УДК 930:27-76 К.В. БИРЮКОВА
доцент, кафедра социальной философии, религиоведения и теологии, Российский социальный университет
E-mail: [email protected]
UDС 930:27-76 K.V. BIRYUKOVA
Associate professor, Department of Social philosophy, religious studies and theology, Russian social university E-mail: [email protected]
ИСТОРИОГРАФИЯ РОССИЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИСИИ В КИТАЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ HISTORIOGRAPHY OF THE RUSSIAN SPIRITUAL MISSION IN CHINA: TO PROBLEM STATEMENT
В статье рассмотрены труды по истории Российской Духовной Миссии в Китае: от первых работ XIX в. до современных исследований. Автор дает характеристику работ и прослеживает преемственность исторической мысли в исследовании истории Российской Духовной Миссии в Китае.
Ключевые слова: миссия, Китай, Российская Духовная Миссия, Русская Православная Церковь.
In article works works about activity of the Russian Spiritual Mission in China, from the first works of the XIX century and including modern researches. The author gives the characteristic of works and traces continuity of historical thought in research of history of the Russian Spiritual Mission in China.
Keywords: mission, China, Russian Spiritual Mission, Russian Orthodox Church.
Традиционно началом деятельности Российской духовной миссии в Китае считается 1685 г., хотя на тот момент она не имела никакого официального статуса ни в российском, ни в китайском государстве.
Важнейшими документами по истории РДМ в Китае являются русско-китайские дипломатические договоры и торговые соглашения, которые утверждают статус миссии. Первым из них был Нерчинский договор от 27.08.1789 г., согласно которому решилась судьба г. Албазина и его жителей. Торговый трактат, заключенный в Кульдже 25 июля 1851 г., разрешал иметь российского Консула для наблюдения за делами русских подданных и особого российского чиновника для Китайского купечества. Кяхтинский трактат (24.10.1727) был очень важен для РДМ в Китае, поскольку он позволял ей иметь отдельное помещение, храм, священников, учеников, разрешал русским «почитать Бога по своему закону». Тянь-Цзинский договор (01.06.1858) укреплял положение Миссии и обещал содействие ей со стороны китайских властей.
Тексты этих важнейших документов приведены в книге Юзефовича Т. «Договоры России с Востоком. Политические и торговые». Она была издана в Санкт-Петербурге в 1869 г., автор-составитель посвятил ее пятидесятилетию Азиатского Департамента МИДа (1819-1869 гг.).
Так называемая «Хмыровская коллекция» Зала Востока Государственной публичной исторической библиотеки содержит немало любопытных вырезок из периодики по интересующей нас теме. Эта богатейшая коллекция периодики, часть которой хранится в ГПИБ, принадлежала историку Михаилу Дмитриевичу Хмырову (1830-1872). Коллекция содержит более 12.000
статей, в основном 1755-1865 г., хотя коллекция вырезок по Востоку содержит более ранние материалы и доходит до 1871 г. В Кабинете Востока хранится та часть «Хмыровской коллекции», которая посвящена странам Востока и Африки - 75 папок.
Поскольку страны Востока не были в центре внимания Хмырова и материал по ним специально не собирался, то и представлены восточные страны и регионы далеко не с той полнотой, как история России. Тем не менее, статьи из журналов, газет и сборников вырезались и складывались в папки по регионам и странам. Все статьи также надписывались - название источника, год и номер издания. В данный момент все тома переплетены; 4 тома снабжены вклеенной в переплет росписью входящих в него статей. Подробное изучение содержащихся в коллекции документов российской периодики дает возможность представить тот круг вопросов, который был интересен российскому обществу. 1
Чуть ли не самым ранним исследованием христианства в Китае является «Исторический очерк христианской проповеди в Китае», опубликованный в «Трудах Киевской Духовной Академии» [9].
Авторы исследования уточняют: «сведения о русской духовной миссии в Китае заимствуем: а) из истории российской иерархии Амвросия; б) Сибирскаго вестника за 1822 год ч. 18,19, 20 и 21 г. Спасского «Начало торговых отношений России с Китаем и о заведении в Пекине российской Церкви и духовной миссии; в) ежемесячных сочинений, к пользе и увеселению служащих за 1735 год м. июль, за 1764 г. м. ноябрь. г)
1 Информация о Хмыровской коллекции взята с сайта Государственной публичной исторической библиотеки. Режим доступа: http://vvrch.shpl.ru/biblpage2.html.
© К. В. Бирюкова © K.V. Biryukova
Иркутскаго летописца, который существует только в рукописи в библиотеке иркутскаго вознесенскаго монастыря. Сведения же, приводимые здесь, помещены в отрывках в «ежемесячных сочинениях» Фишера, в разных годах; д) Истории Российской Церкви преосв. Филарета кн. III и 1Уо распространении христианской веры в Китае; е) дневных записок Тимковскаго, во время пребывания его в Пекине с 1820 по 1821 год.» [9, 296].
