Берегиня . 777 . Сова, 2011, № 4 (11)_
УДК 272 ББК Э375
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ОБ ЭТИКЕ В ЭКОНОМИКЕ
SaBMS
?ЯЙь£ «DfffWl i СЙ^ЖЙНЙ!
Поташинская Наталия Николаевна,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН (г. Москва)
Аннотация. В статье отражены предложения современных католических деятелей, включая Папу Бенедикта XVI, о гуманизации экономики на базе христианских моральных ценностей; показана трактовка социальной доктриной Католической церкви финансово-экономического кризиса, предприятий, рыночной экономики, прибыли, конкуренции, занятости, прав человека и всеобщего благосостояния.
Ключевые слова: католицизм, социальная доктрина Католической церкви, Бенедикт XVI, экономика, этика, кризис, предприятие, прибыль, конкуренция, занятость, иммиграция, права человека.
N.N. Potashinscaja,
candidate of historical sciences,
Institute of sociology of Russian Academy of sciences (Moscow)
CATHOLIC CHURCH OF ETHICA IN ECONOMY
Annotation. The article reflect the propositions of modern catholic leaders, include of Benedict XVI, about the humanization of the economy on the base of christian moral values; appealed social doctrine of Catholic church interpretation of finance and economic crisis, enterprises, profits, competition, employment, immigration, right of man and wellbeing.
Key words: Catholicism, Social doctrine of Catholic Church, Benedict XVI, Economy, Ethic, Crisis, Enterprise, Profit, Competition, Employment, Immigration, Right of the man.
В последнее время католические авторы все чаще пишут о мировом финансовом кризисе. Отмечается, что это «финансовое землетрясение» началось в июне 2008 г. в США, а затем «сейсмические волны из Нью-Йорка» перекинулись на
Европу и создали проблемы в Азии. По словам католических изданий, из-за неоправданного тяготения к максимальным и немедленным прибылям мировой финансовый сектор оказался «голым королем», а попытки реанимации междуна-
родных финансов, все больше напоминают военную хронику. Встает вопрос о пользе сохранения Маастрихтского договора. Возникают серьезные опасения, что пересмотреть соглашения по евро заставят уже не правительства, а финансовые рынки. Нынешний Папа Бенедикт XVI (Йо-зеф Ратцингер, 2005) считает кризис прежде всего моральным и идеологическим. Он утверждает, что спираль инфляции связана с недоверием к собственным валютам, так как любая из них, включая доллар и евро, оказались слабыми [1].
Проблемы экономики не только в теории, но и на практике непосредственно касаются и Католической церкви. Управляющее католиками всей Земли город-государство Ватикан, которое также называется Святым Престолом (в качестве резиденции Папы), располагает собственными банками и недвижимостью, инвестициями в итальянскую промышленность, финансовой поддержкой правительства Италии, национальных епископатов всех стран мира, священников, монашествующих и мирян.
По официальной оценке своего бюджета на 2010 г. Святой Престол объявил приход в около 245,2 млн. евро и расход в более 235,3 млн. евро. Средства тратятся на Римскую Курию, Синод епископов, принадлежащие Ватикану радио, телевидение, официальную газету «Оссерваторе Романо», типографию, книжные магазины, широкую благотворительную деятельность во многих странах. Грош святого Петра - пожертвования Папе от отдельных католических церквей, монашеских конгрегаций и фондов мирян (в большинстве из США, Германии, Италии, Франции, Японии и Южной Кореи) - составил в 2010 г. более 67,7 млн. долларов США, тогда же Католический банк Институт религиозных дел предоставил Понтифику 55 млн. евро [2].
Папа Ратцингер считает, что ни один политический режим не является идеальным и ни один экономический выбор не нейтрален. Но все они должны служить общему благу и уважать достоинство человека. Рынок не должен стать местом господства сильного над слабым. Проблемы настоящего и будущего человечества Бенедикт XVI связывает с финансовыми спекуляциями, громадными потоками иммигрантов и бессистемной эксплуатацией земных ресурсов. В то же время он кон-
статирует, что труд иностранных рабочих вносит значительный вклад в экономическое развитие как принявших их стран, так и стран исхода.
Нынешний Папа постоянно говорит о том, что Католическая церковь не предлагает технических решений и не вмешивается в политику государств. Он подчеркивает, что Святой Престол не является экономической или военной державой. Его вклад в международные отношения состоит в акцентировании морально-этических принципов, поддержке важных для человека ценностей, а также защите прав тех людей, которые не имеют голоса - бедных, больных, зачатых, но еще не рожденных, престарелых, страдающих от дискриминации. По его словам, Святой Престол ощущает ответственность перед Богом и человеком как созданием Божьим. Бенедикт XVI подчеркивает, что лучшее будущее возможно только, если оно будет базироваться на основополагающих этических принципах.
Папа Ратцингер «смиренно признает» поведение членов своей Церкви не всегда соответствующим высоте провозглашаемой ею морали. Он призывает всех людей, включая и католиков, соблюдать идеи христианской справедливости.
Бенедикт XVI считает, что верующие должны влиять на общественную жизнь собственным поведением, придавая ей специфические христианские культурные аспекты и одновременно воспринимая местные традиции. Он считает необходимым «продвигать христианский смысл жизни» путем распространения Евангелия, укрепляя культуру, которая основана на любви к человеку от его зачатия до естественной смерти, на принципах справедливости и солидарности [3].
