Научная статья на тему 'Храмы Российской духовной Миссии в Китае'

Храмы Российской духовной Миссии в Китае Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
704
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ХРАМЫ / КИТАЙ / РОССИЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ / ОRTHODOXY / TEMPLES / CHINA / RUSSIAN SPIRITUAL MISSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бирюкова К. В.

В статье рассмотрены история и особенности сооружения православных храмов в Китае. Строительство храмов было одной из важнейших задач русских миссионеров в Китае. Храмы становились духовными центрами местных православных общин. К 1918 году в Китае существовало 19 православных храмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPLES OF THE RUSSIAN SPIRITUAL MISSION IN CHINA

In the article the history and features of a construction of Orthodox churches in China are considered. Construction of temples was one of the most important tasks of the Russian missionaries in China. Temples became the spiritual centers of local orthodox communities. By 1918 in China there were 19 Orthodox churches.

Текст научной работы на тему «Храмы Российской духовной Миссии в Китае»

УДК 281.93:261.74 К.В. БИРЮКОВА

кандидат исторических наук, доцент, кафедра социальной философии, религиоведения и теологии, Российский государственный социальный университет E-mail: [email protected]

UDC 281.93:261.74 K.V. BIRYUKOVA

Candidate of History, Associate Professor, Department of social philosophy, religious studies and theology, Russian

State Social University E-mail: [email protected]

ХРАМЫ РОССИЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В КИТАЕ TEMPLES OF THE RUSSIAN SPIRITUAL MISSION IN CHINA

В статье рассмотрены история и особенности сооружения православных храмов в Китае. Строительство храмов было одной из важнейших задач русских миссионеров в Китае. Храмы становились духовными центрами местных православных общин. К1918 году в Китае существовало 19 православных храмов.

Ключевые слова: православие, храмы, Китай, Российская Духовная Миссия.

In the article the history and features of a construction of Orthodox churches in China are considered. Construction of temples was one of the most important tasks of the Russian missionaries in China. Temples became the spiritual centers of local orthodox communities. By 1918 in China there were 19 Orthodox churches.

Keywords: оrthodoxy, temples, China, Russian Spiritual Mission.

После разорения китайцами г. Албазина часть казаков-албазинцев была уведена в плен в Пекин. Император поселил их на берестовом урочище (хоа-пичан), в северо-восточном углу столицы, у самой городской стены [9]. Находящийся поблизости буддийский храм был передан албазинцам. Его перестроили в православную часовню, и в 1696 г. о. Максим Леонтьев освятил ее во имя св. Софии, Премудрости Божией. Однако этот первый православный храм в Китае долгое время назывался Никольским, поскольку там находилась чтимая албазинцами икона св. Николая [1, С.19], унесенная из разрушенного Воскресенского храма г. Албазина. «Церковь (Никольская) - каменная, низменная, четвероугольная, на манер китайских домов сделанная. На ней глава и крест маленькие, деревянные, обитые белым железом. Крышка по дереву покрыта черепицею круглою...» [3, С.80].

Освящение часовни было совершено по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Игнатия (Римского-Корсакова). Он направил в Китай священника Григория и соборного диакона Лаврентия с антиминсом, св. Миром, богослужебными книгами и церковной утварью. Для подкрепления митрополит написал о. Максиму письмо: "О святом Духе сыну и со-служителю нашего смирения, проповеднику святого Евангелия в китайском царствии, благоговейному иерею Максиму Леонтьеву и всем православным христианом, обитающим в китайском царствии, архипастырское благословение... Радуюся аз о твоем исправлении; аще и в плене прибываеши, но сам, с Божиею помощию, пленя-еши человеки неведущия в познание евангельския правды: и сего ради, возлюбленне, да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех плененных с тобою

о вашем таковом случае, понеже Божии воле кто про-тивитися может? А пленение ваше не без пользы китайским жителем, яко Христовы православныя веры свет им вами открывается, и вам спасение душевное и небесная мзда умножается". Перечислив затем лиц, о которых священник Максим должен был молиться за литургией, митр. Игнатий приказал прилагать прошение и о китайском императоре: "Молитися сице после государских ектений: еще молимся Господу Богу нашему помилова-ти раба своего имя рек богдыханова величества, как его в титулах пишут, умножити лета живота его и даровати ему благородная чада в наследие рода их, и избавити его и боляр его от всякия скорби, гнева и нужды и от вся-кия болезни душевныя и телесныя, и открыти им свет евангельского просвещения, и простити ему всякое прегрешение, вольное и невольное, и соединити его святей Своей соборней и апостольской церкви, яко да получит и царствие небесное" [9].