Распространение христианства в Китае прослежено начиная с 1567 года до современного авторам времени. Об успешности деятельности РДМ в Пекине авторы рассуждают так: О ней говорят, что она жила в Китае сложивши руки, т.е. упрекают ее в миссионерской недеятельности, и недеятельность эту почитают причиною того, что она не может похвалиться блестящими плодами проповеди. Действительно... но это отнюдь не может служить для нее упреком. Пребывая в Китае в качестве миссии посольственной, не имея позволения ни от китайского правительства свободно распространять христианскую веру, ни повеления от своего правительства действовать с этой целию открыто, а тем менее настойчиво, православная миссия, сообразуясь с своею целию и данными ей инструкциями, естественно долженствовала ограничиваться не широкою прповедниче-скую деятельностию. Не смотря на все это, ... русская миссия, проповедывавшая более делом, чем словом, делала и, по сознанию даже иностранных путешественников, сделала весьма многое в пользу христианства» [9, 365].
Одним из первых исследований Российской духовной миссии в Китае стал труд священника Николая Адоратского. Оригинальное его название «Православная миссия в Китае за 200 лет ея существования. Опыт церковно-историческаго изследования по архивным документам иеромонаха Николая (Адоратскаго), смотрителя Херсонскаго духовнаго училища» [16]. Труд был выпущен в двух частях в Казани, в Типографии Императорского Университета, в 1887 году. Первая часть охватывает период с 1685 по 1745 годы, вторая часть - период с 1745 по 1808 годы. В оригинале издания, хранящегося в ГПИБ, на форзаце имеется приписка: «Посвящается русским синологам. Отдельный оттиск из журнала «Православный собеседник» за 1887 год».
О. Николай в своем исследовании приводит те труды, на которые он опирался. Например: «проф. Васильева «Открытие Китая», оттиск из газеты «Русский Дневник» за 1859 г.; В. Флоренский «Соображения по вопросу о существующих границах России с Китаем» (приложение к книге Бахтыш-Каменского «Диломатическое собрание дел между российским и китайским государствами (с 1619 по 1792 гг.), Казань, 1882; документы из Московскиго Архива МИДа; «Исторические очерки христианской проповеди в Китае» из «Трудов Киевской Духовной Академии» кн. 4, Киев, 1860 г.; «История российской иерархии»; прф. Васильева «Воспоминания о Пекине»; Дюмон-Дюрвил «Всеобщее путешествие вокруг света», М., 1836 г.; проф. Мартенс «Россия и
Китай» СПб., 1881; «Исторический очерк католической пропаганды в Китае»//Православный собеседник, 1885 г., сентябрь. [16].
К наиболее ранним исследованиям по интересующей нас теме относится труд Аполлона Можаровского «К истории нашей духовной миссии в Китае», напечатанный в «Русском архиве» в 1886 [12]. Поводом для написания этого исследования, как объясняет сам автор, послужил 200-летний юбилей миссии: «В виду 200-летия существования Пекинской миссии, настоящий начальник ея о. архимандрит Амфилохий поручил члену миссии иеромонаху Николаю Адоратскому (из воспитанников Казанской Академии 1870-1874) озаботиться составлением Исторической Записки о Пекинской духовной миссии. На так как в руках Пекинской духовной миссии находится архив ея только с 1863 года, а в руках светской с 1830 года, все же дела прежде действовавших там миссий лежат в архиве Министарства Иностранных Дел, то иеромонах Николай решил просить от лица миссии принять участие в извлечении материалов о Пекинской миссии из архива Министерства Иностранных Дел, находящихся в настоящее время в Петербурге, служивших пржде в Пекинской миссии о. Флавиана и доктора Бреншнейдера, а от себя учинил поездку в Иркутск, в надежде найти в нем кое-что для своего труда. Припомнив же, что в библиотеке рукописей Казанской Академии имеется специальное изследо-вание по истории занимающей его Миссии, иеромонах Николай писал и туда, прося Академию или напечатать то сочинение, или сообщить оное ему в копии.
Желая со своей стороны, посильно пособить благому делу, предпринимаемому о. Николаем Адоратским, когда-то (1868-1870) и моим воспитанников по Казанской Семинарии, я решился обнародовать имеющиеся у меня под рукой рукописные документы, относящиеся до Пекинской миссии, с 1819 по 1831 год» [12, 405-406], - пространно объясняет автор появление своего исследования.
В своем труде А. Можаровский приводит состав Миссии, отправленный в 1819 году, рассказывает об аудиенции назначенного руководителем Миссии владыки Петра у императора Александра Павловича в 1819 г. Работу дополняет документ МИДа о смене Миссии (от 6.02.1830), которым Начальником Миссии назначен «с званием старшего священника, состоявший в прежней миссии иеромонахом Вениамин Морачевич, во внимание к усердным его трудам на пользу отечества и Вашим одобрительным о нем отзывам» [12, 407]. Упомянутая положительная рекомендация приведена в работе. Приводятся также выдержки из официальных бумаг о ремонте Сретенского монастыря [12, 409410], где проживали миссионеры, речь архимандрита Петра перед членами старого и нового составов миссии о китайском языке и методе его изучения, в которой владыка убеждает в необходимости для миссионеров изучения китайского языка. Это, кстати, вызвало много дискуссий среди членов миссии [12, 410-411]. Цитаты из текста авторства о Аввакума (Честного), не лучшим
образом рисующие положение дел в Миссии, полное благожелательности письмо албазинцев уже вернувшимся в Россию миссионерам и разнообразные интереснейшие документы, касающиеся дальнейшей жизни Начальника Миссии владыки Петра.
