архив> - patriarh- kirill-u- nas

11. Московский комсомолец. M. 2001. 14 дек.; Коммерсантъ. -M. 2001. 21 окт.; Независимая газета. 2013. 6 февр. При-лож. НГ-Религии. № 2. С. 2; La Documentation Catholique. 2002. 17 février. P. 197; ibid. 2005. 1 mai. P. 444; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2013. 1 gennaio. P. 13; ibid. 2013. 8 gennaio. P. 8.

12. La Documentation Catholique. 2001. 20 mai. P. 460; ibid. 2000. 19 mars. P. 271; ibid. 2001. 5-19 aomrt. P. 729; ibid.2001. 7 janvier. P. 7; ibid. 2000. 16 avril. P. 358; La Civilta Cattolica. 2000. 6 maggio. P. 217, 223; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2001. 28 settembre. P. 10.

13. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2005. 28 settembre. P. 6; ibid. 2012. 25 dicembre. P. 5, 7; ibid. 2013. 29 gennaio. P. 16; La Documentation Catholique. 2012. 4 novembre. P. 960-961.

14. Annuario pontificio. 2001. Citt6 di Vaticano. 2001. P. 26", 29", 104", 878.

15. Известия. - M. 2001. 10 авг.; Независимая газета. 2002. 22 февр.; там же. 2002. 16 февр.; там же. 2002. 11 февр.; там же. 2002. 26-27 февр.; там же. 2002. 2 марта; там же. 2002. 4, 5, 6, 7 марта; Коммерсантъ. 2002. 4 марта.

16. Очерки истории западного протестантизма. - М.1995. С. 130, 135; La Civilis Cattolica, 2001. 4 agosto; Коммерсантъ. 2002. 14 янв.; Вечерняя Москва. - М. 2001. 5 сент.

17. Независимая газета. 2002. 27 февр.; там же. 2002. 13 марта; там же. 2002. 18 марта; НГ-Религии. 2001. 11 дек. С. 7; Литературная газета. 2002. 20-26 февр.; Вечерняя Москва. 2001. 26 июня; там же. 2001. 3 авг.; Аргументы и факты. М. 2001. № 40. С. 14; Комсомольская правда. 2001. 19 июня; там же. 2001. 28 июня.

18. La Documentation Catholique. 1997. 5 octobre. P. 804; Независимая газета. 2002. 13 марта.

19. Ellis J. The Russian Orthodox Church. A contemporary history. London-N.Y. 1986. P. 186; Новая газета. 2001. 25-27 июня; Коммерсантъ. 2002. 4 янв.; Большая жизнь, М. 2001. 14-20 дек.; Пределы века. - М. 2001. 1-15 нояб.

20. Аргументы и факты. 1995. № 33. С. 3; Журнал Московской Патриархии. - М. 1995. № 5. С. 17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. La Documentation Catholique. 1995. 1 janvier. P. 1; La Croix. Paris.1995. 24 janvier.

22. Комсомольская правда. М. 2001. 18 янв.; Новая газета. М. 2000. 3 дек.; Коммерсантъ. 2002. 11 марта; Независимая газета. 20 февр.; metro. 2013. 18 февр.

23. Серебрянников, В.В. Природа человека. С. 257-258, 254; Макейчик, A.A. Философия войны. С. 28, 12; Тоффлер, Э., Тоффлер, X. Война и антивойна. С. 347, 29, 200, 235, 252, 222; Арабо-мусульманский мир на пороге XXI века. С. 6-7; Толстых, В.И. Настоящее будущее без утопии и возврата в прошлое. М. 2009. С. 75, 77; Миротворчество в России: Церковь. Политика. Мыслители. От раннего Средневековья до рубежа XIX-XX столетия. - М. 2003. С. 88; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. Ital. 2012. 27 novembre.P, 12; ibid. 2012. 25 dicembre. P. 10.

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.