До открытия богослужения в албазинской часовне и храме русские ходили к богослужению в один из католических храмов (южный). По свидетельству российского посланника Спафария, бывшего в Пекине в 1676 г., католические миссионеры выпросили у него один православный образ и поставили у себя в храме, чтобы молящиеся русские могли взирать на него.

После смерти о. Максима албазинцы просили о присылке к ним священника. Российское правительство воспользовалось поезкой в Пекин в 1711 г. русского купца Григория Осколкова, бывшего комиссаром при купеческом караване. Ему удалось, заручившись поддержкой католических миссионеров, обратиться в Лифаньюань (орган управления территориями с некитайским населением) с просьбой о разрешении присы-

© К.В. Бирюкова © K.V. Biryukova

лать в Пекин священников из России. Это ходатайство было подкреплено прошением самих албазинцев. Таким образом, дело было представлено так, будто инициатива исходила исключительно от албазинцев, нуждавшихся в постоянном священнике, и от русских купцов, которые еще в 1693 г. просили цинские власти разрешить им построить за свой счет церковь в Пекине, но получили отказ. Поскольку эта акция не была формально связана с российским правительством и потому вроде бы не имела политического характера, цинские власти решили пойти навстречу желаниям албазинцев [1, С.22].

После долгих переговоров, в 1712 г. император Канси разрешил присылку в Пекин миссии, передав через русского комиссара П. Худякова условие, чтобы с миссией приехал в Китай квалифицированный врач [3, С.83].

Миссию разместили на территории бывшего русского посольского двора в юго-восточной части внутреннего города на улице Дунцзяоминсян. Эту миссию стали называть Наньгуань (Южное подворье), в отличие от албазинского Бейгуаня (Северного подворья) [3, С.89].

В 1728-1730 гг. был построен и в 1736 г. освящен храм во имя Сретенья Господня. Он сооружался по китайской традиционной технологии и по образцу католического храма Бэйтан, но размером вполовину меньше [3, С. 89]. По свидетельству агента Ланга, на русское подворье 28 декабря 1727 г. были привезены материалы для стройки церкви: дерево, камни и кирпич, "и уже января с 12 числа (1728г.) начали люди приходить, которые дикие каменья на фундамент тесать стали, и плотники, и столяры, для изготовления, что к оному строению из дерева принадлежит, и можно надеяться, писал Ланг 11 марта 1728 г., что помянутая церковь в два месяца, кроме того, что до нутренних уборов касается, в свое совершенство придет. Модель взята будет с французской (северной) церкви: наша о половину величиной против той будет" [9].

В ноябре 1730 г. Владиславич сообщал в коллегию иностранных дел, что церковь богдыханским коштом построена и только не имеется в ней антиминса. При этом Владиславич находил нужным прислать владыке Антонию 1000 руб. денег или отправить из Москвы иконописца. После того (16 января 1731 г.) в коллегии получено было доношение самого Антония, просившего указа Синода о наименовании церкви и просившего на постройке колокольни и приобретение утвари 3500 руб.. В одном из своих донесений арх. Антоний сообщал Св. Синоду, что в 1733 году он имел разговор с китайскими господами о новопостроенной церкви на посольском дворе. И те китайцы предъявили Антонию свое мнение, чтобы в 6-ом белом китайском месяце, т. е. В феврале, был бы праздник в новопостроенной церкви. Также и новокрещенные китайцы советовали Антонию быть празднику в феврале месяце. Вследствие этого он просил освятить церковь во имя Сретения Господня. Этот вопрос был решен уже при третьей Миссии. Что касается до албазинской церкви, то она рухнула во вре-

мя землетрясения и утварь с нее была перенесена в но-вопостроенную [9].