Из ранних исследований упомянем также труд С.А. Архангелова «Наши заграничные миссии. Очерк о русских духовных миссиях». СПб., 1899 [1]. Исследование носит обобщающий характер и содержит краткие сведения об истории русских духовных миссий в Китае, Японии, Корее, на Святой Земле, Северной Америке и «православной миссии среди сиро-халдейцев-несториан» (это та, которая называется урмийской, т.е. миссия на территории Персии).
Автор высоко оценивает важность миссионерского служения Русской Православной Церкви: «Получив от греков свет христианства, Россия не зарыла в землю принятый ею талант. В течении девяти с лишним веков мы передали полученное десяткам племен, мало-помало сросшимся с великим телом нынешней Российской Империи. Нельзя, однако, не сознаться, что русские миссионеры долгое время исполняли свой христианский долг собственно внутри страны, причиной чего были интересы нашей национальности, - приобщение инородцев к русскому народу и единение с ним вернее и успешнее всего совершаются чрез обращение их в христианство, чрез усвоение ими начал православия. С течением времени русская церковь не могла безучастно отнестись к языческим народам других стран, неведающим истиннаго Бога и коснеющим во тьме идолопоклонства.
Там, где русские миссионеры перешли границы империи, весь мир может видеть и свидетельствовать, что они служат христианству бескорыстно, самоотверженно работая на создание будущих православных церквей среди языческих народов, которые, объединяясь с нами в одной вере, никогда не будут объединены с нами в одну национальность» [1, 4].
Об успехах миссионерской работы автор замечает: «Как в обществе, так и в печати нередко судят о миссионерских успехах православной церкви заграницей по сравнению с миссионерскими успехами западных церквей и, на основании сравнений, считают успехи православия до крайности скудными. Конечно, результаты наших заграничных миссий не особенно велики и даже иногда ничтожны (например, в Китае). Но это большей частью объясняется недостатком средств у русских миссий, по сравнению с западными (особенно католическими), всегда более, чем в достаточной степени, материально обезпеченными со стороны разнаго рода миссионерских обществ и конгрегаций. Вместе с тем, охватив огромныя пространства, переполненныя иноверцами и язычниками, мы и внутри страны иногда ощущаем крайний недостаток сил для надлежащего развития христианскаго просвещения, тем более - среди языческих народов других стран, тогда как на Западе действуют с просветительными целями целыя армии миссионеров. Кроме того, миссии наши никогда не
строят своего здания на песке, как то бывает довольно часто у католических, протестантских, пресвитерианских и иных миссионеров, лишь поверхностно знакомящих новообращенных с христианством, а на твердом, незыблемом фундаменте» [1, 5].
В заключении - рассуждение о цели деятельности русской православной церкви за границей: «Нам остается сказать еще несколько слов о русских заграничных церквах. Хотя церкви эти не преследуют чисто миссионерских целей - насаждать, развивать и укреплять православие среди языческих народов, тем не менее высокое значение их несомненно. Оне прежде всего поддерживают православную веру среди тех небольших кучек (колоний) русских людей, которым, благодаря разным обстоятельствам, приходится жить заграницей, вдали от родины, где с детства они воспитались в началах православной веры... С другой стороны, наши церкви заграницей есть как бы показатели пред последователями инославия высоты догматическаго учения, содержимаго православною церковью и открывающаго-ся наглядно в песнопениях, молитвах и обрядах нашего богослужения, а также и вообще с церковно-обрядовой стороной, унаследованной нами от времен апостольских» [10, 207].
Ценнейшим источником сведений о жизни Российской Духовной Миссии в Китае является ее печатный орган "Китайский Благовестник". С 1904 года в Харбине издавался журнал "Известия Братства Православной Церкви в Китае". С 1907 г. он стал выходить под названием «Китайский Благовестник». В выпуске 56-57 за 1907 г. вклеен узкий зеленый листок с пояснением от редакции: «В силу указа Святейшего Синода №9015 о подчинении Владивостокской епархии церквей по линии Кит. Вост. ж.д., отделения Братства при сих церквах закрываются, а орган «Известия Братства» будет печататься под названием «Китайский Благовестник», при чем программа и условия подписки остаются те же. Статьи, сообщения и корреспонденция принимаются редакцией на прежних основаниях».
Содержание журнала весьма разнообразно. Официальные документы, распоряжения Синода, хроника текущих событий (возведения в сан, освящения храмов, кадровые перемещения, праздники и т.д.). Отчеты о состоянии дел миссии. Довольно много научно-исследовательских статей на самые разные темы (об опыте иностранных миссионеров, о культуре и традициях Китая и т.д.). Выдержки из писем и путевых дневников миссионеров. Переводы. Списки учащихся школ при миссии. Выпуски 1917-1918 гг. полны тревоги о происходящих в России событиях. В настоящее время издание возобновлено.
