Научная статья на тему 'Новый Римский Папа'

Новый Римский Папа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
631
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЦИЗМ / ВАТИКАН / VATICAN / РИМСКАЯ КУРИЯ / ROMAN CURIA / СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ / HOLY SEE / РИМСКИЙ ПАПА / БЕНЕДИКТ XVI / BENEDICT XVI / ИЕЗУИТЫ / JESUITS / СВЯТОЙ ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ / SAINT FRANCIS OF ASSISI / ПАПА ФРАНЦИСК / ROMAN POPE FRANCIS / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / RELIGION / СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGY / СATHOLICISM / PONTIFF

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поташинская Наталия Николаевна

Статья посвящена Городу-государству Ватикану, структуре руководящего Католической Церковью Святого Престола, правам и обязанностям Римского Понтифика как абсолютного монарха и главы Католической Церкви, Бенедикту XVI, иезуитам, святому Франциску Ассизскому и Папе Франциску, принявшему имя в честь этого святого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW POPE FRANCIS

The article is consecrated of the Vatican City, the structure of the Holy See what is the central governing body of the Catholic Church, the rights and the duties of Pontiff like the Sovereign of Vatican City and the Head of the Catholic Church, of Benedict XVI, Jesuits, saint Francis of Assisi and the Pope Francis who accepted the name in the honor of this saint.

Текст научной работы на тему «Новый Римский Папа»

Берегиня • 777 • Сова, 2013, № 3 (18)_

УДК 945(092) ББК 63.3(4Ват)6-8

НОВЫЙ РИМСКИЙ ПАПА

Поташинская Наталия Николаевна,

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник

Институт социологии РАН (г. Москва)

Аннотация. Статья посвящена Городу-государству Ватикану, структуре руководящего Католической Церковью Святого Престола, правам и обязанностям Римского Понтифика как абсолютного монарха и главы Католической Церкви, Бенедикту XVI, иезуитам, святому Франциску Ассизскому и Папе Франциску, принявшему имя в честь этого святого.

Ключевые слова: католицизм, Ватикан, Римская Курия, Святой Престол, Римский Папа, Бенедикт XVI, иезуиты, святой Франциск Ассизский, Папа Франциск, религиоведение, социология.

NEW POPE FRANCIS

Potashinskaja N.N.,

candidate of historical sciences, Institute of sociology of Russian Academy of sciences (Moscow)

Abstract. The article is consecrated of the Vatican City, the structure of the Holy See what is the central governing body of the Catholic Church, the rights and the duties of Pontiff like the Sovereign of Vatican City and the Head of the Catholic Church, of Benedict XVI, Jesuits, saint Francis of Assisi and the Pope Francis who accepted the name in the honor of this saint.

Key words: catholicism, Vatican, Roman Curia, Holy See, Pontiff, BenedictXVI, Jesuits, Saint Francis of Assisi, Roman Pope Francis, Religion, Sociology.

Ватикан - самое маленькое государство Земли, которое по Латеранским соглашениям с Италией (1929) пользуется суверенным статусом. Занимает 44 га на правом берегу реки Тибр, на холме Монте Ватикано. Окружено сплошной каменной стеной и включает памятники архитектуры, живописи и скульптуры в комплексе дворцов, церквей, богатейших музеев, художественных галерей и часовен, парки и сады, офисы, библиотеку и секретный архив, астрономическую обсерваторию, телефонную и телевизионную станции. Самый большой в мире собор Св. Петра вмещает 10 тыс. человек. Помимо этого, Городу-государству принадлежат еще около 0,5 млн. га итальянской земли: более десятка зданий в Риме и его окрестностях, включая большие базилики и штаб-квартиры ведомств Римской Курии, а также летнюю резиденцию Пап - виллу Кастель Гандольфо.

68 -I

Радиоцентр Санта Мария ди Галерия расположен во дворце Пия (на территории Города-государства) и, по соглашению с Италией, занимает еще и площадь в 420 га северо-западнее Рима. Он пользуется дипломатической неприкосновенностью. Радио Ватикана на 45 языках ведет круглосуточные передачи, которые ретранслируют многие радиостанции Латинской Америки, Азии и Африки.

Музеи Ватикана открыты для публики и собирают ежегодно около 20 млн. евро. С 1984 г. город Ватикан включен в Конвенцию ЮНЕСКО о защите всемирного культурного и природного наследия.

Ватикан абсолютно нейтрален; его государственный строй - теократическая монархия. Папа обладает всей полнотой высшей власти над всей Церковью, включая Национальные Католические Церкви, всех священнослужи-

телей и мирян Земли. Закон Города-государства - решения Папы; юридические основы записаны в Кодексе канонического права. Кодекс был одобрен в 1983 г. блаженным Иоанном Павлом ЩКароль Войтыла, 1978-2005); в октябре 2009 г. ныне почетный Папа Бенедикт XVI (Йозеф Рат-цингер, 2005-2013) включил в этот документ изменения относительно статуса дьяконов и Таинства брака.

По решению Первого Ватиканского собора (18691870) Римский Папа считается преемником Викария Христа - Апостола Петра, то есть наместником Бога на Земле, а потому подчиняется только Божественному праву, то есть Троице - Богу, Святому Духу, Христу. Верховный законодатель и судья, Папа обладает властью в области не только доктрины, но и в законодательной, исполнительной, административной и уголовной. Он считается непогрешимым, когда выступает с амвона (ехсаШе^а), провозглашая основы вероучения. Враг религиозного фанатизма - знаменитый гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский (1469-1536) писал: «Белое не может стать черным, даже, если так скажет Римский Папа, Но он ни в коем случае так не поступит». Напротив, основатель Общества Иисуса (Ордена иезуитов) св. Игнатий Лойола (Иниго Лопес де Рекальдо, 1491-1556) на это отвечал: «Белое, которое я вижу, я должен считать черным, если таковым его посчитает церковная иерархия».

Понтифик возглавляет Коллегию кардиналов, которые считаются преемниками Св. Апостолов Христа. Папа посвящает кардиналов и епископов, назначает руководство и сотрудников администрации Святого Престола, иерархов Национальных Церквей, членов Синода епископов, дипломатических представителей, членов и наблюдателей в международные организации и на представительные форумы, утверждает беатификацию и канонизацию (блаженных и святых), проводит публичные богослужения, постоянно выступает перед верующими, публикует апостольские увещевания, конституции, письма и энциклики, принимает политических и религиозных деятелей, осуществляет пастырские поездки по Италии и всему миру.

Голос Римского Первосвященника, лично или устами назначенных им представителей, громко звучит на многих международных форумах, хотя далеко не всегда вызывает желаемую им практическую реакцию. В частности, мюнхенский теолог Вильгельм Граф отмечал, что значительное большинство немецких католиков не разделяют моральные и социально-этические позиции Св. Престола. По результатам опроса еженедельника «Фокус», в 2005 г. только 8% немецких католиков хотели видеть Папой кардинала Ратцингера, 49% было все равно, а остальные предпочли бы латиноамериканца или африканца. Посол Ватикана в Германии (нунций) Жан-Клод Периссе утверждал, что Бенедикт XVI страдает от слишком сдержанного отношения к нему в этой стране, где так мало слушают Католическую Церковь. Немецкие католические теологи, которые выступили с меморандумом «Церковь 2011», потребовали радикальных изменений Католической Церкви: участия мирян в назначении епископов и священников, разрешения посвящать женщин, вновь вступивших в

брак разведенных, женатых священников, а также гомосексуалистов. Аналогичные требования выдвигали в 20102011 гг. католики Австрии. Требования священников этой страны и их призыв к неповиновению поддержали католики ряда других европейских стран.

Титулы Римского Папы: Наместник Иисуса Христа, Преемник Главы Апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Примас Италии, Архиепископ и Митрополит Римской провинции, Епископ Римский, Глава Государства Ватикан, Раб рабов Божьих.

Павел VI справедливо отмечал, что Римский Папа -«скорее пастырь душ, чем светский суверен прежних времен». Ставший 13 марта 2013 г. Папой Франциском архиепископ Буэнос Айреса кардинал Хорхе (Георгий) Марио Бергольо в Аргентине требовал называть его «отец Хорхе», а не почетными титулами «Ваше Святейшество» или «Святой отец». Став Папой, он называет себя «таким же грешником, как и все люди», просит молиться за него и из всех положенных Понтифику титулов предпочитает: «Епископ Рима» или просто «Папа». Он обратился к собравшимся на Площади Св. Петра верующим, которые кричали: «Франциск, Папа Франциск», с «братским упреком»: «Так не надо. Следует постоянно поминать Иисуса и выкрикивать Его имя». В апреле 2012 г. журнал иезуитов «Чивильта Каттолика», который с 1850 г. издается после утверждения каждого номера в Гос. Секретариате Ватикана, перепечатал датированную 1982 г. статью Берго-льо «Господь - наше основание», которая говорит об Иисусе как основе всего сущего, включая миссию священнослужителей и христианских общин.