Папа Ратцингер «со стыдом» отмечает, что в истории христианства прибегали к насилию во имя веры, злоупотребляя основами христианства. Папа утверждает, что каждый здравомыслящий человек понимает настоятельную необходимость постоянного уважительного сотрудничества всех культур и религий. Нельзя оправдывать нетерпимость и насилие, тем более, если они прикрываются Именем Божьим или Священным Писанием [4].
Президент Итальянской епископской конференции и архиепископ Генуи кардинал Андже-ло Баньяско констатирует, что международный кризис не щадит никого, создавая серьезные про-
т
107
блемы в областях экономики и финансов, труда и солидарности, мира в мире, охраны окружающей среды, что усугубляет положение каждого человека, особенно молодежи, семьи и коллективов. Кардинал связывает эти проблемы с так называемой «социальной этикой» [5].
Первая социальная энциклика Бенедикта XVI «Каритас ин веритате» (2009) [6] отмечает, что сегодня много говорят об этике в области экономики, финансов и промышленности. Католические деятели рассматривают экономическую этику как осуществление добра через направление на благо личности производства и торговли материальными ресурсами. Папа Рат-цингер выступает за социальную справедливость, бескорыстие, братство и солидарность. По его мнению, раньше полагали, что сначала нужна справедливость, а бескорыстие придет потом, но ныне наоборот: особенно важно побеждать зло добром и силой любви, а потому в первую очередь необходимо бескорыстие.
«Оссерваторе Романо» подчеркивает, что кризис, охвативший Север Америки и Европу, «фактически усилил экономики, которые за счет слабости и структурной отсталости старого мира получили большее пространство для соревнования». Улучшилось распределение богатств между странами, но не внутри стран. Социальное неравенство быстро растет в Китае, Индии, Южной Африке, России. За последнее десятилетие миллионы людей избавились от крайней бедности, которая казалась почти фатальной. После удовлетворения первичных нужд, необходимых для выживания открывается новая бедность, связанная с доступом к образованию, медицинскому обслуживанию, жилью, образованию, стабильной занятости, с защитой детей, семьи и престарелых [7].
Государственный секретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне утверждает, что в нынешний сложный период необходимо связать финансы, политику и технологию с этикой, так как нет иного пути достижения более справедливой и солидарной мировой экономики. Он считает экономическую этику проявлением со-зидательности и гражданского долга, который требуюет, чтобы «экономическая цивилизация» противостояла спекулятивным тенденциям и использовала прибыль для построения всеобще-
го благосостояния. Кардинал отмечает, что далеко не все теории о социальной ответственности предприятий отвечают христианским антропологии и гуманизму, особенно те из них, которые игнорируют роль трудящихся и считают предприятие инструментом маркетинга. Берто-не призывает предпринимателей, проявляя инновации, креативность и эффективность, вносить вклад во всеобщее благосостояние и развитие гражданского общества.
Папа Ратцингер подчеркивает, что рост прибыли на душу населения является важным средством борьбы с голодом и нищетой. Проблему можно решить не простым перераспределением богатств, а созданием прибылей для настоящего и будущего. Бенедикт XVI считает, что рассчитанные на прибыль традиционные предприятия должны рассматривать ее как орудие реализации гуманитарных и социальных задач, включая предоставление помощи слаборазвитым странам.
Папа Ратцингер констатирует, что решение экономических проблем требует принятия непопулярных мер, при которых могут ограничиваться права и социальная защита трудящихся, а увеличение занятости связано с перемещением производства, что зачастую идет на пользу производителю и в ущерб потребителю. Он призывает развивать «этические финансы», поддерживая идею мелких кредитов для помощи бедным народам и новым бедным в богатых странах.
Папа Ратцингер говорит об «экологии человека» - защите личности от саморазрушения путем охраны земли, воды и воздуха, принадлежащих всем Божьим созданиям без исключения. Он подчеркивает необходимость возвращения медицины к превентивным функциям и заботе о больных людях, осуждая превращение ее в орудие выкачивания денег [8].
В 2010 г. в Милане вышла монография «Экономическое благо: этика и рынок вне привычных истин» Дж. Сальвини и Л. Цингалеса с участием С. Каррубы, которая представляет обобщенную журналистом дискуссию итальянского теолога с экономистом из США [9]. Теолог и философ Джанпаоло Сальвини - священник-иезуит, который более 25 лет (вплоть до октября 2011 г.) руководил выходящим под эгидой Государственного Секретариата Ватикана журналом «Чивиль-
та Католика». Экономист Луиджи Цингалес -доцент Чикагского университета, сотрудник Европейского правительственного корпоративного института, Национального бюро экономических исследований и Центра по изучению экономической политики, автор многих передовиц в широко известных итальянских изданиях: экономической газете «Иль Соле 24 оре» и еженедельнике «Эспрессо»; в 2003 г. он получил премию как лучший молодой европейский экономист. Журналист Сальваторе Карруба является постоянным сотрудником газеты «Иль Соле 24 оре», которой одно время руководил.