В 1905 году в Санкт-Петербурге выходит сборник «Материалы для истории Российской Духовной Миссии в Пекине» под редакцией Н.И. Веселовского, изданный, по всей видимости, при поддержке Императорского Русского Археологического Общества.
Краткий обзор истории Российской Духовной Миссии в Китае содержит сборник Бей-Гуань [2]. Он
был издан в 1939 г. в Тяньцзине и переиздан в 2006 г. (М.-Спб.) По словам составителя, «книга эта содержит описание Бэй-гуаня и впечатления от пребывания там осенью и зимой 1938 года».
На современном этапе продолжилось изучение истории Российской Духовной Миссии в Китае. Обширный пласт трудов современных ученых освещает различные этапы и аспекты ее деятельности.
Долгое время миссия неофициально выполняла дипломатические функции, и немало способствовала становлению российско-китайских отношений. Дипломатической деятельности миссии посвящены исследования архимандрита Августина (Никитина) (Россия и Китай: становление и развитие отношений (Пекинская Духовная миссия в XVIII столетии) // Миссионерское обозрение. 2001. №6. С.16-20; Миссионерское обозрение. 2001. №7. С.15-19); А. С. Автономова (Дипломатическая деятельность русской православной миссии в Пекине в Х^П-Х1Х вв. // Вопросы истории. 2005. №7. С.100-111); А.С. Ипатовой («То дело зело изрядно...». Российская духовная миссия в Китае и ее роль в истории российско-китайских отношений // Наш современник. 1999. Специальный выпуск С.169-184; Ипатова А.С. Место Российской Духовной Миссии в Китае в истории российско-китайских отношений // В кн.: Востоковедение и мировая культура. М., С.202-234; Ипатова А.С. Научно-дипломатические функции Российской Духовной Миссии в Пекине // В кн.: Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, Апостол Америки и Сибири, и его наследие: Материалы научной конференции (апрель 2000). М., 2000. С. 68-76; С.Г. Андреевой (Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений, 1715-1917 гг. М., 2001; Отношение российской дипломатии к миссионерской деятельности Русской православной духовной миссии в Китае (конец XIX - нач. XX в.) // В кн.: Общество и государство в Китае: Научная конференция. М., 2000, С. 59-64); С.А. Шубиной (Шубина С. А. Дипломатическая деятельность Российской духовной миссии в Китае (ХVШ-XIX вв.). // Ярославский педагогический вестник. 2010. №1. С.189-193).
Другим важнейшим направлением деятельности миссии было научное. Значение трудов русских миссионеров в Китае для отечественной синологии бесспорно велико. Научно-исследовательская деятельность миссии раскрывается в трудах Б. Г. Доронина (История империи Цин в трудах членов Российской Духовной Миссии (XVШ-cер.XIX в.) //В кн.: Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссии в Китае. Спб., 1993. С.99-106); А.М. Решетова (Значение трудов членов Российской Духовной Миссии в Пекине для этнографии // В кн.: Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссии в Китае. Сборник статей. СПб., 1993. С. 106118); П.О. Цветкова (О христианстве в Китае//В кн: Российская Духовная Миссия. Труды членов РДМ в Пекине. Т.3. СПб., 1857. С.185-204).
Взаимодействие христианской и китайской культур раскрывается в трудах А.В. Ломанова (Проблема культурной адаптации в деятельности христианских миссий в Китае. Дисс. д.и.н. М., 2000; Христианство в Китае: история культурной адаптации (нач. XIX в. - сер. XX в.). М., 1999 //Институт Дальнего Востока (Москва). Информационный бюллетень-№4-1999; Христианство и китайская культура. М., 2002; Религиозно-философские традиции России и Китая: перспективы сравнения и диалога. // В кн.: Востоковедение и мировая культура. М., 1998. С. 98-117). Ему принадлежит объемное исследование раннехристианской проповеди в Китае.
Русско-китайские культурные связи исследует О.А. Милевский (Милевский О.А. Из истории русско-китайских культурных связей: Л. Тихомиров и его роль в пропаганде православия в Китае в конце XIX-нач. XX в. // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 1997, вып. 1 (10): Философия, история. 1999. С.55-5).
Внимание исследователей привлекали и отдельные личности, внесшие вклад в деятельность миссии. Начальнику миссии о. Гурию (Карпову), возглавлявшему Четырнадцатую миссию (1858-1864 гг.), посвящена статья архимандрита Августина (Никитина). Санкт-Петербургская Духовная Академия и Русская Православная миссия в Пекине: архимандрит Гурий (Карпов) (1814-1882) // В кн.: Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссии в Китае. СПб., 1993, С.37-47).