266-й Римский Папа - первый в исто-

рии Папства латиноамериканец, иезуит и принявший имя «Франциск». Победивший на Конклаве 1958 г. кардинал Анд-жело Джузеппе Рон-калли не решился взять имя Иосиф (Джузеп-пе) в честь Св. Иосифа и своего второго имени, потому что Пап с таким именем никогда не было, и вошел в историю как

Иоанн XXIII (19581963). Избранное каждым новым Папой имя принято связывать с намерением следовать курсу прежнего носителя этого имени. Обычно Папы стараются не опровергать своих предшественников в чем-либо принципиальном, и их документы изобилуют цитатами из документов предшествующих Понтификов. Папа Бергольо подчеркивает желание следовать св. Франциску Ассизскому. С самого начала он проявил редкие простоту и непосредственность, которые не удивили тех, кто знал его раньше, потому что эти качества были ему свойственны всегда. «Чивильта

69

Каттолика» подчеркивает, что слова и поступки Франциска относятся не к массам, а к каждой отдельной личности. В пасхальном богослужении 2013 г. Папа Бергольо утверждал, что обращается к каждому человеку как «к дорогой сестре и дорогому брату».

На вакантное место Папу избирает Конклав кардиналов, в котором не должно быть больше 120 человек. Начиная с блаженного Иоанна Павла II, усиливается тенденция расширения национального состава Коллегии кардиналов, где долгие годы подавляющее большинство составляли итальянцы. Ныне там представлены все части света. Особенно много кардиналов из Азии, Африки и Латинской Америки посвятил Папа Ратцингер. Избрание Папы-аргентинца кладет конец традиционному евроцент-ризму Св. Престола, и после Папы поляка и Папы немца продолжает курс на ограничение власти итальянских кардиналов. После избрания Папой поляка Войтылы Католическая Церковь перестала быть «клубом итальянцев», а с приходом аргентинского Папы Бергольо - и «клубом европейцев». «Оссерваторе Романо» заявила, что «в марте 2013 г. маятник истории Католической Церкви на минуту остановился, и кажется, что уже ничто в ней не будет прежним». Президент Бундестага Норберт Ламмерт (Хри-стианско-демократический союз) также считает, что избрание неевропейца открывает новую страницу и, может быть, даже приведет к открытости этой Церкви к миру и вызовам нашего времени.

Вакансия объявляется после смерти правящего Понтифика или его добровольной отставки. Впервые на такую отставку решился св. Целестин V (Пьетро дель Морроне, август 1294 - декабрь 1294). Следующим отказался от власти, перейдя в статус «почетного Папы», Бенедикт XVI, понтификат которого закончился 28 февраля 2013 г. Папа Ратцингер отказался править по состоянию здоровья и по возрасту (86 лет), хотя СМИ недвусмысленно намекали на усложнившуюся ситуацию - непрекращающиеся скандалы в отношении ватиканского банка (ИОР), педофилии священнослужителей и, наконец, Ватиликса, разразившегося из-за передачи журналистам личных документов Папы папским камердинером Паоло Габриеле. Подготовленные кардиналами материалы о скандале с утечкой информации и дисфункции Римской Курии составили увесистый том, который Бенедикт XVI положил в сейф и оставил на усмотрение преемника.

«Чивильта Каттолика» писала, что Бенедикт XVI отрекся не потому, что почувствовал себя слабым. В условиях кризиса семьи, падения рождаемости, роста престарелого населения и прочих ключевых изменений в мире, а также хронического нестроения в Церкви, особенно характерных для последних лет, он учел необходимость вливания свежей энергии в церковное руководство.

Бенедикт XVI объявил, что станет затворником, но «Оссерваторе Романо» отмечала, что он «останется рядом с Викарием Св. Петра, которого изберут кардиналы».

В Конклаве по избранию преемника Папы Ратцин-гера должны были участвовать 117 кардиналов, но их было 115, как и при выборе Франциска. Начиная с 1970 г., по решению Павла VI (Джованни Батиста Монтини, 1963-ЯМ

- 70 -ЯР-

1978) кардиналы старше 80 лет не могут участвовать в выборах Папы и лишаются членства в Римской Курии. В бытность у власти, Папа Ратцингер подтвердил, что для избрания Понтифика требуется две трети голосов выборщиков. Памятуя о печально известном в истории Папства Конклаве, который продолжался два месяца, он постановил, если после 34 туров Папа не будет избран, в дальнейшем выбирать придется только из двух кандидатур, набравших больше всего голосов. Следует отметить, что перед Конклавом, в результате которого Папой стал кардинал Ратцингер, английские букмекеры из 25 наиболее вероятных кандидатов в преемники Св. Петра на четвертое место поставили Хорхе Марио Бергольо, а на пятое - Йо-зефа Ратцингера. Папа Франциск был избран, как и его предшественник, уже на втором туре.

Избрание латиноамериканца объясняется тем, что в 34 государствах Латинской Америки проживают 40% католиков; в 25 из этих стран большинство жителей исповедует католицизм, а в 9 - протестантизм; представители прочих религий находятся в меньшинстве. В то же время только 10% аргентинских католиков посещают церкви, и с 80-х гг. до наших дней этот континент потерял почти четверть последователей католицизма.

В Латинской Америке родилась теология освобождения, подчеркивающая социальный аспект католического учения. Св. Престол осудил представителей этой теологии и кардинал Бергольо ее тоже не принял, объявив слишком левой и марксистской [1].

Государственные языки Города-государства Ватикана - латинский и итальянский. Официальная религия -католицизм.

Население Ватикана, по данным на 2011 г., составляло около 2 тыс. человек, но гражданство имели только 527 из них. Гражданами тут не рождаются: гражданство носит временный характер, дается служащим и автоматически утрачивается с потерей занимаемой должности или с уходом на пенсию. Гражданство женатых ватиканских служащих распространяется на жену, родителей, братьев до 25 лет и сестер до вступления в брак. Граждане Города-государства, и только они, подчинены светской власти Папы.

В ватиканских учреждениях работают 2762 человека, из них 716 священники, 344 монашествующие (261 мужчин и 83 женщины) и 1652 миряне (1201 мужчина и 451 женщина). Это итальянцы или иностранцы, имеющие итальянское гражданство; из них многие живут в Риме. Кардиналы Римской Курии живут вне Ватикана и пользуются дипломатической неприкосновенностью.

Граждане Города-государства обязаны посещать все церковные службы и соблюдать католические праздники. Они освобождены от воинской повинности и не платят ни прямых, ни косвенных налогов. Зарплата ватиканских служащих ниже, чем в Италии. В 1989 г. блаженный Иоанн Павел II признал местный профсоюз - Ассоциацию ватиканских служащих-мирян.

Имеется национальная футбольная лига из четырех команд: гвардейцев, почтовых служащих, работников библиотеки и технического обслуживающего персонала. Эти команды никогда не играли вне стен Города-государства

или с какими-либо «чужими» командами. Следует отметить, что Франциск - большой любитель футбола; он регулярно посещал футбольные матчи в Буэносе Айресе. Папа Бергольо дал личную аудиенцию аргентинскому футболисту, капитану команды «Интер» Хавьеру Дзанет-ти с семьей. Футболист заметил, что больше всего его поразила вера Франциска в возможность улучшить сложившуюся в мире ситуацию.

У Ватикана свой флаг и герб. Вооруженные силы -существующая с 1506 г. швейцарская гвардия - немногочисленная (около 100 человек) и в основном декоративная в своих средневековых костюмах с алебардами. Они должны круглосуточно охранять Папский дворец и Папу. Гвардейцев набирают из окончивших военную школу швейцарских католиков моложе 25 лет и ростом не ниже 1 м. 74 см. Контракт с ними заключается на два года с возможным продлением срока службы; 80% гвардейцев через два года покидает Ватикан. Есть также малочисленная служба безопасности - жандармы и пожарные, а также несколько десятков экскурсоводов, наблюдающих за порядком и сохранностью музейных ценностей. Ежегодно Город-государство посещают 18 млн. паломников и туристов. Для реального обеспечения безопасности Ватикан использует итальянскую полицию, услуги которой он оплачивает.

Роль тюрьмы играет гауптвахта при казарме швейцарской гвардии. Там находился осужденный Ватиканским судом Паоло Габриеле, вскоре помилованный Папой Рат-цингером и вышедший на свободу с правом и дальше работать в Городе-государстве, но, очевидно, уже не при Понтифике.

Наиболее крупное промышленное предприятие Ватикана - оборудованная по последнему слову современной техники Типография Полиглота Ватикана. Она издает на многих языках папские документы, литургические тексты и периодические издания, включая официальные ежемесячный бюллетень «Акта Апостолика Седис» и газету «Оссерваторе Романо», которой в 2011 г. исполнилось 150 лет. Эта газета в ежемесячном и еженедельном изданиях выходит на итальянском, французском, английском, немецком, португальском, испанском, польском и арабском языках. Она печатается также в Германии, Испании, Португалии, США, Индии, Аргентине и Бразилии. С 30 мая 2012 г. «Оссерваторе Романо» издает ежемесячное приложение «Женщины. Церковь. Мир», посвященное проблемам женщин. Редакция этого приложения, включающая католичек и католиков, сотрудничает с иудеями и протестантами, а также объявляет о намерении привлекать к сотрудничеству представителей других религий.

Ежегодно выходят справочники: «Аннуарио Понти-фичьо» на итальянском языке и «Аннуариум Статистикум Экклезие» с параллельным текстом на латинском, английском и французском языках.

На менее большом предприятии - Преподобной фабрике Св. Петра - трудятся высококлассные архитекторы и строительные рабочие, занятые консервацией и ремонтом ватиканских зданий.

Основная денежная единица - ватиканская лира. Ватикан чеканит свои монеты, как небольшого достоинства,

так и золотые. Все они имеют хождение на итальянской территории и очень интересуют нумизматов. Новые монеты и медали выпускают в честь каждого года понтификата, юбилеев, папских пастырских поездок. В декабре 2009 г. Город-государство заключил Монетарную конвенцию с Европейским Союзом.