И Сальвини, и Цингалес постоянно ссылаются на «Каритас ин веритате». Оба согласны с заявлением Бенедикта XVI о необходимости гуманизации экономики, исходя из понимания рынка, конкуренции и прибыли в качестве инструментов, а не цели развития общества.
И Сальвини, и Цингалес утверждают, что связь этики с экономикой тем успешнее, чем больше общество пронизано моральными ценностями, оба пытаются понять, в какой именно этике нуждается рынок, и признают, что не знают, какие конкретные шаги нужны для укрепления этико-моральных основ экономики.
Оба участника дискуссии считают жизненно важными для экономики хотя бы минимум доверия и взаимной порядочности, кооперации и ассоциации. В то же время и Сальвини, и Цингалес согласны с тем, что отношения этики с экономикой нельзя сводить к рыночным механизмам. И Сальвини, и Цингалес говорят о необходимости показать моральный аспект экономической деятельности, который они обуславливают общественными этическими ценностями. Оба подчеркивают, что основная причина финансово-экономического кризиса заключается в недостатках системы управления, а не в нарушении этических принципов.
Сальвини отмечает, что, начиная с блаженного Иоанна Павла II (Кароль Войтыла, 1978 -2005), язык социальных энциклик приближается к языку крупнейших экономических газет и журналов. Веками Папы и епископы Католической церкви акцентировали внимание преимущественно на грехах сексуального характера. В связи с некомпетентностью в экономике они ог-
раничивались проблемой распределения и игнорировали предприятия.
Сальвини видит новизну «Каритас ин ве-ритате» в определении этических принципов экономики, которые не должны ограничиваться перераспределением продукции, а также комбинацией и перемещением производственных факторов [10].
По социальной доктрине Католической церкви, финансовые рынки в различной форме отвечают финансовым требованиям производства. Долгосрочные инвестиции невозможны без посредничества этих рынков, играющих позитивную роль в деле сбережений и развития экономической и социальной системы. Глобальный рынок облегчает производству подход к ресурсам благодаря максимальной мобильности капиталов. С другой стороны, рост мобильности повышает риск финансового кризиса. Замыкаясь в себе и усиливая асимметричность за счет концентрации капиталов в отдельных местах земного шара, глобальный финансовый рынок лишает многие страны доступа к преимуществам развития производства и негативно влияет на финансовую стабильность экономических систем, особенно слабых, задержавшихся в развитии. Таким образом, этот рынок лишается корней, перестает служить экономике и препятствует развитию личности и общества [11].
Католические авторы обвиняют мировые финансы в навязывании собственной морали путем вызова этике и культуре. Констатируется, что развитие не может основываться только на индивидуальном потреблении, потому что это препятствует восприятию социальных ценностей и провоцирует рост налогообложения [12].
Социальная доктрина Католической церкви основана на учении Апостолов, Отцов Церкви, Понтификов. Нынешний Папа подчеркивает, что это единое учение, не до или после Второго Ватиканского собора (1962-1965). Эта доктрина подходит к экономическим, как и ко всяким прочим проблемам, прежде всего с морально-этической точки зрения. Католические издания постоянно подчеркивают, что после веры в Бога самым важным является уважение жизни и достоинства каждого человека.
Отмечается, что Господь относится ко всем людям без какой-либо предвзятости (Деян 10, 34т
109
35), потому что все они созданы по образу и подобию Божьему и едины во Христе (Быт 1, 26-27; Гал 3, 28). Отсюда, католическая социальная доктрина делает вывод о том, что только справедливость и равенство народов всех стран способны обеспечить истинный прогресс международного сообщества. Бенедикт XVI считает единственным критерием справедливости евангельскую любовь к Богу и ближнему. Он говорит: «Как христиане, мы убеждены, что наш самый драгоценный вклад в дело мира в мире - это молитва», потому что «Господь может осветить наши умы и сердца и в повседневной реальности сделать нас строителями справедливости и примирения» [13].
В последнее время в католической печати все чаще поднимается вопрос об определения благосостояния как неизбежного компонента человеческого счастья, нередко связываемого с деньгами, которые предоставляют желаемые блага или возможность их приобретения. Сальвини отмечает, что и верующие, и неверующие хотят счастья и определенного количества материальных благ и доходов. Только рост богатства еще не означает увеличения счастья, о чем свидетельствует количество самоубийств в богатых странах.
Христианская традиция не считает частную собственность чем-то неприкосновенным. Она утверждает право каждого человека на использование всех земных благ, но при этом выделяет социальную сущность собственности, ее обязательное использование не только для владельца, а для всех людей.
Библия относится к экономическим благам двойственно: они необходимы для жизни, считаются благословением Божьим и результатом прилежного труда (Притч 10, 4). В то же время осуждаются чрезмерное богатство и роскошь, ростовщичество, эксплуатация или игнорирование нужд бедных (Иер 7,6; Мф 13, 22; Лк 6, 24-25).