В промемории от 5 июля 1732 года агент Ланг, находясь в Пекине, писал арх. Антонию следующее: "Пекинскому арх., честнейшему о. Антонию Платковскому: сего 1732 года, мая 15 дня, в просительном доношении церкви свят. Николая старосты Дмитрия Нестерова, пятидесятника Козмы, переводчика Якова Савина и всех прочих оной церкви прихожан написано: понеже-де тому назад третий год в восьмом месяце (т. е. Августе), в 19 числе оная церковь от великого землетрясения вся развалилася, и служить было не возможно, того-де ради они, староста с прихожаны, по желанию своему оную церковь своим иждивением из старых и новых материалов вновь построили и потом просили священников, чтобы оную церковь освятить и по христианскому закону службу отправить. Но оная церковь и по сие время стоит без освящения. И чтобы де повеле-но было ныне оную церковь освятить и по-прежнему в оной служить. Того ради, ваше преподобие, писал Ланг, да благоволите об священии вышепоказанной церкви приложить свое старание, дабы в оной служба Божия по-прежнему отправлялась, и о том ученить, как повелевают Ея Императорского Величества указы" [9].

На эту промеморию Антоний отвечал, что без указа от Св. Синода он не смеет освятить албазинский храм. Вероятно по благословению преосвященного Иннокентия Иркутского церковь была освящена во имя Успения Божией Матери (15 августа), но по-прежнему именовалась Никольскою. По современному описанию (от 1736 г.), "церковь Никольская была каменная, одноглавая, глава малая позолочена, колокольня при церкви на четырех деревянных столбах с 1 колоколом, 2-мя китайскими чашами и 4-мя чугунными колоколеч-ками" [9]. Царские двери были резные, ветхие (вероятно, из прежней церкви), находились и иконы с образом Николая чудотворца можайского типа. Община алба-зинцев к тому времени состояла из примерно 50 дворов, не причисляя к ним прибывавших, постепенно обращенных из китайцев.

В 1732 г. арх. Антоний снова жаловался на священника Лаврентия: "В трактате с китайцами (1728 г.) положено было, чтоб на посольском двору старому попу Лаврентию с нами вместе жить при новопостроенной церкви Ея императорского Величества, и для того жалованье большое по 130 рублей в год определено. А при старой церкви ему, попу, жалованья давалось в год только по 20 рублей. А Лаврентий Ланг, неведомо для какого случая, трактат уничтожил и священнику Лаврентию при старой церкви жить своим писмом за-ручным утвердил. И то сделал Ланг собою, без указу Ея Императорского Величества, и так на дворе посольском церковь (тогда еще не освященная) без пения и без священников и причетников осталась уничтожена" [9].

В декабре 1736 г. русское духовенство освятило новый храм во имя Сретения Господня, и при нем был основан Сретенский монастырь. Освящение было совершено при участии всех обретавшихся в Пекине свя-

щеннослужителей (как миссийских так и караванных), лишь находящийся под следствием арх. Антоний не был допущен к участию [9].

После освящения храма караванные священник Иван и иеродиакон Виктор приступили к написанию образов в новоосвященную церковь, с каким расчетом и были они посланы в Китай. Привлекались для писания и местные католики, одному из них Ланг уплатил за иконописание 160 лан. Перед отъездом Лоренц Ланг выпросил у китайского трибунала, в соответствии с просьбой арх. Антония от 1728 г. к императору Петру Второму, «дабы как вышереченный главный священник Трусов, так и прочие под его властию при обеих церквах священники и причетники... ни в каких других чинах не были поверстаны, ниже в сотне российской были ведомы: священникам и всякого звания церковникам, по христианскому обыкновению, других чинов иметь никогда не дозволяется» [9]. На что получил полное согласие [9].

«Деятельность Четвертой миссии, служа в общем продолжением предшествущей, отличалась благопове-дением членов ее и инивидуальными способностями их. Самое пребывание в такой дали и глуши составляли великий труд для православных миссионеров.. С ал-базинами жили не в ладах, и те не давали им ключей от своей церкви» [3, С.96].

К концу XIX в. миссия имела пять церквей и окорм-ляла 120 русских и около 500 китайцев в Пекине и других городах.

Во время восстания ихэтуаней (1898-1901 годы) была разгромлена и сожжена резиденция Миссии Бэй-гуань (Северное подворье) [5]. После восстановили подворье и храм Всех святых, в котором теперь покоились мощи первых православных китайских мучеников. Строились храмы не только в Пекине, но и в Харбине, Шанхае, Тяньцзине и т.д.

В «Китайском благовестнике» размещен отчет за 1906 год. За истекший год освящены 4 церкви: 1) во имя Преображения Господня на станции Хайларъ, 2) во имя св. Серафима Саровскаго в Пекине на русском кладбище за Аньдинмынскими воротами и 4)во имя Свят. Иннокентия Иркутскаго на миссийском подворьи на ст. Маньчжурия [7, С.8].