Дважды в год выпускаются новые серии ватиканских марок, привлекающие филателистов.

У Ватикана собственный вокзал, железнодорожная ветка, соединенная с сетью итальянских железных дорог, и небольшая электростанция. Воду и газ Город-государство получает из Италии.

В автопарке Города-государства есть автомастерская. Не более 500 машин имеют ватиканские номера, включая несколько так называемых «папамобилей», специально оборудованных для Папы закрытых машин с пуленепробиваемыми стеклами, а также те, которыми пользуются кардиналы и руководство Римской Курии. У прочих духовных и светских служащих автомобили с итальянскими номерами, соответственно, их владельцы обязаны платить Италии регистрационные и дорожные налоги.

Имеются хорошо оборудованная поликлиника и аптека, связанные с крупнейшими фармацевтическими фирмами Европы, Америки и Азии, которые посылают свои препараты в Город-государство бесплатно или по сниженной цене.

Есть отель-пансионат для духовных лиц - Дом св. Марты, в котором, в частности, живут кардиналы, участвующие в Конклаве.

Приют Дар Марии, основанный в 1988 г. миссионерками блаженной Терезы Калькуттской, ежедневно кормит бедняков, предоставляет кров бездомным женщинам с детьми; его монахини посещают бедные семьи и оказывают им конкретную помощь.

Ресторан и столовая самообслуживания принимают паломников и туристов. Те и другие охотно посещают лавку, торгующую сувенирами, а также два продовольственных и один промтоварный магазины. Продажа бензина, табака и алкогольных напитков ограничена. В Ватикане нет пошлин, наценок, надбавок и налогов, поэтому все товары там дешевле, чем в Риме.

Город-государство располагает 6 академиями (включая Папские Академию наук, Академию общественных наук и Академию жизни), 14 университетами и около 50 учебными заведениями и исследовательскими институтами. В программу его высших учебных заведений входит изучение не только церковных дисциплин: теологии, биб-леистики, канонического права, церковной музыки, сакрального искусства, но и светских: археологии, палеографии, всеобщей истории, экономики, социологии, философии, психологии, естественных наук, гражданского права, риторики и иностранных языков.

Ватикан поддерживает дипломатические отношения с 179 странами, включая Российскую Федерацию, Европейский союз и Суверенный военный мальтийский орден. Особые отношения у него с Организацией освобождения Палестины. Ведутся переговоры с Вьетнамом. В страны, с которыми у Города-государства нет полноправных дипло-

71

матических отношений, Папа назначает апостольскими делегатами или нунциями специально подготовленных церковных людей, не всегда проживающих там, куда их назначили. Не имеется дипломатических отношений с Китаем, Саудовской Аравией, Афганистаном, Бутаном, Оманом и Северной Кореей.

Все аккредитованные в Ватикане послы живут в Риме и пользуются дипломатической неприкосновенностью.

Государственный секретарь Ватикана кардинал Тар-чизио Бертоне утверждает, что апостольские нунциатуры «защищают достоинство человека, согласие между странами и справедливый прогресс мирового порядка, основанный на прочном мире, справедливости и мировой солидарности», учитывая «права и ответственность личностей и государств, блага каждого человека, которые можно обеспечить только при всеобщем благосостоянии». По словам этого кардинала, одна из наиболее важных задач ватиканских дипломатов - усиление связей Понтифика с Национальными Католическими Церквами, продвижение религиозной свободы, экуменического и межрелигиозного диалога.

Город-государство имеет наблюдателя в ООН, 8 других правительственных и 5 региональных организациях, является членом 7 организаций или агентств ООН (ФАО и ЮНЕСКО), а также Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Арабской лиги и Африканского союза; его представители входят в руководство Международного агентства по атомной энергии. Посетивший Франциска генеральный секретарь ООН Бан Ги Мун заявил, что Св. Престол и ООН имеют общие идеи и цели: призывают к миру в мире, диалогу, социальной справедливости, соблюдению прав человека, а также устранению бедности и голода.

В Ватикане находятся штаб-квартиры трех международных католических организаций: Международного общества св. Фомы Аквинского, Международного союза мужчин-католиков и Международного комитета католических санитарок и сиделок.

Наиболее тесно связаны с Церковью организации Католического Действия, имеющиеся в странах Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, США и Канаде. Католическое Действие охватывает все возрасты, начиная с четырех лет, как правило, выделяя возрастные группы, мужчин и женщин, горожан и сельских жителей, а также представителей различных профессий - рабочих, преподавателей, артистов, издателей, врачей и так далее. Самые крупные международные светские католические организации: Международная католическая ассоциация радио и телевидения, Всемирный союз женских католических организаций, Каритас Интернационалис, Международное бюро католического обучения, Международная организация рабочей христианской молодежи, Международная организация студентов-католиков, Всемирная федерация католической молодежи Международное движение сельской и земледельческой католической молодежи и Христианский союз руководителей предприятий.

Ватикан располагает самым мощным в мире информационным аппаратом: через регулярные отчеты кардиналов, епископов, священников, монахов и мона--ЯМ

- 72 -ЯР-

хинь, лидеров связанных с Церковью светских организаций, наблюдателей международных организаций и ватиканских послов в Город-государство поступает огромная масса всевозможных сведений со всех концов Земли, которые могут использоваться для разработки оперативной стратегии.

Информационное бюро Гос. Секретариата Ватикана располагает периодическими изданиями из всех стран мира и составляет досье по вопросам, интересующим Св. Престол. Каждое утро Папа получает две-три страницы с обзором международной печати. Раз в два-три дня издается бюллетень переводов на итальянский язык отзывов на папские документы и статей о важных международных или национальных событиях.

По всему миру передает новости расположенное в Риме международное католическое агентство Фидес.

Город-государство, Папа, католические иерархи и организации располагают блогами и сайтами в Интернете. Франциск постоянно обращается к народу в собственном твиттере [2].

Средства массовой информации (СМИ) всегда считали Ватикан крупнейшим капиталистом. До 1979 г. он не публиковал данных о своем бюджете, и это открывало широкое поле для подозрений относительно его несметных богатств, а также возможности сомнительных инвестиций, спекуляций и отмывания денег итальянской и международной мафии.

По Латеранским соглашениям Ватикан получил от Италии весьма значительную денежную компенсацию за потерю светской власти в бывшей Папской области. Финансы Города-государства складываются из процентов от инвестиций Управления имуществом Святого Престола и ватиканского банка - Института религиозных дел (ИОР), созданного по образцу швейцарских банков, а также из взносов Национальных епископских конференций и епархий, проходящего через ИОР так называемого Гроша Св. Петра, который состоит из даров Национальных Католических Церквей, монашеских конгрегаций, пожертвований различных фондов и частных лиц. В 2009 г. этот Грош составил 65 млн. евро. Епархии, в основном из США, Италии, Франции, Кореи и Японии, дали тогда 25 млн. евро, а ИОР - 50 млн. евро. Грош Св. Петра предназначен для финансирования деятельности Папы, и его размеры свидетельствуют о степени популярности правящего Понтифика. Папа обычно направляет эти средства на помощь населению стран, пострадавших от стихийных бедствий и военных действий, и на поддержку наиболее бедных католических церковных общин. Известно, что блаженный Папа Войтыла оказывал финансовую помощь польскому профсоюзу «Солидарность» и его лидеру Леху Валенсе, но до сих пор остается тайной, откуда брались и как доставлялись в Польшу эти средства.

Далеко не безупречная деятельность ИОР является постоянным источником скандалов. У него 19 тыс. клиентов - руководители монашеских орденов, приходы и епархии, кроме того, услугами ИОР пользуются живущие и работающие в Ватикане, аккредитованные там дипломаты, завещавшие свое имущество Католической Церкви или

сделавшие крупные пожертвования на благотворите ль-ность, узкий круг богатых граждан Италии и некоторые неизвестные лица. ИОР требует от вкладчиков солидные рекомендации и свидетельство о крещении. На более 30 тыс. счетов и депозитов этого банка лежат миллиарды евро.

ИОР открывает счета в любой валюте, не взимая процентов. Деньги можно перевести в любую страну мира, не считаясь с итальянским валютным законодательством. По сообщению генерального директора ИОР Паоло Чип-риани, прибыль этого банка в 2012 г. составила примерно 86,6 млн. евро против суммы в около 69 млн. евро ежегодно (в среднем) за 2009-2011 гг.

Блаженный Иоанн Павел II пытался изменить систему управления ватиканскими финансами, подчинив ИОР комиссии из пяти кардиналов во главе с Гос. секретарем Ватикана, которые должны были осуществлять контроль и надзор за денежно-кредитной и коммерческой деятельностью Св. Престола. Но этого не произошло. В 2010 г. по подозрению в отмывании денег организованного криминала итальянские власти заблокировали на счетах ИОР десятки млн. евро.

Назначенный Папой Ратцингером в феврале 2013 г. президентом ИОР немецкий юрист, рыцарь Мальтийского ордена Эрнст фон Фрайберг отмечает отличную репутацию ИОР среди клиентов и самую худшую в общественном мнении. По утверждению фон Фрайберга, все прибыли этого банка идут в бюджет Св. Престола. В интервью «Оссерваторе Романо» фон Фрайберг заявляет о твердой решимости лишить ватиканский банк имиджа «офшорного рая». В частности он планирует периодические встречи с кардиналами, Курией, католическими кругами и регулярные контакты со СМИ, публикации ежегодных отчетов ИОР и создание официального сайта ИОР.