Е. И. Кычанов вспоминает еще одну важную для миссии личность: Владимира Васильевича Горского (Кычанов Е.И. Владимир Васильевич Горский (18191847) // В кн.: Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссии в Китае. СПб., 1993, С.31-37). Письма самого миссионера были опубликованы в «Богословском вестнике» и доступны сейчас в электронном виде на интернет-портале «Богослов». Судьбе А.М. Легашова, бывшего при миссии художником, посвящена статья Е.В. Нестеровой (Нестерова Е.В. Из истории российской духовной миссии в Пекине: художник А.М. Легашов // В кн.: Кунсткамера. Этнографические тетради. М., 1994. Вып.4. СПб., 134-160). Упомянем также работу А.И. Караулова и В.В. Коростелева о владыке Несторе (Анисимове).
Немало трудов посвящено выдающейся личности, о. Иакинфу Бичурину, монаху, ученому-востоковеду, возглавлявшему одну из миссий. В этой связи упомянем небольшую брошюру дальней родственницы о. Иакинфа М.И. Арсеньевой-Бичуриной, собственноручную «Автобиографическую записку» о. Иакинфа. В советские годы выходит несколько произведений художественной литературы об о. Иакинфе Бичурине. Роман В.О. Кривцова «О. Иакинф», повесть «Друг Чжунго» А. Талановой и Н. Ромовой, пьеса Виктора Романова «Вольнодумец в рясе (Никита Бичурин)», Повесть «Начало пути» Э. Кузнецовой. Роман В.О. Кривцова получил многочисленные положительные отзывы критиков. Указанные произведения оценивают личность о.
Иакинфа с позиций советской идеологии.
Из современных исследований обратим внимание на труды об о. Иакинфе П.В. Денисова (Жизнь монаха Иакинфа Бичурина. Чебоксары, 1993; Слово о монахе Иакинфе Бичурине. Чебоксары. 2007); статью Е.Е. Карповой (Ученый-синолог и миссионер отец Иакинф.//В кн.: Записки Гродековского музея. Вып.2: История России на дальневосточных рубежах. Хабаровск. 2001. С.105-109; объемные юбилейные статьи (Мясников В.Ф., Попова И.Ф. Вклад о. Иакинфа в мировую синологию. К 225-летию со дня рождения члена-корреспондента Н.Я. Бичурина//Вестник Российской Академии Наук. Т.72. 2002. №2. С.1099-1106; Научная и духовно-миссионерская деятельность Н. Я. Бичурина: история и современное значение: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 230-летию со дня рождения Н.Я. Бичурина. Чебоксары, 18-20 октября 2007 г. Чебоксары, 2009); статью Л.Н. Харченко о времени ректорства о. Иакинфа в Иркутской духовной семинарии (Первый ректор иркутской духовной семинарии о. Иакинф (Н.Я. Бичурин)//В кн.: Русская Православная Церковь в Сибири: история и современность. Улан-Удэ. 2003. С. 130-134); исследование О. Гринцевича (Русская Духовная миссия в Китае. О. Иакинф, простой монах и блестящий ученый.//Истина и жизнь. 2006. №9. С.30-33).
Владыке Иннокентию (Фигуровскому) посвящены статьи В.Г. Дацышена (Епископ Иннокентий (Фигуровский). Начало нового этапа в истории Российской Духовной Миссии в Пекине//Китайский Благовестник. 2000. №1. С.27-39; Митрополит Иннокентий (Фигуровский) // Вопросы истории. 2009. № 12. С.24-36) и его монография Дацышен В.Г. Митрополит Иннокентий (Пекинский) (Гонконг, 2011).
Предметом дискуссий является личность и деятельность последнего Начальника Пекинской Миссии о. Виктора Святина. В этой связи представляются интересными воспоминания о нем Генерального Консула СССР в Пекине С.Л. Тихвинского (опубликованы в книге «Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссии в Китае. Сборник статей». СПб., 1993. С. 84-91) и свидетельства его родственницы Ксении Кепинг.
Важное значение имеют работы обобщающего характера. Таковы статьи И. А. Самойлова и А.Н. Хохлова (Православие на Дальнем Востоке // Восток: Африканско-азиатские общества: история и современность. 1994. №4. С.186-191); Р. Малека (Китай в христианской перспективе//Диа-Логос: [Религия и общество]: Альманах. М., 1998-1999. С.460-473); П.М. Кожина (Государство и религиозные организации в Китае //Проблемы Дальнего Востока. 1984. №4. С.141-149); Н.Е. Абловой (Аблова Н.Е. Из истории русской православной церкви в Маньчжурии» (к вопросу о периодизации // Китайский благовестник. 2001. №1. С.21-31); Р. Мороза и Г.В. Прозоровой (Мороз Р., иерей, Прозорова Г.В. Миссионерская деятельность Русской
Православной Церкви в Китае. // В кн: Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. 19-21 апреля 2000. Владивосток, 2000. С. 137-140); В.Ф. Печерицы (Печерица В.Ф. Роль православной церкви в духовной жизни русских эмигрантов в Китае.// В кн: Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. 19-21 апреля 2000. Владивосток, 2000. С.144-147); Л.Ф. Говердовской (Говердовская Л.Ф. Духовная миссия русской православной церкви в Китае в 1920-1930-х гг. // В кн.: История белой Сибири. Материалы 5-й международной научной конференции 4-5 февраля 2003 г. Кемерово, 2003 С. 264-271; Говердовская Л.Ф. Русская эмиграция и православная церковь в Китае (1917-1945). // В кн: Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. 19-21 апреля 2000. Владивосток, 2000. С. 108-113), Е.И. Нестеровой, о. Дионисия (Поздняева), А.В. Попова (Попов А.В. Из истории Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке (Китае, Корее и Японии). // В кн: Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. 19-21 апреля 2000. Владивосток, 2000. С. 149-154); Шубина С.А. Российская Духовная миссия в Китае: к вопросу о формировании концепции миссионерства Русской Православной Церкви // Китайский благовестник. 2003-2004 гг. С.37-41); П.М. Кожина (Государство и религиозные организации в Китае// Проблемы Дальнего Востока. 1984. №4. С.141-149).