Христианство осуждает стремление копить богатства исключительно для себя самих и призывает, преодолевая привлекательность материальных благ, склоняться к духовным ценностям. Папа Ратцингер говорит, что деньги - всего лишь средство, которое не должно отвлекать от истинной цели, заключающейся в повседневном построении более справедливого, солидарного, братского и толерантного общества с мирным сосуществовани-
ем традиций, культур, религий. Бенедикт XVI видит идеал в достижении в земной жизни материального процветания и духовного счастья для каждого человека путем обеспечения всех людей самым важным - правом на достойную жизнь от зачатия до естественной смерти и доступность первостепенных благ (пищи, воды, охраны здоровья, образования, работы, гражданских свобод) [14].
Социальная доктрина Католической церкви утверждает, что забота о всеобщем благосостоянии подразумевает перераспределение богатств между различными частями нашей планеты в пользу стран, исключенных из предоставляемых глобализацией преимуществ экономического и социального характера. Для достижения развивающимися странами уровня более развитых стран недостаточно одного обеспечения свободной циркуляции капиталов.
Бедность неимущих, угнетенных, слабых рассматривается как символ положения человека перед Господом, Подателем всех благ. Католическая церковь объявляет себя Церковью бедняков, но напоминает: «Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь» (Притч 22, 2) [15].
Сальвини считает рыночную экономику лучшим или менее несовершенным экономическим инструментом. В то же время он утверждает, что современная экономика в большей степени работает не на производство материальных благ или услуг, а на добывание денег с помощью денег, причем зачастую путем не инвестиций, а прямой спекуляции. Он видит мало труда в финансовой экономике, особенно в сравнении с промышленным или сельскохозяйственным производством. Тем не менее Сальвини полагает справедливой выплату менеджерам бонусов за долю их ответственности. Но, по его мнению, тут должны быть задействованы этика, здравый смысл, социальная справедливость и солидарность: такие бонусы не должны слишком сильно превышать доходы других вкладчиков. При этом следует учитывать, откуда берутся средства на эти бонусы, не из того ли, что дает банкам государство.
Цингалес возражает: это раньше труд ассоциировали с потом на лице. Сегодня заработать или потерять деньги способны не только рабочий на заводе или крестьянин на поле; адвокат, певец или
футболист получают в двести раз больше рабочего. Оплачивать труд важно, потому что при малой зарплате есть риск получить некомпетентных работников, ожидающих более интересного рабочего места. Однако совсем недавно люди работали не только за деньги, но и за престиж, социальное уважение и другие нематериальные ценности. За время кризиса этические стандарты снизились: теперь в основном работают только ради денег, и успех определяется количеством последних [16].
Сегодня Католическая церковь считает своей обязанностью показывать обществу направление развития. У нее собственные взгляды на проблемы семьи, противозачаточные средства, аборты, эвтаназию, биоэтику, гомосексуализм, нередко вступающие в противоречие с законами, которые принимают отдельные государства. Силами духовенства и мирян Католическая церковь противится расходящемуся с ее социальной доктриной политическому выбору. В сентябре 2008 г. в Кальяри (Италия), не удовлетворившись деятельностью «старых христианских демократов и выросших рядом с ними политиков», Бенедикт XVI выступал за «новое поколение католических политиков» и призывал Церковь и католиков евангелизировать мир труда, экономики и политики, внеся в них «моральную строгость и компетентность» [17].
Цингалес убежден в существовании моральных норм, способствующих повышению эффективности экономики, и в том, что в этом отношении может оказаться полезным определенный интерес экономических воротил к благосостоянию. Однако, по его словам, большинство экономистов США с ним не согласны. Сам он не верит в существование этического государства, способного определять моральные ценности и устанавливать нормы поведения.
Цингалес отмечает, что не все финансовые работники обязательно плохие, так же, как и не все рабочие обязательно хорошие. По его мнению, не случайно говорят, что в Италии лучшие секретари и худшие менеджеры, а в США - наоборот. Следует помнить, что деньги - это не цель, а только средство достижения цели. Поиски прибыли, считает Цингалес, является одним из признаков рыночной экономики, и он не видит морального запрета на стремление удовлетворить собственные
интересы, если при этом уважают правовую систему. Однако он отмечает, что систему стимулов нередко определяют люди, которые не имеют отношения к предприятиям и слишком симпатизируют менеджменту. Цингалес согласен, что многие менеджеры злоупотребляют властью, но, по его мнению, сложно уточнить правила справедливости, потому что тут речь идет о скорее социальных, чем экономических или этических аспектах. В частности, внутри административных советов предприятий нет достаточного количества советников, которые способны защищать интересы акционеров, а прибыль предприятия от нефти связана с ценой на нее и не зависит или не исключительно зависит от профессиональных способностей менеджера.
Цингалес утверждает, что Католическая церковь идет на поводу у общественного безразличия, тогда как она должна осуждать менеджеров, нарушающих моральные принципы, а обществу следует решать, не заслуживают ли такие люди применения санкций. Этот экономист призывает граждан бойкотировать продукцию предпринимателей, поступающих плохо, и сетует на то, что средства массовой информации, особенно в Италии, напротив, привлекают к таким личностям внимание и симпатии.
Цингалес ссылается на традицию протестантизма осуждать ошибающихся силами верующих, имеющих свои Советы при приходах. Он не знает, как это можно ввести в Италии, но убежден, что без такого рода общественных санкций любые социальные ценности не способны стать эффективными [18].