Ватикан имеет монополию на издание молитвенников и литургических книг, а также продажу мощей и других реликвий, которые по каноническому праву должны храниться в алтаре каждой католической церкви. Приносит доход и посвящение блаженных и святых. Предлагая Конгрегации святых своих кандидатов на беатификацию или канонизацию, религиозные организации выплачивают значительные суммы за счет гербового сбора и оплаты свидетельств о героических делах и чудесах претендентов, а также не скупятся на пожертвования. Приносит доход и продажа изображений блаженных и святых.

Расторгнуть церковный брак может только Римская Рота, и многие ее клиенты, помимо положенной оплаты услуг, делают щедрые взносы в ватиканскую казну.

Папские миссии и университеты содержатся за счет монашеских орденов; нунциатур (апостольских посольств) и обычно финансируются из фондов епископатов тех стран, где они находятся. В зависимости от законодательства страны пребывания католическое духовенство содержат либо прихожане, либо государство.

В 2009 г. Ватикан объявил о более 250,1 млн. евро доходов, около 254,3 млн. евро расходов с дефицитом в более 4,1 млн. евро. Денежные средства тратятся на зарплаты, социальные обязательства и пенсии служащим ведомств Римской Курии, Ватиканские радио, Телевизион-

ный центр, газету «Оссерваторе Романо», сохранение и реставрацию культурного наследия и обеспечение безопасности. Много средств уходит на зарубежные поездки Пап и ставшие регулярными Синоды епископов.

В 2010 г. Бенедикт XVI учредил автономную и независимую Организацию по финансовой информации (Autorit6 diinformazionefinanziaria), предназначенную для предупреждения нелегальной деятельности в банковской сфере - отмывания денег или финансирования террористов. В 2013 г. эта Организация обнаружила и проверяет семь сомнительных капиталовложений ПОР. Ныне операции ПОР контролирует и итальянская прокуратура [3].

В качестве синонима слова «Ватикан», зачастую, многие, в том числе и католические иерархи, употребляют слова «Апостольский Престол», «Святой Престол» или просто «Рим», хотя, строго говоря, эти понятия различаются. Ватикан символизирует светскую власть Папы как государственного деятеля, а Св. Престол - духовную и чисто церковную как главы около 1,2 млрд. католиков (17,3% земного населения). По данным на 2011 г. в мире около 2,2 млрд. христиан; из них 50,1% - католики.

Структура Католической Церкви построена по принципу неравенства и напоминает пирамиду. Высшие ступени занимают Папа, кардиналы (князья Церкви) и епископы, которым повинуется низшее духовенство, хотя абсолютно все священнослужители считаются священниками, а все кардиналы - еще и епископами. Что касается просто верующих-мирян, - то их слишком долго рассматривали как подчиненное пастырям стадо, под лозунгом: «Веруй, молись и плати». Однако времена изменились: Папы XX и XXI вв. стали смотреть на мирян как на равноправных соратников.

На 2008 г. в мире было более 5 тыс. епископов, из которых 211 - кардиналы, более 407,4 тыс. священников, более 117 тыс. кандидатов в священники, 37 тыс. дьяконов, более 55 тыс. монахов, 740 тыс. монахинь.

Наиболее известны и влиятельны монашеские конгрегации (ордена): иезуитов, бенедиктинцев, доминиканцев, францисканцев, салезианцев, августинцев, кармелитов, редемптористов, траппистов и вербитов. Следует отметить, что монашеские ордена существуют только в Католической Церкви; в других Христианских Церквах таких институтов нет.

Ордена управляются собственными уставами, и все административные посты в них выборные. Папа утверждает устав вновь учрежденного Ордена, но потом Ордена действуют самостоятельно, в соответствии со своими традициями.

Являясь членом Общества Писуса, Папа Бергольо перенес в свой папский герб эмблему этого ордена: «Писус - Спаситель людей (JHS - JesusHominumSalvator)» из своего герба кардинала, архиепископа Буэнос Айреса.

Орден иезуитов был основан в 1534 г. св. Пгнатием Лойолой как «войско духовных рыцарей», созданное для защиты интересов Папства, борьбы с ересями и миссионерской деятельности. Официально Общество Писуса было признано Павлом III (Алессандро Фарнезе, 1534-1549) в 1540 г. Помимо обычных обетов католических монаше-

ствующих - бедности, целомудрия и послушания, - иезуиты принимают также обет абсолютного повиновения Римскому Папе.

В настоящее время насчитывается более 20 тыс. членов этого общества. Генерал Ордена избирается пожизненно и обладает абсолютной властью, за что, учитывая также его черную, в отличие от белой папской, сутану, его называют «черным Папой». Избранного Конгрегацией иезуитов генерала утверждает правящий Римский Папа. Все страны мира делятся на 89 провинций Ордена, которыми руководят провинциалы, назначаемые генералом на три года.

Иезуиты всегда считались интеллектуальной элитой Св. Престола, недаром в свое время только им разрешался и поручался диалог с коммунистами. Орден занимает влиятельные позиции в управлении Католической Церковью; его члены не раз участвовали в составлении папских энциклик и посланий.

Общество Иисуса уделяет значительное внимание педагогической деятельности. У него в разных странах 195 университетов, 500 колледжей, 8,5 тыс. школ, охватывающих 2 млн. человек. Образовательная и научная деятельность иезуитов связана с фундаментальными и прикладными исследованиями, особенно в области астрономии, сейсмологии и метеорологии. В наши дни иезуиты работают во всех сферах: среди них есть врачи, биохимики, преподаватели школ бизнеса, члены руководства корпораций, писатели, журналисты, музыканты и так далее.

Благотворительностью занимаются: Всеафриканская сеть помощи, Иезуитская служба беженцев и более мелкие объединения, действующие среди жителей трущоб и заключенных в тюрьмах.

Иезуиты были духовниками и воспитателями детей многих католиков, занимающих ключевые посты. Члены этого Ордена активно участвовали в колонизации Азии, Африки и Южной Америки. Они имеют капиталовложения в промышленности многих стран.

Следует отметить, что бытует подкрепленное негативными историческими фактами мнение о связи лозунга иезуитов «К вящей славе Божьей» с уверенностью в том, что благая цель якобы оправдывает средства ее достижения. Поэтому во многие языки «иезуит» и «иезуитский» вошли как синонимы слов «ханжеский, интриганский, двуличный, лукавый, коварный, хитрый, изворотливый, предательский, вероломный, изменнический, ложный, фальшивый».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К монашеским Орденам примыкают по характеру деятельности так называемые «Общинные институты», члены которых в большинстве миряне, не носящие ряс, но соблюдающие дисциплину и устав, приближающиеся к монашеским, такие как Служение и освобождение (Ко-мунионе э либерацьоне), Очаги (Фоколарии) и наиболее влиятельная организация такого рода - Священническое общество Св. Креста, более известное как Опус Деи, которую называют «ушами Папы». По решению блаженного Иоанна Павла II она подчиняется непосредственно Понтифику. Эта организация насчитывает более 80 тыс. членов и несколько сот тысяч приверженцев в более, чем -ЯМ

- 74 -§§р-

ста странах мира. В Опус Деи обычно принимают после получения высшего образования, зачастую, не по одной специальности; в него входит много мирян, занимающих важные посты в области политики, экономики или финансов [4].

Вселенский собор - собрание епископов всего мира под эгидой Папы. Декреты Собора вступают в силу только после папского одобрения. Последним по времени был осуществивший приспособление Церкви к обществу и современности (аджорнаменто) Второй Ватиканский (XXI Вселенский) собор, проведенный в 1962-1965 гг. блаженным Иоанном XXIII и Павлом VI.

Синод епископов собирается по желанию Папы и только обсуждает предложенные ему проблемы. Он, как и Коллегия кардиналов, является совещательным органом.

Назначаемый Папой Гос. секретарь Ватикана, фактически, является премьер-министром и министром иностранных дел Города-государства. В Гос. секретариате работают 300 служащих; в нем два отдела (общих вопросов и отношений с государствами). Он занимается проблемами повседневного служения Папы, координирует деятельность институтов Римской Курии, а также делегатов Св. Престола; руководит итальянским епископатом и Итальянским Католическим Действием; продолжает и развивает отношения Ватикана с государствами и международными организациями.

Павел VI в 1967, 1969 и 1975 гг. проводил реформы Римской Курии. С целью укрепления над ней власти Папы все ее компоненты были подчинены Гос. секретариату Ватикана. Римская Курия является управленческой организацией, которая объединяет церковно-административ-ные, политические и финансово-экономические учреждения Св. Престола. Курия включает: 9 Конгрегаций (комиссий) во главе с префектами-кардиналами (Вероучения, По делам Восточных Церквей, Богослужения и Таинств, По делам святых, По делам епископов, Евангелизации народов, По делам духовенства, По делам Институтов освященной и апостольской жизни, Католического образования), Суды (Апостольская Пенитенциария, Верховный суд и Апостольская сигнатура, Трибунал Римской Роты), 12 Папских советов во главе с президентами-кардиналами (По делам мирян, По содействию христианскому единству, По вопросам семьи, «Справедливость и мир в мире», «Кор унум», По духовному попечению о мигрантах и переселенцах, Службы здравоохранения, Законодательных текстов, Межрелигиозного диалога, Культуры, Средств массовой информации, Продвижению новой евангелизации), Синод епископов, Административные службы и другие организации (Апостольская Палата, Администрация имущества Святого Престола, Префектура по экономическим делам, Префектура Папского Дома, Бюро литургических служб и Конференц-зал Св. Престола).