В статье Е.И. Нестеровой «Албазинцы и Русская Духовная Миссия в Пекине: страницы истории.//В кн: Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. 19-21 апреля 2000. Владивосток, 2000. С.140-144) в общих чертах прослежена судьба потомков албазинцев в связи с историей русских духовных миссий в Китае. «На протяжение первой половины 18 века взаимопонимание потомков албазинцев и членов Русской Духовной Миссии складывались непросто. К приезду 4 миссии отношения между ними настолько осложнились, что албазинцы отказались передать ей ключи от своей церкви. Из всех миссий в 18 веке лишь 5 и 8 миссии обращали должное внимание на албазинцев» [15] - замечает автор.
Исследование А.В. Попова «Из истории Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке (Китае, Корее и Японии)» (опубликовано в кн: Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. 19-21 апреля 2000. Владивосток, 2000. С. 149-154) ценно обилием ссылок на архивные материалы. По мнению автора «христианизация этих стран не достигла значительных успехов. Во многом это объясняется отчуждением дальневосточных народов от христианства как от веры чужестранцев, материализмом и конфуцианством, укоренившимся среди образованных слоев населения» [18, 154].
Ряд статей посвящен отдельным периодам и аспектам деятельности Российской Духовной Миссии в Китае. Таковы работы С.Г. Андреевой об издательской деятельности Миссии (Андреева С.Г. Издательская дея-
тельность Российской Православной Миссии в Пекине (конец XIX - первая треть XX в.)//В кн.: Общество и государство в Китае: Научная конференция. М., 1999. С. 269-275); исследования И.Г. Мороза (Мороз И.Г. Посольство Ю.А, Головина и 9-я Российская Духовная Миссия в Китае.//В кн.: Православие на Дальнем Востоке. вып.2 СПб., 1996. С. 148-158); О.В. Орлика (Орлик О.В. Русская духовная миссия в Пекине в первые десятилетия XIX в.//Новая и новейшая история-1998-№6-С.138-142); Н.А. Самойлова (Самойлов Н.А. Пекинская Духовная Миссия во второй половине XIX в. // В кн.: Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссии в Китае. Сборник статей. СПб., 1993. С. 47-54).
Об оценке деятельности РДМ в Пекине американским историком Э. Видмером пишет А. Волохова (Волохова А. А. Российская Духовная миссия в Китае в XVIII в.: оценка американского историка Э. Видмера//В кн.: Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссии в Китае. Спб., 1993. С.27-30).
Судьбу столичных подворий миссии рассматривают о. Августин (Никитин) (Августин (Никитин), архим. Подворье Пекинской Духовной миссии в Санкт-Петербурге (По страницам журнал «Китайский благовестник»)//В кн.: Православие на Дальнем Востоке. вып.2.Спб., 1996, С.123-147) и о. Петр Иванов (П. Иванов. свящ. История возникновения Московского подворья Пекинской духовной миссии.//Китайский бла-говестник. 1999. №2 С.14-23.
Немалый вклад в исследование православия в Китае внес протоиерей Дионисий Поздняев. Его перу принадлежит ряд статей (Православие в Китае (страницы исто-рии)//Россия и современный мир: Проблемы. Мнения. События. Дискуссии. 2001. №1. С.165-181; Церковь на крови мучеников. К истории Российской Духовной Миссии в Китае. (1900-1917) // Грани. 1997. №153. С.250-274; Православная церковь в Китае - проблемы и перспективы.// В кн: Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. 1921 апреля 2000. Владивосток, 2000. С. 147-149).
Многие его исследования посвящены отдельным аспектам истории христианства в Китае: «Духовные школы в Маньчжоу-гоу (по материалам архива ОВЦС и Журнала Харбинской епархии «Хлеб небесный»» (опубликовано в Китайском благовестнике. 1999. №1. С.62-69); «Церковная жизнь в Маньчжурии в начале XX века» (опубликовано в Китайском благовестни-ке. 1999. №2. С.7-13); «Церковь на крови мучеников» (о православных в Китае, принявших мученическую кончину во время восстания ихэтуаней) (опубликовано в Китайском благовестнике. 1999. №2. С.22-26); «Три дня в Трехречьи» (о посещении православной общины, сохранившейся в районе Трехречья) (опубликовано в Китайском благовестнике. 2001. №1. С.7-20).