Сальвини возражает, что для Католической церкви характерно поддерживать социальную справедливость и равенство; она выступает против злоупотреблений во всех областях, включая экономику. Этот теолог подчеркивает, что Церковь - это не только Папа и епископы: на 98 % она состоит из мирян. По его словам, Католическая церковь - не трибунал и может молиться за всех: за Иуду, Сталина, Гитлера или Пиночета. Но она способна осуждать этически неверное поведение и, как показывают последние социальные энциклики, уже активно этим занимается. Сальвини напоминает, что эта Церковь испытывает трудности в преобразова-
нии своей социальной доктрины в сторону максимального приближения к современности. Встают, в частности, вопросы о налогах, особенно в Италии, где население считает государство противником, а не партнером. Когда обычные граждане уклоняются от уплаты налогов, очевидно, нет смысла говорить об этике предпринимателей и банкиров [19].
Сальвини видит в экономической этике деловую систему честной игры, подразумевающей уважение установленных правил. Он признает, что рынок и прибыль не самоцель, а полезное орудие человеческой деятельности. Этот теолог в традициях католической социальной доктрины рассматривает процесс накопления как средство роста всеобщего благосостояния и допускает прибыль только, если она не ограничивается личными интересами. Цингалес же с большим реализмом констатирует, что любое предприятие, игнорируя общее благо, всегда стремится к максимальной прибыли. Попытки уклониться от налогов или повлиять на политику этот экономист не относит к неэтичным поступкам [20].
Сальвини признает, что не знает механизма работы предприятий, но убежден в их обязанности заботиться обо всех работающих на них и живущих своим трудом. В то же время этот теолог считает эффективность предприятия мерой благосостояния, а потому допускает массовые увольнения ради увеличения доходности, полагая, что уволенные способны найти другую работу. Цингалес резонно возражает, напоминая о миллионах безработных и отмечая, что после рецессии занятость всегда возобновляется медленно [21].
Сальвини не сомневается в праве государства вмешиваться в экономику ради всеобщего благосостояния. Однако он считает, что такое вмешательство не должно сводиться к простому перераспределению богатств. Важно уделять постоянное внимание каждой личности. При этом непременной составляющей экономической деятельности остается конкуренция, по его выражению, «соревнование, которое не следует превращать в борьбу до последней капли крови» [22].
Цингалес выступает за социальную поддержку рыночной экономики. Вклад демократического государства в благосостояние осуществляется в виде инвестиций в социальную сферу. Этот
экономист не видит серьезных противоречий между солидарностью и соревнованием, но весьма скептически относится к возможности социальной ответственности предприятия. Последнее - всего лишь собрание индивидуумов, которые сотрудничают ради определенных целей. Предприниматель может самостоятельно принять решение насчет увеличения цены на свою продукцию и получения меньшей прибыли, когда он, например, захочет сделать инвестиции в защиту окружающей среды. Но если он действует совместно с другими людьми, его выбор будет зависеть от их мнения и, вероятно, сведется к реализации того, что даст больше прибыли.
Для успешного функционирования общества, по мнению Цингалеса, необходимо формирование «гражданского капитала», под которым он понимает уплату налогов всем населением. Строить такой капитал предлагается путем воспитания, обучения в школе, усиления обязательных нормативов и примера лидеров.
Цингалес считает религиозный фактор, если это не фанатизм или интегризм, весьма позитивным явлением. В то же время, признавая связь между религией и этикой, этот экономист не считает религию обязательной для распространения этических норм, так как этика может быть и светской, а там, где религия претендует на монопольное владение истиной, люди от нее отходят. Напротив, различия ведут к толерантности, к поискам общих принципов, когда религиозный дух разделяет выражение гражданского духа.
Цингалес считает этику определяющим экономическую деятельность сводом норм и принципов. По его мнению, Сальвини неправильно понимает соотношение прибыли и всеобщего благосостояния, так как для предпринимателя, даже если он не нарушает законов, главное не общее благо, а максимальная прибыль. Предприниматель использует лучших адвокатов, чтобы найти в законах лазейки для уклонения от уплаты налогов, что Цингалес не считает противоречащим этике, как и попытки оказать влияние на политический выбор.
Этот экономист напоминает, что неправильно искать причины финансово-экономического кризиса в нарушении этических норм и предположительной дегенерации капитализма. Ошибки
были не в этике, а в управлении банками. Этические стандарты снизились не только за счет человеческой жадности. Отчасти вина лежит и на экономистах. Экономика основывается на принципах методологического индивидуализма, по которому индивидуум избирает такое поведение, которое больше всего отвечает его личным интересам. Разграничивать «справедливое» и «несправедливое» становится все сложнее, и человек, не способный украсть библиотечную книгу, все чаще позволяет себе бесплатно записывать из Интернета фильм или песню [23].
Сальвини напоминает, что цель не может оправдывать недостойные средства, и государству следует вмешаться, если экономическая деятельность противоречит законам и наносит личности моральный или социальный вред. Католическая церковь выступает за социальную справедливость и всеобщее равенство прав при различиях в амбициях и вкусах. Человек важнее товара, экономических или финансовых проблем. Каждый должен получить возможность реализовать себя и свой потенциал. Сальвини выступает за увеличение инвестиций в социальные программы в качестве примера безвозмездности и бескорыстия экономики. Он отмечает, что «Каритас ин веритате» не утверждает, что бескорыстие способно заменить рынок или преобразовать его. Цингалес отмечает потенциальную возможность рыночной экономики и предприятий безвозмездно отдавать труд и деньги, однако предостерегает от риска неэффективного использования бесплатных даров [24].