Специалист по истории современной Католической Церкви иезуит Томас Дж. Риз считает, что «Курия - даже не бюрократия XIX в., а царский двор XVII в.», где место служащих-профессионалов занимают прелаты, не желающие никого слушать. В апреле 2013 г. Франциск заявил, что все ведомства необходимы, но не должны стоять на пер-

вом месте, чтобы не сделать Церковь бюрократизированной.

Все руководство и все члены Римской Курии, включая Гос секретаря Ватикана, прекращают свою деятельность до выбора Понтифика; в течение трех месяцев после начала понтификата Папа решает - оставить их на своих постах или заменить. Продолжают работать только карди-нал-камерленго, который управляет имуществом и земными делами Св. Престола, а также Старший пенитенциарий. Дела, подлежащие компетенции Понтифика, в это время решает Коллегия кардиналов; обычные дела решает особая комиссия из кардинала-камерленго и трех кардиналов-ассистентов, сменяемых каждые три дня.

Римская Курия, особенно ее руководство, не отличается единством: в ней консервативные традиционалистские тенденции сталкиваются с обновленческими прогрес-систскими или реформистскими, различаясь по их отношению к проблемам доктрины, церемониала, социальной области. Курия тормозила процессы обновления Католической Церкви как до, так и после II Ватиканского собора. Сложность еще и в том, что неизвестно, насколько кардинал, взошедший на трон Св. Петра и получивший таким образом полную свободу высказываний и действий, останется таким, как прежде. Кардинал Ратцингер долгие годы возглавлял Конгрегацию вероучения; его считали твердолобым консерватором и называли «великим инквизитором» и «железным кардиналом». Став Папой, он показал себя противником традиционного сокрытия скандалов в Церкви. Бенедикт XVI назначил на важные посты в Римской Курии, включая ИОР, идейно близких себе кардиналов, в результате чего там появился «клан» Гос. секретаря Ватикана Тарчизио Бертоне и ослабло влияние «клана» кардинала Анджело Содано, декана Коллегии кардиналов. Специалисты утверждают, что Ватиликс стал следствием межклановой борьбы [5].

Франциск далек от Римской Курии и не имеет там единомышленников. Став кардиналом, он получил членство в Конгрегациях богослужения и Таинств, По делам духовенства и По делам институтов освященной и апостольской жизни, а также в Папском совете по делам семьи и Папской комиссии по Латинской Америке, но его членство было номинальным, так как он оставался в Аргентине. Став Папой, Франциск начал приглашать на торжественные богослужения мелких куриальных служащих, в том числе и работников ватиканского банка, и швейцарских гвардейцев, и публично благодарить за их работу и каждому пожимать руку, чего никогда не делали его предшественники. В день именин нового Папы - на праздник Св. Георгия (апрель 2013) - он получил в подарок клубничный торт, испеченный одним из гвардейцев.

Папа Бергольо называет кардиналов братьями и подчеркивает значение коллегиальности их Коллегии. В коммюнике от 13 марта 2013 г., принимая предложение предшествующей его Конклаву Генеральной конгрегации кардиналов, Франциск создал независимую экспертную комиссию по изучению проекта изменений Римской Курии. В составе этой Комиссии кардиналы-советники, представляющие: Чили, Гондурас, Индию, Конго, США, Австралию

и Германию. От Италии и Курии всего двое - возглавляющий Комиссию кардинал Джузеппе Бертелло и секретарь-епископ без права голоса - Марчелло Семираро, постоянно живущие в Риме. Первые заседания комиссии назначены на начало октября 2013 г. Информированная итальянская газета «Коррьере дела сера» предполагает, что кардинал Бертелло может сменить кардинала Бертоне на посту Гос. секретаря Ватикана.

В отличии от известного теолога, автора более ста научных монографий и около 400 статей, многие из которых были переведены на почти 20 языков, почетного члена Французской Академии, Академии наук Рейна-Вестфа-лии и Европейской Академии наук и искусств, интроверта Папы Ратцингера, экстраверт Папа Бергольо отличается традиционными качествами пастыря: природными скромностью в быту, открытостью, доброжелательностью и умением вести диалог. Он прост, улыбчив и контактен. Специалисты отмечают близость его воззрений к посвятившему его в кардиналы блаженному Иоанну Павлу II. Отец Хорхе опубликовал пять монографий: «Медитация о монашествующих» (1982), «Размышления об апостольской жизни» (1986), «Размышления о надежде» (1992), «Передать родину человеку» (2005) и «О Небе и Земле» (2011 - интервью с раввином А. Скоркой). В монографиях собраны его выступления и размышления по религиозным, моральным, социальным, политическим и экономическим проблемам: о Боге, атеистах, фундаментализме, смерти, эвтаназии, аборте, браке, разводе, науке, образовании, политике, бедных, глобализации, арабо-израильском конфликте, межрелигиозном диалоге и будущем религии. Характерно, что первый латиноамериканец в истории Папства впервые выбрал имя в честь одного из самых известных и любимых католических святых - покровителя Италии и Итальянского Католического Действия Франциска Ассизского.

Один из величайших святых Католической Церкви -Франциск Ассизский (Джованни ди Бернардоне, 1182-1226) оказал большое влияние на развитие европейской духовности и до сих пор привлекает сердца многих людей различных конфессий и неверующих. Он родился в итальянском городе Ассизи, в семье очень богатого торговца тканями. Будущий святой был наречен Джованни Баттистой в честь Иоанна Крестителя, но его именем стало прозвище - «Фран-ческо» («маленький француз») - за любовь к французским рыцарским романам и провансальской поэзии. Получил неглубокое образование в церковной школе. Владел, кроме итальянского, французским языком и его провансальским диалектом. Не был большим знатоком латыни и испытывал трудности в орфографии, предпочитая не писать, а диктовать ученикам свои поучения, тем более из-за проблем со зрением и полной слепоты в конце жизни.

Значительная часть его наследия утрачена в войнах и социальных потрясениях Средневековья; сохранилось более 30 письменных текстов, включающих молитвы, наставления, уставы Ордена и письма частным лицам. Собрание его проповедей было издано во второй половине XIII в. Там нет ни общей программы, ни какого-либо плана. Св. Франциск предпочитал действовать личным примером

75

и доходчивыми эмоционально-поэтическими проповедями. Он отрицательно относился к «книжной премудрости», опасаясь, что она способна пробудить гордыню и убить все простое.

В юности был приказчиком в отцовской лавке, вел разгульную жизнь вместе с молодыми друзьями, но отличался добротой и щедростью. Участвовал в военных действиях и провел год в плену. После встречи с прокаженным св. Франциск отказался от богатства, вернув отцу все, включая одежду, которая была на нем. Он объявил о служении «Прекрасной Даме - Бедности», простоте, смирению, покорности и любви, став странствовать по дорогам Италии, жить подаянием и проповедовать Евангелие. Принимая окружающий мир смиренно и жизнерадостно, он считал каждого человека единственным и неповторимым, одухотворял живую и неживую природу, животных и растения, называя всех братьями и сестрами. Св. Франциск любил молиться в уединении, но сочетал созерцание с жизнью в миру, бегство от мира с возвращением в мир. Он осуждал праздность, служил прокаженным, восстанавливал разрушенные церкви и часовни, утверждая, что подобно Христу надо больше делать, чем учить, или, по крайней мере, делать и учить в равной мере.

Св. Франциск Ассизский имел огромный авторитет: современники называли его «беднягой из Ассизи», «герольдом Господа Бога», «зеркалом Христа» и даже «вторым Христом». Сам он именовал себя «Божьим скоморохом». Сохранилось много легенд о нем.

Св. Франциск всегда был предан Католической Церкви и правящему Римскому Папе. В 1209 г. он основал нищенствующий Орден францисканцев. Францисканцы оказали большое влияние на развитие естественных и точных наук. Самые знаменитые светские последователи францисканцев: Данте, Рабле, Колумб и Сервантес. В настоящее время представители этого Ордена занимаются образовательной, миссионерской и благотворительной деятельностью на всех континентах.

Франциск Ассизский канонизирован в 1228 г. [6].

Взявший имя этого святого Папа Франциск родился в Аргентине 17 декабря 1936 г. Он один из пяти детей (имеет двух братьев и две сестры) итальянцев, эмигрировавших из итальянской деревушки Порто Комаре Стацьоне в Северной Италии, где и теперь живут их родственники по отцовской линии. Отец - бухгалтер, мать - домохозяйка. Имеет аргентинское и итальянское, а теперь и ватиканское гражданство [7].

Бергольо учился химии и получил диплом техника по этой специальности. Он изучал философию и теологию в школах и вузах иезуитов в Аргентине, Чили, Германии и Испании, преподавал литературу, психологию и теологию; защитил диссертацию по теологии. СМИ утверждают, что решение стать священником Бергольо принял из-за неудачи в любви, а также после тяжелой болезни и операции по удалению части правого легкого. Бергольо стал послушником Общества иезуитов, поступил в семинарию, закончил ее, в 1969 г. принял сан священника, а в 1973 г. - монашеские обеты Ордена иезуитов. С 1992 г. Бергольо был рукоположен в епископы, с 1998 г. стал архиепископом

- 76 -ЯР-

Буэнос-Айреса, а в 2001 г. его посвятили в кардиналы. В 2002 г. он отказался возглавить Аргентинскую католическую конференцию, но через три года его избрали президентом этой Конференции, а в 2008 г. переизбрали еще на три года. Руководил иезуитами своей страны в качестве провинциала и, кроме того, возглавлял живущих там верующих восточного обряда.