Русские православные храмы Китае исследует Н.П. Крадин (Русские православные церкви в Китае // Россия и АТР. 1998. №1. С. 26-32).
Особый интерес как исторический источник представляют мемуары. Из них упомянем воспоминания священника Н. Падерина; о жизни русских в Харбине. В подстрочнике этих статей указано: «Воспоминания харбинскаго священника Николая Падерина (впоследствии епископа Зарубежной Церкви в Бразилии) под названием «Церковь Твою утверди». Из воспоминаний о церковной жизни Харбина. Были опубликованы в Самиздате в г. Сан-Пауло в 1967 г. (Падерин Н., священник. В рассеянии//Альфа и Омега. 2001. №3(29). С.259-274; Падерин Н., священник. Церковная жизнь Харбина//Русский Харбин. Сост. Е. Таскина. М., 1998. С.27-32).
Интерес представляет заметка другого священника, Г. Разумовского, члена Патриаршей делегации в Харбин в октябре-ноябре 1945 г. (Разумовский Г., священник. Патриаршая делегация в Харбине.//Журнал Московской Патриархии. 1945-№12-С.14-17).
К мемуарному жанру относится и статья архиепископа Нафанаила (Львова) «Очерки русской жизни в Маньчжурии» (Нафанаил (Львов), архиепископ. Очерки русской жизни в Маньчжурии. //В кн. Нафанаил (Львов), архиепископ. Беседы о Священном Писании и Вере. Том 3. Нью-Йорк,1992. С.112-133).
Из недавних исследований непосредственно истории Российской духовной миссии в Китае посвящена монография В.Г. Дацышена (История Российской Духовной Миссии в Китае. Гонконг, 2010).
Широкий охват темы в исследовании священника Петра Иванова «Из истории христианства в Китае» (Иванов П., свящ. Из истории христианства в Китае. М., 2005).
Для более комплексного исследования православия в Китае представляют интерес монографии В.Г. Дацышена «Христианство в Китае: история и современность» (Москва, 2007), «Китайцы в Сибири в XVII-ХХ вв.: проблемы миграции и адаптации» (Красноярск, 2008), и «История российско-китайских отношений в конце XIX - начале ХХ вв.» (Красноярск, 2000) и статьи (Дацышен В.Г., Чегодаев А.Б. Дорога к храму Чистого Облака, или какому богу молятся китайцы. Экскурсия по церквям и монастырям в китайской провинции.//Азия и Африка сегодня. 2009. №12. С.63-64; Дацышен В .Г. Межконфессиональное взаимодействие в Приамурье во второй половине XIX - начале ХХ вв. //Религиоведение. 2002. №4).
По вопросам истории миссии успешно защищаются диссертационные исследования. Пекинской миссии посвящены работы С.Г. Андреевой «Пекинская духовная миссия в контексте российско-китайских отношений. 1715-1917 гг.» и С.А. Шубиной Русская Православная Миссия в Китае (XIX-нач.XX в.). Немалую ценность представляет исследование А.В. Ломанова «Проблема культурной адаптации в деятельности христианских миссий в Китае».
Библиографический список
1. Архангелов С.А. Наши заграничные миссии. Очерк о русских духовных миссиях. СПб., 1899.
2. Бей-гуань: краткая история Российской духовной миссии в Китае: [сборник]. М.-Спб., 2006.
3. Дацышен В.Г. История Российской Духовной Миссии в Китае. Гонконг, 2010.
4. Дацышен В.Г. Митрополит Иннокентий (Пекинский). Гонконг, 2011.
5. ДенисовП.В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина. Чебоксары, 1993.
6. Денисов П.В. Слово о монахе Иакинфе Бичурине. Чебоксары. 2007.
7. Дионисий Поздняев, протоиерей. Православие в Китае (1900-1917). М., 1998.
8. Иванов П., свящ. Из истории христианства в Китае. М., 2005.
9. Исторический очерк христианской проповеди в Китае//В кн.: «Труды Киевской Духовной Академии», кн. IV. Киев, 1860. С.296-314.
10. ЛомановА.В. Проблема культурной адаптации в деятельности христианских миссий в Китае. Дисс. д.и.н. М., 2000.
11. Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. М., 2002.
12. Можаровский А. К истории нашей духовной миссии в Китае. // Русский архив-1886. №7. С.405-437.
13. Мясников В. Ф., Попова И. Ф. Вклад о. Иакинфа в мировую синологию. К 225-летию со дня рождения члена-корреспондента Н.Я. Бичурина//Вестник Российской Академии Наук. Т.72. 2002 г. №2. С.1099-1106.
14. Научная и духовно-миссионерская деятельность Н.Я. Бичурина: история и современное значение: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 230-летию со дня рождения Н.Я. Бичурина. Чебоксары, 18-20 октября 2007 г. Чебоксары, 2009.