Этот экономист убежден в существовании моральных норм, которые способствуют повышению эффективности экономики, и в потенциальной пользе определенного интереса экономических воротил к благосостоянию. Однако, по его словам, большинство экономистов США с ним не согласны. Сам он не верит в возможность существования этического государства, способного определять моральные ценности и устанавливать нормы поведения.
Сальвини приветствует развитие экономики, техники и рыночных отношений, но осуждает их неправильное использование, отмечая, что последние двадцать лет Католическая церковь ставит вопрос о социальной ответственно-
сти всех предприятий, а не только крупных или средних. Он предлагает согласовывать конкретные рецепты экономического развития с абстрактными принципами. Последние он видит в солидарности и бескорыстии, которые понимает как сотрудничество, братство и христианское милосердие, признавая все это делом сложным, рискованным и дорогостоящим, которое также опасно переоценивать, как и недооценивать.
Сальвини убежден в отсутствии единой социально-экономической модели, пригодной для любого континента и любой широты. Он отмечает, что рынок и прибыль - не самоцель, а полезный инструмент. И при всей своей поливариантности рыночная экономика не способна контролировать себя самостоятельно. Зацикливаясь на успехах в производственной сфере, рынок игнорирует образование и здравоохранение. Поэтому человечество ищет такую экономическую систему, которая уважала бы основные свободы и обеспечивала ненасильственную смену правительств [25].
Католическая пресса утверждает, что в последние годы «модель капитализма породила экономическую утопию, способствующую серьезному вырождению». Резкое нарушение равновесия доходов и потребления не только дестабилизировали экономическую систему, но и угрожают социальным отношениям и связям. Ценность человека все чаще связывают с его возможностями зарабатывать, тратить и потреблять. Но человек состоит не только из желудка, и каждый индивидуум - личность, имеющая право на уважение, возможность выразить свои мысли, сделать политический выбор, получить доступ к культуре и образованию.
Социальная доктрина Католической церкви учит, что труд человека соответствует Божьей воле: он долг, связанный с даром Создателя и полученным от Него талантом. Эта доктрина считает субъект труда гораздо важнее технических объектов; для нее мир труда имеет большее значение, чем «человеческий капитал». Папа Ратцингер подчеркивает, что у каждого человека должна быть достойная, стабильная и хорошо оплачиваемая работа, обеспечивающая и семью, и активное участие в развитии и благосостоянии всего общества. Он отмечает, что отсутствие занятости вредит человеческому достоин-
ству, порождает несправедливость, бедность, криминал и насилие.
В наше время отношения между трудом и капиталом должны отвечать целостному развитию человека. Еще вчера конфликт капитала и труда был прежде всего связан с тем, что, отдавая силы предпринимателям, которые руководствуются принципом максимальной прибыли, трудящиеся получали за свой труд самую низкую зарплату. Сегодня трудовой конфликт приобретает новый аспект. Став источником развития, научно-технический прогресс и глобальный рынок толкают трудящихся к безудержному увеличению производительности, что неизбежно приводит к усилению их эксплуатации [26].
«Оссерваторе Романо» поместила статью главного раввина Объединенной еврейской конгрегации Великобритании, члена Палаты лордов Джонатана Сэкса об этических проблемах современной экономики. Сэкс видит у рыночной экономики иудейско-христианские корни и глубокую связь с ценностями Торы. По его словам, мир, который заботится исключительно об упрочении евро, пренебрегая духовностью, не способен генерировать стабильное государство и здоровое общество. Этот раввин утверждает, что настало время вновь открыть идеи иудейско-христианской этики о достоинстве человека, созданного по подобию Божьему. «Человечество не создано для служения рынку. Рынки созданы для служения человеку». Этими словами заключается статья, целиком одобренная официальным изданием Святого Престола [27].
Католическая социальная доктрина предлагает свою обычную позицию: всегда начинать изменения с себя самого, своей совести, своего сердца. Католический епископ Иври - Корбей
- Эссон (Франция) Мишель Дюбо отмечает попытки многих игнорировать собственную роль в преодолении кризиса и оправдывать себя путем перекладывания вины на ошибки других
- соседей, американцев, русских, правительства, профсоюзов. Не ясно, каким образом можно сохранять уровень потребления, сберегая при этом деньги. То ли больше потреблять, чтобы поддержать производителей, или накапливать сбережения, или брать кредиты в ожидании рецессии [28].
Католическая церковь осуждает позицию безразличия по отношению к нуждающимся. Телевидение после нескольких минут сообщений о голоде в мире, гибели беженцев и нелегальных эмигрантов переходит к многочасовым передачам о светских раутах, роскошной жизни «звезд», кормах, гостиницах и кладбищах для животных - домашних любимцев [29].
Многочисленные католические приходы и благотворительные учреждения и организации продолжают социальное служение, оказывают духовную и материальную поддержку, бескорыстно работая в приютах, ухаживая за инвалидами, престарелыми, неизлечимо больными, помогая бездомным, наркоманам, заключенным [30].