Перед инаугурацией Франциск обменялся письмами и телефонными звонками с главой Ордена Иисуса генералом Адольфо Николасом Пачоном, и 17 марта 2013 г. принял его в Ватикане. «Черный Папа» обязался «безоговорочно служить Церкви и Викарию Христа по правилам св. Игнатия Лойолы».

Сразу после избрания Папа Бергольо неоднократно говорил о желании как можно скорее встретиться с почетным Папой, постоянно упоминал о нем и благодарил за его служение. Франциск позвонил Бенедикту XVI 15 марта 2013 г., посетил его в Кастель Гандольфо 23 марта (туда и обратно на вертолете) и подарил икону Богородицы. Оба Папы молились вместе, а затем приватно беседовали в течение 45 минут.

В бытность простым аргентинским священником, Бергольо осуждал «социальную коррупцию», которая, по его мнению, исходит не только от внешних условий, но и от сердца коррупционеров. Считал коррупцию хуже греха, который можно простить, как это делает Христос, потому что коррупция, по его словам, разновидность внутренней гангрены, замыкающей человека внутри себя самого. «У коррупционера нет друзей, нет близких, а только «полезные идиоты» - сообщники. Коррупция нарушает братство и препятствует сближению, открытости человеческого сердца к милосердию, а социальных и политических структур - к справедливости и всеобщему благосостоянию», - говорил отец Хорхе. Он публично признал наличие взяточничества в Римской Курии.

Констатируя финансовый кризис, Франциск считает его первопричину антропологической: отрицание приоритетного значения человека, создание новых идолов, фетишизацию денег и установление экономической диктатуры, отрицающей истинно человеческие ценности. Человек сводится к его потребностям, превращаясь в неважный объект потребления, который легко выбросить после использования. При этом сокровище бедняков -солидарность - рассматривают как непродуктивную и противоречащую финансовой и экономической целесообразности. Доходы меньшинства растут, а большинства сокращаются. Абсолютная автономия рынков и финансовых спекуляций, задолженность и кредиты, коррупция и повсеместное уклонение от налогов, неограниченное стремление к власти и обладанию - навязывают собственные законы и правила, лишая государства права контролировать производство. Государства насильственно отдаляются от собственной экономики, а граждане - от реальной покупательной способности. Все это свидетельствует об отказе от этики, а значит, и об отказе от Бога, - считает Папа Бергольо. Деньги должны служить, а не править, и, по его мнению, распространение неидеологизированной этики, а также проведение этической, финансовой и экономической реформ приведут к созданию более человечного социального порядка.

По словам Франциска, Церковь - мать для всех; она растет медленно и снизу. Ее путь - любовь, а сила в Св. Духе и любви, а не в армиях. Папа Бергольо утверждает, что в сердце каждого из нас заложено желание любви, истины и жизни, и все вместе мы должны построить «цивилизацию любви». Он подчеркивает, что Церкви следует активно бороться с грехом, горестью, несправедливостью, незнанием, религиозным безразличием и всеми формами нищеты. Он призывает христиан жить Евангелием и свидетельствовать о Христе собственной жизнью, самим следить за собственными чувствами и сердцем, так как именно оттуда исходят как добрые, так и злые намерения. Франциск говорит, что Церковь трудится ради целостного развития человеческой личности. Она призывает правителей служить благосостоянию народов своих стран и выступает за формирование такого политического и экономического менталитета, который будет способствовать разумному сочетанию экономической и социальной областей. Епископы и священники, по словам этого Папы, избраны

Богом для служения Народу Божьему и должны стать пастырями, а не функционерами. «Те же из них, кто вместо молитв и проповеди Евангелия уступят искушению денег и тщеславию карьеризма, перестанут быть пастырями и превратятся в волков, пожирающих собственных овец», -утверждает Папа Бергольо. И он просит Бога охранить верующих и от «буржуазного духа предпринимательства», и «лицемерного клерикализма». Он считает символом нашей эпохи закрытую дверь, когда ненависть или амбиции развязывают столкновения; смерть царит под разными формами, а историю движет закон самого сильного или наиболее хитрого. По его мнению, следует помнить, что Бог всегда с нами, молиться, и верить, что все может и должно измениться. Дверь следует открыть, вопрошая: «Где брат мой?» Необходимо проповедовать свет дружбы, радости, свободы и доверия по отношению к другим людям и к будущему.

Кардинал Бергольо призывал священников и мирян работать вместе в деле евангелизации каждого жителя Буэнос-Айреса, а также помощи бедным и больным. По его инициативе в столице Аргентины открылась межрелигиозная Школа соседей, объединившая учащихся католических, протестантских и иудейских средних школ (2001).

В сентябре 2009 г. в честь столетия независимости Аргентины он объявил кампанию солидарности - обязательство совершить до 2016 г. двести благотворительных акций.

В период засилья аргентинской военной хунты (19761983) священник Бергольо старался защитить подвергавшихся преследованиям. В 2012 г. он просил прощения за недостаточную помощь Церкви таким людям в этот период, но осудил насилие как хунты, так и ее противников. Органы правосудия, расследовавшие преступления кровавого режима, вызывали Хорхе Марио Бергольо только в качестве свидетеля и не предъявляли к нему никаких претензий, как отметил на брифинге директор Пресс-центра Ватикана священник-иезуит Федерико Ломбарди, отвечая на измышления некоторых СМИ относительно прошлого нового Папы.

В бытность архиепископом Буэнос Айреса, кардинал Бергольо добивался от подчиненного ему духовенства больших открытости, инициативы и активности. Заявляя: «Мои люди бедны, а я один из них», - Бергольо строил Церковь для народа, а не элиты, и призывал проповедовать Евангелие на площадях и в Интернете, не ожидая, пока не посещающие Церковь или не знающие ее сами придут туда. Папа Франциск говорит журналистам, что хочет бедную Церковь для бедных. Он утверждает, что «милосердие изменит мир, сделает его менее холодным и более справедливым».

Занимаясь делами милосердия, социальной справедливости и миссионерством, кардинал Бергольо часто навещал бедные кварталы и трущобы, больницы и тюрьмы, спешил на пожар в рок-клубе, омывал ноги больным спидом, много ходил пешком, ездил на автобусе и в метро, жил не в роскошном архиепископском дворце, а в скромной маленькой квартире, сам покупал продукты и готовил себе еду. Франциск предпочел скромный трехкомнатный номер в Доме св. Марты традиционным

77

12-комнатным папским апартаментам на третьем этаже Апостольского дворца.

Папа Бергольо связывает бедность с воплощением Христа, считая ее категорией теологической, а не социологической или философской. Он объявляет каждого человека, особенно маргинала или больного, «Телом Христовым» и осуждает современную цивилизацию за «отбраковку» детей и престарелых посредством абортов и эвтаназии. По его словам, Папа любит всех, богатых и бедных, но его долг - во имя Христа напомнить богатому о необходимости уважать бедного и помогать ему, проявляя бескорыстную солидарность. Франциск говорит, что богатство не облегчает путь к Христу и Царству Божьему: свойственная нашему времени «культура благосостояния» делает людей несмелыми, ленивыми и эгоистичными. Папа Бергольо выступил против выбрасывания в мусор пищевых продуктов («культуры отходов»), «украденных со стола бедных и голодных».

Папа Бергольо подчеркивает, что Церковь - не политическое движение. Являясь «солью Земли, светом мира, и свидетельством любви, солидарности и сопереживания», она призвана внести в общество «закваску Божьего Царства». Для того, чтобы Церкви верили, она должна продемонстрировать соответствие образа жизни своему слову, отвергая «идолов амбиций, карьеризма и погони за успехом». Франциск призывает не замыкаться в приходе или собственной организации, в окружении друзей и единомышленников. Церковь не должна превращаться в «пастырскую таможню», требующую предоставить какие-то документы для предоставления Божьей милости. Учитывая, что во всех людях есть что-то хорошее, как в детях Божьих, образе и подобии Бога, важно идти на встречу с другими, чтобы получить возможность говорить с думающими и верующими иначе, чем католики. Вверяясь Христу, христиане всегда должны относиться к людям с мягкостью и смирением и уметь отвечать добром на зло, хотя, зачастую, это трудно, - заявляет Папа.

Папа Бергольо призывает «бороться с материальной и духовной бедностью», выступает за бедную Церковь для бедных и скромность в повседневной жизни Католической Церкви. По его словам, задача Папы - беречь весь народ Божий, с любовью и нежностью принимать все человечество, особенно самых бедных и слабых: голодных, раздетых, чужеземцев, больных и заключенных.

Наиболее заметные новшества нынешнего Понтификата связаны с его отказом от роскоши, причитающейся Понтифику по его сану, в первую очередь это касается облачений, ставших у него значительно менее торжественными и роскошными. Вместо обычного для Пап золотого распятия Франциск по-прежнему носит железный нагрудный крест архиепископа Буэнос Айреса и передал свое архиепископское кольцо собору этого города. Традиционный знак папской власти - кольцо рыбака - по его требованию было сделано не из золота, а из позолоченного серебра. Он отверг дорогостоящие красные фирменные мокасины из телячьей кожи и бархатные накидки, отороченные горностаем, отказался от личного портного. Постоянно носит простую белую сутану, обычные черные туфли, заурядные часы на простом кожаном ремешке.