15. Нестерова Е.И. Албазинцы и Русская Духовная Миссия в Пекине: страницы истории.// В кн: Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. 19-21 апреля 2000. Владивосток, 2000. С.140-144.
16. Николай (Адоратский), иеромонах. История Пекинской Духовной Миссии в первый период ее деятельности (1685-1745). //В кн.: История российской духовной миссии в Китае. М., 1997. С. 14-164.
17. Николай (Адоратский), иеромонах. Православная миссия в Китае за 200 лет ея существования. Казань, 1887.
18. Памятник христианской веры в Китае. Пер. с китайского языка Захаром Леонтьевским. Спб., 1834. ГПИБ, Кабинет Востока. Хмыровская коллекция. Китай. Т.8. №51. С.23; Покровительство китайского императора христианам. Вырезка из «Санкт-Петербургских ведомостей». 1851 г. №125. ГПИБ, Кабинет Востока Хмыровская коллекция. Китай. Т.8. №26; Рудинский Д. Христианство в Китае. Вырезка из «Херсонских епархиальных ведомостей». 1856. №8. Хмыровская коллекция. Китай. Т.12. №28; О распространении христианства в Китае. Вырезка из журнала «Вестник Европы», 1807, №5. С.63-66. ГПИБ, Кабинет Востока Хмыровская коллекция. Т.3.
19. Попов А.В. Из истории Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке (Китае, Корее и Японии).//В кн: Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. 19-21 апреля 2000. Владивосток, 2000. С. 149-154.
20. Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссии в Китае. Сборник статей. СПб., 1993.
References
1. ArhangelovS.A. Our foreign missions. Sketch about the Russian spiritual missions.. SPb., 1899.
2. Bej-guan': short history of the Russian spiritual mission in China: [collection of articles]. M.-Spb., 2006.
3. Dacyshen V.G. History of the Russian Spiritual Mission in China. Hong Kong, 2010.
4. Dacyshen V.G. Mitropolit Innokentij (Pekinskij). Hong Kong, 2011.
5. DenisovP.V. Life of the monk Iakinf Bichurin. Cheboksary, 1993.
6. Denisov P. V. Word about the monk Iakinf Bichurin. Cheboksary. 2007.
7. Dionisij Pozdnjaev, protoierej. Orthodoxy in China (1900-1917). M., 1998.
8. IvanovP., priest. From Christianity history in China. M., 2005.
9. Historical sketch of the Christian sermon in China//in the book.: Kiev Spiritual Akademi's works, v. IV. Kiev, 1860. Pp.296-314.
10. LomanovA.V. Problem of cultural adaptation in activity of Christian missions in China. Thesis of the doctor of historical sciences. M., 2000.
11. Lomanov A.V. Christianity and Chinese culture. M., 2002.
12. MozharovskijA. To history of our spiritual mission in China// Russian archive. 1886. №7. Pp.405-437.
13. Mjasnikov V.F., Popova I.F. Contribution of the priest Iakinf to world sinology. To the 225 anniversary since the birth of the corresponding member N. Ya. Bichurin// Messenger of the Russian Academy of Sciences. V.72. 2002. №2. Pp.1099-1106.
14. N. Ya. Bichurin's scientific and spiritual and missionary activity: history and modern value: materials of the International scientific and practical conference devoted to the 230 anniversary since the birth of N. Ya. Bichurin. Cheboksary, 18-20 oktjabrja 2007 g. Cheboksary, 2009.
15. Nesterova E.I. Albazintsa and Russian Spiritual Mission in Beijing: history pages.//In the book: Christianity in the Far East. Materials of the international scientific conference. 19-21 april 2000. Vladivostok, 2000. Pp.140-144.
16. Nikolaj (Adoratskij), hieromonk. History of the Beijing Spiritual Mission during the first period of its activity (1685-1745). // In the book: History of the Russian spiritual mission in China. M., 1997. Pp. 14-164.
17. Nikolaj (Adoratskij), hieromonk. Orthodox mission in China in 200 years of its existence. Kazan, 1887.
18. Monument of Christian belief in China. It is translated from Chinese by Zakhar Leontyevsky. Spb., 1834. State public historical library, East office. Hmyrov's collection. China.V.8. №51. P.23; Protection of the Chinese emperor Christians. Cutting from "The St. Petersburg sheets". 1851. №125. State public historical library, East office. Hmyrov's collection. China. T.8. №26; Rudinsky D. Hristianstvo in China. Cutting from "The Kherson diocesan sheets". 1856. №8. State public historical library, East office. Hmyrov's collection. China.T.12. №28; About Christianity distribution in China. Cutting from the «Bulletin of Europe» magazine, 1807, №5. P.63-66. State public historical library, East office. Hmyrov's collection. China. T.3.
19. Popov A.V. From Russian Orthodox Church history in the Far East (China, Korea and Japan).//In the book Christianity in the Far East. Materials of the international scientific conference. 19-21 april 2000. Vladivostok, 2000. Pp. 149-154
20. Orthodoxy in the Far East: 275 anniversary of the Russian spiritual mission in China. Collection of articles. SPb., 1993.