В 1907 годы в Харбине строился храм в честь иконы Иверской Божией Матери [10, С.23], предполагалось строительство храма при кладбище в честь Успения Пресвятой Богородицы [10, С.24]. В поселке Алексеевка был заложен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского [10, С.23].

Летом 1907 г. была основана церковь в деревне Дундинан: Пекин. 26 ноября. Сегодня в селении Дундинан, уезда Тунчжоу в пятидесяти верстах от Пекина торжественно при архиерейском служении освящена каменная церковь вместимостью на 185 молящихся. Проэкт здания храма взят из альбома рисунков и планов церковных построек, изданного Московской Синодальной типографией. Храм освящен в честь св. Евангелиста Иоанна Богослова, а прежний храм на этом

месте был в честь святителя Иннокентия Иркутскаго, но разрушен мятежниками в 1900 году [7, С.26].

Церковь заложена во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова [4].

Они просили миссионера побывать у них, устроить проповедническую школу, молитвенный дом и пансион для детей школьнаго возраста. Миссионер обещал содействие лишь в делах веры, съездил в Фын-коу, арендовал дом для школы и оставил учителя. Вскоре затем получены были им письма с сообщениями о желании окрестных жителей того же уезда и соседняго с ним также иметь православныя школы и молитвенные дома, а если возможно, то и священника, так как пожелавших слушать учение веры находилось по спискам около трех сот душ. Списки представлены были тогда же с донесением о всем Начальнику Миссии, бывшему в то время в Петербурге. За неимением опытных учителей, дело оглашения шло туго. Однако в 1902 году зимою уже была возможность окрестить несколько человек. Это было во время приезда Начальника Миссии Епископа Иннокентия в Фын-коу. С тех пор дело проповеди считается там открытым. В 1904 году трое из Фынкоуских христиан обучались вере при Шанхайском миссионерском стане, а в Фын-коу был командирован диакон из китайцев Сергий Чан. Устроив отдельную часовню в Юань-цзя-коу он повел регулярную проповедь православия, хотя недолго. Успех возбудил зависть протестантских миссионеров, и их сторонники устроили о. Сергию неприятность, заставил его удалиться из Юань-цзя-коу в Ханькоу, потом в Шанхай. На запрос по этому поводу Ханьковскаго Русскаго консула китайский чиновник ответил, что разрушенную часовню о. Сергия китайцы готовы выстроить на свой счет. Тогда Начальник Миссии ответил, что часовню выстроит Миссия на свои средства, но что жителям нужно внушить более дружелюбное отношение к проповедникам истиной веры (см. «Китайский благовестник» выпуски 5-6 за 1907 г., С.2).

«К 1918 году в ведении Миссии состояли: девятнадцать церквей и три часовни» [8, С.10-11].

«На харбинском подворьи продолжается приходская деятельность среди русскаго населения. На станции Маньчжурия каменный строющийся храм вчерне закончен постройкой» [8, С.10-11].

Несмотря на идейные колебания некоторой части русской общины, подавляющее ее большинство сохранило себя в православии. Владыка Иннокентий, несмотря на материальные трудности, продолжал открывать храмы. Так, в 1922 г. в Тяньзине при часовне на братской могиле русских воинов, погибших во время боксерского восстания, был открыт храм. Позднее он был перестроен в большой храм Покрова Пресвятой Богородицы (разрушен японцами во время оккупации). При храме создано Православное братство, в ведении которого состояли школа, больница, дом милосердия с домовой церковью во имя св. Серафима Саровского, библиотека, кладбище с часовней. В 1930 г. в Тяньцзине была открыта церковь во имя св. Иннокентия и школа

при ней. В Чаньчуне в 1923 г. открыт приход, с церковью и школой. В 1924 г. открыты приходы в Мукдене и Дайрене при часовнях на кладбищах русских воинов, погибших в войну 1904-1905 гг. В 1925 г. открыт приход в Циндао, а в 1927 г. здесь открыт каменный храм. В Хайларе в 1927 г. открыт храм. В Шанхае в 1928 г. открыты Св. Гавриило-Архангельское подворье с церковью и пять молитвенных домов, а в 1932 г. (уже при епископе Симеоне) построен большой трехэтажный архиерейский дом. В 1927 г. в Шанхае был восстановлен основной храм - во имя Богоявления Господня, освященный еще в 1904 г. (разрушен в 1932 г.) [6].

Владыка Симон (Виноградов) начал постройку в Шанхае большого собора Богородицы Споручницы грешных, рассчитанного на 2.500 человек [6].