-- /А- 78 -ЯР-

После избрания он поехал в Дом св. Марты на микроавтобусе вместе со всеми кардиналами-выборщиками, отказавшись от поданного ему папского «мерседеса». Ездит в открытом автомобиле, предпочитая «джип», часто выходит к верующим, целует детей и инвалидов. Садится не на папский трон, а на обычный стул, чтобы не возвышаться над своими собеседниками. Омывал и целовал ноги 12 малолетних заключенных.

В Аргентине он обходился без секретаря; став Папой, попробовал поступить также, но слишком большой объем работы вынудил его пересмотреть это решение. Секретарем Папы Бергольо стал епископ Альфред Ксуереб (Xuereb), имеющий опыт работы в Гос. секретариате Ватикана и с 2007 г. занимавший должность второго секретаря Папы Ратцингера. Характерно также, что Папа Бер-гольо не стал окружать себя «своими людьми» или соотечественниками, тогда как при Папе Войтыле среди обслуживающего персонала преобладали поляки, а при Папе Ратцингере - немцы.

Франциск осуждает «безумие военных конфликтов» и тех, кто их развязал, считая деньги важнее личности. По его словам, война является «актом веры в деньги, идолов и ненависть», приводящим к убийству брата и любви.

Папа Бергольо выступает за мир на всей Земле, «все еще разделенной жадностью и эгоизмом». Отмечая, что узаконенное насилие, оборот наркотиков, а также варварская эксплуатация природных ресурсов угрожают и жизни, и семье человека, он требует немедленно прекратить насильственные действия и найти политическое решение кризисов, которые угрожают миру и согласию. Франциск подчеркивает, что «мир в мире не продают и не покупают: он дар Божий». В то же время он утверждает, что не следует верить во всемогущество зла и в то, что мы якобы ничего не можем сделать с насилием, несправедливостью и грехом.

Сразу после избрания Папа Бергольо благословил весь мир, всех мужчин и женщин доброй воли, среди которых, по его словам, «многие не католики, есть и неверующие, но каждый - сын Божий». Папа объявил о желании двигаться по пути братства, любви и взаимного доверия, создавать и исповедовать мир в мире. В первом послании «Городу и миру» он просит Христа «заменить ненависть на любовь, месть на прощение, войну на мир во всем мире» - на Ближнем Востоке, особенно между израильтянами и палестинцами, в Ираке и Сирии; в Африке, где еще продолжаются кровавые конфликты в Мали, Нигерии и Демократической Республике Конго; в Азии, прежде всего на Корейском полуострове.

Франциск призывает строить мир в мире. По его мнению, настоящий мир возможен только, если каждый человек будет думать не только о своих правах, но и заботиться о благе других и «природе, которая сближает на нашей Земле всех людей» и которую мы, зачастую, «не используем во благо, но жадно эксплуатируем в ущерб другим». И роль Папы он видит в том, чтобы «строить мосты с Богом и людьми», потому что «забывая Бога, не навести мостов между людьми, но и, игнорируя других людей. не построить мостов к Богу». Франциск подчеркивает, что Католическая Церковь понимает значение уваже-

ния и дружбы мужчин и женщин различных религиозных традиций, осознающих ответственность за все созданное и необходимость любить его и сохранять. Он утверждает, что вместе люди способны «сделать многое для блага самых бедных, слабых и страдающих, чтобы обеспечить справедливость, примирение и мир». В этом Папа Бергольо видит фундаментальную роль религий и важность диалога с ними, особенно с исламом, как и добрые отношения с неверующими. Он говорит, что все люди способны делать добро, а думать иначе означает отгораживаться от других, возводя стену, которая ведет к войне. И утверждение о возможности убивать во имя Божье Франциск считает кощунством. По его словам, Господь искупил кровью Христа не только католиков, но всех людей, включая и атеистов, а потому все люди обязаны делать добро.

Франциск подчеркивает, что в качестве детей Божьих каждый мужчина и каждая женщина должны иметь возможность свободно исповедовать свою религиозную конфессию, какой бы она ни была. Он заступается за христиан, которые в некоторых странах подвергаются дискриминации, и называет Христианскую Церковь нашего века «Церковью мучеников». Папа Бергольо канонизировал 800 итальянцев, в 1480 г. обезглавленных турками за отказ принять ислам. Это вызвало недовольство Турции, как и объявление этим Папой геноцида армян «первым геноцидом XX века». Следует отметить, что Ватикан признал этот геноцид еще в 2000 г.

Франциск призывает действовать так, «чтобы никогда не преобладали разделяющие и ранящие разногласия, но побеждало желание строить истинные дружеские связи между всеми народами». Святой Дух создает единство в различиях, не в так называемом равенстве, а в гармонии. Папа призывает искать новые способы евангелизации и нести Евангелие до самых крайних уголков Земли. В апреле 2013 г. Папа Бергольо провел на Площади Св. Петра конфирмацию 44 детей из Африки, Азии, Латинской Америки и Европы (включая Белоруссию). В мае 2013 г. Франциск встречался на этой Площади с более 200 тыс. членами светских католических организаций и отвечал на вопросы религиозного характера, переданные ему заранее. До него ничего подобного Папы не делали.

Как и его предшественники, Папа Бергольо ратует за чистоту католицизма, призывая преодолеть искушение «быть в некотором роде как все». По его словам, потеря непреклонности ведет к отступничеству. Неверность Господу начинается с попыток «кроить веру, торговать ею, продавая тому, кто заплатит больше».

Сразу после избрания Франциск направил послание главному раввину Рима Риккардо Ди Сеньи, выразив надежду на гармоничное сотрудничество католиков и иудеев в духе II Ватиканского собора. На инаугурации Франциска 19 марта 2013 г. присутствовали более 130 правительственных делегаций (наиболее многочисленными оказались аргентинская и итальянская) и более 30 глав государств. По желанию Папы Бергольо на эту церемонию пригласили несколько аргентинцев - из самых бедных и работающих среди бедных.

Впервые за тысячу лет при начале Понтификата присутствовал Константинопольский Патриарх Варфоломей I.

Папа Бергольо принял в Ватикане Константинопольского Патриарха Варфоломея I, православного Митрополита Московской Патриархии Иллариона (Алфеева), члена руководства Латиноамериканского иудейского конгресса Клаудио Эпельмана, президента Евангелической Церкви Германии Николауса Шнейдера. Франциск приветствовал делегатов Католических Восточных Церквей, Православных Восточных Церквей и представителей других религиозных традиций, подчеркивая особое отношение к мусульманам, «чтящим живого и милосердного Единого Бога».

16 марта 2013 г. на встрече с более 4 тыс. журналистами, аккредитованными для освещения Конклава, Папа поблагодарил присутствующих за описание выборов Папы как относящееся к Церкви событие, религиозное и духовное, а не политическое или экономическое. Он заявил, что благословляет их всех молча, потому что уважает чувства некатоликов и неверующих, которые имеются среди них.

На январь 2014 г. запланировано совместное паломничество в Иерусалим Римского Папы Франциска и Константинопольского Патриарха Варфоломея I в честь юбилея взаимного снятия анафемы Павлом VI и Патриархом Афинагором в 1054 г.

Кардинал Бергольо осуждал замешанных в педофилии священнослужителей и прикрывавших их епископов. Франциск встретился с префектом Конгрегации вероучения архиепископом Герхардом Людвигом Мюллером и настоятельно рекомендовал ведомствам Римской Курии и Национальным епископским конференциям рассмотреть вопрос о наказании виновных в педофилии священников и о помощи жертвам сексуального насилия.

Кардинал Бергольо выступал против отмены целибата, считая, что такой шаг вряд ли сможет привести к увеличению числа желающих стать священниками или снизить количество педофилов. Он предлагал быть внимательнее к тем, кого посвящают, так как извращение, если оно имеется, существует уже до посвящения. Был против однополых браков и усыновления детей такими парами; осуждал аборты, требуя уважать жизнь, но допускал применение противозачаточных средств в качестве профилактики инфекционных заболеваний. Считал рожденных вне брака детей невиновными в поведении своих родителей и объявлял лицемерами тех, кто отказывался их крестить.

На обложке журнала «Шпигель» (18 марта 2013 г) портрет Папы сопровождается провокационной надписью: «Франциск - современный реакционер». Напротив, журнал «Экономист» (16 марта 2013 г.) гораздо более оптимистичен, утверждая, что, «несмотря на близость к консервативному Бенедикту XVI, новый Папа способен стать реформатором». От него много требуют, надеясь, что он проявит себя как такой же талантливый коммуникатор, как Папа Войтыла, уважаемый теолог, как Папа Ратцингер, и, в отличие от них, -успешный модернизатор куриальных ведомств.

Франциск считает, что для Спасения души и Церкви возможны изменения и реформы. Он констатирует, что проблемы нельзя решить, если мы станем ограничиваться бормотанием, болтовней или словами «мне не нравится», и говорит о необходимости «разумной экономии» куриальных ведомств. От Папы Бергольо ждут перемен и

79

реформы Римской Курии; ему предстоит приблизить Католическую Церковь к обществу, примирить католиков, объединить христиан, наладить отношения с адептами других религий, обиженных рядом неловких высказываний его непосредственного предшественника, разобраться с запутанными делами Римской Курии. Ходят слухи об усилении прозрачности в области финансов, отказе от спекуляций, ориентации на этическую направленность финансовой деятельности и даже о возможности закрытия ИОР. Один из основателей теологии освобождения бразильский священник Леонардо Бофф, подчеркивая, что «Римский Папа может все», мечтает о децентрализации управления Католической Церковью, выхода ее из стен Ватикана, создать Конгрегации Азии или Африки, переместить Центр по правам человека в Латинскую Америку и предоставить отдельным континентам и странам возможность принимать собственные решения.