Социальная доктрина Католической церкви констатирует, что глобализация облегчила перемещение богатств и технологий, став влиятельным рычагом проектов инвестиций в развивающиеся страны. Сама по себе глобализация нейтральна: она зависит от использования преимуществ международной экономики. При уважении определенных требований свободный рынок остается самым эффективным средством использования ресурсов и ответа на нужды людей и обществ. Перемещение производства и капиталов может принести пользу странам, которые нуждаются в технических знаниях и развитии мощной производственной и социальной системы. Однако экономическая конкуренция не должна преобразовываться в национализм и протекционизм, отмечается в католической социальной доктрине.
Протекционистская политика субсидий и продовольственной помощи препятствует развитию сельского хозяйства развивающихся стран, обеспечение их собственными ресурсами и продуктами питания. Значительное повышение цен на такие продукты, особенно на рис, пшеницу и кукурузу, усугубили положение голодающих в Африке, Латинской Америке, Азии. «Помощь» протекционистского характера приводит к закупке сельскохозяйственной продукции у национальных производителей для последующей перепродажи по бросовым ценам или вообще бесплатной раздаче в бедных странах, в том числе и через благотворительные организации.
Папа Ратцингер призывает к «планетарному распределению» энергетических ресурсов, чтобы их получали и те страны, где таких ресурсов нет [31].
Католическая пресса подчеркивает, что не существует какого-либо чудодейственного способа выбраться из многолетней наркотической зависимости от кредитов.
В одиночку ни одно государство не в состоянии контролировать международную финансовую систему. Необходимы общая ответственность, глобальная солидарность и сотрудничество на национальном и международном уровнях при условии взаимного уважения и постоянного диалога [32].
Нужна глубокая «культура перемен», и мировой финансовый кризис представляется подходящим поводом для разработки новой модели развития, макроэкономической теории, способной с большим успехом интерпретировать риски современного глобализированного мира, утверждают католические деятели. Настоятельно необходимо упорядочение всех национальных и международных финансовых рынков и упрочение парадигмы эффективного и инновационного управления финансами, экономикой и политикой ради общего блага всего человечества. Очень нужны новые нормы и учреждения международного права, отмечает католическая пресса.
Для преодоления мирового финансового кризиса католические издания предлагают следующие шаги:
• Развивать экономику там, где есть рабочие руки, а не там, где изобилует капитал.
• Обеспечить всеобщую занятость.
• Осуществлять новые инвестиции в индустрию возобновления энергии, способствующую росту благосостояния.
• Изменить способ производства и потребления сельскохозяйственной продукции и провести справедливую аграрную реформу.
• Расширить сеть экономических учреждений, гарантирующих регулярный доступ всех людей к продуктам питания и воде.
• Срочно определить способы обеспечения стабильности финансово-экономической системы, не сокращая потенциал ее эффективности.
• Подходить к кредитам более разумно, увеличивая мелкое кредитование.
• Учредить контроль общественности за сферой финансов и экономики путем осуществления прозрачности в области циркуляции денежных масс, выгод инвесторов и определении степени риска.
• Проследить за тем, чтобы политические власти не использовали роль «спасителей» от кризиса для подавления свободы предпринимательства.
• Пересмотреть систему вознаграждения руководителей финансовых учреждений, способствующих кризису путем получения ими непозволительных прибылей.
• Восстановить соблюдение правил и доверие между банками за счет приоритетной заботы о каждом отдельном человеке и обо всех людях.
• Переориентировать экономику на служение людям, а не прибыли.
• Перейти к глобально новому образу жизни и культуре поведения, от «я» к «мы», от индивидуального общества к коллективной жизни.
• Установить власть потребителей и их ассоциаций, исходя из принципа, что покупка представляет собой не только экономический, но и моральный фактор.
• Укреплять сотрудничество культур и религий, верующих и неверующих в упрочении справедливости и мира в мире.
• Учредить всемирную политическую власть, которая станет уважать великие моральные и религиозные традиции человечества и будет направлена на достижение всеобщего благосостояния.
• Произвести срочную реформу ООН путем конкретизации принципов предоставления самым бедным странам права голоса в решениях и защиты [33].
Примечания:
1. Бенедикт XVI «Каритас ин веритате» № 45; La Civilta Cattolica. Roma. 2008. 15 marzo. P. 611; ibid. 2008. 1 novembre. P. 304, 296; ibid. 2008. 18 ottobre. P. 188; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. Citta di Vaticano. 2011. 8 novembre. P. 10; ibid. 2008. 21 novembre. P. 8, 9.
2. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 12 luglio. P. 6.
3. Ibid. 2011. 22 novembre. P. 5; ibid 2011. 25 ottobre. P. 4; ibid. 2011. 8 novembre. P. 1; ibid. 2011. 10
maggio. P. 3; La Documentation Catholique. Paris. 2009. 2-16 aont. P. 751; Бенедикт XVI «Каритас ин веритате» № 9.
4. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 1 novembre. P. 7; ibid. 2011. 22 novembre. P, 5; Бенедикт XVI «Каритас ин веритате» № 36, 21, 62.
5. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 29 novembre. P. 12.