После Второй мировой войны и революции в Китае 1949 года значительная часть русских эмигрантов покинула Китай. В 1965 году, после смерти последнего православного архиерея Китайской Автономной Православной Церкви епископа Шанхайского Симеона (Ду), храм был закрыт властями. На протяжении более 20 лет использовался как склад. В притворе собора был устроен ресторан, в самом соборе разместилась биржа, позднее также ресторан и ночной клуб.

В 2002 году Русский клуб в Шанхае при поддержке генерального консульства России организовал сбор подписей с просьбой о выселении увеселительных заведений из помещений двух русских храмов в Шанхае. Просьба соотечественников, поддержанная руковод-

ством Русской Православной Церкви и российского государства, была частично удовлетворена в июле 2004 года: из кафедрального собора был выведен ночной клуб, сам собор после реставрации (2007) превращен в выставочный зал. Во время реставрации под слоем штукатурки были обнаружены фрески, считавшиеся утраченными.

К. Кепинг цитирует статью о Миссии в Китайском благовестнике за ноябрь 1946 г.: « За время управления Миссией Архиепископом Виктором открыты приходы, церкви и молитвенные дома: в Пекине, Калгане, Чифу, в Гирине, на Дамбе, в Гонконге, Кантоне, Макао, построены храм и дом для священника на Маниле, женский монастырь и храм при нем в Какакаши около Дайрена, Св. Пантелеймоновская санатория с храмом в горах Лаошань, перестроен капитально городской храм и выстроен дом для священника в Циндад, построен большой дом на церковном миссийском участке в Хайларе, построен Св. Покровский собор и открыт Св. Николаевский храм в Тяньцзине, закончена постройкой и освящена Св. Благовещенская церковь на миссийском подворье в Харбине, не так давно открыт молитвенный дом в Вэйсайде в Шанхае, земля под собором и архиерейским домом и столовой для неимущих записана в лице Начальника и других членов на Миссию, все имущество Православного Братства в Шанхае передано в полную собственность Российской Духовной Миссии в Китае» [6].

Библиографический список

1. Андреева С.Г. Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений (1715-1917 гг.). Дисс.... канд. ис-тор. наук. М., 2001.

2. В провинциях Китая//Китайский Благовестник-1907 г. Вып. 5-6. С.2.

3. Дацышен В.Г. История Российской Духовной Миссии в Китае. Гонконг. 2010.

4. Закладка Церкви в Дундинани//Китайский Благовестник-1907. №3-4. С.22.

5. Ипатова А. С. Российская духовная миссия в Пекине - полтора века служения Церкви и дипломатии. Режим доступа: http://www.orthodox.cn/localchurch/200809diplomatrus22-27_ru.htm

6. Кепинг К.Б. Судьба Российской духовной миссии в Китае. Режим доступа: http://www.kepping.net/proshloje-1.htm

7. Китайский благовестник-1907 г. Вып. 7-8.

8. Китайский благовестник-1918 г. Вып. 5-6.

9. Медведев А. Русская миссия в Китае (1685-1745 гг). Режим доступа: http://www.orthodox.cn/localchurch/1685-1745_ru.htm

10. Хроника церковной жизни//Китайский благовестник-1907 г. Вып. 56-57. С.23-24.

References

1. Andreyeva S.G. Spiritual mission Pekin in a context of the Russian-Chinese relations (1715-1917). Thesis the candidate on historical sciences. M, 2001.

2. In the provinces of China//Chinese blessed messenger 1907. №5-6. P.2.

3. Datsishen V. G. History of the Russian Spiritual Mission in China. Hong Kong. 2010.

4. Foundation of church in Dundinan//Chinese blessed messenger-1907. №3-4. P.22.

5. Ipatova A.S. Russian spiritual mission in Pekin - one and a half centuries of service of Church and diplomacy. Access mode: http:// www.orthodox.cn/localchurch/200809diplomatrus22-27_ru.htm

6. Keping K.B. Destiny of the Russian spiritual mission in China. Access mode: http://www.kepping.net/proshloje-1.htm

7. Chinese blessed messenger-1907. №7-8.

8. Chinese blessed messenger-1918. №5-6.

9. MedvedevA. Russian mission in China (1685-1745). Access mode: http://www.orthodox.cn/localchurch/1685-1745_ru.htm

10. Chronicle of church life//Chinese blessed messenger-1907. №56-57. Pp.23-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.