Что из этих надежд сможет воплотиться в жизнь, покажут действия нового Папы и время.

Примечания:

1. Il Regno. - Bologna, 2012. - 15 settembre. - P. 509; ibid. - 2011.

- 1 marzo. - P. 181-183; ibid. - 2011. - 15 aprile. - P. 542; ibid.

- 2011. - 15 luglio. - P. 455; La Civilta Cattolica Roma. - 2013.

- 2 marzo. - P. 425, 438, 443-444; ibid. - 2013. - 23 marzo. - P. 545-546, 549, 550, 552, 557, 560-561; ibid. - 2013. - 16 febbraio.

- P. 324; ibid. - 2012. - 21 gennaio. - P. 173-174; ibid. - 2013. -6 aprile. - P. 78; Oggi. - Roma, 2012. - M 7. - P. 99, 32-33; Annuario Pontificio. - 2001. Citta del Vaticano. - 2001. - P. 18*; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. - 2013. - 5 marzo. - P. 1, 14; Das Parlament. - Bonn, 2004. - 14 Juni; La Documentation Catholique. - Paris, 1964. - 2 fevrier. - P. 202; The Economist. -London, 2013. - 16 march. - P. 14; Corriere della sera. - Milano, 2013. - 14 marzo; Ильинский, M.M. Последняя месса: Иоанн Павел II. Жизнь в Ватикане. - М., 2005. - С. 233.

2. Моравский, З. Ватикан издалека и вблизи. - М., 1981. -С. 158, 159, 174, 171, 315, 150, 163; Ковальский, Н.А. Ватикан и мировая политика. Организация внешнеполитической деятельности католического клерикализма. - М., 1964. -С. 73; Ватикан. - М., 2005. - С. 3-7, 57, 52; Ильинский, М.М. Указ. соч. - С. 14, 17-18, 28, 53-54; Nichols, P. Le divisioni del Papa. La Chiesa Cattolica oggi. - Milano, 1981. - P. 124125; Каноническое право. О народе Божьем / Сост. Ю. Юркович. - М., 1995. - С. 103; Poupard, P. Il Vaticano oggi.

- Torino, 1968. - P. 36; The Europa World Yearbook 2001. -V. II. - London, 2001. - P. 4303, 4310; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. - 2011. - 18 gennaio. - P. 11; ibid. - 2009. - 18 dicembre. - P. 11; ibid. - 2010. - 15 gennaio. - P. 4; ibid. - 2010.

- 16 luglio. - P. 10; ibid. - 2012. - 31 luglio. - P. 12; ibid. -2012. - 2 ottobre. - P. 8; ibid. - 2013. - 19 marzo. - P. 13; ibid.

- 2013. - 16 aprile. - P. 3; ibid. - 2013. - 28 maggio. - P. 11; La Documentation Catholique. - 2013. - 21 avril. - P. 412; L'Unita.

- Roma, 2005. - 22 aprile; La Civilta Cattolica. - 2012. -4 febbraio. - P. 281; Corriere della sera. - 2013. - 19 marzo.

3. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. - 2010. - 16 luglio. -P. 10; ibid. - 2008. - 8 agosto. - P. 6; ibid. - 2013. - 4 giugno.

- P. 13; La Documentation Catholique. - 2010. - 3 octobre. -P. 850; ibid. —2013. - 28 fevrier. - P. 254; Независимая газета. - М., 2013. - 3 апр. - Прилож. НГ-Религии. - M 6. -С. 2; там же. - 2013. - 5 июня. - Прилож. НГ-Религии. -M 9. - С. 2; там же. - 2013. - 19 июня. - Прилож. НГ-Рели-

гии. - M 10. - С. 26; Ильинский, М.М. Указ. соч. - С. 120. -

- 80 -ЯР-

4. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. - 2010. - 14 maggio. -P. 22; ibid. - 2010. - 26 febbraio. - P. 9; ibid. -2009. - 6 marzo.

- P. 10; Il Regno. - 2012. - 1 maggio. - P. 308; La Documentation Catholique. - 2012. - 18 novembre. - P. 980; L'Unita. - 2005. -22 aprile; Каноническое право ... - С. 65, 68, 70-71, 73-74, 5960, 63-64, 110; Андреев, А. Монашеские ордена. - М. - Киев, 2003. - С. 272, 274, 281; Ильинский, ММ. Указ. соч. - С. 124, 129, 130, 125; Райт, Дж. Иезуиты: Тайная гвардия Ватикана. - М., 2006. - С. 381, 385, 351, 361; Андреев, А.Р., Шумов, С.А. Мальтийцы и иезуиты: Власть над миром. - М., 2005. -С. 158, 163-166, 217-219; Бемер, Г. История ордена иезуитов. - Смоленск, 2002. - С. 5, 191; Христианство. Словарь / Сост.: H.H. Поташинская. - М, 2001. - С. 154.

5. La Documentation Catholique. - 2013. - 28 fevrier. - P. 221, 233; ibid. -2013. - 21 avril. - P. 371, 4; La Civilta Cattolica. -2013. - 2 marzo. - P. 448-449; ibid. - 2013. - 20 aprile. -P. 105-107, 171-174, 176-177, 179-181, 184, 186-187; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. - 2012. - 2 ottobre. -P. 8; ibid. - 2013. - 5 marzo. - P. 14; ibid. - 2013. - 2 aprile. -P. 15; Das Parlament. - 2013. - 2 Marz. - S. 1; Il Secolo XIX.

- Genova, 10 aprile; ibid. - 2005. - 13 aprile; La Repubblica. -Roma, 2005. - 3 aprle; Financial Times. - London, 2013. -15 march; Независимая газета. - 2013. - 20 марта. - Прилож. НГ-Религии. - № 5. - С. 1.

6. Мережковский, Д.С. Лица святых от Иисуса к нам. -М. - Харьков, 2000. - С. 215-217, 220, 264, 269-270, 273, 275, 317-318; Реати, Ф. Франциск - учитель молитвы. -М., 2000. - С. 11, 37, 50; Яковелли, А. Франциск Ассизский. - М., 2003. - С. 34, 39, 43, 63, 125, 154; Самарин, М.С. Франциск Ассизский и его наследие. - СПб., 2008. -С. 44, 48, 50, 53, 54, 59-60, 71-73, 157; Цветочки св. Франциска Ассизского. - СПб., 2007. - С. 67; Андреев, А. Монашеские ордена. - С. 229, 248; Ткач, М.И. Тайны католических монашеских орденов. - М., 2003. - С. 276; New Catholic Encyclopedia. - V. 6: San Francisco and other.

- 1967. - P. 8-31; Католицизм. Словарь атеиста. - М., 1991. - С. 282.

7. Материалы о Папе Франциске взяты из следующих источников: L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2013. -19 marzo. - P. 16, 13, 8, 1-3, 5-6; ibid. - 2013. - 26 marzo. -P. 3, 6, 8-9; ibid. - 2013. - 9 aprile. - P. 1, 4, 6; ibid. - 2013. -2 aprile. - P. 1, 3-4, 8-9, 11; ibid. - 2013. - 16 aprile. - P. 1, 5, 11, 13, 16; ibid. - 2013. - 30 aprile. - P. 3, 4-5, 9; ibid. - 2013.

- 24 aprile. - P. 1-2, 10; ibid. - 2013. - 21 maggio. - P. 1-4, 16; ibid. - 2013. - 28 maggio. - P. 8, 10; ibid. - 2013. - 4 giugno. -P. 3; La Civilta Cattolica. - 2013. - 23 marzo. - P. 531, 534537, 545-546, 549-550, 571, 600; ibid. - 2013. - 20 aprile. -P. 109-117, 171-174, 176-177, 179-181, 184, 186-187; La Documentation Catholique. - 2001. - 4 mars. - P. 226; ibid. -2005. - 1 mai. - P. 444; ibid. - 2013. - 21 aprile. - P. 141, 348, 363, 367, 371-372, 374, 381, 400, 412; The International Herald Tribune. The Global edition of the New York Times. - Moscow, 2013. - 12-15, 19 march; Financial Times. - 2013. - 14 march; Corriere della sera. -2013. - 27 marzo; Der Spiegel. - Hamburg, 2013. - 18 Marz. - S. 85-88; The Economist. - London, 2013. -16 march. - P. 14, 55; Annuario Pontificio. - 2001. - P. 26*, 105, 878; Независимая газета. - 2013. - 20 марта. - Прилож. НГ-Религии. - № 5. - С. 1-2, 4, 8; там же. - 2013. - 3 апреля.

- Прилож. НГ-Религии. - № 6. - С. 1-2, 5; там же. - 2013. -17 апреля. - Прилож. НГ-Религии. - № 7. - С. 1; там же. -2013. - 15 мая. - Прилож. НГ-Религии. - № 8. - С. 2; там же. - 2013. - 5 июня. - Прилож. НГ-Религии. - № 9. - С. 2; там же. - 2013. - 19 июня. - Прилож. НГ-Религии. - № 10.

- С. 6; Метро. - М., 2013. - 10 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.