6. После первой социальной энциклики Католической церкви «Рерум Новарум» (1891) Льва XIII (Джоаккино Печчи 1810-1903) преемники этого Папы издавали социальные энциклики в 1931, 1961, 1967, 1971, 1981, 1987, 1991 гг., в большинстве случаях к юбилею «Рерум Новарум». Они посвящали эти основополагающие для католической социальной доктрины документы проблемам социального порядка и прогресса, месте Католической церкви в мире, деколонизации, социальной справедливости, правах трудящихся, развитию человека и последствиям краха коммунизма. La Documentation Catholique. 2009. 216 aout. P. 752.
7. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 29 novembre. P. 16.
8. Бенедикт XVI «Каритас ин веритате» №№ 45, 65, 46, 25, 26, 51, 38; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 4 ottobre. P. 11-12, 16; ibid. 2011. 21 giugno. P. 7; 2011. 6 settembre. P. 2; ibid. 2011. 9 agosto. P. 2; ibid. 13 dicembre. P. 6; La Documentation Catholique. 2009. 4 janvier. P. 6.
9. Salvini, G., Zingales, L. Con Salvatore Carruba. IL buono dell'economia: Etica e mercato oltre i luoghi communi. Univers^ Bocconi Editore. Milano. 2010. Pp. 190.
10. Ibid. P.P. 29, 82, 57.
11. Compendio della dottrina sociale della Chiesa. Pontificio Consiglio della Giustizia e della Pace. Citta del Vaticano. Libreria Editrice Vaticana. 2004. P. 200.
12. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 21 novembre. P. 16; ibid. 2008. 14 novembre. P. 3.
13. Salvini, G., Zingales, L. Con Salvatore Carruba. Il buono dell'economia. P.P. 76, 77; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 21 novembre. P. 1; ibid. 2011. 1 novembre. P. 10.
14. Compendio della dottrina sociale della Chiesa. P. 95, 96; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 26 settembre. P. 2; ibid. 2008. 25 gennaio. P. 3; Salvini G., Zingales L. Con Salvatore Carruba. Il buono dell'economia. P. 120; Бенедикт XVI «Каритас ин веритате» №12.
15. La Civilta Cattolica. 2008. 6 settembre. P. 392; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 14 novembre. P.P. 12, 3; ibid. 2008. 21 novembre. P. 8;
Compendio della dottrina sociale della Chiesa. P.P. 291, 95, 96, 178, 179, 198.
16. Salvini, G., Zingales, L. Con Salvatore Carruba. Il buono dell'economia. P.P. 37, 38, 60.
17. La Documentation Catholique. Paris. 2008. 26 mars. P. 251; Il Secolo XIX. Genova. 2008. 8 settembre.
18. Salvini, G., Zingales, L. Con Salvatore Carruba. Il buono dell'economia. P. 83-84.
19. Ibid. P.P. 82, 85, 87, 90.
20. Ibid. P.P. 29, 47, 49.
21. Ibid. P. 105.
22. Ibid. P. 109.
23. Ibid. P. 130.
24. Ibid. P.P. 51, 82, 189.
25. Ibid. P.P. 95, 102, 112-113, 141.
26. Compendio della dottrina sociale della Chiesa. P. 154, 155; La Civilta Cattolica. 2011. 15 ottobre. P. 144145; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 15 novembre. P. 5; La Documentation Catholique. 2009. 6-20 septembre. P. 803; Бенедикт XVI «Каритас ин веритате» № 63.
27. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 13 dicembre. P. 16.
28. La Documentation Catholique. 2008. 2 novembre. P. 274; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 21 novembre. P. 8.
29. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2011. 15 novembre. P.P. 3, 16; La Civilta Cattolica. 2008. 1 novembre. P. 304 ; La Documentation Catholique. 2008. 19 octobre. P. 904.
30. L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 21 novembre. P. 5; Независимая газета. M. 2008. Прилож. НГ-Религии. № 21 С. 4.
31. La Documentation Catholique. 2008. 2 novembre. P. 273; ibid. 2008. 19 octobre. P. 903; ibid. 2008. 15 juin. P. 567; La Civilta Cattolica. 2008. 1 novembre. P. 304 ; ibid. 2008. 21 giugno. P. 602, 603; Бенедикт XVI «Каритас ин веритате» № 40, 49.
32. La Civilta Cattolica. 2008. 1 novembre. P. 304, 305 ; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 21 novembre. P. 8; La Documentation Catholique. 2008. 2 novembre. P. 273.
33. La Civilta Cattolica. 2008. 1 novembre. P. 305, 304; ibid. 2008. 5 luglio. P. 87; ibid. 2008. 18 ottobre. P. 197; La Documentation Catholique. 2008. 2 novembre. P. 273, 274; ibid. 2008. 19 octobre. P. 905; ibid. 2008. 6 janvier. P. 38, 39, 41; ibid. 2009. 620 septembre. P. 803; ibid. 2009. 2-16 aout. P. 752; L'Osservatore Romano. Settim. Ed. ital. 2008. 17 novembre. P. 3; ibid. 2011. 22 novembre. P, 6; Compendio della dottrina sociale della Chiesa. P. 200; Бенедикт XVI «Каритас ин веритате» №№ 27, 45, 65, 66, 67.